|
история. Билет1 Дохристианская Русь. Славянское язычество. Религия. Пантеон языческих богов. Фольклор. Традиции
18. Супрематизм. К.Малевича.
Основоположником еще одного нового направления абстрактного искусства – супрематизма – стал Казимир Малевич. Главная цель супрематизма – поиски абсолютной гармонии в геометрических формах как высшей степени обобщения. Малевич Казимир Северинович (1878-1935) последовательно проходит увлечения импрессионизмом, символизмом, фовизмом, живописью Сезанна, Матисса, неопримитивизмом, в 1913 г. обращается к алогизму. В оформлении кубофутуристической оперы «Победа над солнцем» (1913) зародилась идея беспредметности. В 1915 г. на выставке «0,10» был впервые показан «Черный квадратна белом фоне» - произведение, открывающее супрематизм. Черный квадрат словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного и белого. Черный квадрат ознаменовал собой чистый акт творения, осуществленный художником-демиургом. Картина представляет собой черный квадрат, обрамленный белым полем. Черное и белое находятся в динамическом напряжении, являющемся следствием оптического эффекта. В квадрате заложена возможность двоякого восприятия: черная плоскость на белом пространстве и, наоборот, черное зияющее пространство в окружении белой плоскости. Зрительное восприятие квадрата построено на постоянных превращениях плоскости и пространства друг в друга.
Художнику удалось вывести искусство из сферы чувственного и рационального в высшую сферу идей, сверхчувственного постижения мировых законов.
После революции художник много преподавал и занимался реформированием художественного образования по новым принципам. В Витебске он возглавил школу «Уновис», деятельность которой воплощала его идеи. В середине 20-х гг. XX в. работал над прообразами супрематической архитектуры - планитами и архитектонами. Мечтая о новой универсальной архитектуре, Малевич разработал «супрематический ордер». В 1927 г. Малевич предпринял поездку со своими произведениями в Польшу и Германию. Надеясь вернуться, он оставил там взятые с собой произведения. В России три недели был в заключении. Последняя персональная выставка, состоявшаяся при жизни художника, была организована в Третьяковской галерее в 1928 г. На ней он продемонстрировал последовательность своего пути к супрематизму через различные направления XX в., начиная с импрессионизма.
В последнее десятилетие жизни художник возвратился к фигуративной живописи, основанной на принципах супрематизма, перевоплощая пейзаж, фигуры и лица в идеальные супрематические плоскости.
Художник создал теоретические труды, разъясняя свои живописные открытия: «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм», «Супрематизм. Мир как беспредметность».
Беспредметное искусство понималось Малевичем как освобождение художественного творчества и вообще искусства от всякого подчинения. Это проекция высшей точки социального равенства. В то же время посеянные им идеи дали обильные всходы в западноевропейском искусстве, особенно в дизайне и архитектуре XX в. В советский период его искусство было объявлено антинародным, образцом «буржуазного формализма». В наши дни идеи Малевича вновь стали актуальными в современном искусстве. В 1988 г. в Третьяковской галерее состоялась большая выставка художника, позволившая осмыслить всю масштабность его творчества.
21. Культура времен хрущевской «оттепели».
После смерти Сталина наступил так называемый период оттепели (термин И. Эренбурга). Власти дали некоторую свободу художникам, работающим в области музыки, живописи и др. видов искусства. Однако эта свобода распространялась, главным образом, на форму. В то же время все ограничения, вытекавшие из принципа «партийности», призванной «вдохновлять» писателя, сохранялись. Присвоение Б. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» вызвало резкую реакцию властей: его заставили отказаться от премии, а затем исключили из Союза писателей. «Дело Пастернака»породило серьезный кризис в сознании российской интеллигенции, показавшей себя неспособной противостоять давлению власти; для многих он перерос в чувство постоянной глубокой вины и в то же время стал началом нравственного возрождения.
На рубеже 50—60-х гг. проявились тенденции «нового авангарда» в живописи как альтернатива существующему состоянию этого вида искусства. Являясь противоположностью догматическим, парадным принципам изображения действительности, авангагдизм практически выступил против фальши и конформизма в искусстве. Однако период «оттепели» продолжался недолго. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э.М. Болтиным творческой студии. Н.С. Хрущев критиковал «формалистов», «оторвавшихся от народа».
В 60-е гг. либеральная интеллигенция все чаще стала обращаться к запретным темам, идет реабилитация «живых» и «мертвых». А. Солженицын, Е. Гинзбург, В. Шаламов и другие несли новую правду о трагических страницах в жизни страны. Завоевывают признание такие молодые поэты и писатели, как А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич, В. Аксенов, В. Войнович, В. Шукшин.
22. Общая характеристика культуры с середины 60-х до середины 80-х годов.
Два десятилетия, отделившие реформы Хрущева от реформ Горбачева, вошли в историю как годы "застоя". Но процессы, происходившие в культуре, никак не укладываются в понятие "застой".
С приходом нового политического руководства ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 г. писателей А. Синявского и Ю.Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений. В феврале 1966 г. состоялся суд. Это был первый открытый политический процесс после смерти Сталина, и он произвел гнетущее впечатление на современников: писателей судили за литературные произведения, и несмотря на давление они не признали своей вины.
Этот процесс окончательно похоронил надежды либеральной интеллигенции на то, что власти способны продолжить линию на десталинизацию. С этого же времени берет начало диссидентское движение, первыми актами которого были демонстрация 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, а также коллективное письменное обращение к властям с просьбой пересмотреть решение суда и выпустить писателей на свободу. Движение нон-конформистской диссидентской интеллигенции оставалось малочисленным и слабым, участ'ники его жестоко преследовались властями и не находили моральной поддержки в обществе.
В 1970 г. был ликвидирован последний оплот либеральной интеллигенции. С отставкой А.Твардовского с поста главного редактора "Нового мира" журнал утратил свою роль органа демок-ратичских сил. Вынужденный уход Твардовского из "Нового мира" отразил усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью. В последующие годы эти тенденции усилились.
Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни. Трудные, порой невыносимые условия создавались для работы педагогов-новаторов, вне критики оказывались произведения или научные работы авторов, занимавших высокие посты. Росло число-талантливых произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством. Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий работы покинули Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества, ломало судьбы людей. Имена вынужденных эмигрантов вычеркивались из советской культуры, их книги изымались из библиотек. Негласные запреты превратились в норму.
Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной, так как партия якобы преодолела "последствия культа личности". В 70-е годы Сталин стал вновь появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца.
Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями. С одной стороны, нельзя не отметить качественный скачок в развитии материальной базы культуры.^Радикальные изменения произошли в развитии средств массовой информации. Появление транзисторных радио- и телеприемников, кассетных и видеомагнитофонов, стереозаписей, цветного телевидения, цветного широкоформатного кино, ксерокопирования, совершенствование полиграфической промышленности значительно расширили возможности доступа к культуре.
С другой стороны, средств, выделяемых на нужды культуры, не хватало. Расходы государства на социально-культурные мероприятия в целом выросли с 1970 г. по 1985 более чем в 2 раза. Однако доля этой статьи расходов государственного бюджета сократилась с 36,2% до 32,5%, заметно уменьшилась доля расходов государства на науку и просвещение. При росте абсолютных показателей удельный вес расходов по этой статье снизился с 16,0% в 1970 г. до 12,8% в 1985. Продолжал действовать принятый еще в довоенные годы остаточный принцип выделения средств на культурное строительство. Это было связано не столько с экономическими трудностями, возраставшими в 70-е -начале 80-х годов, сколько с недооценкой этой сферы.
Постоянная нехватка средств, а зачастую и бесхозяйственность в их использовании тормозили развитие науки, просвещения, высшего образования. Пренебрежительное отношение к материальной базе культуры вело к тому, что проблемы накапливались. В середине 80-х годов на срочную реставрацию одновременно закрылись крупнейшие культурные центры столицы - Третьяковская галерея. Государственный исторический музей. Под угрозой оказалась сохранность фонда главного книгохранилища страны - Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина (ныне Российская государственная библиотека),
23. Культура России времен «перестройки».
Разоблачению сталинизма, перегибов и репрессий в период культа личности были посвящены повести В. Распутина и В. Астафьева, романы Ч. Айтматова и Ю. Дудинцева, Д. Гранина и А. Рыбакова. В период перестройки впервые пришли к читателю книги А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «В круге первом», Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго», М. А. Булгакова «Собачье сердце», А.П. Платонова «Чевенгур» и «Котлован.
На страницах журналов «Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и других периодических изданий появились произведения поэтов и прозаиков, погибших в годы революции, во время репрессий. Печатались стихи Н.С. Гумилева, О.Э. Мандельштама. Увидели свет произведения русских зарубежных писателей, покинувших Россию в 20-е годы (И.А. Бунина, Г.В. Иванова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.). Спустя 40 с лишним лет после принятия было признано ошибочным постановление ЦК партии о журналах «Звезда» и «Ленинград».
В рамках отказа от жесткой цензуры на V съезде кинематографистов в мае 1986 г. было принято решение снять «с полок» фильмы, ранее запрещенные к показу. Начался массовый показ запрещенных ранее фильмов: «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Аскольдова, картины К. Муратовой, А. Сакурова А. Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана и др. Важным событием в киноискусстве стал фильм Т. Абуладзе «Покаяние», рассказывавший о культе личности Сталина и деятельности его друга и соратника Л.П.Берия.
С 1988 г. в СССР фактически была ликвидирована цензура. Постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе и искусстве приходит диктат рынка, где спрос является основным критерием оценки научного или художественного творчества. Появились негосударственные (кооперативные) издательства и издательские группы. Их усилиями были возвращены в литературу и философию произведения авторов, судьба которых сложилась трагически в условиях Советской России. Публиковались книги религиозных философов первой трети XX в. - Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, П.А. Флоренского. Был опубликован роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», некогда конфискованный у него органами госбезопасности.
После 1988 г. стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж, «железный занавес», долгие годы отделявший Советский Союз от остального мира, рухнул. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток «произведений» массовой западной культуры — боевики, фильмы ужасов, порнографические издания. В распространении низкопробной продукции негативную роль сыграли телевидение и видеопродукция, которые в угоду рыночным отношениям потакали менявшимся вкусам потребителей. Бульварная литература и отчасти телевидение составили конкуренцию серьезным произведениям художественного творчества. Советские люди стали меньше читать серьезные романы Толстого, Достоевского, Тургенева, а дешевые поделки западной эрзац-культуры постепенно подменили в восприятии значительной части общества подлинные образцы искусства, которые довольно быстро стали и вовсе недоступны для большинства публики. Так начиналось заметное снижение общекультурного уровня советского общества.
Наука в период перестройки. Вторая половина 80-х гг. стала временем больших кадровых потерь в научных коллективах страны. Финансирование науки, особенно фундаментальных исследований в период экономического кризиса резко сократилось. Но с падением «Железного занавеса» перед учеными открылась легальная возможность получить работу за рубежом, где авторитет советской научной школы был весьма высок. Период перестройки стал временем значительной «утечки мозгов» на Запад. Сокращение научного потенциала происходило также и за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры.
Таким образом, итоги перестройки для отечественной культуры оказались сложными и неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. Вместе с тем, в годы перестройки советское общество вступило в эпоху серьезной трансформации всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которая продолжается до настоящего времени и неоднозначно влияет на развитие современного общества.1
| |
|
|