Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 38

  • Билет 39

  • Билет 40

  • Билет 1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека


    Скачать 493.66 Kb.
    НазваниеБилет 1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека
    Анкорfilosofia_otvety_2.docx
    Дата19.12.2017
    Размер493.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety_2.docx
    ТипДокументы
    #12182
    страница17 из 23
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23

    Философский анализ сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.

    Человек - представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек - это живая система, представляющая единство трех составляющих:
    4) биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.)

    психического (чувства, воображения, память, мышление, воля, характер и т.д.)
    социального (мировоззрение, ценностные установки, знания и умения и т.п.)
    Он существо целостное - соединяет в себе физическое, психическое и духовное начало; универсальное - способное к любому виду деятельности; уникальное - открытое миру, неповторимое, свободное, творческое, стремящееся к самосовершенствованию и само-преодолению. Если относительно двух последних характеристик сомнений у ученых не возникает, то относительно целостности велись и ведутся ожесточенные споры.
    Индивидуальный человек - часть живой природой, он неповторим в силу своих биологических особенностей (генетического кода, веса, роста, темперамента и т.д.). Однако стать человеком он может только в обществе: будучи оторванным от общества, например, в младенческом обществе, человеческое существо развивается как биологическая особь, но безвозвратно утрачивает способность стать полноценным человеком (овладеть речью, навыками общения, обучиться труду, интеллектуальная деятельность тоже для него недоступна). Несомненно, человек по своей природе и биологическое, и социальное существо. Но каково соотношение этих двух начал, является ли одно из них определяющим - это предмет научных дискуссий. Существует два основных подхода в решении этой проблемы: биологизаторский и социологизаторский. Каждый из которых, абсолютизирует какую-то одну природу (биологическую или социальную) человека.

    Сторонники биологизаторских концепций стремятся объяснить человека, исходя только из его биологического начала, и совершенно игнорируют влияние общества или собственный выбор личности. Так, Т.Мальтус (ХУ111 в.) предложил рассматривать общественную жизнь как арену борьбы отдельных людей за свое существование, где побеждают сильнейшие, а слабые обречены на гибель (по аналогии с животным миром). Социал-дарвинизм на рубеже Х1Х-ХХ вв. продолжают эту идею, вооружившись учением Ч.Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социобиология в ХХ в. делает акцент на генетической наследственности. Поведение человека так же, как и животного, генетически определено и никто не может преодолеть влияние своей наследственности, какой бы она не была - плохой или хорошей (общество здесь тоже не помощник). Расистские концепции, заявляют о превосходстве одних людей над другими по признаку принадлежности к «высшим» или «низшим» расам, что ярко проявилось в фашистской идеологии, призывавшей к «расовой чистоте» и «расовой гигиене». В большей степени эти идеи опирались на евгенику - учение о том, какими средствами и каким образом можно достигать «высшего качества наследственности человека». Фрейдизм с его пониманием культуры как сублимации сексуальных влечений тоже относится к биологизаторскому направлению.
    Социологизаторские концепции, напротив, абсолютизируют влияние общества на формирование человека. Какова социальная среда, окружающая человека, таков и он сам. В нем, как в зеркале отражаются пороки общества или его добродетели. Злым человека делает несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Создайте человеку идеальные условия, и он будет совершенным. Такова установка всего социального утопизма, начиная с эпохи Просвещения, заканчивая К.Марксом, и его воплощением в действительность - социализмом. Однако, в действительности оказалось все сложнее. Человек - это не tabula rasa (чистая доска), на которой общество пишет свои письмена (какие захочет). Не учитываются не только генетические особенности данного индивида, но и сознательный свободный выбор ценностей и направления жизненного движения, зачастую совершенно необъяснимый (и противоположный) окружающей социальной средой.

    В формировании человеческой личности играют большую роль и биологические задатки, и социальное воспитание и собственный выбор (Я). Ни одно из этих трех факторов современная наука не называет в качестве определяющего. Все важно и необходимо. Человек - это целостная система, открытая миру и возможностям.

    Билет 38

    Человек, индивид, индивидуальность, личность. Личность и условия ее формирования. Структура личности.

    Положение Маркса «бытие определяет сознание» уточняется Рубинштейном.  Он  в середине 30-х гг. ухитрился дополнить Маркса. Два  аспекта  этого  принципа:

    1. сознание впервые порождается в деятельности, возникает ради  деятельности (это и есть «бытие определяет сознание»);

    2. когда  сознание  уже  возникло,  оно становится частью бытия (этого Маркс  не  сказал,  но  мог  бы  сказать; почти  сказал,  но  что-то  помешало).   Деятельность   человека,   по   Р., -взаимодействие  внешних  и  внутренних  условий.  Внешние  –  природные   и социальные условия. Внутренние – субъект  деятельности.   Под  субъектом  мы понимаем носителя активности. Исходя из этого,  мы можем заключить, что  любая деятельность   подразумевает   активность    и    пристрастность    субъекта (психическое  отражение  в  деятельности,  а  оно   активно;   в   оппозицию реактивной,  пассивной   природе   человека   –   человек   как   машина  бихевиоризме). В чем проявляется  активность  субъекта  в  деятельности:

    1.Деятельность в зависимости от различного рода ценностей,  целей,  установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность  направленность  деятельности  субъекта.  Здесь  мы  находим   пристрастность субъекта.  Различная  глубина  вкладов  субъекта  в  психическое   отражение проявляется  на  разных  уровнях  –  от   избирательности   восприятия,   до пристрастности отражения,  обусловленной  мотивами  личности.  Это  отвечает формуле Рубинштейна: внешние причины действуют через внутренние условия.

    2. Психические  процессы как творческие, продуктивные, как процессы  порождения психического   образа.   Если   рассматривать   поведение   как   реактивное приспособление,  то  в  возникновении  психического  отражения  нет  необходимости,  а  все  реагирование  субъекта  может   быть   основано   на врожденные механизмы. Правильность  этого  взгляда  имеет  подтверждение  в факте, что в реальной жизни, как правило, нам приходиться встречаться с  плохо сформулированными задачами. Эти  ситуации  имеют  следующие  черты:

    а)  они содержат неопределенность, и мало указаний на то, что же  требуется  делать;

    б) для решения постоянно приходится обращаться к частным,  разовым  способам решения, применимые к данному конкретному случаю. Т.е. стандартного  шаблона для всех ситуаций не напасешься.

    Бернштейн:  моторное  запоминание,  как  активная  творческая  деятельность, чтобы человек не делал – всегда и всюду он занимается  преодолением  сил  из категории неподвластной, непредусмотренной и не   быть  преодоленными никаким стереотипом движения, управляемым только изнутри. Нет шаблона.  Идет  активное построение движения.

    3.  Самодвижение   деятельности,   активность   субъекта   как   необходимый внутренний момент его саморазвития. Человеку присуща  явно  неадаптивная  по своей природе тенденция действовать как бы  вопреки  адаптивным  побуждениям над порогом  внутренней  и  внешней  необходимости.  В  основе  этого  лежит над ситуативная  активность   (активность   вопреки   установкам   конкретной деятельности).

    Таким образом, мы выделили три группы факторов активности  субъекта.  Но  мы не можем говорить о субъекте  как  однородном  образовании.  Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон  субъекта: индивид,  личность,  индивидуальность.  Когда  мы   говорим   об   отдельном субъекте, как представители вида  –  мы  называем  его  индивидом.   Понятии индивид  выражает неделимость,  целостность   и   особенности   конкретного субъекта.  Индивид  как целостность  (системный   характер   связей   между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения)  – это  продукт  биологической  эволюции,   генотипическое   образование.   При выделении понятия индивид,  отвечают  на  вопрос  –  в  чем  данный  человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет  его  с  другими  людьми.  Но формирование индивида происходит и  в  онтогенезе,  прижизненно.  Поэтому  в

    характеристику индивида входят сплавы врожденных  и  приобретенных  реакций.

    Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического  развития  в определенных внешних условиях, не является калькой этих  условий,  а  именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.

    Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается  индивид обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в  которые индивид  вовлекается.  Индивид  не  порождает  личность,  не   является   ее основанием и детерминантом, а представляет собой  предпосылку  возникновения Я и необходимое условие ее существования. Личность человека  производится  – создается общественными отношениями, в  которые  человек  вступает  в  своей деятельности. Значит реальным базисом  личности  является  совокупность  его общественных по  своей  природе  отношений  к  миру,  но  отношений  которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее  совокупностью  его многообразных   деятельностей.   Личность   характеризуется    иерархичекими отношениями деятельностей.  Их  особенностью  является  их  отвязанность  от состояний  организма.  Эти  иерархии  деятельностей  порождаются  в  системе отношений, в  которые  вступает  субъект.   Субъекта   нельзя  рассматривать изолировано от  мира.  Субъект  включен  в  три  сферы:  природа,  общество, культура. Природный субъект – это субъект активного, гибкого  приспособления к  изменяющимся  условиям  окружающей  среды.  Общественный  субъект  –  это субъект присвоения и  правильного  использования  коллективных  сознательных представлений,  способов  поведения,  имеющихся  в  определенном   обществе.

    Культурный субъект  –  субъект  самостоятельного  и  ответственного  решения  собственных  (важных,  значимых)   проблем,   на   основе   общечеловеческих  культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора  в  неопределенной  ситуации) (моральная стойкость, способность принимать  решения  и  нести  за них ответственность, способность к управлению своей  эмоциональной  сферой).

    Из этой схемы – индивид  –  природный  субъект.  Личность  по  А.Н.Леонтьеву  вкладывается во второй и третий субъекты. Но есть взгляды (Петухов,  Столин)  видеть личность только в третьем субъекте, а  второго  интерпретировать  как социальный индивид.

    Индивидуальность –  человек,  характеризуемый  со  стороны  своих  социально значимых  отличий   от   других   (конкретный   человек).   Индивидуальность  проявляется  в  каждом  из  этих  субъектов:  природная  индивидуальность  – физическое  здоровье,  красота,  природная  сила,   телосложение   и   т.д.; социальная индивидуальность – степень  индивидуального  овладения  принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных  знаний  и т.д.; культурная индивидуальность.

    Билет 39

    Личность как субъект социальных связей и отношений. Понятие социализации.

    С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала жизни он включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

    Социализация личности — это двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроизводства и наращивания систем социальных связей и отнощений, в которых он развивается, — с другой.

    Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя саму.

    Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:
    а)  нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;
    б)   культура труда производственной и других видов деятельности.
    В таком случае становление и развитие личности как процесс овладения индивидом социальным опытом и его приумножения в своем развитии может быть представлен двумя условными этапами.

    Первый состоит в формировании и закреплении основных социальных и психологических ценностей человека: трудовых, нравственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности.

    Кроме того, осуществляется и процесс овладения человеком той или иной профессией, специальностью. Это этап профессиональной социализации личности. Оба этапа взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социализации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом.

    Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых социальных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.

    Личность выступает в качестве активного субъекта социализации. Более того, пожалуй, даже и процесс социальной адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослого возраста. Социализация личности, образно говоря, о типу относится к процессам «с неопределенным концом», отя и с определенной целью. И продолжается этот процесс епрерывно на протяжении всего онтогенеза человека. Из это-; следует, что социализация не только никогда не завершатся, но и никогда не бывает полной.

    Социализация личности осуществляется в процессе адаптации к окружающей среде и к социальным отношениям.

    Различают два вида адаптации: биофизиологическую и психологическую.Биофизиологическая адаптация личности — приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и др. внешним физическим условиям и воздействиям), а также к изменениям и в самом себе. Характерным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные средства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются способности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

    Психологическая адаптация представляет собой процесс приближения внутреннего мира личности к социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

    Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сферы жизнедеятельности человека, то и в его психологической адаптации присутствует социальная и экологическая составляющие.

    Социальная адаптация — это процесс вхождения личности в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.

    Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:
    •  социально-психологической сфере жизнедеятельности личности — системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею различных социально-психологических ролей, поэтому различают социально-психологическую адаптацию личности;
    •  сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.

    В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию. Считается, чтопервичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Характер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и несколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направлениях — становление человека как личности и становление человека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

    Социально-психологическая адаптация личности — это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) — положение личности в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

    В процессе социально-психологической адаптации личность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления такой адаптации повышается адаптированность личности. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и ее деятельности в тех или иных обстоятельствах. Адаптированность личности может быть:
    •  внутренней, проявляющейся в форме перестройки ее функциональных структур и систем личности при определенной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности;
    •  внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет место так называемая инструментальная адаптация личности;
    •  смешанной, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в то же время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и свою самостоятельность.

    Социально-психологическая адаптация бывает двух типов:
    1)   прогрессивной, которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации которой достигается единство, с одной стороны, интересов, целей личности, и групп общества в целом — с другой;
    2)  регрессивной, которая появляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

    Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности, испытать чувство собственного достоинства.

    Только прогрессивная адаптация может способствовать подлинной социализации личности, тогда как длительная приверженность к конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адаптивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.

    Социализация и психологическая адаптация — процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности — это процесс формирования и становления личности через овладение ею социальным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализации личности.

    Однако не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности, например ее конформное поведение. Вместе с тем полная внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождественной процессу ее социализации.

    Другим механизмом социализации личности выступает воспитание — управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закрепляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существующие в обществе.

    Билет 40
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   23


    написать администратору сайта