Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория цивилизаций

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница5 из 66
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66
    Теория цивилизаций
    Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций
    фактами и рассуждениями. Поскольку она вышла в конце Первой мировой, вызвавшей разочарование западной цивилизацией, то имела шумный успех.
    Гораздо более основателен вклад в исследование теории локальных цивилизаций английского историка А. Тойнби
    (1889—1975), который опубликовал томное исследование по этой проблеме, обобщенное в сводном томе Постижение истории [191]. К чему сводятся основные положения теории цивилизаций А. Тойнби? Исследуя структуру человечества последнего тысячелетия, Тойн- би обнаружил пять живых цивилизаций) западное общество, объединяемое западным христианством) православно-христианское, или византийское, общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России
    3) исламское общество — от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены) индуистское общество в тропической субконтинентальной
    Индии;
    5) дальневосточное общество в субтропическом и умеренном районе Юго-Восточной Азии.
    Исследования предыстории этих обществ навели Тойнби на мысль, что они составляют уже третье поколение цивилизаций. Всего жена культурную карту Старого и Нового Света им было нанесено
    37 цивилизаций, из них 21 была тщательно исследована и описана. В отличие от цивилизаций первого и второго поколений — примитивных обществ, обладавших сравнительно короткой жизнью, территориально ограниченных и малочисленных, — жизнь цивилизаций го поколения более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило,
    велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ там же. — С. Цивилизации постоянно развиваются, они представляют собой не статические формации, а динамические образования эволюционного типа там же. — С. 87]. Каждая из них проходит в своем развитии несколько фаз — возникновения (генезиса, роста, надлома и распада.
    Причины генезиса цивилизаций следует искать не в расовых чувствах или окружающей среде, а в ответе на вызов, в реакции на кризис, в котором оказывается общество.
    Следствием территориальной экспансии становится военизация общественной жизни, милитаризм, который является на протяжении четырех или пяти тысячелетий наиболее общей и распространенной причиной надломов цивилизаций. Милитаризм надламывает цивилизацию, втягивая локальные государства в междоусобные братоубийственные войны. В этом самоубийственном процессе вся социальная ткань становится горючим для всепожирающего пламени Молоха»
    [там же. — С. 222]. Социальный распад оказывается весьма благоприятным условием для географической экспансии. Общество, переживающее упадок, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя все свои жизненные силы на материальные проекты гигантского размаха, что есть нечто иное, как стремление обмануть агонизирующее сознание, обреченное своей собственной некомпетентностью и судьбой на гибель там же. — С. 224].
    Тойнби подробно раскрывает механизм распада цивилизаций, давая возможность полнее понять содержание переходного периода. Он отмечает, что по мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста. Проявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведет к надлому, который, усиливаясь,
    переходит в распад там же. — С. 335]. Нарастают социальные противоречия. Начинается раскол общества — вертикальный, когда общество распадается наряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной междоусобной войны там же. — Си горизонтальный, когда оно разделяется натри типа групп доминирующее меньшинство, не желающее расстаться со своим господствующим положением и создающее для его поддержания универсальное государство внутренний пролетариат, рождающий вселенскую церковь внешний пролетариат, который организуется в мобильные военные отряды, наносящие удары по гибнущей цивилизации. В борьбе между этими тремя силами происходит распад цивилизации. В истории падения любой цивилизации можно уловить ритм распада. За спадом, который начинается в момент надлома, следует оживление,
    что совпадает с моментом основания универсального государства. Однако и этот процесс завершается в свою очередь надломом, знаменующим начало нового спада, за которым уже не наступит оживления, но последует окончательный распад там же. — СВ распаде цивилизаций заметную роль могут сыграть сторонние влияния — то, что
    Тойнби называет внешним пролетариатом, который нередко взрывает границы стагнирующего общества.
    Концепция Тойнби ценна не только значительным объемом использованного материала по истории цивилизаций, но и тем, что она дает развернутую картину жизненных циклов локальных цивилизаций, механизмов смены их поколений. Последнее в значительной мере является следствием смены мировых цивилизаций, но этому вопросу английский ученый не уделил должного внимания. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций
    Отмечая значение вклада Тойнби в теорию и историю цивилизаций,
    в предисловии к его книге В. И. Уколова делает обоснованный вывод:
    «Никто до Тойнби, пожалуй, не придавал такого значения категории
    ”цивилизация” — категории, которая в последние годы приобретает все большее гносеологическое значение и уверенно включается не только в исследовательский инструментарий философов, социологов и историков, но ив духовный арсенал человечества. Сегодня стало совершенно очевидным, что философия Тойнби не является ни пророческой, ни безупречной, но без нее невозможно представить ментальность XX века Тойнби постарался доказать доступными ему средствами, что история открыта для постижения и что человечество способно дать достойный ответ на вселенский Вызов там же. — С. Оптимизмом пронизана и другая книга Тойнби — Цивилизация перед судом истории [192]. Отвечая на вопрос, способна ли история дать нам какую-нибудь информацию относительно наших собственных перспектив, Тойнби пишет Урок истории больше похож не на гороскоп астролога, а на навигационную карту, которая дает мореходу, умеющему ею пользоваться, средство, употребив свое умение и мужество, проложить курс между указанными на карте скалами и рифами там же. — С. Этому способствует изучение истории цивилизаций Если мы нарисуем схему основных фаз истории цивилизаций — рождение, рост,
    надлом и падение, — мы сможем сравнить их опыт от фазы к фазе, сопоставить общие моменты в их истории как некие специфические черты, отделив их от единичных моментов, представляющих черты индивидуальные. Таким способом мы можем разработать морфологию видов общества, называемых цивилизацией там же. — С. Изучив историю взаимодействий цивилизаций, периодов столкновений между ними, причины решающего воздействия в XX в. западной цивилизации на все другие общества, Тойнби предсказывал в будущем контрнаступление Востока Не исключено, что русский залп в виде коммунизма покажется нам чем-то несущественным, когда гораздо более мощные цивилизации Индии и Китая в свою очередь ответят на наш западный вызов там же. — С. 132]. Задолго до С. Хантингтона Тойнби заговорило проблеме конфликта цивилизаций Возможно, когда-то столкновение Запада с остальным миром будет признано наиболее значительным событием современной истории… Сравнительное исследование хода и последствий этих столкновений между цивилизациями, современными друг другу, дает ключ к пониманию истории человечества»
    [там же. — С. 155]. Он обратил внимание на сложность и противоречивость взаимопроникновения технологий и культур разных цивилизаций Все отдельные элементы культурного пространства имеют глубинную внутреннюю связь между собой, так что, отбрасывая старую и привычную технологию и овладевая новой и чужой, нельзя удержать изменения начисто технологическом уровне, они постепенно будут проникать все глубже, подтачивая исконную культурную традицию и завоевывая все новые и новые пространства для пришлой культуры, которая продвигается шаг за шагом, проникнув клином техники там же. — С. 127—128]. Нынешнее массовое распространение информационных технологий вместе с ценностями западной цивилизации и культуры подтверждает истинность этого предостережения английского историка.
    Параллельно с Тойнби исследованием теории цивилизаций занялся крупнейший макросоциолог XX в. П. Сорокин Предпринятое им в 1937—1941 гг. издание фундаментального четырехтомного труда Социальная и культурная динамика [183] переведенного В. В. Саповым и опубликованного в России в 2000 г) это, по сути дела, капитальный труд по истории и теории цивилизаций (преимущественно древних средиземноморских и европейской. В нем впервые широко использованы количественные методы измерения различных сторон социокультурной динамики цивилизаций за два с половиной тысячелетия их существования.
    В своей работе Сорокин сделал крупнейшее открытие в сфере мак- росоциологии, философии истории, теории и истории цивилизаций.
    Он обосновал периодическую смену социокультурных строев (систем культуры) — идеационального (сверхчувственного, чувственного,
    идеалистического (позднее названного интегральными смешанного.
    По сути дела, речь идет о закономерной смене эпох в динамике глобальной цивилизации. Основной темой своего исследования Соро- кин называет социокультурные флуктуации, то есть процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни ив человеческой истории там же. — С. 80]. Он исследует цикличную траекторию социокультурной динамики во времени и пространстве В относительно циклическом кризисе траектория следующего цикла не совпадает полностью с траекторией предыдущих циклов. От цикла к циклу наблюдаются некоторые отклонения там же. — С. 91]. Это вариантный, или творческий, повторяющийся образ исторической динамики Исторические и социальные процессы постоянно претерпевают вечно новые вариации старых тем. В этом смысле они полны неожиданностей и редко предсказуемы во всей своей совокупности. В этом смысле и история в целом никогда не повторяется там же. — С. Питирим Сорокин на богатом историческом материале исследовал флуктуации идеациональной, чувственной и идеалистической форм ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций
    в циклической динамике различных сфер общественной жизни (разных сторон цивилизации):
    °
    в области искусства (живописи и скульптуры, архитектуры,
    музыки, литературы, театра) — на примере греко-римской и западноевропейской цивилизаций, показав особенности флуктуации главных стилей искусства там же. — Св области систем познания, различных направлений поиска истины, научных открытий и технических изобретений, основных категорий мышления, общих и частных научных теорий, в том числе теорий цикличного, волнообразного хода исторического процесса там же. — С. 440–441], флуктуации теорий в социальных и гуманитарных науках, в том числе в изучении культуры и цивилизации там же. — С. 467–471]. Любопытно замечание Сорокина о циклах смены теорий:
    «Когда мы, в своем рвении, чрезмерно абсолютизируем некую данную теорию, наступает реакция, приводящая ее к упадку. Но и новая теория заходит слишком далеко, отрицая не только ценность предшествовавшей ей теории, но и зачастую то зерно истины, которое в ней содержится. Вот почему иона в свою очередь обречена на то, что период ее господства закончится и на смену ей придет новая теория, которая очень часто оказывается модификацией той, которая уже раньше была развенчана. Итак продолжается бесконечно там же. — С. 472].
    Сорокин исследовали колебания различных форм этики и права,
    систем социальных отношений (семейных, договорных, принудительных, циклов усиления и ослабления правительственного контроля от абсолютного тоталитаризма до абсолютного laisser-faire, идеальной анархии там же. — С. 577—585]. Когда кризисная ситуация ухудшается, то правительственное вмешательство, принуждение и регламентация усиливаются, когда кризис проходит — уменьшаются там же. С. 598]. Изучение динамики экономических условий показало наличие в ней краткосрочных и долговременных флуктуаций, периодов подъемов и спадов, причем типы экономических отношений модифицируются при смене социокультурного строя Экономические формы и способы деятельности в рамках идеациональной, идеологической и чувственной культур принципиально различны там же. — С. Питирим Сорокин показывает наличие цикличных колебаний вис- тории войн (на примере военных конфликтов в Древней Греции и Риме, Китае и европейских странах, внутренних беспорядков, прибегая и к количественным измерениям — процент военных лет, относительная величина вооруженных сил (в процентах к числу граждан) и потерь. Исследование не показало здесь четкого ритма. Это заставило
    Сорокина думать о том, что характер войну идеационального и чувственного типов культуры различен. Он обнаружил также, что при смене этих типов военная активность усиливается там же. — С. 657–658]. Такая же тенденция наблюдается ив динамике социальных потрясений.
    Исследование всех сторон процесса развития цивилизаций привело Питирима Сорокина к выводу о глубочайшем кризисе нашего времени, а значит, скорой смене социокультурного строя Не только экономическая и политическая системы — кризисом охвачены все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества. Больны его плоть и духи едва ли найдется на его теле хоть одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань там же. — СИ хотя Питирим Сорокин подчеркивал, что его концепция имеет мало общего с теориями жизненного цикла, согласно которым культура и общество проходят стадии детства, зрелости, старости и увядания, — наделе в его работе убедительно показано, что жизненный цикл преобладающих на Западе чувственной культуры и типа общества завершается. На смену им идет идеалистический (интегральный) социокультурный строй. Сорокин подчеркивает прогностическую ценность своей концепции Если я знаю, что возможны только три основные формы культурных суперсистем: идеациональная, идеалистическая и чувственная, то у меня есть все основания предполагать,
    что, во-первых, эти формы будут повторяться в истории культуры
    (или культур, во-вторых, ритм их последовательности будет, вероятно,
    тройным, хотя порядок фаз может быть разным там же. — С. Таким образом, главный труд Питирима Сорокина представляет целостную, во всем многообразии составляющих ее элементов, картину цикличных колебаний (флуктуаций) в динамике социокультурного строя (понимаемого в широком смысле слова и совпадающего сна- шим понятием глобальная цивилизация) по крупным историческим эпохам. Хотя не все положения этого учения бесспорны (например, положение о бесцельных флуктуациях, вклад Сорокина в теорию динамики цивилизаций невозможно переоценить.
    В 1966 г. в книге Современные социологические теории Питирим Сорокин специально обратился к анализу, сопоставлению и оценке теорий цивилизаций. Толчком к этому, вероятно, послужило создание на международной конференции в Зальцбурге под председательством П. Сорокина и А. Тойнби Международного общества по сравнительному изучению цивилизаций (это общество и поныне ежегодно собирается на конференции, издает журнал в 2003 г. такая конференция состоялась в Санкт-Петербурге).
    Питирим Сорокин подверг критическому анализу макросоциоло- гические теории, рассматривающие функционирование крупных
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций
    культурных и социальных систем, давим общую высокую оценку:
    «Каковы бы ни были их недостатки, эти теории составляют, может быть, величайшее достижение современной социологии и смежных наук [185. — С. 38—39]. Речь идет о теориях локальных цивилизаций
    Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, А. Кребера, Ф. Конечны и других ученых. Сорокин отметили общие принципы цивилизационных теорий там же. — С. существуют крупные культурные суперсистемы (цивилизации, которые функционируют как реальное единство и не совпадают с государством, нацией или любой другой социальной группой;
    °
    знание принципов устроения суперсистемы, всех основных культурных суперсистем дает макрокатегории для анализа всего культурного космоса;
    °
    суперсистемы определяют большую часть изменений, происходящих на поверхности социокультурного океана, в том числе исторические события и жизнедеятельность входящих в них малых социокультурных единиц — их идеологию, поведение, материальную культуру, их жизненный путь и судьбу;
    °
    общее число суперсистем в истории человечества невелико у Тойнби не превышает тридцати, число же малых культурных систем практически безгранично;
    °
    каждая суперсистема зиждется наконечной ценности, которую цивилизация порождает, развивает и реализует на протяжении своего жизненного пути, и становится причинно-смысловым единством;
    °
    каждая суперсистема сохраняет свою самобытность, самотож- дественность вопреки изменениям в составляющих ее компонентах, а внешние воздействия ускоряют либо замедляют, затрудняют или облегчают развертывание ее внутреннего потенциала;
    °
    в каждый данный момент жизненный путь суперсистемы и человечества в целом претерпевает изменения и вместе стем обеспечивает сохранение преемственности, подвергаясь сходным повторам,
    ритмам, тенденциям;
    °
    в жизненном цикле всех цивилизаций существуют сходные фазы;
    в процессе развития цивилизации следуют собственным курсом, проходя по этапам зарождения, роста, расцвета, увядания, упадка и возрождения;
    °
    наше время отмечено глубочайшим кризисом — символом конца эпохи преобладания чувственной, теоретической, секулярной, проме- теевской, научно-технологической культуры и перехода к интегральному типу цивилизации.
    В тоже время Питирим Сорокин выделил нюансы своего подхода к изучению локальных цивилизаций. Он понимал их не столько как культурные, сколько как социальные системы, сложившиеся на основе центрального ядра, состоящего из культурных смыслов, ценностей,
    норм или интересов. Цивилизации относятся к разным типам социальных систем. Основная организованная общность с присущей ей центральной культурной системой составляет ядро этих цивилизаций и служит основой их бытия. Однако помимо этой основной общности в каждой цивилизации имеется одна или несколько инородных групп с собственной культурой, отличной от культуры основной общности»
    [там же. — С. 50]. Короче говоря, цивилизации отличаются неоднородностью. Каждая из них взаимодействует с несколькими внешними группами и их культурами, которые проникают в нее и существуют там в качестве скоплений. Неверно называть цивилизациями совершенно несходные социальные системы с различающимися совокупными культурами. Питирим Сорокин выступал против утверждений об органическом и стандартном пути развития цивилизаций. Их жизненный путь крайне многовариантен — и по причинам возникновения, ив этапах развития, и по продолжительности существования. Некоторые проходят только один цикл возникновения — существования — гибели, в то время как другие проходят через несколько волн роста и упадка,
    расцвета и увядания, а некоторые временно распадаются, чтобы возродиться впоследствии там же. — С. 53]. Фактически в каждой цивилизации есть творческие достижения в различных сферах культуры в разные периоды их существования.
    Следовательно, Питирим Сорокин значительно обогатил теорию локальных цивилизаций, раскрыв сложность и неоднородность их структуры, многообразие типов их возникновения и жизненных путей, неоднозначность судеб.
    Завершающие штрихи в теории цивилизаций Питирима Сорокина содержатся в его монографии 1964 г. Главные тенденции нашего времени, изданной в России в 1997 г.
    Основным содержанием книги является выявление тенденций идол- госрочный прогноз динамики цивилизаций, который начал осуществляться с конца XX в. и займет почти все пространство XXI в.
    Еще раз подчеркнув различия между чувственным, идеациональ- ным и интегральным социокультурным строем, Питирим Сорокин показал, что первый из них, возникший в западной культуре в конце
    XII в. и доминировавший св. (вытеснив предшествующий религиозный, идеациональный строй, который преобладал с VII до XIII в. — С. 19], находится в стадии разложения и подлежит замене очередным, интегральным строем, который обещает обеспечить добро-
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66


    написать администратору сайта