Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) Конкурентоспособность

  • 3) Сохранение национальной идентичности

  • 1. Общественно-политическая жизнь в республике в 20-30-х годах

  • 2. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: необходимость и последствия.

  • 3. Республиканская программа «Рухани Жаңғыру» - значение, основные направления, дальнейшее развитие.

  • Проект «100 новых учебников на казахском языке»

  • Проект «100 новых лиц Казахстана»

  • Проект «Сакральная география Казахстан

  • Проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире»

  • 1. Казахстан в годы экономического и политического застоя (1964 – сер. 80-х гг.

  • БИЛЕТЫЫЫЫЫЫЫ2. Билет 1 Современная история Казахстана как научная и учебная дисциплина. Цели и задачи курса в вузе


    Скачать 204.38 Kb.
    НазваниеБилет 1 Современная история Казахстана как научная и учебная дисциплина. Цели и задачи курса в вузе
    Дата26.12.2022
    Размер204.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБИЛЕТЫЫЫЫЫЫЫ2.docx
    ТипЗадача
    #864851
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    3. Статья Президента РК Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» - содержание, значение.

    Статья Главы государства определила главные ориентиры – нужно развивать родную культуру, язык казахского народа, сохраняя традиции и духовно-нравственные ценности.

    Казахстан вступил в новый исторический период.
    В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.
    Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики.


    Цель известна – войти в 30 развитых государств мира.
    Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно.
    Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной.
    Надо отметить, что за годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.
    С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана.
    В 2013 году мы приняли программу «Халық тарих толқынында», позволившую нам системно собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны..


    На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

    Первое условие модернизации нового типа это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. 
    Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.


    1) Конкурентоспособность 
    Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. 
    Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках.
    Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.


    2) Прагматизм 
    Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма. 
    На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. 
    На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее. 



    3) Сохранение национальной идентичности 
    Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента. 
    Во-первых, это изменение в рамках национального сознания. 
    Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт. 
    В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели. 
    Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. 
    Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. 
    Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. 
    Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя.

    Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации. 
    Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами. 
    Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, – продолжающийся процесс. 
    На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее. 
    Я уверен: Казахстанцы, особенно молодое поколение, понимают важность предложения нашей модернизации. 
    В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории. 

    Билет №27

    1. Общественно-политическая жизнь в республике в 20-30-х годах XX века. Становление тоталитарной, командно-административной системы управления


    26 августа 1920 года В.И. Ленин и М.И. Калинин подписали декрет ВЦИК и СНК РСФСР "Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Социалистической Советской Республики". Это было началом восстановления казахской государственности, но уже на новом витке истории. С воссозданием государственности казахи связывали большие надежды - ведь она должна теперь защитить их. Действительно, в первые годы Советской власти было немало сделано для местного населения - открывались новые школы, вузы; были очерчены границы, объявлена новая столица. Ко двору вчерашним кочевникам пришелся и НЭП: ведь вся политика не ломала традиционный уклад жизни. Была значительно ослаблена политика отчуждения от власти местных кадров. Но как показали дальнейшие события, все это, в том числе и объявление о создании Казахской Республики не смогли защитить народ от надвигающейся катастрофы.
    Крайний догматизм, некомпетентность, игнорирование законов и ценностей человеческого бытия, превалировавшие во взглядах большевиков, неминуемо должно было привести к трагедии, что потом и случилось.
    На рубеже 20-30 годов нэповская линия развития исторического действия была заблокирована идеями революционного утопизма, густо замешанными на дрожжах тоталитарного политического мышления. На долгие и мучительные десятилетия в сфере экономики и общественно-политической жизни воцарился тотальный "дух" силовой альтернативы.
    Состоявшийся в ноябре 1929 года пленум ЦК ВКП (б) среди других прочих проблем обсудил вопросы развития колхозного движения и принял "меры для улучшения руководства перестройкой сельского хозяйства" . Пленум ЦК Компартии Казахстана в декабре 1929 года обсудил пути выполнения Пленума ЦК ВКП (б) и постановили, что необходимым условием проведения генеральной линии на коллективизацию является переход кочевников к оседлому образу жизни.
    В данном случае, коммунисты Казахстана под руководством Ф.И. Голощекина намного опередили Москву, где официальный указ, подписывающий постоянное расселение кочевых племен на территории РСФСР был принят лишь 6 сентября 1930 года. ЦК Компартии Казахстана постановил, что из 566 тысяч кочевых и полукочевых хозяйств к январю 1930 года к оседлости должны были перейти 544 тысячи. При этом указывалось, что население на оседлость переводить надо насильно. А после известных решений ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 года подобные нечеловеческие директивы получили и политическое и юридическое обоснование. Местные комитеты за небольшим исключением, кинулись свято выполнять спущенные сверху директивы.
    Если в 1928 году в Казахстане было коллективизировано 2% всех хозяйств, то уже на 1 апреля 1930 года - 50,5%, а к октябрю 1931 года - около 65%. А ряд "маяков" колхозного движения перекрыл и эти показатели. Так в Уральском и Петропавловском округах на это время в колхозах числилось 70% имеющихся хозяйств.
    К началу осени 1931 года в Республике насчитывалось 78 районов (из 122), где коллективизацией было охвачено 70% - 100% дворов.

     

    Реализация антинаучных и античеловечных постановлений ЦК ВКП (б)  Крайкома партии Казахстана привела к резкому сокращению поголовья скота - от 40 млн. до 4 млн. и породила массовый голод казахского населения, и гибель его значительной части, а также откочевку большого количества людей из республики. Эта миграция была обусловлена отчаянием, голодом, нищетой, полным разрушением общественных и экономических основ жизни. Толпы голодных заполнили улицы городов Алма-Аты, Ташкента, Бишкека. По этому поводу видный англо-американский историк Роберт Конвекст замечает: "В Казахстане с предельной наглядностью проявилась поразительная механистичность  и поверхность партийного мышления", а голод 30-х годов он оценивает как "колоссальную человеческую  трагедию казахов" . Действительно, ничем кроме презрения к человеческой жизни, вопиющей неграмотности, игнорирования веками выработанных правил цивилизации кочевников нельзя объяснить такую нечеловеческую политику деятелей, гордо называвших себя большевиками.
    Голод собрал в Казахстане обильную дань. Например, согласно результатам первой переписи 1926 года на территории Казахской АССР проживало 3628 тысяч коренного населения. Но уже через 12 лет в переписи 1939 года  фиксируется убыль в 1321 тысяч человек, то есть происходит уменьшение совокупности на 36,7% .
    А по данным Центрального Управления народно-хозяйственного учета Госплана СССР население Казахстана с 5873,0 тыс. человек за 1932 год сократилось до 2493,5 тысяч человек, и эмигрировали за этот период из Казахстана 1,3 млн. человек . Смертность и уровень миграционной подвижности за этот период были высокими среди всех национальных групп Казахстана - русских, украинцев, уйгур, дунган, но
    эти показатели среди казахов все же на порядок выше, потому что кочевники традиционно  не имело навыков земледельческого труда. По подсчетам демографа М. Татимова казахи во время коллективизации потеряли 2100 тысяч человек, что составило 42% казахского населения и плюс к этому миллионы людей выехали за пределы республики.  Созданная по советскому образцу казахская государственность 1920 года нисколько не защитила своих граждан от катастрофы в мирное время.
    Примерные масштабы невосполнимой убыли коренного населения Казахстана в годы трагедии определяются в пределах около 2 млн. человек или 49% от первоначальной численности.

    2. Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: необходимость и последствия.

    В период массового освоения целинных и залежных земель много говорилось о необходимости перевода на интенсивный путь развития, немало делалось по укреплению материально-технической базы колхозов и совхозов на целине, и все же в условиях экстенсивного земледелия эти цели зачастую сужались или в ряде случаев не выполнялись из-за изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др. В погоне за показателями распахивались большие территории. Нарушение экологического баланса приводило к тяжелым последствиям: развивалась эрозия почв, выветривался плодородный слой почвы. Вообще же рациональная система земледелия для целины была создана лишь спустя два десятилетия после ее массового освоения. К тому же распашка миллионов гектаров земли под посевы привела к серьезному сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи гектаров земли изымались для застройки населенных пунктов, а для их инфраструктурного обустройства также были отведены значительные площади плодородных земель. В результате был нанесен непоправимый ущерб традиционной отрасли сельского хозяйства - животноводству. Падение уровня развития животноводства, в свою очередь, привело к уменьшению производства в республике мясных и молочных продуктов. Высока была текучесть кадров, особенно среди вновь прибывших. Подобное положение было характерно практически для всех областей, где осваивалась целина. Кроме того, кампания по освоению целинных земель способствовала притоку населения из других республик, что привело к снижению роли национальных обычаев и традиций, к резкому сокращению количества школ, в которых велось обучение на казахском языке, уменьшилось издание национальной литературы и периодической печати. В северных областях обострились языковые и демографические проблемы.

    3. Республиканская программа «Рухани Жаңғыру» - значение, основные направления, дальнейшее развитие.

    Программа «Рухани жаңғыру» была разработана на основе положений статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», которая опубликована 12 апреля 2017 года. В ней обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные и культурные ценности, войти в 30 развитых государств мира. Программа предусматривает несколько проектов, направленных на достижение этих целей.

    Проект поэтапного перехода казахского языка на латинскую графику призван придать новый импульс развитию языка и интегрировать его в мировое пространство, заинтересовать и мотивировать граждан овладеть языком. Полный переход на латинскую графику запланирован на 2025 год: с этого времени вся письменная речь – от публикаций в печатных СМИ до ведения делопроизводства – будет на латинице.

    Проект «100 новых учебников на казахском языке» направлен на передачу знаний и опыта молодому поколению, повышение качества образования, развитие самосознания нации и казахского языка. По словам Нурсултана Назарбаева, «…наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир». Чтобы это исправить, предлагается выбрать 100 лучших учебников из тех, что уже существуют в мире: по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии и перевести их на казахский.

    Проект «100 новых лиц Казахстана» вберет в себя живые истории казахстанцев из разных уголков страны, различных возрастов и национальностей, которые будут служить образцом для соотечественников. Эти 100 (и более!) новых лиц станут олицетворением современного Казахстана.

    Проект «Сакральная география Казахстана» опирается на символические сакральные и культурно-исторические основы нашей страны. Объекты этого проекта станут местами притяжения для индустрии туризма. В статье Главы государства предусматривается развитие массового спорта. Спецпроект «Туған жер» направлен на решение социальных проблем, вовлечение граждан в развитие и облагораживание родного края – «малой родины».

    Проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире» нацелен на выстраивание системной работы по популяризации культуры Казахстана за рубежом. При этом ставка делается на продвижение современной культуры как по форме, так и по содержанию. Стартовым событием стала презентация Программы «Рухани жаңғыру», которая состоялась 17-19 октября 2017 года в Штаб-квартире UNESCO в Париже. В рамках презентации были проведены различные мероприятия.

    Программа «Рухани жаңғыру», ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации, призвана повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить национальную идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания граждан.

    Программа модернизации общественного сознания позволяет консолидировать общество, объединить интеллигенцию, молодежь, представителей всех слоев населения вокруг идей, провозглашенных Главой государства.

    На сегодняшний день в рамках программы «Рухани жаңғыру» проведено 3452 мероприятия, в которых участвовали 943 тысячи человек.

    По спецпроекту «Туған жер» реализуется 66 проектов. проведено 121 мероприятие. На эту работу из бюджета планируется выделить до 2022 года 16,2 млрд. тенге.За счет спонсоров реализуется 577 региональных проектов на сумму 31 млрд. 467 млн. тенге.

    Билет №28

    1. Казахстан в годы экономического и политического застоя (1964 – сер. 80-х гг. XX)

    В современной историографии 70-80-ые годы называют застойными, т.к. в начале 70-х гг. XX века происходило свертывание реформ, начатых в середине 60-х гг. XX века. Поднять эффективность общественного производства не удалось, но вместе с тем, никому не секрет, что эти годы в советской истории были благополучными, особенно когда дело касалось уровня жизни народа.

    Выросли показатели среднего роста промышленности и сельскохозяйственного производства. В 1966-1970 гг. народнохозяйственный комплекс достиг наивысших индексов роста со времен введения плановой экономики. За 1965-1985 гг. Республика превратилась в один из крупнейших, промышленных регионов СССР. К началу девятой пятилетки промышленность занимала ведущее место в экономике республики. В структуре валового общественного продукта в 1970 г. ее удельный вес составлял 48 %. На ее долю приходилось 39,8 % основных производственных фондов народного хозяйства, на обслуживании которых было занято 1052 тыс. человек, или 22,4% всех рабочих республики.

    В 1970—.1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и цехов. В их числе Казахский газоперерабатывающий завод, Шевченковский завод пластмасс, Карагандинский завод резинотехнических изделий, Павлодарский и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате; Экибастузская и Ермаковская ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Чимкентский и Джамбулский фосфорные заводы, Жайремский горно-обогатительный комбинат и др. По объему промышленного производства Казахстан занимал третье место в СССР (после РСФСР и Украины). Сформировались территориально- производственные комплексы—Мангышлакский, Каратау-Джамбулский и Павлодар-Экибастузский.

    Если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно заметить ее явно обозначившуюся сырьевую направленность. Преимущественное развитие получили топливно- энергетический комплекс, цветная и черная метеллургия, химическая и нефтехимическая отрасли. В результате сложился относительно высокий удельный вес добывающего сектора промышленности. Выкачивая из республики сырьевые ресурсы и 'получая громадную прибыль, союзные ведомства, в ведении которых находилось около половины промышленности республики, почти не вкладывали средства в республиканский бюджет, в развитие социальной инфраструктуры, в подготовку национальных рабочих кадров, в охрану окружающей среды.

    Плачевное положение складывалось и в аграрном секторе. Несмотря на постоянное наращивание капитальных вложений в сельское хозяйство, двукратный рост его энергетических мощностей, объемы валовой продукции не только не возрастали, но, напротив обнаруживали устойчивую тенденцию к убывании).

    Располагая на своей территории 2/3 мировых черноземов, занимая 1 место в мире по площади сельхозугодий, являясь абсолютным лидером по поголовью крупного рогатого скота, овец, свиней и птицы, обладая стадом товаров, в 10 раз большим, чем Великобритания и 40 с лишним раз, чем Дания, страна оставалась крупнейшим импортером продовольствия.

    И хотя в 70-е годы XX века еще не раз предпринимались попытки улучшить механизм хозяйствования, планирования и стимулирования, должного эффекта это не принесло. В нарастании кризисных явлений в 70- 80 гг. виновата прежде всего командно-административная система.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта