Главная страница
Навигация по странице:

  • Чувственное и рациональное познание. Их формы. Интуитивное познание

  • Билет 12 1. Основные направления философии XX века

  • Иррационализм 19 века

  • Материя. Атрибуты сущности

  • Билет 14 1. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возраждения.

  • 2. Материя. Атрибуты явления.

  • Философия билеты экзамен. Билеты Философия. Билет 1 Сущность и специфика философского знания


    Скачать 227.41 Kb.
    НазваниеБилет 1 Сущность и специфика философского знания
    АнкорФилософия билеты экзамен
    Дата19.04.2023
    Размер227.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБилеты Философия.docx
    ТипДокументы
    #1073506
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Билет 11

    1. Основные идеи марксисткой философии

    Философия марксизма кратко – это объединение политических и экономических взглядов, которые основывались на принципиально новой методике под названием «материалистическая диалектика». История диалектического метода Гегеля показывает, что Маркс разработал полную ее противоположность. Для него диалектика стала инструментом, позволившим анализировать капиталистическое общество.

    Философским открытием марксизма является централизация развития как обобщающего свойства для всего мира с капиталистическим строем. Материалистический метод подчеркивает взаимную связь между всеми элементами окружающего мира:

    • История построена на понятии человека как главного ее субъекта;

    • Власть получают владельцы производственных средств;

    • Отчуждение моральных ценностей объясняется принятием экономических приоритетов;

    • Социалистический строй предполагает ликвидацию отчуждения за счет свободы человеческого развития.

    Карл Маркс – основные идеи кратко

    Концепция философа основывается на выделении материального производства в качестве основного двигателя в историческом развитии мира. Общество формирует свое мировоззрение на базе бытовых условий, в которых оно проживает. Спиральное прогрессирование человечества должно привести его к азам. Должна исчезнуть частная собственность, товарные взаимоотношения, деньги, но это произойдет по новой, прогрессивной схеме. Как указывает Карл Маркс, основные идеи его философии следующие:

    • Отказ от религии как от пережитка прошлых лет;

    • Отсутствие общественных классов в обществе;

    • Упразднение частной собственности;

    • Пролетарская революция – единственный путь к коммунизму;

    • Отказ от отношений, построенных на деньгах

    • Формирование пролетарской диктатуры;

    • Защита рабочего класса политической властью.

    Философия К. Маркса носит название «марксизм». Она отторгает понятие борьбы и конкуренции как примитивность, которая не может двигаться в ногу с развитием. Люди не должны трудиться по причине нужды, это добровольное решение каждого индивида.


    1. Чувственное и рациональное познание. Их формы. Интуитивное познание

    Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

    Разные авторы используют слово «интуиция» для обозначения разных явлений. Так, например, мы можем связать этот термин с бессознательным знанием или рассуждением; но также с распознаванием образов или способностью понимать что-то инстинктивно без необходимости логических рассуждений.

    Способность человека понимать и проникать в смысл событий и ситуаций посредством единомоментного бессознательного вывода: инсайта и озарения. Интуиция основана на человеческом воображении, эмпатии и предшествующем опыте. Иногда интуицию называют: «чутьём» и проницательностью.

    Билет 12

    1. Основные направления философии XX века
    Философия ХХ века – это совокупность самых разнообразных интеллектуальных построений, теорий, парадигм и течений различных направлений. Общим для них является не только временные рамки и тот социально-политический фон, в условиях которого они возникают. Философия ХХ века во-многом зарождалась в критическом переосмыслении немецкой классической философии, порой даже в ее полном неприятии. Немецкая классическая философия, прежде всего универсальная система Гегеля, мало интересовалась прикладным значением истолкования истины и бытия. Современная философия сделала предметом своего интереса проблему человека в его уникальности, неповторимости, единичности: хаос и неосознанность личных переживаний, приспособление как способ быть счастливым в неприветливой Вселенной, социальное действие как метод преодоления жесткой необходимости. Сама методология исследования теряет рациональную структурированность и приобретает эссеитскую форму или становится набором рекомендаций, похожих на советы кандидату в элитный клуб; изложение и аргументация превращаются из дискурса в нарратив. И все-таки современная философия – это апология культуры; ценности культуры всегда были для нее высшими ценностями; поэтому поиски истины, добра, справедливости, свободы, несмотря на ретроспективность, обращены в будущее и посвящены счастью человека. Надежда и вера в могущество человека ведут ведут двже самых заядлых пессимистов к единой цели – познанию "богатства и глубины своей природы" (Гегель). В ХХ веке большим влиянием, как в политике, так и в духовной сфере пользовалась философия марксизма. Классический марксизм был разработан немецким мыслителем Карлом Марксом (1818 - 1883) в тесном сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) Философия марксизма включает 2 части: диалектический и исторический материализм. Главной заслугой Маркса, по словам Ленина, было создание науки об обществе. Это стало возможным благодаря открытию экономических законов функционирования общества и признанию этих законов доминирующими: тезис о том, что "бытие определяет знанием" в применении к истории общества конкретизируется как принцип первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания.

    2. Диалектика как учение о взаимосвязях и развитии
    Диалектика (от греч «вести беседу, спор») - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия

    Объективная диалектика изучает развитие реального мира

    Субъективная диалектика исследует закономерности диалектического мышления

    Принципы диалектики: взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития - становление и разрешение противоречий; развитие как отрицание; противоречивое единство общего и единичного, формы и содержания, сущности и явления, необходимого и случайного…
    Категории диалектики: материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие

    Законы диалектики

    ● Закон перехода количественных изменений в качественные. (Раскрывает всеобщий механизм развития). Категории - (качество, количество, мера, скачок).

    ● Закон единства и борьбы противоположностей. (Обозначает всеобщий источник развития). Категории –

    (диалектическая противоположность, диалектическое противоречие)

    ● Закон отрицания. Указывает направление развития. Категории – (отрицание, двойное отрицание)

    • Существует диалектическая логика, которая превосходит формальную логику



    Билет 13

    1. Иррационализм 19 века

    Иррационализм - обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю, чувство, интуицию, мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

    Основная особенность иррационализма XIX века заключается в критике разума, науки, логики, системности, поскольку рациональность и ее следствия разрушают саму вечно становящуюся и развивающуюся жизнь. Представители данного направления

    • датский, мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855),

    • немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860)

    • немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900)

    Они полагают, что центральной характеристикой человека является нечто иррациональное, мистическое, непостижимое средствами науки и логики, необъяснимое и невыразимое в понятийном мышлении.

    Причиной возникновения иррационализма является кризис немецкой трансцендентальной философии. Представители неклассического типа философии увидели у И. Канта и Г. Гегеля только чистую теорию и схоластический схематизм, которые не объясняют, а лишь упрощают и схематизируют противоречивую и таинственную жизнь. Поэтому центральная задача неклассической философии состоит в том, чтобы обнаружить за господством рациональности некую первичную иррациональную реальность («голодная воля» у А. Шопенгауэра, «абсурдная вера» в С. Кьеркегора, «воля к власти» у Ф. Ницше).

    Артур Шопенгауэр (1788--1860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, который сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусловлен субъектом и ограничен сферой видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознательная воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно действующей мировой воле. Критика кантовской вещи в себе трансформировалась в утверждении воли к жизни в качестве основного движущего фактора развития и безусловного первоначала мира. Все явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет приспособительный характер. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для людей беспокойство, конфликты и тд. Этический идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли. Другой путь освобождения от страданий --- искусство, художник созерцает саму сущность воли и ее адекватные вечные объективации (идеи), что позволяет умиротворить неистовство воли.

    Ницше Фридрих (1844-1900).Претерпел эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через "переоценку всех ценностей" и критику европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основные положения:

    1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

    2) перспективизм --- сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти(силы).

    Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой фил полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель сохранять некие формы жизни

    1. Материя. Атрибуты сущности

    Материя – это фундаментальная категория, которая фиксирует материальное единство мира. Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него.

    Атрибут сущности - это именованная характеристика, являющаяся некоторым свойством сущности. Наименование атрибута должно быть выражено существительным в единственном числе (возможно, с характеризующими прилагательными). Примерами атрибутов сущности "Сотрудник" могут быть такие атрибуты как "Табельный номер", "Фамилия", "Имя", "Отчество", "Должность", "Зарплата" и т.п.
    Билет 14

    1. Идеи гуманизма и натурфилософии в эпоху Возраждения.

    Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:

    ● признание человека в качестве высшей ценности

    ● повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума

    ● воспевание красоты человеческого тела

    ● внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека

    Для натурфилософии Возрождения характерны следующие основные особенности:

    ● пантеизм, идея взаимопроникновения природы и бога

    ● идея тождества микро и макрокосмоса и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующее природу по аналогии с человеком

    ● гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия

    ● качественная интерпретация природы
    2. Материя. Атрибуты явления.

    "Материя" - одно из фундаментальнейших понятий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платонрассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

    У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

    У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

    В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявляется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто".

    Существует множество точек зрения что же такое «материя». Единого мнения у ученых-философов на этот счет нет.

    Материя, как объективная реальность характеризуется бесконечным количеством свойств. Материальные вещи и процессы конечны и бесконечны, поскольку их локализованность относительна, а их взаимная связь - абсолютна, непрерывна (внутри самих себя однородна) и прерывна (характеризуются внутренней структурой): всем материальным объектам присуща масса (будь то масса покоя для любого вещества или масса движения для полей) и энергия (потенциальная или актуализированная).

    Но важнейшими свойствами материи, ее атрибутами, являются пространство, время и движение.

    Пространствохарактеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими образованиями.

    Времяхарактеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

    Принципиально важным является ответ на вопрос о том, в каком отношении пространство и время находятся к материи. По этому вопросу в философии существуют 2 точки зрения.

    Первую концепцию пространства и времени называютсубстанциональной концепцией пространства и времени. В соответствии с этой концепцией пространство и время - самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.. Такое понимание пространства и времени вело к выводу о независимости их свойств от характера протекающих в них материальных процессов. Субстанциональная концепция ведет начало от Демокрита, наиболее яркое воплощение она нашла в. классической физике И. Ньютона. Пространство, по Ньютону, неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени, они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения.

    Можно убрать из пространства все тела, но пространство останется и свойства сохранятся. Получается, что пространство - это как бы грандиозное вместилище, напоминающее перевернутый вверх дном огромный ящик, в который помещена материя. Такие же взгляды у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во Вселенной и это течение не зависит ни от чего, - а поэтому время абсолютно, ибо оно определяет порядок следования и длительность существования материальных систем.

    Как видим, в данном случае и пространство, и время выступают как реальности, которые в определенном смысле являются высшими сущностями по отношению к материальному миру.

    Вторую концепцию пространства и времени называют релятивистской. Согласно этой концепции пространство и время - не самостоятельные сущности, а системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Соответственно свойства пространства и времени зависят от характера взаимодействия материальных систем.

    Релятивистская концепция ведет свое начало от Аристотеля. Наиболее последовательно она проведена в неэвклидовой геометрии Лобачевского и Римана и в теории относительности А. Эйнштейна. Именно их теоретические положения исключили из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциональной трактовки пространства и времени, как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. Именно эти учения, особенно общая и специальная теория относительности обосновали зависимость пространства и времени, их свойство от характера движения материальных систем.

    Пространство и время как неразрывно связанные с материей всеобщие формы ее бытия обладают целым рядом как общих, так и специфических для каждой из этих форм свойств.

    Общие свойства пространства - времени: их объективность, и всеобщность. Признание данных свойств практически сразу же противопоставляет материалистическую трактовку пространства и времени их идеалистическим трактовкам. Ведь согласно идеалистическим учениям пространство и время - это порождение сознания человека, а потому они объективно не существуют.

    Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений) , трехмерность, и специфические свойства времени: длительность, однородность. (равноправие всех моментов) ,, одномерность, необратимость.

    Свойства пространства и времени проявляются всякий раз особым образом в микромире, макромире и мегамире, в живой природе и в социальной действительности.

    Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

    Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движениематерии, которое является основным способом ее существования.

    При этом следует иметь в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение вещей и процессов.

    Движение в самом широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения. Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

    Именно такой смысл вкладывают в термин "движение", когда говорят, что матерая не может существовать без движения.

    Движение обладает целым рядом важнейших свойств.

    Во-первых, движению свойственна объективность, т.е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений. Отсюда следует положение и о бесконечности взаимопревращений материи.

    Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения) . Это означает также и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления) .

    В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве и т.п.

    В-четвертых, движению свойственна абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) - это момент движения, поскольку он преходящ, временен, относителен.

    Материя производит движение в различных формах. Ниже приведена современная классификация форм движения материи.

    Современная классификация форм движения материи включает:

    · пространственное перемещение;

    · электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

    · гравитационную форму движения;

    · сильное (ядерное) взаимодействие;

    · слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

    · химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

    · геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т.д.):

    · биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.;

    · социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

    Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно. вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется,. что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта