Главная страница
Навигация по странице:

  • «философия жизни»

  • БИЛЕТ 10 (КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ) Философия культуры О. Шпенглера

  • Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского

  • Культурологическая концепция "круговорота локальных цивилизаций" А. Тойнби

  • К. Леви-Стросс о происхождении и механизме развития культуры

  • Концепция осевого времени К. Ясперса

  • Культурологическая концепция Ф. Ницше (философия жизни, воля к власти, тип человека будущего - "сверхчеловек")

  • Культурология. Билет 1 (культурология. Культура) Культура


    Скачать 85.51 Kb.
    НазваниеБилет 1 (культурология. Культура) Культура
    АнкорКультурология
    Дата04.01.2022
    Размер85.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаekzamen_po_kulturologii.docx
    ТипДокументы
    #324117
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Марксизмнеклассическая философия

    Он верит в разум, но не рассматривает его в качестве главного средства совершенствования человека

    В к. 19в. возникает «философия жизни» (Дильтей, Бёргсон, Зиммель, Ницше, Шпенглер)

    Жизнь определяется исходя из внутреннего состояния человека – переживаний, определяющиеся культурой и историей

    Жизнь нельзя постичь путем рационализма, поскольку он несет утилитарный характер – на смену должны прийти интуитивные способы

    Дильтей – понимание

    Нише/Шпенглер – интуиция

    Средство познания жизни – искусство, в нем важна интуитивная сторона

    БИЛЕТ 10 (КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ)

    Философия культуры О. Шпенглера

    Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Его концепция культуры заключалась в том, что существуют разнообразные культуры со своей особенной судьбой.

    Показывает, что история – это совокупность независимых друг от друга культур. Каждой культуре соответствует свой тип человека и своя судьба. Какими-либо причинами характер культур объяснить невозможно. Культуры рождаются, утверждают свою творческую мощь, после чего умирают, превращаясь в цивилизации. 

    В шпенглерском понимании культура – это символически выраженная система, в которой реализует себя соответствующая душа. У каждой культуры есть своя собственная "душа", реализующаяся во множестве индивидуальных жизней.

    Шпенглер насчитывает восемь культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская, Византийско-Арабская, Западно-Европейская, Майя.

    Анализируя переход от культуры к цивилизации Шпенглер утверждает, что это переход от творческого созидания к окостенению, механической работе.

    Цикл жизни культуры – 10 веков

    Культура определяет эпоху, существует в разных формах (экономика, политика и др.)

    Только через эти формы можно судить об эпохи

    Культуре дано пройти возрастные ступени, которые соответствуют жизни отдельного человека:

    - Детство

    - Юность

    - Зрелость

    - Старость

    Резкий конфликт цивилизации и культур

    Цивилизация – симптом упадка культуры

    На стадии цивилизации люди – массы с низким уровнем культуры

    Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского

    Он различал десять культурно-исторических типов (Индийский, Китайский, Египетский, Древнесеметический, Еврейский, Иранский, Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический), Германо-Романский (Европейский)

    Данные типы вытеснили и сменили друг друга в истории. Любой народ или группа народов может составлять один культурно-исторический тип, если говорят на одном языке или на близких языках. Для возникновения цивилизации необходима политическая независимость. Чем разнообразнее этнографические элементы культурно-исторического типа, чем более независимы эти элементы, тем богаче и полнее цивилизация. Культурно-исторические типы похожи на одноплодные деревья, период роста которых продолжителен, а период цветения и плодоношения очень короток. Культурно-исторические типы существуют замкнуто и изолированно, ценности цивилизации не передаются друг другу.

    Культурологическая концепция "круговорота локальных цивилизаций" А. Тойнби

    Он показывает, что история человечества - совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций.

    Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой.

    Движущее начало цивилизации - "творческое меньшинство", которое ведёт за собой "инертное большинство". Специфика цивилизации определяется своеобразием "исторических вызовов" и ответов на них "меньшинства". Иногда "меньшинство" не в состоянии решить очередную социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а не авторитетом, становясь господствующим меньшинством - наступает надлом, возникает классовая борьба, приводящая к гибели. Анализируя преемственные цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.

    Цивилизации, по мнению Тойнби, имеют стадии:

    - Генезиса

    - Роста

    - Надлома

    - Распада

    К. Леви-Стросс о происхождении и механизме развития культуры

    По мнению Леви-Строса, для понимания сути культуры важно знать, как выглядит окружающий мир в восприятии людей, принадлежащих к различным культурам; человеческие ощущения не столько отражают, сколько кодируют окружающий человека мир, а все явления и процессы выражаются в виде символов.

    По Леви-Стросу, первоначальная связь между "самими вещами" и символами сознания, которая существовала еще в эпоху неолита, в процессе исторического развития человечества вытесняется в сферу бессознательного. Поэтому прямой путь к окружающему человека миру в процессе истории все больше загромождается различного рода символическими структурами.

    К счастью, по его мнению, еще сохранились традиционные общества, которым удастся ускользать от принципа изменения, — "холодные" общества. Их Леви-Строс противопоставляет "горячим" обществам, которые с эпохи неолита находятся в процессе постоянных изменений. В "холодных" обществах первоначальная связь между окружающим человека миром и символами его сознания еще не нарушена и не вытесняется в сферу бессознательного. Поэтому перед исследователем открываются уникальные возможности: первобытный человек выступает в качестве особого зеркала, позволяющего современному человеку увидеть свою сферу бессознательного и перебросить мост от природы к культуре.

    По мнению Леви-Строса, люди всегда думали одинаково, различны лишь объекты их мышления.

    Концепция осевого времени К. Ясперса

    К. Ясперс в отличие от Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера ориентируется на идею универсальности и всемирности истории.

    В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития

    человечества.

    Исторический процесс ограничен временными рамками, внутри которых история делится на четыре больших периода:

    - доистория

    - древние культуры

    - период «осевого времени»

    - технический век, рассвет которого относится к нашему времени

    Доистория – время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков и известных духовных ценностей.

    Это время лежит за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников.

    Древние культуры – Почти одновременно возникают древнейшие культуры: шумеро-вавилонская, египетская, индийская культура, китайская культура.

    Основной чертой культуры этого периода является наличие письменности.

    Третий период – культура «осевого времени». Ясперс отмечает наиболее важные и сходные по смыслу и значению события и процессы в духовной сфере. В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, в Индии жил Будда, в Иране – Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона.

    Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день.

    Осевое время служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории. Осевое время служит масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое значение отдельных народов для человечества в целом.

    Четвертый период Ясперс связывает с рождением научно-технической эры (конец средневековья в Европе), утверждается в 17 в., приобретает всеохватывающий характер с к. 18 в. и

    получает чрезвычайно быстрое развитие в 20 в.

    Культурологическая концепция Ф. Ницше (философия жизни, воля к власти, тип человека будущего - "сверхчеловек")

    Центральные понятия – воля к власти/сверхчеловек/нигилизм

    Нигилизм – необходимость переоценки всех существующих в обществе ценностей

    Воля к власти – определяющий фактор развития человека

    Интеллект парализует волю к власти т. к. подменяет действие человека резонерству (причине)

    Христианство увлекает человека в ничто – его нужно отбросить

    Мораль подрывает волю к власти, т. к. мораль проповедует любовь к ближнему

    Существует мораль рабов и хозяев, раньше были хозяева, а теперь рабы, т. к. они победили за счет своего числа

    Признает: равенство, соц. справедливости, имморализм

    Воля к власти – основа права сильного

    История: регресс, декаданс, порожденный культурой упадок

    Сверхчеловек – господство человека над землей, прирожденный аристократ, не связанный с моралью

    Праобраз: римская и арабская знать, гомеровские герои, скандинавские викинги

    Идеал: Наполеон – синтез бесчеловечия и сверхчеловечия

    Идеи о сверхчеловеке были взяты с идеологии гитлеровской Германии для обоснования превосходства арийской расы над другими народами

    Сверхчеловека нет среди нас, его нужно вырастить

    Нужна новая религия, основанная на мифологизации власти

    Нужна Новая Библия

    Возведение в Абсолют воли, нерациональности

    В основе любой культуры лежит два начала:

    - Аполлоническое

    - Дионисийское

    Современная культура уходит в античную культуру

    Она развивается, преодолевая противоборство двух инстинктов, побеждая то один, то другой

    Идеал – равновесие

    Аполлон – бог пластичного искусства – умеренность, красота, покой, гармония

    Дионисий – бог раскованности – свобода природы и инстинктов, не покой, чрезмерность

    Почитание Аполлона – господство пластичного искусства, появление искусства Гомера, возникновение христианства, искусство Возрождения

    Почитание Дионисия – греческая трагедия, пессимизм, нигилизм, музыка

    Абсолютизация Аполлона ведет к застою в культуре

    Абсолютизация Дионисия ведет к разуму и протесту

    Человек – природен

    Человеческая жизнь в биологическом смысле

    В культуре нет подлинной нравственности

    1968г – студенческие волнения

    Основа выступления: существующая система образования, культуры, ценностей, прошлой морали своих родителей

    Дети покидают дома и объединяются в коммуны

    Зарождение хиппи/панк и др. – революции

    В качестве теоретического источника обращение к творчеству Ницше с его идеей и переоценки ценностей

    Ницше считают основателем «контркультуры»
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта