Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Материя. Атрибуты явления.

  • Философия билеты экзамен. Билеты Философия. Билет 1 Сущность и специфика философского знания


    Скачать 227.41 Kb.
    НазваниеБилет 1 Сущность и специфика философского знания
    АнкорФилософия билеты экзамен
    Дата19.04.2023
    Размер227.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты Философия.docx
    ТипДокументы
    #1073506
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Билет 10

    1. Позитивизм и его эволюция.

    Позитивизм- направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Как течение философской мысли он зародился в 30-е - 40-е гг. XIX в. и прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.Основателем позитивизма считается Огюст Конт(1798- 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 -1873) и Герберт Спенсер (1820 -1903).

    По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмысленен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

    - философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

    - для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

    - основной путь получения научного знания - эмпирическое наблюдение - философия должна исследовать факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

    - философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

    - философия не должна быть "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением - она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.

    Конт также выдвинулзакон двойственной эволюции - интеллектуальнойи технической.В этой связи философом были выделены три стадии интеллектуального развития и три стадии технического развития".

    Кстадии интеллектуального развитияотносятся:

    - теологическая (мировоззрение основано на религии);

    - метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

    - позитивная (основана на науке).

    К стадии технического развитияотносятся:

    - традиционное общество;

    - доиндустриальное общество;

    - индустриальное общество.

    Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: теологическая - традиционному обществу; метафизическая - доиндустриальному обществу; позитивная (научная) - индустриальному обществу.

    Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

    Джон Стюарт Милль(1806-1873) продолжил развитие философии позитивизма. В творчестве Милля выделялось два основных направления: естественно – научное и экономическое.

    Милль считал, что философия имеет будущее, и станет самой главной из наук, если сосредоточит свое внимание на изучении двух основных направлений: природы и общества. Милль стал одним из первых, кто пытался объяснить многие философские проблемы с экономической точки зрения. Миллю принадлежит знаменитое высказывание: "Людьми движет не желание быть богатым, а желание быть богаче других". Стремление к наживе, создание механизмов защиты собственности, а также естественные природные законы, по Миллю, являются главными движущими силами развития общества.

    Герберт Спенсер(1820-1903) считается основателем "биологическогопозитивизма". Он считал, что движущей силой развития и прогресса является стремление живых организмов к выживанию. Сознание, по Спенсеру, - один из способов приспособления человека к окружающему миру.

    Очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм.Основными представителями неопозитивизма были: философы "Венского кружка"(М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах); представители Львовско-Варшавской школы(А. Тарский, Я. Лукасевич); Б. Рассел (1872-1970); Л. Витгенштейн(1889-1951).

    Б. Рассел считал, что "основой основ" философии должна стать логика. Если ранее Френсис Бэкон выдвинул лозунг "Знание - сила", то кредо Б. Рассела звучало как "Упорядоченное знание - сила". Миссию философии Рассел видел:

    - в систематизации всех существующих в мире знаний;

    - отделении необходимых, логически проверенных знаний от «лишних», которые наслоились за столетия развития философии;

    - использовании логически систематизированных и научнодоказаных знаний на благо прогресса.

    Л. Витгенштейн считал, что основным языком научного познания должен стать язык математики. Ключевую задачу философии XX в. он видел в нахождении универсальных смыслов, на основе которых можно было бы объяснить философские проблемы. В математике такими символами являются цифры. С помощью цифр можно выразить большинство математических операций. В философии такими универсальным механизмом мог бы быть понятийный аппарат логики. Сила логики, по мнению мыслителя, состоит в том, что с ее помощью можно доказать и обосновать любое истинное знание. Все, что не удается уложить в четкие логические схемы, является лишними знаниями, которые «засоряют» философию.

    Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (объективно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).

    Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации – сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами.

    Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, Бог, идея) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Целью позитивизма является также освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

    Махизмнередко называют «второй формой позитивизма». Его создателями считаются Э. Мах(1836 – 1916) и Р. Авенариус (1843 – 1896). Основная идея махизма – в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет еще одно название– эмпириокритицизм). Эмпириокритицизмвыступает с субъективно – идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущенияимеют место во всех науках, философия должна стать интегративной, «всеобщей» наукой. Она должна быть достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером). Ввиду своего субъективного идеализма, эмпириокритицизмчасто расходился с самими принципами позитивизма, в силе чего не получил широкого распространения.

    В центре внимания аналитической философии находятся проблемы понимания предмета и сущности философии, проблемы онтологии, гносеологии, и методологии науки, решение которых предлагается осуществить посредством логического анализа языка. Философы этого направления отрицают познавательно - мировоззренческую функцию философии. С их точки зрения, познание окружающего мира возможно лишь с помощью «положительных» наук, данные которых можно проверить опытным путём. Под опытом многие из них понимали комбинацию неделимых, абсолютно простых фактов, каждый из которых фиксируется в так называемых «протокольных» предложениях («Атом делим» и т.п.). Поскольку философия не даёт нового знания, её основная задача - осуществление анализа языковых и логических выражений в философии, науке, обыденном языке, которые постоянно вводят в заблуждение исследователей. По сути дела, эта философия является философией неопозитивизма, где выделяют две основные ветви: представители первой в этом анализе предпочтение отдают средствам символической логики (логические позитивисты); представители второй отвергают формализацию как метод анализа и занимаются преимущественно анализом значений обыденного языка (лингвистический позитивизм). Развитие аналитической философии показало безуспешность попыток устранить из науки специфические философские вопросы и свести философию к методологии научного познания. Последние годы внутри аналитической философии возрождался интерес к метафизике (онтологической, гносеологической и общесоциологической проблематике).

    Кризис внутри аналитической философии во многом был связан со становлением постпозитивистской философии (втораяполовина – конец XX в.), в частности такого его направления, как философия науки (И. Лакатос, К. Поппер, Т. Кун и др.).

    И. Лакатос (1922 – 1974) разработал методологиюнаучно - исследовательскихпрограмм, в которой утверждает, что развитие науки - это процесс смены связанных между собой теорий, смены научно – исследовательских программ. Этот процесс обусловлен нормативными правилами исследования, которые включают «позитивную эвристику» (перспективные пути исследования) и «негативную эвристику» (пути исследования, которые нужно избегать). Другими структурными элементами исследовательских программ являются : «жесткое ядро» (условно неопровергаемые фундаментальные допущения программы) и защитный пояс» (вспомогательные гипотезы, обеспечивающие сохранность «жесткого ядра» от опровержений).

    Т.Кун(1922) сконструировал модель научной деятельности определённого научного сообщества, включающую общие теоретические стандарты, методологические нормы и мировоззренческие установки. Эта модель была названа им парадигмой. Та или иная парадигма принимается научным сообществом на основании трудноуловимых факторов - социокультурного, психологического и научного порядка. Революция в науке означает, по Куну, смену парадигмы, происходящую в следствие «взрыва» изнутри старой парадигмы, в рамках которой уже невозможно решить новые проблемы. Отбрасывание старой парадигмы ведёт к появлению новых научных теорий и задач, методов решения теоретических головоломок. Согласно Куну, речь при этом идёт не о приближение к истине, а о более эффективном решении научных проблем.

    К. Попперу (1902) принадлежит учение о росте научных знаний. С его точки зрения, рост научных знаний состоит в выдвижении смелых гипотез и их решительном опровержении (фальсификации), ибо абсолютно достоверных знаний не существует. Фальсификация теории под давлением фактов, с ней не согласующихся, и будет служить основным критерием научности этой теории. Это противоречит принципу преемственности в развитии науки, так как ни одна теоретическая конструкция не может быть полностью опровергнута: в ней всегда содержится и рациональное зерно.

    2. Материя. Атрибуты явления.

    "Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платонрассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

    У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

    У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

    В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто".

    Существует множество точек зрения что же такое «материя». Единого мнения у ученых-философов на этот счет нет.

    Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

    Но важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

    Пространствохарактеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

    Времяхарактеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

    Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

    Первую концепцию пространства и времени называютсубстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения.

    Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.

    Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.

    Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем.

    Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.

    Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

    Общие свойства пространства - времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время - это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

    Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений) , трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность. (равноправие всех моментов) ,, одномерность, необратимость.

    Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

    Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

    Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движениематерии, которое является основным способом ее существования.

    При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

    Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

    Именно такой смысл вкладывают в термин "движение", когда говорят, что матерая не может существовать без движения.

    Движение обладает целым рядом важнейших свойств.

    Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.

    Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения) . Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления) .

    В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве и т.п.

    В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) - это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен.

    Материя производит движение в различных формах. Ниже приведена современная классификация форм движения материи.

    Современная классификация форм движения материи включает:

    · пространственное перемещение;

    · электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

    · гравитационную форму движения;

    · сильное (ядерное) взаимодействие;

    · слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

    · химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

    · геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т.д.):

    · биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.;

    · социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

    Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно. вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется,. что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта