Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
524 ных столкновений привели к появлению слоя людей, которые взяли на себя управление общими делами племени, союза племен, города, защиту собственности от посягательств, разрешение споров и конфликтов внутри общества, охрану страны от нападений извне. Государственный аппарат, выделившийся из общества, включал несколько ветвей верховную власть — фараона, царя, императора опиравшуюся на группу приближенных, отвечавших за определенные виды деятельности (министров, визирей, наместников в регионах, сборщиков налогов и т. д судебную власть — судей, полицейских, тюремщиков военную власть — военачальников, вооруженные отряды, которые наряду с внешними функциями (защита от набегов, нападение на соседние страны и племена) выполняли и внутренние (подавление восстаний. Возникновение государства и права было огромным шагом вперед в развитии общества. Функции государства и права не сводятся к классовому насилию, они богаче и разнообразнее. Во-первых, увеличение численности населения и его социальная стратификация делали необходимым упорядочение социальных отношений, устранение правового хаоса, ослабление права сильного. Не только племенная верхушка, ставшая обладателем значительных богатств, но и рядовые земледельцы, скотоводы, ремесленники нуждались в защите своего имущества. Для этого недостаточно было тысячелетиями складывавшегося механизма общинного самоуправления и освященных веками традиций они не предусматривали вновь возникших, противоречащих общинному строю отношений. Государство взяло на себя организацию некоторых общественных работ — строительство и поддержание ирригационных сооружений, дворцов, храмов, систем водоснабжения и т. п. Это способствовало расширению государственной собственности. Во-вторых, общественный прогресс привел к образованию классов, сословий и т. п. Привилегированные слои нуждались в защите от посягательств большинства членов общества, лишенных этих привилегий либо эксплуатируемых. Поэтому важной функцией государства и права становилось утверждение и защита социальных отношений, имущественного расслоения, регулирование товарно-денежных, рыночных отношений. Государство стало инструментом закрепления классового господства, сословных привилегий. В-третьих, это защита от внешних посягательств. С увеличением плотности населения и накоплением богатства участились ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций 527 ных сооружений (самым крупным из которых стала Великая Китайская стена. 11.2.5. Духовная жизнь древних обществ Ни один из исторических процессов в древних цивилизациях не может сравниться по достигнутым результатам с развитием духовного мира человека. В эпоху неолита вступил дикарь с весьма смутными представлениями об окружающем мире и о самом себе; с зачатками культуры, выражавшимися в наскальных рисунках и ритуальных танцах с примитивным анимизмом. Античный век заканчивал цивилизованный человек, имевший в своем интеллектуальном багаже целую систему научных знаний и этических норм, религиозных воззрений человек, достигший удивительных высот в искусстве. Первые витки спирали научного познания. Эмпирическая основа естественных и многих технических наук была заложена в период неолита можно говорить о зачатках прикладных наук. Осваивая земледелие и скотоводство, разнообразные виды ремесел (изготовление орудий труда, глиняных сосудов, одежды, украшений, строя дома и поселения, врачуя болезни, члены неолитических общин накапливали также знания о движении небесных светил, солнечных и лунных циклах, смене времен года (что позволило создать первые календари, учились считать и измерять (зачатки математики, познавали свойства воды, огня, различных материалов (эмпирическая основа для возникновения физики, механики, химии, знакомились с повадками живых существ и собственным организмом (биология, медицина. В процессе практической деятельности формировалась исходная база для технических наук — материаловедения, сельского хозяйства, архитектуры. Цивилизация бронзового века, многократно расширив сферу деятельности человека, заложила основы целой гаммы прикладных наук, выделила группы людей (преимущественно жрецов), которые профессионально занимались наблюдениями и обобщениями знаний. Для того чтобы заниматься ирригационным земледелием и мореходством, люди должны были разбираться в суточных и годовых циклах, в движении Луны и звезд. Ведение хозяйства, сооружение дворцов, храмов, пирамид опиралось на развитую систему счета и измерений (арифметика, геометрия), эмпирические основы физики, химии, материаловедения и агро- Глава Цивилизации древности 526 это было гражданство для избранных. Бесправными оставались рабы, ограниченными правами обладали отпущенники, колоны, иноземцы. Был отработан механизм управления государствами и мировыми империями, довольно сложными по своему составу. Так, в Римской империи во главе каждой провинции стояли наместники прокуратор, подчинявшиеся императору. Экономическое единство обеспечивалось единством денежной системы — золотого ауреса (25 серебряных динариев, 100 латунных сестерциев). Знаменитые римские дороги общей протяженностью 150 тыс. км в основании — большие каменные плиты, на которых большой слой гравия ширина дорог — 4—5 м) помогали быстро перебрасывать войска, товары, почту, служили транспортными артериями единой империи. Войны в Древнем мире. Хотя вооруженные столкновения между общинами и племенами за обладание лучшими землями, пастбищами, богатствами периодически случались ив неолите, и до него, однако война как социально-экономическое явление, как функция, осуществляемая профессиональными войсками, появилась лишь вместе с государствами и локальными цивилизациями. В таком понимании войнам свыше пяти тысяч лет. В рабовладельческом обществе война была одной из важнейших функций государства, обусловленной экономически и политически. Войны были нужны для пополнения армии рабов, захвата территорий и богатств, обороны от нападений извне. Чаще всего боевые действия велись в густонаселенных регионах мира, на территориях, где возникли первые государства и цивилизации. Периодически возникали конфликты с участием армии и внутри государств — при подавлении восстаний рабов, столкновениях враждующих политических групп и этносов. Не следует полагать, что войны велись постоянно и были чрезвычайно кровопролитными. Исследования П. Сорокина показали, что мирных лет в Древней Греции и Древнем Риме, как правило, было больше, чем военных, а число жертв (убитых и раненых) не превышало 4,4—7,6% численности армии [183. — С. 632]. Войны стимулировали создание новых видов вооружений, оборонительных сооружений. Но они же отвлекали от производительного труда наиболее активную часть общества, становились причиной уничтожения памятников культуры, гибели мирного населения. Возникла военная экономика — производство вооружений, снабжение армии, строительство крепостей, оборонитель- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Культура древних обществ. Величайшим наследием духовного мира древних обществ служит культура — царственные пирамиды, прекрасные скульптуры, бессмертные литературные произведения. До наших дней дошла лишь небольшая доля духовного богатства, созданного в период юности человечества, но и то, что сохранилось, не перестает нас удивлять. Предпосылки для взлета культуры создавались в эпоху неолита, хотя до наших дней дошли считанные единицы памятников культуры того времени. Концентрация немногочисленных общин в поселениях и первых городах, начало оседлого образа жизни, увеличение производительности труда, появление у людей свободного времени — все это дало толчок к развитию неолитического искусства. Оно находило выражение в украшении жилищ, росписи стен храмов, поверхностей керамических сосудов. Новые возможности для становления культуры и искусства как самостоятельного вида деятельности в системе разделения труда были открыты в бронзовом веке ив полной мере использованы в железном веке. Это был подлинный взлет культуры, многочисленные памятники которой сохранились на всех материках, но больше всего их на территории древних Месопотамии, Египта, Греции, Рима, Персии, Индии и Китая — мировых центров культуры того времени. Городская революция начала бронзового века открыла дорогу для сооружения архитектурных памятников — храмов, дворцов, усыпальниц, а затем и театров, общественных зданий. Многие поколения людей восхищают огромные размеры и роскошь дворцов ассирийских царей в Ниневии, критских правителей в Кноссе, дворцы и храмы античной цивилизации. Одним из наиболее величественных был комплекс зданий афинского Акрополя, построенный Фидием при Перикле в середине V в. дон. э. Стремясь увековечить свои деяния, правители древности выделяли огромные средства на сооружение собственных усыпальниц. Наиболее известные — египетские пирамиды. Пирамида Хеопса, высота которой 146 м, а длина основания каждой граним, сложена из 2,3 млн каменных плит. Большое место в культурном наследии Древнего мира, сохранившемся до наших дней, занимает искусство ваяния. Скульптурами украшали дворцы, храмы, центральные площади городов. В бронзовом веке сооружались огромные статуи, прославлявшие богов, фараонов, царей. Один из всемирно известных шедевров скульптурный портрет царицы Нефертити, хранящийся в музее Глава Цивилизации древности 528 номии, строительной науки. Выплавка меди и бронзы заложила основы металлургии. Прогресс военной техники базировался на эмпирическом освоении законов механики. Значительные шаги были сделаны в области практической медицины, познания анатомии человеческого тела. Бронзовый век дал толчок к зарождению общественных наук: прикладной экономики и статистики (ведение царского хозяйства, географии, этнографии, языкознания. Изобретение письменности позволило фиксировать события, накапливать исторические факты, передавать знания из поколения в поколение. Подлинный прорыв в познании произошел в античном обществе. В VI—III вв. дон. э. на основе накопленных знаний в Древней Греции произошла научная революция, содержание которой состояло в формировании системы научных взглядов. Назовем лишь крупнейшие научные достижения того периода материализм Фалеса, диалектику Гераклита, философские системы Сократа и Платона, атомистическую теорию Демокрита и Эпикура, математику Пифагора и Евклида, механику Архимеда, медицину Гиппократа, географические работы Аристофана и Стратона, исторические труды Геродота. Вершиной науки того периода стала натурфилософия Аристотеля, включавшая основы биологии, логики, элементы политической экономии и других наук. Была создана первая система естественных наук, заложены основы технических и общественных наук. Немалый вклад в формирование и развитие научного познания внесли локальные цивилизации Востока, прежде всего Китая. Отметим философское и этическое учение Конфуция школы «странствующих ученых в академии Цзися — столице царства Ци; учение Мо-Цзы о всеобщей любви и основанном на нем идеальном государстве даосизм сего возвеличиванием гармонии мира и представлением об идеальном государе, который правит путем «недеяния», не мешая естественному ходу событий. Наивысшего расцвета наука Древней Индии достигла в гупт- скую эпоху, в III—V вв. н. э. Выдающимся достижением индийской математики явилось создание десятичной позиционной системы счисления. Таким образом, античный мир прошел первую длительную спираль познания, в итоге которой человек, реализуя потенциал своего интеллекта, проник в тайны природы, создал систему наук, составляющую фундамент величественного здания современной науки. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций профессиями требовались специальные знания. Создавались учебные заведения, где не только обучали молодежь, но и составляли священные книги, проводили изыскания в области медицины. Подъему творчества, расцвету свободной мысли в Афинах способствовали школы философов — неформальные кружки молодежи, собиравшиеся вокруг выдающихся мыслителей. В свободных диалогах передавались накопленные знания и рождались новые идеи, ученики обучались искусству познания и рассуждений. Наиболее известны школа Сократа, Академия Платона и Лицей Аристотеля. Большое внимание уделялось образованию в Древнем Китае, где основное время отводилось изучению иероглифов и конфуцианской философии. В 124 г. дон. э. ханьский император Уди учредил столичную школу. Учащиеся школы, выдержавшие выпускные экзамены, получали назначения на административные должности по всей стране. Так впервые в мире была создана государственная система подготовки чиновников. Таким образом, первая революция в образовании вызвала к жизни новый специализированный вид деятельности, который помогал подрастающему поколению овладевать основами грамоты, науки, культуры, управления, воинского дела. Однако эта система образования распространялась лишь среди обеспеченных слоев населения, действовала в течение небольшого периода жизни человека и отличалась чрезвычайной пестротой в разных странах. Для подавляющего большинства населения основной формой овладения необходимым минимумом знаний и практических навыков оставались семья и участие в трудовой деятельности. Нравственность и религия в древних обществах. Осевое время. В период неолита нравственные нормы и религиозные воззрения были тесно переплетены, дополняли и подкрепляли друг друга. Выработанные веками, медленно менявшиеся правила вну- триобщинного поведения аргументировались ссылками на волю и требования высших, неподвластных человеку сил, которые наказывают человека за нарушение этих требований. Первобытный человек жил в постоянном страхе нарушить множество запретов (табу) и понести жестокое наказание. Поскольку опасностей (нападений животных и врагов, болезней, стихийных бедствий, голода и т. п) ему грозило великое множество, а число божеств было весьма значительно, то человек стремился умилостивить их с помощью обрядов, ритуальных танцев, жертвоприношений. Господствовало обожествление природы (анимизм). Глава Цивилизации древности 530 в Берлине. В Древней Греции создавались прекрасные мраморные статуи, часть которых дошла до нас в подлинниках или римских копиях. В древних обществах было развито устное творчество, создавались литературные произведения, предания, мифы, поэмы ярчайшими памятниками такого рода являются поэмы «Илиада» и Одиссея Гомера, Библия, включившая ряд древних литературных произведений, песнопения индийских Вед. Появляются и авторские произведения, которые стали важнейшими источниками сведений об истории, культуре, религии древних народов. Формирование системы образования. Колоссальный рост знаний, навыков и культурного наследия, которые нужно было освоить каждому последующему поколению, потребовал радикальных перемен в процессах воспитания и обучения. В эпоху неолита обучение в основном происходило в семье, трудовое обучение органически включалось в нарождавшееся общественное и профессиональное разделение труда. Ребенок с детства наблюдал природные явления, включался в жизнь своей семьи, общины. Подрастая, он начинал работать дома, а затем на поле, занимался ремеслом, выполняя простейшие или вспомогательные операции. Обрядом посвящения во взрослые отмечался период, когда подросток, овладевший необходимым минимумом знаний и навыков и сдав своеобразный экзамен перед взрослыми членами семьи или общины, становился полноправным ее членом охотником, воином, землепашцем, скотоводом, ремесленником. Положение изменилось наследующих этапах развития древних цивилизаций. Произошло отделение умственного труда от физического, соответственно, появились два направления в образовании. Для работников физического труда процесс обучения по- прежнему был неотделим от производства. В тоже время для подготовки работников умственного труда потребовалось создать школы философов, писцов, жрецов. Появились люди, профессионально занимавшиеся обучением подрастающего поколения. Возникли первые учебные заведения. Это было первой революцией в образовании. Развитию процесса обучения способствовало создание письменности. Для освоения грамоты нужны были особые системы обучения учителя, владеющие навыками передачи знаний учебные пособия. Школы писцов, другие учебные заведения существовали в Древнем Египте, поскольку для овладения разнообразными ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Переворот в этой сфере произошел на рубеже новой эры. К. Ясперс назвал этот период осевым временем. Главное содержание данного переворота — формирование мировых религий (буддизма, христианства, иудаизма, а чуть позднее — ислама. Возникновение мировых религий было исторической необходимостью, оно имело глубокие причины. К. Ясперс подчеркивал Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около лет дон. эк тому духовному процессу, который шел между и 200 гг. дон. э. Тогда произошел самый резкий поворот вис- тории. Появился человек такого типа, который сохранился и посей день… В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и посей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей… В осевое время произошло открытие того, что стало называться разумом и личностью. Это время начала кризиса первой триады цивилизаций первого исторического суперцикла. Численность жителей планеты значительно возросла, а темпы роста производства замедлились. Росло недовольство угнетенных масс, которые стремились искать общие духовные интересы вне потерявших прежнюю силу разрозненных политических религий, на которые опиралась слабеющая центральная власть. Аморальность господствующих слоев и их ближайшего окружения стала очевидной для всех. Это тоже заставляло людей искать новые идеалы и нормы нравственности. Основные сдвиги в структуре общества в течение первого исторического суперцикла — трех первых мировых цивилизаций показаны в табл. 11.1. 11.3. Локальные цивилизации в Древнем мире Пять с лишним тысячелетий назад, в конце IV тыс. дон. э., на базе крупных государств и государственных объединений в густонаселенной части планеты начали формироваться первые локальные цивилизации. Их число в эпохи раннеклассовой и античной мировых цивилизаций превысило десяток, сменилось два их поколения. Некоторые цивилизации были недолговечны и вскоре сошли с исторической арены, другие, пройдя Глава Цивилизации древности 532 Культ предков подкреплялся строгим следованием завещанным ими правилами наказанием отступников. Это было неизбежными необходимым, так передавался накопленный множеством поколений опыт, без которого невозможно было выжить. Нота- кой подход сковывал новаторство, а значит, тормозил прогресс. Жрецы, которые следили за соблюдением религиозно-этических правили обрядов, выполняли полезную функцию, собирая крупицы накопленного опыта. Да и все сферы духовной жизни познание, искусство, образование, этика, религия — были еще неразделимы. Возросшая с переходом к производящему хозяйству независимость человека от природы, социальная дифференциация, деление на классы, появление государства и права, углубление разделения труда не могли не изменить картины мира. Единый до этого поток духовной жизни отделился от материального производства и разбился на несколько самостоятельных, хотя и взаимосвязанных, ручейков — функций, выполнявшихся особыми группами людей. Изменилось и содержание правил поведения. То, что было несовместимо с общинной жизнью и строго каралось (захват общинной собственности, угнетение, а то и превращение соплеменника в раба, теперь подкреплялось новыми религиозными нормами и этическими правилами не укради, не пожелай добра ближнего своего. Обособленная группа служителей культа требовала выделения для себя значительной доли произведенного продукта и захваченных трофеев. Наряду с государственной властью появилась власть религиозная, нередко вступавшая в противоречие с первой. Происшедший на заре раннеклассовой цивилизации переворот в области религии и этики радикально изменил содержание и функции этих сфер духовной жизни и на тысячелетия определил пути их дальнейшего развития. Наиболее близкой к человеку, соединенной сего повседневной жизнью, была религия и мифология древних греков. Населявшая мифический Олимп семья богов была построена по образу и подобию общины с развитым разделением труда она имела своего повелителя (Зевса божеств, занимавшихся особыми видами деятельности (охотой, войной, торговлей и т. п каждая община имела своего бога-покровителя. Бессмертные боги ссорились между собой, вмешивались в земные дела, вступали в браки со смертными, заботились о своих детях. Служение богам требовало жертвоприношений и строительства величественных храмов. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Переворот в этой сфере произошел на рубеже новой эры. К. Ясперс назвал этот период осевым временем. Главное содержание данного переворота — формирование мировых религий (буддизма, христианства, иудаизма, а чуть позднее — ислама. Возникновение мировых религий было исторической необходимостью, оно имело глубокие причины. К. Ясперс подчеркивал Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около лет дон. эк тому духовному процессу, который шел между и 200 гг. дон. э. Тогда произошел самый резкий поворот вис- тории. Появился человек такого типа, который сохранился и посей день… В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и посей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей… В осевое время произошло открытие того, что стало называться разумом и личностью. Это время начала кризиса первой триады цивилизаций первого исторического суперцикла. Численность жителей планеты значительно возросла, а темпы роста производства замедлились. Росло недовольство угнетенных масс, которые стремились искать общие духовные интересы вне потерявших прежнюю силу разрозненных политических религий, на которые опиралась слабеющая центральная власть. Аморальность господствующих слоев и их ближайшего окружения стала очевидной для всех. Это тоже заставляло людей искать новые идеалы и нормы нравственности. Основные сдвиги в структуре общества в течение первого исторического суперцикла — трех первых мировых цивилизаций показаны в табл. 11.1. |