Жизнь и труды Н. Макиавелли. Биография Н. Макиавелли 4 Основные направления трудов Н. Макиавелли 5
Скачать 64.44 Kb.
|
ЗаключениеЭпоха Возрождения - знаменательный этап позднесредневековой истории Запада, который отмечен зарождением новых протобуржуазных форм социальных отношений, усилением общественных позиций новых социальных групп, тяготившихся рамками феодальной системы. Кроме того, это время серьезного кризиса римско-католической церкви, расцвета религиозного сектантства и демономании. Творцы культуры Возрождения в своей деятельности исходили из резкой критики схоластической учености, противопоставив ей гуманистические установки и ценности, в основе которых была новая концепция человеческой личности, ориентированная на античное наследие. Вместе с тем возрожденческий гуманизм ХУ-ХУ1 вв. носил во многом сугубо элитарный характер, был достоянием небольшой прослойки высокоодаренных интеллектуалов, чем принципиально отличался от Реформации. Никколо Макиавелли (1469-1527) был выдающимся представителем итальянского Возрождения, который внес фундаментальный вклад в формирование светского и рационального понимания социально-политических и правовых институтов общества, его идеи продолжают оказывать свое влияние на многих философов и ученых и по сей день. Макиавелли 14 лет был Секретарем Совета десяти - представительного органа Флорентийской республики, а также послом при различных европейских дворах, поэтому знал политику не понаслышке и имел богатый практический опыт, который позволил ему совместить глубокие теоретические размышления над природой и сущностью политического господства с практическим эмпирическим подходом. Основными политическими трактатами ученого являются: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «История Флоренции». В основу своей теории Макиавелли кладет тезис об автономности политики, который означает, что возникновение и развитие государства и права должно рассматриваться без привлечения религиозных аргументов, поскольку политическая действительность функционирует по своим собственным законам. Вместо теологической идеи божественного предопределения он выдвигает идею объективной исторической необходимости, которую именует судьбой. Причем судьбу он рассматривает далеко не как тотальный закон, детерминирующий каждое изменение в мире. «Чтобы не была потеряна свободная воля, - пишет он, - можно полагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того она предоставляет управлять нам». Поэтому человек, действующий в политическом мире, обладает большой степенью самостоятельности и должен пытаться рационализировать свои поступки. Эту самостоятельную силу - своего рода доблесть, наряду с судьбой, Макиавелли считает второй основной движущей основой политического действия. Отделение политики от религии сопровождалось у Макиавелли доминированием утилитарно-прагматического понимания ее основных общественных функций, т.е. основного идеологического средства, формирующего легитимное представление о социальном мире: по его мнению, религия изобретена мудрецами для того, чтобы убедить простецов в полезности существующего общественного строя. Тот же подход он распространяет и на мораль; политик не может руководствоваться нравственными абсолютами не потому, что он аморальное существо, но потому, что политика автономна и предполагает расчет и выгоду, это своего рода игра по определенным правилам, и если начать жалеть своего противника и уступать ему, то непременно проиграешь. Говоря современным языком, реализация высших моральных и религиозных принципов средствами политической власти представляет собой утопию, которая, как считают некоторые из его современных последователей, далеко не безопасна для общества, так как способна уничтожить свободу совести путем навязывания властью определенных, выгодных только ей социальных норм и установок. Другой важнейшей инновацией Макиавелли стало введение им в политический язык важнейшего понятия - статуса-состояния, которое с этого времени будет концептуализировать сущность современного европейского государства. Государство как статус-состояние рассматривается как специфическое качество, состояние социального целого, т.е. как пространство политических отношений как таковых, предполагающих соответствующую институциональную инфраструктуру - организацию политической власти, полномочия и иерархию должностных лиц, их соотношение между собой и т.д. Эта институциональная среда нормируется правом. Таким образом, Макиавелли рассматривает государство как политически организованное общество, в основе которого лежат игровые по своей природе отношения - борьба аристократии и народа, которая в итоге отливается в определенную форму. Главным компонентом такого государства является политическая власть как способность правящих групп принуждать подчиненных к повиновению. В теории Макиавелли политический конфликт элиты и народа рассматривается как основной источник динамики политического развития, который определяет смену его различных форм. Динамику политического развития ученый понимал циклически. Воспроизводя схему Аристотеля, Макиавелли выделяет три правильные (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия и распущенность) формы государства. Поскольку мир политики далек от реализации истин добра и зла, то в реальной жизни добро и зло относительны и легко перетекают друг в друга. Поэтому политические формы также относительны и легко взаимообращаются. Иными словами, циклическое развитие политических форм напоминает идею кругооборота и взаимообращения добра и зла. Это, в частности, означает, что в политике противоположные состояния относительны: вчерашние враги завтра становятся друзьями, демократия перерождается в произвол толпы и т.д. Следовательно, политика - это своего рода искусство, где средства, выдвигаемые цели и складывающиеся ситуации всегда динамичны и временны. Поэтому государь должен быть адекватным этой «вечной нестабильности». Искусство быть адекватным изменчивому миру политики и есть знаменитая технология господства, разработанная итальянским мыслителем, благодаря которой он заслужил впоследствии скандальную репутацию циника и аморалиста. Макиавелли дает исключительно прагматичные советы власть имущим о том, как им надлежит действовать в зависимости от изменчивых характеристик складывающейся ситуации, определенной формы государства, психологических характеристик политических игроков, нравственного состояния общества. Основой прочности государственного целого итальянский мыслитель считал незыблемость частной собственности и безопасность личности. Поэтому он неоднократно повторяет одну и ту же мысль: человек может смириться с утратой власти, чести или политической свободы, но никогда не смирится с утратой собственности и обязательно восстанет. Государь, осмелившийся пойти на ущемление собственности, сам подтачивает стабильность собственного господства. Действующий политик должен учитывать два основных фактора: объективную судьбу, диктующую определенный набор необходимых действий, и психологические качества граждан. Важнейшими для мира политики психологическими установками человека Макиавелли считает честолюбие, жажду власти, стремление к свободе и, самое главное, страх и любовь. Все люди подвержены страстям и в большинстве своем лживы, алчны и завистливы. Потому политик должен уметь манипулировать этими страстями, играя на них, как музыкант. Исходная прагматическая установка политического игрока - убежденность в том, что все люди злы и несовершенны. Если действительность опровергает этот подход, то тем лучше для политика. Достигнуть политической цели можно двумя основными способами - путем закона и путем насилия. Первый характерен только для людей, второй - для диких животных (а именно - львов и лис). Политик не должен выбирать один из вариантов - он просто обязан уметь пользоваться как тем, так и другим способом, в зависимости от обстоятельств. Причем зло надо творить сразу и в полном объеме, тогда как добро - постепенно, так как надежнее внушить страх, чем быть любимым. Однако Макиавелли не был сторонником беспринципного единовластия. Его принцип: характер политической системы общества должен быть адекватным его социальной базе. Исторически прогрессивной моделью политической системы, способной преодолеть феодально-корпоративную раздробленность и объединить его родную Италию, Макиавелли считал абсолютную монархию. Такая модель, по его логике, адекватна как социальной ситуации, так и психологии общества. Только сильная единоличная власть может сломить сословные привилегии дворянства, пойдя при этом на жестокие и диктаторские меры. Однако в целом симпатии Макиавелли были на стороне «смешанной» формы государства, сочетающей в себе демократический, аристократический и монархический элементы. Кроме того, стоит также отметить, что в теории Макиавелли присутствовал и сравнительно-компаративный элемент. Дело в том, что в эпоху Возрождения западные ученые и путешественники получили обширные сведения о социально-политическом устройстве восточных обществ. По результатам анализа этих новых данных они разработали концепцию восточно-деспотического государства, которая оказала свое влияние на последующие этапы развития западной социально-политической мысли. Макиавелли, следуя противопоставлению западной и восточной государственности, специально отмечал, что «все княжества управляются двояко: или одним князем, и тогда все остальные - только рабы, которые помогают ему управлять государством как слуги, единственно по его милости и поручению, или князем и баронами, получающими это достоинство не по милости господина, а по древности рода». Примером первого образца правления он считал царство турецкого султана и древнюю державу Дария, примером второго - французское королевство. Подданные султана - рабы, подданные короля Франции - свободные. Итак, социально-политическая доктрина Макиавелли впервые в европейской политической традиции создает чисто светскую модель политической системы исходя из принципа автономности политики. Тем самым творчество Макиавелли стало соединяющим звеном между античной и новоевропейской политико-правовой наукой. Список использованной литературыАверинцев С.С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. Аверцев С. С. Византия и Русь: Два типа духовности (Статья вторая: Закон и милость) // Новый мир, 1988. №9. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994, Баткин Л.М. Макьявелли // Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 2. СПб., 1906. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Николло Макиавелли. М., 1980. С. 134 ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. в.ДюбиЖ. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом. М., 2000. Жильсоп Э. Разум и Откровение в Средние Века // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. История политических и правовых учений: Учебник/ Подред. О.Э.Лейста. М., 1999. История теоретической социологии: В 5 т.; От Платона до Канта (Предыстория социологии и первые программы науки об обществе). М., 1995. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Лучицкая С.И. Канторович. Два тела короля. Очерк политической теологии Средневековья // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. Макиавелли II. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. М„ 1990. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. Одиссей. Человек в истории. Представления о власти. М., 1995. Темнов Е.И. Макиавелли - политический писатель // Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о Первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. М., 1996. Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1989. Чанышев А.А. История политических учений.: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. Эко У. Имя Розы. М., 1989. 1 Чанышев А.А. История политических учений.: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. 2 Темнов Е.И. Макиавелли - политический писатель // Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о Первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. М., 1996. С. 13. 1 Юсим Этика Макиавелли. М., 1990. С. 114-128. 2 Чанышев А.А. История политических учений.: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. 1 Чанышев А.А. История политических учений.: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. 1 Баткин Л.М. Макьявелли // Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995. С. 346, 350-351, 355, 356-357. 1 Чанышев А.А. История политических учений.: учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. 1 Баткин Л.М. Макьявелли // Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995. С. 352-353 1 Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 381-383 1 Мартин Лютер, О светской власти ... // Мартин Лютер. Время молчания прошло: Избр. произв. 1520-1526 г. X., 1992. С. 119 1 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 690, 696-697, 701, 703 1 Там же, с. 700 2 Макиавелли II. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве. М„ 1990. С. 41. - Здесь и далее «Государь» цитируется по данному изданию. 3 Там же, с. 102 1 Там же, с. 53 1 Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 2. СПб., 1906. С. 18 1 Жильсоп Э. Разум и Откровение в Средние Века // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992. С. 58. 2 Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Николло Макиавелли. М., 1980. С. 134 1 Макиавелли Н. Указ. соч. с. 85 1 Аверцев С. С. Византия и Русь: Два типа духовности (Статья вторая: Закон и милость) // Новый мир, 1988. №9. С. 234. 1 Макиавелли Н. Указ. соч. с. 81-82 2 Там же. С. 84 – льву и лисице уподобляли Суллу его современники. 1 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 82. 1 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 95. 2 Там же. С. 96 1 Макиавелли. Государь, XV. С. 78-79 1 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 82 1 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 84 2 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 85 1 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 103. 1 Там же. С 104 1 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 97. |