Главная страница
Навигация по странице:

  • Кофи Аннан сформировал группу в составе 18 ученых и политических деятелей из 17 стран (от России в нее вошел профессор С. П. Капица

  • Теория цивилизаций

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница7 из 66
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   66
    Теория цивилизаций
    Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций
    зацию как уникальную, а не универсальную, способности объединиться для сохранения цивилизации против вызовов обществ Востока и Юга. Избежать глобальной войны цивилизаций можно лишь тогда,
    когда мировые лидеры примут полицивилизационный характер глобальной политики и станут сотрудничать для его поддержания там же. — С. необходимы различные культурные, образовательные и социальные программы, имеющие цель развивать диалог между цивилизациями, в том числе путем организации конференций и учебных материалов на эту тему. Тем самым признаются два понятия — единой человеческой цивилизации и разнообразия локальных цивилизаций.
    Новые импульсы для развития теории цивилизаций на рубеже в. были получены после решения Генеральной Ассамблеи ООН
    провозгласить 2001 г. Годом диалога между цивилизациями. Для теоретического обоснования диалога цивилизаций Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сформировал группу в составе
    18 ученых и политических деятелей из 17 стран (от России в нее вошел профессор С. П. Капица
    ). Они подготовили доклад «Crossing the
    Divade. Dialoge among Civilizations» (в русском переводе — Преодолевая барьеры. Диалог между цивилизациями [165]), который был представлен на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2001 г. В предисловии к докладу Кофи Аннан отметил, что потребность в диалоге между цивилизациями столь же стара, как и сама цивилизация. Но сегодня эта потребность ощущается острее, чем когда-либо. Сегодня глобализация, миграция, интеграция, возможность общения и путешествия привели к тому, что представители различных рас, культур, этнических групп могут теснее контактировать друг с другом. Более чем когда- либо люди стали понимать, что они формируются под влиянием многих культур и что умение одновременно воспринимать и свое, и чуждое становится мощным источником знания и понимания там же. — С. Авторы доклада отмечают события конца ХХ в. показали несостоятельность концепции конца истории и столкновения цивилизаций там же. — С. 25]. Они подчеркивают, что диалог — это надежный инструмент для построения новой парадигмы международных отношений в рамках глобальной цивилизации Мы признаем существование глобального общего знаменателя, который кто-то, вероятно, назовет глобальной цивилизацией, имея ввиду общие для нас этические стандарты и ценности как основу глобальной этики там же. — С. 37]. Страх столкновения цивилизаций делает диалог между ними неизбежным В XXI веке самыми серьезными угрозами международной безопасности будут культурные, а не экономические или политические проблемы… Опасения, связанные с неизбежным конфликтом цивилизаций, делают диалог между цивилизациями непросто желательным, но необходимым там же. — С. Предпосылкой его является признание равенства и различия цивилизаций Диалог между цивилизациями признает множество человеческих цивилизаций, признает равенство и различие культур.
    Без равенства не существовало бы общей почвы для контактов, без различий не было бы нужды в контактах там же. — С. 61]. Для диалога требуется мудрость — целостное понимание, глубокое самосознание, видение долгосрочной перспективы, здравый смысли здравое суждение, требуется постоянное образование там же. — С. Обществу необходимы новая парадигма международных отношений в условиях глобализации, включающая равноправие, децентрализацию власти, переосмысление понятия враг, заинтересованность, личную ответственность, создание союзов для решения общих проблем там же. — С. Авторы доклада уделяют большое внимание повышению роли
    ООН как важнейшего инструмента плодотворного диалога цивилизаций. Есть и конкретные предложения дать ученым шанс занять первые ряды кресел в работе этой всемирной организации и внести свой вклад в политические дебаты, создать консультативный совет безопасности ученых при Генеральном секретаре ООН там же. — С. Вопросы теории, истории, диалога цивилизаций изучаются вовсе большем числе научных трудов во всем мире. Эта проблема прочно и надолго заняла одно из центральных мест в формирующейся постиндустриальной парадигме обществоведения. Современные российские цивилизационные школы

    В СССР, в условиях господства марксистского мировоззрения и формационного подхода к истории, вопросы цивилизаций были отодвинуты на второй, если не на третий план. В основном они рассматривались в историческом аспекте (история древних цивилизаций, переход от варварства к цивилизации. Однако в х годах ситуация кардинально изменилась произошел настоящий взрыв научного творчества в этой области. В наши дни издаются десятки монографий и учебников по теории, истории, взаимодействию и будущему циви-
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций
    лизаций, месту России в глобальном цивилизационном поле. Не пытаясь дать общий обзор всем подчас противоречащим друг другу взглядами школам, остановимся только на некоторых основных течениях современной российской цивилизационной мысли.
    Среди работ, относящихся к теории цивилизаций, отметим прежде всего монографию Е. Б. Черняка
    «Цивилиография. Наука о цивилизации. В своей работе ученый попытался дать общее определение цивилизации В широком понимании цивилизация — это целостная, саморазвивающаяся система сущностных отношений между людьми — микрогруппами, крупными коллективами, взятая со средой обитания и создаваемыми материальными и духовными благами и особенной системой ценностей, именуемой культурой там же. С. 11]. Определение не самое удачное, тем более что речь идет не о микрогруппах, а систему ценностей не стоит отождествлять с культурой. Автор считает, что наука о цивилизации (цивилиография) находится еще в стадии становления, и пытается восполнить пробелы теоретической части этой науки там же. — С. 15]. Более удачным представляется другое определение в той же книге Цивилизация это самодвижущаяся, целостная система, охватывающая одну или несколько социоэтнических общностей либо все человечество в целом»
    [там же. — С. Ценным в монографии Черняка является четкое разграничение понятий локальная и мировая цивилизация (в нашем понимании глобальная цивилизация Всемирная цивилизация существовала уже в неолитическую эпоху. О мировой цивилизации можно говорить как о совокупности локальных цивилизаций, поддерживающих друг с другом постоянные связи и придерживающихся некоторых общих ценностей там же. — С. 181—182]. Автор исследует особенности всемирной и локальных цивилизаций Локальная цивилизация создается на основе одного господствующего или, в крайнем случае, немногих этносов, мировая цивилизация — множества таких этносов. Если локальная цивилизация включает, как правило,
    регионы со сравнительно одинаковым уровнем хозяйственного развития в экономических отношениях, то мировая цивилизация — регионы, находящиеся на всех ступенях социально-экономической эволюции. Локальная цивилизация обычно имеет приверженцев одной религии, мировая — всех религий Земного шара… Локальная цивилизация состоит из людей, связанных общей исторической судьбой, общим культурным наследием, мировая цивилизация — это все население Земли сего огромным разнообразием исторических судеб и культуры там же. — С. 184].
    Черняк исследует влияние социальных перемен на развитие цивилизаций и вводит понятие цивилизационной революции. В цивилизационном ряду отчетливо выделяются периоды наиболее быстрых и масштабных сдвигов. Эти периоды вполне заслуживают название цивилизационных революций там же. — С. 339]. Причиной революций является неравномерность развития цивилизаций «…одной из причин цивилизационной революции — региональной и континентальной может быть влияние закона исторической корреляции, выражающееся в подтягивании цивилизационной структуры данного общества к другим — региональным, континентальными мировой цивилизации там же. — С. 742]. Цивилизационные революции могут быть внутри- или межцивилизационными.
    Весомый вклад в теорию локальных цивилизаций и их сравнительное изучение внес Б. С. Ерасов (1932—2001). Принимая активное участие в деятельности Международного общества по сравнительному изучению цивилизаций, он взял на себя труд по составлению обширной хрестоматии Сравнительное изучение цивилизаций. В ней нашли отражение взгляды ученых на содержание понятия
    «цивилизация», развитие цивилизационных школ и теорию цивилизаций, структуру общества, взаимоотношение культур и религий, государства и войн, динамику цивилизаций. Здесь же даны характеристики основных локальных цивилизаций — европейской, исламской,
    индийской, дальневосточной, буддийской, латиноамериканской (к сожалению, почти ничего не сказано о сущности и особенности евразийской, российской, цивилизации. В книге рассматриваются важнейшие проблемы взаимодействия цивилизаций, изучается возможность их столкновения, их место в мировой системе. Тем самым хрестоматия обобщает и включает в научный оборот для русскоязычных читателей сумму основных понятий о теории локальных цивилизаций, их структуре и взаимоотношениях. В посмертно изданном фундаментальном труде Б. С. Ерасова
    «Цивилизации. Универсалии и самобытность [63] содержится глубокое обоснование современной теории локальных цивилизаций. Автор исходил из цивилизационной парадигмы, которая подразумевает преодоление линейной истории и рассмотрение картины сосуществования различных обществ, имеющие в своей основе универсальные принципы устроения, но претворенные в определенной модели, присущей только данной социокультурной системе там же. — С. 10]. Он поставил перед собой несколько крупных задач — раскрыть содержание и эволюцию подходов к изучению цивилизаций системно изложить общие принципы цивилизационного устроения общества вы-
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций
    явить динамику цивилизаций, их специфику и факторы, определяющие перспективы их взаимодействия или противостояния там же. С. 111]. Эти цели были успешно достигнуты.
    Рассмотрим, как отражена в монографии интересующая нас проблема динамики цивилизаций. Ерасов подчеркивает, что историческому процессу присущи цикличность и наследственность Категория цивилизации отразила существенную дилемму в понимании исторического процесса, в котором что-то подвержено изменениям, но вместе стем что-то сохраняется и составляет основу устойчивости и преемственности. Далеко вглубь веков уходит идея жизненных циклов развития общества, его зарождения, расцвета, разума и упадка общественной жизни там же. — С. Б. С. Ерасов формулирует три предпосылки научного подхода к проблемам цивилизационной динамики Первая заключалась в том, что время в цивилизации имеет циклический характер и обладает способностью двигаться вначале вперед, в сторону развития и совершенствования, а затем назад, в сторону опрощения, архаизации и дезинтеграции. Вторая предпосылка… состоит в том, что важное значение придается духовной и моральной сфере, от которой так или иначе зависит материальная сторона жизнедеятельности… Третья…
    состоит в утверждении плюрализма исторического процесса, наличия параллельных линий культурного бытия, которые в существенных чертах повторяют друг друга, но тем не менее сосуществуют независимо одна от другой там же. — С. Большое внимание в монографии уделено динамике цивилизаций,
    смене фаз их жизненного цикла, причинам трансформации, особенностям развития культур Запада и Востока, проблемам революций с позиции теории цивилизации Революции были вехами единого мирового процесса, подтверждением его инвариантности, а значит, и предсказуемости протекания там же. — СВ книге исследуются также этатистская и цивилизационная ипостаси государства, в том числе роль империй и мировых религий в развитии цивилизаций (гл. 9); принципы и пределы цивилизационной компаративистики, опыт среднеэтического изучения цивилизаций, специфика цивилизации Запада (гл. 10). Подробно изучаются соотношение этнических, национальных и цивилизационных подходов гл. 11); цивилизационные аспекты модернизации и культурной самобытности, синтез наследия и заимствований (гл. 12). Специальная глава посвящена специфике и динамике цивилизационного устройства российского общества, пессиморфизму, а также социокультурной,
    политической и экономической дезинтеграции. В ряде работ одного из крупнейших мыслителей-энциклопедистов
    ХХ в. Н. Н. Моисеева (1917—2000) тщательно исследованы вопросы теории, истории и будущего цивилизаций наиболее концентрированно взгляды ученого на эти проблемы выражены в изданной в 1998 г. монографии Судьба цивилизации. Путь разума Моисеев подчеркивает решающую роль духовного мира в формировании и жизнедеятельности цивилизаций Культура и технологические основы жизни — это еще не цивилизации. Это всего лишь составляющие цивилизации. В качестве фундамента цивилизационной общности я, наверное, выделил бы общность духовных миров. Я думаю, что именно она рождает и общность действия»
    [там же. — C. В отличие от Тойнби, Моисеевне считает конституирующим признаком цивилизации религию вряд ли прав Тойнби, утверждавший, что религии формируют цивилизации. Ведь цивилизации старше любой религии. И мне кажется, что в данном случае все происходит как раз наоборот там же. — С. Истоки рождения цивилизаций ученый видит в неолитической революции Неолитическая революция послужила началом всех существующих ныне цивилизаций там же. — С. Цивилизации прошли долгий и трудный исторический путь. Он не был прямой формой, не был подобен спокойному течению реки, и прерывался порогами, когда эффективность старых механизмов,
    поддерживавших развитие человечества, исчерпывалась. Тогда наступали сумерки. И перед новым рассветом людям приходилось искать новые формы жизни и платить огромную цену зато, чтобы научиться жить в новых условиях там же. — С. До сих пор каждый раз человечеству удавалось находить эффективный выход из цивилизационного кризиса. Но к концу ХХ в. оно оказалось на пороге надвигающегося общепланетарного кризиса. В таких условиях просто необходима своевременная смена цивилизационной парадигмы, иначе вселенской катастрофы не избежать. Биосфера вряд ли исчезнет, нов ней может не остаться места для существования человека
    [там же. — С. 75]. Выход только один — человечество должно войти в эпоху ноосферы, то есть в тот период истории, когда биосфера и общество развиваются как единый организм, эволюция которого следует целенаправленному началу, стремящемуся (ноне гарантирующему)
    обеспеченность гомеостаза… человека и биосферы там же. — С. Иными словами, речь идет о становлении ноосферной цивилизации.
    Исследователь предупреждает об опасностях, которые несут в себе современные тенденции развития информационного общества. Он пред-
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций
    лагает свое понимание его содержания как общества, в котором коллективный интеллект (коллективный разум) играет роль, аналогичную той, которую играет разум человека в его организме, то есть содействует развитию общества и преодолению всевозрастающих трудностей и действует на благо всего человечества…» [там же. — С. Ученый подчеркивает, что в условиях наступающего общепланетарного кризиса должна быть выработана некоторая общепланетарная идеология, цементирующая усилия планетарного сообщества, а также усилия, необходимые для его выживания там же. — С. Причем выработку ноосферной идеологии нужно начинать с системы образования Надо научиться жить в согласии с природой и ее законами. И эти принципы должны войти вплоть и кровь человека… Я отдаю этим проблемам приоритет новая цивилизация должна начаться даже нес новой экономики, ас новых научных знаний и новых образовательных программ там же. — С. Препятствием на этом пути является всевозрастающая угроза конфликта цивилизаций Я вижу неизбежное столкновение цивилизаций не столько народов, сколько именно цивилизаций, несущих разное мировоззрение, разное понимание места человека в обществе и общества в природе, весьма неодинаковую ранжировку человеческих ценностей там же. — С. 105]. Этой опасности нужно противопоставить коллективные усилия человечества по ее преодолению Цивилизационным особенностям предстоит сыграть важнейшую, решающую роль в трансформации общепланетарной ситуации. Только совместные, хорошо скоординированные действия различных цивилизаций, способные выработать необходимые универсалии во взаимоотношениях природы и человека, дают надежду на благополучный исход наступающего экологического кризиса там же. — С. 173]. Подобные универсалии предполагают сохранение цивилизационного многообразия Логика взаимодействия цивилизаций, основанная не на их стандартизации, а на учете их различий, — это очередная страница логики истории. Иона отвечает логике природы там же. — С. Можно сделать общий вывод если В. И. Вернадский сформировал основы учения о ноосфере, то заслуга Н. Н. Моисеева состоит в том,
    что он заложил краеугольный камень теории ноосферной цивилизации

    как будущего глобальной цивилизации — при условии, что она будет развиваться по оптимистическому сценарию.
    Теорию цивилизаций на основе циклично-генетических закономерностей развития общества развивает современная школа русского циклизма
    . Ее лидер Ю. В. Яковец активно разрабатывает проблемы теории цивилизации и цивилизационного подхода к истории и будущему человечества, основных этапов развития мировых и локальных цивилизаций, их взаимодействия, формирования гуманистичес- ки-ноосферной постиндустриальной мировой цивилизации го поколения в XXI веке.
    В марте 1992 г. состоялась международная научная конференция,
    посвященная 100-летию со дня рождения Н. Д. Кондратьева. В рамках ее проведения был сделан доклад Ю. В. Яковца Становление постиндустриальной цивилизации [246]. Автор сформулировал понятие мировой цивилизации как определенной ступени в историческом ритме динамики и генетики общества как целостной системы, в которой взаимно переплетены, дополняя друг друга, материальное и духовное воспроизводство, экономика и политика, социальные отношения и культура там же. — С. 2]. История человечества представлена как ритмичная смена цивилизационных циклов, продолжительность которых неумолимо сокращается. В работе выдвинута оригинальная схема последовательной смены шести мировых цивилизаций начиная с неолитической там же. — Си показано, что с конца ХХ в. начался переход к постиндустриальной цивилизации. В докладе также определены основные ее черты — более высокий уровень знаний и творческого потенциала человека, гуманизация воспроизводства, многоукладная социально-рыночная экономика, демокра- тически-правовое государство, возрождение высокой культуры там же. — С. 8—9]. Перечислены преимущества цивилизационного подхода к истории и будущему по сравнению с марксистским формационным методом. Выявлены причины кризиса началах в России и рассмотрены сценарии выхода из него.
    Все указанные идеи были развиты, аргументированы и детализированы в монографии У истоков новой цивилизации [247], опубликованной в 1993 г. на русском и английском языках.
    В этом исследовании рассмотрены закономерности цикличной динамики и генетики, определяющие биение пульса человеческой истории. Уточнено понятие мировой цивилизации и очерчена ее структура (пирамида цивилизации) там же. — С. 40], описан механизм смены цивилизаций, показаны основные их черты и особенности,
    обоснована тенденция сокращения длительности цивилизационных циклов там же. — С. 55—58]. Указаны характерные черты всеобщего кризиса индустриальной цивилизации, намечены основные контуры идущего ей на смену постиндустриального общества, раскрыты основные противоречия длительного переходного периода. Автор не мог обойти стороной вопрос о месте России, ее прошлого, настоящего и будущего в ритме смены цивилизаций и о специфи-
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   66


    написать администратору сайта