Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. языки кыпчакско-Ногайской группы

  • Билет 13

  • 2. Урало-Алтайское языковое объединение

  • 3. языки уйгурско-огузской группы

  • Билет 14

  • 2.Значение классификации языков, ее необходимость

  • Билет 15

  • 2.влияние важных, историко-социальных событий в жизни тюркских народов на язык

  • 3. историко-сравнительный метод исследования

  • Билет 16

  • 2.становление тюркологии как самостоятельной науки, отличающей ее от востоковедения как отдельной науки

  • 3. Сведения о тюрках в русских летописях

  • Билет 17

  • тюркология билеты. Билет 1 тюркология и объект ее изучения


    Скачать 205.74 Kb.
    НазваниеБилет 1 тюркология и объект ее изучения
    Дата24.04.2023
    Размер205.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатюркология билеты.docx
    ТипЛитература
    #1084706
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    2. тюркские языки в эпоху Караханидов:
    Эпоха караханидов: 942-1212 гг.
    изучение тюркских языков на тюркской почве восходит к временам Караханидов. Первые тюркологические труды, написанные на примере классического арабского языкознания, являются результатом исторической, культурно-духовной, научной связи тюркских и арабских народов.
    «Кутагду билиг», «Дивани лугат ат тюрк»
    3. языки кыпчакско-Ногайской группы:
    кыпчакско-ногайская: а) современные языки – казахский, каракалпакский, ногайский и некоторые диалекты узбекского языка.

    Билет 13:
    1. проблема классификации тюркских языков:
    а) крайне мало достоверных сведений
    б) проблема диалектов и языков
    в) проблема соотношений современных языков с языком рунических памятников
    2. Урало-Алтайское языковое объединение:
    Ученые-основатели теории Урало-Алтайского языкового объединения: Ф. Страленберг, Х. Винклер, М.сянен, С. Широкогоров, Б. Коллиндер и др.
    С точки зрения исследователей: в очень ранние времена (в эпоху, когда хронологические сроки не определены) Уральский и Алтайский языки развивались на одной основе;
    Уральские языки впоследствии распадались на две ветви – угро-финский и самодийский, алтайские – на три ветви-тюркско-монгольский, Тунгусско маньчжурский, корейско-японский, и каждая языковая группа по-своему развивалась, их общие черты были скрыты.
    Рождение урало-алтайской теории связано с гипотетическими рассуждениями первой половины восемнадцатого века. В это время И. Страленберг, попавший в плен в Полтавской битве и проводивший исследования в восточной части России и Сибирском регионе, публикует труд «Der Nord und Ostliche Theil von Europa und Asia» (Stockolm, 1730), в котором собраны несколько языковых данных. Опираясь на личностные и смысловые сходства и совпадения накопленных языковых данных, Ф. И. Страленберг впервые называет языки, имеющие общие черты, общим названием «татарский язык»: делился на 6 групп: самодийские языки, финно-угорские, татаро-турецкие, тунгусский язык, монгольский и манчьжурский, языки народов, населяющих территорию между Черным морем и Каспийским морем.
    3. языки уйгурско-огузской группы:
    1)уйгурско-тукюйская подгруппа: а)древние –орхонские надписи(тюккюэ), древнеуйгурский язык. б)совеременные – тувинский(урянхай, сойот), карагайский(шымтезек)
    2) якутская подгруппа – якутский язык.
    3) хакасская подгруппа: а) современные – хакасский язык(все диалекты), камасинский, кюэрик, шор, северные диалекты алтайского языка(туба, шаланду, куманды), сары-уйгурский.

    Билет 14:
    1.эпоха хун в становлении тюркских языков:
    Отличия: немного письменных фактов есть
    есть хронология
    Это второй этап развития тюркских языков после Алтайского периода. Этот период, т. е. эпоха гунна, охватывает период с III века до нашей эры до V века нашей эры. В эту эпоху тюрки и монголы, тюнги и манджуры сформировали могущественную империю под названием Гун. Эпоха возрождения этой империи называется эпохой гуннов. Эту империю, которая на европейских языках называется Гунн, на древнегреческом-скиф, на персидском-Сак, ученые считают первым обществом, возникшим в Казахстане и Средней Азии. Эти гунны, вероятно, являются конечной точкой современных тюркских народов, в том числе казахского народа.
    Взгляды на родословную племен Хун/гуннов: тюрко-монгольская, финно-угорская, тюркская, монгольская.
    Из истории известно, что Хуны не были однородным народом. В исторических исследованиях отмечается, что между I м. до н. э. и I м. до н. э. в степях Евразии сосуществовали племена, говорящие на индоевропейском, протоугорском, прототюрке, протомонгольском языках. Учитывая, что этот период хронологически совпадает с эпохой гуннов, мы видим обоснованность высказанных мнений об неоднородности этнического состава гуннов. В их составе также могут быть племена, говорящие на индоевропейском, протоугорском, прототюркском, протомонахольском языках. Но основным населением были турки.

    2.Значение классификации языков, ее необходимость:
    Классификации важны для изучения история народов, их фольклора, территории проживания, культуры, быта
    3. языки в кыпчакско-половецкой группе:
    кыпчакско-половецкая:а)древний язык – половецкий(куманский), б) современные языки: караимский, кумыкский, карачаево-балкарский и крымско-татарский;(йол – жол, қач – қаш, таш-тас

    Билет 15:
    1.древнетюркская эпоха в развитии тюркских языков.
    Известный английский тюрколог Герард Клосон в своей статье «Происхождение тюркской рунической письменности " высказывает предположение, что эта письменность должна быть сформирована по образцу Согдийско-иранской письменности по приказу Истеми кагана, жившего в VI веке. Хотя история тюркских народов берет свое начало очень далеко, письменная версия, дошедшая от них до наших дней, восходит к VII веку нашей эры, причем не в виде богатого материала, написанного на бумаге, а в виде надписи, выгравированной на монументальных камнях над могилой. В науке это называется эпитафией. Первая форма эпитафической надписи была найдена в XVII веке вдоль реки өзенісей на территории современной Тувинской Автономной Республики, Хакасской автономной области. Филипп-Иоганн Штраленберг, капитан шведской армии, который заметил его вперед и продемонстрировал миру науки. Место, где была обнаружена эта надпись, называют памятником Енисею.
    Как выяснилось, один из этих памятников, известный как Орхонская письменность, - это исторические биографические памятники тюркскому хану Магилану /Бильге кагану/ другому его родственнику Култегину. Датский ученый Вильгельм Томсен, профессор кафедры сравнительного языкознания Копенгагенского университета, впервые признавший руническую письменность тюркского языка в 1893 году
    2.влияние важных, историко-социальных событий в жизни тюркских народов на язык:
    Махмуд Кашгари, «священная война», образование казахского ханства, великий шелковый путь, гуннское нашествие, монгольское нашествие.
    3. историко-сравнительный метод исследования:
    4 основные требования к сравнительно-историческим исследованиям. XIX век занимает особое место в истории языкознания. Ведь в это время появился сравнительно-исторический подход, позволяющий на научной основе осмыслить особенности и специфические свойства языковых фактов, привести их в определенную систему. В связи с формированием данного подхода стали рассматриваться такие вопросы, как озаренное общение, специфика родственных языков, а также развитие каждого конкретного языка. С помощью этого подхода всегда можно было окунуться в древние, древние тайны этих языков. Сравнительно-исторический подход появился не только в одной отдельной стране. Идея изучения языков в сравнении между собой в разных странах, как и в крупных лингвистах, когда-то, а именно в Хіхг. Появился в половине I. Первоначально фонетическая и семантическая неопределенность некоторых слов в языках часто сравнивалась между собой. Первые представители сравнительно-исторического языкознания Ф. Бопп, Р. Раск, А. Кастеков в своих работах уделяли больше внимания необходимости анализа звуковой стороны языка на исторической основе. Причина в том, что звуковые помехи языков также могут быть случайными. Поэтому процесс развития звуковых комплексов можно охарактеризовать только в том случае, если они изучали период жизни на одном языке или на группе родственных языков.
    1) соотносить материалы языка с историей его современности в прошлом. В этой связи основной целью сравнительно-исторического исследования является определение древнейшей формы.
    2) в сравнительно-историческом исследовании должна учитываться внутренняя легитимность каждого языка. Тюркские языки, которые считаются отдельными языками, связаны с общими законами.
    3) Необходимо строго соблюдать хронологию сравнительно-исторического исследования.
    4) в сравнительно-исторических исследованиях должна учитываться генеологическая близость языков. По сравнению с языковыми материалами, в первую очередь должен содержаться материал родственных языков. Языки каждого рода не являются предметом сравнительно-исторического исследования(тюркские языки были классифицированы с генеологической стороны (по Н.А.Баскакову)). Мы разделим их на западный и Восточный хунский языки и включим казахский в кыпчакскую группу. Их еще 3 группы (кыпчак-Кумак, кыпчак.бюльгарский, кыпчак-ногайский) относим казахский к кыпчак-ногайский.(С 4-м говором внутри себя) тогда следует сравнивать языки ногайские, каракалпакские, входящие во 2-ю генеологически кыпчак-Ногайскую группу)
    5) факты сравнительно-исторического метода-звуки и его закономерности, морфологические признаки, система предложений и лексические, грамматические значения слов.
    6) в сравнительно-историческом исследовании изучается только материал родственных языков. Вклад в сравнительно-историческое исследование советских тюркологов внесли: А. Н.Кононов, В. А. Богородицкий, н.н.Дмитриев, Э. К. Севортян, Н.А.Баскаков, А. М. Щербак и др. В тюркологии сравнительно-исторические исследователи проводились по всем областям языка. В том числе несколько более полным исследованием является Фонетика. Пути формирования, развития грамматических категорий относятся к объекту сравнительно-исторического исследования. Сравнительное изучение лексики началось с «словаря " М. Кашгари. В. В. Радлов»Древнотюркский словарь " (1968). В работе освещены все памятники Орхон-Енсея, по языку научных памятников можно выделить словари, изданные А. Наджипом, Г. И. Фазыловым, А. Курышжановым, А. М. Щербаками, а также этимологические словари Э. М. Севортяна. Тюркологические произведения, написанные на арабском языке, с арабской графикой, охватывают период между XI и xu веками. За это время была проделана значительная работа в области создания сравнительных словарей тюркских языков, написания небольших практических грамматических очерков. Первый и самый поздний день тюркологических исследований , написанный арабоязычными учеными, происходит от тюркского святого, словаря, созданного Багдадским ученым Махмудом Кашгари под названием «Дивани лугат ит-турок». Словарь Махмуда, как и обычные словари, занимается не только лексическими материалами, но и очень обширным изучением Махмуда. В нем подробно изложены понятия тюркского языка, его семантические, звуковые, грамматические свойства, взаимоисключающие, отличительные особенности. Махмуд делит тюркские народы, населявшие Среднюю Азию, на север, юг на два цвета и перечисляет народы, включенные в каждый цвет. Тюркские языки также делятся на три группы: Огуз, кыпчак, тюрки, демонстрируя звуковые, гармматические, лексические различия между языками, принадлежащими к каждой группе. Тюркские языки сопоставляют материалы друг с другом. В тюркских языках содержится около 10 тысяч слов. При классификации языков в разные группы опирается на их фонетические особенности. Словарь Махмуда-это общий труд для всех современных тюркских народов, который дает историческую информацию о фактах разговорного языка тюркских народов X-XI веков. В то же время труд-произведение, написанное сравнительным, сопоставительным методом не только тюркологии, но и лингвистики всего мира. Все выдающиеся ученые говорят, что словарь Махмуда похож на Энциклопедию истории тюркских языков. Арабские ученые создали несколько сравнительных словарей после дивана Махмуда. Одним из таких словарей является арабско - персидско-турецкий монгольский словарь под названием «Муккаддимат аль-адаб» (введение в литературу), созданный Абулкасимом Махмудом ибн Омаром (также известным как Аль-Замахшари по имени места рождения). Абу Хайян, специалист по арабскому языку, написал в Каире в 1312 году труд под названием «Китаб аль-идрак-ли-лисан Аль-атрак»(пояснительная книга тюркских языков). В нем содержалась лексика и морфология тюркских языков, синтаксис и лаконичная фонетика. Говоря об этих областях, автор выделяет их путем сопоставления материалов туркменского языка и кыпчакского языка. В работе представлен богатый материал по фонетике, грамматике , лексике тюркских языков, в том числе кыпшакского, который имеет прямое отношение к казахскому языку.

    Билет 16:
    1. значение классификации тюркских языков, предложенной Н. А. Баскаковым:
    Классификация тюркских языков Николая Николаевича
    Баскакова принципиально отличается от предыдущих классификационных схем и является наиболее подробной. В основу классификации тюркских языков положены принципы периодизации истории развития тюркских народов и языков. Н.А. Баскаков выделял две большие ветви тюркских языков: западнохуннскую и восточнохуннскую ветви, которые подразделяются на группы и подгруппы древних и современных тюркских языков.
    Н.А. Баскаков пытался сформулировать новые принципы классификации языков. «Классификация языков, отвечающая требованиям современной науки, должна быть построена, прежде всего, на основе исторического процесса развития языков в связи с историей самих тюркских народов, с учетом всего грамматического строя тюркских языков, и их словарного состава. Классификация языков должна учитывать все родоплеменные (а следовательно, языковые) общности, создавшиеся в среде тюркских народов, поскольку это позволяют известные исторические источники и сведения, а также, все письменные памятники древних тюркских языков, которые могут служить нам ориентирами, определяющими вхождения каждого данного племени (народности) в ту или иную общность племен (народностей), а следовательно, и каждого данного языка в соответствующую языковую общность.
    Таким образом, при построении классификации языков внутри, например данной тюркской группы языков, необходимо, прежде всего, исходить из истории, тюркских народов, т.е. изучать те последовательно развивавшиеся роды, племена, племенные союзы и народности, а также, и те социально-экономические формации, в условиях которых формировались как отдельные тюркские племена, союзы племен и народности, так и их языки.
    Кроме того, при классификации языков необходимо учитывать не только их схождения внутри данной группы или подгруппы, полученные в результате общего происхождения и родства этих племен, а также пребывание этих племен в одной общности или в одном союзе родов и племен, но и их расхождения, которые возникали и возникают в результате распада этих общностей, в результате воздействия на отдельные языки языков различных по происхождению племен и народов в процессе этногенетического развития наконец, в результате самостоятельного развития языков по внутренним законам». В основу классификации тюркских языков Н. Баскакова
    положены принципы периодизации истории развития тюркских народов и языков, которые в свою очередь. непрерывно следуя один за другим, возникали и распадалися сначала на мелкие родовые объединения первобытнородового общинного строя, затем на крупные племенные объединения,
    2.становление тюркологии как самостоятельной науки, отличающей ее от востоковедения как отдельной науки:
    В 1795 году в Париже была открыта первая в западном мире высшая школа, посвящённая изучению тюркских языков «Школа живых восточных языков.
    В России тюркология как самостоятельная дисциплина сформировалас во второй половине XIX века. Большую роль в её становлении и развитии сыграли исследования М. А. Казембека («Грамматика турецко-татарского языка», 1839), О. Н. Бетлингка («Грамматика якутского языка», 1851), П. М. Мелиоранского («Арабская филология о турецком языке», 1900), А. Н. Самойловича («Опыт краткой крымско-татарской грамматики», 1916).
    В развитие тюркологии в дооктябрьский период большой вклад внесли российские учёные: В. В. Радлов, И. Хальфин, К. Насыри, Ч. Ч. Валиханов, Н. Ф. Катанов, Х.-Г. Габяши; в советский период — тюркологи, внёсшие значительный вклад в развитие мировой тюркологии: В. А. Богородицкий, С. Е. Малов, Г. Х. Ахатов, Н. И. Ашмарин, Н. А. Баскаков, Н. К. Дмитриев, А. Н. Кононов, Э. Р. Тенишев, Л. З. Заляй, Дж. Г. Киекбаев, А. М. Щербак, М. Ш. Ширалиев и другие. Значительная работа была проведена по изучению говоров и диалектов тюркских языков, разработана грамматическая система, изданы научные грамматики, фразеологические словари. Большое развитие получила тюркская лексикография: составлены и изданы национально-русские и русско-национальные многотомные толковые, а также терминологические, диалектологические словари. Достижением советских тюркологов стало также создание сравнительной фонетики и морфологии и синтаксиса тюркских языков.
    3. Сведения о тюрках в русских летописях:
    Языковые данные, отражающие историко-социальные отношения тюрко-славянских народов в восемнадцатом-ІХ веке, сохранились в летописях славян «Повести временных лет» (ІХ в), «слово о полку Игореве».
    В связи с усилением связи русских с сибирскими ханствами и началом их влияния в XVI веке было уделено внимание изучению языка сибирских турок. Российское Царство продолжало собирать данные о тюрках. Сведения о тюрках приводятся также В «Повести о Царьгороде» Нестер–Искандера, трактате Ивана Пересветова о тюрках Ивану Грозному, «истории Скифа» Андрея Лызлова, двухтомной «Истории Турции» молдавского ученого Дмитрия Кантемира.

    Билет 17:
    1. цель и задачи дисциплины введение в тюркскую филологию:
    Цель дисциплины введение в тюркскую филологию-дать сведения по вопросам становления тюркологической науки, истории изучения тюркских языков, исторических этапов становления и развития тюркских языков, классификации тюркских языков.
    Задачи: Разъяснение предмета, целей и задач исследования, научно-методологических позиций и методов; Показать путь становления тюркологии, характер комплексности, значение в пространстве гуманитарных наук; Объяснение особенностей этапов исторического развития тюркских языков; Дать сведения об основных условиях историко-генеалогической классификации тюркских языков; Дать разъяснения по основным особенностям языковых групп, отдельных тюркских языков; Ознакомление с основными научными направлениями, актуальными проблемами современного тюркского языкознания; Показать место казахского языкознания в тюркологии и др.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта