госы. Благотворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность
Скачать 437.35 Kb.
|
Оглавление
Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения — больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства. В дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином «призрение» (общественное призрение). Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России. Еще при князе Владимире нищие и убогие могли приходить на княжеский двор и получать там «всякую потребу, питье и яствы...». Этому примеру следовал и Владимир Мономах, в следующих словах излагавший обязанности князя по отношению к бедным: «будьте отцами сирот»; «не оставляйте сильным губить слабых»; «не оставляйте больных без помощи». Русские цари и царицы во время выходов и выездов, церковных праздников, посещений тюрем широко раздавали милостыню. Княжеская и царская благотворительность была примером и для бояр. Основой благотворительности в допетровскую эпоху были православные храмы и монастыри. При последних устраивались богадельни для бедных и престарелых, а в неурожайные годы из монастырских запасов раздавались съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для нищих (см. Монастыри и монашество). В 18 в. масштабы российской благотворительности значительно возросли. В 1775 г. в составе новых губернских учреждений появился особый приказ общественного призрения. На него возлагалась забота об образовании, лечении, устройстве народных школ, сиротских домов, приютов и богаделен для престарелых, работных и смирительных домов. Через 65 лет в стране таких учреждений было уже около 800. В 1860 — 1870 гг. забота об общественном призрении передавалась земствам и городам. В Москве в 1894 г. повсюду были учреждены участковые попечительства о бедных. Москва занимала особое место в истории российского благотворительства. В екатерининскую эпоху здесь были открыты воспитательный дом (1763), Вдовий дом (1772), Екатерининская (1776) и Голицынская (1801) больницы, Шереметевский странноприимный дом (1810) и многие другие крупные благотворительные учреждения, зачастую строившиеся по проектам знаменитых архитекторов (Голицынская больница М. Ф. Казакова). Подъем и расцвет благотворительности во второй половине 18 — первой трети 19 в. стали следствием дворянской филантропии (человеколюбия). Строительство больниц, приютов, богаделен для бедного населения было делом чести, престижа. Богатые дворяне Д. М. Голицын, Н. П. Шереметев, А. Н. Стре-калова и другие жертвовали огромные средства на устройство различных богоугодных заведений. Система благотворительности в старой России отличалась разнообразием форм учреждений и обществ. Полуправительственный, полуобщественный характер носила деятельность заведений Ведомства учреждений императрицы Марии (1796), названного так по имени супруги императора Павла I. К 1900 г. в Ведомстве Марии состояло более 500 учебных и благотворительных заведений, где жили, обучались, лечились десятки тысяч людей. К крупнейшим учреждениям Ведомства Марии относились совет детских приютов, дамское попечительство о бедных, так называемые Мариинские больницы для бедных и др. Параллельно с Ведомством Марии в России существовало созданное в 1802 г. по инициативе Александра I Филантропическое (с 1816 г. — Человеколюбивое) общество, главной целью которого было оказание добровольной разносторонней помощи бедным. В Москве в систему этого общества входили известные богадельни — Маросейская, На-билковская, Черкасская и др. Широкий размах в России имела церковная благотворительность. Только в Москве в начале 20 в. насчитывалось 69 церковных попечительств бедных. На содержании московских приходских храмов состояло более 100 небольших богаделен. Особое значение в системе частной благотворительности имели сословные учреждения. В Москве на средства дворян, купцов, священников организовывались учебные заведения, приюты, богадельни, где учились или жили представители данного сословия. Российская государственная и частная благотворительность со второй половины 19 в. существовала в основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием. Всего в Москве к началу 20 в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитии, ночлежных домов, бесплатных и дешевых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестер милосердия, амбулаторий и т. д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в других городах Российской империи. Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании и развитии отечественной культуры. Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 в. до н. э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени. Имя Мецената, как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов, стало нарицательным и вошло в языки многих народов мира. Меценатами мы называем людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т. д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. «Для того чтобы процветало искусство, — писал К. С. Станиславский, — нужны не только художники, но и меценаты». Именно усилиями меценатов в России создавались обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни. Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятни-ко-охранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 — начала 20 в. — Н. П. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев-Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев. Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительной деятельности. Так, на средства Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич — великолепное здание Художественного театра. Профессиональными благотворителями называли современники семейство купцов Бахрушиных, щедро жертвовавших миллионы на строительство храмов, больниц, приютов, домов с бесплатными квартирами. Александр Алексеевич Бахрушин передал на строительство здания театра Корша (теперь МХАТ им. Горького на улице Москвина) крупную сумму денег. Но более всего помнят москвичи и россияне Алексея Александровича Бахрушина — основателя знаменитого театрального музея, подаренного хозяином в 1913 г. Академии наук. Не менее известными покровителями культуры были и московские купцы Щукины. Меценатство и коллекционирование — давняя традиция этой семьи. Петр Иванович, собравший огромную коллекцию памятников русского искусства, выстроил на свои деньги здание музея на Грузинской улице, а затем в 1905 г. подарил его Историческому музею с собранием, насчитывавшим около 24 тыс. предметов! Его брат Сергей Иванович собрал замечательную по полноте коллекцию современной западноевропейской живописи, ставшую позже украшением Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Основу крупнейшего в мире музея русского искусства — Третьяковской галереи составила коллекция купца Павла Михайловича Третьякова, переданная им в 1892 г. в дар Москве. К сожалению, Октябрьская революция 1917 г. разрушила сложную систему благотворительности, заменив ее унифицированной сетью государственных заведений. С уничтожением частной собственности погибло как явление и меценатство. Многие благотворители и меценаты в одночасье стали нищими или же были вынуждены эмигрировать. Большинство же из оставшихся охраняли свои собрания вплоть до их национализации. В 1920 — 1930 гг. почти все частные музеи, завещанные городу и стране, вопреки воле бывших владельцев были ликвидированы и их коллекции вошли в состав крупнейших музеев. Лишь с конца 1980-х гг. в стране стали создаваться политические и социально-экокомические условия для возрождения забытых традиций милосердия и меценатства, и ныне появляются новые предприниматели, жертвующие на реставрацию и сооружение храмов, поддержку науки, культуры и искусства, здравоохранения, издательскую деятельность. В Москве работает Музей частных коллекций, созданный по инициативе известного собирателя произведений искусства И. С. Зильберштейна.
Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики. Решающую роль в распределении финансовых ресурсов в отрасли культуры по-прежнему играют государственные органы и органы местного самоуправления. Бюджетное финансирование является главным денежным ресурсом учреждений культуры. Оно покрывает основные статьи затрат: содержание зданий, коммунальные платежи, базовая заработная плата, приобретение необходимых средств. Но этого финансирования катастрофически не хватает для того, чтобы выполнять в полном объеме функции учреждений культуры. Бюджетный дефицит, отсутствие альтернативных (внебюджетных) источников финансовой поддержки некоммерческих учреждений, а также отсутствие четких приоритетов в развитии культуры и искусства (при которых процедура распределения бюджетных средств не была бы связана с субъективизмом, ведомственностью и прямыми злоупотреблениями) обусловливает то, что учреждения социально-культурной сферы занимаются коммерческой деятельностью. Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Вследствие ряда реформ учреждения СКС для осуществления в полном объеме своих функций вынуждено было заняться коммерческой деятельностью. Изменились социально-экономические условия жизни, которые требовали новые источники финансирования. Следовательно, коммерческая деятельность – следствие недостаточного бюджетного финансирования и вмешательства рыночной экономики в СКС. Сегодня практически все учреждения социально-культурной сферы оказывают определенные услуги за плату. Традиционно выделяют следующие группы образовательных, информационных и культурных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю за Плату:
Как представляется, в настоящее время величина доходов от платных форм культурной деятельности зависит от следующих факторов:
Высокий спрос на определенные услуги учреждений культуры позволяет им устанавливать высокие цены и не только компенсировать понесенные при этом затраты, но и получать значимую прибыль. Например, в настоящее время устойчивым спросом пользуются услуги, имеющие для потребителя возможный экономический результат (казино, тотализаторы, игровые автоматы, лотереи) и услуги развлекательного характера (шоу-программы, ночные дискотеки, стриптиз-шоу и пр.). Любые платные формы социально-культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью расходуется на их развитие и совершенствование. Расширение сферы платных услуг учреждениями культуры имеет своей целью наиболее полное удовлетворение интересов и увлечений, формирование и развитие творческих, технических, физических, организаторских способностей и дарований, воспитание высоких эстетических и моральных качеств, удовлетворение культурных и бытовых потребностей и запросов, организацию содержательного досуга. Расширение платных услуг, оказываемых населению, имеет также своей целью укрепление материально-технической базы учреждении культуры, предоставление их руководителям возможности больше проявлять деловую, хозяйственную предприимчивость, находчивость и инициативу, более глубоко изучать интересы и запросы населения, постоянно искать новые формы и методы связей и работы с массами, т е. быстрее решать вопросы перехода организационно-хозяйственного механизма учреждения культуры на рыночные отношения, улучшать качество работы во всех звеньях культурного и бытового обслуживания населения. Работники учреждений культуры должны постоянно помнить и учитывать то, что у различных категорий населения имеются свои интересы и увлечения, что посетители будут пользоваться лишь теми услугами, которые соответствуют их вкусам, интересам увлечениям, в которых смогут найти новое, нужное, полезное, содержательное для удовлетворения своих потребностей. Только при соблюдении этих условий учреждения культуры станут местом подлинного общения, удовлетворения постоянно возрастающих культурных интересов и запросов. Отсюда можно сделать вывод, что несмотря на то что многие организации культуры в той или иной степени имеют возможность заработать средства, реализуя свой творческо-производственный продукт (услугу), нельзя отрицать необходимость удовлетворения потребностей большинства людей в культурных благах по ценам, доступным для всех социальных слоев населения. Таким образом, значительный объем культурно-досуговых услуг формируется за счет предпринимательской активности организаций культуры и досуга. Чем более деятельность конкретной организации досуга носит коммерческий характер, тем в меньшей степени ее персонал рассчитывает на финансовую помощь извне, но большей ориентируется на потребительский спрос.
Безусловно, влияние объективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности неравнозначно. Среди факторных нагрузок, положительно влияющих на технологию культурно-досуговой деятельности, более высокий рейтинг имеют демократизация общества, свобода личности, потому что это факторы, возникшие в процессе перехода нашего общества к рыночным отношениям. Демократизация означает поворот от ведомственных, местнических нужд и интересов к потребностям общества (имеются в виду и макро- и микро уровни общественности), к личности, преодоление безликого единообразия деятельности учреждений культуры, содержания, форм и методов, создание условий для их многоликости, вариативности и полифоничности; раскрепощение субъектно-объектных отношений, выход из связей субординации на связи сотрудничества, открытости. Эти факторы по-разному влияют на технологию кулътурно-досуговой деятельности как в городских, так и в сельских учреждениях культуры. В определенных границах смещаются приоритеты: труд может уступить место проблеме заработка, а условия и характер труда — климату в коллективе; личное несчастье, человека на время оттесняет все другие заботы в жизни. Выявление влияния объективных условий на технологию кулътурно-досуговой деятельности предполагает определение: объективного состояния социальной среды (прежде всего нерешенных актуальных экономических проблем, противоречий жизни и т.д.), уровня общественного сознания, отражающего условия их жизни, специфические особенности восприятия и оценок действительности. Объективные условия создают возможность для закрепления и дальнейшего развития общественного сознания, превращения знаний в убеждения, а через них — в позитивное социальное поведение, творческую деятельность и активность во всех сферах жизни. К числу длительно действующих объективных условий, оказывающих влияние на технологию культурно-досуговой деятельности, относится приостановка роста культуры населения. Однако перечисленные и некоторые другие условия находятся в постоянном развитии, что создает различные объективные возможности для технологии культурно-досуговой деятельности. Изменения в структуре и динамике объективных условий означаются, что на технологию культурно-досуговой деятельности оказывают влияние новые факторы, происходит модификация ранее действовавших. Реконструкция экономики вызвала изменения и в политической структуре общества, что в свою очередь влияет на развитие инициативы трудящихся. Однако изменение условий не всегда порождает немедленно положительный сдвиг в сознании. Стереотипы мышления и поведения, выработанные в условиях командно-административной системы, преодолеваются далеко не сразу. Одним из условий влияния на культурно-просветительскую деятельность является удовлетворенность трудом. Оказалось, что она изменяется и во многом определяется возрастными особенностями людей. Примерно 45% опрошенных тружеников города удовлетворены своим трудом, но лишь потому, что вовремя получают зарплату. Однако зачастую забывается влияние такого объективного фактора на культурно-досуговую деятельность, каким является самоопределение личности. Самоопределение личности в сфере досуга происходит через освоение духовных ценностей такого порядка, как человечество, Родина, Конституция, демократия, правовое государство, нравственный закон, семья, труд, гражданская ответственность и др. Сейчас отмечается полярное отношение к понятию самоопределения в личности. Как видим, курс на развитие самоуправления в сфере культуры, хотя и воспринят основной массой, однако на практике еще не реализуется. Поэтому первоочередной задачей является формирование у населения настроя на творческое участие в самоуправленческом процессе в сфере досуга, и прежде всего в учреждениях культуры. Другим не менее важным фактором, оказывающим влияние на технологию, является престиж культурно-досуговой деятельности в обществе. В деле создания и совершенствования объективных условий для функционирования технологии культурно-досуговой деятельности первоочередное значение, по отзывам трудящихся, имеют усиление социальной помощи семьям в воспитании детей (строительство новых детсадов, рост материальной помощи и увеличение продолжительности отпусков матерям и т. д.); увеличение строительства дорог и жилья, особенно в сельской местности; улучшение организации труда и производства на предприятиях и в учреждениях; повышение учета мнений, критических замечаний и предложений трудящихся при принятии решений государственными и общественными органами всех уровней.
Влияние субъективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности влияет косвенно, через психологию личности, социальной группы, то есть аудитории учреждений культуры или домашнего досуга, где происходит формирование личности. В культурно-досуговой деятельности осуществляется формирование личности по отношению к окружающему миру, окружающей среды, вещей, товарищей и до самого себя, семьи и работы в диалектической взаимосвязи. Субъективный фактор в культурно-досуговой деятельности - это целенаправленная деятельность специалистов и их актива. В культурно-досуговой деятельности понятие "субъективный фактор" чаще всего отождествляется с понятием "субъект", то есть специалист учреждения культуры. Поэтому в культурно-досуговой деятельности этот процесс следует рассматривать как деятельность двух направленных навстречу друг другу сторон: субъекта (высокопрофессиональных специалистов учреждений культуры, его актива) и объекта (взгляды, характер слушателей, зрителей, постоянных участников художественных и технических коллективов). В процессе взаимодействия происходит взаимовлияние: субъекты передают свои мысли, отношения, оценки, чувства объекта, а объект, в свою очередь, передает субъекту свое отношение к тому, что происходит, выражает настроение, чувства. В связи с этим как основные характеристики культурно-досуговой деятельности выступают такие, как наличие спонукально-мотивационной части (потребность - мотив - цель); предмет деятельности; соответствие предмета деятельности ее мотива; наличие продукта или результата деятельности характеризуется планированием, структурнлстью, целеустремленностью (целесообразностью), предметом деятельности, основанным на удовлетворении потребностей людей и изменении их сознания. Поэтому, прежде всего, необходимо выявить наиболее характерные черты социального самоутверждения, формы самореализации личности в учреждении культуры, следовательно, нужно охарактеризовать источники и формы: уровни, виды и другие приоритетные формы участия личности в культурно-досуговой деятельности, мотивы этой деятельности, степень удовлетворенности ею, меру ее включенности в деятельность учреждения культуры. За всем этим можно составить реальную картину влияния субъективных факторов на технологию культурно-досуговой деятельности. Сильнейший субъективный фактор, который имеет влияние на технологию культурно-досуговой деятельности, - неформальное движение. Он определяет атмосферу во многих городах и селах страны. Неформальная группа является антитезой сложившейся системе воспитания, ее антиподом, который во всем ей противостоит и за счет этого существует. До сих пор при выборе метода подготовки и проведения культурно-досуговых программ не учитывался главный момент - восприятия их человеком, которое происходит через призму нервно-психической системы. Каждый человек воспринимает их по-своему и по-своему осмысливает. Затем эта информация попадает во внутренний духовный мир личности, где происходит следующая ее объективная переработка. Внешняя информация по меньшей мере дважды субъективно осваивается личностью в соответствии с ее интеллектуальных способностей, полученного воспитания, жизненного опыта. Механизм восприятия срабатывает, если учитываются такие особенности аудитории учреждениями культуры: подготовленность, склонность (наставление), активность. При подготовке и проведении программы важно знать прежде всего определенные свойства аудитории и механизм восприятия окружающей действительности. Человек непрерывно пополняет и корректирует свои впечатления, ее опыт постоянно обогащается. И все это выражается в том или другом состоянии сознания. Поэтому новым аспектом в функционировании технологии учреждений культуры является их ориентация не на процесс воспитания, а на обеспечение процесса социализации, что по своему диапазону значительно шире. Социализация же подразумевает использование не только систем этих воздействий, но и спонтанных воздействий, с помощью которых человек приобщается к культуре в условиях досуга в его социальном значении. Таким образом оптимальный технологический процесс - дело очень сложное, потому что, создавая условия для оптимального восприятия, которое происходит в учреждении культуры, специалисты предполагают переработку и реализацию содержания, структуры и различных средств смыслового и эмоционального воздействия на аудиторию Каждая форма-программа имеет в своем распоряжении свой диапазон действия и имеет вполне доступен для обзора духовно-практический влияние, которое происходит в определенный пределах времени и места с элементами импровизации или художественно-образного сравнения. Именно они способствуют активизации интеллекта и эмоциональной сферы человека. Поскольку использование средств художественной выразительности строго обусловлено конкретной темой, которая сама представляет живой и острый интерес для потенциальной аудитории, отражает актуальную общественную потребность, влияет на сознание аудитории, то стремление специалистов использовать буквально весь арсенал художественных приемов, как правило, подавляет содержание программы. Ранее считалось, что достаточно включить кинокадры, слайды, музыку, выстроить их органично с тезисами выступлений по единой художественно-иллюстрационной структурой, и зрительская внимание будет обеспечена. Сейчас же художественные средства нужны только тогда, когда они способны сделать зрителя активным участником программы. Анализ работы учреждений культуры показывает, что наиболее распространенными просчетами в организации их деятельности являются нарушения в самой структуре технологического процесса, ограничения его только передачей некоторой суммы знаний, без определенной направленности на конкретную практическую реализацию. Каждая группа специалистов учреждений культуры представляет собой сложное по структуре социально-психологическое образование, которое имеет своих лидеров. Это наиболее подготовленные люди, которые пользуются авторитетом у товарищей, к высказываний и комментариев которых прислушиваются не меньше, чем к мнению руководителя учреждения культуры. Именно лидеры общественного мнения способны осуществить на практике принцип соборности в технологии культурно-досуговой деятельности. Подготовка и проведение культурно-досуговых программ требует учета большого количества субъективных факторов, которые вшивают на технологию культурно-досуговой деятельности. Тему в практической деятельности учреждений культуры следует максимально учитывать всю совокупность этих субъективных факторов, максимально добиваясь гармонии коллективных и индивидуальных целей, совпадения общей направленности в деятельности коллектива с личными творческими устремлениями и планами отдельных его членов. Для достижения поставленной цели важное значение имеет методика подготовки проведения программ, которая должна бум рассчитана на написание высококвалифицированного сценария под творческим влиянием самих посетителей. На процесс технологии культурно-досуговой деятельности огромное влияние имеет наличие в обществе социального опыта, который порождает новые качества и действия во имя высших общественных целей. Практика показывает, что большая часть населения никогда не принимала участия в подготовке и проведении культурно-досуговых программ. Поэтому положение еще остается очень серьезным - не срабатывает основной субъективный фактор сознания людей, их положительное отношение к культурно-досуговой деятельности. Положительное влияние субъективного фактора наиболее эффективен, если цель сотрудников и посетителей учреждений культур совпадают с установками и интересами. Это, в свою очередь, требует целостного, завершающего технологического цикла, который имеет свой регулирующий направление с помощью средств смыслового и эмоционального воздействия. В связи с этим технологический процесс представляется динамической саморегулирующейся системой, которая может функционировать под влиянием субъективных факторов. При этом активность посетителей учреждений культуры, которая основывается на демократичности и общедоступности, должна постоянно стимулироваться. В основе активности населения в культурно-досуговых программах лежат жизненные потребности и запросы, которые превращаются в те или иные мотивы деятельности и поведения в разнообразных конкретных обстоятельствах. Эти мотивы могут определенным образом направляться, регулироваться в культурно-досуговой деятельности. Стимулы как способы влияния на мотивы посещения учреждений культуры, участия в самодеятельном художественном и техническом творчестве и других видах предметной деятельности обеспечивают тесное единство общественных, коллективных и личных интересов личности. Среди субъективных факторов, которые серьезно затрудняют наиболее эффективное функционирование технологии культурно-досуговой деятельности, следует особо выделить уровень культуры различных социальных слоев населения, который обусловлен историческими, психологическими, семейными факторами, индивидуальным выбором.
Социально-культурная деятельность берет свое начало из глубокой древности и делится на несколько периодов. Н. А. Бердяев определяет российскую цивилизацию следующим образом: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX – XIII вв., монголо-татарский период XIII – XV вв., Московское государство XV – XVII вв., Петербургская имперская Русь XVIII – XIX вв., Россия Советов». Культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, Святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли свое отражение в земледельческих, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, поговорках, байках. С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества. С появлением азбуки, принятием христианства, укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Развивается письменность, потребность в чтении. Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, скоморохи выступали как посредники в распространении социокультурных ценностей. Монголо-татарское иго нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси. В середине XIV века после полосы упадка начинается процесс восстановления социально-культурного уклада и возрождения искусств и ремесел. Период XIV – XVI вв. связан с ростом национального самосознания, зарождения свободомыслия, новых светских начал. Происходит дальнейшее соединение языческого и христианского календарей, приспособление православной церкви к местным обычаям и условиям. Возникают художественные школы в Москве, Новгороде, Пскове, Владимире. Общественные увеселения этого периода – игрища, скоморошьи ватаги, карусели, ледяные горки. Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность. Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве. Петр I провел ряд преобразований, в числе которых была создана система государственных учреждений: школы, училища, гимназии, Академия наук – 1725 г., Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, буквари, календари. Традиции маскарада и праздничного шествия нашли свое развитие во второй половине XVIII века в народном площадном искусстве и творчестве: ярмарках, балаганах. Массовое гуляние становится социально-культурной системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, быта, культур, искусств. При земствах и попечительских советах организуются праздничные комиссии. Создается Общество разумных развлечений как центр по координации досуговых занятий и интересов. В XIX начале XX вв. массовая городская культура выражалась в повседневном и праздничном досуге, сочетая уклад «низов» и «верхов», симбиоз цивилизованных и сельских традиций, профессиональное и самодеятельное искусство. Типичные формы элитарного досуга – дворянское Благородное собрание, Английские клубы – потеряли свой сословный характер, стали доступны для представителей других сословий. Здесь начали заниматься литературотворчеством, живописью, спортом. Первое десятилетие после революции отмечено революционно-преобразовательной активностью населения в области культуры. Повсеместно создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки. На первый план в сфере свободного времени выходила «массовая» работа: митинги, общественные движение, культбригады. Во время Великой Отечественной Войны работники досуговых учреждений занимались спасением культурных ценностей, сбором теплых вещей, посылок для бойцов, художественно-массовой работой, поднимали моральный дух людей. [23] Эволюция культурно-просветительской работы и ее трансформация в социально-культурную деятельность в сегодняшнем понимании начались еще в шестидесятые-семидесятые годы. Являвшаяся в течение десятилетий одной из сторон культурно-организаторской и культурно-воспитательной деятельности советского государства, инструментом партийно-идеологического влияния на массы, культурно-просветительская работа, исчерпав авторитарно-принудительные средства организации досуговой деятельности, вынуждена была все в большей мере аппелировать к инициативе и самодеятельности самого населения. В начале восьмидесятых она уже интерпретировалась как «педагогически организованная самодеятельность (свободная деятельность) населения с целью воспитания гармонично развитой личности», что, по сути дела, означало движение от субъектно-объектной к субъект-субъектной модели организации досуга. И хотя оно было еще во многом декларативным и по прежнему подчинялось жесткому административному регламенту, тем не менее, в практике культурно-просветительской работы стал накапливаться опыт новых отношений между культурой и человеком, опыт действительной, а не навязанной свыше и потому зачастую показной самодеятельности. Стали возникать инициативные движения, любительские объединения, клубы по интересам. К сожалению, многие культпросветработники оказались к этому не готовы и не могли оказать поддержки инициативе «снизу» квалифицированной и действенной помощью. Привычные методы культросветработы с новой аудиторией, не желавшей ощущать себя объектом воспитания, а тем более идеологической обработки, были отвергнуты. У этой аудитории были свои идеи, свои осмысленные потребности и интересы. Добровольные любительские объединения явились формой включения в сферу культурно-досуговой деятельности неординарно мыслящих, образованных, талантливых людей, испытывавших потребность в творчестве, в самореализации и самоутверждении, в содержательном, развивающем досуге в кругу единомышленников. В такой аудитории «моссовику-затейнику» явно было нечего делать. И это стало еще одним важным фактором эволюции устаревшей модели культурно-просветительской, организационно-досуговой работы. Таким образом, современная социально-культурная деятельность шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурно деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития. Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию? С одной стороны, сравнивая ее с периодом пятнадцати – двадцати летней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни; в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности. Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводства средствами рекреации высокопроизводительного работника. Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления. Современная трактовка понятия «социально-культурная деятельность» (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления как культурно-просветительская работа. Культурная деятельность – это деятельность, направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения. Социальная работа – деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их материальных и духовных потребностей, обеспечивающая возможность их полноценного функционирования в обществе в качестве его субъектов. Социальная педагогика сегодня интерпретируется как теория социального воспитания человека на протяжении всех этапов его жизненного пути, как педагогический компонент социальной работы. Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности; её целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
Унитарное предприятие, представляет собой разновидность социально-психологической организации, которая объединяет людей, имеющих общие интересы и цели, характеризуется разнородностью функционирования. Социальная политика регулирует отношения между обществом и отдельными социальными субъектами, общностями, группами, между самими социальными группами. Она осуществляется через интересы людей и выступает, как управление интересами Социальная политика призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества. Местная социальная политика как неотъемлемый компонент системы управления социальной сферой муниципальных образований в процессе своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов, присущих любой научно обособленной системе управления. К числу таких принципов следует относить целенаправленность, эффективность, многовариантность, оптимальность, системность и комплексность, непрерывность, сбалансированность, иерархическую соподчиненность. Кратко рассмотрим содержание данных принципов применительно к местной социальной политике. Нахождение в многомерном информационном, культурном и образовательном пространстве, а точнее - на пересечении этих пространств, определяет специфику деятельности библиотек. Во-первых, они наследуют все проблемы и противоречия каждой из перечисленных выше сфер. Среди этих проблем достаточно назвать такие глобальные, как противоречие между свободой доступа к информации и цензурой, призванной обеспечивать соблюдение этических и культурных норм общественной жизни; между доступностью информации для любого гражданина и постоянным повышением ее стоимости как стратегического ресурса; между ограниченными возможностями одного, отдельно взятого индивида и неограниченным социально-технологическим развитием общества, приводящим к «отставанию человека от человечества». Во-вторых, в каждой из сфер библиотека сталкивается с учреждениями, специализирующимися только на каком-либо одном направлении деятельности - средствами массовой информации, информационно-аналитическими центрами, средними и высшими учебными заведениями, театрами и музеями. Поэтому неизбежно возникают чрезвычайно сложные задачи нахождения своего сегмента в этом многомерном пространстве, предоставлении таких конкурентоспособных и востребованных обществом услуг, которые не предлагаются другими организациями. В-третьих, библиотека выступает как связующее звено, объединяющее задачи и функции информационной, культурной и образовательной сфер. И в этом также проявляется уникальность и одновременно сложность библиотечно-библиографической деятельности. Внешне, то есть в том ракурсе, в котором работа библиотеки открыта и понятна для посторонних глаз, ее миссия и социальная роль не являются в полной мере воспринятыми общественностью. Как правило, читатели не догадываются, а библиотекари не умеют или не считают нужным показать, что предоставление в ответ на запрос нужной информации является лишь малой надводной частью «библиотечного айсберга». В «подводной» же его части находятся процессы комплектования, а значит, поиска, оценки и отбора документов на традиционных и электронных носителях; классификации, то есть сопряжения знаний; формирования поисковых систем, совместимых в рамках корпоративных библиотечных систем; уточнения читательских запросов в ситуациях, когда люди, сталкиваясь с новыми для себя задачами, не могут точно выразить собственные потребности; сохранения информации для обеспечения возможности ее многократного и многоцелевого использования. В результате в общественном сознании складывается стереотип простоты библиотечного труда. С внедрением информационных технологий к подобным представлениям добавился еще и миф о виртуальной библиотеке, способной заменить традиционные. Приходится признать, что большой объем повторяющихся рутинных операций, раздробленность технологического процесса, характерная для деятельности крупных библиотек, приводят к тому, что и сами библиотечные работники не всегда соотносят свою деятельность с миссией библиотеки, ее генеральными целями, ролью в обществе как одновременно информационного и просветительского учреждения. И тогда отсутствие в фонде или справочном аппарате нужных любой работе читателю материалов соотносится с нарушением прав личности и рассматривается как недочет, брак, имеющий место в ограничении доступа к информации. В целом организация библиографического аппарата в находится на высоком уровне, о чем свидетельствует ежегодный рост количества читателей, получающих библиографическую информацию, количество выполненных справок и соответствует требованиям, предъявляемым к центральной библиотеки централизованной библиотечной системы. Трудно винить в сложившейся ситуации сотрудников библиотеки, которые регулярно обращаются вовсе возможные инстанции с просьбой обеспечить центральную библиотеку достаточным количеством компьютеров. Однако денег, выделяемых на финансирование культуры в целом, и библиотек в частности едва хватает на поддержание нынешнего состояния, и лишь немногая часть выделяется на модернизацию и компьютеризацию. Исходя из выше перечисленного, хочется пожелать библиотеке интенсивной компьютеризации информационно-библиографической работы, продолжения работы по составлению электронных баз данных, пополнения фондов ценными библиографическими изданиями. |