госы. Благотворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность
Скачать 437.35 Kb.
|
Теория социально-культурной деятельности в общем контексте истории и методологии науки В переломные эпохи общество всегда обращалось к своей истории с целью использования прошлого опыта в решении насущных задач. Так было в годы Великой Отечественной войны, недавней перестройки, так происходит и сегодня. Об истории говорят и спорят политики, писатели, преподаватели вузов, учителя школ и представители других слоёв общества. Интерес к прошлому сопровождается жесткой критикой исторической науки, её теоретических и методологических основ, многих научных трудов, учебников и учебных пособий. Все сетуют, и не без основания, на отсутствие объективной истории страны, на подмену в прошлом исторической науки политическими и идеологическими догмами коммунистической партии, на стремление некоторых лидеров общественных движений использовать историю в своих политических целях. Только в 1990-е годы преподавателями Московского государственного университета культуры и искусств Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильниковым были разработаны научные основы социально-культурной деятельности, которые характеризуют собой новый этап научного осмысления сферы и способствуют формированию истории социально-культурной деятельности как научной отрасли знаний. Современная методология истории социально-культурной деятельности представляет собой совокупность теоретических положений, концепций, методов общеисторической методологии и положений философии, культурологии, педагогики, социологии и других общественных наук. Заимствование методологических подходов у других наук явление не новое, это характерно для других наук. Вызывает озабоченность то, что в истории социально-культурной деятельности не разрабатываются те научные категории и положения, которые не могут быть заимствованы у других наук. К таковым мы относим: объект, предмет, периодизацию, научное обоснование концепции использования методов и теоретических положений других наук в истории социально-культурной деятельности. Определение предмета истории социально-культурной деятельности связано со значительными трудностями, порождаемыми отсутствием в научной литературе единства взглядов на сущность социально-культурной деятельности, недостаточной разработанностью общей теории социально-культурной деятельности, и её отраслевых теорий. Кроме того с отсутствием в общеисторической науке теоретических положений об отраслевых историях, к которым относится и история социально-культурной деятельности, и с рядом других причин. Любая наука создается для решения практических и научных целей. Это в полной мере относится и к истории социально-культурной деятельности, которая, с одной стороны, призвана способствовать решению практических задач социально-культурных учреждений, а с другой - изучать природу социально-культурной деятельности, законы её развития, особенности функционирования на различных исторических этапах. Хотя, в конечном счете, и эта цель подчинена практическим задачам. По нашему мнению, объектом истории социально-культурной деятельности является вся совокупность явлений данной сферы на протяжении всей её истории. Это такие явления, как зарождение, функционирование и развитие социально-культурных учреждений, их деятельность, деятельность общественных организаций, государственных органов, отдельных личностей по воспитанию, удовлетворению культурных, досуговых, познавательно-творческих и других духовных потребностей личности и общества на различных исторических этапах. Разумеется, что данными явлениями социально-культурная деятельность не исчерпывается. В предмете истории социально-культурной деятельности должен быть заложен ответ на два вопроса: что она изучает, какие закономерности исследует? Исходя из этого мы считаем, что предметом истории социально-культурной деятельности является процесс развития (видоизменения) явлений социально-культурной деятельности на различных исторических этапах, раскрытие механизма и закономерностей этого развития. Также таких его составляющих как периодизация истории, описание состояния, тенденций, условий функционирования. Выявление причин, факторов и других свойств явлений социально-культурной деятельности, оказывающих влияние на процесс их развития (видоизменения). То есть предмет истории социально-культурной деятельности предполагает не только описание прошлого опыта, но и его теоретический анализ. На современном этапе истории социально-культурной деятельности важным вопросом является отношение к советскому периоду социально-культурной деятельности. Сегодня при оценке советского периода деятельности культурно-просветительных учреждений используется односторонний подход. Берутся, главным образом, только отрицательные стороны и на их основе оцениваются значение и деятельность культурно-просветительных учреждений. В средствах массовой информации, научной литературе и даже в правительственных документах дается односторонняя негативная оценка деятельности культурно-просветительных учреждений советского периода. Спора нет, культурно-просветительная работа действительно, была идеологизирована, находилась под диктатом партии, не ориентировалась на интересы личности. Всё это так, но это только часть правды. Другая её часть состоит в том, что многие формы деятельности культурно-просветительных учреждений пользовались популярностью у населения: люди охотно участвовали в художественной самодеятельности, в любительских объединениях, кружках, активно посещали концерты, спектакли, танцы, праздники, киносеансы и т.п. В сельских населенных пунктах культурно-просветительные учреждения были единственными очагами культуры. Они играли большую роль в просвещении сельских жителей, приобщении их к литературе, искусству, кино. Создавали условия для самореализации, развития творческих способностей и многого другого. Это даёт право говорить о том, что в целом сельские культурно-просветительные учреждения были центрами культурной жизни села и сыграли большую роль в просвещении, организации досуга, приобщении населения к культуре. И если мы считаем, что в годы советской власти были культурные достижения, то, несомненно, в этом есть определенный вклад и культурно-просветительных учреждений. При этом мы также должны говорить и об отрицательных сторонах культурно-просветительной работы советского периода. Периодизация истории социально-культурной деятельности должна определяться, прежде всего, качественными видоизменениями данной сферы, хотя не исключает и другие критерии. Также надо отметить, что набор качественных критериев может быть различным. В зависимости от целей исследования и набора критериев могут быть разные периодизации. Поэтому единой периодизации социально-культурной деятельности может и не быть.
Планирование - это процесс определения целей и показателей деятельности учреждения на будущее, а также постановки задач и оценки необходимых для их решения материальных и людских ресурсов. Все функции менеджмента и функции планирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или организация. Именно в планировании заложены все основные функции управления. Поэтому планирование является сложным и неоднозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков. В организации планирования особое внимание следует уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования. Понятия "целей" и "планов" являются неотъемлемой частью деятельности любого учреждения и организации социокультурного типа. Цель — это желаемое состояние будущего, достичь которого стремится организация, она и существует ради определенного результата, в процесс достижения которого вовлечены все ее сотрудники. Для достижения такой цели организация разрабатывает "маршрут" своего движения, в процессе которого решаются конкретные задачи, средства их достижения, облеченные в конкретный документ, именуемый планом. Таким образом, цель, подкрепляемая средствами ее достижения, определяется термином "планирование". Процесс планирования начинается с определения миссии, обуславливающей главную цель учреждения или ожидаемый результат его деятельности. Миссия учреждений социокультурной сферы определяется общими стратегическими целями — формированием и развитием человека в окружающей его социально-культурной среде. В эпицентре социально-культурной деятельности находится личность, ее духовное развитие и воспитание, раскрытие творческого потенциала, личностного сознания и поведения, способность к социальной адаптации, защиты от социальных потрясений. Вместе с тем, каждое учреждение социокультурной сферы имеет и свои индивидуальные социально-культурные задачи и функции, которые определяют их миссию. Смысл градации миссии этих учреждений не в дроблении стратегических целей социокультурной деятельности, а в углублении и конкретизации характерных задач, определяемых типологией учреждений и их предназначением. Типы социокультурных учреждений определяются миссией и характером программируемой деятельности. Здесь можно выделить несколько больших групп учреждений, отличающихся в целом по характеристикам культурных процессов, по формам поведения аудитории, хотя внутри них существует множество градаций этих характеристик: — кулътурно-досуговые учреждения; — рекреационно-досуговые; — музейно-выставочные; — концертно-зрелищные; — театральные; — социально-защитные и т.д. Приведенный перечень учреждений социально-культурной сферы далеко не охватывает весь многообразный набор направлений социально-культурной деятельности и типов учреждений, а лишь демонстрирует возможные варианты целевой миссии в их деятельности. Профессионально подготовленный работник социокультурных учреждений обязан знать и использовать многие другие методы, которые применялись и применяются сегодня в планировании. Среди них следует выделить аналитической метод планирования. Аналитический метод планирования основывается на научном и статистическом анализе информации, объективных данных бухгалтерского учета и отчетности, социологических опросов и т.д. В экономических системах с плановой экономикой широко используется нормативный метод планирования, который строится на обосновании заданий и планов нормами и нормативами. В условиях рыночной экономики данный метод планирования, особенно в сфере коммерческой деятельности, используется в меньшей степени. В любом виде планирования составление плана всегда подкрепляется оценкой возможностей и ресурсов реализации намечаемых задач. Речь идет о балансовом методе планирования, который тесно соприкасается с другими методами планирования. Балансовый метод предполагает обоснование возможностей осуществления любого плана: перспективного, текущего, тематического, конкретного мероприятия, культурной программы и т.д. Следует различать финансовые, материальные и кадровые балансы. Вполне очевидно, что деятельность любого социально-культурного учреждения не может осуществляться без составления сметы доходов и расходов, как на определенный период времени, так и на конкретные мероприятия. Такая смета фактически представляет собой стоимостной баланс, в котором, прежде всего, указываются источники и статьи доходов и расходов, имеющегося бюджетного финансирования. Наиболее эффективным в практике планирования деятельности учреждений социально-культурного типа является не отдельно взятый метод, а сочетание различных методов.
Особенности сферы досуга дают возможность выполнить одновременно целый ряд заказов в ходе одной игровой программы вечера игры, игрового общения. Причем во время игры у каждого участника могут расширяться набор заказов, меняться заказ, переставляться акценты в мотивации участия в игре: например, пришел на необычную по форме развлечение, желая приятно провести время, но по ходу программы нашел серьезные вопросы к самому себе и сформировал свой заказ; или наоборот, пришел на лекцию по знаниям, а по ходу программы сформировал заказ и на "роскошь общения", и на "карнавальную праздничность". Предлагаемые реальные заказы (осознаваемые мотивы), предлагаемые мнимые заказа (без мотивации) и потенциальные заказы (латентные мотивы) находятся в сложной динамической соотнесенности. Успешность работы с такой структурой заказов на игровой программе определяется деятельностным подходом к составляемым с программой тем и проблем. Ведущими (отправными, стартовыми) темам программ, которые предлагают для их совместной разработке участники, могут быть любые темы по проблематике "Человек": жизненный путь, отношения, социокультурная рефлексия (искусство и наука) и т. п. Установлено, что различные контингента участников по-разному, но с неизменным интересом берутся за совместная разработка таких человеческих ценностей, как помощь, радость, дело, успех. Таким образом, коллективная игровая деятельность, рассматриваемая через призму воспитания, понимается нами как процесс порождения культурно-воспитательного потенциала в самой личности. Построение суб'єктно-суб'єктних отношений в ситуации коллективного восприятия и воспроизведения тематической синтетической игровой программы существенно определяет многочисленные аспекты и компоненты художественно-коммуникативной деятельности. Формирование отношений между зрителями - участниками тематической игровой программы определяет возможную глубину и в раскрытии темы. Успешное восприятие каждого эпизода программы предполагает адекватную психологическую готовность участников. их отношение к средствам выразительности, до уровня эмоциональной и діяльнішої включенности прямо зависит от уже сложившихся межличностных отношений, от степени ролевой пластичности, что оказывается участниками, от широты ролевого диапазона (имеются в виду социальные, межличностные, внутренне-групповые, индивидуальные роли и жизненные ролевые амплуа). Так, в одних важных эпизодах для восприятия окажется роль "наблюдателя", в других - "творца". Принцип развития отношений предполагает также овладение процессом групповой динамики, умение определить в каждый конкретный момент ведения игры наиболее важные подсистемы отношений. Так, в одних эпизодах игровой программы наиболее важными окажутся отношения "ведущий - аудитория", в других: "участники - выступающие - участники - зрители", в одних наиболее важным может оказаться степень знакомства участников друг с другом, в других - то, в какой степени участникам программы удалось снять психологическую дистанцию. Особую роль принцип развития отношений играет в тех программах, тематическое содержание которых составляет межличностная коммуникация и непосредственное общение, потому что успешное раскрытие темы "общения" предполагает открыта построение отношений общения в различных видах и формах непосредственно в программе. В такого рода программах принцип развития отношений существенно определяется принципом творческого соучастия, реализация которого допускает построение отношений партнерской равенства, атмосферу творческой инициативы, готовности к свободному самовыражению, то есть различные проявления высокой степени субъективности участников. В целом же реализация принципа развития тношений осуществляется с помощью тех четырех методов, которые названы выше. На современном этапе развития форм, жанров, методов, приемов КПР и практической психологии программа общения может быть определена как синтетическая импровизационная массовая досуговая программа. ее традиционность, или инновационность содержания и формы, выглядит так. Традиционными являются элементы, из которых программа состоит, - средство, методы, приемы из области лекционной пропаганды, клубной педагогики и педагогики взрослых, активного и интенсивного учений, социально-психологического тренинга, психологического консультирования и коррекции, студійно-театральной педагогики и психодрамы, самодеятельного художественного творчества, коллективной игровой деятельности, тематической и танцевальной дискотеки, физической культуры и спорта. Основными средствами (техниками, приемами), которые используются в процессе подготовки участников к коллективной игровой деятельности, являются: - дискуссионный анализ, который привлекает к коллективного типа поведения, что, в свою очередь, уменьшает внутренне-групповую напряженность и активизирует в межличностном взаимодействии спонтанные реакции; - групповое обсуждение проблемной ситуации, особенно эффективно для решения воспитательных задач в работе с ситуациями нравственного выбора; - ситуационно-ролевые и персонажно-ролевые игры с драматической конфронтацией (драматический конфликт), которые дают возможность индивидуализировать ролевые проявления участников в предложенных обстоятельствах, которые задаются собственному сценарию, предложенному ведущим программы; - элементы тренинга сензитивности, построенного в первую очередь на невербальных языках (мимика, пантомима, взгляд, тактильный контакт); - элементы группового консультирования; - лекционные фрагменты, которые чаще всего является введением в разработку какой-либо темы или проблемы активными методами; - собственная художественное творчество (изобразительная, литературное, музыкальное), которая дает возможность выразить себя каждому участнику программы, утвердить свое "Я" и получить гораздо более точную, чем в большинстве жизненных ситуаций, реакцию на свою личность большого числа доброжелательно настроенных людей; - групповой персонажно-ролевой пение, который выступает средством индивидуальной ролевой активизации и обще-групповой консолидации (например, общий круг, то есть "братская поддержка"); - танцевально-пантомимические фрагменты, направление на развитие чувства "МЫ", формирование психологических феноменов групповой сплоченности, навыков встраивания себя в различные групповые структуры, навыков движения по шкале "лидер-аутсайдер" и тому подобное, а также психофизиологических, релакционных (оживление кровообращения, снятию напряжения, которое накопило, предотвращения утомляемости) феноменов; - антология человеческого общения, жанр, который предполагает общение с наследием писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, врачей, ученых, в котором ярко и талантливо разработаны проблемы человеческих отношений (Монтень, Достоевский, Швейцер, Бахтин, Вампилов, Володин, Окуджава, Станиславский и др.); - слайды-программы; они обслуживают различные виды релаксации (отладочную, мобилизующую, тонизирующее, вдохновляющую, что снимает напряжение, успокаивает), обогащают формы общения. Они представляют собой средства включения актуальной сознания в более широком смысле, чем собственно микросреда. Стратегия включения в коллективный игровую деятельность должна ориентироваться на групповую динамику со следующими социально-психологическими механизмами и соответствующими этапами. Первый этап. Построение коммуникативной диспозиции: снятие психологических дистанций, позитивный настрой участников на интенсивное рекреативное общения друг с другом и с организаторами игры. Второй этап. Актуализация творческого потенциала, формирование общей творческой атмосферы с помощью активизации воображения, повышение степени субъективности, поведенческой воли, готовности к новациям, неожиданностей, способность к азарта, риска. Третий этап. Формирование игровой основы с целью коллективного погружение в игру и длительного пребывания в ней; формирование адекватного стартового ролевого синдрома (подбор ролей, который определяет состояние каждого участника как человека играющего); актуализация ролевой пластичности, ролевой переключаемости участников (с учетом ролевой ригидности или пластичности каждого); актуализация ролевых амплуа (из набора, свойственного данному индивиду), система которых определена конкретным сценарию данного вида, формы, жанра коллективной игры. Актуализация содержит в себе ситуацию "вручение роли" группой данному участнику через ассоциирование его личности с конкретным литературным (литературно-сказочным) героем или другим образом, социокультурным символом. Она также провоцирует коллективное творчество по созданию сюжетных ситуаций, которые реализуют межличностные отношения в системе врученных ролей-символов, а затем и изменение ролей и сюжетных ситуаций с целью расширения ролевых диапазонов участников. Четвертый этап. Формирование готовности сложившейся контактной группы (или ассоциации) к социально-продуктивной коллективной деятельности, что имеет педагогическую направленность на внешний социальный объект, который вторгается в жизнь социального объекта с деятельно-преобразовательными целями, которые реализует на данном объекте социально значимые воспитательные задачи через систему игровых ситуаций. Как принципы выступают: - деятельная равноправная соучастие досуговой общности (коллектива) в процессе создания зрелищной формы и в исполнительском процессе, без разделения на артистов и зрителей. Демократизм, самодеятельность, публичность и творческая активность-нормы зрелищной работы досугового коллектива; - структурность зрелищной форме, то есть структурная соответствие зрелищного процесса его педагогической эффективности; - культура формы, то есть включенность зрелищной массовой фермы в культурную традицию, ее преемственность, высокий культурный фон. Из сказанного очевидно, что формам зрелищной массовой работы мы добавляем социально-художественный характер, именуя их в дальнейшем социально-художественными массовыми формами. их можно конкретизируйте следующим образом: - праздничность. Психологическая динамика играющего коллектива в зрелищной форме определена особым духовным состоянием, для которого характерно острое переживание личностной духовной свободы приобщение к высших ценностей социума и безграничных творческих возможностей. Разумеется, это понятие включает в себя и состояние высокой скорби, и трагического катарсиса в ритуалах памяти и обрядовых праздниках. - обрядовый начало. Социально-художественные массовые формы выполняют функции социализации личности, включая ее в пространство социальной жизни, программируя и регулируя поведения в группе, то есть обрядовыми формами (если понимать обряд как общественный механизм или изменение содержания социального статуса). Кроме того, проектирование новой формы должен учитывать возможность ее регулярного повтора за счет восстановления содержания в рамках стабильной структуры - конечно, опираясь на некоторую реально существующую групповую духовно-социальную обрядовую потребность. Это касается не только обрядов посвящения в профессию и свадебный обряд, но и тематических форм; - коммуникативность. Срок имеет тройной аспект. Во-первых, способность (и возможность) членов общности в различных свободных контактов с наращиваемой интенсивностью. Во-вторых, динамика этой контактности, которая способствует развитию сплоченности группы до уровня коллектива с последующим выходом в продуктивную социальную деятельность. В-третьих, коммуникативность, направленная вовне, то есть способность играющего коллектива влиять на окружающую социальную среду с целью включения в совместную деятельность новых членов. Здесь коммуникативность становится фактором накопления коллективом собственного педагогического потенциала; - документализм. Социальная группа в коллективной игровой взаимодействия превращает свое бытие, опираясь на реальности своей жизни, своих социальных нужд и на факты своей судьбы. Фрагменты другой реальности становятся содержательным предметом внутренне-коллективной игровой действия только при условии их включения в коллективное сознание группы как своего материала, как реальности, которую можно отождествить с реальной жизнью группы; - игровое начало. Социально-художественные массовые формы базируются на коллективной игровой взаимодействия, которая допускает систему ролей и проходит как коллективный творческий процесс построения идеальной модели социального бытия данной общности. Игровой начало фактор создания коллективного нужного будущего согласно идеалов и норм общественного сознания. В связи с этим игровая поведение в социально-художественных массовых формах имеет комплексный характер, то есть включает в свой спектр социально-ролевое, художественно-ролевое, ритуалізороване, карнавальное и другие виды игрового общения; - зрелищность. Она понимается как система выразительных средств, который образуется с помощью синтеза искусств (зрелищный синтез) и которая использует систему культурных символов, произведенных традиций. Коллективный характер игровых отношений требует выразительности, видимости, выразительности и символического значения ценностно-нормативных установок играющего коллектива. Поэтому зрелищность социально-художественных массовых форм является главной задачей при организации досуга в коллективе. Структурность, закономерность, конструктивность формы обязательны 8 том смысле, который она (возникнув с деятельностью группы) аккумулирует в себе социальный опыт группы, ее систему целей и ценностей, а также сохраняет и совершенствует структуру ролей в группе, сохраняет стабильность группы и ее деятельностную энергию, направленность. Разрушение структуры культурного формы (или ее непродуманное проектирование) тормозит и искажает саму деятельность, поскольку искажается система стереотипов общения, поведения и самочувствие, что консолидирует группу. Отметим, что сочетание социально-педагогического и культурологических аспектов в конкретной формообразующие деятельности имеет диалектический характер и поэтому является органическим, а не случайным и навязанным явлением, если только создаваемые социально-художественные массовые формы усваиваются дозвіллєвим коллективом, становятся традиционными элементами его общественного быта, культурной традицией. Это соответствует современной теории культурной традиции, которая имеет одно из основных положения о том, что традиция - фундаментальная стабильная единица культуры, способна к ситуативных изменений, то есть до включения инноваций в свою структуру. |