Главная страница
Навигация по странице:

  • Н. А. Бердяев: концепции «личность», «Свобода», «творчество».

  • Становление неклассических типов философствования во II половине XIX в. (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

  • Позитивизм и его исторические формы.

  • Философские концепции: прагматизм и феноменология.

  • Методология формационного анализа общественного развития и ее альтернатива.

  • Философия науки ХХ в.: неопозитивизм и постпозитивизм.

  • Проблема понимания в герменевтике.

  • Структурализм и постструктурализм как философские направления и методология гуманитарного познания.

  • Философская антропология: человек как целостность.

  • Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Г. Юнг). Понятие архетипа как коллективного бессознательного.

  • Философия, круг ее проблем и место в системе культуры


    Скачать 117.51 Kb.
    НазваниеФилософия, круг ее проблем и место в системе культуры
    Дата02.02.2018
    Размер117.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_33.docx
    ТипДокументы
    #35728
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Русский космизм и современность (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, В. И. Вернадский).

    Русский космизм - конец XIX-XX, в основе представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Различают философско-теологические (Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления. Космисты выдвигают идею активной эволюции - новый сознательный этап развития мира, когда человечество направляет его сторону, диктуемую разумом и нравственностью. Человек - существо еще промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой программы. Космисты соединили заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Задаются вопросы о преодолении болезни и смерти, о бессмертии.


    1. Н. А. Бердяев: концепции «личность», «Свобода», «творчество».

    Философию Бердяева можно назвать философией личности, свободы и творчества. Человек у него – это, прежде всего личность. Если индивидуальность – это неповторимая комбинация биологических черт человека, то личность есть духовно-творческое начало в человеке. Дух возможен лишь там, где свобода, отсюда главная идея философии Б. –свобода. Он убежден в самоочевидности свободы человека. То, что человек сознает мир и тем самым возвышается над ним, уже свидетельствует о его свободе от мира. Однако свобода - это достоинство личности. Если взять народ в целом, то он к свободе не готов. Люди охотно отказываются от свободы в пользу материального т социального благополучия.

    Свобода не может подчиняться материальному интересу, она предполагает выбор – как шаг в неизвестность. Поэтому свобода доступна не всем, а лишь тем, кто может поставить себя выше обстоятельств. Свобода как выбор не может быть определена ничем, что стоит вне и над человеком. Исходя, из этого Б. дает свое определение свободы. «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, свобода есть моя творческая сила.  Это не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла. Такая свобода является только моей свободой, и даже Бог не властен надо мной».
    Творчество главное предназначение человека на земле. Сам мир представляет собой объективацию нашей духовности. В то же время объективация губит творчество, она стремится сделать личность частью общества  и тем поработить ее. Преодоление объективации предполагает примат личного начала над безлично-универсальным. Свободная социальность, полагаемая личностью изнутри, называется у Б. соборностью. Ей противостоит принудительная социальность, которой соответствуют порожденные объективацией эмпирические социальные институты – классы, нации, партии и т. д.


    1. Становление неклассических типов философствования во II половине XIX в. (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

    Первая (критическая) линия проявилась в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше и А. Бергсона, у которых наметился отказ от принципов классической философии. От них получат начало три новых философских течения: философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Кьеркегор), интуитивизм (Бергсон).

    Неклассический тип философствования - его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся наибольшим динамизмом по сравнению с др. видами традиционных обществ. Здесь складывалась Ф., ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания. В античной Ф. в зародышевой форме обозначились основные исследовательские программы развития будущей Ф. Античность была начальным этапом этого развития. Последующими основными этапам стали: Ф. европейского Средневековья, развивавшаяся в системе христианской культуры; ее синтез с античной философской традицией в эпоху Возрождения; Ф. Нового времени и эпохи Просвещения; Ф. 19 в., определившая переход от доминирования классических философских систем к первым неклассическим философским учениям второй половины 19 — начала 20 вв. (марксизм, эмпириокритицизм, Ф. жизни, ранний фрейдизм); новейшая (современная) западная Ф. 20 в.,   Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени до эпохи Просвещения, в западной Ф. были сформулированы и обоснованы основные мировоззренческие идеи, определившие переход от цивилизаций традиционного типа к принципиально новому типу цивилизационного развития — к техногенной цивилизации, начавшейся с зарождения капитализма. В этот исторический период произошла великая философская революция, сформировавшая новое понимание человека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир; понимание природы как закономерно упорядоченного поля приложения человеческих сил, утвердившее ценность научной рациональности как регулятивного основания человеческой деятельности, обосновавшее идеи общественного договора, суверенности личности, естественных прав человека и т.д.         Все эти мировоззренческие идеи стали фундаментальными ценностями культуры техногенной цивилизации, предопределив магистральные пути ее развития.


    1. Позитивизм и его исторические формы.

    Конт высказал убеждение в способности науки к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, к которой применимы научные методы мышления.

    Осуществленная Контом классификация наук во многих отношениях может рассматриваться как реализация завета энциклопедистов. По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии: Математика - астрономия - физика –химия - биология - социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин “социология”; благодаря - нему социология впервые была разработана в определеную научную систему.Основные принципы: 1. От простого к сложному. 2. От абстрактного к конкретному. 3. Временной.

    Представителями первой, «классической» формы позитивизма 19 в., кроме Конта, были Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан – во Франции; Дж. С. Милль, Г. Спенсер – во Великобритании. Немецкие позитивисты-Л. Фейербах, Дюринг, Йодль, Шуппе, Авенариус.

    Вторая историческая форма позитивизма. В результате попыток отказаться от контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить основную позитивистскую направленность — резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» — возникает вторая историческая форма позитивизма — махизм, эмпириокритицизм (Э. Мах, Р., Авенариус и др.).

    «Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации, т. е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.


    1. Философские концепции: прагматизм и феноменология.

    Феноменоло́гия (учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

    Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как«трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

    Прагматизм (от др.-греч, родительный падеж πραγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерииистины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др.


    1. Методология формационного анализа общественного развития и ее альтернатива.

    В истории философии сформировалось 2 основных подхода к объяснению динамики и логики общественного развития:
    1. Формационный подход
    2. Цивилизационный подход
    Формационный подход возник в рамках философии марксизма. В основе данного подхода лежит представление о том, что развитие общества имеет преемственный спиралевидный и прогрессирующий характер, т.е. история человечества представляет собой процесс восхождения от менее совершенных форм общественной жизни к более совершенным. 
    Формационный подход рассматривает историю человечества, как имеющую определенную качественную цель, достижение которой совпадает с возникновением окончательного и совершенного типа общества, именуемой Марксом коммунизм. 
    Согласно данному подходу, процесс развития общества представляет собою трансформацию общественной структуры путем перехода от одной общественно-экономической формации (ОЭФ) к другой. Основой формационного подхода так же является диалектическое объяснение причин общественного развития. Развитие и прогресс общества совершаются путем его перехода по ступеням ОЭФ. 


    1. Философия науки ХХ в.: неопозитивизм и постпозитивизм.

    Неопозитивизм - одно из направлений философии в XX в., Современная форма позитивизма. Неопозитивизм лишает философию ее предмета, считая, что знание о действительности дается лишь в повседневности или в конкретно-научном мышлении, а философия возможна только как деятельность анализа языка, где отображаются результаты таких форм мышления. Философский анализ с позиций неопозитивизма не распространяется на объективную реальность, а ограничивается лишь непосредственным опытом или языком. Ранний неопозитивизм Венского кружка, ограничивая непосредственный опыт индивидуальными переживаниями, непосредственно приходит к солипсизма. Наиболее влиятельной разновидностью неопозитивизма стал логический позитивизм. Проблема понимания в герменевтике.

    Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

    Сторонники различных постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность. Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

    Ярчайшие представители постпозитивизма: Карл Поппер; Имре Лакатос; Пол Фейерабенд; Томас Кун.


    1. Проблема понимания в герменевтике.

    Герменевтика(греч. hermeneutike), в широком смысле – искусство истолкования и понимания. Длительное время герменевтика ограничивалась истолкованием текстов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины.

    Для проблемы понимания в герменевтике важно, что язык имеет независимое, внешнее бытие, оказывает давление на человека. Язык служит для развития духовного мира человека и несет в себе мировоззренческое начало. Так проблематика языка смыкается с проблематикой сознания, и возникает фундаментальное для герменевтики Шпета и для его философии культуры понятие. Поскольку тексты есть продукты человеческой деятельности, на которых влияние языкового сознания, постольку понимание текстов должно опираться на принципиальный анализ языкового сознания.

    Далее, для решения проблемы понимания необходимо выполнить два условия: 1) раскрыть историческую природу текста и 2) выявить суть процесса понимания и интерпретации.


    1. Структурализм и постструктурализм как философские направления и методология гуманитарного познания.

    Структурализм как философское направление связан с применением структурных методов в области гуманитарных наук. В последующем структурализм обобщил структурные методы вместе с элементами систематизации, математизации знания, моделирования как метод познания как универсальную методологическую доктрину.

    Первоначально структурные методы получили распространение в структурной лингвистике, затем распространились на литературоведение, этнографию, историю, логику.

    Основой структурного метода было выявление структуры как совокупности отношений, являющихся инвариантными при различных преобразованиях. Такая структура характеризует как бы «скелет» объекта, его основу. Структурные отношения характеризуют не только объектную данность какого-то одного предмета, но и их совокупности, способы операций с ними, позволяющие из одного объекта получать другой.

    Основными процедурами структурного анализа можно назвать следующие:

    1) выделение первичного множества объектов, в которых можно предполагать наличие одинаковой или сходных структур;

    2) расчленение объектов на элементарные части (сегменты), в которых типичные, повторяющиеся отношения связывают разнородные пары элементов;

    3) раскрытие отношений преобразований между сегментами, их систематизация и построение абстрактной структуры путем синтезирования, математического и логического моделирования;

    4) выведение из структуры всех возможных теоретических следствий и проверка их на практике.

    Структурализм, став продуктивным методом в гуманитарных науках, в конечном счете провозгласил себя как общую гуманитарную методологию. Это привело к развитию данной философской концепции в направлении изучения структур сознания, психики, структур языка, мышления, структур человеческих действий. Любой процесс или явление объяснялся прежде всего исходя из такой структуралистской методологии. Такому же объяснению подверглись человеческая культура, история, современное общество.

    Постструктурализм - это общее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике индивидуализма, этике гедонизма (вседозволенности желаний и наслаждений, раскрепощение желаний и поиск удовольствий в любом жизненном акте). Это философия изнанки структуры, когда тело и власть становятся объектами первостепенного интереса и значат больше, чем язык и объект. Структуралистские методики покинули социальную сферу и нашли выражение в философии, социологии, истории, искусствоведении. Постструктурализм, отрицая социальность, акцентируется на недифференцированности, самодостаточности события, дух противоречия царит над каждой субстанцией: вводится новый понятийный аппарат, концепции, подходы, эмоции и аффекты, случайность, фрагментарность, разнородность, машинные механизмы, биологически конструкции. Постсгруктуры обеспечиваются «метафизикой желаний»-пульсацией, интенсивностью, энергией, идущими извне. Общее в постструктурализме - это эмоция сомнения, критика субъекта (его присутствия, наличия, представлений), элементы релятивизма. Постструктурализм концептуально снимает систему противопоставлений, абсолютизирует различия (сингулярности, партикулярности), «тексты», «дискурсы», «стили письма» понимает значимыми по причине своей бессвязности, принципиальной необобщаемости, характеризуется интертекстуальностью - цитатностью, размыванием жанровых критериев философского рассуждения, метафоричностью. Постструктурализм - это яркая реакция на лишенное жизненного смысла традиционное философствование.


    1. Философская антропология: человек как целостность.

    Философская антропология – философская концепция, опирающаяся на труды Макса Шелера, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.

    Человек является сложной целостной системой, которая, в свою очередь, является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Смысл проблемы антропологии можно охарактеризовать вопросом: «Как же исторически формировался человек как существо биосоциальное?»

    Философская антропология является весьма влиятельным течением философской мысли в XX в. В центре внимания этого течения – проблема человека, а основная идея – создание интегральной концепции человека. Яркие представители: М. Шелер; А. Гелен; Г. Плеснер; Э. Ротхаккер.

    В отличие от рационалистических учений, философская антропология вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека (эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолютизируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало.

    С точки зрения философской антропологии человек:1 - уникален и универсален; 2- является соотношением внутреннего и внешнего; 3- это единство, состоящее из частей; 4- это существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее; 5- ему не избежать бремени ответственности перед самим собой.


    1. Философия психоанализа (З. Фрейд, К. Г. Юнг). Понятие архетипа как коллективного бессознательного.

    Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и: на всю духовную культуру — искусства я литературу, театр и музыку, политические доктрины к разнообразные общественные движения.

    Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, защищает человеческую психику во всем ее многообразии.

    Основатель психоанализа З. Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл-Густав Юнг. К. Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов, психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии. Культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызвали бурю споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

    Карл Юнг первым ввел в психологию, психотерапию, а можно сказать - и в философию понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него у самого Фрейда и у всех сторонников психоанализа речь всегда шла только об индивидуальном бессознательном.
    «Коллективное бессознательное» по Юнгу. Он считал, что индивидуальное бессознательное не существует само по себе, а как бы «плавает» в океане коллективного бессознательного. Это вполне логичное предположение. Юнг обладал тем, что мы называем «космочувством», то есть постоянно присутствующим ощущением того, что во Вселенной «все связано со всем».
    Архетипы Юнга - это существующие у различных народов (во многих случаях весьма схожие между собой) некие общие формы мысленных представлений об отце, матери, вожде, мифологических персонажах сказаний и преданий, олицетворяющих различные стихии и силы добра и зла. Разумеется, у каждого конкретного человека эти общеплеменные или общенациональные архетипы наполняются каким-то своим индивидуальным содержанием, но все равно какие-то общие основополагающие черты остаются и объединяют вокруг себя данные человеческие общества, их моральные и нравственные ценности, являются объектами преклонения, надежды или страха.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта