Главная страница
Навигация по странице:

  • На душу ВВП надушу Цивилизации и страны 2002—2003 населения, 2002, $ населения, 2003, $ % к ВВП % к гос. офиц. ППС

  • 3. Образование должно иметь цивилизационный характер

  • 4. Информационная революция преобразует всю систему образования

  • 5. Из приведенных выше характерных черт новейшей революции в образовании вытекают новые требования к организации

  • 2. Из этого требования вытекает необходимость ориентации

  • Миллионы 500 1000 1500 2000 2500

  • 2025 Прогноз 2002 1970 1900 Прогнозируемый рост в процентном соотношении, 2002—2025 гг.

  • Проценты 0,5 1 1,5 Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций 478

  • В-третьих

  • ЦИВИЛИЗАЦИЙ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница40 из 66
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   66
    462
    Положение изменилось вовремя второго долгосрочного образовательного цикла, в рамках которого произошла образовательная революция античной цивилизации. Наиболее ярко ее достижения проявились в Афинах и других греческих городах-по- лисах, где существовали учебные заведения разной специализации. Распространены были школы известных философов, куда стремились попасть десятки молодых людей, понимавших, что там они получат самые современные на тот момент знания. Всемирную известность получили Академия Платона, деятельность которой охватывает около девяти столетий, и Лицей Аристотеля, где теоретическое обучение подкреплялось практическими исследованиями. Молодые люди из богатых семей со всей Греции игре- ческих колоний в Средиземноморье и Черноморье отправлялись в Афины, чтобы получить здесь высококлассное образование. Широкая сеть образовательных учреждений существовала ив Риме, ив Китае. Так, в 127 г. дон. э. император Уди учредил в столице страны школу, выпускники которой имели право занимать государственные должности. С тех пор более двух тысячелетий в Китае сохранялся порядок сдачи экзаменов для поступления на государственную службу и периодической переаттестации чиновников. Третья революция в образовании совершилась в Европе в эпоху Средневековья, после долгосрочного кризиса, поразившего систему образования в V—VIII вв. н. э. На этот раз она сформировалась под эгидой религиозных институтов. При монастырях и церковных приходах появились школы, а затем и университеты,
    основной учебной дисциплиной в которых были закон Божий и схоластика. В тоже время в Византии и Китае продолжали хранить традиции предыдущего цикла в динамике образования. Четвертая революция в образовании развернулась в период становления раннеиндустриальной мировой цивилизации, в эпоху
    Возрождения. Характерные черты этой революции:
    °
    развитие системы светского образования, постепенное освобождение его от подчинения церкви, отражение в учебных предметах достижений науки того времени;
    °
    создание сети университетов (в Европе к концу XV в. их число достигло 79), где преподавались различные естественнонаучные и гуманитарные дисциплины (философия, математика, астрономия, риторика, медицина, древние языки и т. д.);
    °
    увеличение числа начальных и средних школ, специализированных учебных заведений, которые готовили специалистов для коммерческой деятельности, строительства, мореплавания и т. п. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    Здесь кроется несомненное противоречие. С одной стороны,
    образование должно быть опережающим, готовить новое поколение к условиям жизни и трудовой деятельности, в которых оно окажется через 10—20 лет, реализуя свой потенциал. С другой учебники способны отразить лишь уже устоявшиеся знания, общепризнанные истины, существующие условия жизни и трудовой деятельности, которые, несомненно, изменятся в будущем. Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций

    464
    В последние десятилетия ХХ в, на закате индустриальной цивилизации, все более ярко проявлялись признаки кризиса системы

    образования. Радикально менялись условия жизни и труда, требовалось обновить содержание, техническую базу и организацию системы образования. Специалистам узкого профиля трудно стало адаптироваться к переменам. Распространенным явлением стала функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность. Все это тормозило адаптацию человека к условиям постиндустриального общества, основанного на знаниях, отрицательно сказывалось на темпах экономического роста, эффективности производства. Эти противоречия усугублялись растущим разрывом в уровне образования между богатыми и бедными странами и цивилизациями (см. табл. 10.3
    ), наличием массы неграмотных (877 млн в 1980 г. и 881 млн в 2000 г, проживающих в основном в развивающихся странах (848 млн человек в 1980 г, 870 млн в 2000 г.).
    Затраты на образование надушу населения в странах с высоким доходом в среднем в 83,5 раза больше, чем в странах с низким доходом
    (по паритету покупательной способности (ППС) — в 17,9 раза, а в отдельных случаях итого больше. Так, в США по сравнению с Эфиопией этот показатель составляет 413 раз (по ППС — в 47,8 раза. Лидируют по затратам на образование североамериканская, японская, западноевропейская и океаническая (Австралия) цивилизации;
    отстают африканская, индийская и китайская цивилизации. Россия на 69% отстает от среднемирового уровня среднедушевых затратна образование по текущему курсу и почти на четверть — по ППС. Преодоление всеобщего кризиса образования возможно на основе шестой революции в образовании, которая взяла старт в конце ХХ в. Она является важнейшим звеном становления постиндустриального общества, основанного на знаниях, и интегрального социокультурного строя. Результатом этой революции, которая охватит практически всю первую половину XXI встанет значительное обновление и обогащение генотипа всего общества, каждой цивилизации и страны. Каковы характерные черты этой революции. Радикальные изменения в содержании образования, направленные на то, чтобы оно отражало достижения современной научной революции, постиндустриальной научной парадигмы, отвечало условиям функционирования нового технологического способа производства, реализующим его технологическим укладами поколениям техники, меняющемуся социально-политичес- кому строю и государственно-правовому устройству. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    Таблица Затраты на образование по странами цивилизациям Затраты на образование,
    На душу
    ВВП надушу Цивилизации и страны
    2002—2003
    населения, 2002, $ населения, 2003, $
    % к ВВП
    % к гос.
    офиц.
    ППС
    офиц.
    ППС
    расходам
    курс
    курс
    Весь мир 321 5510 Страны с высоким уровнем доходов 13,1 1086 1165 28 600 29 Страны с низким уровнем доходов 65 440 2110
    Североамериканская
    США
    5,7 17,1 1735 1769 37 870 37 Западноевропейская 810 26 Великобритания 11,4 1046 1088 28 320 27 Германия 9,5 1023 1214 25 270 27 Франция 11,4 1290 1568 24 730 27 640
    Восточноевропейская
    Польша
    5,6 14,0 228 522 5280 11 210
    Евразийская
    Россия
    3,1 11,5 66 250 2610 8950
    Японская
    Япония
    3,6 10,5 1224 986 34 180 28 450
    Китайская
    КНР


    21 99 1100 4980
    Индийская
    Индия
    4,1 12,7 19 109 540 2880
    Буддийская
    Южная Корея 13,1 357 611 12 030 18 Латиноамериканская 13,4 148 313 3280 Бразилия 12,0 113 298 2720 7510
    Океаническая
    Австралия
    4,9 13,3 1098 1330 21 950 28 780
    Мусульманская
    Средний Восток и Северная Африка 244 2390 Африканская 58 500 Эфиопия 13,8 5
    37 108 710
    *[271. — Р. 22—24, 82—96].
    после обучения должен реализовать полученные знания и навыки и обеспечить функционирование и развитие всего общества в ускоряющемся темпе перемен.
    3. Образование должно иметь цивилизационный характер
    ,
    помогать усваивать логику развития и взаимодействия цивилизаций, систему цивилизационных ценностей. Поэтому необходимо сохранять разные типы образовательных систем как предпосылку передачи цивилизационного и культурного разнообразия будущим поколениям.
    4. Информационная революция преобразует всю систему
    образования. Она дает возможность, соединяя логические и образные способы усвоения знаний, концентрируя и индивидуализируя их, значительно ускорить и облегчить каждому обучающемуся процесс их накопления и обновления. Это достигается как компьютеризацией учебных заведений, умелым использованием в процессе обучения современных информационных технологий,
    так и возможностью для каждого, в соответствии со своими интересами и запросами, получать доступ к базам данных через Интернет, телекоммуникационные сети, с помощью мультимедиа, ком- пакт-дисков, видеокассет и т. п. Но поток информации, захлестывающий каждого человека,
    имеет и свои отрицательные стороны, несет в себе скрытую угрозу.
    Чрезмерная коммерциализация информационных сетей, утрата общественного контроля за содержанием информации, использование ее для навязывания всему миру системы ценностей западной цивилизации — все это приводит к стандартизации и зомбированию мышления людей, особенно молодежи, убивает в них способность к творческому решению сложных проблем, уничтожает их цивилизационную идентификацию. Еще впереди процесс гуманизации информационных потоков, квалифицированного их включения в образовательные процессы, дифференциации по языку и содержанию применительно к особенностям различных цивилизаций. Информационные потоки должны сохранять цивилизационные и национальные особенности, а не быть обезличенными.
    5. Из приведенных выше характерных черт новейшей революции в образовании вытекают новые требования к организации
    образования. Важнейшие из них — организация непрерывного

    образования на протяжении всей жизни каждого человека, что позволяет ему быстрее и эффективнее адаптироваться к переменам в окружающей социальной и природной среде. Исходя из единых принципов, содержание образования, его методы, средства Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций
    466
    В школах и вузах учат тому, что есть, а не тому, что будет,
    когда ученики вступят в реальную жизнь и обнаружат, что их запас знаний и навыков не отвечает изменившимся условиям. Особенно усиливается этот разрыв в переходные эпохи, а именно таковой является первая половина XXI в. Поэтому учебники и работающие по ним педагоги, передавая юным поколениям научное наследие и опыт, должны отражать новые тенденции в жизни общества. Иными словами, образование должно носить инновационный, опережающий характер, готовить к восприятию новых идей и активной их реализации. Консерватизм, стандартизация образования по произволу чиновников противопоказаны обществу, основанному на знаниях, снижают качество человеческого капитала и эффективность его функционирования. С учетом изменения приоритетов развития общества и научной революции произойдут перемены в усваиваемом корпусе знаний. Если прежде первенство было за естественными и техническими науками, экономикой и правом, то сейчас в авангард выходят общественные, гуманитарные и экологические науки — без их освоения невозможно полноценно жить и трудиться в гуманитар- но-ноосферном постиндустриальном обществе.
    2. Из этого требования вытекает необходимость ориентации
    на креативную педагогику, инновационное мышление. Надо делать упор не на загрузку памяти обучаемого всевозрастающим объемом знаний, которые быстро устаревают, а на умение поставить диагноз вновь возникающим проблемами задачами находить эффективные, нестандартные пути их решения, на склонность к изобретательству в широком смысле слова, на способность ориентироваться в стремительно меняющихся условиях жизни и находить в ней необходимые источники для решения теоретических и практических задач. Для этого необходим дифференцированный подход к обучающимся, умение разглядеть особенности конкретного ученика,
    дремлющие в нем таланты, развить их и дать возможность реализовать. Каждый человек индивидуален и неповторим шаблонный подход, использование общих уравнительных стандартов губят это разнообразие, убивают таланты. Метод штамповки специалистов противопоказан гуманистически-ноосферному индустриальному обществу он обезличивает кадровый потенциал, мешает осуществлять назревшие перемены. Это особенно опасно с учетом того факта, что во многих странах нарастают процессы депопуля- ции и старения населения. Тем больше ответственность тех, кто
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    образовательных институтов ЮНЕСКО (в том числе Института
    ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, работающего в Москве. Однако на сегодняшний день процесс глобализации образования развивается еще во многом односторонне ив малой степени способствует преодолению чрезмерного разрыва в уровне квалификации работников в разных странах и цивилизациях. Необходимо полноценное использование Всемирного десятилетия развития образования, проводимого под эгидой ЮНЕСКО, что позволит ускорить перестройку системы образования во всем мире применительно к требованиям постиндустриального общества. Нужно проводить в жизнь широкомасштабные проекты поддержки образования в странах с низким уровнем доходов, стем чтобы они самостоятельно обеспечивали свое развитие, используя достижения постиндустриального технологического способа производства. Для финансирования таких проектов стоило бы создать Глобальный социокультурный фонд под эгидой ЮНЕСКО, куда поступали бы отчисления от мировой финансовой ренты. Предложение об этом было внесено на заседании круглого стола Глобального гражданского форума вовремя Всемирной встречи в верхах по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. Какую роль может сыграть Россия в глобальной образовательной революции?

    У нашей страны есть все предпосылки для того, чтобы стать во главе этой революции исторически в стране сложилась система фундаментального образования, ориентированная на творческое освоение научного и практического наследия, на нестандартное решение новых задач. Эта система стала основой для инновационного прорыва в довоенные и послевоенные годы. Неслучайно в США после запуска первого советского спутника была опубликована книга объемом более 700 страниц, в которой исследовалась система образования в СССР. Однако многочисленные реформы в последние годы стали причиной утраты ею многих полезных традиций, веже годы в образовании разразился глубокий кризис. Резко сократилось бюджетное финансирование учебных заведений в 2002 г. затраты на образование надушу населения составили всего 66 долл. —
    31% от среднемирового уровня и 6% от уровня развитых стран
    (по ППС — 78% и 21% соответственно. Возникло множество частных вузов, нов большинстве из них качество подготовки специалистов низкое. Практически разрушена система подготовки
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций

    468
    и организация должны быть дифференцированы применительно к особенностям каждой стадии жизненного цикла человека — в дошкольном возрасте, при получении школьного, вузовского, после- вузовского образования, в период трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Важнейшую роль в процессах непрерывного образования играют современные информационные технологии, используемые вовремя обучения как в сети учебных заведений, таки в системе дистанционного образования и при самообразовании. Однако применение информационных технологий не исключает необходимости использования при обучении научной и художественной литературы, учебников, энциклопедий и справочников, журналов и газет они также вносят свою лепту в процесс усвоения, обновления и пополнения знаний. Жизнь в обществе, основанном на знаниях, предполагает наличие квалифицированных гидов-путеводителей, мореходных карт»
    в океане непрерывно растущих и быстро стареющих знаний. Именно такие лоции не позволят захлебнуться и пойти ко дну, попав под девятый вал переворотов в науке. Обществу нужны специализированные научно-информационные институты, помогающие ориентироваться в этом океане. Оказать содействие этой сложнейшей задаче может инициатива Международного института Питирима Сорокина — Николая Кондратьева и Санкт-Петербургского государственного университета о создании в Интернете портала
    «Всемирное научное наследие, на котором была бы размещена информация многих научно-образовательных сайтов и интернет-му- зеев, сведения о крупнейших ученых мира, их вкладе в мировую науку. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — созданы сайты Николай Кондратьев», Леонид Канторович», «Василий
    Леонтьев», начата разработка интернет-музеев Питирим Соро- кин» и Дмитрий Менделеев. Эта инициатива заслуживает поддержки ЮНЕСКО, ведущего большую работу по всемирному культурному и природному наследию. Она поможет заново осмыслить и передать будущим поколениям на доступном для них языке научное наследие предыдущих эпох, органично включить его в процесс непрерывного образования и дистанционного обучения.
    6. Важнейшей чертой новейшей революции в образовании является его глобализация, формирование глобального образовательного пространства. Это обеспечивается как доступностью информации в любой стране, таки широко практикуемым обменом школьниками, студентами и профессорами, деятельностью
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций

    471
    тизм, рыночный фундаментализм и т. п. Идеалы становятся движущей и материальной силой, будучи положены в основу действий социальных групп, политических партий, государственных образований (государственная идеология, выраженная в конституции и проводимая в жизнь. Между провозглашенной и реализуемой идеологией могут быть принципиальные различия, как это наблюдалось в России и других постсоветских странах в е годы.
    3. Религия
    — система взглядов, утверждающих наличие высшей, сверхреальной силы, ее влияние наземную жизнь, судьбу каждого человека и целых народов, существование загробного мира и т. п. Религия вбирает в себя и подкрепляет преобладающие нормы нравственности, оказывает существенное воздействие на идеологию, систему идеалов различных социальных групп и цивилизаций. А. Тойнби отводит религии конституирующую роль в формировании цивилизаций, выделяя западнохристианскую,
    православнохристианскую, исламскую, индуистскую цивилизации третьего поколения [191. — С. 33]. Аналогичного взгляда придерживается и С. Хантингтон
    . Религия действительно играет важнейшую роль в системе ценностей локальных цивилизаций. Однако Н. Н. Моисеев считал, что религия вовсе не формирует цивилизацию та сама избирает подходящую ей религию В отличие от
    Тойнби, я полагаю, что не религия формирует цивилизации, а цивилизация устанавливает те нравственные принципы и то религиозное мировоззрение, которые в наибольшей мере отвечают цивилизационным традициям народа. То есть цивилизация ”выбирает”
    религию и приспосабливает под свои потребности и идеалы. — С. 105]. Система ценностей формирует ядро генотипа глобальной

    цивилизации. Именно наличие ценностей — этических, идеологических, религиозных — отличает человеческий род, вид Homo sapiens, от других живых существ, служит мотивацией действий людей, побуждает их иной раз жертвовать здоровьем и даже жизнью ради достижения тех или иных идеалов, пренебрегая инстинктом самосохранения. Изменения в системе ценностей являются отличительным признаком перехода человеческого общества, глобальной цивилизации от этапа к этапу своего жизненного цикла. Система ценностей определяет сущность мировых цивилизаций и трансформируется при их смене. Например, при переходе от неолитической к раннеклассовой цивилизации стал иным вектор некоторых нравственных и религиозных норм. Так, появились норма не укради, освящавшая право частной собственности;
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций

    470
    квалицифицированных рабочих, тяжелый урон нанесен инженерному образованию. Реформа образования, направленная на его стандартизацию и прагматизацию по американскому образцу, крайне негативно сказывается на российской образовательной системе. Это особенно опасно в условиях перехода во всем мире к обществу, основанному на знаниях. В результате страна испытывает острую нехватку ученых, конструкторов, инженеров,
    квалифицированных рабочих, способных осваивать базисные инновации, производить и эксплуатировать сложнейшие технические системы пятого и шестого технологических укладов. Радикальные перемены в образовании, многократное увеличение вложений в воспроизводство человеческого капитала становятся жизненно важной потребностью, от которой зависит судьба России в XXI столетии. Этому будет способствовать реализация национального проекта в области образования. 5. Динамика системы цивилизационных ценностей
    Система ценностей занимает ведущее место как в генотипе глобальной, мировых и локальных цивилизаций, таки в мировоззрении социальных групп, выражающих социальную дифференциацию общества. В системе ценностей можно выделить три главных составных элемента.
    1. Этика — нравственные нормы, определяющие поведение человека в обществе, семье, в той или иной социальной группе, позволяющие дать нравственную оценку тому или иному поступку. Это своего рода свод правил человеческого поведения, нарушение которых вызывает осуждение со стороны общества, а нарушение той части нравственных норм, которые законодательно вошли в состав права, — и кару, сила которой различается в зависимости от характера проступка напротив, строгое соблюдение нравственных норм,
    поощряемых обществом, служит образцом для подражания.
    2. Идеология — идеалы, которыми руководствуется человек, таили иная социальная группа, определяющие цели их действий и поступков, побуждающие подчас идти на жертвы ради достижения идеалов. К ним можно отнести стремление к справедливости,
    демократии, социалистические и коммунистические идеи, патрио-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    условиях ни слишком греховно или нерелигиозно, ни слишком свято и религиозно. Во времена великих кризисов, например,
    войн, революций, стихийных бедствий, катастроф, это большинство имеет тенденцию к поляризации. Одна его часть становится более религиозной и нравственной, в то время как другая склонна к нерелигиозности и преступности [181. — С. 198—199]. Что служит механизмом передачи системы цивилизационных
    ценностей по наследству и ее трансформации?
    Прежде всего семья — первичная ячейка общества. Человек не рождается с социальными составляющими генотипа он приобретает их в процессе своего воспитания начиная с младенческого возраста. Они закладываются в самих отношениях родителей с ребенком, в тех нормах и правилах, которые прививаются человеку с первых дней жизни. Именно тогда, в детстве, социальные составляющие генотипа усваиваются быстрее и лучше всего. Второй канал их передачи — школа, средняя и высшая. Она активно участвует в формировании социального генотипа — и не только через поучения и пример педагогов, но и посредством жизни и общения в коллективе учащихся и студентов. Третий канал — трудовая
    жизнь, работа, общение с представителями государства, социальная и политическая борьба. Четвертый канал — средства массовой информации телевидение, радио, печать, Интернет, которые оказывают всевозрастающее влияние на выработку системы ценностей,
    особенно у подрастающего поколения. Пятый канал — культура,
    особенно литература, изобразительное искусство, музыка. Наконец,
    шестой канал — религия, воздействие которой усиливается в обстановке наблюдающегося с конца ХХ в. ренессанса религий. Рассмотрим исторические этапы (большие циклы) в динамике цивилизационных ценностей. Первый большой цикл относится к периоду неолитической мировой цивилизации, когда преобладали ценности первобытно-об- щинного строя, основанные на идеях общинной собственности,
    уравнительного распределения, идеалах большой семьи, включенной в общину, вечевой демократии при минимальной социальной стратификации. Отсутствовало право, законодательно закреплявшее важнейшие нормы морали, обожествлялись силы природы, господствовал культ предков, необходимый для передачи социального генотипа из поколения в поколение. Эта система ценностей была унаследована в составе генотипа предшествующих периодов (нижнего или верхнего палеолита, мезолита) и отвечала первым этапам развития неолитической цивилизации. Но к концу ее жизненного
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций
    472
    норма не убий, защищавшая жизнь сограждан (она не распространялась на рабов и представителей иных цивилизаций. Для средневековой цивилизации было характерно господство в системе ценностей, в духовной жизни общества догматов мировых религий. Индустриальная цивилизация оттеснила религию (в западных обществах) на второй и третий план. Постиндустриальная,
    интегральная мировая цивилизация будет, вероятно, характеризоваться возрождением гуманистических идеалов, усилением религиозных элементов в мировоззрении человека. Дифференциация систем ценностей служит отличительным признаком для локальных цивилизаций и их групп. Например, современным западным цивилизациям (западноевропейской,
    североамериканской, частично латиноамериканской и океанической) свойственно преобладание идеалов демократии, свободы,
    прав личности, рыночных ценностей, формального признания религии. В мусульманской цивилизации роль религиозных ценностей является определяющей, там сильно развит религиозный фундаментализм. Китайской, японской, индийской и частично африканской цивилизациям свойственны приоритет коллективного над личным, веротерпимость. Характерными чертами российской
    (евразийской) цивилизации являются сочетание коллективистской и индивидуалистической морали, толерантность по отношению к разным конфессиям, приоритет духовных начал. Системы ценностей различаются и по социальным объединениям
    — нациям, этносам, классам, группам богатых и бедных,
    молодых и старых и т. п. Эти различия налагаются на цивилизационные ценности, но порой значительно дифференцируются,
    особенно в переломные, кризисные периоды, становясь основой социальных конфликтов и гражданских войн, революций и контрреволюций. В такие периоды усиливается религиозная и моральная поляризация, которая затем ослабевает. Эту закономерность отмечал П. Сорокин: Тщательное исследование влияния великих национальных, социальных и политических катастроф на религиозную и моральную жизнь индивидов и обществ показывает, что это влияние состоит не в возрождении религиозности и моральном облагораживании, не в простом росте нерелигиозности,
    но, скорее, в этико-религиозной поляризации соответствующих популяций. Две эти противоположные тенденции сосуществуют и усиливаются за счет привычной, рутинной, несколько поверхностной религиозности и морали большинства популяций в нормальные (безкризисные) времена. Это большинство в нормальных
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций

    475
    тичных обществ начали складываться основы монотеистических мировых религий. К. Ясперс назвал этот период осевым временем, эпохой формирования современного человека во всей полноте его духовного мира Эту ось современной истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет дон. эк тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. дон. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и посей день… В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим посей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей… Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворенностью… В осевое время произошло открытие того, что стало называться разумом и личностью [252. С. 32—39]. Правда, стоило бы заметить, что переворот в духовной сфере на предыдущем историческом этапе был более значительными глубоким, а наследство осевого времени имеет большее значение для западных цивилизаций, чем для восточных. Впервые столетия нашей эры духовная сфера античного общества, в том числе мораль, идеология, религия, оказалась в состоянии длительного глубокого кризиса. Усиливались процессы морального разложения элиты общества, кризиса системы духовных ценностей, углубления идеологических противоречий. Это создало предпосылки для распространения христианства, ас в. ислама монотеистические религии стали ответом на вызовы эпохи и были восприняты миллионами страждущих, а затем поставлены на службу правящей верхушке. Четвертый большой цикл в динамике духовных ценностей
    развернулся в эпоху Средневековья. Его характерной чертой стало абсолютное доминирование религии во всех сферах духовной жизни (менее отчетливо проявлялась эта тенденция в китайской и японской цивилизациях. Произошла интеграция морали и религии, последняя активно влияла на государство и политику, заполыхали религиозные войны. Положительная сторона господства мировых религий состояла в том, что они поддерживали единство духовных ценностей в условиях феодальной раздробленности и бесконечных войн. Но религиозные догматы имели существенный недостаток они сковывали свободу научной мысли, порождали межконфессиональную и межнациональную нетерпимость. Историческим преступлением стало уничтожение культурно-исторического наследия древних цивилизаций доколумбовой Америки — культур ацтеков, инков, майя. К концу
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций
    474
    цикла данная система ценностей вступила вострое противоречие с круто изменившимися условиями существования общества появились частная собственность и имущественное расслоение, сформировались наследственные вождистские государства, обособилась моногамная семья. Разразился первый глобальный кризис системы
    ценностей, ознаменовавший собой начало нового большого цикла,
    свойственного раннеклассовой мировой цивилизации. Это была настоящая этико-религиозная революция, итогом которой стали:
    °
    нравственное закрепление частной собственности семей, государства, жрецов норма не укради и жесткое ее подкрепление системой права. Право собственности распространялось на накопленное имущество, а также на рабов при этом, однако, верховным собственником признавался глава государства (фараон, царь, князь, что давало ему право устанавливать размер налогов в пользу казны;
    °
    возведение основных норм этики в ранг норм права, закрепляемых законами и поддерживаемых силой государственного принуждения это позволило упорядочить сложившиеся общественные отношения, ограничить право сильных;
    °
    формирование религиозных систем, построенных по иерархическому признаку (политеизм, в состав которых входило верховное божество и подчиненные ему боги-покровители отдельных видов деятельности, а также добрые и злые духи. В результате развития общественного разделения труда выделились группы людей, которые занимались исключительно общением с божествами,
    осуществляли все культовые обряды. Например, ассиро-вавилон- ская цивилизация Двуречья почитала целый сонм богов (старшими среди них считались Анну, Ашмур, Иштар, бог Эа — покровитель мудрости и ремесел, создатель письменности, науки, искусств признавала существование наряду с богами злых и добрых духов. Посредниками между богами и людьми были жрецы,
    которые совершали жертвоприношения, следили за соблюдением освященных религией норм этики.
    Этико-религиозная революция раннеклассовой цивилизации полностью изменила духовную жизнь общества, заложила основы его существования на сотни лет вперед. Результаты этого переворота были закреплены и развиты вовремя третьего большого

    цикла в области этики, идеологии, религии, в период античной мировой цивилизации. Именно тогда появилось понятие свободы как основы демократии. Разумеется, речь шла о свободе и демократии для граждан полиса, а не для рабов. В период расцвета ан-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    своего развития, в XII—XIV вв., эпоха Средневековья вошла в полосу кризиса цивилизационных ценностей. Следующий, пятый большой цикл в динамике системы духовных ценностей охватывает период двух мировых цивилизаций — ран- неиндустриальной и индустриальной. Главными его чертами стали:
    °
    поэтапная секуляризация духовной сферы, ослабление и оттеснение на задний план религиозных ценностей в эпохи Возрождения, Реформации и Просвещения;
    °
    преобладание на Западе идей индивидуализма над идеями коллективизма, распространение идей свободы и прав личности;
    °
    распространение идеалов и ценностей западных цивилизаций на другие цивилизации, особенно в условиях информационных революций конца XIX — начала ХХ в. и конца ХХ в ослабление роли семьи в процессах передачи системы ценностей следующим поколениями усиление значимости образования, СМИ, общественных и политических организаций, государства (особенно при тоталитарном режиме. Одновременно с распространением системы ценностей индустриального мира в нем нарастали острые противоречия. Это отмечал еще НА. Бердяев
    : «Индустриально-капиталистическая система цивилизации разрушает духовные основы хозяйства и этим готовит себе гибель. Труд перестает быть духовно-осмысленным и духовно-оправданным и восстает против всей системы. Капиталистическая цивилизация находит себе заслуженную кару в социализме. Но социализм также продолжает дело цивилизации, он есть другой образ той же буржуазной цивилизации, он пытается развить цивилизацию, не внося в нее нового духа. Индустриа- лизм цивилизации, порождающий фашизм и призраки, неизбежно подрывает духовную дисциплину и духовную мотивацию труда и этим готовит себе крах [13. — СВ ХХ столетии, особенно во второй его половине, стали все более очевидными признаки кризиса и разложения системы индуст-

    риально-рыночного, чувственного социокультурного строя — и одновременно возрождения гуманистических ценностей, присущих интегральному социокультурному строю. Наиболее полно исследован этот процесс величайшим социологом ХХ в. Питиримом Сороки-
    ным: В этической жизни человечества продолжающийся упадок чувственного строя проявил себя во многих формах. Во-первых, в прогрессирующей релятивизации и атомизации всех этических ценностей и правовых норм. Во-вторых, упадок проявил себя в крайней деградации этих ценностей и норм… В-третьих, в результа-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    477
    те этой чрезвычайной атомизации и деградации этические ценности и правовые нормы потеряли свой моральный престижи обязывающую силу как эффективные регуляторы человеческого поведения...
    В-четвертых, потеряв свой особый вкуси действенность, они открыли путь грубой силе как единственному контролирующему фактору в человеческих отношениях… В-пятых, это состояние крайней моральной анархии, естественно, породило чрезвычайные вспышки войн, революций и беспощадных конфликтов… Деградация и атомизация моральных ценностей вызвали также крайнее зверство и негуманность, продемонстрировавшие себя в этих войнах икон- фликтах, и увеличили преступность и другие феномены чрезвычайной деморализации [181. — С. 60—61]. Выявленные ученым тенденции все более отчетливо проявляются в современном мире. Каковы же признаки кризиса чувственной индустриальной и становления интегральной постиндустриальной систем ценностей в переходный период к шестому большому циклу, который начался во второй половине XX в. и займет, вероятно, всю первую половину в.?
    Во-первых, это кризис и возрождение гуманизма. Человек вин- дустриальном капиталистически-рыночном или социалистически- бюрократическом обществе — лишь винтик огромной индустриаль- но-технологической и социально-политической государственной машины, которая нацелена только на саму себя ив конечном счете пренебрегает интересами личности (даже если провозглашает их приоритет. Постиндустриальный интегральный строй имеет целью раскрыть и реализовать творческий потенциал свободной личности;
    технологические, экономические (рыночные и нерыночные) и соци- ально-политические системы должны служить этой главной цели.
    Во-вторых, в период заката индустриального общества резко усилилась негативная морально-этическая поляризация, разобщение и противостояние этики, религии и науки. П. Сорокин подчеркивал «Этико-религиозная поляризация людей приобрела гигантские масштабы. Это проявляется во всех сферах социальной, культурной и личной жизни там же. — С. 200]. Налицо процессы разложения семьи, увеличения числа противоестественных однополых семей, беспорядочных половых связей, несвязанных с основным инстинктом продолжения рода. Обесценилась высшая ценность — жизнь человеческая, появилась даже особая профессия киллер, заказной убийца. Обыденным явлением стал терроризм,
    массовые убийства нив чем неповинных людей. Стремление к упорному труду сменилось жаждой легкой наживы. Утрачива-
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций

    Миллионы
    500
    1000
    1500
    2000
    2500
    Христиане
    Мусульмане
    Индуисты
    Неверующие
    Буддисты
    Этнические верующие
    Атеисты
    Приверженцы новых религий
    Сикхи
    Иудеи
    2025 Прогноз
    2002
    1970
    1900
    Прогнозируемый рост в процентном
    соотношении, 2002—2025 гг.
    Христиане
    Мусульмане
    Индуисты
    Неверующие
    Буддисты
    Этнические верующие
    Атеисты
    Приверженцы новых религий
    Сикхи
    Иудеи
    Проценты 0,5 1 1,5 Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций
    478
    ются моральные ориентиры, поддерживающиеся религией, одновременно нарастает религиозный фанатизм (вплоть до террористических самоубийств фанатиков-шахидов). Как реакция на эти разрушительные тенденции возрастает позитивная этико-моральная поляризация. Ее признаки отмечал еще
    П. Сорокин: Наряду со вспышкой сил негативной поляризации появились и растут силы позитивной религиозной и моральной поляризации. Конструктивные религиозные и моральные силы обязаны вырастив достаточной степени, чтобы в конечном счете одержать победу над деструктивными, создать новый общественный, культурный и личностный порядок в человеческом универсуме там же. — СВ перспективе эти силы будут, конечно,
    превалировать над силами негативной поляризации они в конечном счете введут человечество в новую эру созидательной истории.
    Есть надежда, что в этой эре духовно и морально облагороженная религия будет искренне сотрудничать с морально ответственной наукой и просветленными и утонченными искусствами. Истина,
    добро и красота вновь объединятся в высшую триаду ценностей»
    [там же. — С. 242]. Правда, из-за возникающих на этом пути трудностей начало такой интеграции оказалось отодвинутым на несколько десятилетий по сравнению с предвидением великого социолога. Сопротивление дезинтегрирующих сил морально- религиозной поляризации оказалось значительно большим, чем ожидалось, особенно в условиях глобализации и диктата мощных
    ТНК, для которых морально-религиозные и идеологические ценности оказываются третьестепенными. С конца XX в. наблюдается тенденция ренессанса религий,
    увеличения числа приверженцев основных мировых религий, особенно мусульман и христиан (рис. 10.1
    ). Ожидается, что эта тенденция сохранится ив начале XXI в, причем опережающими темпами будет расти численность мусульман в связи с высокими темпами прироста населения в исламских странах. Прогнозируется увеличение численности мусульманского населения ив странах Евросоюза — с 15 млн в 2005 г. до 27—38 млн в 2025 г. Это может усилить конфессиональные противоречия внутри западноевропейской цивилизации (как показали события октября–ноября
    2005 г. во Франции. Такие тенденции делают настоятельно необходимым усиление диалога и взаимодействия цивилизаций в решении острых социокультурных проблем и противоречий XXI века.
    В-третьих, происходят перемены в самой структуре ценностей.
    В ХХ в. особенно ощутимой стала угроза милитаризации этой ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    Рисунок Численность приверженцев различных религий в 1900—2025 гг.
    Источник: [99. — С. 110].
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций
    творческий альтруизм. П. Сорокин посвятил последние десятилетия своей творческой деятельности изучению этого феномена, основал в Гарвардском университете Исследовательский центр творческого альтруизма. Как добросовестный социолог, он обобщил личностные характеристики около 460 христианских святых и 500 известных американцев. Ученый пришел к выводу, что благодать любви является наряду с истиной и красотой одной из трех высочайших энергий, известных человеку, что она служит источником долголетия и здоровья, имеет целительную силу (особенно материнская любовь, выполняет умиротворяющую и гармонизирующую функцию, является высшей формой человеческих взаимоотношений. Любовь представляет собой мощный источник абсолютной энергии, питающий все высочайшие ценности свободы, добра и счастья [181. — С. 294]. Накопление и распределение любви является необходимым условием и механизмом альтруистической трансформации общества. Учение Питирима Сорокина о творческом альтруизме оказалось чуждым прагматично-эгоистическому строю западного общества, считалось чудачеством престарелого социолога. Неудивительно, что оно было неприемлемым для России и других стран,
    когда в них господствовал вульгарный марксизм с идеологией классовой борьбы и ненависти. Но именно в XXI столетии наступает время новых этических учений, ориентирующихся на гуманизм, альтруистическую любовь. Насилием нельзя преодолеть насилие, искоренить преступность, терроризм. Нужно гуманизи- ровать сами основы межличностных отношений, строить их на принципах творческого альтруизма. Надо надеяться, что в ближайшие десятилетия учение Питирима Сорокина об альтруистической любви окажется востребованными станет одной из составляющих генотипа постиндустриальной цивилизации. Россия имеет шанс внести весомый вклад в этот процесс. Хотя ее исторический путь был преисполнен войн, насилия, ненависти,
    но в основе этики и идеологии большинства людей по-прежнему сохраняются идеалы добра, альтруизма, толерантности. В его- ды им был нанесен заметный урон, но до конца они не вытравлены, чуждые идеалы прививаются с трудом. Еще сохранилась надежда, что новое поколение, время которого приходится на е годы XXI в, критически переосмыслит полученное наследие и сознательно выберет путь сохранения собственной системы цивилизационных ценностей, близкий к тому, который предсказывал великий российско-американский ученый.
    480
    системы, что проявилось в самых кровопролитных в истории человечества мировых войнах ив холодной войне, которая поставила под вопрос само существование человечества. Основой идеологии, высшим идеалом стало служение Молоху войны, победа вгонке смертоносных вооружений, что несовместимо с основной заповедью всех религий и этических систем не убий. После окончания холодной войны на первый план вышли новые проблемы опасности столкновения цивилизаций, международного терроризма. Торжество идеологии милитаризма может привести не только к моральной деградации человечества, но и к его самоубийству,
    концу цивилизации во всех ее ипостасях. В ответ на этот вызов нарастают силы, открывающие иной путь. Мощное движение за мир стало в свое время одним из факторов, предотвративших сползание к третьей (и последней) мировой войне с применением оружия массового уничтожения. По инициативе ЮНЕСКО расширяется движение за культуру мира,
    толерантность, ненасилие. ООН поддержала идею диалога между цивилизациями, провозгласила первый год нового тысячелетия годом такого диалога, приняла резолюцию Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями. В этом документе подчеркивается, что цивилизации, представляя единство и многоликость человечества, станут еще богаче и получат дальнейшее развитие только путем конструктивного взаимодействия. Оно, в свою очередь, происходило на протяжении всей истории человечества,
    несмотря на препятствия, возводимые нетерпимостью и агрессией. Целями диалога цивилизаций названо устранение общих угроз для единых ценностей, универсальных прав человека и достижений человеческого общества в различных областях, содействие более глубокому пониманию общих этических стандартов и универсальных человеческих ценностей [44. — С. 6, 9].
    В-четвертых, признаком кризиса постиндустриальной системы ценностей является разъединение людей, свойственное индуст-
    риально-рыночной эпохе, доведенный до крайности «разумный»
    эгоизм, когда личность противопоставляется всем остальным исходя из принципа человек человеку волк. Кроме того, это пренебрежение супружескими и родительскими обязанностями, погоня за плотскими удовольствиями и наслаждениями. Все эти тенденции, получившие широкое распространение в период заката индустриальной цивилизации, в интегральном обществе должны уступить место новому типу межличностных отношений, в основе которых, согласно П. Сорокину, лежит альтруистическая любовь,
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    ИСТОРИЯ
    ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   66


    написать администратору сайта