Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
726 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций ционного, религиозно-духовного основания. СССР охватывал части различных цивилизационных систем, стремясь нивелировать их путем искоренения имеющихся у них такого рода оснований и насаждения собственных квазицивилизационных ценностей. — СИ дальше Наиболее полно квазицивилизацион- ный феномен раскрылся именно в СССР как наднациональной, межцивилизационнной общности, связанной реальными политическими, экономическими и прочими отношениями, а также фиктивным идеологическим единством, принципиально неспособным заменить отсутствовавшую ив державе Чингисхана религиозно- духовную общность людей там же. — С. 650]. Исходя из таких соображений делается прогноз на будущее В наступающем веке главная ось планетарного противостояния может пройти между США и Китаем при весьма вероятном возобновлении соперничества Китая и России на собственно евразийском пространстве… В этом отношении представляется конструктивным рассматривать Евразию или, несколько уже, постсоветское пространство (СНГ) как квазицивилизационное целое в определенном выше смысле этого понятия там же. — С. Отказывая евразийскому пространству (Российской империи, СССР, империи Чингисидов) вправе на статус локальной цивилизации, Ю. В. Павленко опирается по сути делана единственный аргумент главным отличительным признаком цивилизаций является наличие собственного идейно-ценностного, мотивационного, религиозно-духовного основания. Поэтому социально-политичес- кие общности, охватывающие части различных цивилизационных систем, он считает в лучшем случае квазицивилизациями. Однако многие исторические факты и тенденции противоречат такому подходу. Во-первых, трудно найти совершенно однородную локальную цивилизацию, не включающую части различных цивилизационных систем. Разве считающиеся классическими греко-римская или современная западноевропейская цивилизации не состоят из самых разных культур В Западной Европе проживают миллионы мусульман, иудеев в США представлены диаспоры всех современных цивилизаций и конфессий. Тоже самое можно сказать о восточноевропейской, китайской, латиноамериканской, а тем более евразийской цивилизации (Российской империи, СССР. В составе последней, наряду с преобладающей православно-сла- вянской, присутствуют элементы мусульманской, буддийской, восточноевропейской цивилизаций. Если же представительство иных Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии 729 нии, Италии, Румынии, Венгрии, которые направили свои войска для захвата Южной Украины, Крыма, Кавказа. Бессмертными страницами в этой войне стала героическая оборона Одессы и Севастополя. В результате неудачной Керченско-Феодосийской операции советских войск 1941—1942 гг. немецкие войска овладели Причерноморьем и Крымом, причем в Крыму они получили поддержку части крымско- татарского населения там же. — С. 264]. Лишь кг. Крым и Южная Украина были полностью освобождены от фашистов. Одним из тяжелых событий этого периода стала депортация части населения Крыма — сперва немцев-колонистов в 1941 г. (52 тыс. человека в 1944 г, в соответствии с секретным распоряжением Сталина, — крымских татар (190 тыс. человека также армян (9,6 тыс, болгар (12,4 тыс, греков (15 тыс) там же. — С. 266—267]. Это было внесудебное наказание целых народностей, мера, к которой нередко прибегают тоталитарные режимы (так поступал, например, Иван Грозный по отношению к вольнолюбивому Великому Новгороду. Взамен в районы Крыма было переселено более 100 тыс. граждан России и Украины там же. — С. Положительный пример диалога и сотрудничества цивилизаций тех лет в Северном Причерноморье — Ялтинская конференция глав государств антигитлеровской коалиции Сталина, Руз- вельта, Черчилля) 4—11 февраля 1945 г. На конференции были определены основы послевоенного мироустройства, которые, несмотря на все перипетии холодной войны и локальных военных конфликтов второй половины ХХ вне дали возможности разгореться новому столкновению цивилизаций. Начало седьмой волны взаимодействия (XXI в.) С х годов ХХ в. началась современная нам, седьмая волна взаимодействия цивилизаций в пространстве Северного Причерноморья. Она началась с распада СССР, евразийской цивилизации, так что Северное Причерноморье оказалось разделено между двумя постсоветскими государствами — Россией и Украиной. Ю. В. Павленко не считает СССР, как и Российскую империю, самостоятельной цивилизацией Советский Союз, как и предшествовавшие ему на просторах Евразии Российская империя или держава Чингисидов, не представлял собой отдельной цивилизации в силу отсутствия у него собственного идейно-ценностно-мотива- 728 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Но таков уж урок истории за прогресс приходится платить немалую, а порой и чрезмерную цену. В-четвертых, нуждается в корректировке прогноз развития цивилизационных отношений в XXI столетии, предложенный Ю.В. Пав- ленко. Можно согласиться стем, что водораздел планетарного противостояния будет проходить между США и Китаем, быстро набирающим экономический и политический веси имеющим диаспоры во многих странах мира, в том числе в США, Австралии и России (на Дальнем Востоке. Однако в этом противостоянии коренные интересы китайской и российской цивилизации скорее сходятся, чем расходятся (хотя нельзя исключить противоречий. Нельзя сбрасывать со счетов и растущую активность иных цивилизаций, прежде всего интегрирующейся западноевропейской, возрождающейся индийской и пассионарной мусульманской. Объектами их соперничества становятся распадающаяся евразийская цивилизация и находящаяся в состоянии упадка африканская. Так что история XXI в. преподнесет еще немало цивилизационных сюрпризов. Не решен вопрос, какой из двух сценариев межцивилизационного взаимодействия противостояние и столкновение либо диалоги партнерство в решении глобальных проблем этого столетия — станет преоблада- ющим. В свете сказанного рассмотрим возможные сценарии взаимодействия цивилизаций в Северном Причерноморье на седьмой волне, впервой половине XXI в. Примем за основу два крайних варианта новое обострение межи внутрицивилизационных противоречий либо поиск консенсуса и переход к партнерству стран Черноморского бассейна, усиление центростремительного движения в рамках евразийской цивилизации. Основы для первого сценария были заложены распадом СССР и евразийской цивилизации в е годы. Не будем рассматривать причины этих трагических событий, остановимся на их последствиях для Северного Причерноморья. В регионе возникли три очага межцивилизационных противоречий и конфликтов Крым, Приднестровье и Северный Кавказ. Здесь сталкиваются интересы нескольких цивилизаций евразийской (и ее ядра — российской), мусульманской, восточноевропейской и западноевропейской. Цивилизационные проблемы Крыма заложены как в его более чем двухтысячелетней истории, таки в сравнительно недавнем прошлом это проблема депортации крымских татар, их стремление вернуться на историческую родину и обрести прежнее лидерство на полуострове спорный вопрос легальности передачи Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии наций и конфессий достигает значительных размеров, то можно говорить о том, что локальная цивилизация носит смешанный характер (таковы евразийская, африканская, океаническая, латиноамериканская, греко-римская, монгольская и другие цивилизации). Конституирующими признаками локальной цивилизации можно считать систему цивилизационных духовных ценностей, но ее не стоит сводить только к преобладанию одной религии (поэтому признаку и современные Японию или Китай нельзя будет признать цивилизацией. В такую систему, помимо религиозного, входят на- учно-образовательный, этический, идеологический элементы генотипа цивилизации, а также преобладающая ментальность, накопленный исторический опыт, понимание общности коренных интересов цивилизации во взаимодействии с ее «сестрами». Во-вторых, нужен циклично-динамический подход к пониманию цивилизаций, которые проходят разные фазы своего жизненного цикла, появляются на исторической сцене исходят с нее. Вместе с развитием цивилизации меняется и система духовных ценностей, в том числе религиозных. Достаточно вспомнить судьбы гре- ко-римской, индийской, персидской, египетской цивилизаций, стремительное по историческим меркам распространение мусульманской цивилизации. И на севере Евразии, в том числе в Северном Причерноморье, мы наблюдаем изменения религиозной принадлежности, духовно-нравственных начал, систем ценностей на разных этапах развития и взаимодействия цивилизаций, особенно в эпоху Великого переселения народов. В-третьих, не следует столь негативно оценивать идеологическое единство народов СССР, даже если их не объединяли религиозные ценности. В период русской революции (как и французской) новые идеалы отвергали любую религию. Но это вовсе не означало полной утраты нравственности, бездуховность. Напротив, великие революции рождают пассионарный порыв воодушевленных масс, прежде всего молодого поколения, который ломает активное сопротивление консерваторов и увлекает за собой большую, обычно пассивную часть населения. Другое дело, что вновь родившиеся идеалы, духовные ценности чаще всего оказываются иллюзиями, они корректируются и становятся более приземленными, конкретными на втором этапе революции. Однако подобная духовная общность оказывается достаточной для полного преобразования страны, как это произошло с Францией в XIX вис Советским Союзом в XX столетии. В обоих случаях эти трансформации обернулись страданиями миллионов людей. 730 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций и формирование международных туристических центров в Крыму, Восточном Причерноморье и Приазовье, а также развитие энергетического сотрудничества России, Украины и Турции. Другой узел внутри- и межцивилизационных противоречий Приднестровье. Создание Приднестровской Республики, где большинство населения составляют русские, обострило противоречия между Молдавией, Украиной и Россией. Повышенный интерес к проблеме проявляют западноевропейская и восточноевропейская (особенно Румыния) цивилизации, а также США. При негативном сценарии здесь может возобновиться вооруженный конфликт, при позитивном — будет найден устойчивый компромисс. Третий узел противоречий — Северный Кавказ и Восточное Причерноморье, где уже второе десятилетие развиваются конфликты на стыке православной и мусульманской частей евразийской цивилизации. Речь идет как о Чечне, Ингушетии и Дагестане, таки об Абхазии и Карабахе — зоне пересечения мусульманского Азербайджана и христианской Армении. В этих конфликтах завязаны интересы как мусульманских стран, таки России, а также США. При неблагоприятном сценарии эти конфликты, то обостряясь, то угасая, способны продолжаться практически бесконечно при благоприятном — в течение ближайших одного-двух десятилетий может быть найдена новая формула взаимодействия, учитывающая цивилизационные особенности конфликтующих сторон и создающая условия для их партнерства. Итак, перед нами два основных сценария, два пути развития цивилизационных взаимодействий в Причерноморье превращение региона либо в кровоточащую рану межцивилизационных конфликтов, либо в пространство диалога, сотрудничества и партнерства культур. Выбор должны сделать не только проживающие здесь народы, но и вовлеченные во взаимодействие локальные цивилизации Европы и Северной Америки. Итоговая схема исторических этапов (волн) взаимодействия цивилизаций в Северном Причерноморье приведена в табл. 13.5. 13.3. Динамика евразийской цивилизации в индустриальную эпоху В заключение рассмотрим более детально взлеты и падения евразийской цивилизации в индустриальную эпоху. Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии НС. Хрущевым русскоязычного Крыма в состав Украинской ССР. В середине прошлого столетия это считалось формальным актом, а после распада СССР вызвало острые противоречия между Украиной и Россией. Численность крымских татар на полуострове быстро растет, но они по-прежнему составляют меньшинство населения Крыма. Так, в 1991 г. на территории Крыма проживало 1600 тыс. русских тыс. украинцев и только 200 тыс. представителей иных национальностей, в том числе татар [75. — С. 276]. Однако созданные вначале х годов национальные движения и организации требуют признать татарский язык одним из государственных в автономной республике, предоставить места в парламенте и правительстве Украины. Их конечная цель — провозглашение Крыма автономной татарской республикой. Татарские национальные движения активно поддерживают Турция и другие мусульманские страны. Понятно, что эти устремления не могут не вызвать сопротивление русско-украинского населения. Но и между этими нациями существуют противоречия, подогреваемые настойчивым желанием правящих кругов Украины произвести украинизацию Крыма, придать статус государственного только украинскому языку (хотя в 1991 г. 90% крымчан назвали родным именно русский язык. Интересы русскоязычного населения поддерживает Россия, ноу нее пока нет четкой политики в этом вопросе. Не решены до конца проблема Севастополя, вопрос разграничения пограничной линии в Керченском проливе. Российско-украинские противоречия в этом регионе периодически обостряются, как это имело место в 2004 г. из-за косы Тузла в Керченском проливе. Зачастую Причерноморье пытаются использовать как козырную карту при решении других межгосударственных проблем, например топливно-энергетических. Хотя речь идет, казалось бы, о противоречиях внутри евразийской цивилизации, наделе за ними стоят интересы мусульманской, западноевропейской и восточноевропейской цивилизаций. Усиливается вмешательство в эти процессы США. Особую остроту эти проблемы приобретают в связи с курсом нынешнего руководства Украины на интеграцию в Европейский союз и НАТО. Следовательно, в Крыму завязывается новый узел межцивили- зационных противоречий. При негативном сценарии конфликт будет неизбежным, при позитивном — его удастся предотвратить путем взаимного учета интересов. Одним из направлений такого партнерства может стать развитие цивилизационного туризма ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций 1861—1914 гг. — время промышленного переворота, утверждения капитализма и подъема науки, культуры и образования, первых признаков общенационального кризиса (поражение в Русско- японской войне, революция 1905 г гг. — фаза цивилизационного кризиса и его преодоления в рамках социалистического варианта развития ценой крайнего напряжения сил. СССР победил в Великой Отечественной войне, создал мощный военно-индустриальный комплекс евразийская цивилизация стала одним из мировых лидеров 1965—2005 гг. — завершающая стадия индустриальной цивилизации, безуспешные попытки с помощью реформ трансформировать социалистическое общество очередной цивилизационный кризис, распад СССР и евразийской цивилизации мучительный поиск новых путей. Как и все человечество, Россия на рубеже третьего тысячелетия оказалась в переходном периоде от второго исторического су- перцикла, включающего триаду средневековой, раннеиндустриаль- ной и индустриальной мировых цивилизаций, к третьему супер- циклу, в котором пока прорисовываются очертания лишь первого звена следующей триады — постиндустриальной цивилизации. Исследуем более детально узловые тенденции каждого этапа новейшей истории евразийской цивилизации и ее исторического ядра — России. Период промышленного переворота и утверждения капитализма разбивается на пять среднесрочных циклов, которые во многом совпадали с ритмом мировых экономических циклов гг. — выход из общенационального кризиса, проведение серии реформ (крестьянской, земской, судебной, образовательной, городской, военной. Они охватили все стороны жизни общества и позволили преобразовать его, избежав крупных революционных потрясений. Хотя эти реформы, особенно крестьянская, во многом носили половинчатый, компромиссный характерно сих помощью удалось избежать разрушительного социального взрыва и модернизировать страну гг. — начало ускоренной индустриализации, подъем уровня жизни, науки и образования. Добыча угля за десятилетие увеличилась в 3,5 раза, нефти — в 32,8 раза, выплавка стали враз, выпуск продукции машиностроения — на 62%, протяженность железных дорог — на 62%. Капитализм уверенно утверждался как господствующий экономический уклад, наблюдался подъем культуры, науки, образования. Глава 13. Цивилизационная динамика на севере Евразии Завершающий этап имперского и советского периодов истории этой цивилизации можно характеризовать как запоздалый по сравнению с эпицентром динамики мировых цивилизаций) период становления и развития индустриальной мировой циви- лизации. Хронологически индустриальная цивилизация в России охватывает период с х годов XIX в. до конца XX в, то есть около полутора веков. В рамках этого исторического цикла можно выделить несколько крупных этапов: 734 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций Таблица 13.5. Схема исторических этапов взаимодействия цивилизаций и народов в Северном Причерноморье Периоды, волны Взаимодействующие цивилизации и народы Северного Причерноморья других регионов вв. дон. э. я волна Скифская протоцивилизация. Греко-римская, Киммерийцы, тавры, меоты. персидская цивилизации Греческие колонии, Боспорское царство в. дон. э. — V в. н. э. Боспорское царство, Херсонес, Греко-римская, китайская, я волна Ольвия, Сарматы. Поздние скифы индийская цивилизации. (Скифское царство) Готы, гунны вв. я волна Тюркский каганат. Хазарский Византийская, каганат. Русский каганат. восточнославянская, Тмутараканское княжество мусульманская цивилизации вв. я волна Киевская Русь (Тмутараканское Византийская, мусульманская, княжество). Золотая Орда. монгольская, Крымское ханство. западноевропейская Генуэзские города цивилизации вв. я волна Крымское ханство. Российская Мусульманская цивилизация цивилизация. (Московское царство, (Османская империя, Российская империя) Западноевропейская, восточноевропейская цивилизации вв. я волна Евразийская цивилизация Мусульманская (Таврическая губерния, (Османская империя) Крымская автономная республика) и западноевропейская цивилизации (Крымская война. Западная цивилизация (Великая Отечественная война в. я волна Евразийская (в сокращенном Мусульманская (Турция), составе) цивилизация (Россия, западноевропейская, Украина) восточноевропейская цивилизации В этот период резко обострились социально-политические противоречия в результате поражения в войне с Японией (Кровавое воскресенье 9 января 1905 г, вооруженное восстание в Москве, волна терроризма в 1906—1908 гг.). Россия оказалась втянутой в Первую мировую войну, которая обнажила все противоречия цивилизации. Каковы главные итоги первого полувекового индустриального цикла в истории России (1861—1916)? |