Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
12.3.1. Динамика цивилизаций Востока После падения Западной Римской империи началась активная смена лидирующих локальных цивилизаций. Эпицентр цивилизационного прогресса из Средиземноморья переместился в Византию и на Восток, чтобы затем, в эпохи раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций, вновь вернуться в Европу, а потом перебазироваться в Северную Америку. Возникновение и распространение мусульманской цивилизации. На рубеже I—II тыс. н. э. происходил бурный подъем и стремительное распространение мусульманской цивилизации (рис. 12.7). Она возникла в VII в, одновременно с исламом, на Аравийском полуострове, в условиях острого социально-экономи- ческого кризиса, и быстро подчинила своему влиянию Ближний Восток, Персию, Среднюю Азию, часть Индии, Индонезию, Поволжье, а на Западе — Северную Африку, Пиренейский полуостров, часть Юго-Восточной Европы. Периодом расцвета мусульманской цивилизации в последние века I тыс. н. э. стало господство Арабского халифата со столицей в Багдаде. В то время это был один из крупнейших городов мира — число его жителей превышало миллион человек. Нужно отметить, что мусульманская цивилизация, объединяемая общей религией — исламом — и соответствующими ему систе- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций мой ценностей и укладом жизни, весьма разнородна по своему составу. Да и сам ислам делится на враждебные друг другу течения суннитов, шиитов, ваххабитов и др. Ю. В. Павленко выделяет в составе мусульманской цивилизации несколько субцивилиза- ций: Цивилизационная структура мусульманского мира чрезвычайно сложна, и процесс ее становления продолжается до сегодняшнего дня… Она представляет единство… арабоязычной, ираноязычной и тюркоязычной субцивилизационных систем, образующих ее основу, и двух отдаленных от нее синкретических ответвлений пакистано-восточнобенгальско-малайско-индоне- зийского и тропически-африканского, суданского и эритрейско- сомалийско-занзибарского» [151. — С. 424]. Сплоченные анклавы мусульманской цивилизации имеются в Западной Европе, России, США и других странах. Мусульманская цивилизация неоднородна и экономически. В нее входят и богатые арабские нефтяные державы, и государства среднего достатка, и беднейшие страны Африки. Резко различается межстрановой уровень технологического развития и образования. Тем не менее все мусульманские государства отличают от западных Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 646 лидирующие позиции среди которых заняли Индия и Китай, а затем иго их поколения (рис. 12.6), в авангард же вышла западноевропейская цивилизация. Постепенно она распространила свое влияние на большую часть населенного мира, покорив или потеснив цивилизации Востока и уничтожив цивилизации Нового Света. Лишь со второй половины ХХ в. ее преимущество перестало быть столь очевидным. Настала пора интенсивных межцивилизационных связей. Огромные колониальные империи, возникшие в раннеиндустриаль- ную и индустриальную эпохи, на закате последней распались, уступив место экономическим империям, интеграционным тенденциями глобализации. К концу третьего исторического суперцикла появились признаки формирования го поколения локальных цивилизаций, проблема их взаимодействия вышла для общества на первый план. Рассмотрим вкратце основные черты динамики локальных цивилизаций го иго поколений (кроме евразийской цивилизации, этапам формирования и развития которой посвящена глава 13). 12.3.1. Динамика цивилизаций Востока После падения Западной Римской империи началась активная смена лидирующих локальных цивилизаций. Эпицентр цивилизационного прогресса из Средиземноморья переместился в Византию и на Восток, чтобы затем, в эпохи раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций, вновь вернуться в Европу, а потом перебазироваться в Северную Америку. Возникновение и распространение мусульманской цивилизации. На рубеже I—II тыс. н. э. происходил бурный подъем и стремительное распространение мусульманской цивилизации (рис. 12.7). Она возникла в VII в, одновременно с исламом, на Аравийском полуострове, в условиях острого социально-экономи- ческого кризиса, и быстро подчинила своему влиянию Ближний Восток, Персию, Среднюю Азию, часть Индии, Индонезию, Поволжье, а на Западе — Северную Африку, Пиренейский полуостров, часть Юго-Восточной Европы. Периодом расцвета мусульманской цивилизации в последние века I тыс. н. э. стало господство Арабского халифата со столицей в Багдаде. В то время это был один из крупнейших городов мира — число его жителей превышало миллион человек. Нужно отметить, что мусульманская цивилизация, объединяемая общей религией — исламом — и соответствующими ему систе- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Рисунок Распространение ислама до 750 г. Источник: [82. — С. 134]. 649 мамлюков и захватил Сирию и Египет. Его сын Сулейман I Великолепный в 1526 г. захватил Венгрию, затем Крым, Молдавию и Валахию. В конце XVI в. османы подчинили себе Грецию и Ширван (нынешний иранский Азербайджан. В Османской империи было организовано военно-феодальное управление, создано сильное войско янычаров, мощный флот. Господствующей религией был ислам. Османская империя просуществовала до 1922 г., неоднократно вела войны против Российской империи, стран Западной Европы. В раннеиндустриальную и особенно индустриальную эпохи мусульманская цивилизация утрачивала одну позицию за другой. Многие мусульманские страны превратились в колонии британской и французской империй. Лишь со второй половины ХХ в. начался период возрождения мусульманской цивилизации. Развитие китайской цивилизации. Древняя китайская цивилизация обрела новое дыхание в I тыс. н. э. Здесь на несколько столетий раньше, чем в Европе, произошел переход к феодальному строю. После длительной междоусобной борьбы (Троецарст- вия), охватившей III—IV вв., в Китае наступает период расцвета. Численность населения быстро растет, рисовые поля и огороды возделываются как на юге, таки на севере страны, что позволяет обеспечить продовольствием сельских жителей и горожан. Быстро развиваются торговля и денежное обращение. В VIII в. в оборот вводятся переводные банковские чеки. В IX в. изобретено книгопечатание, что способствует распространению грамотности. Еще с III—V вв. н. э. в Китае известны технологии изготовления фарфора, ставшего предметом торговли с другими цивилизациями примерно с того же времени для письма применяется бумага. Изобретение компаса и пороха расширяло возможности морских путешествий и повышало боеспособность армии. С VII в. Китай вступает в стадию развитого феодализма. Расширяются посевные площади, прогрессируют чае- и хлопководство, ремесла, растут города. Ведется активная торговля с Индией, Персией, Арабским халифатом, Кореей, Японией. Переживает подъем культура, наука, в том же столетии создается Палата уче- ных. Царствование Сунской династии нередко называют золотым веком науки. Обладатели высшего ученого звания пользовались беспрецедентным авторитетом в обществе и при дворе. В идеологии оформляется всеобъемлющая система мировоззрения, получившая на Западе название неоконфуцианства, в живо- Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 648 цивилизаций и России такие черты, как высокий уровень рождаемости, запрет на употребление алкоголя, идеациональный социокультурный строй, растущая пассионарность, геополитическая активность. Поэтому роль мусульманской цивилизации в геоцивили- зационном пространстве во второй половине ХХ в. значительно возросла и продолжает увеличиваться. Ученые арабского мира унаследовали достижения греческой и ближневосточной науки. Такой синтез стал стартовой площадкой для взлета арабской науки в VIII—XI вв. Наиболее крупные ученые того времени — аль-Хорезми, аль-Бируни и Ибн Сина (Авиценна). Им был свойствен подлинный энциклопедизм. Аль-Хорезми был математиком, астрономом, географом, основателем алгебры. Аль-Бируни создал выдающиеся труды по астрономии, геодезии, физике, математике, ботанике, географии, философии, истории, этнографии. Он первым создал глобус, высказал предположение о вращении Земли вокруг Солнца, составил тригонометрические таблицы. Ибн Сина внес огромный вклад в развитие философии и медицины. Наука арабского Востока послужила импульсом для распространения научных знаний в Европе. Высокого уровня достигли арабская культура, архитектура, литература, поэзия. Крупная роль в истории средневековой культуры, главным образом в эпоху раннего и зрелого феодализма, принадлежит народам Ближнего и Среднего Востока. Арабские страны, Иран и Средняя Азия наряду с Византией явились непосредственными преемниками и хранителями достижений античной культуры В течение ряда столетий наука, литература и искусство, созданные арабами, в значительной мере определяли поступательное движение мировой культуры и оказали большое влияние на многие страны, в том числе на Западную Европу [37. Т. 2. — С. Халифат представлял собой феодальное мусульманское государство, в экономике которого значительную роль играл рабовладельческий уклад. Халифат располагался на территории Аравийского полуострова, Ирака, Ирана, Закавказья, Средней Азии, Сирии, Палестины, Северной Африки, Пиренейского полуострова, Сардинии, Кипра, части Восточной Индии. В дальнейшем эта могучая держава распалась наряд государств и была разгромлена вовремя монгольского нашествия. Другим величайшим государством Востока стала Османская империя. Ее правитель Селим I Грозный вначале в. разбил ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций 651 лась — до 8,8% в 1913 г. ив г. Лишь к концу ХХ вона вновь поднялась до 12,3% [264. — C. В Китае с запозданием осваиваются достижения промышленной революции, происходит переход к индустриальной мировой цивилизации. Продукция страны теряла конкурентоспособность на мировых рынках, вытеснялась изделиями фабрик Великобритании и других европейских стран. Техническая база производства и армии устарела. В войнах Китай терпел поражение за поражением и к концу XIX в. оказался в положении полуколонии. Китайская революция, которая началась в 1911 г. и длилась почти четыре десятилетия, завершилась провозглашением Китайской Народной Республики. При помощи СССР здесь были проведены индустриализация и земельная реформа, развивалось образование. Ошибочная политика большого скачка на время прервала прогресс, нос гон возобновился с новой силой. В течение следующих двух десятилетий в Китае рекордными темпами развивалась экономика, повышался уровень жизни людей, осуществлялась модернизация страны. Ныне китайская цивилизация переживает новый период подъема, ее значение в мире непрерывно возрастает. Судьба индийской цивилизации. Индия перешла к феодализму несколько позже Китая, но раньше Западной Европы. Уже в VI в. здесь преобладали феодальные формы эксплуатации работников, правители множества небольших государств провозглашали себя собственниками земли и взимали ренту с земледельцев. Быстро развивались города, торговля. Сложилась кастовая система, поддерживаемая господствовавшей религией — индуизмом. Между государствами часто возникали вооруженные конфликты. С VIII в. в Индию начало проникать мусульманство, потеснившее индуизм. В конце XII в. на севере страны возник Делийский султанат — феодальная монархия со столицей в Дели, просуществовавшая дог. (рис. 12.9). В этом государстве строились крупные ирригационные сооружения, развивались ремесла, внутренняя и внешняя торговля. Под ударами извне и изнутри вначале в. султанат распался на множество мелких княжеств. Пика развития индийская цивилизация достигла в период правления Великих Моголов (1526—1858). Их династия была основана выходцем из Средней Азии Бабуром Тимуридом. В XVII в. эта централизованная феодальная монархия охватывала всю территорию Индии (кроме юга) и часть Афганистана. Ф. Бродель от- Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 650 писи достигает расцвета жанр монументального пейзажа, бурно развиваются ремесла. В начале II тыс. китайская цивилизация переживает тяжелые времена. Наступает период феодальной раздробленности, междоусобных войн и восстаний. Сменяют друг друга императорские династии, страна попадает под власть сначала чжурчжэней, аза- тем монголов. Формируется династия Юань, возглавляемая потомком Чингисхана Хубилаем рис. В XVII в. устанавливается господство манчжурской династии Цин (1644—1911). Активно проникают в Китай европейские торговцы и миссионеры. С конца XVII в. налицо признаки перехода к раннеиндустри- альной цивилизации. Быстро развиваются разнообразные мануфактуры, торговля с Европой. По расчетам А. Мэддисона, доля Китая в мировом ВВП поднялась св г. до 33% в 1820 г. Однако в период индустриальной цивилизации она резко сократи- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Рисунок Китай в монгольский период (династия Юань гг. Источник: [82. — С. 210]. 653 торые перекачивали огромные средства в метрополии и подчиняли своему влиянию местных правителей. В XVIII в. империя Великих Моголов ослабла ив первой половине XIX в. распалась. Утвердилось колониальное господство Британии. Из-за этого Индия не смогла воспользоваться плодами промышленной революции, ее экономика была подорвана. Лишь в 1947 г. страна вновь обрела независимость одновременно на ее территории возникло мусульманское государство Пакистан, от которого впоследствии отделилась Бангладеш. Усилились межцивилизационные столкновения, опасность которых возросла после того, как Индия и Пакистан получили в свое распоряжение атомное оружие. В условиях независимости быстро прогрессировали наука, культура, образование, национальная промышленность, были проведены аграрная реформа и зеленая революция». Лишь с последней четверти ХХ в. экономика Индии развивается опережающими темпами — среднегодовые темпы прироста ВВП за 1973—2001 гг. составили 5,22% против 2,21% по Западной Европе ив среднем по миру там же. — С. 260]. Это свидетельствует о начале нового цикла возрождения индийской циви- лизации. Монгольская цивилизация. Несколько в стороне от магистрального пути развития локальных цивилизаций находится исторически недолгий период вспышки и завершения жизненного цикла монгольской цивилизации (конец XII — середина XIV в.). Ее судьба не укладывается в привычные стереотипы. Во-первых, обычно цивилизации возникали на базе земледельческих народов, крупных городов, купеческо-ремесленных центров. Монгольская цивилизация была кочевой по своему происхождению, возникла путем объединения группы скотоводческих народов, еще не сформировавших цивилизацию, где преобладали родоплеменные отношения и шаманизм как основа религиозного мироощущения. Лишь со временем они повторили привычный путь цивилизации, создали крупные города, расширили ремесла и торговлю, утвердили строй, который академик Б. Я. Владимиров назвал кочевым феодализмом [36. — С. 135]. Во-вторых, это была рекордная по территории цивилизация, охватившая большую часть евразийского континента ее называют суперимперией, раскинувшейся от Тихого до Атлантического океана. Но это было и одной из главных причин ее недолговечности. Она распалась на четыре державы — улусы, среди которых круп- Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 652 мечает: Удалось перенести на новую почву и распространить почти по всей Индии одну и туже цивилизацию, заимствованную у соседней Персии, у ее искусства, ее литературы, ее чувственности. Не вызывает сомнения, что вплоть до начала английской машинной революции индийская хлопковая индустрия была первой в мире как по качеству, таки по количеству своих изделий и по объему их вывоза [23. — С. 525, Индия занимала ведущее место в мировой торговле, достигла высокого уровня экономического развития. По расчетам А. Мэд- дисона, в 1000 г. на Индию приходилось 28,9% мирового ВВП, а по среднедушевому ВВП она превосходила Западную Европу на. В 1700 г. Индия производила 24,5% мирового ВВП, но затем ее доля стала стремительно падать и составила всего 7,5% [264. Р. 252, 262]. Уже с конца XV в. в Индию проникают западноевропейские колонизаторы — сперва португальцы, а в XVII в. — англичане, голландцы и французы. Были основаны английская Ост-Индская компания (1602), затем голландские и французские компании, ко- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Рисунок 12.9. Делийский султанат. 1206—1526 гг. Источник: [82. — С. 210]. 655 рова: Монгольская суперимперия была создана непросто отдельной личностью, не одним поколением завоевателей, а явилась в конечном счете продуктом той особой системы, рожденной всем кочевым миром в период апогея своего развития [36. — С. Жизненный цикл монгольской цивилизации после ее окончательного формирования (к началу XII в) включал ряд сменявших друг друга фаз подъема и кризиса. В 1209—1215 гг. Чингисхан завоевывает большую часть Китая. В дальнейшем не только в своих войсках, но и среди ближайших советников он держал китайцев, заимствуя у них богатый опыт их древней цивилизации. Затем Чингисхан разбил войска Хорезмшаха, захватил Туркмению, Афганистан и Персию. Его наследники продолжили движение на запад, завоевав Арабский халифат, подчинив себе Поволжье, русские княжества, устремлялись вглубь Европы — вплоть до нынешней Венгрии. В XIII в. монгольская цивилизация достигла вершины своего развития (рис. 12.10). Уже в XIV в. начинается глубокий и длительный ее кризиса затем закат. Тому было несколько причин: ° распад некогда единой суперимперии наряд все более мелких государств, которые порой враждовали друг с другом (то, что в Европе получило название феодальной раздробленности. Принятие мусульманства большинством Чингизидов не ослабило раздоров и противоречий; ° эпидемия черной смерти — чумы, в результате которой обезлюдели многие города и сельские поселения юга страны затяжной экологический кризис, связанный стем, что огромные стада скота не могли прокормиться на освоенных территориях, а захват новых был делом непростым. Если рассматривать судьбу монгольской цивилизации с позиций передачи исторического наследия, то можно заметить следующее. Монгольская цивилизация, обогащая свой генотип, впитала значительную часть достижений иных культур — китайской, персидской, мусульманской, народов Поволжья. После исчезновения монгольской цивилизации с исторической арены многие элементы ее наследия были усвоены евразийской цивилизацией, Московской Русью. Однако вряд ли уместны и обоснованны заключения, к которым пришел один из основателей евразийства НС. Трубецкой: В исторической перспективе то современное государство, которое можно назвать и Россией, и СССР (дело не в названии, есть часть великой монгольской монархии, основанной Чингисханом… Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 654 нейшим стала Золотая Орда, а затем и на более мелкие государственные образования. Так, сама Золотая Орда разделилась на Казанское, Астраханское, Крымское ханства и Ногайскую орду. В-третьих, это была смешанная по своему составу цивилизация. Она включала в себя множество народов с разным уровнем технологического и экономического развития, различными культурами и религиозными верованиями. В Китае монгольские завоеватели по существу ассимилировались с местными жителями, положив начало китайской династии Юань. Их единство, пребывание водном цивилизационном объединении обеспечивалось четкой организацией народа-войска, общим законодательством (Яса Чингисхана), условиями для развития животноводства, земледелия, ремесла, торговли, веротерпимостью. Эта цивилизация играла важную роль в диалоге и взаимодействии цивилизаций на просторах Евразии. В-четвертых, именно эта разнородность состава цивилизации при сильном централизационном ядре (монгольском народе войске) была источником силы цивилизации, причиной ее загадочной, непостижимой для иных цивилизаций скорости распространения. Она моментально подчиняла себе народы и цивилизации, обладавшие гораздо более древней историей, высокой технологией и культурой. Чингисхан и его наследники использовали достижения других народов, привлекали на службу местных военачальников, инженеров, мастеров. В монгольской цивилизации создавались условия для поддержки и развития диалога культур, интенсивного товарного обмена по Великому шелковому пути, Великому Волжскому пути. В-пятых, монгольская цивилизация складывалась с самогона- чала как военно-ориентированное объединение племени народов, и по содержанию, и по организации приспособленное для ведения войн, совершения набегов, переходов на дальние расстояния. Отсюда и железная дисциплина, и многочисленные проявления жестокости и насилия. Но со временем в управлении завоеванными странами и народами стали преобладать элементы мирной организации, невмешательства в духовную жизнь, религиозной терпимости, если покоренные народы исправно платили дань, а купцы и ремесленники — налоги и таможенные пошлины. Причины столь неожиданного взлета монгольской цивилизации нужно искать не только в личных качествах Чингисхана и его потомков рывок был совершен находившимся в пассионарном состоянии народом. Можно согласиться с выводом Б. Я. Владими- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 656 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Рисунок 12.10. Монгольские завоевания Источник: [242. — С. противопоставить следующие аргументы. Огромный континент Евразия представляет географическое, но отнюдь не этнокультурное и экономическое единство. Напротив, именно на этом континенте наблюдается огромное разнообразие цивилизаций и культур, политическое противоборство, часто перерастающее в войны здесь были развязаны две страшные мировые войны. Цивилизации континента никогда не испытывали потребности в государственном объединении. Время от времени предпринимавшиеся попытки осуществить такое объединение неизбежно заканчивались крахом. Российская империя, а затем СССР отнюдь не претендовали на общеевразийское объединение и не могут считаться наследниками монгольской цивилизации, империи Чингисхана; в ней преобладают европейские элементы, она является смешанной цивилизацией, объединившей элементы разных культур. Доминирование западной цивилизации Византийская цивилизация. Крушение Западной Римской империи, лидера цивилизационного прогресса вначале нашей эры, не означало ухода с исторической сцены греко-рим- ской цивилизации. Почти на тысячелетие ее наследие перешло к Византийской империи (рис. Ее становление знаменовалось не только формированием Восточной Римской империи, но и расколом христианства, возникновением правосла- Евразия представляет собой некую географическую, этнокультурную и экономическую цельную, единую систему, государственное объединение которой было исторически необходимо. Чингисхан впервые осуществил это объединение. И после него сознание необходимости такого единства проникло вовсе части Евразии, хотя не всегда было однозначно ясно. Стечением времени это единство стало нарушаться. Русское государство инстинктивно стремилось и стремится выбрать это нарушенное единство и потому является наследником, преемником и продолжателем исторического дела Чингисхана» [197. — С. 147, 152]. Подобным воззрениям можно ля, предложил реформу календаря, написал большой труд Римская история. Георгий Плифон (1355—1452) был поклонником Платона, добился возрождения во Флоренции Платоновской академии. Византийская наука сохранила и передала потомкам достижения Античности, воспринятые затем во многих странах Южной Европы, Древней Руси, Закавказья. Византийская культура складывалась под колоссальным влиянием христианской религии, стремилась художественными образами и архитектурным стилем воздействовать на чувства верующих. Наиболее ярко это видно на примере храма Святой Софии в Константинополе, построенном в 532—537 гг. архитекторами Исидором и Анфимием. Этот храм стал своеобразным эталоном строительства православных храмов в Византии и на Руси, по его образцу были возведены Софийские соборы в Киеве и Новгороде. В последующие периоды в Византии развивалась иконопись, полностью отвечавшая строгим церковным канонам. Один из замечательных памятников этой эпохи — древнейшая икона Богоматери иконописного типа Умиление, в XII в. привезенная на Русь (известна как Владимирская и хранится в Третьяковской галерее. Изобразительное искусство Византии достигло своей вершины в XI—XII вв. В поздневизантийской культуре (XIII— XV вв.) получили развитие художественная литература, светская архитектура, фресковые росписи. Тяжелый урон византийской культуре нанесли иконоборчество, грабежи крестоносцев и турецкое завоевание. В Византии сохранялись традиции образования, сложившиеся в Греции и Риме. Получило развитие высшее светское образование. Константинопольская высшая школа, поддерживаемая государством, считалась одним из крупнейших центров высшего образования Средневековья, наряду с Парижем и Багдадом столетия явились периодом утраты Византией былого лидерства. Впервой половине XV в. ослабевшая империя терпела поражение за поражением от агрессивных турков-сельджу- ков ив г. прекратила свое существование, уступив место Османской империи. Формирование и торжество западноевропейской цивилизации. С крушением Западной Римской империи Западная Европа стала очагом формирования новой цивилизации, которой суждено было через тысячу лет занять доминирующие позиции в мире. Она является прямой наследницей греко-римской цивилизации го поколения. Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 658 вия и усилением влияния греческого языка и культуры, развитием государственности и кодификацией римского права. Византийская цивилизация прошла несколько этапов в своем развитии. В ней долго сохранялись основы рабовладельческого строя, но потом они уступили место восточной модификации феодализма, сочетающейся с сильной государственной властью. Византия активно торговала с Востоком и Западом, распространяла свое политическое и религиозное влияние на Балканы и славянские государства. Значительных высот достигли культура, наука, образование. Византийская наука была прямой наследницей античной науки. Здесь поддерживались и развивались традиции Платона и Аристотеля, особое внимание уделялось прикладным отраслям знаний, непосредственно связанным с медициной, сельским хозяйством, ремеслом, строительством, военным делом. Византийские ученые стремились к энциклопедизму знаний. Так, Псел (1018—1096/97) занимался философией, создал основы логики. Никифор Григора (1290—1360) пропагандировал идеи Аристоте- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Рисунок Византия до 867 г. Источник: [82. — С. 138]. Наследующем этапе это цивилизационное ядро активно расширялось на юг (отвоевание у арабов Пиренейского полуострова, север (включение в орбиту держав викингов — Дании, Норвегии и Швеции) и на Восток (подчинение западнославянских земель и государств. В XIV столетии западноевропейская цивилизация переживает острейший кризис (эпидемия чумы, Столетняя война, после чего вступает в фазу расцвета — от Ренессанса до Реформации. Во второй половине XVI вона занимает лидирующие позиции в геоцивилизационном пространстве сперва политически (завоевав обе Америки, почти всю Африку, Австралию, значительную часть Азии, а после промышленной революции — и экономически, потеснив преобладавшие до XIX в. по долям в мировом ВВП Индию и Китай. Характерными чертами западноевропейской цивилизации в эпоху Средневековья было доминирование христианской религии (католицизма). Она претендовала на первенство в борьбе со светской властью, обладала огромной политической и экономической силой и цементировала разрозненные феодальные государства, направляя их силы на борьбу с мусульманской цивилизацией вовремя Крестовых походов и Реконкисты. В экономике преобладало основанное на крепостной зависимости и феодальной ренте земледелие. Росло число вольных городов и их объединений, возвышались торгово-ре- месленные республики — Венеция, Генуя, Ганзейский союз. В период раннеиндустриальной мировой цивилизации, в эпоху Великих географических открытий (рис. 12.3), особенно после открытия Америки, начала колонизации Африки, Южной и Юго- Восточной Азии, Австралии, сфера политического и экономического господства западноевропейской цивилизации стала стремительно расширяться. Возникли колониальные империи — сперва португальская и испанская, затем британская и французская. В экономике набирал силу капиталистический уклад. Заявляло претензии на власть третье сословие — буржуазия. Европу то и дело потрясали кровопролитные войны и революции. Звездный час для западноевропейской цивилизации пробил после промышленной революции, преобразившей мир. В экономике Западной Европы утвердился капитализм, к власти пришла буржуазия. Промышленная революция дала мощный толчок к развитию машинной индустрии, утверждению безусловного экономического лидерства западноевропейской цивилизации. Если в 1000 г, по расчетам А. Мэддисона, Западная Европа производила мирового ВВП, тов гуже, а в 1870 г. и 1913 г. Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 660 Южная часть Западной Европы попала в это время под власть вестготов и остготов. Несколько позднее Пиренейский полуостров был включен в состав Арабского халифата, юго-восточная часть Европы — Восточной Римской (затем Византийской) империи, которая позднее охватила и юг Италии. Нынешнюю территорию Франции занимали королевства франков и бургундов, север Европы англосаксонские королевства. Варвары, расселившиеся в V в. по Римской империи, вовсе небыли дикими народами, только что вышедшими из лесов и степей: «Они прошли долгий путь эволюции вовремя своих нередко вековых странствий, вступали в контакты с разными культурами и цивилизациями, от которых воспринимали нравы, искусства и ремесла. Прямо или косвенно большинство этих народов испытало влияние азиатских культур, иранского мира, а также и греко- римского. Они принесли с собой тонкую технику обработки металлов, ювелирное и кожевенное мастерство, а также восхитительное искусство степей сего стилизованными животными мотивами С. 18—19]. Феодализм в средневековой Европе утверждается позднее, чем в Китае и Индии. Эпицентром его становления стало франкское королевство, империя Карла Великого. Позднее он распространился в Центральной, Северной (Скандинавия) и Восточной Европе. Впервые столетия II тыс. здесь сложилось множество феодальных государств, взаимодействовавших, а нередко и воевавших между собой за наследие Римской империи. Западноевропейская цивилизация прошла несколько этапов развития. Первые 300 лет были переходным периодом, когда после краха Западной Римской империи на территории Западной Европы происходил выбор нового цивилизационного пути. Значительная роль в этом процессе принадлежала римской курии, шло активное распространение католицизма среди языческих ро- мано-германских и других племен. Переходный период в основном завершился к началу IX в, когда король Франции Карл Великий был провозглашен императором. К этому времени, как считает Ю. В. Павленко, «западнохристианская цивилизация в своей исторической основе была сформирована… однако по своей этнокуль- турно-исторической природе созданная Карлом Великим империя была весьма гетерогенным образованием. В ее пределах явственно выделяются два основных блока германоязычный, точнее собственно германский — к востоку от Рейна, и романо-язычный в пределах бывшей Западно-Римской империи [151. — С. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций 663 висимость от Великобритании, определили ее экспансивный характер и свободолюбивый, энергичный темперамент. Здесь, как в кипящем котле, переплавлялись выходцы различных культур, формируя новую цивилизационную общность. Зигзагом истории стало возрождение в Северной Америке реликта рабовладельческого строя в океане утвердившихся капиталистических отношений. Преодоление этого реликта открыло дорогу для бурного роста экономики США. Пика экономического могущества Америка достигла в 1918 г. Общемировой кризис гг. сильнее всего ударил именно по ее экономике, однако Вторая мировая война и послевоенная реконструкция вновь восстановили первенство североамериканской цивилизации. Лишь к концу ХХ в. ее несколько потеснили Япония, Китай, высокоразвитые страны Юго-Восточной Азии. Однако США оставались безусловным лидером Запада и наиболее мощной державой мира, ядром западной цивилизации, главным противником евразийской цивилизации в лице СССР, стран мировой системы социализма. В конце ХХ в, после распада СССР, СЭВ, Варшавского договора, США остались единственной сверхдержавой и стали претендовать на место, которое занимала в XIX в. западноевропейская цивилизация. Эту позицию четко выразил З. Бжезинский: Америка занимает доминирующее положение в четырех имеющих решающее значение областях мировой власти в военной области она располагает не имеющими себе равных глобальными возможностями развертывания в области экономики остается основной движущей силой мирового развития, даже несмотря на конкуренцию в отдельных областях со стороны Японии и Германии в технологическом отношении она сохраняет абсолютное лидерство в передовых областях науки и техники в области культуры, несмотря на некоторую ее примитивность, Америка пользуется не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира… Именно сочетание всех этих четырех факторов делает Америку единственной мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова… Американская мощь проявляется через глобальную систему явно американского покроя, отражающую внутренний американский опыт [17. — С. Североамериканская цивилизация — самая молодая из ныне действующих на геополитической арене цивилизаций, находящаяся на фазе подъема жизненного цикла. В этом ее силанов этом и слабость, заключающаяся в излишней самонадеянности и неумении считаться Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 662 33%. Однако в ХХ столетии она утратила прежние позиции, опустившись кг. до 20,3% мирового ВВП [264. — Р. Кг, по расчетам С. Хантингтона, под политическим контролем западной цивилизации находилось 38,7% территории населенной части планеты и 44,3% ее населения [259. — C. 85]. Однако с конца XIX в. у западноевропейской цивилизации появился серьезный соперник — дочерняя североамериканская цивилизация. В ХХ в. проявились признаки ослабления западноевропейской цивилизации. Этому способствовали прежде всего развязанные по ее инициативе две мировые войны, подорвавшие силы Европы. О. Шпенглер уже в 1918 г. констатировал начало заката Европы [233]. Эту перспективу подтвердили А. Тойнби: Сегодняшнее западное господство — и это совершенно очевидно — не продержится долго… По мере того, как через новые века и поколения объединенный мир будет находить путь к равновесию между различными составляющими его культурами, западная составляющая со временем займет то скромное место, на которое она и может рассчитывать в соответствии с теми другими культурами живыми и угасшими, — которые западная экспансия привела в соприкосновение друг с другом и с собой [192. — С. Однако после Второй мировой войны, на завершающем этапе индустриального общества, западноевропейская цивилизация нашла в себе силы восстать из руин и превратиться в один из центров становления постиндустриального общества. Этому способствовало преодоление векового соперничества государств Европы, становление нового цивилизационного объединения — Европейского союза, которое может служить эталоном для других стран и всего мира. Заминка с утверждением общеевропейской конституции породила сомнения в сохранении единства западноевропейской цивилизации (которая шаг за шагом поглощает восточноевропейскую). Однако вряд ли эта неприятность окажется роковой. Можно надеяться, что интеграционные тенденции возьмут верх. Рывок североамериканской цивилизации. Характерной чертой последних полутора веков стал бурный подъем североамериканской цивилизации. Она возникла как дочерняя по отношению к западноевропейской на основе слияния нескольких волн переселения в Новый Свет наиболее активной части населения европейских страна также насильственного ввоза в Америку африканцев, использовавшихся в качестве рабов. В дальнейшем в Северную Америку направились потоки мигрантов из Латинской Америки, Китая, Японии, России. Именно эти особенности североамериканской цивилизации, отпочковавшейся в результате войны за неза- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций В результате колонизации Австралии и Новой Зеландии коренное население было частично истреблено, частично вытеснено в бесплодные районы. В отличие от Латинской Америки заселение из Европы в цивилизационном плане было сравнительно однородным. Быстро развивался капитализм, как в сельском хозяйстве, таки в промышленности. Вначале ХХ в. Австралия получила статус доминиона, а в конце столетия здесь сформировалась смешанная океаническая цивилизация, включающая, наряду с высокоразвитыми Австралией и Новой Зеландией, множество государств Полинезии, Микронезии и Меланезии. Цивилизационный процесс в Африке. Крупнейший после Евразии материк — Африка — является колыбелью человечества, распространившегося отсюда в период палеолита на другие материки. Как в первом, таки во втором исторических суперциклах Африка была полем взаимодействия и борьбы различных цивилизаций. «Со II—I тыс. дон. э. и до сих пор для отдельных стран Северо- Восточной Африки характерны разительные перепады в уровнях общественного развития предцивилизации и протоцивилизации соседствуют с высокоразвитыми цивилизациями… Географические условия способствовали тому, что в регионе на протяжении двух с половиной — трех с половиной тысячелетий существовало несколько очагов цивилизаций, между которыми происходил плодотворный обмен культурной информацией [96. — С. Северная Африка в своем цивилизационном развитии опередила прочие регионы материка. Здесь сложилась древнейшая египетская цивилизация, бывшая очагом цивилизационного прогресса в раннеклассовом обществе. В античном обществе соперником Рима выступал Карфаген, владычествовавший над южным побережьем Средиземного моря, большей частью Иберийского полуострова, Корсикой, Сардинией, Сицилией лишь в середине II в. до н. э. эта держава была уничтожена римлянами. Св. дон. э. по V в. н. э. в верховьях Нила существовало сильное Мероитское царство, впервой половине I тыс. на территории нынешней Эфиопии Аксумское царство. Центральная же, Западная и Южная Африка намного отстали в своем цивилизационном развитии. Начиная св. н. э. через Северную Африку на континент проникают новые мировые религии — христианство, ас в. — ислам. «В IV — первой трети VII в. Аксумское царство достигает вершины своего военно-политического и торгового могущества… Аксум быстро усваивает достижения южноаравийской, мероитской, рим- Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 664 с коренными интересами других, умудренных многовековым опытом цивилизаций. Латиноамериканская цивилизация. Дочерней по отношению к западноевропейской является и латиноамериканская цивилизация. Она сформировалась по историческим меркам сравнительно недавно, в XIX столетии, и явилась результатом слияния трех цивилизационных потоков достаточно сильных (в отличие от Северной Америки) остатков древних, доколумбовых цивилизаций западноевропейской цивилизации в ее иберийской (испано-португальской) модификации, испытавшей сильное мусульманское влияние потоков невольников из Африки сих самобытной культурой. Предыстория становления латиноамериканской цивилизации (после открытия Америки Колумбом) состоит в уничтожении коренных цивилизаций, разграблении и вывозе в Европу накопленных многими поколениями людей богатств, жестоком колониальном режиме, возрождении рабовладельческого уклада на крупных плантациях. О начале формирования латиноамериканской цивилизации можно говорить после успешного завершения войны американских колоний за независимость 1810—1826 гг. и провозглашения Бразилией независимости от Португалии в 1822 г. Это дало толчок для развития капитализма в Южной Америке, но темпы его оказались гораздо более медленными, чем это было в Северной Америке. Сохранялась экономическая зависимость как от Западной Европы, таки позднее от США, на фоне активного межциви- лизационного диалога, торгового и культурного обмена. Серия революций, особенно революция в Мексике 1910—1917 гг., усилили тягу к цивилизационной самоидентификации, что особенно ярко проявилось после Второй мировой войны. Военно-тоталитарные режимы, высокие темпы инфляции сдерживали этот процесс. Лишь в последние десятилетия ХХ в. в ряде стран стали появляться признаки формирования современной высокотехнологичной экономики. Однако доля Латинской Америки в мировом ВВП остается незначительной. Австралийский континент. Здесь цивилизация развивалась по особому пути. Долгая изоляция континента от всего остального мира стала причиной отставания Австралии в историческом развитии в XVIII в. здесь насчитывалось лишь 500 племен общей численностью 250—300 тыс. человек, занимавшихся охотой и собирательством. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций культурные и мировоззренческие элементы. Индустриальная цивилизация нанесла значительный ущерб этой части африканского континента. Уровень ВВП надушу населения, поданным Всемирного банка, в 1999 г. здесь был в 51,5 раза ниже, чем в странах с высоким уровнем доходов, уровень детской смертности — враз выше, уровень неграмотности взрослого населения составил 32% у мужчин и 49% у женщин. Таковы последствия западного владычества над Африкой. Диалоги взаимодействие цивилизаций го иго поколений Для прошедших полутора тысячелетий характерными тенденциями являются, во-первых, расширение цивилизационного поля, постепенно охватывающего всю населенную часть планеты, а во- вторых — усиление разнообразных форм диалога и взаимодействия цивилизаций, нарастание их взаимовлияния в экономической, технологической, политической и социокультурной сферах. Великие торговые пути. Основными каналами диалога и взаимодействия цивилизаций были великие торгово-транспортные пути — с востока на запад и с севера на юг. Некоторые из них сложились еще в предыдущую эпоху, но получили новое развитие со второй половины I тыс. н. э. Наибольшую известность приобрел Великий шелковый путь, по которому из Китая и Индии в Византию и Западную Европу везли шелковые ткани, благовония и пряности, украшения и ювелирные изделия, а обратно — продукцию европейских ремесленников, оружие. В формировании российской цивилизации большую роль сыграли Балтийско-Днепровский из варяг в греки) и Великий Волжский из варяг в арабы) пути, ставшие каналами интенсивного межцивилизационного обмена не только товарами, но и культурными достижениями. После открытия Нового Света важнейшее значение приобретает трансатлантический морской путь из Европы и Африки в Америку, по которому следовали караваны судов с золотом и серебром, товарами, невольниками. Изобретение паровозов и пароходов значительно активизировало межцивилизационный товарный обмен по всем направлениям, умножило число транспортных путей, пересекавших планету Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 666 ско-византийской и индийской цивилизаций… Аксумский царь и его подданные принимают христианство в середине IV в. Поднявшись вровень с тысячелетними цивилизациями Нильского бассейна и Аравии, аксумская цивилизация теперь сама оказывает на них влияние, связанное с военным бытом, политической структурой и христианством в Судане вырисовалась новая цивилизация — христианская нубийская. Ее подъем занял три столетия — VII—IX вв., а наивысший расцвет пришелся на вторую половину XIII в там же. — С. Подъем возникшей в VII в. мусульманской цивилизации стал причиной ее экспансии в Северную Африку. В VII—VIII вв. Египет и Северная Африка вошли в состав Арабского халифата. И поныне Северная Африка является составной частью мусульманской цивилизации. Эфиопия в период средневековья ив последующие эпохи оставалась православной (монофизитской) христианской страной, восприняв наследие аксумской цивилизации. Трагически сложилась судьба народов Западной и Центральной Африки в раннеиндустриальную и индустриальную эпохи. Уже св. Португалия начала работорговлю. Вслед за ней этим прибыльным бизнесом занялись Великобритания, Франция, Голландия, Дания, а затем и США. Десятки и сотни тысяч африканцев гибли в пути и на плантациях были опустошены обширные области африканского континента пришли в упадок экономика и культура Африки. По некоторым подсчетам, потери Африки от работорговли составили около 100 млн человек. Это был коммерческий геноцид, рецидив рабства на торгово-капиталистической основе. Западная цивилизация набирала силу на крови и поте африканских рабов. В XIX в. западноевропейская цивилизация колонизировала почти весь африканский континент. Если кг. статус колоний имели территории 1/10 части Африки, ток гуже Между колониальными державами развернулась борьба за передел владений в Африке. Лишь после Второй мировой войны, особенно в е годы ХХ в, на африканском континенте пошел бурный процесс деколонизации, образовались десятки самостоятельных государств. Однако экономика осталась в значительной мере в руках прежних метрополий и ТНК, что тормозит экономический и социальный прогресс. К концу ХХ в. на территории Африки к югу от Сахары начала складываться самостоятельная африканская цивилизация, включающая в себя разнородные цивилизационные, ново многом общие ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций 669 номического взаимодействия между странами и цивилизациями. Этот процесс усилился с созданием мировых колониальных империй, появлением крупных торговых компаний, специализирующихся на таких обменах (например, Ост-Индской компании. С помощью торговли богатства перераспределялись в пользу мет- рополий. В полной мере всемирный рынок как важнейшая часть мирового капиталистического хозяйства утвердился в индустриальном обществе, особенно во второй половине XIX и начале ХХ в. В его основе лежат международное разделение труда, пропорции воспроизводства во всемирном масштабе. Международные монополии, ас последней трети ХХ в. транснациональные корпорации являются главными субъектами этого рынка и присваивают себе основную часть полученной в результате его развития прибыли и сверхприбыли. Геополитические аспекты взаимодействия цивилизаций. Геополитическая карта мира в феодально-капиталистическую эпоху неоднократно менялась. Политические взаимоотношения между цивилизациями принимали разнообразные формы — от межгосударственных союзов довоенных столкновений. Череда межцивилизационных войн прошла в VII—XIII вв. Наиболее крупные из них — арабские завоевания Крестовые походы, несколько волн нашествия монгольской цивилизации на Европу, Среднюю и Центральную Азию, Закавказье. В раннеиндустриальную эпоху наиболее трагический характер имело столкновение западноевропейской цивилизации с древними культурами Америки, завершившееся гибелью последних. Характер межцивилизационных столкновений носили войны между католическим Западом и мусульманским Востоком, войны за покорение Индии, Австралии, Африки, неоднократные столкновения Российской и Османской империй. Но отношения между цивилизациями не сводились только к войнам. Неоднократно заключались политические союзы, осуществлялся активный обмен товарами, научными достижениями, культурными ценностями. Сложный, противоречивый характер носили взаимоотношения между западноевропейской и российской цивилизациями. Время от времени между ними возникали военные столкновения (нашествие Наполеона на Россию, Крымская война. Однако преобладали отношения диалога, торгового и культурного обмена и политических союзов (например, после Наполеоновских войн). Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 668 как по параллелям, таки по меридианам. Этот процесс многократно усилился в ХХ в. сформированием всемирного хозяйства. С конца ХХ в. начали складываться международные транспортные коридоры как каналы глобализации экономики, по которым осуществляется устойчивый межцивилизационный обмен. Становление и распад колониальных империй. Эти государственные образования служили в феодально-капиталистическую эпоху каналом межцивилизационного взаимодействия. Ряд мировых империй этой эпохи — Византийская, Китайская, затем Османская, Российская, Австро-Венгерская — строились преимущественно в рамках одной цивилизации, хотя и включали окраинные территории, перекрещивающиеся со смежными цивилизациями. Однако в эпоху Великих географических открытий, освоения Америки возникли империи другого, колониального типа. В них небольшая по размерами численности населения метрополия устанавливала свое военно-политическое и экономическое господство над иными цивилизациями или их частью. В XVI в. к числу колониальных империй относились Испанская и Португальская, разделившие между собой Новый Свет. Однако в XVII в. первенство перешло к Британской империи, покорившей Индию, Северную Америку, значительную часть Азии и Африки. По бытовавшей в то время поговорке, над Британской империей никогда не заходило солнце. С Британией соперничали Французская, Нидерландская, а затем и Германская империи. Расцвет колониальных империй пришелся на вторую половину начало ХХ в. Затем они пришли в упадок, а после Второй мировой войны система колониализма была уничтожена. Однако в границах прежних колониальных империй сохранилось тесное экономическое и социокультурное взаимодействие цивилизаций (Британское содружество наций). Формирование и развитие всемирного рынка. Торговые отношения между цивилизациями развивались с самого их возникновения. Сперва эти отношения имели нерегулярный характерно уже в античную эпоху международная торговля приобретает значительные масштабы, формируются региональные мировые рынки. Но о всемирном рынке в эту эпоху, как ив период средневековья, говорить еще рано. Лишь на базе раннеиндустриальной цивилизации, после Великих географических открытий, освоения Америки и Австралии началось становление всемирного рынка как главного поля эко- ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций С конца ХХ в. тенденции в области межцивилизационного культурного обмена приобрели противоречивый характер. С одной стороны, с помощью глобального информационного пространства ценности Запада навязываются иным цивилизациям. С другой стороны, как реакция на нивелирующую тенденцию, усиливается внимание к национальными общецивилизационным культурным ценностям, налицо признаки нового Ренессанса. В развитии систем образования цивилизаций го иго поколений имелось много общего. Опыт организации обучения в Китае и Византии использовали и другие цивилизации. Создание университетов в Западной Европе помогло их общемировому распространению. Схожие черты имела организация теологического образования в Средние века в странах Запада и Востока. Революция в образовании индустриальной эпохи, эпицентр которой находился в Западной Европе, волнами распространилась по всему миру. Уникальная система образования в России (СССР) стала предметом изучения в других странах. Хотя каждой цивилизации свойственна своя система этических и религиозных ценностей, тем не менее ив этой сфере развивался диалог, существовали общие тенденции развития, особенно в раннеиндустриальном и индустриальном обществах. В периоды генезиса феодализма и Средневековья шло активное распространение и противоборство мировых религий, вплоть до религиозных войн, нередко служивших основанием для столкновения цивилизаций. В индустриальном обществе влияние религий и поддерживаемых ими систем моральных ценностей ослабло. Однако в конце ХХ в. оно вновь возросло, виной тому — кризис общества. На рубеже тысячелетий во всех цивилизациях наблюдаются признаки глубокого кризиса в науке и культуре, негативной моральной поляризации. Диалоги партнерство цивилизаций помогут преодолеть эти негативные явления и совершить переход к гуманистическому ноосферному постиндустриальному обществу. Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла 670 Мировые войны ХХ в. имели смешанный характер. В Первой мировой войне одна часть западной цивилизации (союз стран, получивший наименование Антанта) объединилась с Российской империей в борьбе против другой части западной цивилизации (Германской и Австро-Венгерской империй. Во многом схожей была расстановка геополитических сил вовремя Второй мировой войны. Период холодной войны носил отпечаток не только идеологического, но и цивилизационного противоборства западная цивилизация (прежде всего североамериканская и западноевропейская) противостояла евразийской (российской) и китайской. С окончанием холодной войны расстановка сил на геополитической арене резко изменилась. Распалась евразийская цивилизация, завершилось противостояние СССР и США как двух сверхдержав центров цивилизаций. В тоже время существенно повысилась активность мусульманской и китайской цивилизаций. Социокультурный диалог цивилизаций. Для феодально-ка- питалистической эпохи была характерна высокая интенсивность диалога цивилизаций в социокультурной сфере — в науке, культуре, образовании, в области религиозных отношений. В период раннего Средневековья достижения китайской науки и техники, а также античное наследие были заимствованы мусульманской цивилизацией и переданы западноевропейской (одновременно с передачей этого наследия через Византию. Ускоренный научный прогресс, плоды великой научной революции XV—XVII вв. и последующих переворотов в науке быстро усваивались другими цивилизациями. В конце XIX — начале ХХ в. эпицентр научного прогресса переместился в США и Россию. Культура различных цивилизаций носит весьма своеобразный и устойчивый характер. Формирование колониальных империй становилось причиной культурной экспансии Запада но она распространялась в основном в высших слоях общества колонизированных стран. В Новом Свете самобытная местная культура была практически полностью уничтожена. Вначале Средневековья в фазе расцвета находились китайская, индийская и арабская цивилизации. В эпоху Ренессанса эпицентр культурного прогресса переместился в Италию, затем во Францию, Англию, Германию. Во второй половине XIХ в. и первой трети ХХ в. одним из центров культурного подъема стала российская цивилизация ее достижения, особенно в области литературы и музыки, приобрели мировой характер. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ДИНАМИКА НА СЕВЕРЕ ЕВРАЗИИ |