Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 41

  • Билет 42

  • Билет 1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека


    Скачать 493.66 Kb.
    НазваниеБилет 1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека
    Анкорfilosofia_otvety_2.docx
    Дата19.12.2017
    Размер493.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_otvety_2.docx
    ТипДокументы
    #12182
    страница18 из 23
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

    Общество как саморазвивающаяся система. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь

    1)Общество-это определённая группа людей, объединившаяся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

    Конкретный этап общества в историческом развитии какого-либо народа или страны (феодальное, капиталистическое, российское).

    2)Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидов обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

    3)Общество-это динамичная, саморазвивающаяся система, которая, серьёзно изменяясь, сохраняет свою сущность и качественную определённость.
    Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности.

    Ученые выделяют четыре сферы общественной жизни.
    1)Экономическая сфера: материальное производство и взаимоотношения между людьми, которые возникают в процессе производства материальных благ, обмена

    (на рынках (биржевых)), распределения.

    2)Социальная сфера: слои населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях и взаимодействиях друг к другу.
    3)Политическая сфера: она включает в себя политику, государства, право, их соотношение и функционирование.

    4)Духовная сфера: формы и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия, образование, наука, искусство-всё то, что человечество создало и называется духовной культурой.)

    5)Правовое.

    Деление на сферы условно!!! Все четыре сферы тесно между собой взаимосвязаны и дают нам целостную картину о том или ином обществе.

    Общество бывает:

    1)До письменные, письменные.
    2)Простые и сложные общества: (в простых - нет руководителей и подчинённых; нет бедных и богатых).
    Все общества, сформированные на протяжении тысячелетий, могут относиться к следующим типам общества:

    1)Общество первобытных охотников и собирателей.

    2)Обычное (аграрное) – традиционное общество.

    3)Индустриальное общество.

    4)Постиндустриальное общество.
    Ученые выделили в классификации общества следующие этапы или виды обществ:

    1)Первобытное общество.

    2)Рабовладельческое общество.

    3)Феодальное общество.

    4)Капиталистическое общество.

    5)Социалистическое общество - переходное.

    6)Коммунистическое.
    Любое общество формируется и развивается с помощью социальных институтов общества:

    1)Институт семьи и брака.

    2)Экономические (работа) институты.

    3)Политические институты (законы, правила, флаги государства).

    4)Религиозные институты (вера, церковь, святая книга (библия)).

    5) Духовные, социальные институты (наука, образование, культура).

    Билет 41

    Материалистическое и идеалистическое понимание общественной жизни.

    Идеализмом в понимании истории называется такая трактовка, при которой в качестве главного движущего фактора исторического и социального развития принимается нечто нематериальное, духовное. В конечном итоге идеалистическая трактовка означает признание первичности общественного сознания по отношению к общественному бытию. Существует несколько идеалистических трактовок исторического процесса:

    1             Первая идеалистическая концепция исторического развития принадлежит Платону. В основе ее положены нормы этики, которые должны послужить фундаментом так называемого идеального государства. Исторический процесс определяется моральными и нравственными соотношениями, поэтому большое внимание в концепции Платона уделяется воспитанию и гармоническому развитию граждан, разработке универсального права, основанного на морали.

    2             Теологическая концепция трактует исторический процесс как реализацию божественного провидения; все заранее предначертано, определено божественной волей. в этой концепции можно выделить два главных аспекта:

    • стремление создать единую концепцию всемирной истории

    • стремление понять смысл как исторического процесса, так и жизни человека (представители: Блаженный Августин, Фома Аквинский)

    3             Исторический процесс определяется сменой религий (Фейербах, Каутский).

    4             Исторический процесс трактуется как эволюция прогресса человеческого разума (французские просветители – Вольтер, Руссо, Кондорсе).

    5             Джамбатисто Вико в 17 в. разработал т.н. теорию «исторического круговорота», согласно которой исторический процесс есть циклическая смена трех эпох: божественной, героической и человеческой. Божественная эпоха: государство отсутствует, власть находится в руках жрецов, знание преимущественно мифологично. Героическая эпоха: возникает государство, власть находится в руках аристократии (военных), зарождается умозрительное теоретическое знание. Человеческая эпоха: государство продолжает развиваться, власть – демократия, начинает развиваться экспериментальная наука. после прохождения этих трех стадий происходит крах цивилизации и наступает опять божественная эпоха.

    6             Цивилизационная теория (Шпенглер, Сорокин) рассматривает историю не как единый процесс, а как совокупность отдельных культурно-исторических типов – цивилизаций. Унификация исторического процесса невозможна, т.к. каждая цивилизация развивается по специфическим законам, хотя каждая из них имеет определенные стадии развития: зарождение, становление, расцвет, загнивание и гибель. После гибели цивилизации уже не возрождаются, они существуют до тех пор, пока отвечают на вызовы времени (засухи, нашествия врагов, народные восстания). Цивилизации не переходят одна в другую, а контакты между ними часто приводят к конфликтам. Цивилизации возникают благодаря мистическому началу, жизненному позыву. «Плюсы» этой концепции: она учитывает не только объективные, но и субъективные факторы развития истории.

    7             Теория пассионарностей Гумилева. Исторический процесс есть совокупность историй различных этносов (этнос – способность homo sapiens противопоставлять себя окружающему миру). Этносов больше, чем цивилизаций. Пассионарность – некий «энергетический потенциал» этноса, непреодолимое, подчас иррациональное стремление к достижению какой-либо цели. История этноса есть процесс развития, расцвета и дальнейшей невосполнимой утраты пассионарности.  Когда происходит «взрыв» пассионарности, этносы начинают совершать подвиги, происходит расцвет этноса; затем пассионарный дух растрачивается в подвигах и она падает, затухает. Средний срок жизни этноса – 12 лет.

    Материализмом в понимании истории называется такая трактовка, при которой в качестве главного движущего фактора исторического и социального развития принимается нечто материальное (таких трактовок немного). Признаки первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию (общественное сознание – та духовная область, которая существует благодаря обществу). Существует несколько материалистических трактовок исторического процесса:

    1             Географический детерминизм в определенных формах известен еще со времен античности (например, у Геродота и Цицерона). В Новое Время концепция развивалась Монтескье; серьезное развитие географический детерминизм получил в русской философии (Данилевский, Мечников, Бердяев).Ход исторического процесса, основные предпосылки развития, менталитет, характер народа в целом определяется географическими условиями (окружающая среда, климат, ландшафт). Мечников, например, говорил, что все зависит от числа и характера водоемов, различал речные, морские и океанические цивилизации.

    2             Марксистская концепция, или теория общественно-экономических формаций (ОЭФ). По Марксу, решающим фактором становления человечества является труд, в процессе которого главная роль отводится изготовлению орудий труда. Исторический процесс определяется сменой способа материального производства (производительных сил, производственных отношений). История есть естественный, т.е. независимый от воли и сознания людей, процесс смены ОЭФ. ОЭФ – логический и обобщенный тип устройства и организации социально-экономической жизни общества, формирующийся на основе выделения у различных конкретно-исторических обществ сходных черт и признаков, главным образом, с точки зрения форм собственности и хозяйства. Маркс выделял пять ОЭФ: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Марксистская концепция относится в целом к разряду оптимистических, т.к. «золотой век» человечества впереди, а не позади. Капиталистической ОЭФ заканчивается т.н. предыстория человечества, реальный же исторический процесс начинается с социализма (перехода от социализма к коммунизму). С современной точки зрения марксизму, как правило, отказывают в эвристической функции (способности предсказывать будущее). Исторический процесс по Марксу имеет спиралевидную форму (диалектика). Абсолютизируется классовая борьба (в любом обществе есть антагонистические настроения).

    3             Концепция Чижевского. Исторический процесс совпадает по периодизации с ритмами солнечной активности. Года 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989 (через 12 лет). Эта концепция может считаться частным случаем географического детерминизма.

    Примечание.Идеализм вообще и идеализм в понимании истории, материализм вообще и материализм в понимании истории могут и не совпадать.

    Билет 42

    Понятие социальных законов: механизм их познания и реализации.

    На людей ежедневно наваливается бешеный поток информации как снаружи, так и в результате ее переработки. Поскольку человек - существо социальное, то и его познавательная деятельность должна рассматриваться в социальном контексте.

    Познавая социальное окружение, окружающий мир, индивид воспринимает, объясняет и воспроизводит различные социальные аспекты этого мира в своем мышлении. Поэтому процесс социального познания занимает чрезвычайно важное место в жизни человека, в его взаимодействии с другими людьми.

    Активизация проблем социального познания в настоящее время направлена на исследование и выяснение таких характеристик этого сложного феномена:

    • каким образом люди формируют свои выводы, получая социальную информацию из окружающей среды;

    • почему люди обращают внимание на одни действия индивидов, игнорируя другие;

    • в чем заключается специфика социального познания, направленного на особенности восприятия и кодирования социальной информации;

    • с помощью, каких методов люди интегрируют информацию для того, чтобы иметь представление и сделать соответствующие выводы о социальном мире;

    • как происходит процесс получения знания о себе и других;

    • каковы инструменты, с помощью которых приобретается социальное знание;

    • каким образом люди накапливают и запоминают информацию о социальных событиях и других людях.

    Анализируя психологические особенности социального познания, А. Андреева акцентирует внимание на том, что такой важный механизм познания, как категоризация, сам по себе содержит как предпосылку - идею стабильности, т.е. категории, возникают именно как фиксация определенных стабильных взаимосвязей в окружающей среде.

    Поэтому, учитывая тот факт , что реальный исторический процесс содержит наряду с периодами относительной социальной стабильности и этапы острой дестабилизации, следует рассмотреть вопрос о том, каким образом «ведет себя» человеческое познание именно в такие социально нестабильные времена.

    Напомним, что социальная нестабильность - это не только быстрые и радикальные социальные преобразования, это скорее их несогласованность, отсутствие совпадения их в различных сферах социальной жизни и общества в целом.

    Несомненно, названные дестабилизационные процессы, а также культурная специфика, национальный менталитет, условия исторического развития отдельной страны, имеет непосредственное отношение к тому, как будет происходить процесс социального познания.

    Исходя из этого, сформулировать проблему можно следующим образом: в условиях социальной нестабильности модифицируется процесс социального познания, т.е. процесс конструирования образа социального мира и социальной реальности. При этом необходимо учитывать, что активность субъекта, который осуществляет реконструкцию и преобразование социального мира, является важным фактором в этом процессе.

    В социальной психологии есть немало исследований, в которых обосновывается требование, связанное с повышением компетентности человека, который познает социальный мир в нестабильные периоды. В связи с этим высказывается мнение о чрезвычайной важности в повышении компетентности постоянной коммуникации человека с другими людьми, ведь именно в ходе такой коммуникации познание мира приобретает определенного смысла.

    Обозначенная проблема - социальное познание в условиях социальной нестабильности - чрезвычайно актуальна для нашего общества, в котором является очевидным факт радикальных преобразований в экономике, политике, социальной жизни. Эти изменения трудно охватываются как наукой, так и обыденным сознанием.

    С психологической точки зрения ситуация представляется особенно сложной, поскольку в предыдущий период стабильность была официальной идеологией, то есть весь уклад жизни воспринимался, осмысливался и оценивался как положительный. Наше время, которое характеризуется плюрализмом мнений и предполагает вариативность экономических и социальных решений, является чрезвычайно трудным для восприятия массовым сознанием и тем более для восприятия и познания отдельной личностью.

    Какие особенности восприятия отдельным индивидом нестабильного общества зачастую имеют место и проявляются теперь?

    Можно назвать наиболее характерные:

    • абсолютная неопределенность ситуации, что делает невозможным ближайший прогноз собственной судьбы, карьеры;

    • чувство тревоги, растерянности, неготовности жить и работать в новых условиях;

    • представление о том, что любой контроль в обществе отсутствует;

    • восприятие новых механизмов социальной регуляции как неэффективных;

    • отсутствие уверенности в том, что от рядового человека что-то зависит;

    • чувство негативизма, неудовлетворенности;

    • на фоне осмысления и переосмысления ситуации возникает состояние когнитивного диссонанса в связи с несоответствием представлений и ожиданий, что уже сложились у людей, с реальными изменениями социальной действительности;

    • незнание людьми критериев оценок новых способов социальных действий и поступков.

    Эти и другие проявления восприятия людьми нестабильного социального мира имеют очень серьезные последствия, прежде всего в связи с тем, что индивид не чувствует себя субъектом действий и поступков в обществе, он не может, а иногда и не хочет или отказывается видеть и понимать социальные проблемы.

    Среди наиболее больших социально-психологических проблем, которые встают на пути индивидуального и массового сознания, необходимо обратить внимание, прежде всего на глобальную ломку социальных стереотипов и изменение системы ценностей.

    Взлом стереотипов в массовом сознании происходит непросто и часто воспринимается отдельными группами людей как крушение идеалов, потеря смысла жизни. Новые стереотипы, которые зарождаются, приживаются трудно, противоречиво воспринимаются, а часто и отрицаются.

    Относительно системы ценностей, то она характеризуется появлением нового набора востребованных обществом ценностных ориентаций, новой иерархией ценностей.

    Потеря ориентиров относительно иерархии ценностей порождает прежде моральную неопределенность. В чем это проявляется?

    Сегодня можно говорить о трех полюсах в оценке массовым сознанием самих ценностей с точки зрения морали:

    • во-первых, образуется так называемый моральный вакуум, когда царит вседозволенность;

    • во-вторых, отдается должное только ценностям рынка, т.е. мир оценивается лишь категориями цены, стоимости, денег, деловых отношений;

    • в-третьих, часть людей продолжает придерживаться традиционной для нашей культуры точки зрения: духовные ценности - превыше всего; вот, тот, кто так не делает, является, по их мнению, беспринципным, аморальным.

    Последняя позиция, хотя и привлекательна, но в настоящее время квалифицируется как односторонняя, недостаточная, ведь нельзя игнорировать многомерное видение мира: для одних - это духовные ценности, для других - ценности рынка, еще для кого-то - и первые и вторые.

    Проблема заключается в том, что для многих людей, для их сознания, в условиях нестабильного общества является чрезвычайно трудным делом определить, чему отдать предпочтение, какие ценности считать приоритетными, как сопоставить ценности рынка и общечеловеческие моральные ценности, такие как честность, порядочность.

    В этнопсихологии подобная ситуация обозначенная понятием «культурный шок», который проявляется в недоумении по поводу непривычных норм и стандартов поведения, в появлении ощущения дискомфорта от разницы между «их» и «нашей» культурой, чувство растерянности в «чужом» мире.

    Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия, которая зависит от их индивидуальных особенностей:

    1. степени сходства и разности культур (ритуальность поведения, толерантность по отношению к другой культуре и др.);

    2. степени осведомленности индивида с новыми (другими) культурными ценностями;

    3. уровня развития у человека социальной гармонии и согласованности, социальной толерантности и адаптивности, т.е. того, как он вообще чувствует себя в ситуации «Я и Общество», или адекватно оценивает такое взаимодействие (если восприятие и оценка себя в обществе адекватные, если человек в гармонии с обществом как таковым, то культурные ценности, кроме, конечно, тех, которые не вызывают сильного душевного дискомфорта и шока и не наносят физического ущерба индивидов, также будут иметь более-менее адекватное понимание).

    Переводя ситуацию взаимодействия разных культур в плоскость нестабильности общества, когда одно отходит, а другое трудно находит себе применение, также можно вести речь, как считает Г. Андреева, о встрече человека с «иным» социальным консенсусом, который нормален для одной части общества, однако вызывает шок у другой. Более того, исследовательница ставит вопрос о «шоке», который возможен в массовом сознании.

    Анализируя процесс социального познания в нестабильный период развития общества, она выделяет те показатели, которые наиболее остро характеризуют противоречивость исторического процесса на этапе радикальных преобразований:

    1. социальная идентичность (кризис идентичности очерчивается как особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и ценность);

    2. построение образа другого человека (в эпоху нестабильности происходят значительные изменения в его построении: относительная легкость в приписывании другому человеку образа врага, поиск индивидуального и группового врага, рост индивидуального и группового напряжения, агрессивности, перенос ответственности за неудачу с врага «внешнего» на врага «внутреннего» и др.);

    3. построение образа социальных институтов, форм социального контроля, общества в целом, образа социального мира (в период социальной нестабильности трудно определиться, какой тип общества «хороший», а какой «плохой»);

    4. происходит потеря социального идеала (то есть часть людей вообще не знает, к чему осуществляется переход), что воспринимается болезненно.

    Поднимая проблему социального познания в нестабильном социальном мире, мы хотели заострить внимание на этом сложном процессе, не вызывая пессимистических настроений относительно его успешности или не успешности.

    Во все времена процесс социального познания не был простым, человека всегда ожидало немало трудностей и препятствий на пути познания себя и других в социуме. В наше время, когда проблема приобрела чуть ли не крупнейший вес и актуальность, индивидам важно не утратить чувство реальности, найти творческое применение своим знаниям и умениям, адекватно оценить ситуацию и себя в ней.

    Следует в этой связи вспомнить Б. Ананьева, который утверждал, что человек является субъектом трех основных социальных дальностей - труда, общения и познания. При этом психологическое познание, по мнению ученого, может осуществляться в трех основных формах: практического знания (например, в структуре педагогической и лечебной деятельности), художественного и научного познания личности.

    Речь идет о том, что, осознавая себя субъектом, мыслит, индивид создает образ социальной реальности, органичной частью которой является и он сам, и такие как он. То есть индивид является не только субъектом, но и объектом познания, прежде всего - психологического.

    Проблема познания социальных объектов в социальном контексте, прежде всего это восприятие и понимание людьми друг друга, часто обозначается термином «социальная перцепция» (от лат. Perceptio - восприятие, узнаваемый и socialis - общественный).

    Это понятие было введено Дж. Брунером (1947 г.) для характеристики факта социальной обусловленности восприятия. Позже под социальной перцепцией исследователи стали понимать целостное восприятие субъектом социальных объектов, к которым относятся другие люди, группы, различные социальные сообщества.

    В такой интерпретации это понятие закрепилось в социальной психологии. В частности, было доказано, что восприятие социальных объектов имеет специфические черты, которые качественно отличаются от восприятия предметов материального мира.

    Прежде всего, отмечается, что социальный объект (тот, кого воспринимают), будь то отдельный индивид или группа людей, не является пассивным и равнодушным по отношению к субъекту восприятия, а пытается вызвать у него позитивное представление о себе. Также показано, что восприятие сопровождается смысловой и оценочнаой характеристикой объекта восприятия. Наконец, в восприятии социальных объектов имеет место единство познавательных компонентов с эмоциональными.

    Исследования в рамках социальной перцепции сосредотачиваются, в частности, вокруг таких проблем:

    • особенности субъекта и объекта восприятия;

    • возрастная, половая, профессиональная специфичность социальной перцепции;

    • механизмы социального восприятия (межличностные и межгрупповые);

    • своеобразие межличностного восприятия и понимания людьми друг друга;

    • структурная типология межличностного и между-группового восприятия;

    • точность и адекватность восприятия социальных объектов;

    • закономерности и эффекты межгруппового восприятия;

    • закономерности формирования первого впечатления;

    • влияние на процессы социального познания прошлого опыта, характера отношений, самооценки, личностных свойств индивидов, которые общаются между собой.

    В этом контексте мы ведем речь о межличностном познании людьми друг друга, ведь именно эти процессы непосредственно введены в общение в том смысле, в котором оно здесь рассматривается, то есть в значении межличностного общения. По нашему мнению, термин «познание», в отличие от «восприятия», точно очерчивает круг проблем, связанных с социальной перцепцией, глубочайше отражает процессы, которые при этом происходят. На это обращают внимание и другие исследователи, утверждая, что действие ряда феноменов, которые участвуют в формировании представления о себе и другом человеке, не всегда укладывается в традиционное описание перцептивного процесса.

    Билет 43
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


    написать администратору сайта