Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Самойлович А. Н. место казахского языка по классификации

  • 2.Чагатайский письменный литературный язык. Научные взгляды и исследования по чагатайскому языку

  • 3.новые и новейшие эпохи в становлении тюркских языков

  • Билет 19

  • 2.Классификация тюркских языков Средневековья.: Кашгари3.изучение тюркских языков за рубежом.

  • Билет 20

  • 2. научные предположения о языке Хун

  • 3. принципы классификации В. А. Богородицкого

  • Билет 21

  • 2. принципы классификации В. Радлова

  • тюркология билеты. Билет 1 тюркология и объект ее изучения


    Скачать 205.74 Kb.
    НазваниеБилет 1 тюркология и объект ее изучения
    Дата24.04.2023
    Размер205.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатюркология билеты.docx
    ТипЛитература
    #1084706
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    2.данные о тюрках в китайских летописях:
    По сложившемуся навыку китайцы называли турка "тужюэ". А по легендам и источникам видно, что турецкое имя и турецкий народ появились гораздо раньше. До того, как турки стали известны под своим именем, они были разделены на улусы.
    Были летописи где представлена легенда о том, как имя династии было названо Ашиной с появлением турецкого слова. Там одна страна, которая сама по себе является улусной, разгромлена соседним государством, а все население уничтожено, но один 10-летний мальчик, не имея возможности убить ребенка, его бросили на поляну. Одна волчица кормит его мясом. Мальчик с удовольствием сближается с волком. Услышав, что ребенок жив, Хан вражеской страны снова посылает человека убить его. Посланный человек уничтожает ребенка, видит оборотня рядом с ним и пытается убить его. Однако волчица убегает и прячется в пещере одной горы. В той же пещере она рожает десять мальчиков. У каждого будет своя кампания. Они растут и выходят из пещеры и подчиняются.
    Теперь остановимся на источниках из легенд о жилищах турок и возникших родовых племенах. В летописи винмы говорится, что турки - это выходцы из другой ветви гуннов, а в другом месте говорится, что «предки турок вышли из страны саков на севере гуннов». Здесь нельзя сомневаться, что гунны вышли из другой ветви. Потому что гунны давно ушли со сцены истории, когда турки увлеклись китайскими писаниями. А турков можно услышать, что они возникли из Сакской страны на севере гуннов. Д. и. н., археолог К. Акишев, изучавший саков в Семиречье, пришел к выводу, что они были Саками в» Тиграхау " [2]. Саки - тоже разновидность гуннов. Эти племена были взаимно родственными, когда-то возникшими и расширяющимися, когда они были возведены в ранг страны. А в летописи Суинамы говорится, что предки турок были «входными ху, которые жили в Пинляне». Хулар-это то, что китайцы не создали гуннов, а турки сравнили с ними. А когда царь последней династии Уей уничтожил тай-у саков, то сказал, что «Ашина 500 семей вошли в нуньеры», - говорили турки, сидевшие по соседству с Саками. В этих сообщениях также отмечается, что гуннские, сакские, турецкие племена являются соседними родственными племенами с древних времен.
    В летописи истории династий Севера также говорится, что турки, вероятно, были одной из ветвей гуннов. А где-то еще, что предки турок происходили из Сакской страны на севере гуннов и повторялись. Повторяемость их первопричин, вероятно, свидетельствует о родстве. А общий уставный ежегодник, по-видимому, был написан между второй половиной VIII-IX вв.
    3.Самойлович А. Н. место казахского языка по классификации:
    Кыпчакская или «Тау» - группа.

    Билет 18:
    1. общие черты и различия между Западным и восточным языками хун: по фонетическим и морфологическим признакам:
    В западной ветви:
    а)замещение «д з т» на звук «й», например аяк, а не азак, адак, атах
    б) дифференциация звуков б-п, д-т, з-с, г-к
    в) много заимствованной лексики с арабского языка(иранских языков), а восточной ветви – много заимствований с монгольского языка.
    г) более развитая структура сложного предложения и много союзов
    В восточной ветви:
    а) наличие чередующихся по отдельным языкам согласных з, д, т, вместо й западной ветви тюркских языков, например, в слове адак/азак вместо айак "нога"
    в) слабая дифференциация или отсутствие дифференциации между глухими и звонкими согласными: д - т, б - п, к - г, с - з; каждая пара этих согласных рассматривается в языках восточной ветви как варианты одной и той же фонемы
    г) отсутствие различения согласных фонем: в, h, которые, как правило, имеются в языках западной ветви.
    2.Чагатайский письменный литературный язык. Научные взгляды и исследования по чагатайскому языку:
    Современные узбекский и уйгурские языки являются прямыми продолжениями чагатайского языка. Чагатайский язык – это тюркский письменно-литературный язык, который был на своей высшей точке при правлении шейбанидов и джанидов на территории Мавераннахра(Бухара).
    Знаменитый венгерский путешественник Арминий Вамбери говорил про Алишера Новои, что он самый знаменитый узбекский поэт.
    Работы Алишера Новои дали большой толчок в развитии литературы на тюркских языках. Он использовал многовековые традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, что делало его произведения уникальными.
    Среди тюркологов нет единства в толковании чагатайского языка и определении его временных границ, но принято считать, что на нём писали в Средней Азии начиная с XIII—XIV и практически до начала XX века.
    Современные узбекский и уйгурский языки, текинский диалект туркменского языка в Афганистане сформировались на основе чагатайского языка (тюрки).
    3.новые и новейшие эпохи в становлении тюркских языков:
    Новая тюркская эпоха. Пятая стадия развития тюркских народов называется новой тюркской эпохой. С XV в. до 1917 года. В новую тюркскую эпоху общие союзы тюрков распались. Например: кыпчакско-булгарское племя было разделено на два народа: татарский, башкуртский; кыпчакско-ногайское племя еще в XV веке было разделено на казахское, Ногайское, каракалпакское и т.д. Вместе с тем, как эти люди стали отдельными народами, их языки стали более индивидуальными. Памятники языковой письменности периода ХУ-ХХ веков многочисленны, их значительное отличие от памятников предшествующей эпохи-это древние письменные версии не написанные на общем тюркском общем языке. К числу упомянутых языковых точек относятся произведения разных народов, относящиеся к устной литературе поэтов и жырауов, сохранившиеся в устах страны с XV века, различные письменные произведения, сохранившиеся в рукописном виде, издания различных жанров.Такие материалы встречаются на языке современных тюркских народов, в том числе на казахском языке. Наряду с разнообразными художественными произведениями, относящимися к устной литературе, такими как письменные произведения, как Ибрай, Абай, летописи, хранящиеся в рукописном виде , письма би-Султанов, ханов, написанные акимам России, брошюры на самые разнообразные темы, газета «Казах». Наряду с указанными языковыми точками освещены также научные труды, изучавшие тюркские народы, их языки в лингвистической форме в эту эпоху. К числу трудов можно отнести исследования восточных исследователей Европы и России в эпоху: между ХV-ХХ веками, в отношении тюркских языков.

    Билет 19:
    1. Общие черты тюркско-монгольского, Тунгусско-маньчжурского и корейско-японского языков:
    В этой связи, как вклад казахского языкознания в общую алтаеведческую науку, сравнивая грамматический строй тюркско-монгольских языков, Б. Базылхан, Ж. К. Туймебаев, проводивший исследования в новом Алтайском направлении с целью историографического определения разграничения лексических параллелей в языках казахско-монгольской и других алтайских групп, исследовал географические названия на казахско-монгольском языках следует отметить важность трудов г. Сагидольды, рассматривавших фразеологическую систему на когнитивно-структурной основе. Хотя двухсоставные лица, состоящие из гласных, согласных в системе тюркских односложных звуков, широко используются как самостоятельная значимая лексема, как в тюркском, так и в современном тюркском языках, нет единого мнения о пути формирования данной личности. Преобладающее число исследователей (А. Зайончковский, Э. В. Севортян, А. Н.Кононов, А. М. Щербак, Б. М. Юнусалиев, А. Искаков, А. Т. Кайдар и др.) С самого начала признавали односложные односложные как действовавшие языковые единицы, А. Н. Баскаков к комментариям В. В. Радлова о протезной природе анлаутовых согласных, Г. И. Рамстеда о влиянии сандхи легитимности на анлаутские звуки, а также М. И. пело, г. Дерфер, В. А. Серебренников и др. основываясь на трудах ученых, он считает необоснованным концепцию первичности модели VС и предлагает рассмотреть ее в рамках модели СVС. Можно заметить, что VС-личностные односложные в тюркском языке сохранились с определенными личностно-содержательными особенностями не только в современных кыпчакских языках, но и в современном монгольском:
    Общая для тюрко-монгольских языков лексема adγïr / azraga образует комплекс однокоренных односложных слов *ad ≈ *az ≈ *až ≈ *at ≈ *as ≈ *ax ≈ *aj ≈ *oj ≈ *öj по общим Алтайским языкам. *aγ «раздвоение», *ad «разъединение», *ad «ноги», *ad «раздвоение», *ad «раздвоение», *ad «жеребец», * az «азбана» односложные AQ ≈ au ≈ at ≈ ad ≈ az ≈ až ≈ aj ≈ aw и др. производные лица, входящие в комплекс гомогенных односложных, с гипотетическим корнем *a/ï модель V. aj «говорить, рассказывать»: Bilge tonukuq baņa ajdï «Бiлгiш Тоникуқ маған айтты». ar→arqa «спина»; ar→arqï «по ту сторону, позади» (ДТД, 32): Semiz buqalï arqïda bilser «Семiз бұқалы артта бiлсе»
    Сравнительно самостоятельная область общего языкознания, которая в широком масштабе изучает происхождение, родство, ход развития, родство алтайских языков и финно-угорских, японских, корейских и др. языков. Первые предположения, мнения-предложения 18 века о «четкости урало-алтайских языков» Ф. И. Страленберга, В. Шотта, Ф. Е. Видлемана, О. Бетлингка, г. Винклера, М. А. Кастрена, Ю. Немета, В. Банга, И. Грюнцеля, А.Вамбери и др. стали упоминаться в трудах исследователей. К основному формированию Алтайского языкознания относятся тюркология, монголоведение, тунгусо-маньчжурские исследования и др. большое влияние оказали научные фундаментальные исследования в областях, публикация фактических языковых данных. Таким образом, в ходе взаимного сопоставления материалов этих языков были выявлены соответствующие явления и общие языковые закономерности на фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях. Такие межъязыковые сходства, общие черты в результате генеалогии.Таким образом, была сформулирована самая основная проблема Алтайского языкознания – «Алтайская теория только языка». Согласно этой теории, современные тюркские, монгольские, Тунгусско-маньчжурские языки в очень раннюю эпоху эволюционировали из одного языка в другой, и их происхождение считается четким. В этом конкурсе участвуют как японский, так и корейский языки. Сторонниками этой теории, видными альтаистами были Г. И. Рамстедт, Е. Д. Поливанов, Н.Н.Поппе, Б. Я. Владимирцов, В. И. Цинциус, О. П. Суник, Л. Г. Герцемберг, Н. А. Сыромятников, Н. А. Баскаков, Б. Базылхан, Ш. Хаттори, Ш. Озава, А. Г. Азербаев, С. А. Старостин, г. Мижиддорж, т. Томортогоо, М. Базаррагияа и др. Ученые пришли к выводу, что эти языки принадлежат одному и тому же родовому языку. А против этого, отрицателем этой теории является В. Котвич, Дж.Ученые Клоусон, г. Дерфер, л. Лигети, А. М. Щербак и Д. Шинор, И. Бенцинг, Г. Д. Санджив и др., которые с подозрением относятся к этому вопросу, объясняют, что сходства в этих языках, общие черты являются следствием процессов переплетения, смешения, соединения языков. Поэтому Алтайская теория языка изучалась двумя способами: историко-сравнительным и историко-типологическим, и теория превратилась в две области. Представители направления 1 доказали общность современного тюркского, монгольского, Тунгусско-маньчжурского языков, японского, корейского языков и финно-угорского происхождения; Представители направления 2 считают, что эти языки были отдельными языками с самого начала до сегодняшнего дня (или возникли из одного языка в другой). Большая часть исследователей утверждает, что теория о том, что эти языки изначально развились из «одного базисного языка», убедительна, что историко-сравнительный подход дает положительные результаты, что свидетельствует о адекватности языковых данных. Публикуются многочисленные сравнительные данные по фонетическому, лексическому, морфологическому, синтаксическому построению этих языков. Выявлены следующие общие черты алтайских языков: закон созвучия звуков, созвучие гласных и согласных, постоянство корневой морфемы (или корневого слова), присоединительная система присоединяемых к ней дополнительных морфем, зависимые союзы, наличие некоторых устойчивых имен в словарном запасе, вопросительных звеньев, соблюдается порядок детерминации, детерминации и построения предложений (начальный, повествовательный) , частое употребление наречий, предлогов и т.д. В исследованиях ученых присутствует множество предложений, дополнений и противоположных мнений об этом подобном подобном явлении, общих закономерностях. Новая теория Алтайского языкознания была предложена казахским ученым Б. Базылханом. В результате его историко-сравнительного изучения тюркского, монгольского ([[казахский язык|казахский, монгольский) языков , которые он назвал» Озек тіл", и Тунгусско-маньчжурского, японского, корейского языков был обобщен вывод: изначально Алтайский был всего лишь одним языком. Из этого родственного языка современные алтайские тюркские, монгольские, Тунгусско-маньчжурские, японские, корейские языки эвол. развиваясь, он пережил 1. эпоху» жестового языка«; 2. эпоху» кельтского слова«; 3.эпоху» сложного слова " и достиг уровня современных самостоятельных языков. Ученые-исследователи выявляют и доказывают языковыми фактами родство, общность, общие закономерности тюркского, монгольского, Тунгусско-маньчжурского языков. В том числе изучалась идентичность корневых и дополнительных морфем в словообразовательной системе каждого языка как свидетельство наиболее актуальных, главных родственных связей. А к этим языкам относятся японский, корейский (А. Г. Азербаев, С. А. Старостин и др.) и финно-угорский (М.сянен, Х. Паасонен, Б. Коллиндер, Б. Мункачи, Д. Фокох-Фукс, Дж. Г. Киекбаев и др.), а также американские майя, кечуа, сиу и др. были проведены интересные факты, анализ родства языков (С. Викандер, М. Арибжанов, А. Каримуллин и др.). Проблемы теории Алтайского языкознания: структура бабаалтайского языка, хронология развития языков. еще слишком рано говорить о том, что проблемы нашли полное решение: этапы, степени родства, общие основные закономерности, охватывающие языковое построение в целом, и т.д. Поэтому необходимо более детально проводить историко-сравнительные, сопоставительные диахронные, синхронные исследования по этим языкам. А. и др. с 1957 года ежегодно проводится работа по проблемам алтайских ученых. Конференция (Dіak-the Permanent Іnternational Altaіstіc Conference) проделала большую работу. Центром востоковедения Академии Наук Республики Казахстан 2-5 июня 1993 г. в г. Алматы был проведен очередной 36-й Курултай Алтайского языкознания. В данной международной сессии приняли участие 75 ученых-исследователей из США, России, Турции, Германии, Японии, Бельгии, Кореи, Монголии, Калмыка, Тывы, Китая, Венгрии, Кыргызстана, Израиля и др. стран, 25 ученых-исследователей из Казахстана (история, культура, философия и др.). по отраслям), более 100 докладов. В ходе курултая было установлено, что фундаментальные труды казахстанских ученых в области тюркологии и казахского языкознания имеют огромное значение для Алтайского языкознания.
    На тюркско-монгольском, Тунгусско-маньчжурском, корейско-японском, угро-финском, самодийском языках: созвучие гласных, ассимиляция гласных, сходство индийских звуков в корне, соединительный характер дополнительных морфем способность передавать здравый смысл через единственное число корня, существуют сходства между определителями, дополнениями, составителями перед членами предложения, относящимися к ним и т.д.
    2.Классификация тюркских языков Средневековья.:
    Кашгари
    3.изучение тюркских языков за рубежом.
    Проблема изучения языка и истории, общей культуры тюркоязычных народов была впервые поднята в Токийском университете: Куракичи Сиротори, Кадзуо Эноки, Масао Мори, Нобуа Ямада и др. Кафедра востоковедения, работающая в университете киоты, является крупным центром изучения истории Средней Азии. На этой кафедре работал один из крупнейших представителей японской тюркологической школы – Тору Ханэда. В Японии с 1917 года работает библиотека востоковедения (Тойо Бунко), в которой собран фонд научной литературы, относящейся к восточной культуре и истории, языку и литературе.
    Армин Вамбери, Йоханес Берценг(презентация Зарубежная тюркология)

    Билет 20:
    1. период становления языков тюркских народов как самостоятельных языков:
    думаю это период после советского союза.
    Главной особенностью третьего этапа тюркологической науки ХХ в. является то, что каждая тюркская республика должна самостоятельно определять свой язык, направление изучения его исторического пути развития, выявлять пробелы в изучении истории, культурного наследия тюркских народов (в отношении политической идеологии).
    2. научные предположения о языке Хун:
    гунны являются предками тюркского племени, если они поддерживают мнение, что говорили на тюркском языке – А. Н.Бернштам, л. Лигети, В. В. Бартольд, Н.А.Аристов, К. Сиротория, А. Ремуза, Ю. Клапрот и др. большинство сторонников этого направления отдают предпочтение тюркоязычным древним булгарам. Гуннский язык является общим для предков тюрков и монголов-М. А. Кастрен, г. Рамстед.
    Обши характер языка гуннов:
    в начале слова только Б, в середине слова только П. Но остальные согласные встреаются как в начале слова так и в конце.
    Ауслаут в позиции используется d (ïd `дай и отпусти`), как в руническом языке древнетюркских и древнеюйгурских памятников.
    3. принципы классификации В. А. Богородицкого:
    В его классификации тюркские языки делятся на семь групп, исходя из фонетических особенностей, а также географических и территориальных признаков.

    Билет 21:
    1.отношение Чагатайского языка к современным тюркским языкам. Особенности произведений А. Новои:
    Современные узбекский и уйгурские языки являются прямыми продолжениями чагатайского языка. Чагатайский язык – это тюркский письменно-литературный язык, который был на своей высшей точке при правлении шейбанидов и джанидов на территории Мавераннахра(Бухара).
    Знаменитый венгерский путешественник Арминий Вамбери говорил про Алишера Новои, что он самый знаменитый узбекский поэт.
    Работы Алишера Новои дали большой толчок в развитии литературы на тюркских языках. Он использовал многовековые традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, что делало его произведения уникальными.
    2. принципы классификации В. Радлова:
    оно поделил тюркские языки на 4 группы по фонетическим признакам
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта