Главная страница
Навигация по странице:

  • 13.1.4. Восточнославянская цивилизация

  • А. Н. Кирпичников

  • Ивана IV авторитарное начало возобладало, достигнув апогея в императорской России. В-четвертых

  • Кадмом Боспорским

  • Мининым и По- жарским разгромило оккупантов, Земское собрание избрало царем Михаила Романова

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница58 из 66
    1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   66
    683
    цессе формирования цивилизаций в этом регионе, что подтвердила организованная в июле 2005 г. авторами данной работы научно-ци- вилизационная экспедиция в Северное Причерноморье.
    Интересные данные о развитии скифской протоцивилизации и ее контактах с античным миром получены при раскопках Матро- нинского городища скифской эпохи на Правобережной Украине Крепость, существовавшая в VI—IV вв. дон. э, была окружена тремя рядами валов высотой 15—20 м общей протяженностью около
    8 км и рвом шириной дом и глубиной дом. Расчеты показали,
    что для выполнения такого объема строительных работ (с учетом уровня развития техники того периода) потребовались бы усилия масс работников, многократно превышающих возможную численность населения близлежащих районов. Отсюда можно сделать вывод, что здесь находилась столица крупного государственного образования, для обустройства которой привлекались жители других регионов. На водоразделе Южного Бугаи Днепра (который в ту эпоху имел иное русло) обнаружена целая сеть городищ-кре- постей, найдено большое число греческих амфор и других античных изделий. Следовательно, есть предположение, что основной торговой артерией этих древних земель служил в то время не
    Днепр, а значительно более удобный для плавания Южный Буг,
    по-гречески Гипанис. Торговля шла через крупную греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Южного Буга. Главными статьями скифского экспорта были кожа, меха, рыба, мед, рабы и т. д.
    13.1.4. Восточнославянская цивилизация
    Мы называем следующую за скифской протоцивилизацией
    восточнославянскую цивилизацию, поскольку она не включала в свой состав западнославянские племена, а сложилась на основе объединения восточных славян — дулебов, полян, древлян, северян, дреговичей, вятичей, уличей, тиверцев, а также отдельных финно-угорских племени ассимилировавшихся здесь варяжских отрядов. Восточнославянская культура впитала в себя три потока внешних цивилизационных воздействий с юга (от Византии, запада (от Западной и Восточной Европы) и востока (от хазар, тюрок, половцев, а затем монголов, трансформировав их применительно к условиям своего развития и исторического опыта.
    Следующим этапом цивилизационного развития Северной Евразии вначале второго исторического суперцикла стало распрост-
    682
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    оплотом византийского влияния, центром государства вплоть до монгольского нашествия.
    Роль Ладоги в становлении российской цивилизации менее известна, но весьма велика. Это подчеркивает в своем исследовании
    А. Н. Кирпичников, руководитель археологической экспедиции,
    сделавшей много открытий в этом древнерусском городе Ладога выдвинулась в качестве самого значительного на севере Восточной Европы международного торгового морского порта. Через Ладогу на рынки стран региона Балтийского моря, начиная со второй половины VIII века, хлынул основной поток исламского монетного серебра и установились глобальные экономические связи
    Запада и Востока. В результате едва лине впервые в истории ран- несредневековой Восточной Европы наладился масштабный и регулярный обмен достижениями и ценностями Запада и Востока. В условиях стремительного экономического подъема целых областей и своей округи Ладога становится центром федерации славянских и финских племена затем в 862 г. — первой государственной столицей складывавшейся империи Рюриковичей» [94. С. 49—50]. Может быть, о глобальных связях Востока и Запада говорить рановато, но неоспорима историческая роль речных торговых путей в формировании восточнославянской цивилизации.
    Она возникла на магистралях интенсивного диалога и взаимодействия цивилизаций Запада, Востока и Юга.
    Нам представляется принципиально важным на основе проведенного исследования подчеркнуть особенности данного этапа

    цивилизационного развития:
    Во-первых, на этих землях в ускоренном темпе произошел переход ко второму историческому суперциклу и практически одновременно с западноевропейской цивилизацией — к средневековой мировой и 3-му поколению локальных цивилизаций. В XI в, когда восточнославянская цивилизация достигла своей вершины, по уровню технологического и социально-политического развития она ничем не уступала Византии и Западной Европе.
    Во-вторых, европейская по своему происхождению восточнославянская цивилизация синтезировала и творчески преобразила

    систему ценностей Запада и Востока. На первых порах преобладало западное влияние, исходившее из двухосновных источников Византии и Западной Европы. Однако монгольское завоевание
    Руси, распространение в Поволжье ислама заметно повысили долю восточных ценностей в генетическом ядре восточнославянской цивилизации. Следовательно, можно говорить о трех истоках

    Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии живописи. Число городов увеличилось св вдов в.,
    вокруг них возводились мощные оборонительные сооружения, защищавшие церкви, княжеские дворцы и дома простых горожан.
    Окончательно установилось социальное расслоение общества.
    Крестьяне придерживались общинных обычаев, платили дань князьям, ноне были ни рабами, ни крепостными. Правящая верхушка опиралась на поддержку профессиональных воинских отрядов — дружин. Самостоятельное положение в обществе занимало духовенство. Ремесленники были организованы в подобия цехов, не имевших, однако, четкой регламентации, как аналогичные сообщества в раннефеодальных городах Западной Европы;
    важную роль играли купцы. Столицей древнерусского государства после Новгорода стал Киев — богатый, хорошо укрепленный город с многочисленными храмами.
    Особый интерес представляет историческая эволюция другого центра раннефеодальной цивилизации на севере Евразии — Великого Новгорода. Он поддерживал тесные торговые связи с западными и северными странами, здесь активно развивались ремесла, искусство и письменность (знаменитые новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о том, что большая часть жителей Новгорода были грамотными, устойчивый характер приобрели вечевые феодально-демократические традиции.
    В 1019 г, когда великокняжеский киевский престол, не без поддержки новгородцев, занял Ярослав Мудрый, он даровал Новгороду независимость. С тех пор новгородцы строили свои, особые отношения с княжеской властью. Вече избирало посадника, тысяцкого, архиепископа, приглашало князя или его сына в качестве военачальника, ноне позволяло ему становиться всевластным правителем. Новгород, защищенный непроходимыми для конницы лесами и болотами, избежал той печальной участи, которая постигла многие русские города в годы монгольского нашествия, и смог укрепиться впору, когда остальные русские земли были раздроблены. Новгородские купцы (объединенные в торговые корпорации, имея выход к морю, поставляли в Европу большие партии меха, пеньки, воска, некоторые ремесленные изделия в обмен на металлические, оружие, ткани, драгоценности, вина, украшения. У Новгорода было много общего с ганзейскими городами,
    постоянное представительство союза которых также размещалось на берегах Волхова.
    Великий Новгород в течение двух десятилетий был стольным городом молодой державы Рюриковичей; Киев же стал
    684
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии восточнославянской цивилизации, причудливо переплетавшихся в ее социальном генотипе и во многом обусловивших ее жизнестойкость, способность противостоять волнам нашествия иноземцев, сохраняя свою идентичность и самобытность.
    С юга она восприняла наследие античности, сохранившееся на территориях бывших греческих и римских колоний в Северном
    Причерноморье. Позднее главенствующим стало влияние Византии, особенно после распространения на Руси православия. Взаимоотношения с Византией были противоречивыми, набеги на
    Константинополь (Царьград), начиная с 840 г, перемежались периодами союзнических отношений, но ее значение и для Киевской
    Руси, и для Московского царства в сфере культуры, религии, организации управления государством, военного дела, в области экономики было весьма значительным.
    Немалую роль в формировании генотипа восточнославянской цивилизации сыграло воздействие Запада
    — главным образом, государств Северной Европы, ставших одним из центров формирования западноевропейской цивилизации. В их контакте с Русью неоценимое значение имели торговые связи по речным магистралям (невско-волховский, волжско-камский, волжско-донской,
    днепровский пути. Западная культура во многом воздействовала на процессы формирования богатейшей российской культуры, и, со своей стороны, испытывала на себе ее благотворное влияние. Не стоит недооценивать значимость и Востока как одной из основ генотипа восточнославянской (и особенно евразийской) цивилизации. Влияние Востока усилилось с середины I тыс. н. э, с переходом от первого ко второму историческому суперциклу.
    Волна за волной накатывали потоки кочевых народов — гуннов,
    аваров, мадьяр, хазар, половцев, печенегов (рис. 13.2
    ). Особенно окрепло восточное начало после монгольского нашествия и установления протектората Золотой Орды, ас в. — после освоения Сибири, а затем Центральной Азии, развития связей с Китаем и Индией, появления очагов буддизма.
    В-третьих, в развитии государственно-политической сферы цивилизации севера Евразии соединялись различные, нередко противоположные начала. Эта тенденция проявилась еще в период существования в Причерноморье греческих колоний и Скифского царства. Так, Ольвия и Херсонес были демократическими республиками (полисами, а в Боспорском царстве преобладало монархическое начало царь скифов одновременно был архонтом, выборным главой Пантикапея. Этот дуализм проявился ив эпоху
    686
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Рисунок Нашествия кочевых народов на Европу
    Источник: [82. — С. 112].
    Гунны
    Болгары и авары
    Хазары, печенеги, куманы и угры
    временем российской цивилизации. Однако тяготы правления Ивана IV, неудачная Ливонская война, в результате которой Московское царство понесло значительные территориальные потери, а затем польское вторжение привели ко второй цивилизационной катастрофе — Смутному времени.
    С XIV в. начался третий цикл российской истории, эпицентром которого стала Москва. Вершина его приходится наконец первую половину XVI в. Князь Иван I Калита, правивший городом с 1325 по 1340 г, первым начал собирать русские земли вокруг новой столицы. Иван III (1462—1505) присоединил к Московскому княжеству Ярославль, Ростов, Тверь, Вятку распространил свое владычество на западные русские земли — Чернигов, Гомель, Брянск жестоко расправился с первой русской республикой Новгородом, навсегда покончив с ее свободами и самостоятельностью закрепил освобождение Руси от монголо-татар- ского владычества (1480) (рис. 13.3). Эту линию продолжил
    Иван IV Грозный, провозгласивший себя в 1542 г. царем всея Руси.
    К тому времени в России было 160 городов, численность населения страны превысила 6,5 млн человек (только в Москве проживало до 100 тыс. человек. Развивались ремесленное производство
    (кузнечное, кожевенное, солеваренное, архитектура и строительство. В конце XV — середине XVI в. были возведены новые стены Московского Кремля, Покровский собор, церковь Вознесения в Коломенском. Шедеврами живописи мирового значения стали иконы Андрея Рублева
    , Дионисия, Феофана Грека. В монастырях шло активное летописание, в 1564 г. Иван Федоров напечатал первую русскую книгу.
    В земледелии преобладала трехпольная паровая система, дававшая достаточные урожаи. Укреплялись феодальные отношения. Крестьяне были лично зависимыми, но разв году (на Юрьев день) имели право сменить владельца. Феодалы, служилые дворяне получали с них оброк. Правовые отношения регулировались
    Судебниками 1497 и 1550 гг., периодически собирались Земские соборы (своего рода сословный парламент, в е годы XVI в. были созданы органы земского управления.
    Особенностью России того периода, как отмечал Ф. Бродель,
    стала сильная роль государства В России государство стояло как утес среди моря. Все замыкалось на его всемогуществе, на его самовластии как по отношению к городам. таки по отношению к консервативной православной церкви, или к массе крестьян (которые принадлежали прежде всего царю, а уже потом барину, или
    Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии
    689
    Новгородско-Киевской Руси Новгород и Псков были демократическими республиками с вечевым строем Киевская Русь восприняла византийскую модель авторитарного правления, хотя и с элементами вечевой демократии. Начиная с Ивана III и особенно
    Ивана IV авторитарное начало возобладало, достигнув апогея в императорской России.
    В-четвертых, сфера духовной жизни восточнославянской цивилизации сложилась на основе взаимодействия различных религиозных конфессий. В период ее становления шел выбор между несколькими мировыми религиями. Уже в I в. н. э. апостолом Андреем Первозванным были заложены начала христианства в Северном Причерноморье, там возникли первые христианские общины.
    На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. Крым был представлен двумя епископами Филиппом Херсонесским и Кадмом
    Боспорским. Многоконфессиональным были и Хазарский каганат, и противостоявший ему Русский каганат, который принял христианство. Сперва княгиня Ольга, а затем князь Владимир возглавили процесс христианизации Киевской Руси в Х в.
    С конца VII — начала VIII в. на территорию нынешней России начал усиленно проникать ислам, итогом чего стало принятие этой религии в качестве государственной Волжско-Камской Бул- гарией и Золотой Ордой после распада Орды ислам сохранили ее наследники — Казанское, Астраханское и Крымское ханства. На территории нынешней России сложились три анклава буддийской религии в Бурятии, Калмыкии и Туве. Кроме того, имелись отдельные центры иудаизма и католицизма. Такое религиозное многоцветие способствовало развитию веротерпимости (что не исключало время от времени вспышек религиозной вражды. Владимиро-Суздальская Русь и Московское царство российская цивилизация)

    Предмонгольский период и монгольское нашествие, гибель десятков городов и десятков тысяч их жителей стали причиной того,
    что эпицентр развития восточнославянской цивилизации переместился из южных в северо-восточные области Руси, сперва во Владимир (Владимиро-Суздальская Русь, а затем в Москву.
    В XIV—XVI вв. восточнославянская цивилизация охватывала только исконно русские земли, и этот период можно считать ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    то, чтобы производить прибавочный продукт, за счет которого жили государство и господствующий класс, ибо без последнего царь в одиночку не удержал бы в подчинении громадную массу своих крестьян, главнейший источник его доходов. [23. — Т. 3. — С. 456,
    458]. Государство же было основной движущей силой в стремлении овладеть Сибирью. За столетие — с 1550 по 1660 г. — границы
    Российского царства невероятно расширились теперь оно простиралось до Чукотки и Дальнего Востока его протяженность с Запада на Восток возросла с 2,1 тыс. до 6,2 тыс. км. Российская
    цивилизация преобразовалась в евразийскую.
    Однако это могучее государство потерпело крах в конце XVI начале XVII в, в период перехода к очередному историческому циклу. Причинами Великой смуты стали не только пагубные последствия правления Ивана Грозного, нашествие польско-литов- ских захватчиков, но и экономические причины. Страшные неурожаи гг. вызвали гибель сотен тысяч людей, массовое бегство крестьян на окраины государства численность населения
    Москвы сократилась в три раза. Тысячи гектаров пашни были заброшены. Царствование Ивана IV оставило после себя дотла разоренную страну. Дезинтеграция перешла порог необратимости,
    наступил развал государственности. Некоторые историки полагают, что от голода в 1601—1603 гг. погибла треть населения Московского государства. Государство палов результате бунта локализма, в результате превращения власти в глазах народа в воплощение зла. Страна второй раз погрузилась в пучину катастрофического хаоса [10. — Т. 1. — С. 97—99, 101]. Польша — враждебно настроенный сосед — хотела распространить сферу своего влияния далеко на Восток, посадить на московский трон своего ставленника. Но иноземное вторжение вызвало всплеск негодования у русского народа. Народное ополчение во главе с Мининым и По-
    жарским разгромило оккупантов, Земское собрание избрало царем Михаила Романова. Начался длительный период возрождения страны, занявший почти столетие. Становление евразийской цивилизации

    С XVII в. начался новый, длившийся четыре столетия этап цивилизационного процесса на севере евразийского континента период становления, расцвета, а затем и заката евразийской цивилизации го поколения. Время ее существования отмечено не-
    Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии к самим боярам, приведенным к покорности. Сверх всего государство присвоило себе контроль над важнейшими видами обмена оно монополизировало соляную торговлю, торговлю поташом, водкой,
    пивом, медами, пушниной, табаком. Сильное государство соответствовало там обществу, удерживаемому в руках, осужденному на
    690
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Рисунок Образование Русского централизованного
    государства
    Источник: [242. — С. 172–173].
    ным показателям Западной Европы, где в то время шел бурный процесс развития мануфактур. Не следует полагать, что это было насилие над историей, нарушавшее естественный ход событий, и что завоевания Петра были отринуты его наследниками. Если бы страна развивалась прежними, допетровскими темпами, она вскоре оказалась бы на периферии мирового прогресса, превратилась в колонию или в полуколонию европейских держав, подобно
    Индии и Китаю. Перемены Петровской эпохи были необходимыми и необратимыми, они опирались на новых лидеров в политике,
    экономике, науке и культуре.
    Это способствовало уменьшению экономического и технологического разрыва между Россией и Западной Европой. Когда экономическая Европа набросилась на Россию, последняя находилась уже на пути, который защитил ее внутренний рынок, собственное развитие ее ремесел, ее мануфактур, имевшихся в XVII в, ее активной торговли. Россия даже великолепно приспособилась к промышленной ”предреволюции”, к общему взлету производства в XVIII в. Повелению государства и сего помощью появились горные предприятия, плавильни, арсеналы, новые бархатные и шелковые мануфактуры, стекольные заводы от Москвы до Урала. В XVIII в. русское промышленное развитие было равным развитию остальной Европы, а порой и превосходило его [23. — С. 20, 478]. На подъеме была духовная жизнь общества — наука, образование, архитектура, искусство. Достаточно назвать такие факты, как появление в 1708 г. гражданского шрифта, что позволило расширить объем выпуска книг, в первую очередь научных трудов и учебников;
    открытие в 1724 г. Академии наук издание первой газеты Ведомости в 1703 г обучение молодых дворян заграницей приглашение на службу в Россию сотен ученых, офицеров, навигаторов, кораблестроителей, архитекторов, художников учреждение сухопутного шляхетского, морского шляхетского и пажеского корпусов;
    создание в 1755 г. Московского университета открытие в 1756 г.
    первого профессионального русского театра, а в 1757 г. — Академии художеств. Нельзя не упамянуть о серии географических экспедиций. Более сложными противоречивым оказалось развитие экономических отношений. С одной стороны, возрастало количество ману- фактур (на многих из них применялся наемный труд, быстро расширялась сфера торговли. Активность иностранных купцов нарос- сийском рынке стала причиной зарождения в нашей стране капиталистического уклада, формирования слоя буржуазии, постепенно набиравшей экономическую и политическую силу. Наступление
    Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии сколькими периодами взлетов (при Петре I, Екатерине II, в конце — начале XX в, в период НЭПа, в е годы ХХ в) и падений столкновениями цивилизаций (Русско-турецкие войны, Отечественная война 1812 г, Крымская, Русско-японская, Первая и Вторая мировые войны, двумя цивилизационными катастрофами ХХ столетия (распад Российской империи и Гражданская война, распад СССР и евразийской цивилизации в е годы).
    Локальная евразийская цивилизация расширила свои границы за счет закрепления Российской империи на территории Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии, Прибалтики, части Польши,
    Финляндии. После распада Российской империи на ее территории возникло более ста суверенных образований, однако уже к 1923 г.
    единство страны было восстановлено практически в тех же границах
    (за исключением Финляндии, Прибалтики, Польши, части Белоруссии и Украины. К середине ХХ в. перечисленные земли (кроме
    Финляндии и части Польши, а также Бессарабия, Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР, евразийская цивилизация достигла максимума геополитического значения в мире за всю свою историю. Как и ее предшественницы, она носила смешанный характер, в нее входили регионы, население которых принадлежало православно-христианской, западнохристианской, мусульманской или буддийской конфессиям. Подобная неоднородность стала одним из факторов распада СССР, когда в результате прекращения холодной войны ослабла угроза со стороны западной цивилизации,
    сплотившая некогда эти народы в единое целое.
    Жизненный цикл евразийской цивилизации включал несколько этапов, совпадавших во времени с периодами раннеиндустри- альной и индустриальной мировых цивилизаций.
    Процесс выздоровления общества, который начался с избрания в 1613 г. Земским собором на русский престол боярина Михаила Романова, затянулся надолго. Становление в России исторического цикла, аналогичного раннеиндустриальной цивилизации,
    охватило практически весь XVII в, а пик его приходится на вот энергичной революции сверху Петра I до царствования Екатерины II (1762—1796) включительно.
    Каковы же характерные черты и достижения этой эпохи?
    1   ...   54   55   56   57   58   59   60   61   ...   66


    написать администратору сайта