Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 6: Русская культура в период петровских преобразований.

  • 8 билетРасцвет русского портрета во 2-й половине 18 века. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровиковского.

  • Билет 10 Творчество К.П.Брюллова. Творчество А.А.Иванова.

  • Работы художника: Бахчисарайский фонтан (1838-1849)

  • Турчанка (1837-1839)

  • 13 вопрос.Творчество крупнейших художников - передвижников: И.Е.Репина,В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, И.И.Шишкина, А.В. Саврасова, Ф.А.Ф.А.Васильева.

  • история. Билет1 Дохристианская Русь. Славянское язычество. Религия. Пантеон языческих богов. Фольклор. Традиции


    Скачать 126.07 Kb.
    НазваниеБилет1 Дохристианская Русь. Славянское язычество. Религия. Пантеон языческих богов. Фольклор. Традиции
    Анкористория
    Дата03.08.2022
    Размер126.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаshpory_po_istorii.docx
    ТипДокументы
    #640073
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    5. А.Рублев – выдающийся художник Древней Руси.

    На рубеже XIV — XV веков в Москве творил величайший из мастеров древней Руси Андрей Рублев, ставший, по существу, основателем самостоятельной Московской художественной школы.

    Творческая деятельность этого величайшего русского иконописца немало способствовала возрождению раздавленной монгольским нашествием Руси. Самосознание средневековых людей во многом определялось церковью, любое историческое движение было для них исполнено религиозного смысла. В это темное для Руси время, время азиатской стихии, мрачной действительности противопоставляется христианство, как духовный взлет полоненной Руси.

    Отец русского возрождения, монах Сергий Радонежский, построил Троицкий храм, который стал родным домом для Андрея Рублева, выросшего в этом монастыре. Андрей Рублев почитал Сергия Радонежского как родного отца, разделял его взгляды, мечты и надежды.

    В 1400 году Андрей переезжает в Москву, где вместе с Феофаном Греком и другими мастерами расписывает сначала Благовещенский собор в Кремле, а затем Успенский собор во Владимире и другие храмы. Рублев был очень благодарен Феофану Греку, который научил его свободным ударам кисти, умению понять и передать в иконе живые жесты, походку. И все же как непохожи апостолы Рублева на грозных старцев Феофана! Какие живые, какие человечные. какие противоречивые характеры!
    Драматизм, бурный темперамент греков сменяется у него чувством покоя, задумчивой тишины. Это свойство чисто русское. Люди, изображенные Рублевым, участвуя в событиях, вместе с тем погружены в себя. Художника интересует в человеке не внешнее, а внутреннее состояние духа, мысль и чувство. Удивительно радостен и гармоничен цвет у Рублева, ясное, чистое его свечение - образ света, исходящего от иконы.
    Рублев писал эти иконы, как писали до него многие сотни лет, но под его кистью они наполнялись тихим светом, именно светом доброты и любви ко всему живому. Каждое движение его кисти было осмысленным и трепетным. За сосредоточенным, углубленным его трудом стояли навсегда живые для него впечатления от волнующих, ежегодно повторяющихся по всей Руси из поколения в поколение празднуемых дней.

    Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.  
    В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.  
    “Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. 

    Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. 

    В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”, “Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия Хитрово”. 
    С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи. 
    Искусствовед М.В. Алпатов писал: "Искусство Рублева - это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания", "Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".

    Билет 6: Русская культура в период петровских преобразований. В конце 17 век, когда на престол России взошел молодой Петр I, страна переживала один из переломных моментов своей истории. Процесс изменения русской культуры во времена Петровской  эпохи —  наиболее противоречивая часть реформ Петра I.  Еще до него было создано множество предпосылок к реформации устоявших культурных традиций и норм:  значительно укрепились связи с  зарубежными странами;  постепенно в Россию проникают культурные традиции западной Европы; даже такая традиция русской культуры как брадобритие уходит корнями намного глубже эпохи Петра I. В  1687 году в России открылась  Славяно-греко-латинская академия, самое первое в стране высшее учебное заведение.  Но, несмотря на все выше перечисленное, деятельность Петра была  революционной.  Одним из важнейших этапов  в  проведении  реформ в культуре эпохи Петра стало посещение царем европейских стран.  После возвращения Петр направляет множество молодых дворян на обучение в Европу,  главным образом для развития морских наук. В 1701 году в Москве открывается Школа математических и навигационных наук, расположившаяся в Сухаревой башне, возглавил её шотландец, профессор Абердинского университета Форварсон.

    В реформах культуры петровской эпохи основной задачей было в наиболее сжатые сроки преодолеть возникшую со времен монголо-татарского ига разделение России и Европы. Чтобы преодолеть это, в 1700 году Петр вводит в России новый календарь, в котором 7208 год становится 1700-м, при этом Новый  год теперь празднуют не в сентябре, а в январе. Культура эпохи Петра I внесла серьезные изменения в быт российских  дворян,  постепенно приближая его к европейскому. В 1717 году  вышла в свет книга под названием «Юности честное зерцало», которая была учебником этикета, а с 1718 года появились первые Ассамблеи — дворянские собрания как в Европе. Однако нельзя не упомянуть, что  все эти преобразования в русской культуре петровской эпохи исходили исключительно сверху и поэтому были достаточно  болезненны  для всех слоев общества. Репрессивный характер некоторых из этих нововведений внушал настоящую неприязнь к ним, а также вел к категоричному неприятию остальных, пускай даже самых прогрессивных, новшеств. После прибытия из Европы, в августе 1698 года, царь лично выступил в роли цирюльника. Он приказал подать ему ножницы и лично обрезал бороды у шокированных этим поступком бояр. Подобные операции, по внедрению европейской культуры Петр повторил несколько раз, он решил отменить старую  русскую бороду. Бритьё бороды было закреплено специальными указами, которые стали первыми ласточками кардинальных изменений в культуре эпохи Петра I. Уже в петровскую эпоху в Москве, в людных местах были вывешены листы с царским указом о культуре ношения одежды: думным чинам, боярам, служивым, торговым и приказным людям носить иностранные короткие кафтаны. Были определены сроки, чтоб перейти на новый стиль одежды. В 1700 году по новому стилю, был издан указ о создании в Москве первых аптек; следующим указом было запрещено ношение ножей, неповиновавшихся наказывали кнутом или ссылкой. В 1701 году либеральный дух культуры эпохи Петра I был выражен в ряде указов: запрещалось падать на колени при появлении царя; обнажать голову в зимние месяца, проходя мимо дворца. В 1702 году дошла очередь до реформирования семейной жизни: брачный союз был обеспечен более прочными нравственными гарантиями. По приезду из Франции Петр I издает указ о гостеприимстве. Кардинально изменилось положение женщины в обществе. Царь пытался, следуя примеру Запада, приобщить слабый пол к светской жизни и обеспечить высшие круги новыми формами в обхождении. Эти перемены в культуре эпохи Петра I благоприятно влияли на легкую промышленность России. Стали развиваться мастерские и фабрики, выпускавшие новые виды тканей, головные уборы, кружева, обувь, застежки, пряжки и другие украшения. Царь и здесь был неравнодушен к происходящему. Те, кто производил предметы обихода для новой культуры быта и предметы роскоши, пользовались его покровительством и благосклонностью. Иногда Петр I отдельными указами обязывал фабрикантов сначала производить  предметы культуры новой эпохи, и лишь после этого они имели право  производить и продавать различные промышленные товары.
    Дворянская культура петровской эпохи изменялась  так же вследствие того, что царь заставлял дворян обучатся, служить в армии или на флоте. Указы Петра I регулировали правила поведения в присутствия в церкви и судах. За нарушение правил был предусмотрен значительный размер штрафа и другие наказания. Культура эпохи Петра I снабдила подданных массой нормативных актов, которые определяли их хозяйственную, духовную и семейную жизнь. Значительные перемены происходили в дворцовом быту. Исчезала скованность, упрощались традиции.
    В городскую культуру эпохи Петра I вошли народные гуляния в честь военной победы. В эти дни устраивались торжественные богато украшенные процессии с праздничными фейерверками, и угощением, выставленным на площадях. Ученые по-разному оценивают петровскую эпоху с её реформами в области культуры. Одни — восхищаются, отодвигая на второй план её недостатки и неудачи, другие — хотят выставить на 1-е место все пороки.
    Нельзя не отметить, разносторонние оценки культуры эпохи Петра I, а также его реформ в условиях современности. Вроде бы, в период современных реформ, деятельность Царя должна быть примером, но находится много политиков и представителей творческой интеллигенции, которые отрицательно относятся к этому реформатору. Два с половиной века философы, историки и писатели спорят о значении  преобразований в русской культуре петровской эпохи,  но  независимо от точки зрения исследователей, все сходны в одном – Петр I  был  одним из важнейших деятелей в истории России. Именно благодаря ему, история России разделится на допетровский и послепетровский период

    8 билетРасцвет русского портрета во 2-й половине 18 века. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровиковского.Классицизмом (от латинского слова “классикус” – “образцовый”) называют стиль и направление в 
    искусстве 17 начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Для искусства классицизма характерна тяга к выражению большого общественного содержания, возвышенных, героических нравственных идеалов. Главная тема искусства классицизма – торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. В классицизме нашли свое художественное воплощение идеи абсолютистского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности. Абсолютизм выражал идею твердой власти , пропагандировалась вечность абсолютистского строя. 
    Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII портретное искусство достигает подлинного расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский, создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, полные глубокой мысли, воспевающие красоту и благородство стремлений человека. Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников, их оригинальности, а также зрелости живописно-пластической культуры. Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системой многослойного наложения красок.  В ряду крупнейших русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был Ф. Рокотов. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно. Рокотов уже в 1760 году ученик Академии художеств, а через три года - ее преподаватель и затем академик. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота. По одухотворенности, живописности, общей изысканности многие портреты Рокотова имеют аналогию в портретной живописи лучших английских мастеров ХVIII века. Когда расцветало творчество Рокотова, началась деятельность другого крупнейшего живописца - Дмитрия Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера. В 1770 году на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером. За один из них - архитектора А. Кокоринова - он был удостоен звания академика. Художник еще опирается на традиции барочного портрета. Вскоре Левицким была создана знаменитая серия портретов смолянок - воспитанниц Смольного института. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника. В Петербурге он написал посетившего русскую столицу французского философа Дени Дидро, нарочито изобразив его в домашнем халате и без парика. Исполнены грации, женственности в своих портретах М. Львова, пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек, расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Бернуцций. Левицкий по-разному относился к моделям своих портретов: к одним - с теплотой и сочувствием, к другим - как бы безразлично, третьих осуждал. Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои портреты намного меньше, чем заезжие иностранные живописцы. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти.
    Боровиковскому повезло: он успел захватить вторую половину XVIII и первую четверть XIX столетия, застал эпохи классицизма, сентиментализма и ампира. К тому же, как мы отметили выше, он был страшно плодотворным художником.По сравнению с Ф. Рокотовым и Д.Левицким он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее свыше трехсот произведений. Прежде всего, живописец полностью реализовался в разнообразных типологических структурах портретного жанра. Это и репрезентативные полотна большого размера, и малоформатные камерные изображения, миниатюры. Отдал дань художник и аллегорическим картинам. Боровиковский — автор многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей, домашних киотов. В старой литературе религиозная живопись художника выдвигалась на первый план и оценивалась очень высоко. Первый биограф художника В.Горленко писал о Боровиковском, как о «вдохновенном религиозном живописце», произведения которого «дышат глубокой и наивной верой, переходящей к концу его жизни в мистический восторг». Эпоха, в которую жил и творил художник, отразила эволюцию портретного жанра, поиски мастера в достижении выразительности портретируемых образов современников. Художники второй половины XVIII века устремились к передаче величия человеческих свершений и к поиску совершенства в воплощении образа человека в искусстве. Лучшие работы Боровиковского широко известны. Это портреты М. И. Лопухиной (1797 г., ТГ), В. И. Арсеньевой (середина 90-х годов, ТГ), Б, Л. Боровского (1789 г., РМ), А. Б. Куракина (1800 г., ТГ). Известным портретистом Боровиковский становится в конце 1790-х. В его творчестве преобладает камерный портрет. Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет «Лизыньки и Дашиньки», 1794, портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796, и др.). В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

    Билет 10 Творчество К.П.Брюллова. Творчество А.А.Иванова. Карл Брюллов – один из величайших художников России. Карл Павлович Брюллов родился в 1799 году, 23 декабря в столице Российской Империи – Петербурге. Его отец был достаточно известным в столице художником-декоратором и мастер резьбы по дереву.

    В возрасте 10 лет Карл был принят в Академию в класс исторической живописи. Его учителями стали известный мастера-живописцы: Иванов А.И., Шебуев В.К., Егоров А.Е. Юный художник с самых первых дней обучения показал свою одаренность и учителя ожидали от него необыкновенных и талантливых работ. Ещё будучи учеником Академии, Брюллов создает ряд сложных композиций, которые привлекают внимание публики и специалистов. Например, в его «Нарциссе» просматривается желание молодого автора соединить господствующий в те времена классицизм и живую природную «обыкновенность» натуры. Романтизм ещё только входит в моду и отображение мира человека и его чувств, совершенно ново для публики. в 1822 году, Карл решает ехать в Италию. Италия просто поражает молодого художника и дает огромное количество тем для написания картин. В 1823 году – знаменитое и поразившее Петербург «Итальянское утро». В 1824 году – «Эрминия у пастухов», 1827 – «Итальянский полдень». Брюллов изучает жанровые мотивы, ищет необходимую натуру и, самое главное, пытается найти совершенно новый «язык» для своей живописи. Его картины воспевают красоту человека и красоту окружающего мира. Художник хочет показать радость бытия. Это новое видение он переносит и на свою портретную живопись. В работах художника того периода нет теней и скорби. В 1835 году он посещает Грецию и Турцию. В результате этой поездки свет увидела целая серия акварелей: «Храм Аполлона Эпикурейского», «Дельфийская долина» и другие. Невероятные краски и сюжеты восхищают любителей живописи. Художник изучает творчество старых итальянских мастеров, архитектуру и историю. И в результате возникает «Последний день Помпеи». Эту работу специалисты называют самой значимой в творчестве художника. Работу над картиной Карл Брюллов начал ещё в 1830 году и писал её три года). В 1836 году художник возвращается на родину и получает должность профессора в Академии художеств. Петербургский период творчества художника – это, в основной массе, портреты. Благородные мужчины и прекрасные дамы. Художник стремиться показать не только естественную красоту человека, но и его внутренний мир, переживания и радости, страсти и внутреннее благородство, которое есть в каждом (так считал художник). В 1839 году художник начинает работать над картиной «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Эта работа выматывает художника. Тема совершенно не дается, в Петербурге мрачно и сыро. В это же период художник начинает расписывать купол Исаакиевского собора. Художник серьезно заболел. Он не смог закончить картину и роспись собора. Болезнь оказалась действительно очень серьезной и уложила художника в постель на долгих семь месяцев. В 1849 году Брюллов уезжает за границу на лечение. В Италии он чувствует себя значительно лучше и снова начинает работать: рисунки, серия акварелей и портретов. А 23 июня 1852 года художника не стало. Он скончался в предместье Рима в местечке Манциано. Работы художника: Бахчисарайский фонтан (1838-1849), Итальянский полдень, Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью АмацилиейПаччини,Всадница (1832) Турчанка (1837-1839), Последний день Помпеи, Смерть Инессы де Кастро, Итальянка, ожидающая ребенка, разглядывает рубашку, муж сколачивает колыбель, Сон молодой девушки перед рассветом, Мать, просыпающаяся от плача ребёнка, Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году, Сон монашенки, Прогулка, Спящая Юнона, Диана, Эндимион и Сатир,Вирсавия, Одалиска, Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой, Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмарёвых, Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью Марией, Портрет Ю.П. Самойловой с ДжованинойПаччини и арапчонком, Портрет княгини А. А. Багратион, Вечерня,Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией
    Иванов Александр Андреевич — русский художник, крупнейший мастер русского изобразительного искусства академизма, создатель произведений на библейские и мифологические сюжеты. Родился в 1806 году в семье видного живописца-классициста Андрея Ивановича Иванова. В возрасте одиннадцати лет стал обучаться в Императорской Академии Художеств в качестве вольноприходящего ученила. Отец был главным наставником будущего мастера во время его учебы в Академии. В 1824 году Иванов был награжден малой золотой медалью за написанную по академической программе картину "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора". В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника первого класса за картину "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару". Ранние полотна Иванова свидетельствуют о том, что молодой художник блестяще усвоил принципы академического классицизма. В 1830 году, как пенсионер Общества поощрения художеств, Александр Иванов выехал за границу для дальнейшего совершенствования в живописи. Посетив ряд городов Германии и Италии, Иванов почти на всю жизнь поселился в Риме. Александр Иванов начал свое творчество в Италии с эскиза к неосуществленной картине "Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина". Затем, в первой половине 1830-х годов, живописец написал картины "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" и "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" (за эту работу Иванов получал звание академика в 1836 году). Библейско-евангельская тема становится для Иванов философией творческого поиска. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов все более увлекался мыслью изобразить на большом полотне явление Мессии народу, то есть приход Спасителя к толпе "лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных" (из описания в записной книжке художника 1830-х годов), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от скорбей и бед, мощным жестом указывая на приближающегося издали Бога-Сына. Работа над картиной растянулась на двадцать лет, начиная с 1837 года, размеры произведения живописца стали поистине гигантскими — пять с половиной на семь с половиной метров. За двадцать лет работы над картиной, художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, неплохих пейзажей, портретов (Николай Васильевич Гоголь, в начале 1840-х; Виктория Марини, около 1850 года). В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Россию и явиться в Санкт-Петербург вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств в Зимнем дворце и произвела сильное впечатление на общественность. Однако показ картины не стал триумфальным, адекватным "мессианским" надеждам художника. Иванову пришлось столкнуться с равнодушием и либеральных кругов, и официальной критики. Живописец-философ Александр Андреевич Иванов скоропостижно скончался в июле 1858 года от холеры. Работы Иванова А.А.:Голова фарисея в чалме, 1830-е,
    Путешественник,1830-е,Человек в шапочке, смотрящий вверх, 1830-е,Голова женщины с серьгами и ожерельем, 1840-е,
    Девочка-албанка в дверях, 1840-е,Николай Васильевич Гоголь,1840-е

    Билет 12 "Товарищество передвижных выставок" - история создания, идейно-эстетическая программа, деятельность. И.Н.Крамской - идеолог передвижничества, художник. П.М.Третьяков - выдающийся деятель русской культуры: меценат,коллекционер, просветитель. Передвижники - это живописцы реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение - Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры, в частности ряд членов распадавшейся уже к тому времени Артели художников; оно развивало лучшие традиции этого объединения. Товарищество представляло собой принципиально новую, своеобразную творческую организацию художников, возникновение которой, однако, было подготовлено предшествовавшим развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 50-60-х годов 19 века.Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. В связи с этим они устроили, начиная с 1871 года, в Петербурге и в Москве 48 выставок, которые затем обычно передвигались ими в Киев, Харьков, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань, Орел и другие крупные города страны. Отсюда и произошло название "передвижники".Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. Большое значение для развития и популяризации искусства передвижников имела деятельность В.В. Стасова, в частности, его критические статьи, который хотя и не был формально членом Товарищества, в сущности являлся наряду с Крамским идеологом этого объединения.

    В состав товарищества в разное время входили А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.М. Максимов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, А.К. Саврасов, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко. В выставках передвижников принимали участие М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, С.А. Коровин. Членами Товарищества являлись также видные украинские, армянские, латышские, мордовские художники: К.К. Костанди, П.А. Левченко, В.Я. Суреньянц, К.Ф. Гун.
    В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Основываясь на материалистической эстетике В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма. Правдиво изображая события и сцены из жизни и следуя требованиям революционно-просветительской эстетики, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали варварство и дикость самодержавно-крепостнических порядков, нищету, жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы. Отстаивая и развивая принципы реализма, национальности и народности искусства, организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра. Передвижники боролись как с Академией художеств, культивировавшей отвлеченное, идеализированное искусство, далекое от нужд и запросов трудового народа, так и со всевозможными декадентскими, эстетическими течениями, провозглашавшими идеалистический лозунг "искусство для искусства". Своим творчеством и деятельностью по его популяризации передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества. Вместе с тем передвижники подвергались всевозможным ограничениям со стороны официальных учреждений царской России, прямой травле и гонениям со стороны реакционной печати.
    На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики. В один из последних дней 1872 г. посетители, заполнившие залы только что открывшейся в Петербурге второй передвижной выставки, неизменно останавливались перед большим полотном художника И. Н. Крамского «Христос в пустыне» (ныне в ГТГ). В мрачный, дикий ландшафт каменистой пустыни словно вросла неподвижная фигура сидящего человека. Зрители были захвачены эмоциональной выразительностью и монументальным величием образа. Многие из них правильно поняли замысел художника: не простую иллюстрацию к евангельскому эпизоду видели они перед собой, а картину-символ, воплотившую проблему выбора жизненного пути, вставшую перед честными русскими людьми в 70-х гг. XIX в. Жертвовать ли собой ради борьбы за справедливость, за высшие идеалы, или поддаться чувству самосохранения, замкнуться в личном благополучии? Вся жизнь и творчество Крамского — ответ на этот вопрос. Художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальный мыслитель, он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейность и демократическую содержательность. В 1863 г. именно он был инициатором «бунта 14-ти», когда лучшие ученики Академии художеств отказались писать программные выпускные работы на надуманные, лишенные социального содержания мифологические темы и организовали своеобразную коммуну — Артель художников. С 1870 г. Крамской — учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве. Не только в таких монументальных полотнах, как «Христос в пустыне», отразились неустанные поиски художником идеала гражданственности и демократичности. Может быть, в еще большей мере воплощены они во многих портретах современников, написанных Крамским в 60—70-е гг. Интеллигент-разночинец, идущий нелегким путем жизненных испытаний, внимательно и требовательно всматривающийся в окружающий мир,— таким предстает художник в «Автопортрете» (1867, ГТГ). Это не просто портрет, а портрет-обобщение, в котором через индивидуальное, присущее, казалось бы, только модели, передано нечто всеобщее, закономерное, характерное для всех лучших людей эпохи. Тот же удивительный сплав психологически неповторимого и типичного для своего времени в портретах Л. Н. Толстого (1873) и Н. А. Некрасова (1877; оба — ГТГ). Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874, ГТГ) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, ГРМ; этюд к картине «Крестьянин с уздечкой», 1883, Государственный музей русского искусства, Киев). В 80-е гг. художник создает несколько интересных работ, раскрывающих новые стороны его дарования: «Лунная ночь» (1880), «Неизвестная» (1883), «Неутешное горе» (1884; все в ГТГ). И. Н. Крамской приветствовал все новое и передовое, что появлялось в русском искусстве 70—80-х гг. «Искусство обширно и неисчерпаемо. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути»,— писал он. Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. «Русским гражданином» назвал его И. Е. Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского.

    Третьяков Павел Михайлович (1832-1898) - известный московский собиратель картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, которая  в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар городу Москве.   Третьяков Павел Михайлович (1832, Москва-1898, там же) - основатель Третьяковской галереи. Сын купца 2-й гильдии. Получил хорошее домашнее образование и работал c отцом, проявив огромную работоспособность и сметку. Расширяя дело отца, Третьяков с братом Сергеем построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тыс. чел. Увлеченный искусством, Третьяков начал собирать художественную коллекцию национальной рус. живописи, пользуясь советами В. В. Стасова, И.Н. Крамского и др. В 1874 Третьяков построил для своего собрания великолепное здание, открыв его в 1888 для бесплатного посещения. В 1892 передал коллекцию и здание в дар Москве. До конца жизни за свой счет продолжал пополнять галерею и завещал проценты со своего капитала на будущее ее пополнение, положив начало музею мирового значения. В 1893 был избран действительным членом Академии художеств.
    ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович (15.12.1832-4.12.1898), собиратель произведений русской живописи (преимущественно художников-передвижников) и скульптуры, художественный деятель, действительный член Петербургской Академии художеств (с 1893). Собирательством стал заниматься с 1856, поставив задачу создания галереи русской национальной живописи, с 1860 у Третьякова родилось намерение сделать свое собрание общественным достоянием. Он посещал художественные выставки, мастерские художников, музеи и частные собрания России и Западной Европы, заказывал русским художникам для своей галереи картины и портреты наиболее важных деятелей России, приобретал целые коллекции (например, В. В. Верещагина, А. А. Иванова и др.). В 1874 Третьяков построил специальное помещение для своего собрания, которое с 1881 стало открытым для посещения. В 1892 Третьяков передал свою коллекцию (1276 картин и 470 рисунков выдающихся русских художников, а также коллекцию икон) и здание галереи в собственность Московской городской думы. С 1893 она получила название Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых и пополнялась в значительной мере на средства Павла Третьякова, который стал ее пожизненным “попечителем”.

    13 вопрос.Творчество крупнейших художников - передвижников: И.Е.Репина,В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, И.И.Шишкина, А.В. Саврасова, Ф.А.Ф.А.Васильева.


    написать администратору сайта