Главная страница
Навигация по странице:

  • Основы коммуникационной культуры специалиста социально-культурной деятельности

  • Перцептивно-коммуникационный процесс в технологии культурно-досуговой деятельности

  • Методика культурно-досуговой деятельности

  • Понятие культурно-досуговой инновации

  • госы. Благотворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность


    Скачать 437.35 Kb.
    НазваниеБлаготворительность и меценатство в России. Под словом благотворительность
    Анкоргосы.docx
    Дата09.04.2018
    Размер437.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлагосы.docx
    ТипДокументы
    #17842
    страница8 из 21
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21
    Основы делового общения в культурно-досуговой деятельности


    Специфика познания культурно-досуговой сферы проявляется в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей их конкретности и противоречивости; полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов позволяет рассмотреть досуговую деятельность как систему субъектно-объектных отношений. Типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное можно рассматривать влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.

    Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты, прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Она обусловлена социально-этическими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессинальных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Свободный выбор досуговых занятий, связанный с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека

    Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой, эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий, после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере. Она также может рассматриваться как самостоятельная подсистема социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

    Коммерческая деятельность учреждений культуры имеет свою специфику в общении. Общение – часть повседневной жизни в деловом мире. Под деловым общением понимаются служебные, официальные, партнерские контакты с обратной связью. Цели делового общения предполагают: заключение контракта, разрешение проблем, договоренность о чем-либо, изменение точки зрения собеседника, корректировку неправильной информации, увеличение дохода, рост личного влияния, служебный рост, приобретение новой информации. Успешное взаимопонимание людей в процессе совместной деятельности в учреждениях культуры предполагает опору на вполне конкретные модели поведения, которые характеризуются определенными правилами.

    Правила – некие образцы поведения, определенные схемы, которые используются в любом виде деятельности. Первое правило связано с количеством: говори не больше и не меньше, чем нужно. Оно предписывает деловому партнеру нормы информации. Утаил информацию – есть риск остаться непонятым либо не достигнувшим своих целей, так как партнер вовремя не включился в совместную деятельность. Уход от проблемы, подмена обсуждаемой проблемы другой – и партнер оказывается в положении проигравшего. “Забалтывание” наводит на мысль о неискренности партнера, вызывает недоверие, раздражение.

    1. Основы коммуникационной культуры специалиста социально-культурной деятельности



    Коммуникативную культуру личности следует рассматривать как сложное системное образование, которое способствует установлению взаимоотношений с окружающими людьми и воплощению личности в системе социальных отношений. Обобщение категорий, определяющих содержание коммуникативной сферы, позволило выделить в качестве ее основы коммуникативные качества личности. Они, являясь устойчивыми личностными образованиями и определяя стабильность поведения человека, структурно образуют коммуникативное ядро личности.

    Качественное соотношение мотивационно-ценностного, содержательного и процессуального компонентов коммуникативной кульлтуры выступает в виде ведущего фактора, определяющего особенности коммуникативной компетентности студентов. В структурном отношении следует выделять в коммуникативной сфере личности коммуникативную мотивацию, коммуникативные черты характера, коммуникативные способности, коммуникативные свойства личности.

    Особое значение в системе повышения коммуникативной культуры следует уделять представителям компенсаторного типа, для которых характерными являются такие коммуникативные качества как скрытность, спокойствие, сдержанность в сочетании с наивностью, прямолинейностью и непосредственностью в поведении. Коммуникативная сфера отличается средним уровнем эмпатических способностей. Значимой коммуникативной особенностью, характеризующей коммуникативную сферу студентов, является высокий уровень требовательности.

    В коммуникативной сфере студентов-психологов было обнаружено многообразие связей и отношений между всеми качествами. Общий уровень эмпатии в данной системе является связующим звеном между основными конативными параметрами включенности и аффекта. Была достоверно установлена динамика коммуникативных качеств в процессе обучения. Выявленные особенности позволили четко определить временной диапазон развития коммуникативной сферы студентов: от формирования общих формально-динамических характеристик личности, работы над эмоциональной составляющей коммуникативной сферы к совершенствованию мотивационно-ценностного компонента и развитию профессиональной коммуникативной компетентности. Полученные результаты об особенностях коммуникативной сферы студентов явились психологическим основанием для реализации программы их коммуникативного развития в процессе обучения. Другим основанием для разработки данной программы явилось выявленное в результате сравнительного анализа рассогласование между коммуникативными характеристиками студентов-психологов и профессионально-важными качествами психолога.

    Обоснование коммуникационной сущности профессий социально-культурной направленности, которые представляют собой технологически и ценностно оснащенные формы социально-культурного взаимодействия субъекта с различными элементами среды, что обусловливает необходимость выстраивания соответствующей системы образования. Коммуникативная сфера личности представляет собой сложное системное образование, выступающее основой формирования и самореализации человека в системе социальных отношений, базовым условием освоения и реализации основного репертуара социально-профессиональных ролей.

    Базовой социально-коммуникативной характеристикой, пронизывающей все подструктуры личности, выступает коммуникативная компетентность специалистов социально-культурной сферы, которая образуется в зоне пересечения двух личностных блоков:

    а) системы поликомпонентных качеств личности, включающей базовые и факультативные (периферийные) свойства (в структуре периферийных качеств коммуникативной сферы важнейшим содержательным компонентом является эмпатия, которая является условием соответствия взаимодействующих субъектов);

    б) психологической готовности человека к организации коммуникативной деятельности.

    Структура коммуникативной культуры специалиста социально-культурной деятельности, основными компонентами которой выступают:

    а) базовые коммуникативные качества и способности личности, непосредственно обеспечивающие успешность социального взаимодействия: общительность, доминантность, экспрессивность, открытость, эмоциональная лабильность, доброжелательность, инициативность;

    б) компенсаторные психологические качества личности (т.е. коммуникативный потенциал личности, развитие которого оптимизирует общий уровень коммуникативной культуры: эмпатия, конформность дипломатичность, открытость, социальная смелость, эмоциональная устойчивость);

    в) стиль коммуникации, атрибутами которого выступают: степень контроля (включенность, контроль, аффект), характер эмпатии (рациональный, эмоциональный, интуитивный);

    г) ценностио-мотивационная сфера личности, определяющая и фиксирующая профессионально-ролевое и ценностное самоопределение будущего специалиста (и прежде всего степень сформированное™ установки на конструктивный либо манипулятивный вид диалога);

    д) поведенческий уровень коммуникации, реализуемый в процессе непосредственного общения как деятельности (в форме элементарных актов диалога, мотивированных и целенаправленных участниками общения в различных ситуациях в процессе образовательной и внеучебной деятельности, участия личности в различных форматах учебнообразовательной коммуникации, включая диалог и сотворчество с преподавателем и сокурсниками).

    Педагогическая стратегия формирования коммуникативных качеств личности в системе внеучебной деятельности, которая выстраивается:

    а) на понимании компенсаторной природы и механизмов личностного развития, что предполагает стимулирование ресурсно обеспеченных личностных качеств, способных компенсировать дефициты общительности и обеспечить высокий уровень коммуникативной культуры специалиста социально-культурной сферы;

    б) на методологии парадигмального подхода к обучению будущих специалистов социально-культурной деятельности, обеспечивающего формирование целостной личности, обладающей высоким коммуникативным потенциалом, коммуникативной компетентностью и системой инструментальных навыков коммуникации.

    Парадигмальный подход реализуется на базе целостной и взаимодополняющей системы методологических принципов, теоретических предпосылок и технологических приемов, целенаправленных на решение конкретных образовательных задач и позволяющих формировать коммуникативную культуру как интегральное качество специалиста социально-культурной сферы;

    в) целенаправленности учебных дисциплин и внеучебных форм социально-культурной деятельности на выработку коммуникативной компетентности будущих специалистов путем использования интерактивных технологий, формирующих ценностные установки и поведенческие навыки эффективной коммуникации как в профессиональной, так и личностной сферах.

    1. Перцептивно-коммуникационный процесс в технологии культурно-досуговой деятельности

    Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели. Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация – общение.

    Методику выделяют в отдельный тип деятельности – методический, выступающий внутренним регулятором всех этапов технологического процесса, который определяет и разрабатывает тактику, то есть преобразует и переводит теорию в русло конкретной программы в форме сценарных планов, сценариев, методических разработок и рекомендаций.

    В основе методики культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует о ее достаточно высокой общественной значимости.

    Культурно-досуговая деятельность (А.Д. Жарков) – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

    Для того чтобы  деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально  овладеть методикой культурно-досуговой  деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели.

    Методика культурно-досуговой  деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет  свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информаций и преобразует её в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция –восприятие, а коммуникация –общение.

    В основе методики культурно-досуговой деятельности лежат духовные потребности населения. Потребности в осуществлении культурно-досуговой деятельности отнюдь не ограничиваются лишь стремлением человека к саморазвитию или к удовлетворению его чисто рекреационных нужд. Культурно-досуговая  деятельность оказывает активное формирующее влияние на личность, что свидетельствует  о её достаточно высокой общественной значимости .

    1. Понятие культурно-досуговой инновации



    Традиционно в России существовала определенная система ценностей, представляющая собой наиболее значимое составляющее культуры и служащая практическим ориентиром в поведении людей. Такая ценностная система отличалась стабильностью на протяжении десятилетий и преемственностью передачи и освоения культурных стереотипов. В связи со стремительными переменами, происходящими в стране и принесшими с собой политический, экономический, социальный и культурный кризисы, для России стало характерным состояние некоторой растерянности перед лицом разнообразия западных моделей культурно-досуговой деятельности.

    В настоящее время в обществе все активнее переосмысливаются представления о наиболее совершенном развитии личности, причинах социального расслоения населения, ставшего приметой времени, интенсивности потребления культурных ценностей, формировании культурных стереотипов, эстетических вкусов, норм и идеалов, расширении культурного пространства при непременном сохранении территориального своеобразия культур.

    Одним из способов модернизации досуга населения ученые видят в интенсификации процесса культурно-досуговой деятельности населения, насыщении его инновационными технологиями, позволяющими интегрировать решение бытовых вопросов и интенсифицировать досуг населения.

    Принимая во внимание динамику, специфику и эффективность использования инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа в России, отмечается существенное повышение популярности этих учреждений у населения. Изучение феномена успешности развития сети торгово-развлекательных центров предполагает раскрытие таких культурно-образовательных программ и мер, которые позволили бы с минимальными потерями выйти из кризисного для всей социальной и культурной жизни положения в России. Социально-культурный и психолого-педагогический анализ проблемы позволяют разработать концептуальные подходы для овладения инновационными технологиями культурно-досуговой деятельности. Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что самостоятельная ориентировка человека в новых условиях досуга возможна лишь тогда, когда он владеет инвариантной основой одного из видов предметной деятельности или методом, действиями, пригодными для любого варианта участия в деятельности торгово-развлекательных центров. В дальнейшем мы устанавливаем, что, изучив креативную направленность культурно-досугового процесса в торгово-развлекательных центрах комплексного типа, мы указываем на возможности цементирования ее фундамента с целью осуществлять конкретные социально-педагогические действия с ориентацией на улучшение социально-культурного климата в России. Тем самым, автор полагает, что данный анализ позволит раскрыть возможности оптимизации культурных процессов, непосредственно ведущей к обеспечению эффективного влияния инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа на досуг населения.

    В последние годы в мире устойчиво проявляются тенденции глобализации, для которых характерны множества контактов между представителями разных культур, накапливание и обмен опытом.. Мы считаем, что данное исследование должно заполнить нишу в изучении и сравнении зарубежного опыта поиска инновационных технологий в культурно-досуговой деятельности с опытом отечественным. На примере Соединенных Штатов Америки - мирового лидера в развитии сферы досуговой деятельности в торгово-развлекательных центрах комплексного типа - мы получаем уникальную возможность познакомиться с нововведениями в этой стране, осмыслить и применить на российской почве все то ценное, что функционирует за рубежом на протяжении уже нескольких десятков лет.

    В российском обществе происходит трансформация и замена важных социальных детерминант духовного мира, способствующих творческому созиданию, функционированию и развитию процессов воспитания в стране, на детерминанты потребительские. Постепенно утрачивается преемственность культурного наследия поколений, необходимого для поддержания и развития общественных связей и отношений, что, в свою очередь, приводит к культурному разобщению среди населения.

    Влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров обеспечивает приобщение к процессу глобализации и мировой культуре, формирование космополитической ментальности, информационная осведомленность и др.

     За рубежом темпы развития и совершенствования культурно-
    досуговой деятельности на порядок опережают соответствующие процессы в
    России. В этой связи предоставляется возможность приобщения к мировой
    культуре и инновационным технологиям культурно-досуговой деятельности.

    Этому процессу необходимо придать динамику, ибо Россия обладает уникальными возможностями и громадным интеллектуальным потенциалом населения, наличием материальной базы, источниками финансирования, кадровым составом, что позволит с учетом отечественных культурных традиций и менталитета выстроить свой путь развития.

    Инновация это новая область знания, специальных исследований, необходимых для более эффективного решения задач интенсификации и ускорения, - наука о нововведениях – стала формироваться в ответ на требование практики.

    Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

    Успех одного нововведения готовит почву для успеха последующих. И наоборот, «инновационная боязнь» чаще всего есть следствие неудач с предыдущими нововведениями.
    Мир нововведений не сводится только к технологии и техники. Совершенствование управления тоже осуществляется через введение новшеств.

    Нововведение есть своего рода «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений.

    В условиях ускорения общественного развития нововведения в разных сферах жизни (технике, управлении, культуре и т.п.) становятся все более частыми, непрерывными. Работа по их осуществлению требует профессионализма, специальных знаний и навыков.
    Нововведение есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения (организацию, общество и т.д.) новые относительно стабильные элементы.
    Нововведение – это процесс, перехода некоторой системы из одного состояния в другое.
    Каждое нововведение в чем-то очень важном похоже на всякое другое.
    В инноватике используется понятие «жизненный цикл», означающий стадийность процесса, единство его начала и конца. Надо, однако, различать применение этого понятия по отношению к новшествам и нововведениям.

    Жизненный цикл новшества включает в себя следующие стадии:

    1. Разработка (фундаментальные исследования, прикладные и теоретические расчеты);

    2. Проектирование (оформление документации, создание конструкций, чертежей, реализация их в опытном образце);

    3. Изготовление (установочной и полной серии);

    4. Использование;

    5. Устаревание (исчерпание возможностей появления альтернативного новшества).
    Жизненный цикл нововведений включает в себя следующие стадии:

    1. Зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск соответствующего новшества);

    2. Освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений);

    3. Диффузия (тиражирование, многократное повторение нововведений на других объектах);

    4. Рутинизация (нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов).

    Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на любой из промежуточных стадий.

    Все нововведения систематизируются по:

    - типу новшества;

    - механизму осуществления;

    - особенностям инновационного процесса.

    По типу новшества нововведения можно разделить на две основные группы:

    1) материально-технические;

    2) социальные.

    К материально-техническим нововведениям относятся:

    • техника (оборудование, приборы);

    • технология (производственные процессы);

    • агропромышленные материалы (сырье и конечный продукт).

    Социальные нововведения делятся на:

    • экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда);

    • организационно-управленческие (новые организационные структуры; формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т.д.);

    • социально-управленческие, т.е. целенаправленные изменения внутри коллективных отношений (выборность бригадиров, мастеров; новые формы гласности, воспитательной работы; создание новых общественных органов и т.д.);

    • правовые (главным образом, выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве);

    • педагогические (методы обучения, воспитания).

    В отличие от материально-технических, социальные нововведения мало изучены.
    Социальные нововведения в отличие от материально-технических:

    • более тесная связь с конкретными общественными отношениями, деловой культурой;

    • большая сфера применения;

    • сильнее зависимость использования новшества от групповых и личных качеств пользователей;

    • не столь очевидны и доказуемы преимущества;

    • сложнее подсчитывается эффективность;

    • отсутствие стадии «изготовления» что способствует процесс создания новшества;

    • своеобразие феномена «изобретение». Новизна чаще всего не «лабораторного», а «полевого» происхождения;

    • наличие у таких нововведений своей цены. Т.е. «стрессовые точки» обнаруживаются в социальных нововведениях чаще, чем в технических.

    Так же важно подчеркнуть, что между материально-техническими и социальными типами нововведений обнаруживается взаимозаменяемость. Так, производительность труда может быть повышена посредством внедрения новой техники, а также благодаря новым методам организации труда и стимулирования. В ряде случаев последние даже более эффективны и несопоставимо дешевле.

    По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:

    • радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления, виды продукции);

    • комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);

    • модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).

    По принципу отношения к своему предшественнику можно выделить следующие нововведения:

    • «замещающие», которые предполагают полное вытеснение устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эффективное выполнение соответствующей функции;

    • «отменяющие», или, так сказать, минусовые, которые исключают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изделия и не заменяют их новыми;

    • «возвратные», когда после некоторого использования новшества обнаруживается его несостоятельность или несоответствие новым условиям, и приходится возвращаться к его предшественнику;

    • «открывающие», то есть создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников.

    По особенностям инновационного процесса можно выделить:

    • внутриорганизационные,

    • межорганизационные нововведения.

    Новизна бывает:

    • абсолютная,

    • относительная.

    Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данному новшеству.

    Труднее с новизной относительной, у нее несколько вариантов:

    - Местная новизна. Значит, новшество уже применялось на других объектах (организациях, странах), но здесь – впервые.

    - Частная новизна подразумевает обновление одного из элементов изделия, системы в порядке текущей модернизации.

    - Условная новизна (замена технических тканей из хлопка на ткани из синтетического волокна).

    Сегодня в новых условиях хозяйствования необходимо уделять пристальное внимание разработки и использованию инноваций. Это справедливо по отношению к учреждениям социально-культурной сферы, оказывающим разнообразные культурные услуги населению. Дело в том, что культурно-досуговые учреждения – клубы, парки, музеи, центры досуга и т.п. испытывают сегодня немало трудностей с оформлением социально-культурного заказа на обслуживание трудовых коллективов, материально-техническим и финансовым обеспечением культурных программ.

    В сфере культуры и досуга удовлетворяются многие духовные потребности людей: в искусстве, литературе, эстетическом освоении мира; в физической культуре, спорте и туризме; межличностном общении, в общественно-политической деятельности; в самореализации личности – рукоделии, конструировании, изобретательстве; для удовлетворения этих потребностей необходимы соответствующие условия – экономические, организационные, психологические и т.п. Создать такие условия могут и должны культурно-просветительные учреждения. На это и направлены инновации. Совершенствуя организационно-управленческие формы и культурные услуги, как платные, так и льготные, бесплатные; поиск и разработку новых организационно-методических форм культурно-досуговых занятий; планирование производства культурных услуг для различных слоев и групп населения; координацию и регулирование деятельности структурных подразделений, установление контактов со смежниками; информацию и рекламу о предлагаемых услугах; повседневное руководство структурными подразделениями (секторами, отделами), производящими культурные услуги; финансирование маркетинговых мероприятий и маркетинговой деятельности культучреждения; анализ итогов работы учреждения за определенный период и др. будет способствовать эффективной деятельности социальной сферы.

    Надо отметить, что инновации, в обществе, пока что не получили повсеместного признания. Что же касается культурно-просветительной работы, то здесь практически делаются лишь первые целенаправленные шаги, за которыми, однако, большое будущее.

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21


    написать администратору сайта