Главная страница
Навигация по странице:

  • БРАК В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОРОДЕ Представление о браке.

  • брак и семья в средневековом городе. Брак и семья в средневековом городе. Брак и семья в средневековом городе в xii xiv в


    Скачать 239.5 Kb.
    НазваниеБрак и семья в средневековом городе в xii xiv в
    Анкорбрак и семья в средневековом городе
    Дата31.01.2022
    Размер239.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБрак и семья в средневековом городе.doc
    ТипРеферат
    #347322
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Тема: Брак и семья в средневековом городе в XII – XIV в.

    Введение

    1.Брак в средневековом городе.

      1. Представление о браке.

      2. Брачные контракты.

    1. Семья средневекового горожанина .

      1. Мужчина и женщина в семье. Их роль и статус.

      2. Правовой статус супругов по городским хартиям.

      3. Ребенок в средневековом городе.

    Заключение

    Список источников и литературы
    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность данной темы определяется тем, что брачно-семейным отношениям историки не всегда уделяют должное внимание. Семья, являясь первичной ячейкой общества, содержит множество информации о нем, выступает носителем определенных социальных стереотипов, несет в себе дух эпохи.

    Для того чтобы представить себе историческое прошлое, недостаточно изучить только лишь политическую и экономическую историю, следует реконструировать жизнь и быт людей изучаемого времени. Немаловажное место в жизни людей занимают супружеские отношения, дети, семья.

    Каждое время наполняет все ключевые явления человеческой жизни, и в том числе брак, любовь, счастье и несчастье, своим неповторимым содержанием. Поэтому и представления людей разных исторических эпох об окружающем их мире, об основных ценностях жизни, о самих себе глубоко различны.

    Именно этим и обусловлен выбор темы брачно-семейных отношений в Западной Европе в период Средневековья.

    Актуальность проблемы брака и семьи средневекового города XII – XIV в.в. стала рассматриваться сравнительно недавно – с середины XX века. В основном данной темой занимались историки - медиевисты Германии, Франции, Италии, Англии, России. Начались интенсивные исследования по истории средневековой семьи, появились попытки выяснить эволюцию брака, статус женщины, появился образ ребенка отдельно от общей массы населения. Направлением исследования было выявление понятия, функции семьи,типа родственной системы,размеров и структуры семьи, экономической основы семьи.В настоящее время эта проблематика завоевала прочные позиции в мировой историографии. Достаточно сказать, что с 1970 года она неизменно входит в программу международных конгрессов исторических наук. На XVI конгрессе в Штутгарте ей был посвящен «круглый стол».
    В основном исследования имеют локальный характер, авторы пытаются на основе возможностей своего материала реконструировать структуру городской семьи, выявить такие демографические характеристики, как смертность, брачный возраст и т.п. на примере конкретной страны, что значительно увеличивает глубину исследования. Так, работы В. В. Стоклицкой - Терешкович основаны на материалах немецких городов. В исследовании «Основные проблемы истории средневекового города» рассматривает важнейшие аспекты городской жизни на примерах различных источников, в основном нормативных [20].

    Исследованиями по данной теме занимались, прежде всего, французские историки - Марк Блок, Жак Ле Гофф, Жак Дюби, Фернан Бродель, Жан Дюпакье, Жерар Бирабен, Робер Вотье, английские ученые Конан Мак Картер, Ф. и Д. Гис. Данной темой серьезно занимались и отечественные исследователи: Ю.Л. Бессмертный, В.А. Блонин, Т.П. Воронова, А.Я. Гуревич, В.К. Ронин, А.Л. Ястребицкая, П.Ш. Габдрахманов.

    Статья А. Л. Ястребицкой «Семья в средневековом городе» [22] показывает актуальность проблемы изучения семейных отношений в средние века, а также автор, систематизируя новый материал, введенный в научный оборот, характеризует городскую семью на основных социальных уровнях, т.е. не только нобилитета, но и купечества, ремесленников. Также А. Л. Ястребицкая обобщила конкретные результаты современных исследований истории семьи, прежде всего по наиболее изученным итальянским городам.

    Работы Ю. Л. Бессмертного посвящены изучению вопроса о семье и браке на материалах средневековой Франции. Автор проследил эволюцию семьи и брака, правового статуса женщины, а также отношение к детству на протяжении этих веков. Работа «Жизнь и смерть в средние века» [7] основана на материале истории Франции IX - XVIII вв. В книге анализируются формы брака и семьи, прослеживается изменение взглядов на роль женщины в жизни средневекового общества, рассказывается о половозрастных проблемах, об отношении к детству и старости.

    Статья М. Л. Абрамсон «Семья в реальной жизни и в системе ценностных ориентаций в южноитальянском обществе X - XIII вв.» [4] посвящена рассмотрению истории семьи - патрицианской и горожан среднего достатка, где преимущественно уделяется внимание проблемам брака и положению женщины. М. Л. Абрамсон в своей работе использует юридические источники - от лангобардских законов VII - VIII вв., до Мельфийских конституций 1231 г., а также грамоты, отражающие имущественные отношения между супругами, правовой статус женщины и детей, круг родства и т.д.

    В сборнике статей «Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени» [8] приведен ряд статей различных исследователей, которые рассматривают проблемы частной жизни на материалах Франции, Италии и России. Рассматриваются вопросы относительно правового статуса супругов, семейных традиций, родителей и детей и др.

    Работа Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» [6] посвящена эволюции детства в европейском сознании от раннего Средневековья до XIX века. Монография написана с привлечением богатого иконографического материала и представляет интерес не только для историков, но и для искусствоведов, культурологов, психологов, социологов и педагогов.

    В статье Л. П. Репиной «Женщина в средневековом городе» [18] приведена информация о занятиях женщин в XII - XIII вв., а также приводятся сведения о таких явлениях как брачный контракт, повторные браки, развод, которые стали возможны только в XII - XIII вв.

    Статья М. Л. Абрамсон «Брак по расчету: как это делалось в средние века» [5] на основе материала юга Италии X - XIII вв. даёт представление о сознании средневекового горожанина, о том, что он вкладывал в понятие «брак», «семья», о формах брака и отношении к нему.

    На основе исследований различных источников в книге Гис Ф., Гис Дж. «Брак и семья в Средние века» [17] сделана попытка выявить основные тенденции развития брака и семьи в среде знати, среднего класса, крестьян и ремесленников на протяжении тысячи лет Средневековья. В работе отмечаются изменения в восприятии семьи, в ее общественной роли и в ее отношениях с более крупными родственными группами, в составе домохозяйства, во влиянии церковных представлений о браке, в распределении власти внутри семьи, в распоряжении ее собственностью и в ее окружающей среде, а также рассматриваются семейные чувства и отношения к половым связям.

    Целью данной работы является исследование брака и семьи в Западной Европе в период XII – XIV в.в.

    Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

    -    проанализировать представления о браке;

    -    исследовать тенденции развития представлений об институте брака и семьи в брачных контрактах;

    -    охарактеризовать структуру семьи и внутрисемейные отношения;

    -    рассмотреть правовой статус супругов по городским хартиям

    -    показать роль и статус ребенка в средневековой семье.

    Источники можно разделить на две группы: законодательные и литературные. Сведения, полученные из литературных источников, часто отличаются от тех, которые приведены в городских хартиях, грамотах, завещаниях. Это связано с тем, что необходимо учитывать, что записанное в хартиях не всегда воплощалось в жизнь полностью. В них записывалось то, к чему стремились горожане, однако это не гарантировало полное воплощение предписанного.

    Литературные источники - также нельзя воспринимать однозначно правдивыми. Авторы часто пользовались приёмами преувеличения и иронии. Но всё наглядно показывали истинные случаи из жизни горожан. Поэтому рассмотрение и изучение источников различных по своему характеру помогает составить более полную картину происходившего в средневековом городе XII - XIV вв.

    К законодательным источникам относятся городские хартии (нормативные документы), опубликованные в сборнике «Средневековое городское право XII - XIII вв.» [3] преимущественно городов средневековой Германии, а также Австрии и Швейцарии, таких как г. Вормс , г. Фрейбурга, г. Медебаха, г. Вены, г. Зеста, г. Берна, г. Гослара, г. Мюнстера. Из хартий, приведённых в этом сборнике, были выделены статьи, касающиеся выбранной темы, на примере не одного, а сразу нескольких городов. В хартиях законом регулируются отношения между мужем и женой, их права на имущество друг друга, а также зафиксированы права наследования.

    «Свадебный регламент» [2] - источник конца XIII - начала XIV в., в котором, согласно «Городской книги» Аусбурга оговаривается, что и в каком количестве жених с невестой должны дарить друг другу, как следует вести себя хозяину дома в день бракосочетания, а также какие подарки следует преподносить новобрачным.

    «Договор о найме ученика» [1]. - источник начала XV в., договор о найме ученика кёльнским мастером золотых дел, в котором подробно описываются обязанности сторон.

    К литературным источникам относятся:

    «Новеллы» Ф. Саккетти [4]. Это сборник из 254 новелл, написанных флорентийцем Франко Саккетти во второй половине XIV века, описывающих различные случаи, в которых автор являлся свидетелем или даже участником происходящего, а некоторые происходили либо ранее, либо повсеместно продолжали происходить. В курсовой работе использованы новеллы, в которых раскрываются взаимоотношения мужа и жены, а также отношение городского сообщества к браку.

    Останавливаться на изучении вопроса брака и семьи на материале одной страны, на мой взгляд, было бы не правильным, поскольку, как уже упоминалось, проблема начала изучаться сравнительно недавно. Использование материалов по истории нескольких стран помогает взаимодополнить изученный материал и составить общую картину происходившего в средневековых городах. Также это необходимо для то, чтобы подчеркнуть особенности эволюции брака и семьи, в зависимости от рассматриваемого региона, и наглядно показать в сравнении существование отличающихся друг от друга традиций в различных странах Европы XII - XIV вв.

    Хронологические рамки данной работы - XII - XIV вв. выбраны не случайно. Именно в этот период в странах Западной Европы начался новый этап в развитии феодализма. Активно развивался процесс разделения ремесла и сельского хозяйства, продолжалось повсеместное переселение людей из деревни в новые кварталы растущих городов.

    Территориальные рамки обусловлены процессами,происходящими в Западной Европе.

    Методологическую базу работы составляет применение методов исторического исследования:    описательного метода, метода критического анализа, метода сравнительного анализа.

    Курсовая состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка источников и литературы.

    1. БРАК В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОРОДЕ

      1. Представление о браке.

    Средними веками называют исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Воззрения на институт брака и вообще на взаимоотношения полов пережили в этот период весьма глубокую эволюцию, которая содержала преодоление языческих представлений о браке и утверждение христианских. Католическая церковь «признала» брак довольно поздно. В раннее средневековье среди христиан пользовались наибольшим распространением взгляды на брак, сформулированные на основе новозаветных текстов св. Иеронима (347-430 гг.) и папой Григорием Великим (530-604 гг.). Эти отцы церкви видели в любом браке, прежде всего, повторение «первородного греха», совершенного прародителями рода человеческого Адамом и Евой. Поэтому любые брачные союзы решительно осуждались, и подлинно достойными христианами считались лишь те, кто отказывался от брака.

    Однако уже во времена св. Иеронима существовала и иная трактовка установлений Священного Писания, касающихся брака. Она принадлежала Блаженному Августину, епископу Гиппонскому (354-430 гг.). Признавая превосходство девственников над женатыми, Августин утверждал тем не менее, что в законном супружестве половой акт превращается из смертного греха в грех простительный, «ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Важно лишь, чтобы соитие совершалось не ради наслаждения, но только с целью рождения себе подобных, часть которых, ведя праведную жизнь, могла бы впоследствии заменить в раю падших ангелов. Эта концепция Августина была официально одобрена церковью сравнительно поздно - в начале XI века. И только тогда церковный брак стал шире распространяться в народных массах. Христианская концепция моногамного нерасторжимого брака получает признание в западноевропейских странах лишь в XII-XIII веках. Только в это время брак причисляется к основным христианским таинствам. В процедуру бракосочетания включается и церковное благословение. 

    До этого времени в европейских королевствах бытовали две матримониальные традиции - позднеантичная и древнегерманская. Ни одна из них не исключала одновременного существования двух - трех видов супружеских союзов. Они различались по своей престижности, но ни один из них не имел ничего общего с моногамным христианским браком. Знакомое нам понятие «брак» просто отсутствовало. Термином, который позднее служил для обозначения брака, называли в ту пору более или менее длительный супружеский половой союз, нередко сосуществовавший с какой-либо иной формой сожительства мужчин и женщин, также признанной в праве.

    Не было тогда и привычного для нас понятия «семья». В среде простолюдинов домохозяйственные группы сплошь да рядом включали, помимо супругов и их детей, родственников отца (или матери), а также временных сожительниц главы дома и их детей. Частенько «одним домом» жило несколько супружеских пар, связанных общим предком. Особенно был заметен приоритет кровнородственных связей перед матримониальными в среде аристократии. В принадлежащих знати замках супруги жили вместе с многочисленной свитой, включавшей, прежде всего, кровных родственников. Церковь участвовала в процедуре бракосочетания, как правило, только тогда, когда дело касалось королевских семей. Но и в королевских семьях вплоть до VIII в. словом «жена» могли назвать не только официальную супругу, но и других сожительниц короля. Браки же простолюдинов, да и многих знатных заключались по большей части без участия священника.  Для большинства современников церковная трактовка понятий «брак» и «жена» еще долгое время остается достаточно чуждой. Невозможность сочетать церковный брак с другими формами супружеских союзов или тем более нерасторжимость церковного брака казались не только непривычными, но и неоправданными.

    В среде знати, например, существовал давний обычай оставлять прежнюю жену, если представлялась возможность породниться с более знатным родом. Привлекательность более высокородных невест обусловливалась отнюдь не обязательно их большим богатством или особой близостью к королевскому двору. Не менее, если не более важным было то, что, согласно принятым представлениям, все основные достоинства человека - и особенно рыцарские доблести - считались врожденными качествами, передававшимися с кровью отца или матери. От выбора брачной партии или же от ее изменения зависела с этой точки зрения самая судьба рода, его благополучие и процветание. Запрет разводов препятствовал, таким образом, реализации некоторых укоренившихся представлений того времени. Поскольку в наибольшей мере эти представления были характерны для знати (хотя сходные идеи можно было встретить и у простолюдинов), церковная концепция брака с особенным трудом прививалась в среде аристократии. Но и сами клирики сплошь да рядом уклонялись от выполнения предписанного им канона безбрачия. Многие из них имели постоянных конкубин и детей. В общем, матримониальная практика XII-XIII вв., существенно отличаясь от более ранней формальным признанием приоритета церковной концепции, еще не предполагала всеобщего ее приятия.

    Помимо отказа от принципа моногамии, для массовой модели поведения было тогда характерно особое акцентирование плотского начала в браке. Даже среди богословов XII века еще не было единодушия в том, что следует признавать сутью брака - «согласие» на него (предполагавшее, по крайней мере, психологическую готовность к заключению данной брачной партии) или же подкрепление такого согласия плотским соитием. На практике же такое соитие долгое время исчерпывало эмоциональную сторону супружеских отношений. Отчасти это было связано с некоторыми общими чертами социальной психологии того времени. Люди вообще не считали нужным стесняться проявления чувств. Жаркие объятия, как и «потоки слез XI-XIII веков, гнев, страх, и ненависть, и пристрастие выражались неприкрыто и прямо. Хитрость и скрытность выступали скорее в качестве отклонения от нормы, чем правила. 

    Расшатывание прежних устоев ускорилось в период невиданной по масштабам эпидемии чумы, разразившейся во Франции в 1348-1349 гг. Продолжаясь с перерывами до середины XV века, она стоила Франции 30-40% ее населения. Пережившие «черную смерть» и жили, и чувствовали себя иначе, чем раньше. Многим из них, включая и лиц из имущих классов, пришлось покинуть насиженные места. На новом месте жизнь начиналась нередко как бы заново. Былые традиции жизни и быта нередко забывались. Этому способствовал и разрыв в преемственности поколений, вызванный гибелью в чуму многих старших возрастных групп во всех социальных классах. Психологический кризис усугублялся за счет многократно участившихся крестьянских восстаний, в ходе которых и их участники, и те, кто подавлял восстания, подталкивались к переосмыслению своих взглядов на мир. 

    Все это делает понятнее и отличия в мировидении наций конца XIV и XV веков от прошлого. В изменившейся картине мира гораздо резче проступали критические мотивы, подвергались сомнению многие прежние ценности. Тому, кто не был способен подняться над устоявшимися идеологическими штампами, главным средством исправления мира представлялось более жесткое выполнение традиционного канона.

    Необходимость изменения самого канона могла быть понята тогда очень немногими. В первую очередь это касается интеллектуальной элиты, способной возвыситься до гуманистической переоценки всей системы ценностей. Такая гуманистическая интеллигенция начала зарождаться во Франции и Италии. Хотя ее деятельность имела весьма ограниченные масштабы, свойственные ей представления нашли свое воплощение в литературе того времени.

    Эти констатации, касающиеся общей «расстановки сил» в социокультурном развитии наций конца XIV- начала XV в., помогают понять и различные варианты восприятия и трактовки брака в это время, отразившиеся в памятниках литературы.

    Для массовых подходов характерно безусловное приятие канона церковного брака. В отличие от предшествующего столетия, когда пережитки дохристианского брака еще продолжали играть роль и в представлениях о браке, и в матримониальной практике, в XIV-XV вв. моногамный церковный брак - единственная принятая в массовом сознании форма брака. Более того, большинство городского (да и сельского) населения демонстрирует ныне еще большую требовательность к соблюдению основных элементов брачного канона, чем официальные богословы. Церковь, например, не ставила в это время под сомнение возможность повторных браков, в том числе между пожилыми вдовцами и юными девушками или богатыми вдовами и сравнительно молодыми мужчинами.

    Столь же сурово осуждались городскими и сельскими массами прелюбодеяния супругов, особенно жен. В некоторых городах существовала своего рода «полиция нравов». Она действовала при поддержке населения. Возглавленные молодежными братствами жители подвергали осмеянию и женщин, уличенных в прелюбодеянии, и их обманутых мужей. Попытки неофициального развода супругов, при котором жены стремились проживать отдельно от их бывших мужей, нередко служили поводом для групповых изнасилований.

    Невыполнение канона моногамного брака воспринималось, таким образом, в массах как безусловное нарушение установленного порядка вещей. Это предполагало крайнюю нетерпимость по отношению к таким нарушениям на практике.

    Как свидетельствуют «Пятнадцать радостей брака», повторные браки встречались повсеместно, супружеские измены были обычным делом. Судя по другим памятникам XIV-XV вв., упоминаемым различными исследователями, конкубин и незаконнорожденных детей имел среди дворян и клириков едва ли не каждый пятый (или даже третий) мужчина. Во всех городах (и даже в больших деревнях) существовали публичные дома, принадлежавшие не только богатым собственникам, но и местным магистратам, королевским приближенным и даже аббатам и епископам. Они функционировали вполне открыто, занимали лучшие здания в центре поселения. Посещение проституток считалось нормальным явлением, не требующим сокрытия. Наоборот, молодой мужчина, не появлявшийся в публичном доме, порождал кривотолки, его могли заподозрить в том, что он болен или слишком стеснен в средствах. 

    Противоречие между моральным осуждением отклонений от брачного канона и терпимостью к его нарушениям было одним из парадоксов массового средневекового сознания. Корни этого парадокса - в одном из конститутивных средневековых представлений о неизбывном несовершенстве человеческой натуры. Согласно этим представлениям, устоять перед всеми соблазнами грешной плоти дано лишь избранным.

    Причины частого нарушения церковного брака не сводятся только к тому, что им можно было найти оправдание в принятой картине мира. Существовало немало сугубо прозаических жизненных обстоятельств, делавших таковые нарушения более или менее неизбежными. Начать с того, что, как и раньше, выбор брачной партии в большинстве случаев происходил без учета обоюдных склонностей супругов. Решающую роль играли либо воля старших родственников, либо желания жениха. В результате знатная родом, но бедная невеста становилась женой богатого горожанина или же обедневший дворянчик женился на богатой невесте из неблагородных. Невеста в обоих случаях была пассивной жертвой сложившихся обстоятельств.

    Большое значение имел и тот факт, что в XIV веке и особенно в XV, принятый, например, во Франции возраст первого брака мужчин в силу ряда обстоятельств повысился до 24-26 лет. (Девушки выходили тогда замуж между 15 и 21 годом.). Вследствие этого во всех социальных группах огромное число молодых людей в течение 10-12 лет после достижения половой зрелости оставались холостыми. Чем заметнее увеличивалась их доля, тем сложнее было их «умиротворение». Адюльтер, конкубинат, проституция выступали как некий «предохранительный клапан», защищавший «законный» брак от агрессивных поползновений холостяков. Это укрепляло тенденцию терпимого отношения основной массы населения к маргинальным формам половых отношений.

    Каждое время наполняет все ключевые явления человеческой жизни, в том числе брак, любовь, счастье и несчастье, своим неповторимым содержанием. Поэтому и представления людей различных исторических эпох об окружающем их мире, об основных ценностях жизни, о самих себе глубоко различны. Одна из задач исторической науки состоит как раз в том, чтобы раскрыть меняющийся смысл этих представлений и показать, как в зависимости от социального контекста переосмысливается вся совокупность человеческих радостей и горестей. Только при таком подходе можно понять подлинные мотивы, побуждающие мужчин и женщин далекого прошлого спешить с браком, сохранять (или не сохранять) супружескую верность, выбирать ту или иную партию в браке или оставаться холостяком.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта