госы. Благотворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность
Скачать 437.35 Kb.
|
Содержание, феномены и методы социально-культурной деятельности Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностями современной ситуации и конкретизируют основные направления и содержание социально-культурной деятельности: * противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений; * обеспечить социокультурную защиту права людей на доступ к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих духовных потребностей, права на личную культурную самобытность; * создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное образование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека; * стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирований в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь; * осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении контингентом, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала; * эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства организации досуговой деятельности, освоить в этом качестве возможности экранных искусств и основных каналов их проката. Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности». Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым.. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение); б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас); в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.; г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание. Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей. Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение. Таким образом, общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходимости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности. В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи в контексте нашего предмета изучения социально-культурную деятельность правомерно рассматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освоению, обогащению и использованию социально-культурных технологий. Необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности. Совершенно очевидным выводом из анализа современной исторической ситуации является то, что «просветительская» модель мироустройства исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования. Основанием для этих подходов служит положение о том, что для нынешнего столетия «феномен культуры все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей».
Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно распространяется на все сферы общественной и социально-культурной практики, рассмотренные нами в предыдущем разделе, а также относится к любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере. Социально-культурные институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории. Первая группа- социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством духовных ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука, церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык, литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование. Вторая группа- социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией, трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной, социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение, издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции, презентации и т.д. Третья группа- социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество, народные обычаи, обряды, массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащит-ные общества и движения. В теории и практике часто используются и многие другие основания для типологизации социально-культурных институтов: 1) по обслуживаемому контингенту населения: массовый потребитель (общедоступные), отдельные социальные группы (специализированные), дети, юношество (детско-юношеские); 2) по формам собственности: государственные, общественные, акционерные, частные); 3) по экономическому статусу: бесприбыльные (некоммерческие), доходные (коммерческие или полукоммерческие); 4) по масштабам действия и охвата аудитории: международные, национальные (федеральные), региональные, местные (локальные). В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения. В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность; социальная защита и реабилитация отдельных категорий граждан средствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество; производственная инфраструктура по созданию и обеспечению материально-технической базы отрасли. Вполне очевидно, что каждая из этих подотраслей поддается своей дальнейшей градации и выделению более узких и конкретных типов организаций и видов деятельности. Эта дифференциация находит свое воплощение как на уровне принятия законодательных документов, так и в практике руководства отраслями (отделов музеев, театров, библиотек, клубной деятельности, региональных органов управления культурой и искусством). Однако уровень взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны: связи содержательны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно. Причинами эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются, как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной работы, малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д. В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт исходя из своего профиля и характера стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие культурно-досуговой деятельности следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист учреждения культуры – это высокопрофессиональный организатор досуга. Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т. д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии. Быть специалистом культурно-досуговой деятельности – значит овладеть знаниями, умениями и навыками использования средств эмоционального воздействия, сочетания просвещения с отдыхом и развлечениями. Но особенно важным является умение организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе деятельности учреждений культуры. С одной стороны, это деятельность штатных работников учреждений культуры (профессионалов) и людей, специально подготовленных и выступающих в качестве просветителей и воспитателей, а с другой стороны, это деятельность населения, которая, в свою очередь, имеет двоякую природу. С одной стороны, это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой – это деятельность ответная, заранее подготовленный результат усилий профессионалов и их помощников-активистов. Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреждениях культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности – основа профессионального мастерства.
Эстрада — первоначально разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий такие направления, как пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, клоунада. Эстрадное искусство сегодня занимает особую нишу в мировой музыкальной культуре, чему способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий, общие процессы глобализации и интеграции, психологические и идейно-мировоззренческие установки. Как самый популярный вид искусства эстрада играет большую роль в общественной жизни, становится популярным средством выражения культурных запросов и ценностных ориентиров различных слоев общества. Ввиду того, что эстрада является одним из наиболее социально отзывчивых и мобильных видов искусств, исследование данного феномена помогает глубже понять происходящие в обществе духовные процессы. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей к данному виду искусства: к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, определению роли и места в художественной культуре, вопросам профессиональной подготовки специалистов. Долгое время, обсуждая методики постановки вокального аппарата у молодых исполнителей, специалисты этой области спорили о том, к какому методу следует обращаться в процессе воспитания исполнителя эстрадного жанра. Некоторые утверждают, что только академическая школа с ее уже устоявшимися канонами способна воспитать хорошего эстрадного певца, что эстрадному певцу необходимо владеть приемами академической школы и только на такой базе презентовать эстрадный репертуар. Другие считают, что можно обойтись без накопленного опыта академической сферы, активно овладевая необходимыми в эстраде новыми эффектными приемами звукоизвлечения, оказываясь, таким образом, на гребне актуальной волны «поиска нового звука» в музыке. Третьи вообще отрицают существование эстрадной вокальной школы. Четвертые (и среди них немало исполнителей с мировым именем) умудряются сочетать казалось бы несочетаемое. Поэтому заявленная в статье тема методики постановки вокального аппарата эстрадного певца представляется весьма актуальной. Ведь в сравнении с многовековой историей академического профессионального музыкального обучения, специальное эстрадное образование стало активно развиваться лишь в последние десятилетия XX века. Преподавателям и студентам эстрадных факультетов, а особенно – многочисленным представителям эстрадно-вокального исполнительского искусства – следует грамотно разобраться в существующих на сегодняшний день методах и методиках постановки вокального аппарата с учетом, как индивидуальных особенностей певца, так и жанрово-стилевых направлений вокальной музыки. Коротко рассмотрим эти последние. Меняющиеся социальные функции музыкального искусства, развитие и усложнение жанрово-стилевых основ музыки, изменение условий музицированияставят новые требования к звучанию голосов. Вокальная педагогика, эмпирическая и субъективная в своей основе в XVII-XVIII вв., сформировавшаяся в научную дисциплину, однако не нашедшая адекватного научного объяснения многочисленных «парадоксов» вокальной техники певцов в рамках исходных установок и представлений в XIX-ХХ вв. – сегодня в поисках новых путей развития приводит к созданию новой парадигмы – системному подходу к формированию певческого голоса на основе жанрово-стилевых характеристик и индивидуально-личностных различий при опоре на крепкую технико-технологическую вокальную базу.
Масштабные перемены в структуре современного миропорядка, которые принято называть глобализацией, не поддаются одномерной теоретической интерпретации. Концепции известных социологов, политологов и экономистов, сформулированные на начальном этапе осмысления глобальных сдвигов, носили преимущественно оценочный характер и были ориентированы на выявление предпочтительных сценариев развития. Сегодня подобного рода конструирование перестало удовлетворять исследователей. Не отвечает потребности в постижении динамики происходящих процессов и описание явлений в ретроспективистских терминах с приставкой «пост», акцентирующих окончание определенного этапа эволюции общества (постмодерн, посткоммунизм и т. п.). К элементам «глобальной культуры» относят как единые модели потребления, так и ориентацию на институты демократии и рынка, присущие национальным культурам ведущих акторов глобализации. Но можно ли говорить о повсеместном утверждении общих этических принципов и ценностных ориентиров? Ведь речь идет о фундаментальных «скрепах» социокультурного сообщества любого уровня значимости. Размежевание между центром и периферией, в т. ч. и внутри самих западных обществ, не позволяет однозначно ответить на этот вопрос. Между тем от ответа на него во многом зависят практика социальной самоорганизации и формы институционализации того глобального гражданского общества, которое, по мнению сторонников «социально ответственной» глобализации, способно обеспечить управляемость нового мира. Выявление культурной мотивации социальных изменений оказывается эффективным средством анализа интенсивных трансграничных процессов, характерных для наступившей эпохи. Ведь социальные и культурные потоки не замыкаются в рамках национальных государств (или иных устойчивых политических общностей). Они отражают постоянно меняющуюся социальную реальность и реагируют на эти изменения, оказывая прямое влияние на институциональный дизайн современных обществ, объективирующий индивидуальное поведение путем трансляции культурных предпочтений на уровень институтов. Современные государства выполняют и ряд других важных социальных функций – в сфере образования, здравоохранения, культуры, социальной помощи и др. «Уход» государства с позиции «главного игрока» в системе общественного регулирования создает угрозу для выполнения и этих функций. Одной из центральных проблем при оценке результатов и последствий глобализации является вопрос о будущем наций-государств. Существуют разные точки зрения на их судьбу. Наиболее крайняя из них – полное отмирание государства. Сторонники такого подхода (Э. Тоффлер и др.) указывают на многочисленные факты, свидетельствующие о том, что в новых условиях суверенитет государств уже серьезно подорван, а дальнейшее развитие процессов глобализации грозит и вовсе обесценить их роль в современном мире. Действительно, примеров, подтверждающих такой вывод, много. Глобализация систем связи ослабила контроль государства над потоком информации, привела к изменению форы власти, которые были возможны, когда такой контроль был беспредельным. Теперь национальные СМИ не могут быть единственным судьей и носителем идеологически отфильтрованных новостей. Правительства утрачивают монополию на «объяснение» событий. Мир оказался без информационных границ. Но нельзя забывать, что «мир завтра зависит от того, что нам покажут сегодня» [86, c. 652]. Другие составляющие этого процесса – все большее доминирование в мировом масштабе английского языка, глобализация пищевой модели (широкое распространение по миру ресторанов Макдоналдс со стандартным набором блюд и напитков), массовый туризм, унификация музыкальной культуры, культурная экспансия Голливуда (три четверти фильмов, показываемых в мире с видеокассет или в кинотеатрах, – американские), – становясь товаром, приобретают общемировую значимость. В результате, в сознании людей причудливым образом переплетаются пласты различных культур. А это приводит к тому, что государства в общемировом культурном потоке играют весьма ограниченную роль. Границами культурного обмена становятся рубежи электронного и геофизического пространства, а центрами культуры – не столицы государств, а точки, откуда передается и где принимается культурная информация. Государства все чаще и чаще уже не способны обеспечивать своим гражданам элементарные условия существования: пенсионное обслуживание, занятость, нормальное жилье, возможность получения образования, безопасность граждан и т. п. В настоящее время лишь очень небольшое число стран в состоянии более или менее справляться со своими обязанностями, но и они уже бессильны контролировать движение денег, миграционные потоки, противостоять насилию, устранять бюджетный дефицит, выплачивать свои долги. Между тем, люди, привыкшие к определяющей роли государства в их жизни, требуют от него исправного исполнения своих функций, которые оно не в состоянии исполнять. В результате усиливаются внутриполитические столкновения, растут напряженность и нестабильность, а это лишь еще больше ослабляет государство. Не отрицая этих и множества других подобных фактов, большинство исследователей считают, однако, что хоронить государство-нацию преждевременно. Расширение экономических связей отдельных стран и регионов, формирование региональной и мировой экономики не отменяют важности и приоритетности государственного единства. Экономические связи, например, между США и Канадой или Германией и Нидерландами настолько тесны, что соседствующие территории этих государств имеют даже общие системы жизнеобеспечения. Однако канадцы отнюдь не стремятся стать 51-м штатом США, а голландцы – превратить свою территорию в одну из земель ФРГ. По мере нарастания процессов глобализации люди начинают восставать против утраты своего неповторимого лица и суверенитета. Повсеместно наблюдается всплеск этнического самосознания, а это ведет к росту напряженности, почти повсеместно процессы глобализации сопровождаются ростом конфликтности. Ответной реакций на усиление глобализации и кризис национального государства являются попытки правительств встать в глухую оборону, изолироваться от мира идеологическими, экономическими, таможенными барьерами и тем самым подтвердить свой суверенитет. Национальные государства, доказавшие свою незаменимость в XX в., ревниво охраняют свои прерогативы. Это особенно верно в отношении наиболее сильных и богатых, которые заботливо берегут благополучие своих граждан. Происходит это даже в тех странах, которые сами открывают себя для глобализации. В этом отношении показательны взаимоотношения Англии и Европейского сообщества. С одной стороны, Англия все больше отдает себя под юрисдикцию ЕС, с другой, откликаясь на общественное мнение, всячески старается сберечь свою суверенную автономность (сохранение национальной валюты, жесткие иммиграционные законы и т. п.). Проведенный недавно в Дании референдум также показал откровенное нежелание датчан распрощаться со своей национальной валютой. Практически то же самое происходит в нашей стране; поиск инвестиций за рубежом непременно сочетается с сентенциями о распродаже России, причем и то, и другое исходит нередко из одного и того же кабинета [80, c. 62]. Таким образом, глобализация не только ставит под вопрос роль и значение государства-нации, но подрывает основы институтов гражданского общества в странах, выступающих главными субъектами данного процесса. Полноценное существование человека в современных условиях возможно лишь в системе определенной культуры, ценностно-нормативной среде, «атмосфере» определенной ментальности. Глобализация же разрушает эти системы тонких механизмов общественной жизни, обесценивая, обедняя жизненную среду человека. Глобализация резко понижает уровень нравственного развития общества. Глобальное общество, как оно вырисовывается сегодня, есть общество торжествующего прагматизма, апологетики профессионализма и способности побеждать в бесконечной гонке как высших добродетелей. Глобализация абсолютно равнодушна к тому, насколько равномерно идет процесс ускорения экономического и социального развития, о чем можно судить по тому факту, что целые государства и социальные слои из процесса глобализации выпали и вряд ли когда-либо станут его активными субъектами. Однако, противоречивый, двойственный характер глобализации наиболее отчетливо проявляется при рассмотрении ее в системе культурологических координат. Благодаря новым информационным технологиям человек глобального общества получил возможность познакомится с целой совокупностью артефактов, которые были недоступны людям индустриального и постиндустриального общества в силу отсутствия у значительной их части возможности совершать экскурсионные поездки в различные страны, путешествовать по миру, пользоваться услугами, предоставляемыми знаменитыми хранилищами культурных ценностей, где сосредоточена значительная часть мирового культурного наследия. Виртуальные музеи, виртуальные библиотеки, виртуальные картинные галереи, виртуальные концертные залы, существующие в «мировой информационной паутине» дают возможность познакомится со всем тем, что было создано гением того или иного художника, архитектора, композитора, независимо от того, где находятся те или иные шедевры: в Петербурге, Лондоне, Брюсселе или Вашингтоне. Для миллионов стали доступны хранилища крупнейших библиотек мира, в том числе библиотек Конгресса США, Британского музея, Российской государственной библиотеки и многих других библиотек, фондами которых на протяжении столетий пользовался узкий круг лиц, занимающихся законотворчеством, преподавательской и научно-исследовательской деятельностью. Глобализация создает предпосылки для выхода культуры за пределы общинно-племенных и локально-территориальных образований. Благодаря новым информационным технологиям идеи, символы, знания и умения, накопленные тем или иным этносом и т. д., получают широкое распространение в других культурных мирах, способствуя формированию у представителей иных наций и народов более точного представления о том, что собой представляет та или иная культура, какое место она занимает среди множества национальных и этнических культур. В то же время, нет никакого сомнения в том, что глобализация способствует стремительному углублению культурного неравенства между странами и народами. Глобализация углубила различие и в темпах культурного развития стран, принадлежащих к кругу лидеров и кругу аутсайдеров. Если ранее, их показатели, предположим, уровня человеческого потенциала, постепенно сближались, что рождало определенный оптимизм у тех, кто принадлежал к «третьему миру», то теперь надежда на то, что страны-аутсайдеры в обозримой исторической перспективе смогут сблизиться со странами-лидерами практически угасла. Расхождение в темпах их культурного развития становится с каждым годом все явственнее, порождая практически неразрешимые противоречия, провоцируя рост национализма, шовинизма и ксенофобии, создавая предпосылки для возникновения радикального экстремизма, в основе которого, как показывает практика, зачастую лежит чувство оскорбленного национального достоинства, представление о былом величии и ведущей роли в культурном развитии, утраченной в результате культурной экспансии, осуществляемой длительное время странами, принадлежащими к другой цивилизационной системе. Глобализация поставила человека, лишившегося представления о своей идентичности перед необходимостью создания новых идентичностей, в том числе и таких, которые обретаются при вхождении в состав религиозных сект, криминальных сообществ и т. д. Таким образом, глобализация представляет собой социокультурный процесс, который наряду с позитивными моментами порождает и целый ряд негативныхявлений, которые бросаются в глаза тем, кто рассматривает ее как предмет научного анализа. К их числу относится то, что, во-первых, технический прогресс привел к изменению коммуникационных возможностей человека и общества в пространстве и времени. Медленно, в течение тысячелетий шел процесс коммуникационного сжатия мира, превращения его в «мировую деревню», где все составляют единое общество. Этому способствовал целый ряд фундаментальных открытий и достижений. В итоге произошло пространственно-временное сжатие мира, которое «уменьшило» не только физические, но и социальные дистанции, поставило людей многих слоев и классов на планете в относительно одинаковые условия существования. Ускоренное формирование системы глобальных социальных отношений как основы становящегося глобального общества стало возможным в силу «разгосударствления» международных отношений. Глобализация вызвала рост международных межправительственных организаций. К другим видам факторов, которые оказывают растущее влияние на процессы глобализации социальной жизни, относят мигрантов, зарубежных туристов, уникальных специалистов и профессионалов высокого класса (юристы, журналисты, инженеры, архитекторы, ученые, музыканты, спортсмены, частные предприниматели, дипломаты, агенты сетевой торговли, студенты и т. д.), которые склонны придерживаться космополитических взглядов и образа жизни. |