Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития

  • госы. Благотворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность


    Скачать 437.35 Kb.
    НазваниеБлаготворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность
    Анкоргосы.docx
    Дата09.04.2018
    Размер437.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагосы.docx
    ТипДокументы
    #17842
    страница13 из 21
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21
    Система методического обеспечения культурно-досуговой деятельности


    Технология культурно-досуговой деятельности во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических центров вызывает затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, без учета его научной основы.

    Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением культурно-досуговой деятельности и ее практическим воплощением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования областных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.

    Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает прежде всего предмет деятельности. Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что "предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени".

    Предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени.

    С точки зрения подхода к методике как деятельности под ней понимают логическую цепочку действий, включающую формирование конкретных целей и задач воспитания, определение содержания, отбор методов, реализацию средств и организацию форм воспитательного воздействия на личность в условиях свободного времени.

    Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею.

    Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается прежде всего на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.).

    Сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениями культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.

    Основу методики культурно-просветительной деятельности составляют пять ведущих компонентов: цели, содержание, средства, методы и формы работы. Каждый из перечисленных компонентов методики видоизменяется в силу объективно существующих закономерностей их развития.


    1. Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития


    Категория содержания представляет собой одно из фундаментальных понятий теории и практики социально-культурной деятельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разновидностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жесткими социально-экономическими, психологическими и педагогическими требованиями.

    Сегодня можно говорить об усилении интегративных процессов, в результате которых начинают сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Это субъективно выводит проблему содержания социально-культурной деятельности из искусственно зауженных рамок и подталкивает эту деятельность к полифункциональному развитию.

    Концепции многих проектов и программ, реализуемых сегодня в социально-культурной сфере, строятся на поиске перехода от логики объективного изучения и анализа культурной ситуации в том или ином регионе к логике социального действия, направленного на максимальное раскрытие и активизацию позитивных элементов в социально-культурной среде. При этом нельзя не учитывать наличие целого ряда противоречий и трудностей, сковывающих энергию культуротворческих сил на местах.

    Одним из таких противоречий может служить несоответствие между самими подходами к организации культурной жизни в регионах. Один из них по-прежнему базируется на учрежденческом (сетевом) принципе управления социально-культурной сферой, хотя на местах в условиях современных рыночных отношений он давно обнаруживает свою явную несостоятельность. Другой, основанный на социально-культурном плюрализме, максимальной поддержке инициативы и творческого поиска руководителей и актива учреждений культуры, медленно, но настойчиво пробивает дорогу во всех областях духовной жизни.

    В самом деле, вызванные демократизацией общества качественно новые процессы в социально-культурной деятельности развиваются на самых различных организационных основаниях -территориальных, стратификационных, корпоративных, этнических, ситуационно-бытовых и других. Но их объединяет общая и, бесспорно, принципиальная по своей сути закономерность: функции организующей и движущей силы в процессах, связанных с переосмыслением и коренным изменением подходов к содержанию и организации досуга, творчества, образования, взяли на себя социально-активные слои общества - лучшие представители детских, молодежных, женских, ветеранских организаций, интеллигенции, деловых кругов, массы профессионалов и любителей разных видов и жанров искусства и народного творчества.

    Именно этой преобладающей закономерностью мы руководствуемся, когда в контексте нашего курса говорим о преобладании предметно-проектной оценки содержания социально-культурной деятельности. В своей основе подобная оценка означает, что категория содержания, с одной стороны, рассматривается как обширное проблемное пространство, а с другой - предстает перед нами в виде бесконечного множества явлений, объектов и процессов, которые либо получили, либо получают, либо в недалеком будущем обязательно получат конкретную реализацию и овеществление в социально-культурных проектах и программах, причем на самых различных уровнях - местном, региональном, федеральном, международном.

    В содержании социально-культурных проектов и программ наряду с насущными духовными интересами, предпочтениями и потребностями людей находят отражение актуальные вопросы политики, экономики, культуры, приоритетные задачи социальной работы, социальной педагогики, психологии, этики, эстетики и других общественных дисциплин.

    Основу категории «содержание» социально-культурной деятельности составляют такие приоритетные смыслообразующие элементы, как проблемы, ресурсы и культурные нормативы. Именно эти составляющие определяют успешность разработки и реализации социально-культурных проектов и программ.

    Социально-культурная деятельность, прямо или косвенно связанная с реализацией отдельных проектов и программ, проведением тех или иных акций и мероприятий, в конечном счете направлена на решение (или оптимизацию) проблем, характерных для конкретного лица, общественной группы, территории, определенной области культуры, образования, искусства, досуга. Самым первым шагом в осуществлении любого осмысленного, сознательно мотивированного и социально ориентированного культурного действия является проект, а проект, в свою очередь, начинается с анализа проблем, решение которых в дальнейшем будет определять логику и последовательность этого проектного действия.

    Сущность проблемы неразрывно связана с наличием проблемной ситуации, определенных противоречий, трудностей и препятствий в окружающей социально-культурной среде. Проблема не нуждается в простой констатации проблемной ситуации. Ситуацию надо осознать и осмыслить, увидеть в ней противоречие. Поэтому проблему всегда отождествляют с анализом социально-культурной ситуации, когда с помощью объективно фиксируемых фактов и явлений устанавливаются и причины, и результат несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым.

    Результатом анализа проблемной ситуации служит возникновение так называемого «проблемного поля», в содержание которого в контексте нашего предмета включается широкая совокупность социально-культурных проблем. Они, как правило, ранжируются по степени своей значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связаны либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри- или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений.

    Необычайное разнообразие проблемных полей, характеризующих состояние и перспективы развития сферы культуры, образования, искусства, социальной защиты и реабилитации, досуга, спорта, представлено в современном социально-культурном проектировании. Об этом свидетельствует богатейший практический опыт разработки и реализации социально-культурных проектов и программ, накопленный коллективом преподавателей, аспирантов и студентов Московского государственного университета культуры и искусств с конца 80-х годов прошлого столетия, с момента открытия университетом впервые в стране новой специальности «Социально-культурная деятельность». Достаточно широко этот опыт проанализирован и обобщен в целом ряде публикаций1.

    Попытки установления определенной иерархии и классификации проблем в рамках единого социокультурного пространства являются результатом характерного для теории и практики осмысления явлений и процессов, происходящих ныне в социально-культурной сфере, перспектив их существования и дальнейшего развития в изменившейся исторической ситуации.

    Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): общенациональный, региональный, территориальный (конкретный город, район), социально-групповой (социальная общность, группа).

    В рамках единого социально-культурного пространства (в контексте нашего предмета - проблемного поля) все проблемы характера проявления можно подразделить на две типологические категории: личностные и социально обусловленные (социально-демографические, собственно личностные и внутрисемейные, социально-психологические), отраслевые (функциональные нарушения в отдельных отраслях и учреждениях социокультурной сферы).

    В проблемное поле входят личностные (по преимуществу социально-психологические) и отраслевые (по преимуществу социально-культурные) проблемы.

    Источниками и носителями как личностных, так и отраслевых проблем, как правило, являются непосредственно сами субъекты и объекты социально-культурной деятельности. Это штатные работники, специалисты бюджетных и внебюджетных учреждений и органов управления социально-культурной сферы; отдельные граждане, взрослые и дети, социальные группы и категории населения, выступающие в роли потребителей и (или) производителей культурных продуктов, благ и услуг; ресурсодержатели - структуры и организации, являющиеся источниками ресурсного обеспечения, в том числе бюджетного и внебюджетного финансирования.

    Как показывает анализ публикаций в прессе и опросов сотрудников учреждений культуры и искусства, к наиболее типичным отраслевым проблемам современной социально-культурной практики относятся следующие: 1) несоответствие содержания и функций объектов социально-культурной сферы изменившимся условиям; 2) отсутствие условий и организационных механизмов развития и саморазвития, межведомственная разобщенность и неско-ординированность деятельности учреждений социально-культурной сферы, жесткая регламентация и другие управленческие проблемы; 3) сокращение бюджетных средств, отсутствие гласности в их распределении, неумение или нежелание работать с потенциальными спонсорами, инвесторами, донорами и другими источниками внебюджетного финансирования; 4) снижение общественной значимости и престижа социально-культурных учреждений, их недооценка со стороны властей, партнеров, журналистов, населения; 5) снижение социального статуса и профессиональной самооценки лиц, занятых на объектах социально-культурного профиля.

    Между обеими группами проблем - личностными и отраслевыми - существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. Нерешенность отраслевых проблем существенно обостряет личностную проблематику.

    Универсальным вектором, определяющим содержание социально-культурных акций, проектов и программ, служит какой-либо доминирующий признак. В качестве подобных доминант могут выступать самые различные признаки: информационно-просветительные и рекламные; обучающие, образовательные; поисково-исследовательские; художественно-творческие; социально-творческие; профессионально-ориентационные и ценностно-ори-ентационные; реабилитационные, коррекционные, адаптационные; культуроохранные и природоохранные, физкультурно-оздоровительные и другие. Каждый из этих признаков, помимо своей содержательной сути, несет в себе целый «букет» социальных, воспитательных, дидактических проблем, образующих проблемное поле в области образования, досуга, искусства, социально-культурной реабилитации.

    Общая картина проблемного поля складывается в результате постоянного изучения явлений и процессов в социокультурной сфере того или иного региона, осуществления регулярного мониторинга его социальной и культурной среды.

    Формулировка проблемы выступает как важный элемент диагностики содержания социально-культурной деятельности. Она призвана, по существу, дать однозначный ответ на вопросы: что является источником беспокойства исследователя социально-культурного процесса; где кроется проблема; когда обострилась проблема; кто в нее «втянут» или на ком она более всего отражается; каким образом она воздействует на жизнь социума.

    Если в целом анализировать содержание социально-культурной жизни российского общества, то в ее многосложности и многоплановости нетрудно выделить крайне противоречивые тенденции. Они захватывают все ведущие сферы социально-культурной деятельности - досуг, образование, художественную и физическую культуру, социально-культурную реабилитацию, межнациональное и международное культурное сотрудничество.

    О противоречивости тенденций, присущей содержанию современной социально-культурной деятельности, убедительно свидетельствует один из приведенных ниже дихотомических рядов.

    С одной стороны, тяготение к традиционной народной культуре, к истокам народного творчества на основе изучения, собирания, освоения и воспроизводства фольклора как традиционного, так и современного; позитивные процессы раскрепощения сознания народных масс, активизация многих видов и форм художественного, прикладного, социального творчества, расширение и обогащение инициатив населения за счет развития различных общественных объединений, движений, клубов и ассоциаций, приобщение к истокам народных традиций и культуры, освоение огромного гуманитарного наследия, накопленного в историческом прошлом России.

    С другой стороны, увеличение разрыва между инновационным потенциалом культуры и способностью его освоения и использования значительной частью населения, тенденция к интенсивному расслоению общества, усиление процессов размывания духовной самобытности российской культуры, падение уровня художественного вкуса, существенная переориентация общественного сознания и нравственных ценностей.

    Преодолению этих противоречий способствует энергичная социально-культурная политика субъектов Российской Федерации. Она направлена на возрождение и развитие национальных культур малочисленных народов, на отражение национальных особенностей и традиций в содержании культурной продукции, на поддержку социально значимых видов деятельности, народных инициатив, ремесел и промыслов, национальных культурных обществ, ассоциаций, культурно-информационных центров и объединений, других самодеятельных формирований. Существенный вклад в реализацию социально-культурной политики регионов вносит совместная деятельность местных культурно-досуговых учреждений, культурных центров, лабораторий, клубов, землячеств, ассоциаций, центров художественных промыслов, этнографических музеев.

    Характерной чертой содержания социально-культурной деятельности, отражающего образ жизни и новое мышление людей, является её общественно-политическая направленность. Основной вектор этой направленности связан с необходимостью формирования политической и экономической культуры населения, активизации общественно-политической жизни и повышения уровня компетентности граждан в социально-политических и социально-экономических вопросах.

    Социально-культурные институты способствуют вовлечению различных групп населения в процесс местного самоуправления, разработку и реализацию проектов и инициатив жизнедеятельности общества, созданию клубов, движений и объединений, ориентированных на решение местных социальных проблем. Особое место отводится развитию межнациональных отношений в условиях полиэтнических, трудовых, учебных, бытовых и других разновидностей современного социума.

    Многочисленные акции по приобщению людей к политической и экономической культуре, разъяснению политических и экономических знаний сосредоточены на человеке, его интересах и потребностях. В основе своей они имеют целью формирование активно мыслящей личности, обладающей чувством гражданственности, социального равенства и справедливости. Гуманизмом, опорой на богатство общечеловеческих ценностей, направленностью на развитие политической и гражданской активности людей отличаются массовые социально-культурные кампании, праздники, фестивали, конкурсы, встречи и дискуссии. Исходными условиями их реализации являются учет социального заказа, содержания той или иной проблемы и направленности интереса, формирование широкого кругозора, четких представлений об особенностях развития современного мира и нашей страны.

    Информационно-познавательные, активные, дискуссионные, развлекательные и развивающие социально-культурные проекты и программы, как правило, опираются на духовный потенциал региона, традиции трудовых и семейно-бытовых коллективов, на развитие повседневных социальных контактов, создание «социально-культурных осей», соединяющих детей, подростков, молодежь, взрослых.

    Широкими возможностями для утверждения и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей обладают различные формы общения и взаимодействия учреждений культуры с общественными организациями, детскими, молодежными объединениями, религиозно-культурными общинами. Гражданские инициативы в каждом городе или районе, школы и клубы социальных референтов и лидеров XXI века, центры и мастерские социально-творческих проектов и многие другие аналогичные формы служат свидетельством широкого общественно-политического резонанса, характерного для социально-культурной деятельности.

    Интерес к культурному наследию в России заметно активизировался в связи с ускорением социальных перемен. На территории многих субъектов Российской Федерации в рамках общегосударственных и региональных программ реализуются проекты, направленные на выявление, изучение, охрану, реставрацию и использование памятников истории и культуры, уникальных историко-культурных и природных зон и заповедников, музейных, архивных, библиотечных, художественных, коллекционных фондов.

    Стало вполне очевидным, что большинство элементов и объектов национального культурного наследия выполняет функцию сохранения, закрепления и развития традиционных черт культуры своего народа. Актуализация своей принадлежности, причастности к истокам своей национальной культуры во многом обусловлена современной социально-культурной ситуацией, где ценностям культуры прошлого предстоит выполнить весьма важные общественные функции. Каждый из культурных объектов и продуктов прошлых эпох предстает в качестве ориентира или эталона для соотнесения с ним современного опыта.

    1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21


    написать администратору сайта