Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
Лю Бан, бывший староста небольшой деревни. В 202 г. дон. э. он стал первым императором династии Старшая Хань и начал свою деятельность с резкого сокращения налогов. Расцвет Старшей Хань пришелся на время правления императора Уди (140—87 гг. дон. э. При нем были восстановлены разрушенные в войне ирригационные системы, увеличена площадь орошаемых земель. Появились некоторые технические новшества плуг с воронкой для сеяния, двухлемешный плуг, система переменных полей (двуполье. Возникли крупные ремесленные предприятия (некоторые из них насчитывали до тысячи работников, процветала торговля, началась торговля по Великому шелковому пути, который пролегал из ханьской столицы через Среднюю и Переднюю Азию в Римскую империю. Конфуцианство было провозглашено имперской доктриной и официальной религией. Население Китая увеличилось в несколько рази по переписи 2 г. н. э. достигло 60 млн человек, площадь обрабатываемой земли составила 56 млн га. Однако вначале в. н. э. резкое обострение внутренних противоречий и серия восстаний привели к падению первой империи Хань. Заключительный этап подъема древнекитайской локальной цивилизации относится к династии Младшая Хань, которая началась с правления императора Гуан Уди (25—27 гг. н. э. При нем было смягчено положение рабов (впервые в императорском указе было заявлено, что раб по природе своей — человек, сделаны налоговые послабления, расширены территориальные границы империи. Возникла сеть крупных земледельческих хозяйств, где рабский труд заменялся трудом зависимых крестьян, имевших свои наделы господствовали натуральные отношения это были зародыши феодального уклада. Крупные землевладельцы обретали политическую силу, ослабляя централизованную императорскую власть. Одновременно увеличивалось число восстаний, меж- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций но и тесные контакты с многочисленными греческими колониями на побережье Эгейского, Мраморного и Черного морей. Фракия времен Одрисского царства — социальный организм древнеевро- пейского типа там же. — С. 311]. Следовательно, цивилизационный процесс в Европе I тыс. дон. э. — начала I тыс. н. э. не ограничивался рамками греко-рим- ской цивилизации, включал несколько протоцивилизационных образований, ставших основой западноевропейской и восточнославянской культур Сами по себе они сошли со сцены истории еще в древности, однако каждая имела свое определенное значение в становлении последующих западнохристианской (кельты) и восточнохристианской (латинизированные и эллинизированные потомки иллирийцев, даков и фракийцев, приднепровские славяне отдаленные потомки… праславян лесостепной Украины) цивилизаций там же. — С. 333]. Скифская протоцивилизация. К такому же типу цивилизаций, как и кельтская, которые начали складываться, но затем исчезли с лица земли, принадлежит скифская протоцивилизация. В VII—IV вв. дон. э. она занимала обширные территории в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе ив Закавказье, Средней Азии, на Южном Урале и Алтае. В последней трети VII в. дон. э. скифы начали завоевания стран Ближнего Востока, но вскоре были вытеснены оттуда. В 512 г. дон. э. поход персидского царя Дария I против скифов окончился неудачей. Скифский царь Атей на рубеже V—IV вв. дон. э. создал сильное скифское государство, раскинувшееся от Дуная до Азовского моря. В конце III в. дон. э. столица скифов была перенесена в Крым (Неаполь Скифский, на окраине нынешнего Симферополя. В конце III в. н. э. скифское государство разгромили готы. Скифы были преимущественно охотниками и скотоводами, но занимались и земледелием. Они установили тесные контакты с греческими колониями на Черном море — Ольвией, Пантикапеем, Херсонесом, неоднократно воевали с Ассирией, Персией, Македонией. Неповторима скифская культура широко известен так называемый звериный стиль украшений, найденных в богатых захоронениях скифской знати. Древнеславянская протоцивилизация. К цивилизациям го поколения, которые развивались с запозданием на один исторический цикли контактировали с античными цивилизациями го поколения, можно отнести и славянскую, формировавшуюся на просторах Северного Причерноморья и Восточной Европы. Глава Цивилизации древности 562 ной кельтской протоцивилизации. Ее жизнь полна загадок, поскольку кельты не оставили письменных свидетельств своей истории. Тем не менее исследователи отмечают особое значение этой культуры Кельты занимают огромное место в истории древней, да и средневековой Европы позволительно сказать, что они являются главными действующими лицами протоистории всей Западной и Центральной Европы [54. — С. Кельтская протоцивилизация не успела сформироваться в полноценную цивилизацию, не имела сильной государственности. В ее состав вошла часть переселившихся во II тыс. дон. э. в Европу с Востока индоевропейских народов. Впервые века нашей эры кельтские племена покорили римляне, однако в Британии, и особенно в Ирландии, кельты сохраняли свою самобытность в течение еще нескольких столетий. Ю. В. Павленко пишет о кельтах так О раннеклассовом характере наиболее развитых кельтских объединений на территории Испании, Галлии и всего Подунавья свидетельствуют не только развитость ремесел, четкая социальная стратификация, резкая грань между бытовой культурой знати и рядового населения, многочисленные хорошо укрепленные центры (оппиды), но и чеканка св. дон. э. собственной золотой и серебряной монеты. Достаточно высокая продуктивность сельского хозяйства, концентрация его излишков в руках аристократии и последующая трансформация натурального прибавочного продукта в престижные ценности (прежде всего благодаря торговле с греками и этрусками) обеспечивали выход кельтского общества на уровень раннеклассо- вых отношений [151. — С. 309]. К раннецивилизационным системам (по нашей классификации протоцивилизациям), подобным кельтской, ученый относит также Фракию древнее государство на территории современной Болгарии): «Фракия времен Одрисского царства (V — первая половина в. дон. э, наряду с современной ей Скифией и усилившейся несколькими веками позднее Дакией, была одним из наиболее могущественных государств Европы на периферии античного мира. Представляется возможным говорить о фракийской раннеци- вилизационной системе, включая в нее и Дакию, а возможно, с определенными оговорками, и Иллирию. Достаточно быстрому соци- ально-экономическому развитию фракийцев во второй четверти I тыс. дон. э. способствовали не только внедрение железных орудий труда и наличие месторождений цветных и благородных руд, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций умеренный климат, и вслед за стадами мамонтов и других крупных зверей племена охотников уходили на североамериканский континента затем мигрировали в Центральную и Южную Америку. Благоприятные климатические условия, обилие крупных животных и пригодных для питания растений стали причиной быстрого роста численности населения. В результате к VII тыс. дон. э. мамонты здесь были истреблены, а поголовье бизонов резко сократилось. С VII по V тыс. дон. э. основными занятиями людей стали земледелие, охота и рыболовство. Утвердилась неолитическая цивилизация. Основной сельскохозяйственной культурой был маис (кукуруза выращивали также фасоль, тыкву, авокадо, острый перец. Земледельческие культуры складываются на юго-востоке Северной Америки, территории современной Мексики, на побережье Перу. Доколумбовы цивилизации занимали пространство Центральной Америки и северо-запада Южной Америки (рис. 11.13). В III тыс. дон. э. освоено изготовление керамической посуды. Появился натуральный обмена вслед за ним — первые признаки социального расслоения. е поколение цивилизаций. Примерно во II тыс. дон. э. развитие земледелия и ремесла достигло таких высот, что местное население уже могло систематически получать прибавочный продукт. Результатом стало формирование раннеклассового общества, возникновение множества государств, особенно в Центральной Америке. Строятся города, ирригационные системы, возводятся крупные культовые сооружения. Достигают расцвета ольмекская, ацтекская культуры и культура майя. Социальное деление этих обществ было очень четким существовали высшие слои (правитель, военные вожди и жрецы большая прослойка свободных общинников, ремесленников и торговцев к низшему слою относились рабы, в число которых попадали военнопленные и преступники. Однако рабовладение не было преобладающим типом хозяйства. В период расцвета раннеклассового общества (в середине тыс. дон. э) строились крупные города, активно развивались астрономия и математика, ваяние и зодчество. е поколение цивилизаций. Следующий этап в истории доколумбовой Америки начинается на рубеже новой эры. Центром культуры Тиауанако с III по VIII встало Боливийское плоскогорье вблизи озера Титикака. Широкое распространение получает здесь обработка металлов — золота, серебра, меди, бронзы. Локальные цивилизации Америки в отличие от европейских сестер не знали Глава Цивилизации древности 564 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций В III—II тыс. дон. э. на этих территориях (прежде всего на Северном Кавказе, в Прикарпатье, Причерноморье) произошел переход к бронзовому веку. Все признаки такого перехода налицо осваиваются выплавка металлов и изготовление из них орудий труда, оружия, украшений расширяется сеть поселений и увеличиваются их размеры, регулярный характер приобретает обмен между земледельческими и скотоводческими племенами (триалетская, трипольская, кобанская, андроновская, фатьянов- ская культуры. Общинная собственность сочеталась с частным хозяйством больших патриархальных семей. Общины объединялись в племена выделялась родовая знать, прибиравшая к своим рукам значительную часть богатств. Союзы племен становились зародышами будущих государств. Однако на этих землях в отличие от центров раннеклассовой цивилизации на Ближнем Востоке нельзя было получать значительные урожаи путем создания систем орошаемого земледелия и концентрации населения в долинах крупных рек (другие варианты были невозможны из-за низкого уровня технического развития общества, а потому и не сложились сильные государства. Железный век в Приднепровье, Поволжье, на Северном Кавказе начался примерно в I тыс. дон. э, а в Западной Сибири и на Алтае с середины VII в. дон. э. (дьяковская, городецкая, ананьин- ская и другие культуры. Катализатором прогресса общества на обширных территориях нынешних России и Украины были усиливавшиеся контакты с центрами античной цивилизации, в основном через греческие причерноморские города и Боспорское царство. Такие контакты помогли местным культурам практически одновременно с другими локальными цивилизациями Европы вступить в фазу перехода к средневековой мировой цивилизации. Подробнее развитие цивилизационных процессов в Северной Евразии изложено ниже, в главе 13. 11.3.5. Цивилизации доколумбовой Америки Изолированно и по особому пути развивались древние общества Америки. Согласно современным археологическим данным, заселение американского материка человеком произошло в результате нескольких волн миграции из Азии через перешеек, который поднимался на месте нынешнего Берингова пролива 40—50 тыс. лет назад и 10—28 тыс. лет назад. На севере Азии в это время был обработки железа, поэтому здесь бронзовый век начался не напер- вом, а на втором витке цивилизационного развития, который продолжался практически до завоевания Америки европейцами. На американском континенте в этот период появилось несколько могущественных империй. Самая известная среди них — империя инков, начало которой было положено в XIII в. Кв. ее владения охватывали уже 900 тыс. кв. км (в 1,7 раза больше современной Франции. Социальные отношения в империи были выстроены таким образом, что все без исключения ее жители, даже верховные правители, должны были трудиться. Каждый получал участок земли, необходимый для проживания его самого и его семьи. Для удовлетворения потребностей государства и жрецов все население обязывалось, после возделывания семейных наделов, сообща обрабатывать земли, принадлежащие Инке (государству) и Солнцу (храмам. Часть полученных на таких землях продуктов направлялась для создания общественных запасов продовольствия и на содержание вдов, сирот, престарелых, калек. Изготовленные ремесленниками орудия труда и оружие хранились на государственных складах. Скот, как и земля, делился натри части одна — на потребности семьи, другая — для Инки, третья — для Солнца. Осуществлялся строгий контроль над потреблением, расточительство преследовалось. Обмен носил натуральный характер. Все главы семей участвовали в процессе управления на низшем и среднем уровнях, однако верховная власть принадлежала Инке и передавалась по наследству. Важную роль играли представители аристократии. Демократические права и свободы не распространялись на беднейшие массы населения, рабов и чужеземцев. Производительность труда в государстве инков была весьма высока, что дало им возможность построить несколько крупных городов, поражающую воображение цитадель Мачу-Пикчу, благоустроенные дороги и каналы протяженностью до тысячи километров, висячие мосты над пропастями инки также оставили после себя замечательные памятники культуры. Рассмотрим подробнее процесс формирования и развития доколумбовых цивилизаций в Западном полушарии, поскольку их история менее известна 1 Исчезновение сухопутного моста между Азией и Америкой примерно в 13 тыс. дон. э. имело решающее значение для судеб тех племен, которым земли Западного полушария стали новой родиной. Еще одним определяющим фактором исторического про- Глава Цивилизации древности 566 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций 1 Автор текста до конца §11.3.5 — др ист. наук, проф. ЯГ. Шемякин. Рисунок 11.13. Доколумбовы цивилизации Америки* *Источник : [82. — С. Древние культуры в Южной Америке Государство инка (Индийские культуры в Центральной Америке дог Культура Чавин наиболее полным выражением которой явился монументальный комплекс Чавин-де-Уантар, расположенный на высоте 3000 м в небольшой горной долине на севере перуанского нагорья) возникла примерно в 1500 г. дон. э. и существовала приблизительно дог. н. э. Как в Мезоамерике, таки в Андском регионе прослеживается одна и та же схема развертывания цивилизационного процесса: ольмеки водном случае, Чавин — в другом формируют исходный, базовый архетип цивилизационного устройства, определяют духовно-идеологический, художественный (создание системы символов, посредством которых осуществляется духовно-практи- ческое освоение окружающего внешнего мира и мира собственной души) и социальный эталон. Именно на него ориентировались и его в той или иной мере воспроизводили все последующие культуры, находившиеся с ольмеками и Чавином в отношениях прямого или косвенного родства и преемственности. Почти одновременно с ольмеками (но, по-видимому, все жене- сколько позже) возникает культура сапотеков. Главным религиозным, административными торговым центром их цивилизации стал основанный около 500 г. дон. э. в долине Оахаки город Мон- те-Альбан. В течение ряда веков рядом с сапотеками обитали их соседи миштеки, постепенно воспринявшие их культуру. В 900 г. н. э. они захватили Монте-Альбан и превратили его в центр собственной (хотя и основанной на сапотекском наследии) цивилизации, просуществовавшей вплоть до испанской конкисты Х в. Пожалуй, самым блестящим из преемников ольмеков (культура которых исчезла кв. дон. э) стал Теотиуакан, крупнейший городской центр Мезоамерики, в полной мере воплотивший разработанную ольмеками концепцию цивилизационного устройства. Ядром последней являлась воплощенная в определенных религиозно-мифологических представлениях система ценностей, определявших основные поведенческие ориентации членов индейских обществ. Возникший около 300 г. дон. э, Теотиуакан достиг во II—VI вв. н. эпика своего могущества, распространив влияние на всю Мезоамерику. Во второй половине в. н. э. Теотиуакан приходит в упадок. В конце столетия город пал, очевидно, под ударами варварского нашествия с севера (хотя некоторые исследователи считают, что сохранившиеся на многих зданиях следы огня могут быть и свидетельством социального конфликта, вызвавшего крушение теотиуаканской цивилизации. Глава Цивилизации древности 568 цесса здесь стала многотысячелетняя изоляция от Старого Света, а следовательно — и от основного потока развития человечества. Цивилизация как особый тип социокультурной организации, характеризующийся качественно более высоким по сравнению с первобытностью уровнем сложности, возникла в Новом Свете почти на тысячу лет позже, чем в Старом. Как и повсюду в мире, материальной основой цивилиогенеза в Новом Свете стала производящая экономика как результат неолитической революции. Применительно к Америке речь идет главным образом о земледелии. Лишь некоторые племена, жившие в предгорьях Анд, занимались скотоводством (разведением лам и морских свинок. Что же касается Мезоамерики, то там скотоводство практически отсутствовало. Первые попытки окультуривания растений были предприняты в горных областях Центральных Анд в VII тыс. дон. э, через пару тысячелетий здесь уже в массовом порядке выращивали кукурузу, фасоль и хлопок. В IV—III тыс. дон. э. земледелие постепенно утверждается и на побережье. Вторым видом человеческой деятельности в этих местах было рыболовство, а также сбор моллюсков, охота на пеликанов и пингвинов, добыча тюленей и китов. Все создало условия для быстрого роста численности населения. В III—I тыс. дон. э. производящая экономика становится ведущим фактором экономического развития племен Америки. В Мезоамерике первые разновидности культурного маиса (кукурузы) появляются в V тыс. дон. э. в долине Теуакан современный мексиканский штат Пуэбла, через тысячелетие можно уже говорить о зачатках системы маисового земледелия, а в I тыс. дон. э. кукурузу начинают возделывать на юго-западе нынешних США. В IV—II тыс. дон. э. выращивание маиса, фасоли и тыквы заложило продовольственную базу будущих мезо- американских культур. Хотя к порогу цивилизации подошли и некоторые индейские народы в других регионах (чибча-муиски на территории современной Колумбии, культуры юго-запада США и бассейна Миссисипи и др, но главными центрами развертывания цивилизационного процесса в Америке были Мезоамерика и Андский регион. Цивилизация ольмеков возникла в I тыс. дон. э. на территории современных штатов Табаско и Веракрус. Десять известных ольмекских центров расположены равномерно вдоль побережья Мексиканского залива, нона некотором удалении от моря. Наиболее крупные из них — Ла-Вента, Сан-Лоренсо, Трес-Сапотес, Лагуна-де-лос-Серрос. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций 571 щие в основе цивилизационной модели, остаются прежними, восходящими в конечном счете к ольмекскому наследию, ив пост- классический (900—1520 гг. н. э) период истории майя, вплоть до конкисты. В Центральной Мексике эпоха господства тольтеков в Х— ХI вв. завершается около 1200 г. н. э, когда их центр Толлан был разрушен новой волной варварской миграции с севера. Наступает период социального хаоса, который сменяется установлением нового порядка. Его носителями выступили ацтеки. Этот индейский народ, покинувший свою прародину Астлан вначале в.), во второй половине Х в. достиг долины Мехико и укоренился там, основав в 1325 г. на берегу озера Тескоко новую столицу Теночтитлан. Последующие два века своей истории ацтеки постоянно воевали с соседями, борясь за гегемонию и создание могущественного государства. Они фактически достигли этой целик началу Х в, в той или иной форме подчинив себе почти всю Мезоамерику. В преддверии надвигающегося кризиса они находились, по-видимому, на пути к организации имперской структуры регионального масштаба. Однако этот процесс был прерван испанским вторжением в 1520 г. Цивилизация ацтеков по всем основным параметрам обнаруживает черты преемственности по отношению к предшественникам. В Андском регионе первым из прямых исторических наследников Чавина следует назвать, по-видимому, культуру Паракас (I тыс. дон. э. Ее непосредственным преемником стала культура Наска южное побережье Перу, III в. дон. э. — I тыс. н. э. Почти одновременно складывается (на северном побережье Перу) и широко распространяется одна из самых блестящих цивилизаций доколумбовой Америки — мочика. Ее наследие стало чрезвычайно ярким, знаковым выражением того цивилизационного архетипа, который был сформирован Чавином. Приблизительные хронологические рамки существования данной культуры вв. дон. э. — VIII в. н. э. Конец мочика типичен для судеб древних цивилизаций. Судя по всему, общество мочика было разрушено в результате внешнего вторжения. Его закату способствовали, возможно, и природные факторы (регулярные засухи, погубившие системы орошаемого земледелия. Практически одновременно с мочика в Перу на берегах высокогорного озера Титикака возникла еще одна самобытная цивилизация, наследница Чавина, оказавшая значительное влияние на современные ей и последующие индейские культуры. Ее Глава Цивилизации древности 570 После падения Теотиуакана в VIII в. в Центральной Мексике наступает период темных веков в долину Мехико хлынули волны варварских нашествий — переселенцев с севера, получивших общее название «чичимеки». Однако варвары довольно быстро восприняли основы культуры погибшей цивилизации. Самыми удачливыми завоевателями и самыми способными учениками оказались тольтеки. К Х в. н. э. прежний ареал теотиуаканской цивилизации оказался под властью центра тольтеков Толлана, расположенного на севере Мексиканского плато. Держава тольте- ков претендовала на роль прямого преемника славы Теотиуакана и действительно им стала. Родственная связь тольтекской цивилизации с теотиуаканской не вызывает сомнений. Необходимо упомянуть еще несколько культур, так или иначе являвшихся воспремниками ольмекского цивилизационного архетипа. Так, роль важного самостоятельного культурно-религиозно- го центра играл, по-видимому, Тахин, появившийся вначале нашей эры на территории мексиканского штата Веракрус. Там же возникла и получила распространение культура тотонаков. На юге современной Мексики на границе с Гватемалой вблизи Тихоокеанского побережья важным продолжением ольмекской культурной традиции стала цивилизация Исапы. Закат культуры Исапы совпадает со становлением одной из наиболее значительных цивилизаций доколумбовой Америки майя, ареал влияния которой охватывал территории от юга Мексики до севера Гондураса и Сальвадора. Время расцвета цивилизации майя приходится на так называемый классический период (Х вв. н. э. С конца IX в. культура майя вступает в эпоху глубокого кризиса, вызванного комплексом факторов, главным из которых явилось начавшееся в этот период массовое вторжение захватчиков с севера. В Х в. полностью обезлюдели все главные города майя в тропической сельве. В Х вони были завоеваны тольтеками, что привело к определенным трансформациям (смена идеологических ориентиров, влияние тольтекской традиции в искусстве, изменение административного устройства — появление конфедерации городов-государств на Юкатане и др. Но несмотря на то, что новые социально-поли- тические и культурные образования создавались под явным толь- текским воздействием, цивилизация майя не исчезла полностью, сохранившись на Юкатане ив горной Гватемале, где пришельцев ассимилировало местное население. Хотя некоторые ориентиры в идеологии и искусстве меняются, но базовые архетипы, лежа- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций И тем не менее общих черту всех доколумбовых цивилизаций, прежде всего у двух главных цивилизационных центров, былого- раздо больше, чем различий. Можно выделить следующие черты подобного рода. Для всех доколумбовых культур характерен один и тот же по своей сути подход к решению ключевых проблем-противоречий человеческого существования между мирской и сакральной сферами бытия Н sapiens, человеком и природой, индивидом и социумом, традиционной и инновационной сторонами культуры. Для всех них типично безраздельное господство мифологического («доосевого» по К. Ясперсу) типа мышления, аналогичная в своих основах (при множестве конкретных различий в деталях) мифологическая картина мира. Особенно значимо то, что миф был не только реальностью сознания представителей индейского мира, но и онтологической реальностью данный тип мышления вполне определенным образом ориентировал поведение людей, формировал определенный способ их взаимоотношений. Главные его характеристики жесткая подчиненность всех индейских обществ природным ритмам, безусловное преобладание тенденций адаптации к среде над попытками приспособить ее к собственным потребностям вытекающее отсюда полное преобладание природной составляющей над человеческим элементом производительных сил доминирование естественно сложившейся общности в различных ипостасях — от общины до деспотического государства) над индивидом, четко выраженная тенденция к растворению в подобной общности личностного начала господство общинного архетипа как основы и системообразующего принципа всех доколумбовых обществ ориентация на сохранение сложившейся традиции по возможности без изменений, преобладание традиции над инновацией в системном единстве культуры, нашедшее зримое выражение в тотальной ритуализации всех сторон жизни индейских культур доколумбовой Америки. Идентичной в своих основах была социальная структура доколумбовых цивилизаций, базовыми компонентами которой являлись община и деспотическое государство, аналогичное по своему характеру и функциям древневосточным деспотиям Старого Света. Наконец, следует отметить также сходный характер основных форм знакового самовыражения культуры, прежде всего монументальную архитектуру. Все высокие культуры доколумбовой Америки роднит еще одна черта они достигли относительно высокого уровня цивилиза- Глава Цивилизации древности 572 примерные хронологические рамки — 200 г. дон. э. — Х в. н. э. Главный центр — город Тиауанако. Следует отметить, что культурная традиция мочика не прервалась после исчезновения этой цивилизации как особого социокультурного образования. Мочикский культурный пласт органически вошел в культуру Чиму северное побережье Перу, первая половина тыс. н. э, носители которой создали мощное государство, реально претендовавшее на гегемонию в Андском регионе и бывшее одно время опасным соперником инков. Столица этого государства, Чан- Чан, вполне сопоставима по своему масштабу с Теотиуаканом. В Х в. на исторической сцене появляются инки, которые кг. н. э. создают крупнейшее государство доколумбовой Америки, первую и единственную империю континентального масштаба, включившую в себя территории современных Перу, Боливии, Эквадора, северо-западную часть Аргентины, северную часть Чили, часть Колумбии. Инки стали создателями наиболее значительной по своим масштабам цивилизации доколумбовой Америки. При этом они опирались на опыт и достижения предшествовавших культур Андского региона. Между двумя основными цивилизационными центрами доколумбовой Америки существовали определенные различия. Вот основные из них. Для Андского региона характерна несколько большая степень развития материально-технической базы цивилизации (прежде всего наличие относительно развитой металлургии — бронзовый век) по сравнению с Мезоамерикой (сохранение вплоть до Х в. н. э. каменного века — изготовление орудий только из камня, кости и дерева крайне незначительная роль металла после Х в.). Для Андской области можно отметить также более высокий уровень развития продовольственно-сырьевой базы цивилизации (сочетание земледелия со скотоводством, пусть и значительно менее развитым, чем в Старом Свете, а также с активным всесторонним использованием биоресурсов моря в андских культурах по контрасту с отсутствием скотоводства и незначительной ролью рыболовства в Мезоамерике). В тоже время наиболее высокий в доколумбовой Америке уровень развития абстрактного мышления был достигнут именно в Мезоамерике, прежде всего у майя, что нашло свое главное выражение в наличии письменности (наиболее развитой иероглифической — опять же у майя, практически отсутствовавшей в Андском регионе, где был выработан ее функциональный заменитель — так называемое узелковое письмо кипу. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Был прерван грандиозный исторический эксперимент изолированного развития локальных цивилизаций. 11.4. Диалоги взаимодействие цивилизаций первых двух поколений Цивилизации го иго поколений, размещавшиеся на обширных территориях Старого Света, развивались не изолированно друг от друга. Между ними постоянно существовали и интенсифицировались контакты в разнообразных формах — от диалога и обмена до войн. Взаимодействие цивилизаций охватывало разные сферы торговлю, обмен культурными и научными достижениями, переселение народов, политические союзы и военные столкновения. Диалоги взаимодействие цивилизаций способствовали ускорению темпов их развития и общественному прогрессу. Цивилизации Нового Света, развивавшиеся изолированно, отстали и погибли в столкновении с ушедшей вперед западной цивилизацией. Торгово-экономический обмен между цивилизациями. Цивилизации первого ив большей степени второго поколения вели интенсивную торговлю разнообразными товарами как между собой, таки с соседними племенами, еще не сформировавшимися в самостоятельные цивилизации. Этому способствовало создание многочисленных греческих, а затем римских колоний на побережьях Средиземного и Черного морей. Складывались торговые пути, как морские, таки сухопутные, по которым велся активный обмен товарами. Знаменитые римские дороги служили для быстрого перемещения не только войск, но и караванов купцов сих товарами. Значительная часть флота использовалась для перевозки товаров. Государства принимали меры для поощрения международной торговли, защиты купцов и торговых судов от нападений грабителей и пиратов. Размер таможенных пошлин при пересечении государственных границ, как правило, был невелик, чтобы не тормозить торговлю. Разнообразие природных условий разных государств и цивилизаций, их специализация на производстве и вывозе определенных товаров, высокий уровень торговой прибыли способствовали развитию международной торговли, распространению производственного опыта и навыков в земледелии, ремесле, строительстве. Вдоль реки морских побережий создавалась сеть городов, накоплению богатства в которых служили торговля и производство товаров. Глава Цивилизации древности 574 ции при относительно слаборазвитой по сравнению со Старым Светом материально-технической базе доколумбова Америка не знала железа, тяглового скота, колесного транспорта, лошадей, плуга, здесь несравненно меньшую роль (и только в Андской области) играло скотоводство. В цивилизационном процессе в доколумбовой Америке четко просматривается определенная циклическая динамика, обусловленная изначально сформированным социальным генотипом местных цивилизаций. В целом она вполне адекватно описывается в терминах концепции А. Дж. Тойнби. В истории всех доколумбовых цивилизаций (за исключением последних в этом ряду, сметенных валом конкисты) прослеживаются все те стадии, которые были выделены Тойнби: генезис, рост, надлом, распад в силу тех или иных причин либо чаще всего варварских нашествий, либо в результате внутренних социальных катаклизмов или экологических катастроф, либо как следствие совокупного действия ряда факторов. По завершении каждого цивилизационного цикла наступают, как правило, темные века, за которыми следует жизненный цикл новой цивилизации, воспроизводящий те же самые этапы и, что самое главное, тоже самое цивилизационное качество. Воспроизведение в каждом новом цикле одного итого же социокультурного качества отнюдь не означает, что в рамках данного качества не происходило вообще никаких изменений. В чем-то наблюдался прогресс инки, к примеру, без сомнения превзошли всех в совершенствовании техники административного управления. В других же сферах, напротив, прослеживается очевидный регресс. Так, ацтеки, унаследовав определенные астрономические и математические знания от своих предшественников, в значительной мере утратили их глубину и объем. Если бросить общий взгляд на историю доколумбовой Америки, то можно заметить постепенное увеличение от цикла к циклу пространственных масштабов цивилизационных общностей — вплоть до создания инками первой цивилизации континентального масштаба. Однако подобное увеличение масштаба не привело к изменению основополагающих характеристик цивилизационного устройства. К моменту столкновения с христианской Европой все существовавшие к этому времени доколумбовы цивилизации обладали тем набором основных черт, которые были перечислены выше. Своеобразные локальные цивилизации Нового Света со всеми их техническими и культурными достижениями были варварски уничтожены европейскими колонизаторами в конце XV—XVI в. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций в VI—IV вв. дон. э. Научные открытия, сделанные в Греции и Риме, в Индии и Китае, быстро распространялись по взаимодействующим цивилизациям. Осуществлялся взаимный обмен опытом в области образования, создавались школы писцов, школы философов. Содержание образования интеллектуальной элиты отражало новые научные знания, полученные в разных странах и цивилизациях. С переселением народов, созданием мировых империй, возникновением и распространением мировых религий создавались условия для диалога между цивилизациями в области этики и религии. Нравственные нормы, поддержанные основными религиями, близки. История распространения буддизма на Востоке и христианства на Западе показывает интенсивность диалога цивилизаций Древнего мира. Политические контакты и военные столкновения древних цивилизаций. Возникновение государств и правовых систем в раннеклассовом обществе, увеличение их масштабов и численности населения порождало постоянные межгосударственные и межцивилизационные контакты в политической области, прерываемые периодически возникавшими войнами. При всем разнообразии форм политического устройства, сменявших друг друга, — от восточных деспотий до афинской демократии, в политических устройствах первых двух поколений локальных цивилизаций было много общего. Этому способствовали не только аналогичные тенденции социальной дифференциации (стратификации, но и обмен опытом и заимствование форм политического устройства в результате диалога цивилизаций. В качестве примеров могут служить во многом близкая структура управления государством и система правовых норма также наличие статуса вольных городов (ремесленно-купеческих) в разных цивилизациях. Довольно часто между разными государствами и цивилизациями заключались политические союзы, способствовавшие обмену опытом. Военные столкновения и завоевания становились причиной быстрого распространения новых видов оружия и средств обороны, методов ведения военных действий (военного искусства. Но иногда они завершались покорением одних цивилизаций другими, а то и гибелью побежденных культур. Следовательно, в итоге первого этапа формирования и развития глобальной цивилизации человечество не только сформировало ее структуру, сохранившуюся до наших дней, но и обеспечило разнообразие локальных цивилизаций и активное взаимодействие между ними. Глава Цивилизации древности 576 Торгово-экономический обмен стал важным фактором ускорения развития, технологического и экономического прогресса всего пояса цивилизаций го иго поколений. Обмен технологическими достижениями. Потребности быстрорастущего населения локальных цивилизаций го иго поколений, разнообразие потребностей высших слоев, расширение торгового обмена, развитие речных, морских и сухопутных транспортных путей потребовали значительного повышения производительности труда на основе технологических инноваций, межцивилиза- ционного обмена более современными технологиями и формами организации производства. В результате технологического обмена между цивилизациями быстро распространялись более современные приемы агрикультуры, осваивались новые сорта культурных растений, приемы выплавки металлов и получения из них разнообразных орудий труда, оружия, украшений, строительства дворцов и культурных сооружений. Столкновения между цивилизациями, нашествия варварских племен велик частичному разрушению развитого хозяйства. Но варвары обычно перенимали более высокий технологический опыт завоеванных ими цивилизаций. Активный обмен производственным опытом и инновациями способствовал технологическому прогрессу всего человечества, глобальной цивилизации. Взаимное обогащение духовными ценностями. Особенно многообразными и плодотворными были контакты цивилизаций в сфере духовной жизни — в области культуры, науки и образования, этики и религии. Фазы подъема и зрелости каждой цивилизации сопровождались расцветом культуры, появлением новых художественных школ, сооружением великолепных архитектурных памятников, созданием произведений скульптуры, литературных произведений. Эти культурные достижения становились достоянием других цивилизаций. Известно, какое влияние оказала высокая культура греческих городов-полисов на культурную жизнь всего античного мира. Дворцы Древнего Египта, Ассирии, Вавилона служили образцом при сооружении величественных сооружений в Греции и особенно в Римской империи. В рамках обширных мировых империй создавались условия для распространения культурных достижений по всему пространству империи. Научные достижения восточных цивилизаций послужили основой для всплеска научного творчества в Древней Греции ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций ЦИВИЛИЗАЦИИ ВТОРОГО ИСТОРИЧЕСКОГО СУПЕРЦИКЛА |