Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. особенности языков кыпчакско-половецкой группы

  • Билет 8

  • 2.Классификация тюркских языков А. Н. Самойловича

  • 3. научная биография В. В. Радлова

  • Билет 9

  • 2.языковые факты, характеризующие древнетюркские языки

  • Билет 10

  • 2.эпоха Средневековья развития тюркских языков

  • 3.начало изучения тюркских языков академиями и университетами в XIX веке

  • Билет 11

  • 2.различия между Западным и восточным языками хун

  • 3. языки в Кыпчак-булгарской группе: кыпчакско-булгарская : а)древнее – западная алтын орда, б)современные – татарский и башкирский языки;(кул-қол, кил –кел) Билет 12

  • 1. Понятие Алтайской гипотезы

  • тюркология билеты. Билет 1 тюркология и объект ее изучения


    Скачать 205.74 Kb.
    НазваниеБилет 1 тюркология и объект ее изучения
    Дата24.04.2023
    Размер205.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатюркология билеты.docx
    ТипЛитература
    #1084706
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    2.связь этногенеза и глоттогенеза.
    глоттогенез – это процесс становление звуков языка, языковой семьи
    этногенез – процесс становления народа.
    Языковая система является продуктом исторического развития этноса и тесно связана с его генезисом и историей. Именно этнос в качестве языкового коллектива выступает как социальный субстрат, в котором опосредуются влияния внешних факторов на язык.
    3. особенности языков кыпчакско-половецкой группы:
    замена с(к-н подгруппы) на ш – тас – таш
    замена ш(к-н подгруппы) на ч – кач- каш
    преимущественное употребление в начале слова буквы й вместо ж – йол- жол
    Билет 8:
    1. тюркология в ХХ веке:
    многие классификации: Малов, Баскаков, Корш, Самойлович, Ларс Йохансан, Текин, Дьячок, Алтай Сарсенов(тюркология в образовании), Губайдолла Айдаров: «Язык Орхонских памятников древнетюркской письменности 8 века»(1971), «Язык Орхонского памятника Бильге-кагана(1966), Лев Гумилев: «Древние тюрки», «Древняя русь и Великая степь», «История народа хунну», Кононов: «Грамматика современного турецкого языка», «Грамматика современного узбекского литературного языка», был инициатором создания в 1973 году Советского комитета тюркологов
    2.Классификация тюркских языков А. Н. Самойловича:
    В классификации Самойловича (1922) тюркские языки разделены на 6 групп:
    а) Булгарская или «р» группа: булгарский, чувашский
    б) Уйгурская или «д» группа( северо-восточная): древнеуйгурский, тувинский, тофаларский, саха(якутский), хакасский
    в) Кыпчакская или «тау» группа(северо-западная): татарский, башкирский, казахский, киргизский, алтайский и его диалекты, карачаево-балкарский, кумыкский, крымско-татарский.
    г) Карлукская или «Таг-Лык» группа(Чагатайская, юго-восточная): современный уйгурский, узбекский без кыпчакских диалектов
    д) Кыпчакско-туркменская или «Таг-Лы» группа: хивинско-узбекский, хивинско-сартский
    е) Огузская или «Ол» группа(юго-западная): турецкий, азербайджанский, туркменский, крымско-татарский(южнобережные диалекты)
    3. научная биография В. В. Радлова:
    На Алтае В. В. Радлов начал целеустремленное изучение местных тюркских языков, фольклора и истории. Летом 1860 он использовал свой отпуск для поездки в Бийск, где собирал языковой материал в полевых условиях. Всего за период своего пребывания на Алтае Радлов совершил десять ежегодных (с перерывом в 1864) поездок к уйгурам, алтайцам, телеутам, шорцам, кумандинцам, тувинцам, казахам, киргизам, абаканским татарам (хакасам), западно-сибирским татарам, китайцам. Кроме того, с 1866 он начал публиковать результаты своих штудий. В этом году вышел первый том его знаменитого труда «Образцы народной литературы тюркских племен…» (собрание текстов на тюркских языках с немецким переводом). Второй том вышел в 1868 г., а третий — в 1870. Стоит особо отметить роль В. В. Радлова в изучении истории уйгурского народа выраженная в его уникальном труде «К вопросу об уйгурах» 1893 г. В этом уникальном труде он опираясь на труды средневековых ученых в особенности Рашид ад-Дина Джами ат-таварих делает тонкий анализ этногенеза уйгурского народа и его истории. В 1870 году записал и опубликовал произведение казахского фольклора «Акбала» в книге «Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи». Именно Радлов организовал и возглавил знаменитую Орхонскую экспедицию в Монголию (1891), в ходе которой были открыты орхоно-енисейские рунические надписи. Радлову удалось найти ключ к чтению более десяти знаков, однако первенство в дешифровке принадлежит датскому лингвисту В. Томсену, объявившему в 1893 об окончательной дешифровке письменности. В 1894 Радлов, основываясь на своих и томсеновских разработках, завершил перевод и осуществил публикацию орхонских памятников. Год спустя, в 1895, используя кроме своих материалов данные финских экспедиций, он опубликовал переводы 40 енисейских надписей. С 1892 по 1903 было опубликовано пятнадцать выпусков «Сборника трудов Орхонской экспедиции». В 1898 Радлов организовал Турфанскую экспедицию (Центральная Азия) во главе с Д. А. Клеменцом. Он же первым начал изучение и публикацию обнаруженных Клеменцом древнеуйгурских памятников. Большое значение для развития отечественного уйгуроведения имело подготовленное и осуществлённое Радловым издание уйгурского текста Сутры золотого блеска. В 1899 Радлов опубликовал транскрипцию и перевод надписи на стеле в честь Тоньюкука, советника и соратника тюркского кагана Кутлуга (начало VIII века). Также у него есть своя классификация тюркских языков (1882)(Восточная группа, Западная группа, Среднеазиатская группа, Южная группа, Якутский язык)
    Ученый В. В. Радлов, плодотворно трудившийся в XIX веке, занимавший особое место в истории тюркологии, «поднявший» тюркологию на новую ступень. Труды: "Опыт словаря тюркских языков" (Опыт словаря тюркских наречий. 1893-1911 гг.). "Образцы народной литературы тюркских племен" (образы народной литературы тюркских племен. Том 7). В томе 3 представлены образцы устной литературы казахского народа.
    Особое значение в истории развития тюркологии имеют высказывания ученого по вопросам чтения, перевода, изучения языка тюркских писаний III-IX века, о языке памятников средневековья, таких как «Құдатгу билік», «Алтын Ярук» и др.

    Билет 9:
    1. исторические этапы развития и становления тюркских языков:
    а) Новейший период(1917 – до сих пор)
    б) Новый период (15 в. -1917 г.)
    в) Средний тюркский период (11-15 вв.)
    г) Древнетюркский период (6-10 вв.)
    д) Гуннский период (5 в до н.э. – 5 в. н.э.)
    е) Алтайский период( до 5 в. до н.э.)
    2.языковые факты, характеризующие древнетюркские языки:
    Читаются они сверху вниз, справа налево. А также вместо пробелов у них двоеточие.
    3.Общие сведения о жизни и творчестве М. Кашгар:
    Махмуд аль-Кашгари получил хорошее по тем временам образование. Учился в кашгарском медресе Саджиа.
    В 1056 году в Кашгаре к власти пришёл дед Махмуда, Мухаммад Бограхан, потом власть перешла к его отцу, Хусейну.
    Но уже вскоре, в результате дворцового заговора, Хусейн и Мухаммад Бограхан были отравлены. В силу этого Махмуд в 1057 году был вынужден бежать из Кашгара. Он уходит на запад, в Мавераннахр, а оттуда отправляется в Багдад, где правят тюрки-сельджуки.
    При этом Махмуд долгое время путешествует по землям, населённым тюркскими народами и племенами.
    Знаменитая книга Махмуда аль-Кашгари «Дивани лугат ат-тюрк» представляет собой энциклопедию, в которой собран и обобщён обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. «Дивани» аль-Кашгари — памятник тюркской культуры, увековечивший этические ценности и нормы поведения, специфическое мировосприятие тюркских народов в XI веке. В книге, наряду с древним зороастрийско-шаманистским миропредставлением, запечатлены базовые элементы ислама и такой его ветви как суфизм.
    Кашгари ввёл в изучение языков сравнительный метод и исторический подход, заложив основы того, что ныне мы называем тюркологией.
    «Словарь тюркских наречий», посвящённый халифу аль-Муктади, был составлен Махмудом Кашгари в 1072−1074 года. Здесь он представил основные жанры тюркоязычного фольклора — обрядовые и лирические песни, отрывки героического эпоса, исторические предания и легенды (о походе Александра Македонского в область тюрков-чигилей), более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.


    Билет 10:
    1.значение трудов П. М. Мелиоранского, Н.Ф.Катанова, А. Н.Самойловича в тюркологии:
    а)«Краткая грамматика казахско-киргизского языка» П. М. Мелиоранского, П. М. Мелиоранский (1868-1906).)- Ученик В. В. Радлова, изучающий древнее наследие тюрков. В 1889 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Культегин», в 1901 году докторскую диссертацию на тему «арабский филолог о турецком языке». Содержание диссертации опубликовано отдельной книгой: "Арабский филолог о турецком языке" (СПб., 1900), "Память в честь Кюля-Тегина" (СПб., 1900), Впервые систематически изучал тюркизмы в русском языке: «Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игорове», «Заимствованные восточные слова в памтяниках в русской письменности домонгольского времени».
    б)И. Ф. Катанов 1862-1922) - представитель хакасской национальности. После получения магистерской степени в петербургском университете работает эксординированным профессором на кафедре турецко-татарского языка Казанского университета.Позже защитит докторскую диссертацию по урянхайскому языку.Заслуга: "Опыт изучения Урянхайского языка с указанием его основных родственных связей с другими тюркскими языками» (Опыт изучения урянхайского языка с указанием главных родственных отношений его к другим языкам тюркского корня. 1903 г.); и др. записано в конце ХІХ в.
    в)А. Н. Самойлович-ученый, начавший научные изыскания с 1902 года и внесший большой вклад в подготовку будущих тюркологов.Основные труды: «Собрание стихотворений императора Бабура», «некоторые дополнения к классификации турецких языков»

    2.эпоха Средневековья развития тюркских языков:

    4-я эра развития тюркских народов и их языков называется среднетюркской эрой. Эта эпоха охватывает период между 11-15 веками. В научных трудах Среднетюркская эпоха разделена на два периода: Караханская эпоха и монгольская эпоха. Тюркологические труды, написанные арабской графикой на арабском языке, охватывают период между 9 – 15 веками. На основе арабских ученых занимались созданием сравнительных словарей языков тюркоязычных народов, звуковыми отличиями и сложностями языков каждой группы, сравнением отдельных вопросов, относящихся к морфологии, переводом тюркских слов на арабский, персидский языки, написанием компактных учебных пособий. В тюркологических произведениях, написанных на арабском языке, арабской графикой, была проделана значительная работа в области создания сравнительного, сопоставительного восприятия тюркских языков, написания небольших грамматических очерков. Словарь, созданный багдадским ученым Махмудом Кашгари, называется «Дивани лугат ат турк». Арабские ученые создали несколько сравнительных словарей даже после Махмудского "дивана". Одним из таких слов является арабско-персидско-турецко-монгольский словарь, который Абулкасым Махмуд ибн Омар(также известный как Аль-Змахшари по имени место рождения)создал «Муккаддимат аль-адаб»/ введение в литературу/.
    Абу Хайян, специалист по арабскому языку, написал в Каире в 1312 году труд под названием «Китаб аль-идрак-ли-лисан Аль-атрак»(пояснительная книга тюркских языков). Самая старая из сохранившихся записей Средневековья-это объемная эпическая сага под названием «Кутадгу вал», написанная Жусупом Баласагуни. Ученые перевели название саги как «Күтті Білім», «күттін білім» и др. (462). «Дивани Хикмет», написанная в XI веке Ходжей Ахмедом Яссауи. Яссауи «һибат ул хакаик» Ахмета Югнеки /премия правды/. Тюркологи предполагают, что это произведение, вероятно, сохранилось с XI по XII века. "һибат уль «- дидактическая поэма, как» Хикмет" Яссауи, которая учит образцу, совету, заповеди. В нем противопоставляются добро и зло, знание и необразованность, богатство и бедность, щедрость и саранскость. Наиболее распространенный вид письменных памятников, возникших в Средние века, был написан в Западно-турецких объединениях, в Средней Азии, особенно на языке Кыпчакского объединения, к числу которых относятся.
    3.начало изучения тюркских языков академиями и университетами в XIX веке:
    а)Санкт-Петербургский университет: В октябре 1854 года указом царя Николая I было принято постановление об открытии факультета восточных языков в Санкт-Петербургском университете. Согласно постановлению, факультет имеет пять различных языков (арабо-персидский-турецко-татарский; монголо-калмыкско-татарский; китайско-маньчжурский Языки; иврит-арабский; армяно-татарский языки) в рамках специальности, охватывающей десять восточных языков (турецкий, татарский, арабский, персидский, монгольский, калмыкский, манчжурский, китайский, еврейский, армянский). Введение тюркских языков в трех разделах из пяти названных показывает, что преподавание тюркских языков было актуальной проблемой для российского царства. Известно, что в научной традиции того времени для передачи общего понятия тюркский использовался турецко-татарский термин. С целью активизации работы факультета восточных языков в Санкт-Петербургском университете для преподавания азербайджанского языка приглашаются Л. З. Будагов, М. А. Казем-Бек и И. П. Березин из Казани. В 1866 г. заведующим кафедрой назначен В. А. Максимов, изучавший диалектные особенности тюркских языков. В разные годы на факультете преподавали тюркологи Х. Д. Френ, О. И. Сенковский, В. В. Радлов, П. А. Турминский, В. В. Григорьев, Х. Физханов, М. А. Абдуллаков, М. Османов, В. Д. Смирнов и др.
    б)Казанский университет: Одним из высших учебных заведений, где наряду с другими восточными языками начали систематически преподавать тюркские языки, является Казанский университет (1804 г.). Для преподавания восточных языков в Казанском университете Кристиан Мартин Френ был специально приглашен из Германии в 1807 году и читал лекции по арабскому, персидскому, тюркскому языкам до 1817 года, а в 1815 году был назначен деканом историко-филологического факультета университета. Мирза Мухамед Али Касым оглы Казем-Бек (Александр Касимович), инициировавший открытие турецко-татарской кафедры в Казанском университете в 1828 году, возглавлял эту кафедру до 1846 года. Эта кафедра служила первым образовательным центром, предоставляющим академическое образование по тюркским языкам.
    Труды, опубликованные в Казанском университете:
    «Объяснение некоторых слов, вошедших в русский язык в восточных языках» (Эрдман,1828);
    «Практическое руководство по преподаванию татарского языка» (Мухамед-Гали Махмудов(1824-1891);
    «Перевод отрывков из произведения абылгаза «Шаджра-и Турк», Корана на русский язык (г. Саблуков (1804 -1890);
    «Русский перевод турецкой грамматики» (Elemens de la Grammaire turkue) (И. Н. Березин);
    «Путешествие на восток»(И. Н. Березин, 1849-1852);
    «Ханские указы» (И. Н. Березин);
    «Библиотека восточных историков» 3томная. (И. Н. Березин) ;
    «Народные пословицы тюркских племен» хрестоматийный сборник из 1000 тюркских пословиц (И. Н.Березин).
    Общая характеристика тюркологии XIX века:
    тюркология начинает несколько систематически изучать тюркские языки;
    с написанием первых грамматик по тюркским языкам; с началом лексикографических изысканий, открытием в вузах кафедр восточных языков, тюркских языков, введением в учебную программу лекций по тюркским языкам;
    с образованием специальных специалистов, изучающих тюркские языки;
    Для памятников Орхон-Енсейской, Таласской письменности характерно определение тюркского наследия.

    Билет 11:
    1. Алтайская эпоха развития тюркских языков:
    эпоха Алтая. Это не совсем точная эпоха, не определяемая наукой. В древности тюркские тюки существовали в единстве с монгольским, тунгусо-манджурским, японским, корейским народами. В тюркологии Алтайский век формировался с середины века, когда теория алтайских языков". Его форматорами выступили немецкие ученые В. Шотт и М. Кастрен. . В 1730 году в Стокгольме в 1730 году офицер шведской армии Таберт Стралинберг опубликовал в Сибирской стране труд под названием «Северная и восточная часть Европы и Азии». В этой работе Стралинберг говорит, что тюркские, монгольские языки являются родственными языками, происходящими от одной основы, и называет их «алтайскими языками». Вышеизложенные немецкие ученые теоретизировали эту точку зрения Стралинберга и включили в состав данных языков угро-финский, самодийский языки, дав им название «урало-алтайские языки». Позже исследователи добавили корейский, японский языки к языкам, принадлежащим к этой языковой семье. Специалист по истории тюркских языков Н.А.Баскаков считает, что тюркский язык связан с монгольским, манджурским языками, среди которых имеются не только типологические, но и родственные. Так называемый алтайский язык тоже говорит об этом. А с угро-финским языком, то есть Уральским языком, хотя близость между Алтайским языком не родственная, а типологическая. А тюрколог А. Н. Кононов отметил, что среди тюркских, монгольских, тюнгус-манджурских языков все лексическое и фонетико-грамматическое, но трудно надеяться, что оно будет известно не столько в силу близости, сколько в грядущем уаките, тем не менее, общие черты среди «алтайского языка» можно использовать при изучении истории тюркского языка говорит, что должен. Существует международный комитет алтаистики. Этот комитет ежегодно проводит совещание» Тюркская Интернациональная алтаистическая конференция".
    2.различия между Западным и восточным языками хун:
    В западной ветви:
    а)замещение «д з т» на звук «й», например аяк, а не азак, адак, атах
    б) дифференциация звуков б-п, д-т, з-с, г-к
    в) много заимствованной лексики с арабского языка(иранских языков), а восточной ветви – много заимствований с монгольского языка.
    г) более развитая структура сложного предложения и много союзов
    В восточной ветви:
    а) наличие чередующихся по отдельным языкам согласных з, д, т, вместо й западной ветви тюркских языков, например, в слове адак/азак вместо айак "нога"
    в) слабая дифференциация или отсутствие дифференциации между глухими и звонкими согласными: д - т, б - п, к - г, с - з; каждая пара этих согласных рассматривается в языках восточной ветви как варианты одной и той же фонемы
    г) отсутствие различения согласных фонем: в, h, которые, как правило, имеются в языках западной ветви.
    3. языки в Кыпчак-булгарской группе:
    кыпчакско-булгарская: а)древнее – западная алтын орда, б)современные – татарский и башкирский языки;(кул-қол, кил –кел)

    Билет 12:
    1. Понятие Алтайской гипотезы:
    гипотеза, весьма популярная в конце XIX — начале XX веков. В рамках данной гипотезы предполагалось общее происхождение уральских и алтайских языков.
    Гипотезу выдвинул в 1844 году Матиас Кастрен. В его терминологии «алтайская семья» включала финно-угорские языки, самодийские языки, тюркские языки, монгольские языки и тунгусо-маньчжурские языки.
    Популярность гипотезы возросла после того, как А. Вамбери, предполагавший, что венгерский язык относился к тюркским (его гипотеза не предполагала включения венгерского языка в состав финно-угорских), опубликовал материалы своих поездок в Среднюю Азию с многочисленными лексическими параллелями между венгерским и тюркскими языками. В настоящее время большинство лексических параллелей, предложенных Вамбери, считается заимствованиями из тюркских языков в венгерский.
    Позднее лингвисты предложили объединить в одну семью тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки. В другую семью — уральскую — были объединены финно-угорские и самодийские.
    Гипотеза основывалась на типологическом сходстве уральских и алтайских языков (и те, и другие являлись агглютинативными) и некотором — личных показателей глаголов и ряда морфем.(гипотеза устарела – ностратические языки)
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта