Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 32

  • Многообразие видов познания.

  • Билет 1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека


    Скачать 493.66 Kb.
    НазваниеБилет 1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека
    Анкорfilosofia_otvety_2.docx
    Дата19.12.2017
    Размер493.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety_2.docx
    ТипДокументы
    #12182
    страница14 из 23
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

    Структура и функции сознания. Сознание и мышление. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное

    СОЗНАНИЕ в философии, соотнесенность знаний (сознание), т, е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.

    В рамках материалистической традиции понятие "С." характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. С. представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей.

    В истории философии можно выделить различные традиции анализа С.

    В античности возникают различные концепции сознания. Демокрит считал, что мысли состоят из легких атомов, т. е, сознание материально. В античности ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к единому принципу и началу миропорядка. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса, изображаемого в виде совершенного живого существа. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире.

    Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям.

    В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С, предстает как самосознание, саморефлексия. Для Декарта С. — субстанция особого рода. Лейбниц признает психически деятельными субстанциями монады — неделимые первоэлементы бытия. Он вводит в философию понятие апперцепции, которое означает акт перехода бессознательных психических состояний и восприятий в отчетливо осознаваемые представления, в понимание, что они находятся в С. индивида. Наряду с субстанциальным подходом в философии Нового времени формируется также натуралистически-функциональный подход к объяснение С. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры.

    Концепцию сознания в кантовской философии определяется иначе. Место апперцепции как сознания, сопровождающего перцепции, занимает синтетическое единство сознания, которое выстраивает объект и благодаря этому — свою самотождественность как постоянную соотнесенность с самим собой в процессе конструирования объекта (по Канту: «Мы не можем мыслить линию, не проводя ее мысленно»), являясь тем самым условием превращения созерцания в объект. Воздействие рассудка на чувственность, т.е. привнесение связи в само по себе аморфное «многообразие» осуществляется через схемы времени – продукты силы воображения.

    Кант структурирует сознание: (1) наши ощущения, чувства дают нам отдельные сведения о свойствах предметов и явлений; (2) практический разум/рассудок — анализирует данные чувств, отбросить не существенное и выделить существенные, обобщает, формирует понятия, законы; (3) чистый разум — приобщает нас к трансцендентному.

    Предпосылками становления С. в марксизме выступают: эволюция свойства отражения, присущего материи, развитие зачаточного интеллекта животных; переход особой ветви гоминид от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта, который закрепляется в семиотических системах, положивших начало формированию культуры как особого мира человека.

    Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самого себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Совершается вычленение некоторого дорефлексивного уровня С. и описание последнего в его сущностной "чистоте" и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр).

    Основные функции сознания.

    Первая и важнейшая — познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке.

    Вторая, тесно связанная с первой, — творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению — один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

    Третья функция — регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

    Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

    Можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

    Сознание — это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то самосознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

    Важный элемент сознания — внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. K эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

    Важнейшей составляющей сознания является самосознание.

    Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно и возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня, Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

    Самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

    Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.

    Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы c предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - эго такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредотачивает внимание самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставлении с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

    Самосознание включает в себя процессы самопознания, самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется и фундируется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самого себя, т. е. "вовнутрь". С. есть осознание собственных ценностно -символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и с самим собой. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Сознание — важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.

    Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время австрийский врач-психиатр и философ Зигмунд Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного. Все влечения человека, по Фрейду, сводились кроме сексуального (либидо) еще и к «инстинкту смерти» - Танатосу. Под инстинктом смерти Фрейд понимал стремление организма к возвращению в безжизненное состояние, желание стать неодушевленной материей. На основе этих позиций психоанализа была написана в l923 году книга «Я и Оно». В отличие от прежних воззрений, когда психоанализ исходил из трех уровней организации психической жизни — бессознательного, предсознательного и сознательного, в этой книге представлена новая модель Фрейда. Согласно этой модели психические инстанции обозначаются терминами: Ид, Эго, Супер-эго.

    Ид - это примитивная часть человеческой личности (Оно), она включает все генетически первичные части личности, подчинена принципу удовольствия, не признает конфликтов. Эту часть Фрейд считает первоначально иррациональной и аморальной. Но требованиям этой части личности подчиняется другая часть (инстанция) личности — Я (Эго). Эго и отличие от Ид вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к требованиям среды, в которой существует личность. Принято называть эту часть личности посредником между стимулами из глубин организма и из среды, в которой живет личность. Эго отвечает за сохранение опыта внешних воздействий в памяти личности, контролирует требования инстинктов (происходящих от Ид) и это позволяет избегать угрожающие влияния. Третий уровень психической жизни личности — это Супер-эго, эта инстанция является источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Супер-эго является продуктом влияний, исходящих от других людей, включая и родителей и людей из окружающей социальной среды. Супер-эго возникает в детстве, связано с Эдиповым комплексом (идентификации с отцом) и служит моделью для ребенка.

    Ид вырастает из наследственного опыта, Эго формируется из индивидуального опыта, а Супер-эго формируется как результат влияния других людей. Функции инстанций описываются 3. Фрейдом так. Если Эго примет решение или совершит поступок в угоду Ид, но в противовес Супер-эго, то Эго испытывает наказание в виде укоров совести и чувства вины. Причем Фрейд считает, что Супер-эго черпает энергию у Ид и поэтому действует жестоко.

    Модель личности из Ид, Эго и Супер-эго предполагает сложность мотивационных структур поведения человека, причем биологическое сводилось к либидо, социальное к сексуальной направленности, Эго согласовывал требования реальности, бессознательного и Супер-эго. Получалось, что сознание и Я не являются идентичными.

    По Карлу Юнгу, ученику Фрейда, Б. состоит из трех слоев:

    1) "личностного Б." - поверхностного слоя Б., включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности;

    2) "коллективного Б. — врожденного глубокого слоя Б., общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни; «содержаниями коллективного Б.», в основном, являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения;

    3) "психоидного Б." — наиболее фундаментального уровня Б., обладающего свойствами, общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

    Предпосылки возникновения сознания является присущее всей материи свойство отражения.

    Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления, и т.д.

    Категории отражения:

    (1) Отражаемое – то, что воздействует, отражается;

    (2) Отражающее — то, что отражает;

    (3) Отражает или непосредственно «след».

    Отражение характеризуется рядом свойств:

    1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию;

    2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему;

    3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль.

    Виды отражения:

    1) Физическое — присуще неживой природе;

    2) Биологическое — присуще живой природе. Отражением является наследственность (способность сохранять родовые признаки);

    3) Социально-психическое — присуще человеку и высшим приматам.

    Отражаемым для человека является весь мир. Отражающее — мозг. Отражение — это образ мира, они открываются в виде понятий = идеальные образы.

    Билет 32

    Познание, знание. Субъект, объект, результат познания. Знание и вера.

    Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу , познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. Теория познания развивалась вместе со всей философией на протяжении всей ее всемирной истории. Нельзя назвать ни одного мыслителя, чтобы он с тем или иным успехом и оригинальностью не разрабатывал проблем познания.

    Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

    Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые исследуют объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; одни добывают знания, а другие — знания о знании, столь важные и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения.

    Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Таким образом, гносеология — это знание о знании. Поэтому часть специалистов предпочитает говорить именно о теории знания, а не «познания», так как в последнем слове оттенок познавательного процесса выражен сильнее.

    Познание предполагает творческое к себе отношение, придумывание хитрых приемов экспериментирования, изощренных методов наблюдения, якобы как можно эффективнее вторгнуться мыслью в то, что лежит и ждет», когда его найдут. В этом отношении познание похоже на поиски клада.

    На современном уровне теория познания являет собой результат обобщения всей истории развития познания мира. Она исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях. Но человек не мог бы познать истинное как истинное, если бы не делал ошибок, поэтому теория познания исследует также и то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

    Многообразие видов познания. Тип знания тесно связан с особенностями познающего субъекта.

    Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

    Научные знания. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

    Практическое знание. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой, завещанном человеку в первые дни бытия. Преобразуя мир, практика преобразует и человека; она связана с социальностью.

    Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23


    написать администратору сайта