Главная страница

Реферат Политика Бориса Годунова.doc. Биография Годунова и его влияние в период цраствования Федора Иоанновича


Скачать 49.82 Kb.
НазваниеБиография Годунова и его влияние в период цраствования Федора Иоанновича
Анкорhtathfn
Дата08.03.2022
Размер49.82 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат Политика Бориса Годунова.doc.docx
ТипБиография
#386673

ПЛАН

I. Введение…………………………………………………………........................2

II. Краткая биография Годунова и его влияние в период цраствования Федора Иоанновича 4

III. Воцарение Бориса Годунова 8

IV. Внешняя политика Годунова 9

V. Внутреняя политика 11

VI. Голод и разбои 14

VII. Лжедмитрий 16

VIII. Появление самозванца 16

IX. Меры Годунова против Лжедмитрия 18

X.Смерть Бориса и провозглашение Лжедмитрия царем 19

XI.Заключение…………………………………………………………………...20

XII. Литература.……………………………………………………….................22
I. Введение.

К началу XVII в. кризисное положение в экономической и политической жизни страны, порожденное, прежде всего опричниной и Ливонской войной, и ненадолго улучшенное попытками проведения реформ в экономике, изменением курса внешней политики, вновь резко обострилось.

Российское государство вступает в период Смуты – так современники определили трагические события, поставившие страну на грань разрушения государственных начал, фактического распада, и тесно связанные во времени с моментом избрания на российский престол Бориса Годунова (1598-1605).

В 1584 году не стало царя Иоанна Васильевича. Русский народ переживал уход грозного царя как событие, возвестившее Русской Земле Божью Волю, согласно которой Россия перешла исторический рубеж и стала на пороге неизведанного и страшного будущего, будущего, в котором ей было суждено, погибая, спастись и возродиться ради исполнения назначенной ей Богом вселенской миссии. В том же 1584 году Земский Собор утвердил на московском престоле Федора Иоанновича, младшего сына Иоанна Грозного от брака с Анастасией Романовой. Новый царь являл собою разительное несходство со своим грозным отцом. Тихий и исполненный добродушия, он был, по словам дьяка Тимофеева, "естеством кроток и мног в милостях ко всем, и непорочен... паче же всего любя благочестие и благолепие церковное".1 Уже, будучи царём, Федор Иоаннович почти всё своё время проводил за богослужениями и келейной молитвой, вёл образ жизни, близкий к идеалу строгого монашества.

Данный вопрос актуален сегодня, так как этот период был очень важным в истории нашей страны, и нельзя не заметить его значимость. Хотя и правление Бориса было коротким – всего семь лет, некоторые историки считают: если бы в распоряжении Бориса оказалось еще несколько лет, то возможно реформы были бы осуществлены не при Петре I, а на сто лет раньше.

Целью работы является выяснить значение личности Годунова в истории того периода, обозначить достижения и промахи его политики. Для этого поставлены задачи: отметить в данной работе приход Годунова к власти, рассмотреть его политику, способы усиления власти, дать оценку реформам, проведенным в этот период и их последствия.

II. Краткая биография Годунова и его влияние в период царствования Федора Иоанновича.

Борис Фёдорович Годунов (155113 апреля 1605царь России17 февраля 1598). Боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 15871598 фактический правитель государства.

По легенде Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы (как и Сабуровы, Вельяминовы) ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна.

Отец Бориса Годунова, Фёдор Иванович Кривой Годунов умер в 1569 году. Борис стал опричником, женился на дочери царского любимца Малюты Скуратова. С начала 1570-х начинается возвышение Годуновых, сам Борис Фёдорович, хотя и стал боярином в сентябре 1580, но в круг близких царю Ивану Грозному людей ещё не входил. Зато показательна возросшая роль семьи: на этой свадьбе присутствовал целый клан Годуновых. Они медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х – начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.

Годунов был умён и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине женат был сын царя, Фёдор. Так и остался бы Борис в истории одним из многих Годуновых, если бы 9 ноября 1581 г. в Александровской слободе не произошла ссора царя Ивана Грозного с сыном Иваном. Грозный ударил его посохом и попал в висок, а через десять дней (19 ноября) царевич умер. Со смертью Ивана Ивановича наследником престола стал Фёдор.

До 1584 г. Годунов не был близок к царю. Однако некоторые поступки и замыслы Грозного коренным образом затрагивали интересы Годуновых. В последний год жизни царя Борис Годунов обрёл большое влияние при дворе. Вместе с Б. Я. Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.

По сути, правителем государства стал Борис Годунов. 14 лет занимал престол Фёдор, по крайней мере, 13 из них фактическим правителем был Годунов.

Федор утвердился на престоле не без смут. Смута началась по поводу Удельного князя, брата Федорова, Дмитрия, хотя Дмитрий и был младенцем. Приверженные Федору вельможи, опасаясь неприязни со стороны приверженцев Дмитрия, удалили маленького князя с матерью и родственниками ее в Углич. 31 мая 1584 года Федор венчался на царство. Сначала самое сильное влияние на дела имел боярин Никита Романович, но уже в августе 1584 года он тяжело занемог, а в апреле 1586 года умер. На его место правителем стал брат царицы Борис Годунов.

Но утверждение на месте правителя не могло обойтись для Годунова без борьбы с людьми, которые считали за собою большие права на занятие этого места. Образовались две враждебные партии: во главе одной стоял Годунов, во главе другой – первенствующий боярин князь Иван Мстиславский с князьями Шуйскими, Воротынскими и другими вельможами. Годунов осилил враждебную себе партию: князь Мстиславский был пострижен в монахи. Воротынских и других его приверженцев разослали по городам, но Шуйские, искусно действуя через других, остались нетронутыми; они со своей стороны держались крепко и, ни в чем ему не уступали, купцы и все простые люди московские стояли за них. Митрополит Дионисий хотел быть посредником: он позвал Годунова и Шуйских к себе, умолял помириться. Но в то время как бояре были у митрополита, у Грановитой палаты собралась толпа купцов; князь Иван Петрович Шуйский, вышедши от митрополита, подошел к купцам и объявил им, что они, Шуйские, с Борисом Федоровичем помирились. В ту же ночь эти два купца были схвачены, этот поступок воспламенил снова вражду между ним и Шуйскими, которые придумали самое удобное средство сломить на корню могущество Годунова, убедивши царя Федора развестись с неплодною Ириною и вступить в новый брак. Князь Иван Петрович Шуйский, другие бояре и купцы московские согласились и подписались просить государя о разводе; митрополит также был согласен действовать заодно с ними. Но Годунов узнал о замысле врагов и постарался уговорить Дионисия не начинать дела.

Подавив малейшие попытки сопротивления аристократии, Годунов утвердился как единовластный и всесильный правитель. Вся политика Государства Российского была сосредоточена в его руках. Укрепляя свою власть, он укреплял оборону государства против грозных и сильных соседей – Польши, Швеции и Турции в лице её форпоста Крымского ханства. Подчиняя внешнюю политику России своим личным интересам, которые были всецело сосредоточены на укреплении его личной власти, он избегал всякой внешнеполитической активности. Но это послужило причиной того, что четырнадцатилетнее царствование Федора стало для страны временем отдыха не только от опричнины, но и от внешних войн.

При царе Федоре были закреплены успехи предшествующего царствования, и это было бесспорной заслугой Годунова-администратора. Россия в те годы утвердила своё господство за Уралом, укреплялась южная оборонительная линия, развивалась торговля со странами Запада, особенно англо-российская.

В 1589 году стараниями Годунова российский первоиерарх стал Патриархом всея Руси. Соответственно, повысился и сан всех иерархов в Русской Церкви. Патриархом же стал верный сторонник Годунова митрополит Иов. Начался период самостоятельности Русской Церкви.

Достигнув первенства между всеми вельможами, Годунов должен был думать о будущем, и будущее это было для него страшно, тем страшнее, чем выше было его положение настоящее: у Феодора не было сына, при котором бы Годунов как дядя мог надеяться сохранить прежнее значение, по крайней мере, прежнюю честь; преемником бездетного Федора должен быть брат его Дмитрий, удаленный в Углич. Дмитрий рос при матери и ее родственниках Нагих, которые питали враждебные чувства к людям, подвергнувшим их изгнанию, и в этих враждебных чувствах к Годунову и ко всей его партии воспитали ребенка. И вот в мае 1591 года разнеслась по государству весть, что царевич Дмитрий погиб в Угличе от убийц, подосланных Годуновым, и что эти убийцы умерщвлены жителями Углича.

Вследствие этого царицу Марью постригли под именем Марфы и заточили в пустынь за Белоозеро; Нагих всех разослали по городам, по тюрьмам. Через год у царя родилась дочь Феодосия, но в следующем году ребенок умер; через пять лет по смерти дочери, в январе 1598 года, скончался сам Федор.

III. Воцарение Бориса Годунова.

Царица Ирина приняла монашеский постриг, и немедленно Патриарх Иов, главное тогда лицо в государстве, указал на Годунова как на единственного, кто достоин занять царский престол. От всех сословий был созван Земский Собор, один из самых представительных в истории Российского государства. В нём участвовали от всех сословий 457 человек под председательством Патриарха и этот Собор единодушно избрал на царство Годунова.1 Тем временем в Московский Новодевичий монастырь, где находились палаты царицы, из столицы и окрестных деревень сгоняли толпы народа, чтобы слёзно умолять Годунова о вступлении на престол. Годунов отказывался. Вопли и слёзы возобновлялись с новой силой. Умолял народ, умолял Собор, умолял и Патриарх, угрожая при этом отлучением от Святого Причащения, если Годунов не склонится на мольбы. Просьбу Великого земского собора Борис Годунов вначале отверг, но потом дал согласие. Поскольку по своему происхождению ни малейших прав на трон русских царей Борис Годунов не имел, он более всего боялся боярских заговоров против свой власти. Двор нового царя наполнился доносчиками и соглядатаями. Но и бояре опасались Годунова, поскольку на Москве совершались жестокие расправы над подозреваемыми. Наконец, Годунов "смирился" и был с величайшей пышностью коронован в Московском Кремле.

Политически его царствование было продолжением предшествующего, тем более что Годунов при царе Федоре был правителем. Важнейшим было иное: царская власть находилась в руках человека, пришедшего к ней "снизу", причём тёмным и безнравственным путём. Как ни старался царь Борис, он не мог утвердить связь своей власти с державой Рюриковичей, это ему не удавалось. В глазах православного народа святыня царской власти была поругана.

IV. Внешняя политика Годунова.

Так был избран в цари Борис Годунов. Царствование относительно западных соседей, Польши и Швеции, началось при самых благоприятных обстоятельствах: эти державы, так недавно грозившие Москве страшным союзом своим под одним королем, теперь находились в открытой и ожесточенной вражде. Оба государства, и Швеция, и Польша, вследствие этого искали союза с Борисом, который, подобно Ивану IV, не спускал глаз с Ливонии, считая прибалтийские берега необходимыми для своего государства.

Приобрести эту желанную страну или часть ее было теперь легко, но для этого было средство прямое, решительное: заключить тесный союз с королем шведским и действовать с ним вместе против Польши. Но Годунов по характеру своему не был способен к средствам решительным, прямым и открытым. Он думал, что Швеция уступит ему Нарву, а Польша – Ливонию или часть ее, если только он будет грозить Швеции союзом с Польшею, а Польше – союзом со Швецией, но этими угрозами он только раздражал и Швецию и Польшу, а не пугал их, обнаруживая политику мелочную, двоедушную. Он боялся войны: сам не имел ни духа ратного, ни способностей воинских, воеводам не доверял и потому хлопотал, чтоб Ливония сама поддалась ему, для чего поддерживал неудовольствие ее жителей против польского правительства, но эти средства, не подкрепляемые действиями прямыми и решительными, не вели ни к чему. Чтоб иметь наготове вассального короля для Ливонии, как Иван IV имел Магнуса, Борис вызвал в Москву шведского принца Густава, племянника короля Карла: Годунов хотел также выдать за этого Густава дочь свою Ксению; но Густав не захотел отказаться от протестантизма и был отослан в Углич.

Нужно было искать другого жениха Ксении между иностранными принцами, и жениха нашли в Дании: принц Иоанн, брат короля Христиана, согласился ехать в Москву, чтоб быть зятем царским и князем удельным. Иоанн был принят в Москве с большим торжеством, очень ласково от будущего тестя, но скоро потом сделалась у него горячка, от которой он и умер на двадцатом году жизни.

Отношения к Крыму были благоприятны: хан, живший не в ладу с султаном турецким, принуждаемый принимать участие в войнах последнего и, видя, с другой стороны, могущество Москвы, должен был смириться и соглашаться с московскими послами, которые объявили, что государь их не боится ни хана, ни султана, что рати его бесчисленны. Но если отношения к Крыму видимо принимали благоприятный оборот, то иначе шли дела за Кавказом: рано еще, не по силам было Московскому государству бороться в этих далеких краях с могущественными турками и персиянами. Александр кахетинский, признавая себя слугою Бориса, сносился в то же время с сильным Аббасом, шахом персидским, и позволил сыну своему Константину принять магометанство, но и это не помогло: Аббас хотел совершенного подданства Кахегии и велел отступнику Константину убить отца и брата за преданность Москве. Преступление было совершено; с другой стороны, в Дагестане русские вторично утвердились было в Тарках, но турки вытеснили их отсюда, а кумыки перерезали при отступлении.

В 1587 г. России подчинилась Большая Ногайская Орда в Нижнем Поволжье. В 1590-1593 гг. Россия воевала со Швецией. По Тявзинскому договору 1595 ей были возвращены Ивангород, Ям, Копорье и Корела. Парадокс ситуации заключался в том, что, несмотря на довольно результативную внутреннюю и внешнюю политику, Россия все больше и больше сползала в Смуту. Западные соседи Московского царства, католические Польша и Швеция только и ждали случая, чтобы поживиться за счёт Московского государства, к тому же в стране назревала крайне тяжелая ситуация.
V. Внутренняя политика.

Политика Бориса Годунова относительно крестьян и просвещения.

Что касается внутренних распоряжений Годунова в Европейской России, Годунов старался облегчить народ от податей, старался о распространении просвещения. Борис проявлял живой интерес к просвещению и культуре, к успехам западной цивилизации. При нем власти проявляли заботу о распространении книгопечатания, появившегося в русских землях в 1564 г. Во многих городах были открыты типографии.

Города становятся очагами культуры, прежде всего – Москва. В Кремле появилось невиданное ранее техническое новшество – водопровод. Он хотел вызвать из-за границы ученых людей и основать школы, где иностранцы учили русских людей разным языкам. Но духовенство не согласилось на это. Тогда Борис придумал другое средство: уже давно был обычай посылать русских молодых людей в Константинополь учиться там по-гречески. Теперь царь хотел сделать то же относительно других стран и языков: выбрали несколько молодых людей и отправили их учиться – одних в Любек, других в Англию, некоторых во Францию и Австрию. Борис очень любил иностранцев, составил из немцев, преимущественно из ливонцев, отряд войска; немцы эти получали большое жалованье и поместья. Борис также покровительствовал иностранным купцам, иностранных медиков своих держал, как бояр.

Такое расположение царя к иностранцам, убеждение в превосходстве их над русскими относительно просвещения, убеждение в необходимости учиться у них возбудило в некоторых русских желание подражать иностранцам и начать это подражание внешнего вида: и свои и чужие говорят о пристрастии русских к иноземным обычаям и одеждам во время Годунова, о введении обычая брить бороды. Из иноземцев, преимущественно из ливонских немцев, составился особый отряд царской гвардии. При Борисе состояло 6 иностранных медиков, получавших огромное вознаграждение. Немцам разрешено было построить в Москве лютеранскую церковь. В целом, прозападная ориентация Бориса была умеренной и непоследовательной. Однако даже задуманное ему развить не удалось.

Стремясь остановить надвигающийся хаос, правительство предпринимает целый ряд мер. Годунов проводит реформу Государева двора, который с XV в. стал одним из важнейших носителей московской государственности. Суть реформы заключалась в том, что двор стал гораздо более замкнутой и аристократической организацией, но в то же время усилилась его служилая направленность. Боярская дума, многие представители которой были руководителями приказов, все больше превращалась в орган служилой аристократии. Своего значения в качестве высшего правительственного органа государства она не утратила.

Очень важен вопрос о землевладении. Исследования последних лет убедительно показывают, что в ходе опричнины характер землевладения претерпел значительные изменения. Большой урон понесла родовая княжеско-боярская вотчина. Даже владение родовой вотчиной стало связываться с понятием "жалование". В целом заметно убавилось число богатых вотчинных родов.

Заметным явлением в последней трети XVI в. стало распространение землевладения столичной знати за пределы Замосковского края, что вызвало недовольство служилой мелкоты.

Менялся и характер местного управления. В послеопричный период оживилось наместничество, система кормлений. Однако на смену им шло воеводское правление на местах. Власть воеводы принципиально отличается от власти наместника. Она значительно шире, в отличие от наместника воевода выступает, прежде всего, как правительственный чиновник, над которым стоят центральные административные учреждения (приказы) и который опирается в управлении уездом на местный административный аппарат. Правда, это был еще начальный этап складывания системы воеводского управления.

В XVI в. в основном было завершено составление писцовых книг, которые фактически закрепили за помещиками работавших на их землях крестьян. Введением заповедных лет, правительство попыталось остановить бегство крестьян, укрепить налоговую систему.

В 1597 г. были изданы важные указы. Один из них был посвящен кабальным холопам. По этому указу, тот, кто прослужил по вольному найму более полугода, превращался в кабального холопа и мог освободиться только после смерти господина. Другой указ устанавливал "урочные лета": крестьяне, бежавшие от владельца, к землям которого были приписаны в писцовых книгах, в течение пяти лет могли быть возвращены на место.

Из мер правительства Бориса Годунова, направленных на борьбу с голодом, надо также назвать регулярные раздачи хлеба из государственных запасов, организацию общественных работ, которые были призваны занять обнищавшее население. Правительство стремилось восстановить тяглую массу посадских людей и отписывало в посады значительную часть населения белых слобод. Основывались и новые города, прежде всего в Поволжье.


VI. Голод и разбои.

По свидетельству современников, вся беда для Годунова произошла оттого, что он не мог уподобиться древним царям, не имел достаточно величия духа, чтоб, вошедши на престол, позабыть все старые боярские свои вражды, унизился до страха пред своими прежними соперниками, страдал мелкою болезненною подозрительностью; этою подозрительностью и враждою он раздражил против себя вельмож, которые и были виновниками его падения. Желая знать, что говорят о нем знатные люди и не умышляют ли чего-нибудь дурного, он начал поощрять к доносам на господ своих. Следствиями доносов были пытки, казни, заточения; ни при одном государе таких бед никто не видал, говорят современники.

Смута проявлялась, прежде всего, в умах и душах людей. Страшный голод начала XVII в. добил привычные моральные ценности. Голод выкосил сотни тысяч человеческих жизней. Только в столице за два года погибло 127 тыс. человек.1 Массы людей заражались корыстью, цинизмом, разложение шло сверху – от потерявшего всякий авторитет боярства, но грозило захлестнуть и низы. Во всех сословиях налицо были раздоры, падение нравов. Это оттенялось бездумным копированием иноземных обычаев. Борис осыпал щедрыми милостынями немецких купцов. Он зашел так далеко в симпатиях к западу, что сформировал свою охрану (отряд телохранителей) из наемников-немцев.

Принимается масса льгот для дворянства. Запасов зерна, припрятанного многими боярами, хватило бы всему населению. Доходило до людоедства, а имеющие зерно удерживали хлеб, предвкушая повышение цен на него. Знать, на фоне народного бедствия, устраивала дележ привилегий, злобно соперничая в поисках личного благополучия.

Оживился местный сепаратизм. Этому способствовала потеря централизующих начал. Собранные до этого в единое государство отдельные земли стали вновь проявлять признаки обособленности. Брожение охватило и жителей нерусских окраин – как тех, что были присоединены с помощью военной силы, так и тех, которые вошли в состав Российского государства добровольно, откликнувшись на перспективу стабильного порядка и отлаженных связей в сильном государстве. Политическая дестабилизация вызвала недовольство среди национальных меньшинств. Государство превращалось в бесформенный конгломерат земель и городов. За голодом следовали разбои: люди, спасавшиеся от голодной смерти, составляли шайки, чтоб вооруженною рукою кормиться на счет других. Во время голода, найдя обременительным для себя кормить толпу холопов, господа выгоняли их от себя; число этих холопов, лишенных приюта и средств к пропитанию, увеличилось еще холопами опальных бояр. Эти люди, из которых многие были привычны к военному делу, шли к границам, которая уже и без того была наполнена людьми, ждавшими только случая начать неприятельские действия против государства. Вследствие всего этого теперь, после голода, образовались многочисленные разбойничьи шайки, от которых не было проезда не только по пустым местам, но и под самою Москвою; атаманом их был Хлопка Косолап. Царь выслал против них войско под начальством воеводы Ивана Басманова, который сошелся с Хлопкою под Москвою; разбойники бились отчаянно и убили Басманова; несмотря на то, царское войско одолело их; полумертвого Хлопку взяли в плен, товарищей его ловили и вешали, но было много им подобных – черная роль ее только что начиналась, начинали ходить слухи о Самозванце.


VII. Лжедмитрий.

В последних годах XVI века появился в Москве бойкий, смышленый, грамотный молодой человек, сирота, сын галицкого служилого человека Богдана Отрепьева Юрий. Он постригается под именем Григория, скитается из монастыря в монастырь, попадает, наконец, в Чудов и поступает даже к патриарху Иову для книжного письма. Но здесь дерзкие речи, что он будет царем на Москве, навлекли на него новую беду; царь Борис велел одному дьяку сослать Отрепьева в Кириллов Белозерский монастырь, но дьяк не исполнил царского приказа, молодой монах убежал из Чудова монастыря и после долгих странствований по разным местам пробрался за литовскую границу в сопровождении двух других монахов.

В польских владениях он скинул с себя монашескую рясу, поучился немного в школе города Гащи, потом побывал у казаков запорожских и, наконец, поступил в службу к польскому вельможе князю Адаму Вишневецкому, которому при первом удобном случае открыл, что он московский царевич Димитрий, сын царя Иоанна Васильевича, спасенный от убийц, подосланных Годуновым, которые вместо него убили другого, подставленного ребенка.

Вишневецкий поверил, и весть о московском царевиче, чудесно спасшемся от смерти, быстро распространилась между соседними панами, которые начали принимать Отрепьева с царскими почестями; у одного из них, воеводы Юрия Мнишка. Самозванцу очень понравилась дочь Марина. Мнишики были ревностные католики; принятие католицизма всего более помогало Отрепьеву, ибо становило на его сторону духовенство польское и особенно могущественных иезуитов; Лжедмитрий позволил францисканским монахам обратить себя в католицизм. В начале 1604 года Мнишек привез Лжедимитрия в Краков, где папский нунций Рангони представил его королю Сигизмунду. Король находился в большом затруднении: с одной стороны, ему хотелось помочь Самозванцу и таким образом завести смуту в Московском государстве; с другой стороны, страшно было нарушить перемирие, оскорбить могущественного Годунова, который мог жестоко отомстить Польше за свою обиду наступательным союзом с Швециею. Сигизмунд решился употребить такую хитрость: он признал Отрепьева московским царевичем, хотя и не публично, назначил ему ежегодное содержание, но не хотел помогать ему явно войском от имени правительства польского, а позволил вельможам частным образом помогать царевичу. Вести дело поручено было Мнишику, который с торжеством привез царевича в Самбор, где тот предложил руку свою Марине. Предложение было принято, но свадьба отложена до утверждения Димитрия на престоле московском.


VIII. Меры Годунова против Лжедмитрия.

Мнишек собрал для будущего зятя армию всякого сброда в польских владениях, но подобных людей было много и в пределах Московского государства; следовательно, сильная помощь ждала Самозванца впереди. Московские беглецы, искавшие случая безопасно и с выгодою возвратиться в отечество, первые приехали к нему и провозгласили истинным царевичем; донские казаки, стесненные при Борисе более чем когда-либо прежде, откликнулись также немедленно на призыв Лжедмитрия. Как скоро Лжедмитрий объявился в Польше, то слухи о нем начали с разных сторон приходить в Москву. Борис объявил прямо боярам, что это они подставили Самозванца, и начал принимать меры против страшного врага, которого нельзя было сокрушить одною военною силою. Отправлены были грамоты в Польшу к королю, вельможам, воеводам пограничным с объявлением, что тот, кто называет себя царевичем Дмитрием, есть беглый монах Отрепьев. В Москве патриарх Иов и князь Василий Шуйский уговаривали народ не верить слухам о царевиче; патриарх проклял Гришку Отрепьева со всеми его приверженцами и разослал по областям грамоты с известием об этом проклятии и с увещанием не верить спасению царевича.

Но средства эти оказались тщетными: воеводы царские прямо говорили, что трудно воевать против природного государя (т. е. против Дмитрия); в Москве на пирах пили за здоровье Дмитрия.

В октябре 1604 года Лжедмитрий вошел в области Московского государства. Северские города начали ему сдаваться, не сдался один Новгород Северский, где засел воевода Петр Федорович Басманов, любимец царя Бориса. Борис выслал войско под начальством первого боярина, князя Мстиславского. Мстиславский был ранен в битве, вместо него начальствовать над войском был прислан князь Василий Иванович Шуйский.


IX. Смерть Бориса и провозглашение Лжедмитрия царем.

В таком нерешительном положении находились дела, когда 13 апреля 1605 года умер царь Борис скоропостижно. После него остался сын Феодор, которого все свидетельства единогласно осыпают похвалами как молодого человека, наученного всякой премудрости, ибо действительно отец успел дать ему хорошее по времени и по средствам образование. Жители Москвы спокойно присягнули Феодору.

Самозванец двинулся по дороге в Москву, где 1 июня Плещеев и Пушкин возмутили народ и свели с престола царя Феодора; скоро приехали в Москву из стана Самозванца князья Василий Голицын и Василий Масальский, свергли патриарха Иова, разослали в заточение Годуновых и родственников их и зверски умертвили царя Феодора Борисовича и мать его, царицу Марью; царевна Ксения Борисовна осталась в живых и после была пострижена под именем Ольги.


X. Заключение.

Изображение сложности и противоречивости личности Годунова, свойственное писателям-современникам, которое впервые оказалось возможным, поскольку Годунов был не наследным, а выборным царем. В оценке деятельности Годунова-правителя современники были единодушны: отдавая должное его выдающимся способностям, все они отмечали как главную черту его характера ненасытное честолюбие.

Борис скончался в 1605 г. В период 1605 - 1609 гг. произошел полный распад государства, гражданская война охватила все слои общества: дворянство, крестьянство, казачество. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Боярская дума, правление которое вошло в историю под названием "семибоярщина". Однако не было сил, способных стабилизировать ситуацию.

Царь Борис, как во внутренней, так и во внешней политике развивал те тенденции, которые наметились в последние годы правления Ивана Грозного и которые он начал воплощать в жизнь еще в период своего регентства. Прежде всего, правительство Годунова заботилось об удовлетворении насущных нужд служилого дворянства, в котором оно видело свою главную опору.

Решительный предел ставился росту владений церкви. Намечалось оздоровление хозяйства военно-служилых землевладельцев. Целая серия мероприятий призвана покончить с обезлюдеем центра страны. Была проведена перепись земель – составлены писцовые книги, установлена система заповедных лет и пятилетний срок сыска беглых крестьян. Указы о холопах имели целью закрепить за служилыми людьми их челядь.

Некоторому ослаблению внутренней социальной напряженности в стране способствовала внешнеполитическая деятельность Годунова, благоприятствовавшая освоению юга и юго-востока страны и продвижению в Сибирь. В Поволжье, в южные и сибирские земли хлынул поток крестьян, холопов и ремесленников, спасавшихся от голода и гнета.

Во внешней политике стремление к поиску мирных решений в 1584-1598 гг. превратилось в принцип поддержания дружественных отношений с соседними странами. Россия в годы царствования Бориса Годунова практически не вела кровопролитных войн.

В осуществлении своей политической программы Годунов не смог бы обойтись без слаженного государственного аппарата. Он привлек к государственной деятельности многих выдающихся администраторов и упорядочил деятельность приказов. Борис стремился разрушить родовой принцип формирования Боярской думы, заменив его семейно-корпоративным, когда при назначении в Думу решающую роль играла близость к правителю.

Достижения политики Бориса Годунова были непрочными, ибо основывались на перенапряжении социально-экономического потенциала страны, что неизбежно вело к социальному взрыву. Недовольство охватывало все слои общества: знать и боярство были возмущены урезанием своих родовых прав, служилое дворянство не удовлетворяла политика правительства, не способного пресечь бегство крестьян, существенно снижавшее доходность их поместий, посадское население выступало против посадского строения и усиления налогового гнета, православное духовенство было недовольно урезанием своих привилегий и жестким подчинением самодержавной власти. Тяжелая экономическая ситуация внутри страны привела к падению авторитета правительства.

Что значит для нас память о Борисе Годунове? Династия Годуновых в России не состоялась. Четыре столетия назад скончался царь и за его кончиной последовали страшные годы Смутного времени. Трагедия Смутного времени формировала духовный опыт русских людей, и от неё неотделима судьба Бориса Годунова.
Литература.

  1. Жилкин В. С. Борис Годунов и Русское Царство // http://www.russdom.ru/2005/200504i/20050413.html

  2. Ключевский В. О. «Русская история. Полный курс лекций» – М., 1996

  3. Правление Бориса Годунова. // http://russia.rin.ru/guides/6918.html

  4. Сахаров А. П., Новосельцев А. П. «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М., 1996

  5. Скрынников Р.Г. «Борис Годунов» – М., 1983



1 Жилкин В. С. Борис Годунов и Русское Царство // http://www.russdom.ru/2005/200504i/20050413.html

1 Жилкин В. С. Борис Годунов и Русское Царство // http://www.russdom.ru/2005/200504i/20050413.html

1 Правление Бориса Годунова. // http://russia.rin.ru/guides/6918.html


написать администратору сайта