Философия, круг ее проблем и место в системе культуры
Скачать 117.51 Kb.
|
Природа и общество: «естественная» и «искусственная» среды обитания. Экологическая проблема и пути ее разрешения. Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, т.е. те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но вместе с тем могут стать объектами его деятельности. В связи с развитием космической технологии в число таких объектов следует отнести также и определенную часть солнечной системы. В естественной среде обитания человека можно выделить две группы явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные и т. д.) и естественные богатства, являющиеся предметами труда (уголь, нефть, руда, и т. д.). Характер взаимодействия человека с естественной средой обитания во многом определяется уровнем развития производства. Важнейшим результатом этого производства является создание искусственной среды обитания. Эту среду К. Маркс называл «второй природой». Она включает в себя не только неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующее в природе. Но и живые организмы: растения, животные, выведенные или благодаря искусственному отбору, или методами генной инженерии. Основные экологические проблемы. 1) Загрязнение литосферы. 2) Загрязнение гидросферы. 3) Загрязнение атмосферы. 4)Уменьшение биологического разнообразия. Пути решения экологических проблем. Cуществует некий набор общих подходов к решению проблем окружающей среды: 1.Технологические: разработка новых технологий, очистные сооружения, замена топлива, электрификация производства, быта, транспорта 2.Архитектурно-Планировочные мероприятия: зонирование территории населенного пункта, озеленение населенных мест, организация санитарно-защитных зон 3.Экономические 4.Правовые: создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды.
Человек — биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) неразрывно взаимосвязано в нем с социальными чертами (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству). Индивид — принадлежность к homo sapiens, отдельный живой организм, особь. Личность — социальный образ человека, складывается из его общественного образа и внутреннего облика. Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира". Эти слова Николая Бердяева, на мой взгляд, ни у кого не вызовут сомнений. Проблема человека - центральная проблема во всей мировой философской мысли. Да и не только философия, но и любая другая деятельность людей имеет ориентированный на самого человека стержень, исчезновение которого приводит к потере цели всякой деятельности, ее движущих символов. Человека изучают биология, медицина, психология, лингвистика и другие науки, обращая внимание на его частные проявления. Какова же специфика философского подхода к человеку? Он предполагает исследование человека в его целостности, выявление его сущности. В философии "исследуется родовая сущность "человека вообще" независимо от исторического этапа и условий общественной жизни". И хотя некоторые исследователи отрицают такое "надисторическое" рассмотрение человека, сводя его сущность к "совокупности общественных отношений", но остается безусловным - человек всегда сохраняет некоторые экзистенциальные свойства, которые не зависят от конкретно-исторической среды его существования. "Именно они создают вертикальную "связь времен", обеспечивают "коммуникабельность" разных эпох культуры, позволяя нам "общаться" с Гомером и Конфуцием, Петраркой и Омаром Хайямом как с современниками". Человек - наиболее сложный объект исследования. Определений этой фундаментальной философской категории очень много, но ни одно из них не может быть признано окончательным. И если в "Философском энциклопедическом словаре" (1983) читаем: "Человек - высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности культуры", то в "Новейшем философском словаре" (1999) такого однозначного определения нет, констатируется лишь тот факт, что "человек - фундаментальная категория философии".
В антропосоциогенезе человек рассматривается как историческое существо, а общественный феномен – как явление культуры. Антропосоциогенез – социально-биологическая эволюция человека. Во главу угла ставится социальный процесс в его историческом развертывании и оценка этого процесса в рамках исторического рассмотрения. Важное значение в объяснении антропосоциогенеза принадлежит выдвинутой Ф. Энгельсом, а впоследствии детально разработанной отечественными антропологами и археологами гипотезе о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Разумеется, говоря о роли труда в современном понимании этой концепции, надо иметь в виду, что параллельно с трудовой деятельностью у человека развивались мыслительные способности и их атрибуты - язык, мышление. Оказывая взаимовлияние, они совершенствовали трудовые навыки, развивали мышление и взаимно способствовали культурному становлению человека, формированию первых человеческих сообществ. Люди участвуют в трудовой деятельности прежде всего из-за необходимости поддержания своей жизни, (самовозобновления), т.е. телесных потребностей. У человека существуют различные биологические и духовные потребности и, чтобы их удовлетворить, появляется необходимость диверсификации трудовой деятельности. Если к этому добавить разнообразие природных условий, то в совокупности это ведет к возникновению многообразия различных видов труда. Усложнение и интеллектуализация труда ведут к развитию человеческого мышления, укреплений отношений между людьми. Как бы далеко ни продвинулся человек в своей трудовой деятельности, она всегда будет предопределяться естественной необходимостью и потребностью, и в этом смысле труд становится для человека естественной необходимостью. Основополагающее значение трудовой деятельности заключается в том, что благодаря ей удовлетворяются биологические и духовные потребности человека, происходит все более масштабное объединение людей. Через труд человек может выразить себя, проявить свои физические и умственные способности. Огромная роль в становлении человека и человеческой личности принадлежит языку. Как известно, язык - система знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом, выражают свой мысли. Благодаря языку развивается человеческое мышление. Имеются веские основания утверждать, что язык появился и развирался одновременно с возникновением общества, благодаря совместной трудовой деятельности первобытных людей.
Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Человек реализует себя как личность, только развивая в себе духовность. Способность сострадать и сопереживать – это чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность помочь другому, ответственность за все, что совершается вокруг него. Духовный человек не настаивает на своей односторонней личной правде. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Потребности - это те формы взаимодействия человека с миром (духовные или материальные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития ее биологической, психологической, социальной определенности, и которые в той или иной степени ощущаются, осознаются человеком. Потребности демонстрируют противоречия между необходимым и имеющимся. Это - потребность в чем-то, необходимость чего-то, что обеспечивает ее существования, сохранения. Это - подвижная сила человеческой активности, причина многих наших действий.
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, аидеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальныеявления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека. Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности духа по отношению к материи (см.Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма:объективный идеализм и субъективный идеализм. Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимогосодержания этого мышления. В диалектическом материализме — общая теории развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийскойфилософских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Hачиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к бытию. Знание-объективная реальность, данная в сознании человека, которая в своей деятельности отражает идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание обусловленно прежде всего общеисторической практикой , процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент же и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние соотношения. Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, который как бы замещает реальный эксперимент с реальными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др. Понятие факт имеет следующие значения: 1. некоторый фрагмент действительности, объективные события, результаты, относящиеся либо к объективной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»); 2. знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, то есть синоним истины; 3. предложение, фиксирующее эмпирическое знание, то есть полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Второе и третье из значений дают определение «научного факта». Последний становится таковым тогда, когда он является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту систему. Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования. Мироотношение, основанное на образе, мифе, веровании, постепенно теряет свою функцию — быть единственным, универсальным регулятивом. Потребовалось качественно новое отношение к познанию и преобразованию мира — теоретическое, основанное на понятиях и логике, рациональном объяснении природных и социальных явлений и процессов. Человеку стало мало образов мира, возникла необходимость в теоретическом образе мира в целом. Всемирно-исторический переход человечества от мифологического к теоретическому мышлению определил содержание процесса возникновения, становления и развития философского знания, его основных функций и направлений. Материализм и идеализм — основные направления, во взаимодействии которых проявляется перманентная диалогичность, плюрализм философского знания. Современная тенденция мировой философской мысли все более выражает синтез гуманистических идей и традиций, позволяющий глубже осознать проблемы человеческого бытия. Практика - это материальная, чувственно-предметная деятельность людей, в результате которой осуществляется освоение природных и социальных объектов. Под практикой понимают не только деятельность отдельного человека, но и совокупную деятельность всего человечества в его историческом развитии. Практика имеет общественный характер. Будучи основным способом общественного бытия человека, практика представляет собою сложную целостную систему. В эту систему входят такие взаимосвязанные между собою элементы, как: потребность, цель, мотив, отдельные акты действий, предмет, на который они направлены, результат этих действий. Человеческая деятельность целенаправленна, носит осознанный характер, материальная деятельность людей пронизана духовным началом. По отношению к познанию практика выступает, во-первых, основой познания. Именно в процессе непосредственного взаимоотношения с предметом человек познает его свойства, качество. Практика поставляет познанию богатый фактический материал для обобщения и теоретических выводов. Если хочешь научится плавать, надо прыгать в воду. Сидя на берегу, плаванию не научишься. В этой незамысловатой народной мудрости выражена суть проблемы - для того, чтобы получить представление о предмете, необходимо материально с ним взаимодействовать. Человек познает мир в той мере, в какой он практически действует и в какой сам испытывает воздействие со стороны внешнего мира. Практика как основа познания питает познание, осуществляет связь его с реальной жизнью. Но практика выступает и как цель познания, поскольку именно в практической деятельности реализуются знания. Знания нужны человеку и человечеству не сами по себе, а для того, чтобы свою деятельность сделать более эффективной, чтобы с наибольшей полнотой удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Практика, являясь основой познания, определяет и начальный путь познания. Непосредственный контакт человека с предметом внешнего мира обусловливает начальную форму познания - чувственную.
ТОМАС КУН. Книга "Структура научных революций" разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Парадигма --- совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, моделью и образцом для решения исследовательских задач. Согласно его концепции, на первом этапе научной дисциплины отсутствует система ценностей и согласие относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Создание парадигмы означает достижение такого согласия на основе общепринятых образцов теоретических или эмпирических знаний, исследовательских методологий. При этом ученые опираются на особые ценности, используют замкнутый язык и образуют замкнутое сообщество. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, интерпретации эмпирических фактов. полученные в рамках разных парадигм знания несопоставимы и несравнимы, имеют различный смысл. Сравнение парадигм происходит не на научном, а на естественном и философском метаязыке. Нормальная наука, разв в рамках одной парадигмы, ведет к совершенствованию теорий и росту эмпирических фактов. ОТкрытие аномальных фактов, необъяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит к научным революциям, в ходе которых склад новые парадигмы. Однако объективного прогресса, связанного с возрастанием объективной истины, он не признает, полагая, что такие знания могут быть охарактеризованы как более или менее эффективные для решения соответствующих задач. каждая парадигма обладает своими критериями рациональности. Они несоизмеримы, в них нет логической преемственности. Подчеркивает, что наука есть рез действия научных коллективов, школ. Обратил на особую значимость социальных и психологических моментов. КАРЛ ПОППЕР. Методология верификации в науке построена на убеждении абсолютности истины, а это иллюзорное представление. Рано или поздно на место старой теории приходит новая, и старое знание признается заблуждением. Поэтому задача эпистемологии, те теории и философии научного познания, заключается не в поиске истины, а в проблеме роста знаний. Рост знаний достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Отсюда название теории КРИТИЧЕКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ. Поппер считает, что ученые делают открытия, восходя не от фактов к теории, а от гипотез к единичным высказываниям. Ученые пользуются гипотетически-дедуктивным методом. Из гипотез общего характера выводятся предположения, которые сравниваются непосредственно с протокольными утверждениями. Если относительно теории и протокольных предположений, а также их с совпадения ученые пришли к согласию, то теория считается временно подтвержденной. Так как ни одна теория не может быть подтверждена окончательно, то она по определению имеет гипотетический характер, ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения. всякая теория ненадежна и подвержена ошибкам (принцип фаллибализма). Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато ее можно опровергнуть (фальсифицировать). Теория фальсифицирована, если она противоречит опытным данным, иногда всего лишь одному опытному факту. Фальсифицированная теория заменяется новой, на которую обрушивается град рациональной критики. Отказался от узкого эмпиризма и индуктивизма логических позитивистов, заменив их принципами органической связи теоретического и эмпирического уровня знаний. Рост научного знания можно выразить схемой исходная проблема ---- множество временных решений основной проблемы --- элиминация, исправление обнаруженных ошибок--- новая проблема. Для обоснования своей концепции он пользуется общими идеями эволюционизма (рост научного знания для него является частным случаем общих эволюционных процессов, совершающихся в мире). Различные гипотетико -дедуктивные структуры отличаются своей выживаемостью. В мире организмов выживает наиболее приспособленные, в науке --- самые непротиворечивые. Научной признается концепция, которая поддается сопоставлению с опытными данными, следовательно, она в любой момент может быть сфальсифицирована. в отличие от науки, фил не поддается фальсификации, то есть не имеет научного характера. Но, не обладая научным статусом, она обладает смыслом, без нее не обойтись. решает проблему демаркации науки и фил. Фил есть осмысление роста научного знания, включает в себя принципы рационально-критический дискуссии, фаллибализма и фальсификации. ИМРЕ ЛАКАТОС. Реальны лишь те науки, которые позволют изучать себя с точки зрения определенных логических требований. При этом предложил оригинальный вариант логики догадок и опровержений. Важность сравнений разных теорий друг с другом. К тому же надо сравнивать не теории, а научно-исследовательский программы. Каждая содержит несколько теорий, твердое ядро программы переходит от одной к другой, а защитный пояс может частично разрушаться. Переход к новой программе происходит, когда разрушению подвергается твердое ядро. Новая программа должна быть насыщена новым эмпирическим содержанием по сравнению с предшественницей. Сумел выделить важные моменты в процессе развития знаний. Существенно различать теории и программы и осознавать, в рамках которой ты находишься. Если не знать про другие программы, то сама программа , в которой ты находишься, признается за абс знание и истину,что приводит к однобокости и неиспользованию достоинств других программ. |