Билет 1Вопрос 1
Скачать 0.97 Mb.
|
Билет №1 Вопрос 1: Сферы общественной жизни как подсистемы общества. У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, которые приходится выполнять обществу. -экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Функция: взаимодействие общества как системы с внешней природной средой. -социальная сфера охватывает отношения между различными социальными общностями и группами. Призвана объединять, интегрировать общества, с учетом интересов различных групп. -политическая сфера образует отношения гражданского общества, политических партий и государства. Функция: осуществлять руководство и управление. -духовная сфера охватывает отношения по созданию, распространения, сохранения и освоение духовных ценностей. Функция: поддержание определенных ценностей и норм. Все эти сферы представляют единую и неразрывно-взаимосвязанную систему. Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Приведу примеры явления массовой культуры на экономической, социальной, духовной сферах. В экономической сфере - переход к массовому производству привел к повышению платежеспособного спроса рабочих и служащих, а также к появлению технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной сфере - привело к стремительному росту городского населения, появление досуга у значительной части работников. В духовной сфере - развитие начального образования. Большинство ученых считают, что самой важной из всех сфер, является экономическая, с помощью которой создаются блага для других сфер. Вопрос 2. Возникновение и развитие права. Отличая исторические связи государства и права. Некоторые ученые приходят к выводу о том, что право появилось раньше государства. В первичных формах, в форме обычного права, активно функционировало в роликах древних цивилизаций, приобретало важное значение в организации социальных отношений на догосударственной, предгосударственной и раннегосударственной стадиях развития общества. Именно в древних цивилизациях появились базовые правовые термины, такие как (договор, суд, долг, наказание, заём) это было у индоевропейцев. Доминирующей чертой бытия и сознания первобытного человека являлся коллективизм точнее природный коллективизм, а социальные ячейки, в которых жил первобытный человек, были различны по видам и форматам: род, племя, союз племен, родовая и соседские общины, двор и т.д. Самой важной чертой первобытного общества был - традиционный характер. Традиции представляются как многообразные линии между поколениями людей, через которые опыт старших усваивается молодым. Отсюда широко распространенные обычаи: почитания старших, привилегии стариков в семье и группе. Древний человек, как и современный, не мог жить без правил социальных норм, на которые люди ориентируются в своих действиях. В памяти первобытных людей хранились тысячи различных указаний, обычаи на все случаи жизни. Весьма ранним нормативным и в то же время сакральным (священным, культовым) явлением было табу - установленные запреты и ограничения контактов с определенными предметами, продуктами, животными, людьми. Табу соблюдали ради того, чтобы не навлечь на себя несчастье в жизни как наука право появилось позднее на подходе к государственным цивилизациям и этот процесс охватил несколько тысячелетий. Источником социальных норм выступают "правила дележа пищи", которые напоминают правовые нормы. Нормативная сфера очень изменилась при переходе к производящему хозяйству, хотя дух коллективизма и равенства. вообще основная часть права исторически возникла из экономического обмена и товарного оборота, когда в истории человечества появилась самая первая сделка - купля продажа. Билет №2. Вопрос 1. Основные особенности традиционного общества. Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. В традиционном обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Три «черных всадника» наводили ужас на европейское Средневековье — голод, война и чума. Голод — самый жестокий: от него нет укрытия. Он оставил глубокие шрамы на культурном челе европейских народов. Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель и не царь природы. Он малая толика (микрокосм) великого космического целого, мироздания. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) — таково требование самой жизни на грани природного и социального. Отношение человека к предмету труда всегда предполагает его отношение к другому человеку. Присваивая этот предмет в процессе труда или потребления, человек включается в систему общественных отношений собственности и распределения. В феодальном обществе европейского Средневековья преобладала частная собственность на землю — главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, — ступеням «феодальной лестницы». Европейский феодальный сеньор и азиатский деспот были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Так было и в России до отмены крепостного права. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие. Традиционное общество выработало формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества — отношение личной зависимости. Люди одного социального класса или сословия (крестьяне территориально-соседской общины, германской марки, члены дворянского собрания и т. п.) были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность, вошедшие в сокровищницу цивилизационных достижений человечества. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Жесткость классово-сословных перегородок традиционного общества сохраняла его неизменным на протяжении всей жизни. В народе и по сей день говорят: «На роду написано». Присущее традиционалистскому сознанию представление о том, что от судьбы не уйдешь, сформировало тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией — сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. В традиционалистском сознании считалось, что «золотой век» уже позади, а боги и герои оставили образцы поступков и подвигов, которым следует подражать. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти — словом, все, что мы называем повседневной жизнью, воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки. Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития. Устойчивости традиционных обществ, многие из которых (особенно на Древнем Востоке) оставались практически неизменными на протяжении веков, способствовал и публичный авторитет верховной власти. Нередко она прямо отождествлялась с личностью короля («Государство — это я»). Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь — наместник Бога на земле»), хотя истории известно немного случаев, когда глава государства лично становился во главе церкви (англиканская церковь). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость. Вопрос 2. Право как средство регулирования общественных отношений. Право и другие социальные регуляторы. Основная сущность права-регулирование общественных отношений. В первую очередь соц. Регуляция должна носить нормативный характер и вносить определенный порядок. При этом, право тесно взаимодействует с религией, моралью, политикой и т.д. Социальное регулирование- процесс упорядочения общественных отношений. Право — это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. *Моральные нормы регулируют поведение общества с помощью совести и общественного мнения. Общее права и морали: 1. -Единая цель-установление общего согласия в обществе. 2. –Основаны на общечеловеческих ценностях. (жизнь, свобода, равенство) 3. –Имеют общевоспитательную функцию. 4. –Нормативно оформлены и четко определяют границы должного и возможного поведения. Отличие права и морали: 1. – Правовые нормы создаются и санкционируются только государством и закрепляются в форме гос. Документа, а моральные нормы формулируются обществом, т.е. стихийно в соответствии с особыми духовными убеждениями. 2. – Нормы права носят официальный характер. 3. – Право охватывает все важнейшие сферы общ. Жизни, а мораль, помимо этого, оценивает и само право, как бы опережая его. 4. – Мораль, в отличии от права, регулирует и межличностные отношения (любовь, дружба и т.д.) 5. – Они носят письменный или устный характер. Самым первым древним социальным регулятором были традиции и обычаи, которые складывались стихийно в ходе много-векового повторения. Традиции соблюдаются добровольно и без каких-либо предписаний. Помимо права, морали и обычаев к общественным регуляторам относятся поведение субъектов политики (соц. Групп, классов, граждан между собой и гос. властью). Политические нормы тесно взаимодействуют с правовыми нормами, но приоритетны всегда правовые, т.к. именно они являются опр. Ограничителями неправовых политических действий (проникновение во власть криминала, подкуп и давление на избирателей). И еще одним важным соц. регулятором являются КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ, регулирующие деятельность общественных и государственных организаций (проф. союзов, политических партий и т.д.). Они закрепляются в уставах, программных положениях и в этом их главное сходство с правом- документальная оформленность, но в отличии от права они регламентируют деятельность только этого конкретного определения. Билет №3. Вопрос 1. Основные особенности индустриального общества. Индустриальное общество - тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека. Оно появилось с возникновением промышленного производства. Оно характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. В отличии от традиционного общества индустриальному свойственно применение не простых орудий, а сложных (паровые машины, станки, двигатели внутреннего сгорания). Это вызвало запрос на грамотного работника, а значит появилась масса образованных людей. Развитие сетей железных дорог не только усилило экономический и культурный обмен, но и потребовало введение единого времени. Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и повышению качества человеческой жизни. Заметно улучшилось качество жилья, питания, мед. обслуживания, возросла продолжительность жизни. Усилилась массовая миграция сельского населения в городах. Общество принимает форму товарно-денежного обмена. Деньги начинают править миром. Каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей. Индустриальное общество дарует человеку свободу - высшую цивилизационную ценность. Свободный человек становится хозяином своей судьбы. Вопрос 2. Факторы производства. Факторы производства - ресурсы, которые используются людьми для производства экологических благ. Экономические блага - средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы - факторы производства. Всего их 4: земля, труд, капитал, предпринимательские способности. -Земля - природные блага, обеспечивающие процесс производства. Сюда относятся: территория, природные ресурсы (лес, вода, полезные ископаемые). Факторный доход - рента. -Капитал - созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в производстве товаров и услуг. 1. Основной капитал: здания, сооружения, коммуникации. 2. Оборотный капитал: сырье и материалы. 3. Финансовый капитал: ценные бумаги (акции, облигации). Факторный доход - процент и дивиденд за акции. -Труд - все физические и умственные способности людей применяемые в производстве товаров и услуг. Факторный доход - заработная плата. -Предпринимательские способности - способности человека использовать определенное сочетание ресурсов для производства товаров, принимать решения, создавать новшества и идти на риск. Факторный доход - прибыль. Факторные доходы: 1. Земля (рента-плата за землю) 2. Труд (зарплата - плата за труд) (аванс, премии) 3. Капитал (процент- с основного и оборотного) (дивиденд - плата за акции) 4. Предпринимательская способность (прибыль). Билет №4. Вопрос 1. Основные особенности современного общества. За последние сто лет очень сильно изменился социальный состав общества. В XXI веке большая часть населения живёт в городах. Благодаря новой технике и новым способам работы в сельском хозяйстве требуется всё меньше работников. Если несколько столетий назад большая часть населения занималась сельскохозяйственным трудом, то теперь в развитых странах достаточно 5% сельского населения, чтобы прокормить всех жителей. Но, тем не менее, сельскохозяйственный труд остаётся очень важной составляющей экономики. Он кормит нашу планету. Многомиллионные города — мегаполисы стали символом нашего времени. Современное общество включает в себя людей различных профессий. Появляются новые специальности (программисты, специалисты по компьютерной графике, менеджеры и др.), которых ещё недавно не существовало. Повышаются требования к современному работнику, уровню его знаний, умений, профессионального мастерства и ответственности. Во многих странах мира, чтобы получить среднее образование, в школах учатся 12—14 лет. Широкое распространение получило профессиональное образование в государственных и частных колледжах и университетах. Современное производство Роботизированные производства, гигантские супермаркеты, космические станции — таковы признаки современного общества. Сегодня лидируют такие отрасли промышленности, как электроника, компьютерная техника, телекоммуникации, новейшие технологии добычи полезных ископаемых, нефтехимия, фармацевтика (научно- практическая отрасль, занимающаяся вопросами получения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств). Общество производит всё большее количество товаров, предлагает самые разнообразные услуги. В экономически развитых странах мира благодаря успехам электроники стала возможной автоматизация производства, а затем и его роботизация. В современной промышленности действуют десятки тысяч роботов и автоматизированных комплексов. На предприятиях «Тойоты», производящих автомобили, по 10 дней длятся автоматические процессы без малейшего участия людей или под контролем нескольких специалистов. В автоматизированном процессе повторяющиеся операции, ранее производившиеся вручную, теперь выполняются машинами, а задачами работников становятся лишь наблюдение и контроль. Последнее слово в науке и производстве это применение нанотехнологий. Нанотехнологии — это технологии работы с веществом на уровне отдельных атомов (мельчайших частиц, из которых состоят клетки). Трудно представить современную жизнь без автомобилей, самолётов, космических спутников Земли. Спутниковые технологии открыли перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен далеко в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина земного шара. Новые информационные средства коммуникации связали людей воедино по всему миру. Радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды. Мобильные телефоны стали привычным каналом общения для многих людей. Средства коммуникации — всё, что помогает людям общаться между собой: транспорт, радио, телевидение, газеты, Интернет. Каждую историческую эпоху и тип общества знаменуют великие открытия. В доиндустриальном обществе революционные изменения произвело открытие огня, изобретение колеса и алфавита; в индустриальном — паровой машины и конвейерной линии, в постиндустриальном обществе — компьютера и Интернета. Начало информационной революции — распространение компьютеров и Интернета — относится ко второй половине XX века. Информационная революция — преобразования общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Всего в истории было четыре информационных революции. Первая связана с изобретением письменности, вторая вызвана изобретением книгопечатания. Третья (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объёме. Четвёртая революция, начавшаяся в 60-е годы XX века, связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология. Компьютеры проникли во все сферы жизни человека. С их помощью можно получать и обрабатывать информацию, производить сложные вычисления, осуществлять связь между пользователями компьютерных сетей по всему миру. Интернет — Всемирная компьютерная сеть — объединил миллионы людей и сотни стран, ликвидировал преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Сеть Интернет объединяет более 2 млрд. жителей планеты и доступна в 180 странах и регионах, а число её пользователей постоянно увеличивается. В нашей стране рынок интернет-услуг развивается стремительно. Россия занимает третье место в мире по количеству времени, которое её жители проводят в социальных сетях. |