Главная страница
Навигация по странице:

  • В. М. Зубарь

  • Боспорское царство, пережив годы упадка, попав под власть понтийского царя Митридата VI Евпатора

  • 13.2.4. Третья волна взаимодействия (VI—IX вв.)

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница61 из 66
    1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66
    Геродот. О том, что кимме- рийцы некогда были хозяевами этих мест, свидетельствуют данные топонимики (Боспор Киммерийский — древнее название Керченского пролива).
    Тавры, в IX—V вв. дон. э. населявшие значительную часть
    Крыма (особенно горного) и давшие полуострову название Тав- рия, или Таврида, находились, вероятно, на более ранней стадии развития, чем киммерийцы и скифы. Позднее племена тавров были ассимилированы теми же скифами. Столкновения с воинственными таврами доставляли немало неприятностей как грекам, таки римлянам.
    Однако более тесные и долгосрочные взаимосвязи установились у греческих поселенцев со скифами, в VII—II вв. дон. э.
    населявшими степи Северного Причерноморья. Сюда они переселились, согласно Геродоту, из Малой Азии. Скифы прошли определенные стадии цивилизационного и государственного развития,
    708
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Взаимоотношения Скифии с греческими городами-колониями,
    с Боспорским царством, Херсонесом, Ольвией, Тиром были неоднозначными. Чаще всего они реализовывались в форме торгового и культурного обмена, а также военно-политических союзов. Ярким примером может служить Боспорское царство образовавшееся в 480 г. дон. э, которое объединяло, с одной стороны,
    ряд греческих колоний-полисов Восточного Крыма, Таманского полуострова и Нижнего Придонья (Пантикапей, Феодосия, Фана- гория, Гермонесса, Горгиппия и др, ас другой — скифские поселения и даже города. Здесь сочетались черты традиционной для материковой Греции полисной демократии (распространявшейся только на граждан) и монархического управления скифскими анклавами Теперь Боспорское государство стало качественно иным не греческим, а греко-варварским, в котором по отношению к эллинам правители называли себя архонтами, а по отношению к местным племенам — царями. Покоренные народы платили динас- там дань, поставляли воинов. Ново главе племен оставались местные вожди. В новом этнически разнообразном государстве верхушку общества образовала сложившаяся эллинская и синдо- меото-скифская аристократия правители содействовали этому слиянию и сами охотно заключали браки с представителями местной верхушки… Материалы разнообразных источников свидетельствуют о полиэтническом составе городского населения, однако греки по-прежнему составляли большинство, особенно среди его зажиточных торгово-ремесленных слоев. Негреческое же земледельческое население преобладало на территории сельскохозяйственной хоры [68. — С. Экономика Боспорского царства и греческих городов базировалась на земледелии, ремесле, строительстве и внешней торговле.
    Плодородные земли давали высокий урожай, что позволяло, например, в IV в. дон. э. ежегодно вывозить в Грецию до 32—48 тыс. т зерна. В речах афинского оратора Демосфена мы находим слова о том, что Афины ежегодно получали с Боспора 15—17 тыс. т хлеба, поставляя взамен вооружение, ремесленные изделия, предметы искусства. Следует также отметить, что рабский труд не был основой экономики ни Боспорского царства, ни греческих колоний, ни поселений скифов. Хотя рабство имело место, но оно носило скорее вспомогательный характер. Главным источником богатств был труд свободных или зависимых земледельцев, ремесленников,
    торговцев. О широте внешних связей Боспора можно судить по импорту товаров в Танаис из десятков городов Средиземноморья.
    Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии неудачей. В IV в. дон. э. сформировалась скифская протоимперия:
    в ее состав входили разные народы, но подлинного политического и экономического единства, свойственного мировым империям,
    достигнуто не было. Можно согласиться с Ю. В. Павленко
    , который писал Расцвет великой Скифии в V—IV вв. дон. э. был прямо связан с созданием в пределах степной с Крымом и лесостепной Украины — от нижнего Дуная до нижнего Дона — мак- рополитической системы, во главе которой стояли ираноязычные скифы — кочевники, данническим образом эксплуатировавшие праславянское земледельческое лесостепное население и реализовавшие собранную таким образом натуральную продукцию в ближайших греческих колониях. Уже в это время функционировали торговые пути, которые вели от причерноморских портов во внутренние районы Азии, куда доходили также иранские и китайские веяния [151. — С. 315]. Стоит добавить только, что в состав
    Великой Скифии вошли причерноморские и приазовские степи не только Украины, но и современной России.
    Основу экономики Скифии составляло скотоводство, и прежде всего коневодство. Поэтому контакты греков со скифами считаются основной причиной появления в греческих мифах образа кентавра —
    человека-коня. Необходимую для жизни продукцию сельского хозяйства и ремесла (оружие, конскую сбрую) скифы получали вовремя военных набегов ив виде дани и товарного обмена с земледельческими племенами и греческими городами-колония- ми. Однако со временем часть скифов стала вести оседлую жизнь:
    «В IV в. дон. э. жизнь в крымских владениях скифов изменилась. В это время население увеличилось в несколько раз. Ограниченность пространства, пригодного для кочевой жизни, привела к тому,
    что большая часть скифов была вынуждена перейти к земледелию…
    Основой хозяйства стало земледелие и пастушеское скотоводство. — С. 42]. Простые скифы селились вблизи греческих колоний или нанимались на службу в охранявшие эти города вооруженные отряды, а скифская знать нередко покупала дома в городах, вступала в смешанные браки с греками-поселенцами. Чаще всего это происходило в Крыму. В устье Дона взаимопроникновение культур было не таким сильным.
    В политическом отношении Скифия была слабо централизованной державой. Хотя все племена признавали главенство царя
    Атея (IV в. дон. э, однако местные правители в разных районах
    Скифии были достаточно самостоятельны и нередко формировали собственные династии.
    710
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций

    13.2.3. Вторая волна взаимодействия
    (III в. дон. э. — IV в. н. э.)
    Вторая волна взаимодействия цивилизаций на территории Северного Причерноморья связана с миграционными потоками сарматов, готов и гуннов, позднескифской культурой Крыма, войнами между Боспорским царством и Римской империей, союзом
    Херсонеса и Рима.
    Сарматы — кочевые скотоводческие племена (аланы, роксо- ланы, савроматы и др, которые в V—IV вв. дон. э. заселяли степные районы от Волги до Тобола. В III в. дон. э. они перекочевали в Северное Причерноморье, вытеснив или истребив скифов в IV в. н. э. были разгромлены гуннами. По характеру экономики и культуры сарматы родственны скифами переняли утех немало культурных и бытовых традиций. Однако сарматы находились на низкой стадии развития, вряд ли есть основания говорить о возникновении у них протоцивилизации. Сарматские племена поддерживали торговый и культурный обмен с Боспорским царством и греческими городами Причерноморья, но нередко совершали на них опустошительные набеги. Столь тесного и устойчивого контакта культур, как в предыдущий период, не наблюдалось.
    Интересным явлением стало формирование во II в. дон. э. в Крыму позднескифского государства со столицей в Неаполе
    Скифском (руины этого города сохранились на окраине современного Симферополя. Позднескифское государство просуществовало до III в. н. э. и включило в свой состав племена тавров нередко говорят применительно к этому периоду о «тавроскифах». Крупнейшими сооружениями Неаполя Скифского, раскопки которых проводились в XX в, были северный и южный царские дворцы, а также мавзолеи скифских царей Аргота и Скилура. В период царствования Скилура (130—114 гг. дон. э) Скифское царство подчинило Ольвию, разорило сельскую округу Херсонеса, укрепило династические связи с царями Боспора. I в. дон. э. — I в. н. э. считаются периодом расцвета Крымской Скифии. Обнаружены десятки скифских городищ и сотни малых поселений этого периода. Правители Крымской Скифии в союзе с понтийским и боспорским царем
    Митридатом VI Евпатором участвовали в войне против Рима и Херсонеса. Однако со второй половины I в. дон. э. Крымская
    Скифия заметно ослабла. Ее разгром кочевниками-аланами, в 212 г.
    основавшими укрепленное поселение Сугдея (современный Судак, по современным оценкам относится кг. н. э. Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии Следовательно, есть основания говорить о том, что в V—VI в.
    до н. э. в крымской части Боспорского царства образовалась своеобразная скифская протоцивилизация. Однако этот процесс было грубо прерван вторжением с Востока сарматов и других кочевых народов. О катастрофе, постигшей и скифов, и греков в е годы III в. дон. э, можно судить по материалам скифских поселений северо-западного Крыма. Жизнь внезапно прекратилась на сотнях поселений, на некоторых из них обнаружены следы пожаров и останки погибших людей. Картина полного разгрома удручающая видимо, пришедшие из-за Дона сарматские племена в течение одного или нескольких походов полностью покончили со скифами, не пощадив и греческих владений. Уцелели лишь греческие города, защищенные мощными каменными стенами там же. — СВ фундаментальном труде Института археологии НАН Украины Древняя история Украины отмечено, что Северное Причерноморье превратилось в своеобразную контактную зону между культурами, находившимися на разных уровнях социально-эконо- мического развития Тесные контакты греков с местным населением, с одной стороны, и со многими городами Эллады, а позднее
    Римской империи — с другой, сказались на многих сферах их жизни. Северное Причерноморье превратилось в своеобразную контактную зону, в которой взаимодействовало три разных по своему политическому и культурному развитию мира (номады, эллины и земледельческие племена. Все вместе они сыграли чрезвычайно большую роль в беспрерывном снабжении Афин и многих других полисов Греции, особенно в V—IV вв. дон. э, продуктами питания, прежде всего зерном, что в значительной мере стимулировало их экономический и культурный прогресс. Северочерноморские города содействовали ускорению социального развития этнических объединений на территории Украины, становлению в них…
    государственности» [56. — Т. 2. — С. 6]. Такое же содействие оказывали античные полисы, основанные в Приазовье, ускорению цивилизационного развития юга России. Именно в этом регионе

    впервые на территории нынешних Украины и России возникли
    первые государства, характерные для локальных цивилизаций
    2-го поколения В процессе колонизации этого региона в VI—V вв.
    до н. э. возникли четыре главных античных государства (Боспор- ское царство, Херсонес Таврический, Ольвия, Тира) с характерными для каждого из них особенностями политического, социаль- но-экономического развития Там же С. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    скульптуре… Распространяются культы синтетических божеств с античными, восточными и местными чертами. Таким был безымянный бог Гремящий, или бог Всевышний. Среди боспорцев оказались и почитатели иудаизма и христианства там же. — СВ письменных источниках того времени и более поздних есть упоминания о посещении Боспора апостолом Андреем Первозванными основании здесь первых христианских общин. С середины III в. Боспорское царство подверглось натиску готов и других племен. Упадку способствовали и боспорско- херсонесские войны конца IV — начала V в. Разрушается хозяйство, нарушаются внешние связи, происходит натурализация экономики, огрубление культуры. В конце IV в. Боспорское царство попадает под протекторат гуннов, а в VI в. присоединяется к Византийской империи.
    Примечательно и то, что на заключительном этапе его жизненного цикла здесь началось активное распространение христианства Сложное экономическое положение Боспора во второй половине в. и бедственное положение основной массы боспорцев способствовало постепенной христианизации… В первой четверти в. на Боспоре уже существовали епархии, во главе которых стояли епископы, которые поставили свои подписи под документами Вселенского (Никейского) собора 325 г. В IV в. христианство начало распространяться среди населения Боспора, но еще не стало господствующей религией вплоть до VI в. Именно в это время в самоуправлении отдельных общин и территориально-хозяйст- венных районов возросла роль представителей христианской церкви, объединявших вокруг себя самые широкие слои населения. Не исключено, что в период значительного ослабления центральной власти именно объединение вокруг христианской церкви какой-то части населения способствовало сохранению Боспора как единого политического целого и его ориентации на Византию. — С. 230—231].
    По-иному складывается судьба Херсонеса Таврического. В ту эпоху он меньше подвергался опустошительным набегам скифов,
    готов и гуннов, поэтому сохранил черты античной цивилизации.
    Этому способствовали военно-политический союз и финансовая помощь Рима, размещение в Херсонесе гарнизона римских войск.
    В. М. Зубарь, исследовавший действия римских войск в Крыму, с полным основанием сделал вывод В античную эпоху Таврика играла определенную роль в стратегической защите границ Римской империи. Размещение римских гарнизонов в ряде пунктов
    Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии В середине III в. н. э. Северное Причерноморье подверглось нашествию готов
    — союза германских племен, родиной которых считается Скандинавия. Готы заняли обширный район от Днепра до
    Дуная, включая значительную часть Крыма, и вступили в противоборство с Римской империей. Они заставили Боспорское царство предоставить им корабли с командами, чтобы совершать набеги на
    Малую Азию и Восточное Причерноморье. Римские легионы разгромили готов, нов начале IV в. н. э. они образовали обширную державу, во главе которой стоял король Германарих. Это государство объединило под своей властью народы Северного Причерноморья (включая народы Крыма, однако в е годы IV в. было разгромлено новыми завоевателями — гуннами. Остатки готов ассимилировались местным населением. Вряд ли можно оценить готские объединения как самостоятельную протоцивилизацию.
    Завершающим этапом второй волны было мощное нашествие
    гуннов на государства и города Северного Причерноморья. Вытесненные войсками китайских императоров из Монголии, гунны перебрались в степи северного Казахстана, а затем в Северное Причерноморье. Они разбили аланов, затем готов, завоевали Крым и покорили Боспорское царство, правители которого обязались платить гуннам дань. Устоял лишь Херсонес, поддержку которому оказал Рим. В середине V в. гунны под предводительством Аттилы
    обрушились на римские провинции. Однако в 453 г. Аттила умер, и гунны вернулись обратно в Северное Причерноморье и Приазовье. Во втором периоде в греческих колониях в этом регионе произошло много перемен. Боспорское царство, пережив годы упадка, попав под власть понтийского царя Митридата VI Евпатора,
    потерпев под его руководством поражение в борьбе с Римской империей, в I—III вв. н. э. вновь пережило недолгий период расцвета,
    заключило союз с Римом. Новый подъем коснулся также торговли и товарно-денежных отношений. Возникли объединения тор- говцев-судовладельцев. Торговали со многими районами Средиземноморья и Южного Понта, городами Северного и Восточного
    Причерноморья, областями обитания варваров… Изменился внешний облик городов, их политическое положение в государстве, культура. Они восстанавливались, реконструировались, украшались новыми постройками, под влиянием Рима строились термы, базилики, амфитеатры… Процесс варваризации сказался наросте натурализации хозяйства и рустификации городов. Вкусы негреческого, в основном сарматского, населения нашли яркое выражение в погребальных ритуалах и сооружениях, в живописи,
    714
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Однако и здесь рано ставить точку. В результате падения Великой Болгарии часть местных жителей переселилась по Дону и Волге в Среднее Поволжье, туда, где возникло мощное Булгар- ское государство на Великом Волжском пути — пути из варяг в персы. На его окраине была основана в 1005 г. Казань. Другая часть перекочевала на территорию нынешней Болгарии, потеснив фракийцев. Но большинство населения вошло в состав Русского каганата, а затем Тмутараканского княжества.
    13.2.4. Третья волна взаимодействия (VI—IX вв.)
    Следующая, третья, волна взаимодействия цивилизаций на территории Северного Причерноморья приходится на VI—IX вв. период становления второго исторического суперцикла, средневековой мировой иго поколения локальных цивилизаций, на эпоху Великого переселения народов. Череда глубоких трансформаций на этой территории превратила ее в поле контактов и столкновений цивилизаций и протоцивилизаций. Исторические события мелькали с калейдоскопической быстротой, напластовываясь на предыдущие эпохи.
    В середине VI в. регион стал составной частью Тюркского каганата. Добившись власти над всей зоной евразийских степей от
    Волги до Хингана, тюрки в х годах VI в. завоевывают находившуюся ранее под властью эфталитов Среднюю Азию до Амударьи,
    столкнувшись там с сасанидским Ираном. В следующем десятилетии, когда авары, разгромив антов — полян, уже прочно обосновались в среднем Подунавье, власть дома Ашина на западе достигает Приазовья и Кавказа, а на Востоке — Хуанхэ и Уссури.
    А в результате к началу х годов Тюркский каганат впервые в истории объединил под своей властью практически всю зону евразийских степей, подчинив и целый ряд прилегавших к ней областей древних цивилизаций, прежде всего Согд с Маракандой
    (Самаркандом) и Бухарой — ключевыми городами на центральной тропе Великого шелкового пути. Благодаря этому они оказались заинтересованными в налаживании бесперебойной транс- евразийской торговли от Китая до Византии… Тюркский каганат оказался первой великой евразийской державой, одновременно граничившей и находившейся в непосредственных военно-по- литических и торговых связях со всеми великими цивилизациями того времени [151. — С. 317, 318]. К этой блестящей Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии этого региона следует рассматривать в качестве одного из вариантов римского проникновения и закрепления на варварских территориях, которые впоследствии могли быть включены в составим- перии… Главными задачами, стоявшими перед римскими войсками в Таврике, были защита территории союзного империи Херсонеса,
    охрана судоходства вдоль Южного берега Крыма [67. — С. Римское покровительство способствовало очередному подъему экономики и культуры Херсонеса во II—III вв. н. эВ городе, занимавшем площадь около 30 га, велось активное строительство, а численность его населения в ту пору достигла 10—12 тыс. человек. При сохранении внешних форм демократического политического строя, унаследованных от Греции, фактически утвердился ари- стократически-олигархический строй Происходит дальнейшая дифференциация внутри основных социально-правовых групп. Демократическая республика постепенно была заменена аристократической формой правления… В целом политический строй правления первых веков нашей эры был олигархическим [75. — С. С конца III в. экономика Херсонеса вновь пришла в упадок, а нашествие гуннов окончательно разрушило экономические связи с другими городами Причерноморья. В конце V в. н. э. Херсонес теряет автономию, становится частью Восточной Римской империи,
    форпостом византийской православной цивилизации. Отметим, что самые первые христианские общины здесь появились в I в. н. э, после посещения города апостолом Андреем Первозванным
    .
    Некоторые историки полагают, что хлынувшая с востока волна великого переселения народов сравняла с землей древние культуры здешних мести новая локальная цивилизация возникла тут,
    что называется, с чистого листа.
    Мы не разделяем подобную точку зрения. Волны переселений не могут превратить в пыль древние культуры и цивилизации. Исследование В. М. Зубаря и АС. Русяевой
    [68] показало, что значительная часть Боспорского царства вошла в состав Византийской империи. С периода правления Юстиниана и вплоть до тюркского разгрома 576 г. Боспор находился в составе Византии… Однако и тюркское нашествие 576 г. не привело к окончательной гибели
    Боспорского царства. События, происшедшие позднее, свидетельствуют, что после распада Тюркского каганата Византия снова распространила свое влияние на Боспор… Только после образования в VII в. Великой Болгарии и появления в конце VII — начале VIII в.
    хазар заканчивается раннесредневековая история Боспора и начинается период классического Средневековья там же. — C. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    ток Арабского халифата. Однако затем хазары, правители которых приняли иудаизм (хотя в целом каганат был многоконфессио- нальным государством, вступили с противоборство с Византией как в Приазовье, таки в Крыму, где к тому времени было распространено христианство. Население Таврии сопротивлялось хазарам одно из восстаний возглавил Иоанн Готский, глава Готской христианской епархии. Византия и ее сторонники одержали верхи постепенно вытеснили хазар из Крыма. В 964—965 гг. ослабевший Хазарский каганат был разгромлен киевским князем Святославом Игоревичем, таки не успев стать полноценной локальной цивилизацией.
    О Русском каганате в письменных источниках сохранились противоречивые сведения. По мнению Г. В. Вернадского, этого- сударственное образование появилось в Приазовье в середине в. Основы его заложили скандинавские дружины, смешавшись с местными племенами ассов и россов. Первоначально Русский каганат был вассалом Хазарского, нов г. правитель
    Русского каганата присвоил себе титул кагана (императора) и тем самым заявил претензии на независимость. Русский каганат того периода являлся сильной державой того же типа, что и государства хазар и волжских булгар, то есть имевшей главной целью контроль над важными путями международной торговли»
    [там же. — С. 239]. Недолгую историю Русского каганата исследовал В. В. Седов [175. — С. Г. В. Вернадский подчеркивает роль Русского каганата и Тмутаракани: Сельское хозяйство достигло значительного прогресса на территории всей Русина протяжении восьмого и девятого веков. Что касается торговли, то Тмутаракань в девятом веке оставалась более важным центром, нежели Киев, иона сохраняла свои позиции даже вначале киевского периода С политической, также как и со стратегической точки зрения, Тмутаракань в десятом веке была столь же важна, как и Киев… Поход Владимира на Крым в 989 г. в какой-то мере был мотивирован его стремлением овладеть Тмутараканью.
    Характерно то, что после крымской кампании Владимир присвоил себе титул кагана, который сохранил за собой и его сын
    Ярослав. Таким образом, правители Киева стали политическими преемниками русских каганов Тмутаракани. Использование титула кагана ясно демонстрирует широту их политических интересов, а также их мечты о создании империи
    [31. — С. Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии характеристике, данной Ю. В. Павленко Тюркскому каганату,
    стоило бы добавить, что он не был одной из локальных цивилизаций го поколения его можно характеризовать как одну из протоцивилизаций, которые нередко возникают в переходные исторические эпохи.
    Тюркский каганат, охватывая столь обширные и разнообразные по цивилизационному составу территории, не мог не быть разнородным, весьма пестрым по национальной и конфессиональной структуре государством. Верхушка каганата в конце VI в. в качестве государственной религии приняла буддизм, способствуя расширению его ареала в мире. В тоже время в Средней Азии появились первые христианские общины (несторианцев и манихе- ев). Контакты кочевых этносов с великими цивилизациями раннего Средневековья небыли односторонними. Имело место и обратное влияние, которое выразилось прежде всего в широком распространении определенных комплексов предметов убранства верхового коня и вооружения, сложившихся в кочевой среде там же. — С. 318]. Надо полагать, что взаимовлияние цивилизаций не сводилось только к этому.
    Тюркский каганат просуществовал по историческим меркам недолго. К началу VII вон распался на Восточно-Тюркский и Запад- но-Тюркский каганаты. Значительная часть Северного Причерноморья тогда же оказалась под властью Хазарского каганата, просуществовавшего до конца Х в. в низовьях Волги, Приазовья и части Крыма (столицей этого государства сначала в. был
    Итиль на Нижней Волге. В это же время степи Приазовья завоевала Великая Болгария, которая распалась потом под ударами хазар. Г. В. Вернадский отмечал роль Хазарского каганата во взаимодействии цивилизаций Хазарское государство, основанное на северокавказских землях ив регионе южной Волги, широко использовало свое географическое положение и стало мостом, через который возможно было осуществлять оживленные коммерческие отношения между арабами и севером… Основное ядро хазарского государства включало в себя северокавказскую территорию и треугольный выступ к северу между нижним Доном и нижней Волгой Черноморское побережье от устья Кубани до Керченского пролива может быть принято за участок западной границы Хазарского государства. Боспор (Пантикапей, Керчь) занимал хазарский гарнизон [31. — С. 219, Хазарский каганат поддерживал тесные связи с Византией, выступая вместе с ней против стремительно продвигавшегося на вос-
    1   ...   58   59   60   61   62   63   64   65   66


    написать администратору сайта