Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
Глава Когда на свет появляется человек, ему сразу дают имя, и на протяжении всей его жизни оно служит человеку своеобразным идентификатором, выделяя его в общей массе подобных ему индивидов. Иная судьба ждет общественные системы и идентифицирующие их научные категории могут пройти тысячелетия, прежде чем ученые познают их сущность и определят то или иное их место в системе научных категорий. Сделать это тем более сложно, когда процесс познания не завершен, ив один и тот же термин вкладывается разное содержание. Сказанное в полной мере относится к понятию цивилизации как социальная система она, по современным представлениям, существует около десяти тысячелетий, асам термин как научная категория стал использоваться лишь пару столетий назад, да и споры о его содержании до сих пор не утихают. В такой ситуации невольно вспоминаешь древнеиндийскую притчу о слепцах, которые пытались описать слона, не видя его. Один, обхватив ногу слона, сравнил его со стволом дерева другой, пощупав хобот, пришел к выводу, что животное похоже на толстый гибкий канат; третий, упершись в живот гиганта, настаивал на том, что он подобен мягкой стене. Каждый из них был по-своему прав, но понять, как на самом деле выглядит слон, они не смогли. Аналогичная картина складывается ив вопросе изучения такой в высшей степени сложной и динамичной социальной категории, как цивилизации 1.1. Цивилизации от многомерной реальности к научным категориям Ц ивилизация как объективная реальность, как объект познания в нашем понимании трехмерна, выступает в трех разных измерениях, ипостасях, неразрывно связанных между собой по содержанию, в пространстве и во времени. Прежде всего, это общечеловеческая, всемирная, глобальная цивилизация, выражающая единство рода человеческого, его исторической судьбы с того поворотного момента, когда человек перешел от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства) к производящему (скотоводству, земледелию. Именно тогда он начал творить собственную историю, и мы уже можем говорить о существовании общества как такового, о единстве материального и духовного воспроизводства. Этот процесс, называемый в науке неолитической революцией, начался примерно в VIII тыс. дон. э. на сравнительно узком участке Земного шара, к северу от экватора, где климатические условия были чрезвычайно благоприятны для ведения хозяйства. Затем он распространился по всем материкам, подчинив себе и преобразовав всю ойкумену (населенную часть планеты, и достиг завершения лишь в XX в, когда глобализация сделала очевидным единство судьбы расплодившегося видав планетном обиталище. Неслучайно в своих выступлениях попово- ду Года диалога между цивилизациями, которым был провозглашен год й, Генеральный секретарь ООН (единственной организации, представляющей интересы всех народов и цивилизаций глобального сверхобщества) Кофи Аннан неоднократно пользовался термином «глобальная цивилизация, показывая ее взаимосвязь с локальными цивилизациями. Можно сказать, что процесс формирования глобальной цивилизации растянулся на тысячелетия и завершается в наши дни. И хотя признанные классики теории локальных цивилизаций — Н. Я. Дани- левский, О. Шпенглер, А. Тойнби, а также некоторые современные ученые отрицают ее наличие, тем не менее она реально существует, отражая единство рода человеческого и его исторической судьбы на планете Земля, единство его коренных интересов. Оно и вправду есть, несмотря на все разнообразие цивилизаций, рас, наций, этносов и на все противоречия, имеющиеся между ними. В качестве примера теории, отрицающей существование единой цивилизации, приведем позицию ЛИ. Семенниковой Говорить о единой цивилизации, по крайней мере, преждевременно, а может быть, и невозможно. Это скорее мечта интеллектуальной элиты высокоразвитых стран, чем реальность. Об общечеловеческой цивилизации можно говорить лишь в том смысле, что на планете существует сообщество разумных существ, которое развивается в соответствии с естественными и общественными законами и имеет общие интересы. Само человеческое сообщество неоднородно, его историю невозможно понять исходя из общепланетарного подхода… Концепция единой мировой цивилизации отрицает многовариантность развития. Под ее флагом предлагается идея унифицированного развития [176. — СВ этом высказывании заметно опасение, что унифицирующее воздействие глобализации уничтожит разнообразие и самобытность локальных цивилизаций. Такая угроза действительно существует, и мы о ней далее будем говорить. Ноне менее опасно отрицать общность, единство интересов всего цивилизованного человечества. Такое единство просматривается во всех сферах жизнедеятельности глобального сообщества — демографической, экологической, технологической, экономической, геополитической, социокультурной. Предавать забвению подобную общность интересов и судьбы всего человечества, противопоставляя частное общему, — в наши дни это означает приближать конец видана уникальной по своим условиями, возможно, единственной во Вселенной пригодной для жизни планете Земля. А именно к таким последствиям может привести столкно- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций вение локальных цивилизаций, глобальная военная, техногенная или экологическая катастрофа. Поэтому глобальная цивилизация — содержание, закономерности, этапы и тенденции ее формирования, многосложная структура, формы и механизмы взаимодействия ее составных частей и элементов, ее перспективы — все это составляет важнейшую часть науки о цивилизациях — цивилиографии. Однако глобальная цивилизация не появляется сразу в готовом, завершенном виде. За десять тысячелетий своего существования она прошла определенные стадии развития, меняя внутреннюю структуру и внешний облик. Это дало нам основание выдвинуть в качестве объекта изучения, составляющего вторую крупную часть науки о цивилизациях, теорию мировых цивилизаций. Они представляют собой периодически сменяющие друг друга фазы формирования и развития глобальной цивилизации и отличаются одна от другой социокультурным строем, численностью, структурой и динамикой народонаселения, степенью воздействия на природно-экологические процессы, технологическими и экономическими способами производства, общест- венно-политическим устройством. Цивилизационным членением мировой истории мы заменяем формационное, предложенное в свое время К. Марксом. Недостатком последнего является преувеличение роли производственных (экономических) отношений и недооценка значимости социокультурной сферы в развитии человечества. Новая же теория дает возможность обнаружить спираль исторического прогресса, его ритмику и на основе полученных данных оценить суть происходящих ныне перемен, перспективы развития мировых цивилизаций в XXI и последующих столетиях. Наконец, третья ипостась понятия цивилизация — это множество локальных цивилизаций, представляющих собой большие общности людей, этносов и народов, объединяемых единством социокультурных ценностей, исторических судеб, экономических и геополитических интересов, выражающих многообразие и изменчивость структуры глобальной и мировой цивилизации. Периодически происходит смена поколений локальных цивилизаций меняются их состав, формы и связи. Тогда между цивилизациями начинаются столкновения, которые нарушают процесс их диалога и взаимообогащения. Локальные цивилизации воплощают богатство и разнообразие человечества как единой системы, гарантируют ее устойчивость и обеспечивают целесообразную изменчивость при смене эпох, передачу культурного наследия и обогащение социального генотипа человечества. Время от времени одни локальные цивилизации сходят с исторической сцены, другие на ней появляются, третьи разделяются, четвертые объединяются. Каждая из них имеет свой жизненный цикл, свою судьбу, но вместе они образуют богатую палитру многокрасочного мира глобальной цивилизации. Триединство цивилизационного измерения возникло не сразу и не одновременно. Если становление глобальной и первой из череды мировых (а именно неолитической) цивилизаций началось около десяти тысячелетий назад, то локальные цивилизации имеют вдвое более короткую историю. Самые древние из них возникли в долинах великих рек всего лишь около 5 тыс. лет назад. Это произошло одновременно с окончанием возведения многоэтажной пирамиды цивилизации с появлением государств, классов, эксплуатации, товарно-денежных отношений. Следовательно, на современном уровне познания правомерного- ворить о трехмерном измерении цивилизационно-исторического времени-пространства, о единстве и многообразии глобальной, мировых и локальных цивилизаций. Однако наши нынешние знания есть результат длительного и противоречивого развития всех общественных наук, противоборства научных школ, стремившихся как можно более полно изучить человечество, его прошлое, настоящее и будущее. Любопытно отметить, что исследование различных видов цивилизаций шло в обратной последовательности по сравнению с историческим временем их возникновения сперва были признаны и изучены локальные цивилизации, затем мировые и лишь сейчас наука взялась за глобальную. Завершим же этот экскурс кратким изложением нашего понимания основ современной теории цивилизаций. Формирование теории цивилизаций Первые этапы длительного и сложного пути познания цивилизаций, пожалуй, лучше всего отражены в работе И. Н. Ионова и В. И. Хачатуряна [71]. Воспользуемся этим изданием, чтобы, дополняя его, вкратце изложить основные этапы формирования и развития теории цивилизаций (включая XX в, особенно обильный на цивилизационные теории. Выделим при этом главные стадии в. дон. э. — XV в. н. э. — за это время были заложены основы истории как науки, сформировались взгляды на историю всего мира и отдельных стран; ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций XVI—XIX вв. — возникло само понятие цивилизация. Великие географические открытия и достижения в области археологии чрезвычайно обогатили познания людей о всемирной истории, истории отдельных народов и цивилизаций в. — произошел прорыв в изучении цивилизаций. На Западе ив России сформировались современные научные цивилизационные школы во всем мире развернулось движение в пользу диалога культурна первый план вышла проблема взаимодействия локальных цивилизаций. В это же время завершается процесс формирования глобальной цивилизации. Цивилизационный подход стал одним из важнейших элементов постиндустриальной парадигмы обществоведения, которая в XXI в. будет преобладающей [245. — С. 200—210; 239. — С. Начало истории как науки было положено в античной Греции в V в. дон. эВ произведениях Геродота (481–425 гг. дон. э, Фукиди- да (460—395 гг. дон. э, Полибия (205—125 гг. дон. э, Тита Ливия (59 г. до н. э. — 17 г. н. э) и других авторов история не сводилась к описанию событий в своей и соседних странах. Появились многотомные своды мировой истории (Всеобщая история Полибия в 40 томах. В трудах Платона, Аристотеля излагались представления о единстве человеческой истории, цикличности исторического процесса, смене форм государственного устройства. Лукреций Кар (99—55 гг. дон. э) в своей поэме О природе вещей нарисовал картину перехода человечества от эпохи варварства, когда люди жили собирательством и не имели постоянных семейных отношений, к более развитому общественному строю. Основой благополучия последнего является умение людей возделывать землю, обрабатывать металлы, строить суда и плавать по морям. Китайский историк Сыма Цянь (115—86 гг. дон. э) в своих Исторических записках [189] также выдвигал идею цикличности исторического процесса. Для средневекового общества был характерен религиозный взгляд на исторический процесс, понимание его как утверждения Царствия Божия на земле. Блаженный Августин (354—430) создал концепцию истории, строго ориентированную на потусторонние ценности и оказавшую серьезное влияние на все последующее развитие исторического знания. Библия стала главными непререкаемым источником исторических сведений. Увы, это был шаг назад по сравнению с историческими взглядами греко-римского мира. Традиции последнего сохранялись в трудах арабских ученых. Уче- ный-энциклопедист Аль-Бируни (973—1048) опубликовал хронологию древних народов, трактат по истории Индии, выдвинул идею больших исторических циклов. Арабский ученый Ибн Хальдун из Туниса (1332—1406) в сочинении Книга назидательных примеров развил идеи философии истории, говорило существовании исторических циклов. Согласно его учению, общество в своем развитии проходит три стадии дикости, сельской и городской жизни. В представлениях Ибн Хальдуна об историческом времени тесно переплетены цикличная и линейная концепция. С одной стороны, политическая жизнь общества развивается у него циклически. Каждая правящая династия, по его представлению, проходит в течение четырех поколений через все стадии развития культуры от дикости до цивилизации и распада основ власти. Но вместе стем наследие цивилизации не исчезает Цивилизация государства предшествующего передается государству последующему [71. — С. Сам термин цивилизация, как принято считать, появился в середине в. во Франции, где к тому времени созрели духовные предпосылки великой буржуазной революции. Впервые он встречается в трактате маркиза Мирабо-старшего (1715—1789) Друг человека или Трактат о населении. Цивилизация изучалась во взаимосвязи с распространением христианства, а ее проявлениями назывались смягчение нравов, просвещение, справедливость, равновесие экономических и политических интересов. Ее воплощение — развитое сельское хозяйство, свободная торговля, распространение просвещения внутри страны и за ее рубежами там же. — С. 59, 60]. Это лозунги, под которыми шло к власти третье сословие». В те же годы была опубликована книга Вольтера Опыт о нравах и духе народов. В ней история цивилизации понималась как история человеческого разума Речь идет о том, по каким путями ступеням происходило движение от варварской грубости тех времен к цивилизованности нашего времени там же. — С. 61]. Воль- тер был противником эсхатологических взглядов, мыслей о непрерывности, линейном развитии истории, он придерживался идеи цикличности исторического процесса В отличие от своего предшественника Дж. Вико, Вольтер видел в циклах истории не столько форму деградации цивилизаций или культур, сколько процесс беспрерывного обновления культуры. Для него упадок не завершает развития цивилизации, а как бы открывает его. Недаром Вольтер писал об угасании, возрождении и прогрессе человеческого духа там же. — С. Здесь мы впервые встречаемся стой точкой зрения, что кризисы полезны для исторического процесса и динамики цивилизаций. И. Н. Ионов и В. М. Хачатурян делают вывод, что Вольтер сумел стать предтечей практически всех позднейших теорий цивилизации как во Франции, таки в других европейских странах там же. — С. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций Во второй половине XVIII в. ив течение всего XIX в. теорию цивилизаций активно разрабатывали многие западноевропейские историки, философы, социологи. Сложились три мощные научные школы французская, английская и немецкая. В эпоху буржуазно-демократи- ческих революций, наполеоновских войн ив период образования национальных государств чрезвычайно обострился интерес ученых и всех образованных людей к закономерностям общественно-истори- ческого процесса, тем более, что в эти десятилетия происходило становление и распространение индустриальной мировой цивилизации, достигшей пика своего развития к середине XIX в, завершался процесс формирования четвертого поколения локальных цивилизаций. Все указанные процессы требовали научного объяснения. Французская цивилизационная школа отличалась наибольшей численностью и пестротой взглядов своих приверженцев. А. Тюрго (1727—1781) отмечал, что в возникновении и падении империй, форм правления существует определенная периодичность, что поступательное движение науки и искусства то ускоряется, то задерживается. В своих сочинениях он исходил из общей тенденции прогрессивного движения общества. Прогресс, хотя и неминуемый, — считал он, перемешивается с частыми упадками благодаря событиями революциям, прерывающим его, поэтому он был весьма различен у разных народов там же. — С. 76]. Закономерности истории, по мнению Тюр- го, формируются целиком в мире людей, а источник развития человечества противоречия. Это оптимистический взгляд и на ход истории, и на роль в ней кризисов и революций. Противоположной точки зрения придерживался Ж.-Ж. Руссо (1712—1778), который считал цивилизацию противоречащей естественному ходу вещей. Он полагал, что история Египта, Китая и других стран доказывает последствиями расцвета философии, литературы, искусств становятся испорченность нравов и военные поражения. «Цивилизации и порок для Руссо — синонимы. Столь же неразрывно с человеческими пороками связано происхождение науки искусств, появление ученых. Между тем природа хочет уберечь человека от знания, как мать, которая вырывает опасный предмет из рук дитяти”. Философ выступил в авангарде борьбы цивилизационной периферии против центра цивилизации там же. — С. 80, Однако большинство французских, как и других западных ученых придерживались позитивного взгляда на развитие цивилизации и ее будущее. Так, Д. Дидро (1713—1784) был убежден, что народы постоянно колеблются от состояния варварства к состоянию цивилизованности там же. — СВ переписке с Екатериной II он обсуждал возможности и пути приобщения России к европейской цивилизации, даже опубликовал в 1780 г. работу О цивилизации России, однако вскоре разочаровался в этой идее Растленная деспотизмом, русская нация находится в состоянии варварства и сопротивляется цивилизационным планам деспота там же. — С. Идея закономерной смены цивилизаций в истории человечества впервые была представлена в книге М.-Ж. Кондорсе Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума, написанной им в 1794 г. в тюрьме в ожидании смертной казни. Он выделил десять периодов в истории человечества, каждый из которых отличался особым состоянием цивилизации образование первобытными охотниками и рыболовами племен первых политических институтов; ° разделение города и деревни, накопление богатств, зарождение государств. Социальное неравенство и произвол государственной власти порождают потребность в великих революциях, без которых прогресс цивилизации останавливается на низком уровне; ° доминирование греческой культуры, поднявшей на новый уровень философию и науки; ° раскол естественных науки философии, распространение в Римской империи христианства приводят к упадку цивилизации; ° возрождение наук арабами; ° Ренессанс в Италии, активизация духовной жизни, изобретение книгопечатания; ° Великие географические открытия, мощное развитие экономики, Реформация и религиозные войны; ° создание Французской республики как следствие всего предшествующего естественного прогресса цивилизации революция во Франции, которая раскрывает сущность цивилизации; ° будущий (десятый) период, когда будет уничтожено неравенство между народами, когда самые отсталые из них приблизятся к уровню цивилизаций самых просвещенных, когда имущественное неравенство будет допускаться лишь в тех пределах, в каких оно благоприятствует прогрессу цивилизации, когда интеллектуальные, моральные и физические способности человека будут развиваться быстро и гармонично там же. — СУ Кондорсе мы находим, пусть в зачаточной форме, идею о периодической смене мировых цивилизаций и революциях, сопутствующих этой смене. Любопытно отметить, что мадам де Сталь уже в 1780 г. определила цивилизацию как смысл истории. В своих ЧАСТЬ ПЕРВАЯ |