Былины. Былины в мультиках_диплом. Былины как феномен русской культуры. 6 Специфика русских былин 6
Скачать 281.5 Kb.
|
Содержание Введение 3 Глава 1. Былины как феномен русской культуры. 6 1.1. Специфика русских былин 6 1.2. Характеристика образов былинных героев 18 Глава 2. Изображение былинных героев в современных анимационных фильмах. 36 2.1. Специфика анимационной культуры 36 2.2. Фольклорные сюжеты в анимационных фильмах 42 2.3. Образы былинных героев в современных анимационных фильмах 45 Заключение 60 Библиография 61 ВведениеИспокон веков русские богатыри являлись образцом, примером для подражания, обращение к богатырским образам, воплощѐнным в культурном наследии России, видится не только актуальным, но и своевременным. Героический эпос изначально выполнял важную культурно-воспитательную функцию – формировать нравственно-интеллектуальные основания сознания, представления о долге перед отечеством, воинской чести, напоминать новым поколениям о подвигах предков. На протяжении целого тысячелетия народ бережно хранил эпическую поэзию о подвигах богатырей, служившую своего рода «устным учебником истории». Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Ценность богатства эпоса заключается в том, что он по своему происхождению связан с народом, с теми смердами-воинами, которые и землю пахали, и воевали под киевскими знаменами с печенегами и половцами. Воспевая русских богатырей, которые в трудную годину по зову души вставали на защиту Отечества, их удивительную силу и мужество, доброту и благородство былины укрепляли в тяжелое для страны время дух народа, воспитывали любовь к родной земле и ненависть к тем, кто пытался покорить ее огнем и мечом. Эти смелые дружинники бились с врагами «не пиваючи, не едаючи», охраняли Киевскую Русь от «силушки поганой». Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – любимые герои русского героического эпоса, каждому из которых присуща определенная, доминирующая черта характера. Воспитание гражданина, воина, глубоко преданного своему Отечеству, должно опираться на достижения отечественной культуры. Необходимо такое целостное представление о культурном прошлом России, которое способно выявить и сплотить духовное единство между поколениями, оживить «инстинкт героизма», воспитать патриота. Не случайно актуальность дипломного исследования связывается с обращением к отечественной анимации, которая изначально стремилась к народным истокам, устойчивым представлениям о мире. Адекватная оценка замысла анимационного фильма невозможна без глубокого проникновения в породившую его культуру. Значимость аниматографа обусловлена также его местом в системе аудиовизуальных искусств. Анимация применяется в самых разнообразных областях: в науке, искусстве, педагогической сфере, в том числе в области досуга (компьютерные игры, лазерные шоу) и повседневном быту (анимация на дисплеях мобильных телефонов и бытовых приборах). В данном контексте на первый план выступают такие свойства анимации, как доступность, яркость, зрелищность. Проблема происхождения русского героического эпоса, русской народной сказки, а также взаимодействия эпоса и мифа рассматривалась в работах В.М. Жирмунского, Е.М. Мелетинского, Т.А. Новичковой, В.Я. Проппа. Изучение образов богатырей, представленных в эпической традиции, оказалось в центре внимания таких исследователей, как А.Н. Афанасьев, А.М. Астахова, А.Н. Веселовский, Л.Н. Майков, В.Ф. Миллер, Л.Р. Прозоров. и др. Таким образом, в XX-XXI веке анимация оказывается в числе искусств, способных серьезно воздействовать на интеллектуально-духовную составляющую сознания, являясь одним из мощнейших средств коммуникации. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность избранной темы, обеспечивая достаточную степень продуктивности научных поисков в данном направлении. В начале XXI века в прокате появились российские мультипликационные фильмы о русских богатырях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Цель нашего исследования – изучить образы былинных героев в анимационных фильмах начала XXI века. Задачи исследования: Рассмотреть былины как феномен русской культуры. Изучить былинные образы богатырей. Дать характеристику анимационного фильма. Изучить особенности былинных героев в современных анимационных фильмов. Объект исследования – былины и былинные герои. Предмет исследования – былины в анимационных фильмах XXI века. |