№ тестового задания
|
|
Тема 1. Классическая этика
|
|
1. Определите соотношение этики и философии:
1) этика – это область философского знания
2) этика является самостоятельной дисциплиной, исторически выделившейся из философии
3) «этика» и «философия» – тождественные понятия
4) этика является самостоятельной, не связанной с философией дисциплиной
|
|
2. Термин “этика” предложен:
1) Конфуцием
2) Гиппократом
3) Аристотелем
4) Парацельсом
|
|
3. Что является предметом этики?
1) влияние наследственности на личностные качества человека
2) принципы формирования художественного вкуса
3) мораль и нравственность
4) культурные традиции различных народов
|
|
4. Мораль – это:
1) совокупность научных фактов
2) строгое соблюдение законов и конституции
3) форма общественного сознания которая указывает на должное
4) область научного знания, касающаяся всеобщих законов развития общества
|
|
5. Основополагающим принципом морали выступает:
1) принцип эгоизма
2) принцип гуманизма
3) принцип детерминизма
4) принцип релятивизма
|
|
6. Что понимают под «социальными регуляторами» поведения? 1) традиции
2) право 3) мораль
4) все перечисленное
|
|
7. Мораль, как форма регуляции социального поведения человека, содержит:
1) меры государственного принуждения
2) устоявшиеся нормы отношений между людьми
3) рекомендации ученых
4) все перечисленное
|
|
8. Какое понятие не относится к морально-нравственной сфере?
1) Добро
2) Законы государства
3) Зло
4) Совесть
|
|
9. Какая из перечисленных черт не свойственна нормам морали? Нормы морали…
1) однозначно и подробно зафиксированы в специальных документах
2) поддерживаются благодаря общественному мнению или личной убежденности человека
3) при их нарушении в качестве санкции выступает осуждение как со стороны отдельных людей, так и общества в целом
4) являются источниками формирования правовых норм
|
|
10. К категориям морали НЕ относится:
1) взаимовыгодность
2) ответственность
3) совесть
4) справедливость
|
|
11. Добро это все перечисленное, кроме:
1) умение и готовность помочь ближнему
2) благо, которое ценно и значимо само по себе
3) индивидуальное здоровье
4) недостижимый идеал
|
|
12. Что из перечисленного отражает понятие «моральное добро»? 1) Сознательное благое действие человека в отношении к других людей
2) Отношение между людьми на взаимовыгодной основе 3) Что-то хорошее, сделанное для себя
4) Хорошая погода, создающая прекрасное настроение
|
|
13. Зло - это то, что перечислено, кроме:
1) преступление и беззаконие
2) связанно с пороком и нравственным растлением
3) то, что ведет к несчастию и бедствиям
4) интеллектуальная фикция
|
|
14. Нравственный долг - это то, что исполняется в силу:
1) профессиональных обязанностей
2) требования совести и следствия морального идеала
3) обоюдной выгоды
4) требования близких людей
|
|
15. Определите, какая из следующих этических категорий обращена прежде всего к внутреннему миру человека, его самооценке, а не ориентирована на общественное мнение:
1) честь
2) достоинство
3) стыд
4) справедливость
|
|
16. Понятие “честь” человека включает в себя все перечисленное, кроме:
1) физиологические и психические особенности человека
2) следование данному слову
3) чувство ответственности за совершенный поступок
4) верность избранным принципам
|
|
17. Принцип толерантности предполагает:
1) проявление терпимости
2) проявление нетерпимости
3) проявление равнодушия
4) проявление интереса
|
|
18. Какую функцию выполняет общественное мнение?
1)организующую
2) охранительную
3) все перечисленное
|
|
19. Совесть – это категория:
1) экономическая
2) политическая
3) нравственная
4) правовая
|
|
20. В каких формах проявляется сущность нравственного «камуфляжа»?
1) приспособленчество
2) конформизм
3) все перечисленное
|
|
21. Принцип удовольствия является определяющим в этике:
1) аскетизма
2) прагматизма
3) гедонизма
4) ригоризма
|
|
22. Проявление милосердия заключается:
1) в готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается
2) в способности к состраданию
3) в готовности потратить свое время, чтобы помочь другому
4) все перечисленное
|
|
23. Благотворительность – это:
1) бескорыстная деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся
2) платоновская идея
3) результат равенства
4) языческая добродетель
|
|
24. Свобода - это:
1) обусловленность поведения человека его врожденным темпераментом
2) осознанная возможность и способность к нравственному совершенствованию
3) полное раскрепощение биологических инстинктов человека
4) отрицание всех морально-этических ограничений
|
|
25. Свобода отличается от произвола:
1) осознанием ответственности за совершенный поступок
2) признанием возможности человека делать все, что он хочет
3) неспособностью человека подчинить волю требованию нравственного закона
4) индифферентностью к способности человека к нравственному совершенствованию
|
|
26. Мораль и право по Канту находятся в соотношении:
1) мораль подчиняется праву
2) мораль и право не противостоят друг другу, это – родственные сферы духа
3) мораль противостоит праву
4) право подчинено этике
|
|
27. Натуралистическо-прагматические этические теории ориентируются прежде всего:
1) на пользу, экономическую выгоду, материальный интерес
2) на моральные достоинства и гуманность
3) на такт и деликатность в общении с больными
4) на защиту неприкосновенность частной жизни и человеческого достоинства
|
|
28. Идеалистическо-деонтологические этические теории делают акцент на:
1) на сохранении конфиденциальности и отстаивании интересов пациента
2) на защите прав пациентов и свободе выбора
3) на соотнесении поступка с моральными ценностями
4) на материальном интересе и выгоде действующего человека
|
|
29. Действия, имеющие внешние признаки правонарушения, но совершенные из положительных моральных мотивов, называется:
1) преступление
2) дилемма
3) казус
4) нравственный поступок
|
|
30. Положение, из которого надлежит сделать выбор между двумя возможностями (равно несовершенными), определяется как:
1) безнравственный поступок
2) дилемма
3) ошибка
4) нравственное действие
|
|
31. Действие, совершенное в согласии с нравственным законом из уважения к самому закону – это:
1) преступление
2) казус
3) дилемма
4) нравственный поступок
|
|
32. Нравственное преступление – это:
1) действие, совершенное из признания нравственного закона
2) выбор между двумя возможностями
3) поступок, противоречащий нравственным принципам
4) действие, имеющее внешние признаки правонарушения, но совершенные из моральных мотивов
|
|
33. Для какой этической концепции характерно следующее положение: "Наилучшее действие производит наибольшее счастье для наибольшего числа людей, соответственно наихудшее действие обуславливает наибольшее страдание"?
1) Этика долга
2) Этика добродетелей
3) Этика ненасилия
4) Этика утилитаризма
|
|
34. Суть христианской этики -
1) любовь и моральное равенство
2) праведные мысли
3) понимание греховности земного существования
4) соблюдение поста
|
|
35. Какая из религиозных конфессий рассматривает здоровье как троякую гармонию человека (с самим собой, с обществом, с природной средой)?
1) Буддизм
2) Ислам
3) Иудаизм
4) Христианство
|
|
36. Для буддийской этики один пункт из перечисленных не характерен:
1) просветление и личная ответственность
2) воля Бога
3) стремление к освобождению от страданий
4) преодоление неведения и познание природы духа
|
|
37. Принцип даосизма "у-вэй" означает:
1) следование воле Бога
2) следование естественному ходу событий
3) точное выполнение ритуала
4) непричинение вреда всему живому
|
|
38. Древнеиндийский принцип "ахимса" означает:
1) следование воле Бога
2) следование естественному ходу событий
3) точное выполнение ритуала
4) непричинение вреда всему живому
|
|
39. Кто сформулировал «золотое правило нравственности»?
1) Будда
2) Конфуций
3) Античные мудрецы
4) Все перечисленные
|
|
40. Кто из мыслителей определил: "Добродетель – способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это ее противоположность"?
1) Аристотель
2) И.Кант
3) Д.С.Милль
4) Л.Н.Толстой
|
|
41. Этика Аристотеля - это:
1) этика долга
2) этика добродетелей
3) этика пользы
4) «живая этика»
|
|
42. По Аристотелю, благо - это:
1) личное счастье
2) польза для многих людей
3) то, к чему все стремятся
4) общественная целесообразность
|
|
43. В «идеальном государстве» Платона:
1) высшие лица должны определяться на демократических выборах
2) высшие лица определяются по праву аристократического происхождения
3) высших лиц назначает верховный правитель
4) высшие лица — это обладатели талантов и высоких нравственных начал
|
|
44. Идея об удовольствии как «жизни по природе» принадлежит:
1) Антисфену
2) Пиррону
3) Аврелию Августину
4) Эпикуру
|
|
45. «Апатия» (бесстрастность) является идеалом мудреца в школе:
1) скептиков
2) киников
3) стоиков
4) неоплатоников
|
|
46. Сенека учил тому:
1) как стать здоровым и богатым
2) как достичь славы и успеха
3) как обрести спокойствие души
4) как победить всех своих врагов
|
|
47. Средневековая европейская этика главной нравственной целью человека считает:
1) мужество
2) спасение души
3) следование природе
4) достижение внутренней свободы
|
|
48. Согласно Августину:
1) добро исходит от Бога, а зло – от дьявола
2) добро и зло исходят от Бога
3) добро исходит от Бога, а зло – от человека
4) добро и зло исходят от человека
|
|
49. Этика Возрождения была основана на принципе:
1) эгоизма
2) альтруизма
3) аскетизма
4) ригоризма
|
|
50. Концепция «сверхчеловека» создана:
1) А.Шопенгауэром
2) В.С.Соловьёвым
3) К.Марксом
4) Ф.Ницше
|
|
51. Что из перечисленного противоречит определению Конфуция «благородный муж»?
1) Относится ко всем равно
2) Если что-то случится, винит всех, но не себя
3) Сближается с лучшими
4) Берет от других только хорошее
|
|
52. Кто из теоретиков считал, что «справедливость является первой добродетелью общественных установлений»?
1) Аристотель
2) И.Кант
3) Д.С.Милль
4) Д.Роллз
|
|
53. Согласно этической концепции Д.Роллза, справедливость означает:
1) всеобщее и полное равенство
2) равные социальные стартовые возможности
3) законное право наследования богатства
4) всеобщий прогрессивный налог на имущество
|
|
54. Категорический императив Канта требует, чтобы:
1) добрые дела проверялись опытным путем
2) мораль соответствовала нормам существующего права
3) человек следовал общепринятым нормам и обычаям
4) другой человек всегда был для нас целью, а не средством
|
|