Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.1. 4. Античная мировая цивилизация железный век)

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница42 из 66
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   66
    496
    и многофункциональном обществе, выполняя важные экономические функции по защите частной собственности, регулированию рыночных отношений, строительству и поддержанию оросительных систем, сбору налогов и податей. Эти функции государство осуществляло с помощью права — системы обязательных, поддерживаемых угрозой наказания норм поведения и взаимоотношений людей в различных сферах. Появились первые кодифицированные нормы права, такие как судебник Шульги, законы Хаммура- пи. Возникли специальные социальные институты для поддержания правовых норм суды, полиция, фискальные службы. Однако разделения ветвей власти не было вся она принадлежала верховному властителю, считавшемуся наместником бога на земле. Развитие городов, рынка и духовной сферы. Событием все- мирно-исторического значения в эту эпоху стало создание сети
    городов, численность населения которых быстро возрастала, формирование административных центров возникших государств, их укрепление для защиты вовремя войн и чужеземных набегов. В крупных городах жили десятки тысяч человек. Так, город
    Махенджо-Даро (Индия) занимал площадь 2,5 кв. км и насчитывал до 100 тыс. жителей. В нем были построены хорошо укрепленная цитадель и жилые кварталы, зернохранилища, система водоснабжения и канализации. Скопление большого количества жителей в городах становилось импульсом для дальнейшего развития строительства и ремесла, развития обмена, формирования разносторонней городской культуры. Каждое государство стремилось сделать свою столицу крупным экономическим, культурным, религиозным центром. И поныне поражают воображение величественные сооружения в городах той эпохи — крепости, дворцы, храмы. При этом большинство людей жили в лачугах и глинобитных мазанках. Развитие регулярного обмена потребовало создания всеобщего эквивалента стоимости разнообразных товаров, в котором находила бы свое выражение, материализовалась их ценность. Испытав множество претендентов на эту роль (связки раковин, скот и т. п.),
    человечество в эпоху бронзы закрепило функции меры стоимости,
    средства обращения и накопления за металлическими деньгами золотом, а затем и серебром. Расширились масштабы и усложнилась структура воспроизводства, возросла его организованность. Этого требовала логика регулирования оросительных систем в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. Структура воспроизводства стала иерархичной: низовой уровень занимала земледельческая,
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Резкий подъем производительности труда, увеличение прибавочного продукта как результат применения более дешевых и эффективных железных орудий создали экономические условия для того, чтобы часть свободных граждан могла заниматься только умственным трудом — философией, искусством, политикой, историей. В античную эпоху были созданы величайшие шедевры искусства в сфере ваяния и зодчества, поэзии и драматургии, которые и поныне остаются непревзойденными образцами для поколений художественной интеллигенции. Крупнейшей инновацией того периода стало формирование системы абстрактных наук — философии (которая приобрела всеобъемлющий характер, астрономии, математики, механики, медицины, истории, права, экономики. Открылись многочисленные школы философов, Академия Платона, Лицей Аристотеля, Александрийский музей. Сложилась система специализированного обучения молодежи наукам, искусству, разнообразным ремеслам,
    военному делу (от школ философов до школ гладиаторов. Однако на занятиях теория почти не подкреплялась практикой абстрактная наука была оторвана от технической (хотя тот период отмечен немалым числом крупных изобретений. Такая ситуация на этапе становления науки была неизбежной. Развитие духовной сферы в период античной цивилизации заложило основы мировых религий, стало причиной постепенного перехода от политеизма к монотеизму, что во многом было обусловлено кризисом античности, усилением централизации в сфере экономики и политики. Это касается многих цивилизаций того времени. Так, в Индии в VI—V вв. дон. э. возник буддизм. В восточных провинциях Римской империи в I в. н. э. зародилось христианство, которое, после периода гонений, в IV в. н. э. стало государственной религией. Мировые религии упорядочивали сферу идеологии, оказывали влияние на другие области духовной жизни ив тоже время становились важным интеграционным фактором,
    способствуя диалогу разных народов и государств, принадлежавших к одной вере. Экономика античного общества. Экономика античного общества была многоукладной, а удельный вес каждого из укладов в разных локальных цивилизациях — неодинаковыми менялся со временем. Преобладающим укладом в цивилизациях Средиземноморья и Двуречья был рабовладельческий. В рабов превращали не только военнопленных и захваченных вовремя военных походов Глава Цивилизации древности

    498
    Раннеклассовая цивилизация имела свои пределы и географические границы. Привязанные к долинам плодородных рек, к естественным месторождениям бронзы и олова, необходимых для изготовления орудий труда, к необходимости постоянно пополнять ресурсы трудовой силы путем захвата рабов-иноземцев, рабовладельческие государства древности уже не в силах были удовлетворять потребности населения, особенно знати. Раздоры и борьба за власть внутри правящей верхушки, куда входили и жрецы, ослабляли единство и военную мощь государств. Постоянные войны и непосильные налоги подорвали производственные возможности мелких собственников крестьян, ремесленников и торговцев. Ирригационные системы приходили в упадок, земли засолялись,
    падала урожайность, сокращался естественный прирост населения. Государства, бывшие центрами раннеклассовой цивилизации,
    теряли экономическое и военное могущество, распадались на части, погибали под ударами агрессивных соседей. Расширение пределов населенного мира, освоение орудий труда и оружия из железа, распространение богарного земледелия стали причиной появления новых очагов исторического прогресса, где и произошло становление античной мировой цивилизации, го поколения локальных цивилизаций.
    11.1. 4. Античная мировая цивилизация железный век)
    Античная цивилизация — пик первой цивилизационной волны в истории человечества, время нелегкой, но прекрасной его юности, когда сформировался его генотип во всем богатстве и разнообразии составляющих его элементов. Хронологические рамки античной цивилизации охватывают VIII в. дон. э. — V в. н. это есть около тринадцати веков. Расцвет духовной сферы. Основное достижение античной цивилизации, пополнившее генотип человеческого общества, — приоритет духовной сферы, человеческой личности, ее раскрепощение
    ,
    расцвет науки, искусства, мифологии. Именно в это время возникло само понятие свобода. Конечно, это не была свобода для всех:
    «Именно в античном обществе раб был наиболее рабом, а свободный наиболее свободным. Лишь в греческих полисах появляется понятие свободы (элевтрия) как состояния отсутствия господства кого бы тони было над данным человеком — понятие, завещанное греческим полисом всему человечеству [73. — Т. 2. — С. 24—25]. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций

    501
    ний во всех странах. В греческих полисах, а затем в Риме был отработан сложный механизм функционирования государственного строя, который в различных модификациях воспроизводился в последующих цивилизациях и дошел до наших дней. Основы современной юридической системы заложены детально проработанными нормами римского права. Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании полисов
    — независимых,
    самоуправляемых городов-государств, имевших многие признаки общины. Государственная власть в полисе могла принимать разнообразные формы демократии, тирании, аристократии, олигархии и т. д.
    Но в любом случае строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса, которые считались свободными по природе (вот- личие от рабов и чужеземцев. В античную эпоху локальные цивилизации вышли за прежние узкие рамки. Повсеместно возникали мировые империи, охватывавшие несколько смежных цивилизаций — Ассирийская (в Х вв. дон. э. — вся Передняя Азия, Персидская (VI—IV вв. дон. э. — от Эгейского моря до долины Инда, от Египта до Сырдарьи империя Маурьев в Индии (IV—II вв. дон. э, империя Цинь
    (221—207 гг. дон. э) и Хань (206 г. дон. э. — 220 г. н. э) в Китае.
    Создавая насильственным путем мировые империи, включавшие завоеванные и оставленные в подчинении автономные территории, античные государства получали от них хорошие дивиденды в виде налогов и рабочей силы. Однако державы эти, покоившиеся на сильной единоличной власти и мощной армии,
    обычно были недолговечными, распадались после смерти своего основателя. Обширная империя была создана в результате походов Александра Македонского (356—323 гг. дон. э. Покорив греческие государства, Персию, Египет, Вавилон, Среднюю Азию, Индию,
    ученик Аристотеля основал империю, которая простиралась от
    Дуная до Инда, от Кавказа до Египта только внезапная смерть помешала ему захватить Аравию и Северную Африку. Империя
    Александра Македонского просуществовала чуть более 10 летно способствовала распространению греческой культуры, науки,
    мифологии, политического и экономического строя на обширных территориях (рис. 11. 2
    ). Гораздо более прочным образованием стала Римская империя,
    которая в период наибольшего своего расцвета (начало II в. н. э.,
    Глава Цивилизации древности
    500
    мирных жителей, но и часть прежде свободных общинников, безнадежных должников. Рабыне имели собственности, семей,
    гражданских прав, жестоко эксплуатировались, создавая прибавочный продукт при минимуме затратна свое содержание. В цивилизациях же Китая, Индии рабовладение не было широко рас- пространено.
    Основу мелкотоварного уклада в античном обществе составляли свободные, но обязанные платить налоги и поставлять солдат в армию земледельцы и городские ремесленники. На закате античности увеличилось число полусвободных людей — рабов-воль- ноотпущенников (колонов, обрабатывавших свой участок земли и обязанных платить ренту прежнему хозяину. Развитие денежного хозяйства и торгового обмена, рынка, как внутреннего, таки международного, привело к появлению слоя торговцев, менял, ростовщиков. В экономике преобладало мелкое хозяйство крестьян и ремесленников. Наряду с этим, особенно в период Римской империи, создавались крупные рабовладельческие латифундии, ремесленные производства — эргастерии. Принудительный труд,
    хотя и приносил прибавочный продукт, был малопроизводительными требовал содержания значительного числа надсмотрщиков, а также вооруженных отрядов и армии для подавления восстаний рабов. Наиболее известное из них — восстание Спартака в Риме. Хозяйство в основе своей было натуральным. Однако все большая доля продуктов втягивалась в товарный обмен, развивались денежные системы, регулируемые государствами. Порой их правители сознательно выпускали фальшивые партии монет, что вызывало рост цени социальные взрывы. Такими эпизодами богата история позднего Рима. Рождение демократии и мировых империй. Античная цивилизация сыграла важнейшую роль в развитии институтов, которые определяют сложную ткань социально-политических отношений. В период Античности сложился особый строй общественно- политических отношений — демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям самоуправления сообщества свободных людей. В развернутом виде такой строй характерен для Афин времен
    Перикла (IV в. дон. э. Конечно, это была демократия для избранных, а не для рабов, женщин или чужеземцев. Тем не менее ее основные принципы, сформулированные в период расцвета Греции, и поныне можно найти в программах партий и движе-
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Глава Цивилизации древности
    502
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Рисунок Империя Александра Македонского
    Источник: [242. — С. 94—95].

    505
    стно преследуется, но через несколько веков становится государственной, официально признанной религией. Ослабевшее государство уже не может успешно противостоять нажиму варварских племен, волнами устремлявшихся на огромную империю. Чтобы пополнить ряды армии, императоры предоставляют права гражданства все большему числу населения на периферии державы. Внутреннее разложение и натиск извне становятся причинами падения Римской империи в 476 г.
    Восточная Римская империя (Византия) оставалась самостоятельной вплоть до взятия турками-османами Константинополя в 1453 г, но трансформировалась в средневековое государство.
    На Востоке (в Китае, Индии) переход к феодальному строю произошел раньше, чем в Европе. С крушением античной цивилизации завершился первый исторический суперцикл, охвативший около восьми тысячелетий,
    три мировые цивилизации и два поколения локальных цивилизаций. Главный его итог заключается в том, что многослойная пирамида общества, фундамент которой был заложен еще на заре истории, в течение жизни первых трех цивилизаций была полностью обустроена, все ее этажи и квартиры заселены и освоены. В эпоху неолита в основном сформировался современный человек сего потребностями и способностями, начальным объемом знаний и навыков, произошел переход к производящему хозяйству. На втором этапе, в бронзовом веке, в основном завершилось формирование следующих двух этажей возникли многоукладная экономика, разнообразные формы собственности (государственная, частная, общинная, личная, классы, государство, право. «Достройка»
    верхнего этажа, духовного мира (науки, мировых религий, образовательной системы, стала заслугой античной цивилизации.
    Другой важнейший результат развития цивилизаций Древнего мира — складывание планетарного пояса локальных цивилизаций. Эпоха неолита начиналась на разных материках с разрывом в несколько тысячелетий. Однако постепенно дистанция между отдельными, прежде изолированными, цивилизациями сокращалась, усиливались процессы диалога и обмена между ними, все более отчетливо проступал единый ритм истории человечества. Свои нюансы были в развитии каждой локальной цивилизации некоторые существовали достаточно долго другие, ярко вспыхнув, уходили в небытие, их место занимали более молодые, агрессивные. Это обеспечивало постоянное обновление формирующейся глобальной цивилизации. Глава Цивилизации древности
    504
    правление Траяна) охватывала почти всю Западную и Южную Европу, Переднюю Азию, Причерноморье, Северную Африку. В 395 гона разделилась на Западную Римскую и Восточную Римскую (Византийскую) империи последняя просуществовала более тысячи лет (дог, нов более узких территориальных границах. Здесь четко прослеживается политическое и экономическое верховенство центра (метрополии) над провинциями, устойчивые и разнообразные торговые связи, транспортные сети, смешение культур. В последующих мировых цивилизациях мировые империи многое повторяли из практики Римской империи. Кризис античной цивилизации. Впервые столетия нашей эры со всей очевидностью проявились признаки кризиса античной цивилизации, прежде всего Римской империи. Глубинные корни этого кризиса лежали в сфере экономики. В античном обществе (особенно в период расцвета Римской империи) сложилось многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок, сочетавшее мелкое производство независимых крестьян, ремесленников, зависимых колонов с деятельностью крупных латифундий и эргастерий, которые были организованы по принципу разделения труда и насчитывали до тысячи работников — рабов, вольноотпущенных, вольнонаемных. Эргастерии активно применялись в таких сферах, как горное делопроизводство мебели, керамики, текстиля и металла, оружия. Это были предвестники будущих ремесленных цехов и мануфактур. Не следует недооценивать и такое экономическое изобретение Античности, как банки (в V в. дон. э.
    в Греции возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент. Однако экономика, основанная на принудительном труде, малоэффективна, подавляет инициативу работников. Кроме того,
    государству приходится содержать армию надсмотрщиков, постоянно пополнять запасы рабочей силы извне. Доля свободных крестьян и ремесленников в населении уменьшается. Большие налоги, наборы в армию истощают их хозяйства. Растет число городских люмпенов, живущих за счет подачек государства и патрициев. Для поддержания порядка вводится режим тирании, былые демократические традиции отмирают. Разложение охватывает не только экономику и социальную сферу, но и идеологию. Моральные устои политической и военной верхушки подорваны. Нарастает недовольство масс, которые ищут утешение в новой религии — христианстве. Сначала оно безжало-
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций

    507
    11.2. Динамика структуры
    мировых цивилизаций древности
    «Пирамида» цивилизаций начала складываться еще в неолитическом обществе. Однако не все этажи и квартиры нового
    «дома» человечества были сразу заполнены. Сначала нижние человек сего потребностями и способностями, моногамная семья
    (сперва в составе родовой общины, расселение в плодородных долинах рек, разделение земледелия, скотоводства и ремесла, специализация орудий труда и навыков их изготовления и использова-
    Глава Цивилизации древности
    506
    В неолитической мировой цивилизации преобладал, согласно классификации П. Сорокина, идеациональный, сверхчувственный
    социокультурный строй, вера во всемогущество сил природы,
    культ предков. Своя система верований существовала у каждого племени, а то и у отдельной общины. В период раннеклассовой цивилизации сложились политеистические религии, общие для каждой локальной цивилизации,
    входившие в состав ее генетического ядра. Иерархия божеств освящала иерархию земной жизни, религиозные запреты закрепляли нормы права и этики. Ярким примером может служить четко расписанная схема взаимоотношений между богами в Древнем
    Египте, система обрядов в земной и загробной жизни, отраженная в богатых росписях пирамид. Идеациональный социокультурный строй достиг здесь своей вершины. Античная цивилизация в том виде, в каком она сложилась в Древней Греции ив начальный период) в Древнем Риме, предполагала более свободный, демократический порядок взаимоотношений как между самими богами, так между богами и людьми.
    Можно говорить об утверждении на несколько столетий интегрального социокультурного строя, более гармонично сочетавшего личную свободу, религию, науку (философию) и эстетику. Это было время расцвета науки, культуры, этики свободы (разумеется,
    для свободных граждан. В фазе зрелости и заката Античности возобладал чувственный социокультурный строй, где приоритет отдавался плотским удовольствиям, культура и искусство приобрели приземленный характер, нравственные устои были подорваны, царили разврати корыстолюбие. Это стало одним из признаков и причин глубокого кризиса античной мировой цивилизации и второго поколения локальных цивилизаций. Картина развития мировых и поколений локальных цивилизаций первого исторического суперцикла, смены социокультурного строя представлена на рис. 11.3
    . Отсчет исторического времени ведется по эпицентрам цивилизационного прогресса. Из схемы становятся очевидными следующие тенденции во-первых, синхронность перемен, пронизывающих всю структуру общества, все этажи пирамиды цивилизаций во-вторых,
    сжатие исторического времени, ускорение темпов цивилизационного прогресса в-третьих, закономерная смена периодов взлетов и падений, подъемов и кризисов в динамике всех цивилизационных институтов. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Рисунок 11.3. Динамика древних цивилизаций
    1   ...   38   39   40   41   42   43   44   45   ...   66


    написать администратору сайта