Билет 1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека
Скачать 493.66 Kb.
|
Диалектика и метафизика, их историческое место и значение Существуют разл. определения диалектики: учение о движении, учение о всеобщих законах, движение внешнего мира и мышления, учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления, учение о всеобщей универсальной связи, учение об единстве противоположности. Наиболее общее определение: диалектика – учение о движении. Метафизика – учение о сущности бытия о его первоначалах, или первопричинах. В противоположность диалектике метафизика утверждает неизменность, устойчивость бытия. И Д. и М. явл. не только опред. теориями, но и методами, способами мышления и действия. В истории философии взаимосвязь Д. и М. противоречива. На всех этапах наблюдается их борьба друг с другом. В истории Д. также прослеж. столкновение разл. точек зрения: объективной Д. (Д. бытия) и субъективной Д. (Д. мышления и познания). К историческим формам Д. и М. можно отнести учения, разраб. в опред. периоды общественного развития. Мифологическая форма Д. – зарождаются такие Д-ие идени, как идея о всеобщей универсальной связи (все превращ. во все), идея развития (мифол-ий креационизм). Здесь же рассм. такие диалектич противоположности как рождение и смерть (идея бессмертия как возрождения богов). В общем мифологич. Д. была стихийной и фантастической. Античная Д. – размежевание М. и Д. Космос с одной стороны мировое завершенное целое, с другой внутри него происходит нерерывное движение. космос совмешал в себе противоположности покоя и изменчивости. Гераклит – представитель наивной диалектики: "Все течет, все меняется". В отриц. форме объективная Д. разараб. Элиатами: Зенон обосновывал неизменность, вечность, единство бытия, опровергал движение (апории). Термин Д. принадлежит Сократу (искусство ведения спора, беседы). Его ученик Платон детально разрабатывал Д. мышления и бытия. Дальнейшее развитие объективной Д. бытия в учении Аристотеля. Однако он в своих Д.-их рассуждениях был непоследователен: для объяснения процесса оформления материи он ввел понятие перводвигателя (метафизика, т.к. вводится внешняя сила). Основателем античной М. явл. Парменид. В средние века проблематика Д. и М. переходит в область теологии. В общем господствует М., что объясняется религиозными догмами. Источником самодвижения бытия явл. бог, который творит все сущее – религиозный креационизм. Идея поступательного линейного направленного развития, иерархичность бытия. Яркий представитель субъективной Д. средневековья П. Абеляр. В эпоху возрождения диалектика бытия разрабатывается в натурфилософии. Ярк. представитель Д. Бруно, н. Кузанский (учение о минимумах и максимумах, о совпадении конечного и бесконечного). В Новое время проблематика М. и Д. перемещается в сферу познания. Д. и М. начинают противопоставляться как противоположные методы мышления. Однако в связи с тем, что естествознание носило собирательный характер, доминировали аналитические методы (М.) вплоть до И. Канта (17-18 вв.). Наибольший вклад в развитие диалектики нового времени вносит немецкая классическая философия. В учении Канта Д. и М. как бы уживаются друг с другом. Кант пытался рационально обосновать Д. Гегель внес наибольший вклад в развитие идеалистической диалектики, открыл ее основные законы, разработал систему категорий Д., диалектический метод и попытался применить его к объяснению всего мирового процесса развития. Но его диалектический метод вступил в противоречие с метафизически созданной им системой. Новый этап в развитии Д. связывается с именами Маркса и Энгельса. Их диалектика явл. материалистической. Они исследовали Д. реальных процессов природы и общества, исп. естествознание и общественное знание. Дальнейшее развитие этой формы Д. связано с именем Ленина и отечественными философами. В современной зарубежной философии разрабатывается метафизика бытия. Д. же рассм. преимущественно как Д. сознания. В ней представлены разл. варианты Д.: негативная Д. франкфуртской школы; экзистенциальная Д.; Д. комплементарности (дополнительности). Ряд зарубежных философов довольно скептически относятся ко всем вариантам диалектики Билет 29 Законы диалектики. 1. закон единства и борьбы противоположностей; Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). . “Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Различают виды противоречий: 1. Антагонистические и неантагонистические. Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие. Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества. 2. Внутренние и внешние. Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением). Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой). 3. Основные и неосновные. Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета. Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета. Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество – 1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами. 2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов 3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен. 4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии. Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета. 3. закон отрицания отрицания Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления). Билет 30 Сознание, его сущность и происхождение. Идеальное и материальное. Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория. Ф.М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания. В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.). Некоторые субъективные идеалисты заявляли, что наш мозг не есть обиталище мышления (Авенариус). Материализм исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно есть свойство материи. Однако само это свойство понималось по-разному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, zoe – жизнь) считал, что сознание является свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). Панпсихизм (от греч. pan – все, psuche – душа) также признает всеобщую одушевленность природы (К. Циолковский). С точки зрения диалектического и современного материализма сознание - это функция мозга, отражение внешнего мира. Неотделимость сознания от материи не означает их тождества. Они существуют реально. Но это различные реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – это субъективная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Образ иглы не колет, образ ножа не режет, образ воды не утоляет жажду. Материя, ее виды, уровни – материальный прообраз, сознание – это идеальный образ, идеальная копия материального. Уже это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль так же, как почки – мочу, печень – желчь, желудок – желудочный сок (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Но противопоставление материи и сознания возможно лишь в рамках основного вопроса философии (что первично), за пределами этого вопроса такое противопоставление относительно и просто ненаучно. Что же такое сознание и какова его структура? Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, сущность которой заключается в целенаправленном, осмысленном и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой. Структура сознания: 1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире. 2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления. 3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум. 4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д. 5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д. Здесь внутренний мир человека выступает объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя. Сознание не исчерпывает всего содержания психики человека, в ней имеется еще и бессознательный пласт (сфера инстинктов и безотчетных влечений). Исследование бессознательного пласта человеческой психики связано с именем австрийского врача, невропатолога, психиатра З. Фрейда. Как возникло сознание? С позиций диалектического материализма сознание – это продукт длительного исторического развития самой материи, которая в ходе эволюции от неживой к живой порождала все более сложные формы отражения. Следовательно, истоки высшей формы отражения (сознания) следует искать в самой материи, ее эволюции. Отражение – это всеобщее свойство материи, это способность всей материи удерживать, сохранять следы, результаты взаимодействия в своем внутреннем состоянии, своей структуре. Отражение – это своеобразная «память» материальных объектов о предшествующем взаимодействии. Отражение всегда выступает как результат взаимодействия. Материя неоднородна по своему строению, уровню организации. Следовательно, можно сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Выделяют следующие фазы, ступени, уровни отражения. I. Неорганическая материя. Ей присущи механическая, физическая, химическая формы отражения. II. Органическая материя. Для этого уровня основными формами отражения являются раздражимость, чувствительность животных и психическое отражение высших животных. Основной чертой отражения на уровне органической материи является избирательность, т.е. способность живого реагировать в соответствии с потребностями организма. III. Социальная материя. Этому уровню свойственны две формы отражения: чувственная (в виде ощущений, восприятий, представлений); теоретическая (в виде понятий, суждений, умозаключений). Физиологическая (материальная) основа психики животных и сознания человека в принципе едина – это высокоразвитая нервная система «во главе» с головным мозгом, осуществляющая высшую нервную деятельность. Тем не менее, сознанием обладает только человек. Материализм исходит из того, что сознание – не природный фактор, не природное достояние, хотя и имеет своим материальным основанием природой созданный субстрат. Сознание в своей сущности есть социальное явление. Ч. Дарвин сконцентрировал свое внимание на эволюции самой природы, приведшей к появлению человека и оставил в тени социальный фактор этой проблемы, без которого она оказалась нерешенной. Попытку рассмотреть эту проблему с социально-философских позиций предпринял Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Ф. Энгельс пришел к выводу, что «сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились главными факторами превращения мозга обезьяны в человеческий мозг». К. Маркс писал: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми». Благодаря труду и членораздельной речи сформировалась вторая сигнальная система, имеющая место только у человека, только в обществе. Сознание и речь не просто сосуществуют, они образуют неразрывное единство: сознание отражает действительность, а речь обозначает и выражает сознание, мысли. Возникает социальный уровень материи и формируется высшая форма отражения – сознание, прежде всего теоретическое. Но социальному уровню материи свойственна также и чувственная форма отражения, имеющая место и у животных. Однако и здесь труд, общественно-историческая практика сказали свое слово: под их воздействием произошло качественное совершенствование органов чувств, а отсюда и чувственных образов. Сознание социально не только с точки зрения генезиса, происхождения. Оно всегда имеет социальную сущность. Что это значит? 1. Сознание человека имеет биологический носитель, но у него нет генов наследственности, а потому оно биологически ненаследуемо. Новорожденный имеет мозг, нервную систему, но не имеет сознания, если его изъять из социальной среды, из общества, сознание у него не появится. 2. Вне связи с конкретными социальными условиями сознание человека и групп людей объяснить также невозможно. Мысли, взгляды, интересы, стремления, чувства людей в разные исторические эпохи очень отличаются. Причина этого кроется не в самом мозге, а в изменениях общественных условий жизни и деятельности людей. 3. Сама по себе физиологическая основа сознания не отвечает и на вопрос: почему в одну и ту же историческую эпоху в одном и том же обществе сознание людей разное? Это объясняется тем, что люди занимают разное положение в социально- экономических отношениях. Поэтому и существует сознание раба и рабовладельца, патриция и плебея, крепостного и феодала, бизнесмена и пенсионера. 4. Вступающее в жизнь человеческое существо лишь в том случае может стать действительным человеком, если постоянно будет находиться в мире людей и созданных ими вещей. Сознание ребенка формируется в его предметно-практической деятельности: он сталкивается и осваивается мир вещей, в которых уже воплощен человеческий разум, человеческое сознание. Постигая мир вещей, он через них постигает, осваивает и разум человека и сам приобретает его. 5. Благодаря языку, неразрывно связанному с человеческим сознанием, человек осваивает, овладевает не только настоящим, но и историческом прошлым. Именно социальная природа человека обеспечивает ему осознание прошлого, истории науки, культуры, истории Родины, человечества и природы. А без этого нет сознания. 6. Социальная сущность сознания человека проявляется в том, что он сознательно воздействует на природу и собственное бытие. Таким образом, ни происхождение, ни сущность сознания нельзя объяснить из него самого. Нужно видеть материальные истоки сознания, понимать сущность отражения и видеть его эволюцию, четко представлять роль социального фактора в возникновении сознания и его формировании в различные исторические эпохи. Билет 31 |