Билет 1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека
Скачать 493.66 Kb.
|
Роль объективных и субъективных факторов в решении современных глобальных проблем. Экологическое сознание и культура. Государственное и правовое регулирование процессов решения глобальных проблем. Идея установления общемирового порядка и управления жизнедеятельностью людей из единого центра - не новая для человечества. В разные исторические периоды и в разных масштабах она была опробована Александром Македонским, Юлием Цезарем, Чингиз-ханом, Наполеоном, а также в ходе европейской, особенно английской, колониальной экспансии и при создании великих империй, например Римской. В начале ХХ века широко рассматривалась идея создания единой общечеловеческой «нации будущего». В 1913 г. известный фантаст Герберт Уэллс призвал все нации отказаться от независимости и передать власть единому Мировому правительству. В этой акции виделись только блага, связанные с возможностью остановить войны между государствами и дружно строить на планете новый мир. Идею установления единого порядка на Земле пытались реализовать марксисты-ленинцы - через «мировую революцию», затем - гитлеровский национал-социализм, успевший продемонстрировать всему миру достоинства «нового порядка». Итогом этих попыток стали мировые («горячие» и «холодные») войны, десятки миллионов погибших, страдания сотен миллионов людей, откровенный геноцид в отношении отдельных социальных групп и народов. С заявками на приведение мира к единому порядку выступают также фундаменталисты ряда мировых религий и лидеры тоталитарных сект. В течение многих столетий человечество настойчиво искало варианты благополучного разрешения своих проблем через изменение общественного строя, через замену одних властных порядков другими. Людей постоянно грела вера в возможность достижения жизненного благополучия через изменение социально-государственного устройства. Искать причину своих бед внутри себя человеку было сложно. Логичнее казалось обвинить во всем внешние обстоятельства и добиваться их перестройки - как можно быстрее и как можно радикальнее. Поэтому любая революционная идея такого рода с обещаниями коммунистического или капиталистического «рая» беспрепятственно проникала в умы людей, надежно «овладевала массами». Их авторы были самыми популярными пророками ХХ века. В итоге прошлое столетие дало такой калейдоскоп переходов от одной системы правления к другой, какого не знала вся человеческая история. Социальные преобразования непрерывно сотрясали планету. Все появляющиеся на политической арене силы, не скупясь, обещали людям благополучие, порядок, «сытость», в качестве приправы - разные вариации свободы. Им охотно верили - даже тем, кто приходил с подобными обещаниями не в первый раз. Однако закономерность проявилась лишь в одном: неизменно эти «благодетели», ввиду обнаружившейся несостоятельности предлагаемых ими социальных схем, рано или поздно были вынуждены оставить власть. Никому не удалось обеспечить счастливую жизнь путем изменения общественного строя - как писал Ф. Ницше, заставить «истину стоять вверх ногами». В течение веков были опробованы, казалось бы, все мыслимые и немыслимые варианты организации жизни людей. Только в некоторых, очень немногих, странах удалось создать достаточно высокий уровень материального благополучия, но не то психологическое состояние, которое позволяло бы людям называть себя счастливо живущими. Постепенно осознаются слова Ф. Ницше о том, что любая трансформация общественного устройства есть не более чем смена «смирительной рубашки» или «бунт в тюрьме», неизбежно заканчивающийся, даже при кажущемся успехе бунтовщиков, лишь усилением охраны, установлением более жестких правил содержания заключенных. ХХ век дал возможность России убедиться в истинности этих слов с особой наглядностью. Однако отдельные политики наиболее сильных стран убеждены, что если не удается создать идеальный порядок в отдельных странах, удастся на планете в целом; нужен - мировой порядок. Мир должен перенять американскую систему. Сама американская система может выжить в Америке, лишь став системой всего мира. Гарри Трумэн, 1947 г. К концу 70-х годов прошлого столетия в общественное сознание активно внедряется понятие «глобализация» (от англ. global - всеобщий, охватывающий весь земной шар). Интерес к ней подогревается все более очевидной необходимостью сплотиться для решения общепланетарных проблем, связанных, в частности, с нарастанием ядерной опасности, экологическими кризисами, обострением политических и экономических противоречий между ведущими странами мира на апогее «холодной войны», продолжающимся распространением голода и эпидемий на планете. Казалось, через полное единение человечество добьется, наконец, того, что не удавалось осуществить в отдельных странах и регионах. Одновременно эта идея как бы раскрывала причины всех предыдущих неудач. Она стала, по сути, последним идеологическим прибежищем, «последней надеждой и опьянением» (Ницше), тех, кто неуклонно верил в возможность создания счастливой жизни на Земле через общественные преобразования. Кроме того, к этому времени принципиально изменились возможности человечества в деле решения столь грандиозной задачи, сложились другие технические условия и иная система политических, экономических и информационных отношений между странами, появились и новые идеологии объединения мира. Стремление к единой цивилизации в который раз стало идеей социальных реформаторов, их теорией и практикой. Однако следует различать полезность глобализации связи, транспорта, торговли и опасность глобализации в сфере национального сознания, образа жизни и самовыражения. |