Философия, круг ее проблем и место в системе культуры
Скачать 117.51 Kb.
|
Филолсофия - происходит от двух греческих слов фило - любовь София-мудрость. Впервые Пифагор стал употреблять это слово. Условия возникновения философии: философ. возникает в рабовлад. обществе. 1)Отделение умствен. труда от физического. 2)Накопление соответствующего мыслительного материала 3)необходимость нового объяснения мира ,поскольку старое мифологическое представление о мире исчерпало себя. Вопросы: Где? Когда? Почему? Зачем возникла философия? Проблема предмета философии – предмет философ. исторически изменялся, первоначально предмет философ. была мудрость; далее пред. философ. считали всю сумму теаретических знаний. Философские проблемы являются проблемы: «вечные проблемы», наиболее общие пытающие объяснить первоосновы, первопричины этого мира. Философия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. В отличие от других видов и способов познания, философия изучает всеобщие отношения, складывающиеся между человеком и миром, в котором он живет. Поэтому предметом философии является система всеобщих отношений, существующих в мире. Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Существует два дофилософских типа мировоззрения: мифология и религия. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума.
Мировоззрение - вообще есть совокупность (система) наиболее общих предстовлений человека о действительности и своём месте в ней. Важнейшими компоненты мировоззрения: 1) Образ самого субъекта 2) Картина мира 3) Жизненная стратегия. Мировоззрение включает также несколько уровней: Эмоционально - психологический - мироощущение ;чувственно – познавательный - мировосприятия; познавательно- интеллектуальный - миропонимание. Типы мировоззрения: 1)Мифологическое мировозр.- содержит в себе зачатки религии, науки ,искусства,морали и других форм общественного сознания. (миф) 2) Религиозное миров.-оно основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека. (миф+ вера+ культ)-Особое место занимает идея Бога. 3)Художественное миров. 4)Научное 5)Житейское миров.-обыйденый уровень миров. Оно существует в форме здравого смысла, рассудка и, как правило,соринтировано на практические вопросы. 6)Философское миров. –возникла из потребности рационального объяснения мира.Оно является наиболее общим, оно касается отношения человека к миру,все явления рассматриваются с точки зрения не только их содержательн. харак-ик,но и ценности для человека.
Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Структура философии: 1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания. 3)логика- учение о законах и принципах мышления 4)Этика – учение о нравственности, морали 5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития. 7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности) 8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники; 10) аксиология – учение о ценностях; Специфика философии:Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений); В философии нет прогресса; В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; Философия плюорестична (Плюрализм- философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм); Одного языка, понятного всем философам, нет.
Функции философ.: 1)Мировозренчиская (общие предстовления человека о мире), взаимосвязь челов. с миром) 2)Гносиологическая (теория познания) 3)Методологическая (учение о методах) 4)Аксиологическая (теория ценностей) 5)праксиологическая (учение о совершенств. практической деятельности.)
Наука и религия. Если наука стремится понять как устроен мир, то религию интересует почему он устроен именно так, а не иначе, в чём смысл его существования, т. е. религия поднимает вопросы смысложизненного характера. Если наука изучает сущее, то религия стремится понять должное. Если наука стремится к достижению объективной истины, то религия апеллирует к вере. Если наука опирается на логико-понятийные, рациональные формы, то религия включает в свой арсенал подчас и формы иррациональные («сердце», чувства, озарение, просветление и т. д.). Если научное знание принципиально не завершено, то религия претендует на абсолютную истину. Если научная деятельность доступна далеко не каждому, то религиозная вера доступна практически всем. Наука и нравственность. На соотношение науки и нравственности существуют разные точки зрения: - научные открытия вне нравственности и морали, научные законы не подлежат нравственной оценке. - между наукой и нравственностью есть точки соприкосновения, так как наука это сфера взаимодействия людей. Нравственная ответственность ученого – вопрос, решаемый каждым по-своему. Принципы внутринаучной этики: нетерпимость к плагиату, честность, способность к самокритике, отношение к познанию как к своему жизненному долгу. Наука и философия. В отличие от религии и мифологии, философия – знание рациональное, систематизированное. Это объединяет ее с наукой. Сегодня в отечественной и зарубежной литературе нет единого понимания соотношения науки и философии. Одни авторы абсолютно разделяют науку и философию, считая их совершенно разными областями человеческого знания. Другие, наоборот, растворяют философию в науке, рассматривая её как одну из научных дисциплин. Третьи стараются понять, что сближает философию и науку и в то же время в чём заключаются их отличия друг от друга. Общее для науки и философии: - систематизированность; - практическая значимость; - наличие понятийного аппарата. Различия науки и философии: - наука постоянно идет вперед, философия имеет дело с вечными вопросами; - разная степень общности законов; - философия использует достижения других, частных наук; - философия может быть национальной.
Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед. Ортодоксальные школы Древней Индии. 1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета. 2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение. 3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах. 4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3-мя гунами, состоит из пуруши и пракрити. 5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах. 6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.
Неортодоксальные школы индийской философии. 1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия) 2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому. 3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды: А) Жизнь – страдание Б) причина страданий – желания и страсти В) от страданий можно избавится путем отказа от желаний Г) венец всему – освобождение от уз сансары.
Конфуций - одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир — «воплощение» дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности («недеяние»), достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» («Ицзин») дао — закономерность чередования сил инь-ян. Даосизм (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивнойдиалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-цзы,Чжуан-цзы . В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.
Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит. "Бытие" является одним из центральных основ философии с самых истоков до настоящего времени. В современном мире термины "быть" и "существовать" принято воспринимать как синонимы. Но в философии, ему придается особый категориальный статус, а именно переход от вопросов о существовании мира "здесь" и "сейчас" к вопросам о вечности и общих гарантиях этого существования. Такое решение предполагает умение мыслить, отдаляясь от конкретного предмета, его свойств и признаков. Античная философия имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот
Софистика — обширное и весьма важное для понимания античной философии, как и античной общественной жизни вообще, идейное течение V в. до н. э. — вошло в обыденное сознание главным образом в одиозном смысле весьма утонченного и умного, но вводящего в заблуждение способа рассуждения'. Однако научное исследование этого течения как феномена историко-философского процесса показывает, что софистика — явление далеко не однозначное. Важен уже тот факт, что слово «софист», означавшее прежде просто «мудрец», лишь к середине V в. приобрело это одиозное значение. Немалую роль сыграла в этом пропаганда—иначе не назовешь—врагов и соперников софистов, особенно Сократа, Ксенофонта, Платона. Основанием этой пропаганды в большинстве случаев выступало свойственное рабовладельческому обществу презрение к оплачиваемому труду, зафиксированное в множестве источников. Тем более чуждым духу античности было использование в качестве средства к жизни продажи своего умственного труда, «мудрости», не случайно поставленное Сократом на уровень проституции. Как .сообщает Ксенофонт, отвечая Антифонту на вопрос, почему он не берет денег за свои беседы, Сократ отвечал: «.. .из красоты и из знаний можно делать равно и благородное и гнусное употребление. Так, красоту если. кто продает за деньги кому угодно, того обзывают распутником. .. Точно так же, кто продает свои знания за деньги кому угодно, тех обзывают софистами» Сократ полагал, что человеку дается знание от рождения, когда он приобретает жизненный опыт в процессе взросления, он способен вспоминать, метод Сократа получил название «маевтика», что в переводе с древнегреческого означает «акушерское дело» или «повивальное искусство». Сократ считал, что помогает своим собеседникам родиться к новой жизни, познать "всеобщее" как основу истинной морали. С помощью иронии Сократ раскрывал противоречивость убеждений своих оппонентов, помогал преодолеть ее и добиться истины. Говоря о философском методе Сократа, нужно принимать во внимание следующие важные моменты: Сократ верил в жизнь после смерти, не отрицал метемпсихоз (учение о переселении души, перевоплощении). Вера в богов не занимала существенного места в его философии, как отмечает Платон, она в основном служила воспитательным целям. Философский метод Сократа – устный, диалогический, его основа – в философских дискуссиях, которые Сократ проводил со всеми людьми, вступавшими с ним в беседу, с софистами. Сократ разделил знание на доказанное (философское), и диалектическое (догадка, мысль – “dotsa”).
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и мифологии. Учение о познании оборачивается мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая на вопросы, т. е. почерпнёт знание в самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз в природе всё друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей». Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль, которые заключают в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью, я определил как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них». Социально-политическая философия Платона, его учение о политике, государстве и праве - неразрывная часть всей платоновской философии. Мир идей - онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации. |