Философия, круг ее проблем и место в системе культуры
Скачать 117.51 Kb.
|
Экзистенциальная философия ХХ века. Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая философия. Экзистенциализм поставил вопрос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для Экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Э. - это философия, единственный предмет котором - человеческое сущ-е, точнее переживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э. ищут такой, в котором сущ-е раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В конечном счете это страх перед смертью.
Бытие - категория философии, фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Первые определения бытия в Древней Греции возникли при становлении философского знания, переходе от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению. «Бытие» производно от слов «быть», «есть», в языках мира имеет специфическое философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование. В основе Понятия «бытие» - убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия. Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в то же время ограничивая нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека. Бытие как исходное понятие - лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм.
«Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущении его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них». В этом определении выделено 2 основных признака: 1) Материя существует независимо от сознания 2) Она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, не перечисленных каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Например, многие материалисты XVIII -XIX столетия определяли материю, как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Это бессмысленно определять материю через перечисление ее известных вдов и форм., т.к.: развитие науки будет приводить к развитию неизвестных ранее свойств видов и форм материи. Одним из важнейших было открытие делимости атома. Остается только один способ определить материю, - выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи признак, независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является свойство «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм не явно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость. Делимость атома с этих позиций означает не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о матери и открытие ее новых видов. Определение материи через признак «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания», еще не дает явного знания о том, как структурирована материя. Однако неявно уже предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной, структурой. Конкретное представление о том какова эта структура, каково строение материи, складывается в процессе познания и практики.
Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: 1- законы диалектики; 2- категории;3 -принципы. Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектическое и догматическое (его иногда именуют метафизическим). Диалектика – это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай. Важнейшими принципами диалектики являются: 1. Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно. Он раскрывается тремя законами диалектики. 2. Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление). Альтернативы диалектики как концепции развития (метафизика), как логики (софистика и эклектика). Софистика основывается на неправильном выборе исходных положений, на абсолютизации определенного определения, на смешении существенного с несущественным, на ложных доказательствах (так называемых софизмах), на использовании разных значений одного и того же слова. Софистика, в отличие от метафизики, не является самостоятельной теорией познания или его методом, софистика как способ имеет исключительно субъективный характер. Софистика выступает альтернативой диалектики лишь в определенном смысле этого слова, когда диалектика понимается как наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира. Эклектика это алогичная концепция, основанная на произвольному выборе координат, на случайном сочетании разных сторон вещей, на игнорировании их существенных различий в субъективистском сочетании элементов, положений различных учений, концепций, школ, взглядов. Софистика и эклектика - это грани одного и того же медали, по своей природе носят субъективный характер, касаются определенного мнения мышления, соответствующей интерпретации фактов К альтернатив диалектики как гносеологии относятся догматизм и релятивизм. Догматизм антиисторический, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практических проблем, когда при решении их не учитываются ни обстоятельства места, ни обстоятельства времени. Догматизм - это определяющая характеристика консервативного мышления. Метафизика - это исторически неизбежная философская теория развития и метод познания, занимающих определенное место в развитии философии, ее категориального аппарата. Однако с развитием науки метафизика обнаружила свою недостаточность и уступила диалектике, как более современному методу познания, осознание действительности.
Закон выражает объективно существующие устойчивые, необходимые, существенные связи, поэтому следование закону - это условие успешной деятельности. Выделяются: 1. частные законы, которые характерны для круга однотипных явлений; 2. общие законы, которые характерны для широкого круга явлений – например, закон сохранения массы вещества, энергии; 3. универсальный закон – закон диалектики. Законы диалектики: 1. закон единства и борьбы противоположностей: основное содержание данного закона можно свести к следующим положениям: - любое явление в природе, обществе и мышлении содержит в себе противоположные стороны, свойства и характеристики, находящиеся в необходимой связи; - между противоположностями, находящимися в единстве, существует отношение диалектического противоречия; - источников всякого движения и развития является возникновение, нарастания и разрешение внутренних противоречий. Разрешение противоречия – главная причина развития; - в процессе развития осуществляется диалектический переход одних противоположностей к другим. Происходит столкновение, взаимодействие и взаимопроникновение противоположностей; - в результате борьбы противоположностей и взаимопревращения, взаимных переходов, разрешаются противоречия и возникают новые, необратимые свойства и характеристики, не существовавшие ранее. Структура данного закона выражается в следующих категориях: тождество, различие, противоположность, противоречия. 2. закон отрицания: - в процессе развития постоянно возникает новое, не существовавшее ранее и представляющее собой диалектическое отрицание старого; - в процессе отрицания все ценное сохраняется и в преобразованном виде включается в новое, лишь определенна часть старого, препятствующая развитию, подвергается полному отрицанию и удалению; - развитие включает в себя моменты некоторого возврата и повторение уже пройденных этапов; - в процессе развития при переходе от старого к новому объективно существуют прогрессивные и регрессивные тенденции. 3. закон перехода количественных и качественных изменений: - каждое явление представляет собой единство количества и качества, т.е. оно обладает характерной лишь для них количественной и качественной определенностью; - количественные изменения происходят постепенно, плавно, непрерывно до определенной границы (меры). В пределах данной меры они не вызывают изменений качества; количественные изменения характеризуются величиной и могут быть измерены и выражены числом в соответствующей единице измерения; - при переходе меры, свойственной данному объекту, количественные изменения вызывают коренные качественные изменения, что приводит к образованию нового качества; - качественные изменения осуществляются в форме диалектического скачка, т.е. не постепенно; - новое качество, возникшее в результате диалектического скачка, характеризуются новыми свойствами и параметрами.
Понятие «природа» - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайнее просторы океана и простирающиеся рядом леса, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на земле. Понятием «природа» охватывается все сущее вся вселенная , и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном смысле, обозначая все совокупность естественных условий существования человека и человечества. Живое - то чем человек и может питаться, и, следовательно, оно является объектом охоты, рыбной ловли, и т.д. вместе с тем это - в форме крупного животного - опасный соперник в борьбе за пищу, а то и смертельный враг, от которого надо защищаться. Человек, наконец осознает себя ка существо, наделенное жизнью и поэтому находящиеся в отношении родства ко всему живому.
Вопрос о происхождении жизни является главным во всех этапах развития естествознания. В решении данного вопроса происходит четкое размежевание идеалистических и материалистических воззрений. И в настоящее время все религиозные учения причину целесообразности живого видят в творческой воле создателя, который, как они утверждают, породил жизнь по определенному плану и направил ее развитие к конечному совершенству. Идеалистические учения объединяет то, что возникновение жизни на Земле в них связывается с возникновением интеллекта, т. е. жизнь ? это интеллект плюс материя. Такая постановка вопроса не может служить основанием для научного решения проблемы происхождения жизни. Выходом из этого идеалистического тупика являете диалек-тико-материалистическое учение, утверждающе, что в мире нет ничего, кроме постоянно движущейся и развивающейся материи, и что жизнь ? это особая форма данного движения, закономерно возникающего на определенном этапе эволюционного развития материи. С таких позиций формулу жизни можно представить следующим образом: материя - жизнь - интеллект. Иными словами по своей природе жизнь всецело материальна: она не порождается интеллектом, а, наоборот, интеллект являете следствием ее прогрессивного развития. Среди первых попыток человечества объяснить причины возникновения жизни следует назвать гипотезы самозарождения, основоположником которых был древнегреческий мыслитель Аристотель (384?322 до н. э.). Он полагал, что живое возникло из неживого под влиянием божественной силы ? энтелехии. Мыслители Древнего мира, Средневековья предполагали, что рыбы и лягушки возникают из ила, черви ? из гниющего мяса, гусеницы?из земли и т. д. Вплоть до середины 19 в. естествоиспытатели считали, что микроорганизмы зарождаются самопроизвольно. Первое экспериментальное определение теории самозарождения было сделано итальянским ученым Ф. Реди (1626? 1698) в опытах с гниющим мясом (если не дать возможности мухам садиться на мясо, то их личинки, "черви", не развиваются). С открытием микроорганизмов сторонники теории самозарождения стали утверждать о произвольном возникновении микробов. Против этих утверждений выступил французский ученый Л. Пастер, который показал в 1860 г., что питательные бульоны, освобожденные от микроорганизмов, могут сохраняться годами и в них не обнаруживаются никакие признаки жизни. После опытов Л. Пастера стало очевидным, что существующие формы жизни, какими бы простыми они ни были не могут возникать путем самозарождения. На основани этого предположения был выдвинут тезис об извечном существовании жизни во Вселенной и ее заносе на Землю из космоса. В 1895 г. с аргументацией данной точки зрения выступил шведский ученый С. Аррениус (1859-1927/ Высказывалось также предположение о заносе зародышей живых организмов на Землю с метеоритами, однако все попытки доказать это на фактах не увенчались успехом. Концепции вечности жизни и ее заноса на Землю не объясняли механизм возникновения жизни на других планетах Вселенной. Принципиальное диалектико-материалистическое решение вопроса о сущности жизни на Земле дал Ф. Энгельс, который писал: "Жизнь есть способ существования белквых тел, и этот способ существования состоит по своем существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел". Он охарактеризовал жизнь как одну из форм движения материи, а именно ? биологическую, находящуюся на более высоком уровне, чем механическая, физическая, химическая. Кроме того, Ф. Энгельс считал, что развитие живого из неживого является естественной закономерностью, что жизнь возникла из неживого в процессе эволюции нашей планеты на определенном этапе ее существования. Современное представление о возникновении жизни на Земле базируется на двух принципиальных предпосылках: 1) жизнь не была занесена на Землю извне; 2) живые существа на Земле не могли возникнуть путем самозарождения. Аксиология – философское учение о ценностях. Ценность рассматривалась как свойство предмета/явления, способные удовлетворить ту или иную потребность человека. Античность – Платон и Сократ, ценность=блага, справедливость. Ср века – абсолютная ценность это Бог, основные ценности преобретали религиозный характер. Возрождение – ценности гуманизма – система взглядов, где ценность прав человека, как личности. Новое Время 17-18 вв – с развитием науки изменились основные подходы к проблемам ценностей. Сформировались несколько теорий ценностей. Натуралистический психологизм (Дьюи – философ прагматизма, т.е. критерий истины-польза). Считается ценностью обьективные факторы реальности, эмпирические наблюдения связанные с психологически и биологическими потребностями человека. Любой предмет удовлетворяющий какую-либо потребность человека является ценностью. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) раскрывает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие. Они независимы от человеческих желаний. Это такие ценности, как добро, истина, красота, имеющие самодостаточное значение. Они – цели сами по себе – не могут служить средством для иных целей. Таким образом, ценность – это не реальность, а идеал, носитель ее – «сознание вообще», т. е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Персоналистический онтологизм (Шелер) утверждается обьективный характер ценностей, но ценности находятся не в предметах, они могут содержаться в не зависимости от тех вещей свойствами которых они являются. Чем выше ценности, тем они долговечней, тем больше удовлетворения мы от них получаем. Менее долговечными являются ценности для удовлетворения чувственных желаний и материальными благами. Более высокие ценности «прекрастного» и познавательские ценности. Высшей ценностью является – Бог (идеал святого) Социологическая концепция ценностей (М. Вебер). Он ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. Также он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества. В широком смысле слова ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Выделяют предметные ценности - предметы духовной и материальной деятельности людей, а так же общественные отношения (конституция, законы) Субъектные ценности – нормы, моральные нормы-требования, установки, запреты котроые выступают критериями и ориентирами деятельности людей (общесоциальные нормы не зависят от опыта конкретных людей, но мы все рассматриваем через свой опыт). Общечеловеческие ценности не отрицают наличия индивидуальных ценностей, в то же время они являются сверхындивидуальными, надличностными. (бывают и индивидуальные и общественные ценности – жизнь, есть индивидуальные, но не общечеловеческие – самореализация) |