Главная страница
Навигация по странице:

  • Акбар

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница49 из 66
    1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   66
    Глава Примерно с середины I тыс. н. э. глобальная цивилизация вступила во второй сверхдолгосрочный цикл своего исторического развития, охвативший полтора тысячелетия — до конца ХХ в. За это время сменили друг друга три мировые цивилизации (средневековая, раннеиндустриальная и индустриальная);
    два поколения локальных цивилизаций (е и едва социокультурных строя (идеациональный, то есть сверхчувственный, а затем чувственный прошли фазы распространения, господства, отступления, а в конце периода — возрождения мировых религий.
    Истории этого периода посвящены сотни и тысячи научных трудов, его изучали и еще будут изучать десятки научных школ. Наша задача в связи с этим более простая ив тоже время более сложная и нестандартная исследовать крупнейший этап истории человечества в трехмерном измерении — в одновременном развертывании глобальной, мировых и поколений локальных цивилизаций, во всей богатейшей палитре их генотипов, их взаимосвязей и наследственной изменчивости.

    581
    12.1.1. Средневековая цивилизация
    После долгого и мучительного переходного периода, сопутствовавшего смене исторических суперциклов, пришло время очередной, средневековой мировой цивилизации. Рассмотрим пути ее возникновения, характерные черты, этапы развития и признаки кризиса, наступившего, когда историческое время этой цивилизации истекло.
    Генезис феодализма. Этот процесс шел разными путями.
    Можно выделить несколько типов (моделей) формирования феодальной системы. Византийский путь, по которому пошла Восточная Римская империя. Она сумела сохранить все основные составляющие наследия античной цивилизации (сеть крупных городов, в экономике которых преобладали ремесло и торговля рабовладение в сочетании с общинным землевладением развитую культуру;
    сильное государство с развитой правовой системой, постепенно преобразуя их и наращивая элементы, свойственные феодальным отношениям. Более того, в конце IХ—Х в. в Византии даже произошло некоторое укрепление рабовладельческого уклада. Однако это не могло остановить распространение феодального строя.
    В городах складывались корпорации свободных ремесленников, купцов, моряков, владельцев кораблей. Развивались города,
    первую скрипку среди них играл Константинополь.
    Для Византии переход к средневековой мировой цивилизации оказался не столь болезненным процессом, как для других культур того времени. Однако длительное сохранение рабовладельческих отношений, преобладание консервативных элементов обусловило медленный прогресс переход к феодализму завершился лишь в XV в, Византия утратила лидерские позиции ив середине в. сошла с исторической сцены. Итальянский путь генезиса феодализма был весьма разрушительными тяжелым, зато более коротким, чем византийский.
    Ослабевший Рим стал отличной приманкой для варварских племен, которые совершали регулярные набеги на Италию, сжигая города, захватывая земли и устанавливая над ними свое владычество. Постепенно, смешиваясь с местным населением, они впитывали наследие античной цивилизации, преобразуя его на свой примитивный лад.
    Несмотря на то что варвары нанесли непоправимый урон Римской империи, в конечном счете они влили в нее свежую кровь.
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла

    580
    12.1. Мировые цивилизации второго исторического
    суперцикла
    У
    шедшие от нас полтора тысячелетия были периодом все ускоряющихся перемен. Темп исторического прогресса,
    замедлившийся в середине тыс. н. э, снова нарастал. Сокращались жизненные циклы сменявших друг друга мировых цивилизаций — средневековой, раннеиндустри- альной, индустриальной.
    Они имели много общих элементов в экономической, технологической, го- сударственно-политичес- кой и социокультурной структуре ив тоже время представляли собой последовательные этапы развития глобальной цивилизации, обогащения ее наследственного ядра.
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    не обязаны были выплачивать регулярную дань — это зачаточная форма феодальной ренты. Переход к феодальным отношениям позволил народам Восточной и Северной Европы значительно ускорить темпы своего цивилизационного развития и практически одновременно с народами Западной Европы создать сильные государства. Мусульманский путь генезиса раннефеодальной цивилизации связан с возникновением ислама (VII в. Догматы этой религии были взяты на вооружение многими народами Ближнего,
    Среднего Востока и Северной Африки и стали знаменем их стремительной территориальной экспансии. В VII в. арабы овладели
    Ближним Востоком, Ираном, Египтом, Средней Азией вначале в. распространили свое влияние в Испании, вначале в. заняли Крит, Мальту, Сицилию. Несмотря на то, что постоянные войны между мусульманами и христианами наносили немалый ущерб обеим сторонам, арабское завоевание имело и положительные стороны оно способствовало синтезу западной и восточной культур давало импульс развитию городов, торговли и ремесла;
    помогало становлению феодальных земельных отношений. Восточный путь к средневековой цивилизации был избран в Китае, Индии, Персии, Средней Азии. Здесь не было классической формы рабовладельческих отношений, свойственной античной цивилизации формирование феодальных отношений осуществлялось постепенно ив разнообразных формах.
    По мнению ИМ. Дьяконова
    , переход к феодализму в Китае завершился во II в. н. э. в эпоху Младшей династии Хань. Богатые землевладельцы (сильные дома) брали под патронат крестьянские хозяйства, получая с них доходы в натуральном виде (феодальную земельную ренту) и платя за них государственные налоги крестьяне становились лично зависимыми, прикреплялись к земле, подлежали суду сильных домов [62. — СВ Японии похожая система была внедрена значительно позднее св. там же. — СВ Индии переход от древних обществ к средневековой цивилизации произошел в V—VII вв. н. э. Доля рабского труда в экономике уменьшалась, многие рабы получили личную свободу, но сохраняли правовую зависимость от прежних владельцев. В тоже время большинство прежде свободных общинников превратились в феодально-зависимых крестьян. Часть земель раздавалась в наследственное владение или в кормление сановникам в виде награды за службу. Важную роль в феодализации общества сыгра-
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла

    582
    Вожди варварских племен становились крупными, а простые воины мелкими свободными землевладельцами положение последних мало чем отличалось от положения колонов. Городские ремесленники и торговцы, сократившие на время объемы производства и потерявшие прежних крупных заказчиков, постепенно находили новых покупателей, восстанавливали торговые связи, активно используя великие торговые пути по реками морям. На Апеннинском полуострове феодальные отношения в основном утвердились к Х в. Отличием же их от феодализма в большинстве других стран Европы было то, что на территории Италии не было единого государства с сильным центром. Французский путь к феодализму был присущ ряду государств, образованных на основе бывших римских провинций. Эти страны восприняли некоторые достижения Античности (в том числе производственные технологии и систему права, но сохранили элементы общинно-родового строя. Вожди племенных объединений раздавали своим приближенным (вассалам) земли в наследное владение с условием, что те будут выполнять ряд обязанностей собирать воинские отряды для защиты своего сюзерена,
    отдавать ему определенную часть дохода, полученного отведения хозяйства, осуществлять административное управление вверенными им территориями. Подобные земли, полученные во владение на условиях несения службы хозяину, и назывались феодами.
    Крупные же вассалы распределяли землю между мелкими, формировалась система вассалитета. В итоге получалось, что у каждого земельного участка есть несколько носителей владельческих прав, возникала так называемая иерархическая лестница феода.
    При этом сами земледельцы, крестьяне, былине собственниками,
    а лишь держателями своих земельных наделов, постепенно попадая в поземельную и правовую зависимость от крупных землевладельцев. Скандинавско-русский путь, как следует из его названия,
    был характерен для народов, на землях которых по разным причинам не сложилось развитой системы рабовладения. Эти народы переходили непосредственно от первобытно-общинного строя в его развитом, модифицированном применительно к технике железного века виде) к феодализму. Племенные вожди и военные предводители (князья, конунги и т. д) и их ближайшие соратники
    (дружинники) превращались в землевладельцев-феодалов, а бывшие свободные общинники — в зависимых крестьян. Первоначально общинная собственность на землю сохранялась, но крестья-
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    В Х в, на закате Средневековья, мир всколыхнула новая,
    но уже не столь сильная волна переселений. С Востока в Среднюю Азию, Закавказье, Восточную и Центральную Европу хлынули монголы. Из Западной Европы поток крестоносцев и паломников направился на Ближний Восток, в Византийскую империю, славянские государства (рис. 12.2
    ). Нос утверждением раннеиндустриальной цивилизации все пришло в норму. Период расцвета каждой мировой цивилизации характеризуется большей стабильностью населения, хотя и не исключает внешней экспансии, войн за завоевание новых территорий. Яркие тому примеры — завоевание Нового Света, становление Британской империи, системы колониализма XVIII—XIX вв.
    Характерные признаки средневековой цивилизации. Каковы характерные признаки Средневековья, каков его вклад в историческое, материальное, экономическое и духовное наследие человечества. Это был период господства мировых религий
    — христианства, мусульманства, буддизма, индуизма. Религии стали доминирующим фактором в развитии общества. Их воздействие на цивилизационный прогресс оказалось противоречивым. С одной стороны, религия выступала как интегратор (в условиях феодальной раздробленности) и стабилизатор общества, единая оболочка формирования, по выражению Ф. Броделя, мир-экономика на целых континентах с ускоренным развитием рыночных отношений. Она поддерживала развитие культуры (пусть даже только тех ее направлений, которые были необходимы для ее пропаганды, — теологии, риторики, духовной музыки, архитектуры храмов).
    Однако факт остается фактом религиозный диктат сковывал свободную мысль, тормозил развитие науки, становился причиной фундаменталистской нетерпимости, желания уничтожить
    «неверных». Множество войн того времени было прямо или косвенно инициировано церковью. Самый яркий пример — восемь
    Крестовых походов (с 1096 по 1270 г, вовремя которых были разрушены десятки городов, погибли сотни тысяч людей. Однако
    Крестовые походы способствовали оживлению средиземноморской торговли и судоходства, освоению европейскими странами многих технических и культурных достижений Востока. Вторая отличительная черта средневековой цивилизации большая личная свобода и экономическая заинтересованность
    в труде крестьян и городских ремесленников по сравнению с жестким внеэкономическим принуждением рабов. Многоступенчатая,
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла

    584
    ли монастыри, владевшие обширными хозяйствами и прикрепленными к земле крестьянами. Особенностью Индии было сохранение в средневековый период сословно-кастовой системы (претерпевшей некоторую модификацию).
    В Иране начало феодальным отношениям было положено в период Сасанидской империи (III—VII вв.), когда утвердились магнатское землевладение, деление общества на сословия и зависимость крестьянства.
    Таким образом, переход ко второй триаде цивилизаций характеризуется разнообразием форм, широтой охвата и множественностью направлений, а также сближением уровней развития многих локальных цивилизаций, которые примерно водно и тоже время подошли к очередной исторической ступени — средневековой цивилизации,
    охватившей обширную зону населенной части планеты.
    Великие переселения народов. В период становления средневековой цивилизации (IV—VII вв.) особенно ярко проявилась закономерность, выражающаяся в резком усилении подвижности населения, массовом переселении народов на рубеже эпох. Увеличение численности населения и, следовательно, быстрое уничтожение природных ресурсов на уже освоенных территориях, военные столкновения вынуждали огромные массы людей отправляться за тысячи километров в поисках лучших земель. Огромных масштабов подвижность населения достигла при переходе от Античности к Средневековью. Это время таки называется — эпоха
    Великого переселения народов. Волна за волной на ослабевшую
    Римскую империю накатывали с Востока и Севера племена варваров готов, гуннов, вандалов, бургундов, англов, саксов, аваров,
    венгров… Эти и многие другие племена находились на стадии становления раннеклассового общества, но уже овладели военной техникой железного века, что помогало им отвоевывать у Рима все новые земли (рис. Завоеватели грабили и разрушали города и села, убивали их жителей, брали огромную дань с покоренных народов, уничтожали памятники культуры. Нов конечном итоге варвары оседали на завоеванных землях, основывали там свои государства и со временем ассимилировались среди местных жителей, перенимая (в примитивном виде) их обычаи и культуру. Конечно, по сравнению с высоким уровнем Античности это был регресс. Однако сточки зрения истории человечества — прогресс нужно было отступить на шаг назад, чтобы затем сделать два шага вперед — к средневековой цивилизации.
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла
    586
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Рисунок Нашествия на Европу. Х вв. н. э.
    Источник: [242. — С. 150—151].
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла
    588
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Рисунок Экспансия Запада. XI—XII вв. н. э.
    Источник: [242. — С. 152—153].
    сколько веков дали жизнь Арабскому халифату — при династиях
    Омейядов (661—750 гг., столица — Дамаск) и Аббасидов (750—
    1258 гг., столица — Багдад. Огромных размеров достигла Монгольская империя, начало которой было положено завоеваниями
    Чингисхана (1155—1227). Одна из наследниц его империи — Золотая Орда — простиралась от Иртыша до Крыма, низовьев Днепра и Дуная, русские княжества платили ей дань до конца XV в. В Индии более трех столетий, с 1526 по 1858 г, просуществовала империя Великих Моголов, выдающимся представителем которой был Акбар, осуществивший ряд радикальных экономических и политических преобразований.
    Торгово-политические союзы формировались в Европе, которой, как отмечает Ф. Бродель, в этот период была присуща бипо- лярность. Лидером первой группы стран Центральной и Северной
    Европы был Брюгге (затем Любек. Торговые пути ганзейских городов пролегали по всему миру, что способствовало их процветанию. Другую группу возглавляли итальянские города, могущественные Венецианская и Генуэзская республики, постоянно воевавшие за верховенство в регионе. Венеция, благодаря мощному флоту, развитым торговле и ремеслам, богатой культуре, распространила свое влияние почти на всю Западную Европу, Средиземноморье. Венеция была моделью формирования рыночной инфраструктуры и относительно демократического политического строя, терпимого к различным вероисповеданиям. Именно здесь появились зачатки капитализма. В плане технического развития средневековая цивилизация не совершила прорывов, подобных тем, что были сделаны в эпоху раннеклассовой цивилизации. Земледельческая техника,
    хотя и предполагала трехполье и применение улучшенного плуга,
    развивалась медленно. Основой энергетики ремесла стала революция мельниц — ветряных и водяных. К крупным нововведениям той эпохи можно отнести использование бумаги и пороха, развитие производства часов, оптических линз и цветного стекла. Использование компаса и кормового руля расширило возможности судоходства. Несмотря на бесконечные войны и религиозные преследования, в эпоху Средневековья существенно улучшились условия

    жизни людей, особенно в городах. Этому способствовали прогресс земледельческой, ремесленной, строительной и транспортной техники, энергетическая революция. Быстро увеличивалась численность населения. Так, в Европе она выросла с 27 млн чело-
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла

    590
    иерархическая собственность на землю и прикрепление к ней в той или иной форме крестьян составили преобладающий фон экономических отношений в деревне. Отсюда почти ничем неограниченные права сюзерена, многочисленные феодальные поборы и повинности, вызывавшие крестьянские восстания. Аналогом феодализма в городах была жесткая регламентация работы в ремесленных цехах и купеческих гильдиях.
    Города становились очагами свободомыслия и источниками разнообразных религиозных течений (считавшихся ересями и преследовавшихся, центрами торговли и науки. Здесь же с появлением университетов началась и очередная революция в образовании. Наибольших успехов в Средние века достигли города-государ- ства на севере Италии — Венеция, Генуя и Флоренция, где утвердился республиканский строй. Венеция и Генуя боролись между собой за владычество на морях, образовали ряд колоний на побережье Средиземного и Черного морей, а через них торговали со странами Востока. Венецианцы, разбогатевшие на торговле, имели возможность украшать свой город на воде уникальными дворцами и храмами, и поныне являющимися мировым культурным достоянием. Флоренция, не имевшая выхода к морю, развивалась за счет ремесла (здесь впервые в мире возникли шерстяные мануфактуры прославилась архитектурой, изобразительным искусством;
    стала одним из центров итальянского Ренессанса. Расширение торговли, переход крыночной экономике, очередной демографический подъем были обусловлены не только развитием ремесел, достижениями цеховой организации производства,
    но и прогрессом земледельческой техники, усовершенствованием конного плуга, распространением трехпольного севооборота. В сфере политики характерной чертой средневековой цивилизации была борьба феодальных монархий со своевластием

    многочисленных вассалов, феодальной раздробленностью, порождавшая бесчисленные войны.
    Место мировых империй античного общества, основой могущества которых являлись военные завоевания, заняли торгово-по- литические империи и союзы, поддерживаемые той или иной религией. Идеологическим фундаментом Византийской империи была православная ветвь христианства. На базе западной, католической, его ветви неоднократно предпринимались попытки возродить Священную Римскую империю. Крупные средневековые империи возникли на Востоке. Мусульманские завоевания на не-
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций

    1   ...   45   46   47   48   49   50   51   52   ...   66


    написать администратору сайта