Главная страница
Навигация по странице:

  • Молодежная субкультура и возможности социопедагогического обеспечения ее развития

  • госы. Благотворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность


    Скачать 437.35 Kb.
    НазваниеБлаготворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность
    Анкоргосы.docx
    Дата09.04.2018
    Размер437.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагосы.docx
    ТипДокументы
    #17842
    страница5 из 21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
    Механизм восприятия в технологии культурно-досуговой деятельности



    Процесс влияния аудитории на технологию культурно-досуговой деятельности определяется стремлением отдельных групп и индивидуумов освободится от подчинения стандартам "массовой культуры", которая "навязывается" средствами массовой информации. Средства массовой информации несут культуру для большинства категорий населения, оценивают степень и основные направления влияния на изменение ценностных ориентаций. Они создают доминирующий образ "человека пробующего", "человека-игрока", "человека шанса", "чедовека-индивидуадиста", "человека-авторитета", "человека-символа".

    Культурно-досуговая деятельность является одновременно результатом и процессом, она формирует человеческую целостность и в то же время является результатом связанных с этим взаимодействий.

    В учреждениях культуры посетитель, являясь соучастником действия, учится воспринимать общественные ценности, социальные нормы, сильнее, ярче проявляет способности, развивает склонности. Чем шире возможности учреждения культуры для предметной деятельности, тем выше уровень восприятия общественной жизни, успешнее идет развитие творческой активности личности.

    Следует особо подчеркнуть, что в технологии культурно-досуговой деятельности, наряду с общим управляемым процессом, есть и спонтанно осуществляемый процесс. Недопонимание этого природного свойства технологии культурно-досуговой деятельности привело к тому, что новые формы, которые создавались народом, накапливались постепенно, оставались долгое время общественно неосознанными, незамеченными, неожиданно стихийно проявили себя будучи не реализованные в прежние годы.

    Кроме этого, зачастую в технологии культурно-досуговой деятельности упускается из виду и значение духовных потребностей, мотивирующих поведение человека в специфических условиях досуга.

    Сегодня следует учитывать, что люда стремятся удовлетворить свои потребности в самовыражении, критическом осмыслении своей истории, в желании жить лучше. Каждый человек по-своему подходит к удовлетворению культурных запросов, но средства не всегда оправдывают цель. Различия в потребительских предпочтениях наглядно свидетельствуют о том, что люди имеют тенденцию считать свою культуру решающей для всех и оценивать поведение других исключительно в этом аспекте.

    Вовлеченный в деятельность учреждений культуры посетитель оказывается в новом для него коллективе, где люди объединены общими целями, где складывается система отношений, при которой личные чувства — симпатии и антипатии, сопереживание и т.д. —влияют на положение дел, становясь соучастником действия, он воспринимает общественные ценности, социальные нормы, приобщается к общественной деятельности, ярче проявляет свои способности.

    К основным формам участия населения в культурно-досуговой деятельности относятся: обсуждение вопросов и принятие решений, при которых обеспечивается ясное понимание планов, целей, задач, перспектив действия учреждения культуры; систематическое повышение культурного уровня активистов, углубление их знаний в культурном строительстве через воспитание гордости за свой край, город, село, за свою фирму, предприятие; участие в подготовке и проведении культурно-досуговой программы; поддержку инициативы людей и повышение их авторитета в общественной жизни города и села.

    Изучение деятельности активистов учреждений культуры позволяет найти наиболее благоприятный вариант развития творческой и общественной активности личностн При этом надо учитывать, что процесс формирования общественной активности складывается из стремления к участию в действии и самого участия в нем. Формирование активности условно можно изобразить так:

    • информация о действии — потребность в действии, соучастие в действии

    • исполнитель-организатор — руководитель действия.

    Изучение деятельности активистов учреждений культуры позволяет сделать вывод о том, что движу щей силой развития творческой активности личности является наличие в коллективе учреждения культуры атмосферы творческого поиска, взаимной требовательности, принципиальной критики и самокритики, целеустремленности, подлинной демократии, ответственности за порученное дело.

    Анализ показывает, что основными мотивами, побуждающими рабочих, тружеников села, интеллигенцию принимать участие в деятельности учреждений культуры, являются: осознание важности выполняемой работы (16,2%), увлеченность предметной деятельностью (12,3%), удовлетворенность участием в выполняемой работе (10,5%), стремление показать умения и навыки, полученные в художественной самодеятельности (26,4%), техническом творчестве (12,1%), желание поддержать авторитет учреждения культуры (21,4%).

    По данным проведенного автором опроса, наиболее активный период в жизни людей, участвующих в культурно-досуговой деятельности на общественных началах, — 60—70 лет. По образовательному цензу активистов учреждений культуры можно разделить таким образом: подавляющее большинство их — люди со средним образованием (59,7%), затем лица с высшим образованием (23,8%) и меньшая часть — с неполным средним образованием (16,5%). Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в культурнодосуговую деятельность вовлекается наиболее грамотная часть населения, и это подтверждает выводы социологов об изменении структуры духовных интересов людей по мере роста образования.

    Следует также отметить, что 78,8% активистов учреждений культуры не удовлетворены свой общественной работой. Изучение мнения этой категории людей показывает, что причинами снижения их интереса к общественной деятельности в учреждении культуры являются: а) погоня за количеством, а не за качеством проводимых программ — 6,3%; б) навязывание форм и методов культурнодосуговой деятельности, при котором сужается простор для творчества. инициативы, смелых новаторских решений, — 31,8%; в) недостаточное изучение индивидуальных черт характера человека, вследствие чего ему поручается дело, не соответствующее его желаниям, склонностям и способностям; г) и наличие достаточных навыков для его выполнения — 21%; д) неблагоприятный моральный климат в коллективе учреждения культуры — 6,3%.

    Не претендуя на всесторонний охват и освещение всех форм участия

    населения в деятельности учреждений культуры, которые видоизменяются в зависимости от требований времени, следует обратить внимание на работу общественных советов и правлений учреждений культуры. Согласно Временному Положению о клубе, совет является органом общественного руководства, где демократия и централизм, коллегиальность и единоначалие наиболее ярко проявляются как форма организации активности населения. Это относится и к положению о центрах досуга, о любительском объединении и клубах по интересам, о библиотеке.

    Регулирование отношений между активистами учреждения культуры строится на единстве целей и задач, определяющих единую направленность действий, на согласованности в действиях, взаимопомощи и взаимовыручке, на инициативе, творчестве, неудовлетворенности достигнутым, которые определяют их работоспособность и уровень коллективного сплочения

    Советы учреждений культуры занимаются обсуждением отчетов, подготовкой и проведением культурно-досуговых программ, организацией и проведением концертов художественной самодеятельности и выставок технического творчества

    Важнейшей составной частью деятельности общественников является подготовка предложений и утверждение их в вышестоящих инстанциях

    Общественная активность населения в культурно-досуговой деятельности проявляется, с одной стороны, в поступках и действиях, побуждаемых мотивами, которые складываются из интересов, стремлений и желаний, из нравственных позиций человека, основанных на необходимости приложения своих сил и способностей в той или иной форме, а с другой — в выработке и совершенствовании навыков, умений и способностей к организаторской деятельности в этой сфере Общественная активность населения является важнейшим условием повышения качества технологического процесса в учреждениях культуры.

    Характерной особенностью молодежного инициативного движения в сфере культуры (в том числе и в художественной самодеятельности) являются поиски новых средств музыкальной, поэтической, пластической выразительности. Новаторский ду\, свойственный многим молодежным художественно-музыкальным объединениям, способствует росту популярности вокально-инструментальных ансамблей

    дискотек, клубов студенческой песни

    Оценивая в целом молодежное инициативное движение в сфере культуры как явление перспективное и социально значимое, следует тем не менее отметить, что многие его формы и результаты нуждаются в качественном улучшении. Это относится, в частности, к репертуару большинства инициативных молодежных групп, исполнительской культуре их членов, стилистике публичных выступлений, состоянию реальных контактов со специалистами и различными общественными организациями Задача повышения воспитательного потенциала неформальных молодежных объединений, в том числе и таких, как дискотека, клубы студенческой песни, вокально-инструментальные или семейные ансамбли, является в настоящее время одной из наиболее актуальных.

    Совершенствование мотивационного, содержательного и социально-лсихологического аспектов жизнедеятельности инициативных групп включает два магистральных направления: обеспечение психолого-педагогических основ работы неформальных молодежных объединений и повышение творческого и воспитательного потенциала инициативных групп молодежного движения.

    Содержательно и методически первое направление обеспечивается за счет проектирования и осуществления таких педагогических ситуаций, которые соответствуют специфике неформальных художественно-музыкальных объединений В этой связи заслуживают внимания игровые, дискуссионные и поисковые (исследовательские и экспериментальные) элементы в совместной досуговой деятельности участников вокально-инструментальных ансамблей, дискотек и клубов самодеятельной песни. В целом педагогические ситуации, насыщенные интересными творческими задачами и их решениями в ходе коллективного поиска, способствуют обеспечению учебно-воспитательного аспекта внутригрупповой жизни.

    Резервы реализации второго направления заключены в систематическом, целенаправленном результативном взаимодействии самоуправляемой и управляющей систем. Качественные характеристики взаимосвязи между неформальными молодежными объединениями и организациями, профессионально занимающимися вопросами культурно-досуговой деятельности, обеспечиваются за счет преодоления формализма и шаблона в решении творческих задач.

    1. Молодежная субкультура и возможности социопедагогического обеспечения ее развития


    Под  культурой  понимаются  убеждения,  ценности  и   выразительные средства, которые являются  общими  для  определённой  группы  людей  и служат для упорядочения опыта и  регулирования  поведения  членов  этой группы. Воспроизводство  и  передача  культуры  последующим  поколениям лежат в основе  процесса  социализации-усвоения  ценностей,  верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

    Молодежные субкультуры – феномен городской культуры западного типа. В нем отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики и моды.

    Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном объединяются по внешним характеристикам – одежда, прически, музыка, места общения и т.д.

    Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

    Процесс социализации человека, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

    Наиболее важное значение для социализации подростка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду подросток осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается в основном в семье, в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды – дошкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т.д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется.

    При этом подросток как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где подростка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится подросток, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде – положительный или негативный.

    Подростковый  возраст,  особенно  с  13-15  лет – это возраст формирования  нравственных  убеждений,  принципов,  которыми  подросток начинает  руководствоваться  в  своём  поведении.   В   этом   возрасте появляется   интерес   к   мировоззренческим   вопросам,   таким,   как возникновение жизни на  Земле,  происхождение  человека,  смысл  жизни. Формированию у  подростка  правильного  отношения  к  действительности, устойчивых убеждений необходимо придавать первостепенное значение, т.к. именно   в   этом   возрасте   закладываются   основы    сознательного, принципиального поведения  в обществе, которые дают о себе  знать  и  в будущем.  Нравственные убеждения подростка  складываются  под  влиянием окружающей действительности. Они  могут быть ошибочными, неправильными, искаженными. Это имеет место в тех случаях, когда они складываются  под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улицы,  неблаговидных поступков.

    В тесной связи с формированием нравственных убеждений молодых людей складываются их нравственные идеалы. Этим они существенно отличаются от младших школьников. Как  показали  исследования,  идеалы  у  подростков проявляются в двух основных формах. У подростка   младшего  возраста  в качестве идеала выступает образ  какого-либо  конкретного  человека,  в котором он видит воплощение высоко ценимых им качеств.  С  возрастом  у молодого человека наблюдается заметное «движение»  от  образов  близких людей к образам   лиц,  с  которыми  он  непосредственно  не  общается. Старшие подростки  начинают  предъявлять  более  высокие  требования  к своему идеалу. В связи с этим они начинают осознавать, что  окружающие, даже  очень  любимые  и  уважаемые  ими,  в  большинстве  своем   самые обыкновенные  люди,  хорошие  и  достойные  уважения,  но  не  являются идеальным воплощением человеческой личности. Поэтому   в  13-14  летнем возрасте особенное развитие  приобретают  поиски  идеала  за  пределами близких родственных отношений.

    В развитии познания молодёжи окружающей действительности  наступает такой  момент,  когда  объектом  познания   становится   человек,   его внутренний мир. Именно в подростковом возрасте возникает направленность на  познание  и  оценку  морально-психологических  качеств  окружающих.

    Наряду с ростом такого интереса к другим людям  у  подростков  начинают формироваться и развиваться самосознание,  потребность  в  осознании  и оценке своих личностных качеств.

    Формирование самосознания – один из важнейших моментов  в  развитии личности подростка. Факт формирования и роста самосознания  накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его учебной и трудовой   деятельности,    на    формирование    его    отношения    к действительности. Потребность самосознания  возникает  из  потребностей жизни и деятельности.  Под  влиянием  растущих  требований  со  стороны окружающих у подростка возникает потребность оценить свои  возможности, осознать, какие же особенности  его  личности  помогают  им,  наоборот, мешают быть на высоте предъявляемых ему требований.

    Большую роль  в  развитии  самосознания  молодого  человека  играют суждения других. Усложнение требований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности,  развитие  его  самосознания,  общий  рост сознательного  отношения  к  действительности  приводит  к  качественно новому этапу в его  развитии.  У  подростка  появляется  и  приобретает довольно заметное значение стремление  к  самовоспитанию  –  стремление сознательно  воздействовать  на  себя,   формировать   такие   качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать  у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками. В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляются  черты характера.  Одной  из  наиболее  характерных  особенностей   подростка, связанные с ростом его самосознания, является стремление показать  свою «взрослость». Молодой  человек  отстаивает  свои  взгляды  и  суждения, добиваясь того, чтобы взрослые считались с  его  мнением.  Он   считает себя достаточно взрослым, хочет иметь одинаковые с ними права.

    Переоценивая возможность своих возрастных  способностей,  подростки приходят к убеждению, что они  ничем не отличаются от  взрослых  людей. Отсюда их стремление к самостоятельности и  известной  «независимости», отсюда – болезненное самолюбие и обидчивость, острая реакция на попытки взрослых,  недооценивающих  их  права  и  интересы.  Следует   отметить характерную  для  подросткового   возраста   повышенную   возбудимость, некоторую неудовлетворенность характера, сравнительно частые, быстрые и резкие смены настроения.

    Специфическими проблемами, возникающими у старшеклассников — представителей юношеских субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

    Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

    — педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,

    старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,

    — взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

    3. Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


    написать администратору сайта