Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций ческих чертах цивилизационных циклов и кризисов на ее территории. В работе показано, что кризис началах годов является кризисом цивилизационным. Рассмотрены сценарии будущего России и сделан такой вывод Нужно овладеть историческим опытом выхода из кризисных ситуаций и четко просчитать возможные пути и последствия выхода России на магистральную дорогу следования человечества к новой цивилизации там же. — С. 131]. К сожалению, этот вывод не был принят во внимание теми, кто встал на путь неоли- беральных рыночных реформ, ведущих к распаду евразийской циви- лизации. Более полное изложение предложенного подхода к теории, истории и будущему мировых цивилизаций содержится в монографии «История цивилизаций, опубликованной двумя изданиями (1995 г. и 1997 г. [242]) ив расширенном виде напечатанной в США в 2000 г. под названием «The Past and the Future of Civilizations» [276]. Книга состоит из четырех частей. Впервой изложены основы теории исторического процесса, его закономерности — исторические циклы, понятие и структура цивилизаций, механизм их смены. Определены витки спирали исторического прогресса. Впервые введено понятие исторических суперциклов, объединяющих триаду родственных мировых цивилизаций. Показана взаимосвязь в динамике мировых и локальных цивилизаций. Уточнено определение мировой цивилизации Мировая цивилизация — этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическими экономическим способами производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства. По сути, речь идет о сверхдолгосрочном (вековом) историческом цикле. Смена цивилизаций выражает поступательное движение исторического прогресса, саморазвитие человечества. — С. 41]. Такое саморазвитие находит выражение в динамике локальных цивилизаций Локальные цивилизации выражают куль- турно-исторические, этнические, религиозные, экономико-геогра- фические особенности отдельной страны, группы стран, этносов, связанных общей судьбой, отражающих и преломляющих ритм общеисторического прогресса, то оказываясь в его эпицентре, то удаляясь от него. Каждая локальная цивилизация имеет свой почерк, свой ритм, более или менее синхронизированный с ритмом мировых цивилизаций там же. — С. Во второй и третьей частях книги рассматривается динамиками- ровых и локальных цивилизаций по историческим суперциклам. Дается характеристика самих мировых цивилизаций и изменений в основных элементах их структуры — конкретном индивиде и всем населении, технике и экологии, экономике (в расчетах использована многомерная воспроизводственно-цикличная макромодель), социаль- но-политических отношениях и духовной жизни — науке, культуре, образовании, нравственности и идеологии (включая религию. Тем самым динамика цивилизаций представлена в трехмерном измерении по смене мировых цивилизаций, переменам их основных составляющих ив динамике локальных цивилизаций. Последняя глава книги посвящена судьбе человечества в XXI в, в период становления постиндустриальной цивилизации. Здесь дан прогноз развертывания третьего исторического суперцикла, включающего три мировые цивилизации в пространстве XXI—XXIV вв. Рассмотрены альтернативные сценарии переходного периода, очерчены основные контуры постиндустриальной цивилизации как гуманисти- чески-ноосферной цивилизации там же. — С. 270—273]. Изучены перспективы трансформации всех этажей пирамиды цивилизации (демографического, технологически-экологического, экономического, государственно-политического и социокультурного) в развитых странах и России. В заключении сделаны выводы о спирали истории, векторе исторического прогресса, перспективах становления постиндустриальной цивилизации и будущем России. Тем самым впервые в мировой науке водной книге комплексно изложены основы цивилизационного подхода — теории, истории и будущего мировых и, частично, локальных цивилизаций. В работе Глобализация и взаимодействие цивилизаций издававшейся в 2001 и 2003 гг., автором развита теория динамики локальных цивилизаций в условиях глобализации. Сформулированы положения об их взаимодействии как осевой проблеме XXI века там же. — C. 3—4]. Показаны черты исторического перелома, связанного с переходом к третьему историческому суперциклу и формированием четвертого (по современным теориям — пятого) поколения локальных цивилизаций С. 23]. Раскрыты структура и состав этого поколения (включающего 12 локальных цивилизаций, перспективы их взаимодействия. Подвергнуты критике идеи растворения цивилизаций в глобальном сверхобществе, неизбежности их столкновения, а также утраты человечеством цивилизационного многообразия С. Рассмотрен вопрос, какое место займут Россия и СНГ (евразийская цивилизация) в постиндустриальном пространстве XXI в. Сформулированы основные подходы к формированию многомерной геоцивили- зационной модели [§ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций Сложная ткань взаимодействия цивилизаций четвертого поколения рассматривается в шести аспектах, соответствующих блокам гео- цивилизационной модели демографическом, экологическом, технологическом, геоэкономическом, геополитическом и социокультурном. В составе последнего рассмотрены проблемы оценки динамики социокультурного строя по цивилизациям, становления интегрализма как ядра постиндустриальной парадигмы обществоведения, цивилизационные аспекты социальной стратификации и мобильности, двойственности современной информационной революции. Новый подход к экономическому взаимодействию цивилизаций представлен в монографии того же автора Рента, антирента и квази- рента в глобально-цивилизационном измерении, опубликованной в 2003 г. на русском [244] и английском [277] языках. Экономические взаимоотношения между локальными цивилизациями пятого поколения здесь рассмотрены сточки зрения формирования и присвоения сверхприбыли. Последняя образуется на мировом рынке в результате использования ограниченных ресурсов (мировая природная рента), хищнического использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды (экологическая антирента), экспорта высокотехнологичных товаров и услуг (технологическая квазирента) и операций на мировых финансовых рынках (финансовая квазирента). За счет отчислений от такой сверхприбыли предлагается создать глобальные фонды (экологический, технологический, социокультурный. Средства будут направлены для решения глобальных проблем и помощи отстающим цивилизациям. В книге также рассмотрены возможности построения и использования геоцивилизационной модели. Важным вкладом в разработку современной теории цивилизаций и развитие идей школы цикличности Н. Д. Кондратьева являются авторские и созданные в соавторстве теоретические разработки Б. Н. Кузыка и фундаментальные научные исследования, проводимые научными коллективами под его руководством. К работам подобного рода относятся труды У России один эффективный путь развития свой [98], Высокотехнологичный комплекс в экономике России, Россия в пространстве и времени [97], Россия стратегия инновационного прорыва [103], Россия и мир в XXI веке и др. В названных книгах получила научное оформление разработка механизмов продвижения России в мировое цивилизационное прост- ранство. В монографиях У России один эффективный путь развития свой и Высокотехнологичный комплекс в экономике России поставлены и изучены вопросы, отрешения которых зависит судьба нашей страны. Речь идет прежде всего об активной инновационной деятельности в экономике, которая меняет ее содержание и структуру, создает условия для формирования прогрессивного технологического уклада, формирует новую систему отношений людей в процессе организации производства, экономики и самой жизни. В проведенном автором исследовании доказано наличие объективных, национально-особенных факторов ускорения развития России и определения их роли в современном цивилизационном процессе. Показано, как на смену традиционным социально-экономическим эволюционным преобразованиям, проводимым в рамках второго и третьего технологических укладов, приходит современный этап развития, основанный на последних достижениях науки, гарантирующий быстрый экономический и технологический рост и продвижение России на глобальном экономическом и геополитическом пространстве. В книге обобщен опыт исследования научных и практических проектов в этой сфере, осуществленных российскими и зарубежными учеными и открывающих новую страницу познания цивилизационного процесса. Автор проводит анализ глобальных изменений, происходящих в мире на рубеже тысячелетий, в первую очередь в сфере мировой экономики и политики. Они, по мнению автора, столь значительны, что могут привести (и уже приводят) к трансформации так называемого геоэкономического глобуса Земли. В книге всесторонне изучаются сложные проблемы войн как социального явления, средства и способы их предотвращения. Показаны место и роль оборонной отрасли в развитии высокотехнологичного комплекса страны. В коллективных трудах Б. Н. Кузыка, АИ. Агеева и др. Ритмы российской истории [100], Россия в пространстве и времени выдвинуты качественно новые подходы к измерению динамики российской цивилизации. По существу впервые создан научный инструментарий измерения этапов развития государства и цивилизаций. В основу анализа истории России за два тысячелетия и прогноза почти дог. положена оценка девяти базовых факторов, объединенных в стратегическую матрицу управление, территория, природные ресурсы, население, экономика, культура и религия, наука и образование, армия (вооруженные силы, внешняя политика (геополитическая среда) [101. — С. 19]. Применение такой матрицы дает реальную возможность оценить технологический уровень экономики, отнести ее к тому или иному технологическому укладу, определить потенциал страны в геоцивили- зационном пространстве. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций На основе оценки событий истории России залет были выявлены два вида циклов — продолжительностью 400 и 80 лет. Анализ исторической динамики позволил выявить и обосновать гипотезу о наличии в российской истории жизненных циклов, своего рода частоты проявления устойчивой совокупности факторов. Данная гипотеза сформулирована на основе анализа динамики девяти важнейших факторов залет российской истории после Рождества Христова. Обнаруженная нами повторяемость относительных значений этих факторов указывает на наличие двух видов циклов, условно названных нами длинными и сверхдлинными волнами социальной жизни, примерной продолжительностью соответственно 80 и 400 лет. Эти циклы определяют уникальный ”хронон” российской истории, ее своеобразный хронологический квант там же. — С. 9]. Установлено, что 400-летние циклы начинались и заканчивались периодами смуты, во- енно-политических поражений, экономической дискриминации страны со стороны других государств. летние циклы более разнородны по своей топологии, хотя принципиально едины по динамической структуре там же. — С. Выявление ритма российской истории позволяет прогнозировать пути эволюции страны в XXI столетии Стратегически и циклически осмысленное прошлое предстает уже не экстраполяцией прошлых тенденций, а существенно более содержательной процедурой предвидения характера проблем, времени их обострения, арсенала возможных решений… Сценарный контур прогноза на разворачивание стратегических событий в течение XXI века… показывает спектр возможностей для позиционирования России в мировом пространстве и внутреннего развития там же. — СВ книге дается развернутый анализ пятилетних исторических циклов за два тысячелетия с характеристиками составляющих их летних циклов) и прогноз очередного летнего цикла дог. Этот материал использован в й главе настоящей книги при рассмотрении циклов, кризисов и будущего российской цивилизации. В исследованиях Б. Н. Кузыка, Ю. В. Яковца «Россия-2050: стратегия инновационного прорыва [103], В. В. Ивантера, Б. Н. Ку- зыка Будущее России инерционное развитие или инновационный прорыва также ряде других работ указанных авторов продолжается изучение путей развития России в XXI в. с использованием той методологии, которая была разработана в ранее изданных работах и прежде всего в книге Россия в пространстве и времени». Центральная, животрепещущая проблема современной России вопрос в каком направлении нам надо идти Дать ответ на него способна только наука. Предлагаемая учеными стратегия развития России доги прогноз ее инновационного развития, изложенные в книге Будущее России инерционное развитие или инновационный прорыв, базируются наследующих основных положениях. Будущее российской экономики и достижение поставленных перед страной стратегических целей в решающей степени зависит от обоснованного выбора и последовательной реализации долгосрочной государственной политики, ориентированной на переход к инновационному пути развития России, на технологический прорыв. Прогноз инновационно-технологического развития мира и России на период дог, основанный на теории предвидения цикличной динамики Н. Д. Кондратьева, позволил выявить тенденции на несколько десятилетий вперед. Одна из важнейших тенденций заключается в том, что впервой половине XXI в. развитые страны захлестнет очередная научная революция. Она станет базой для формирования постиндустриальной научной парадигмы и человеческого сообщества, основанного на знаниях. В этот период завершится переход к постиндустриальному технологическому способу производства и шестому технологическому укладу, которые будут определять стратегии экономического и социального развития всего мира. Основополагающим моментом в исследовании цивилизационных циклов и путей развития России, проводимом группой ученых под руководством Б. Н. Кузыка, является доведение общих теоретических выводов, сделанных ими в ранее изданных фундаментальных работах, до реальных практических проектов XXI века. Уникальным примером такой тесной связи фундаментальной теоретической и прикладной науки является проект, посвященный исследованию ключевых для всего мира проблем глобальной энергетической революции, которая тесно связана с процессами ускорения развития России и всей земной цивилизации. Этому посвящена книга Б. Н. Кузыка, В. И. Кушлина и Ю. В. Яковца На пути к водородной энергетике Этот поистине авангардный проект обозначает переход от использования ископаемого топлива к водородной энергетике, которая базируется на практически неисчерпаемом и экологически чистом источнике энергии. Проект доказывает, что современная наука действительно способна найти выход из мирового энергетического кризиса, а вместе с этими поднять планку возможностей государств в преодолении всех социально-экономических проблем. Данный проект опирается на теорию и методологию инновационного развития, изложенную в указанных выше работах, а также опыт разработки программ в области водородной энергетики, освоения ра- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций кетно-ядерных и космических технологий, разработанных в России, Европейском союзе, США, Японии и других странах. Этот проект доводит исследования авторов до обоснования механизмов реализации двух сценариев развития России на перспективу дог инерционного и инновационного. Приоритет отдан инновационному пути развития страны, при котором технологический прорыв осуществляется путем повышения ответственности государства и бизнес-сообщества за технологический уровень и конкурентоспособность экономики, выбора ограниченного числа стратегических приоритетов и концентрации ресурсов на их реализации. Результатом внедрения такой стратегии станут возрождение и реструктуризация научного потенциала страны на основе интеграции науки, высшего образования и инновационно-ориентированного производства. Произойдет освоение новых рыночных ниши на этой основе ускорение темпов экономического роста и создание условий для повышения уровня и качества жизни населения, укрепления позиций страны на мировом рынке высоких технологий, усиление ее безопасности. Расскажем вкратце и о публикациях других современных российских ученых по вопросам теории, истории и перспектив развития ци- вилизаций. Выше уже упоминалась монография И. Н. Ионова и В. И. Хача- туряна [71] по теориям цивилизаций — от античности до конца XIX в. (материалы этого издания использованы в настоящей главе). Опубликован ряд учебников по истории цивилизаций. Отметим учебник А. В. Островского История цивилизации (для высшего профессионального образования, в котором дается характеристика цивилизаций аграрных обществ, цивилизаций эпохи индустриализации. Однако подробного анализа истории современных локальных цивилизаций в учебнике мы не найдем. В другом исследовании, в курсе лекций Л. А. Моисеевой История цивилизаций [137], рассмотрены альтернативные концепции развития мировых цивилизаций и дается характеристика древних и средневековых цивилизаций Востока, Америки и Запада, а также предпринята попытка определить место России в контексте мировых цивилизаций. Непомерно большое внимание уделено изотери- ческой концепции развития цивилизаций, созданной Е. И. Блават- ской там же. — C. 30—49], поклонницей которой, вероятно, является автор. Она также убеждена ив том, что Россия обязана принять ценности европейской цивилизации Процесс европеизации неизбежен Россия в своем генезисе была составляющей частью Европы, к ней и идет. Отрицая Европу, Россия у нее училась, заимствовала оттуда технологию. Даже идеологию — марксизм — взяла европейскую Время нас заставляет войти в мировую цивилизацию там же. — С. 324]. Хотя в дальнейшем Моисеева смягчает свою позицию Россия на протяжении тысячелетия является вполне цивилизованной страной. И эта особая цивилизация… не является ни азиатской, ни европейской там же. — С. Взгляды российских ученых на будущее цивилизаций, их судьбу в XXI веке весьма разнообразны, порой прямо противоположны. Так, ИВ. Бестужев-Лада в книге Альтернативная цивилизация утверждает, что если нынешние тенденции развития индустриальной цивилизации не претерпят изменений, то глобальная катастрофа неизбежна. В связи с этим ученый предлагает и обосновывает собственный проект альтернативной цивилизации. Так родилась наиболее распространенная формула альтернативной цивилизации: низкоэнергетическая (в смысле экономичности потребления энергии, высокоустойчивая (в смысле восстановления глобальных балан- сов, на которых зиждется человечество, экологически чистая, демилитаризованная и предельно человеческая там же. — СВ книге рассмотрены направления движения по каждому из этих путей. Фактически речь идет об основных характеристиках постиндустриальной мировой цивилизации. В конце, правда, кратко сказано и о судьбах локальных цивилизаций — европейской, восточноазиатской, южно- азиатской, африканской, евразийской (с наиболее трагической судьбой), североамериканской, латиноамериканской и исламской там же. — СВ опубликованном в 2005 г. прогнозе Бестужева-Лады «Россия и мир 2005—2015: вызовы и ответы [15] изложены узловые проблемы развития материальных ресурсов, экономики и политики, социальной и информационной сферы мировой и российской цивилизаций в наступающем десятилетии. Иное мнение о перспективах развития цивилизаций у В. Л. Ино- земцева. В книге Расколотая цивилизация [70] он подразделяет их натри разряда, каждому из которых предрекает разную судьбу. Так, наиболее развитые цивилизации — североамериканская и западноевропейская вступили в постиндустриальную эпоху, переживают пост- экономическую революцию. Последняя представляет собой сложный процесс, который составит содержание развития цивилизаций на протяжении столетия там же. — С. 8]. Результатом ее станет расцвет производства материальных и нематериальных благ, что позволит человеку окончательно преодолеть зависимость от природы. Труд как деятельность, диктуемая внешней материальной необходимостью, будет заменен творчеством. Произойдет деклассификация и дематериа- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций лизация производства, мир сможет преодолеть три главных системообразующих явления экономического общества — товарный обмен, частную собственность, эксплуатацию там же. — С. 54]. Ну чем не высшая фаза коммунизма Но это коммунизм для избранных, для элиты цивилизаций. Большая же их часть (включая Россию, Японию, исчерпав возможности дополняющего развития, навеки останутся на стадии индустриального общества. Постоянно возрастающие инвестиции в развитие как материального производства, таки человеческого потенциала приводят к углублению и расширению разрыва между постиндустриальными странами и остальным миром» [там же. — СИ, наконец, третья группа стран, которые не в состоянии самостоятельно решить проблемы развития, окажутся в системе обновленного колониализма. В течение ближайших десяти лет они должны быть лишены своего суверенитета посредством вмешательства международных сил на основе мандата ООН или иного подобного нормативного акта, а управление ими передано группе международных наблюдателей и экспертов, опирающихся на войска ООН. На протяжении следующих 15—20 лет после установления такого режима на средства, выделяемые из бюджетов ведущих стран и международных финансовых организаций, должны быть проведены мероприятия по обеспечению прожиточного минимума для граждан этих государств, формированию у них производственного потенциала на основе сбалансированных аграрных технологий и предотвращению дальнейшей деградации их природных экосистем там же. — СВ качестве подопытных кроликов для подобных экспериментов автор рекомендует избрать 15—20 беднейших стран. Любопытно, что не прошло и пяти лет с момента публикации работы В. Л. Иноземцева, как США начали проводить в жизнь доктрину обновленного неоколониализма сначала в Афганистане, а затем ив Ираке. Немалое число исследований посвящено российской цивилизации, ее месту в современном мировом сообществе суждения ученых на сей счет также весьма разнообразны. Выше упоминалось учебное пособие ЛИ. Семенниковой Россия в мировом сообществе цивилизаций, где рассмотрены проблемы цивилизационного подхода к истории, межцивилизационного диалога и дана характеристика основным этапам становления и развития российской цивилизации. Автор отрицает наличие единой мировой цивилизации там же. — Си считает западную цивилизацию образцом прогрессивного развития там же. — С. Противоположной точки зрения придерживается известный философ А. А. Зиновьев [172], который вообще отрицает наличие самостоятельной российской (евразийской) цивилизации и предвидит конец локальных, растворение их в едином глобальном сверхобществе: «Время цивилизаций на планете вообще прошло… Народы североази- атского региона планеты исключительно своими силами неспособны создать цивилизацию на уровне современных достижений ив современных условиях жизни человечества. Это касается и народов других регионов — африканского, южноамериканского, южноазиатского и т. д. Процесс западнизации этого региона зашел так далеко, что ни о какой особой российской цивилизации и думать нечего там же. С. 24]. С этим категорически несогласен Н. Н. Моисеев. В статье, опубликованной в том же сборнике, он пишет Россияне просто север Евразии, населенный народами разного этнического происхождения, как это иногда пытаются представить. Россия — целостная самостоятельная цивилизация… Россия — симбиоз народов, синтез различных культур, сплав, родивший общее миропредставление и общий образ жизни там же. — С. 6]. Подход Н. Н. Моисеева разделяют большинство российских цивилиографов. Оригинальная научная позиция относительно будущего России изложена в монографии С. Н. Сухоноса Российский Ренессанс в XXI веке [188]. Автор вводит понятие двухтысячелетних научных цивилизационных циклов. В мировой истории он выделяет пять таких циклов египетский (3001—1500 дон. э античный (1500 гг. дон. э. — 500 гг. н. э, восточный (500 дон. э. — 1500 н. э западный (500— 2500); славянский или российский (1000—3000). Каждый цикл состоит из полутысячелетних этапов. Они таковы этап пробуждения подготовительный созидательный (максимальная активность и расцвет итоговый, консервативный, этап ослабления творческой активности [там же. — С. 154—155]. Исследователь приходит к выводу Системный анализ истории цивилизаций показал, что именно Россия с 2000 года вступает в эпоху своего Высокого Возрождения. Она призвана создать новое, Космическое мировоззрение, которое целостно объединит в себе искусство, религию, философию и науку. Причем речь идет не о победе над другими цивилизациями во имя могущества одной. Нет, речь идет об исторической необходимости спасти мир от энергетической и экологической катастрофы вопреки его движению к саморазрушению, возглавляемому либо слепыми, либо эгоистическими лидерами там же. — С. 68]. Во многом эти слова напоминают прогноз Питирима Сорокина о становлении интегрального социокультурного строя. Такой же подход разделяет И. Б. Орлова в монографии Современные цивилизации и Россия [149]. Рассмотрев теорию цивилиза- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций ционного подхода к анализу социально-исторического процесса и сам этот процесс как движение цивилизаций, автор исследует евразийскую цивилизацию как одну из культурно-исторических систем. Исследователь показывает контуры современной евразийской концепции, которая строится на общеметодологическом принципе мульти- медийности социально-исторического процесса и параллельном сосуществовании и развитии различных культурно-исторических систем (цивилизаций)» там же. — СВ книге сформулирована и альтернатива цивилизационного развития в XXI столетии Для России и других евразийских государств еще не утрачена возможность альтернативного выбора либо дальнейшее рассредоточение, превращение в этнографический материал, в питательную среду для других цивилизаций, либо реинтеграция, возвращение к нерастраченному потенциалу собственной культуры, к самобытности, собственной исторической памяти и технологическая модернизация для восстановления своего существования на высокой стадии цивилизационного развития там же. — С. Некоторые ученые делают акцент на религиозном содержании российской цивилизации. Так, в работе АС. Панарина Православная цивилизация в глобальном мире [153] проанализированы особенности православной цивилизации. Автор пишет Православный мировой регион характеризуется своеобразным сплавом цивилизационных и формационных механизмов он характеризуется перманентной полемикой с местными особенностями (то есть с самим собой) во имя движения к самобытному универсальному там же. — С. 10]. Панарин видит мировое призвание православия в том, чтобы заново утвердить, ”переоткрыть” единство человечества, которое впервые явилось вместе с христианством и было утрачено на пути секуляризации там же. — СВ этом исследователь видит шанс для постиндустриального мира Тайна истинного постиндустриализма — в сохранении архаической пассионарности морально-религиозного типа. Без такого архаизма современность рискует соскользнуть в варварство и даже дикость. Православие является шансом человечества, одной из гарантий того, что творческий цивилизационный постиндуст- риализм еще может быть спасен в наступающем глобальном мире» [там же. — С. 493]. Однако остается непонятным, как православие может быть реально воспринято многократно превышающими его по числу верующих исламом, католицизмом, протестантизмом, индуизмом, буддизмом. Не будем забывать и о значительном количестве атеистов. В подготовленном Фондом Горбачева и Институтом философии РАН коллективном труде Диалог цивилизаций. Повестка дня рассмотрен широкий круг актуальных проблем взаимодействия и диалога цивилизаций, определены контуры их будущего. Во вступительной статье МС. Горбачев пишет, что в условиях нарастающих противоречий глобализации акцент и ставка на диалог цивилизаций и культур приобретает особое значение. Я бы сказал — значение разделительного знака или столба между прошлыми будущим там же. — С. Процессы глобализации, имеющие тенденцию к универсализации и вестернизации, обострили интерес ученых к проблеме судьбы цивилизаций. Под редакцией Т. Т. Тимофеева опубликовано несколько сборников, посвященных этой проблеме, в частности работа Глобализация и судьба цивилизаций [44] — сборник материалов к конференции, проведенной в сентябре 2003 г. в Санкт-Петербурге Международным институтом Питирима Сорокина — Николая Кондратьева совместно с Международным обществом по сравнительному изучению цивилизаций. Сборник интересен тем, что на его страницах ведется диалог ученых многих государств (России, США, Японии, Франции, Италии, Китая и др) по проблеме глобализации и развития цивилизации. Важно отметить при всем разнообразии подходов представители разных стран и научных школ едины водном глобализация, преображающая мир, не устраняет цивилизационного разнообразия. Это подчеркивает В. С. Степин: Ведущие тенденции глобализации требуют сопряжения траекторий развития различных цивилизаций, а ненасильственного навязывания одной модели развития в ущерб другим» [там же. — СУ. Бледсо США) считает, что глобализация представляет собой скорее поляризацию цивилизаций, чем эволюцию в единой культуре там же. — С. 249]. А. Марчери Италия) настаивает на необходимости расширения диалога цивилизаций «Цивилизация диалога — это также, и, возможно, в первую очередь, новая глобализация, экономика сотрудничества с учетом интересов развития наиболее бедных, политическое управление борьбой против голода и нищеты» [там же. — С. 253]. Ш. Ито Япония) анализирует сущность пяти великих цивилизационных революций в истории человечества и развитии сфер межцивилизационных взаимодействий. Он выражает надежду, что в XXI столетии человечеству удастся не только избежать столкновения цивилизаций, достичь еще больших успехов в их сотрудничестве и кооперации, но и создать новую систему глобализации, приносящую мири благополучие на Земле там же . — СВ монографии О. А. Сергеевой Особенности современных цивилизационных процессов [178] исследованы различные типы межци- вилизационного взаимодействия и их последствия — вооруженный ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций конфликт цивилизаций или доминирование одной из них (вестерни- зация). Правда, вариант равноправного сотрудничества, партнерства на основе диалога цивилизаций остался почти вне поля зрения автора. Ею также рассмотрены влияние глобализации на межцивилизацион- ное взаимодействие, статику и динамику цивилизационного функционирования, механизм смены цивилизаций. Далеко не бесспорны выводы Сергеевой о том, что наивысшая форма развития материально- технической сферы бытия цивилизации приводит к упрощению ценностно-нормативной системы, застою или деградации культуры, следствием чего становится системный цивилизационный кризис, трансформация или гибель цивилизации и что цивилизационная концепция допускает на какое-то время построение единой планетарной государственно-политической системы, ноне допускает единой мировой цивилизации, так как подобная цивилизация должна существовать на основе данной культуры, ценностно-нормативной системы, базовых принципов, общности менталитета. Это невозможно» [там же. — С. 250]. Однако единство в любой системе, включая и цивилизацию, не исключает, а предполагает многообразие ее элементов, что обеспечивает ее жизнестойкость и адаптивность. Неолиберальное течение российской цивилизационной мысли наиболее ярко представлено в работе Е. Т. Гайдара, который заслуженно считается главным теоретиком (да и практиком) российского неолиберализма. Опубликованная им в 2004 г. монография Долгое время. Россия в мире очерки экономической истории [38] является катехизисом современного неолиберализма в его российском варианте. Не останавливаясь на всех сторонах данной теории, охарактеризуем лишь один аспект этого богато оснащенного историческими экскурсами труда, относящийся к месту России в мировом цивилизационном пространстве. Прежде всего следует отметить такой парадокс, что экономист, возглавляющий поход против марксизма в России, весьма высоко оценивает вклад К. Маркса в науку Пожалуй, никто из ученых, занимавшихся проблемами общественного развития, не оказал такого влияния на исторические процессы в мире последних полутора веков, как К. Маркс там же. — СИ хотя Гайдар критикует железные законы истории и другие положения марксизма, заметно, что он с уважением относится к данному учению. И это неслучайно. Дело в том, что, несмотря на непримиримое противостояние марксизма и либерализма, эти теории являются двумя сторонами одной и той же медали — индустриальной парадигмы обществоведения. Оба эти течения социально- экономической мысли исходят из примата экономики (производительных сил, экономических отношений) в структуре и динамике общества, стремятся к его унификации по западному образцу. В этом смысле они противостоят цивилизационным школам, которые отдают приоритет духовной сфере, исходят из разнообразия цивилизаций. Гайдар четко противопоставляет две эпохи в истории общества: длившийся в течение тысячелетий период застойных аграрных цивилизаций и эпоху современного стремительного экономического роста. Всего за два прошедших века, время жизни восьми-девяти поколений, в мире произошли беспрецедентные перемены. На их фоне трудно поверить, насколько устойчивыми, статичными были основные контуры общественной жизни на протяжении тысячелетий, последовавших за формированием первых аграрных цивилизаций в Междуречье и долине Нила сих постепенным распространением по земле… Важнейшие черты экономической и социальной жизни на протяжении тысячелетий оставались стабильными, претерпевая лишь медленные, эволюционные изменения там же. — С. 18, Однако подобные теории, утверждающие, что на протяжении тысячелетий вплоть до промышленной революции темпы экономического роста цивилизаций были низкими, в корне расходятся с реальной картиной динамики последних. В трудах Ф. Броделя, Д. Бернала, Л. Мечникова, К. Ясперса, П. Сорокина, И. Дьяконова, десятков других ученых, исследовавших историю цивилизаций, показано, какие революционные перемены, радикально менявшие лицо общества, происходили при смене мировых цивилизаций. Эти преобразования нельзя свести только к усредненным за столетия и тысячелетия темпам экономического роста. Наиболее заметные перемены в жизни человечества произошли в период формирования раннеклассовой мировой цивилизации в III тыс. дон. э. Именно тогда было освоено высокопродуктивное ирригационное земледелие, созданы важнейшие общественные институты — локальные цивилизации, государство и право, получили распространение такие столь любезные сердцу неолибера- лов экономические инструменты, как деньги и выраженные сих помощью цены на товары, а также налоги, международная торговля и т. п. Вспомним осевое время Карла Ясперса — эпоху формирования монотеистических религий времена расцвета цивилизаций Индии, Китая, арабского мира эпохи Возрождения и Великих географических открытий. Не заметить подобных революционных переворотов в истории цивилизаций можно лишь в том случае, если смотришь на историю сквозь очень сильно усредняющие экономические очки. Противоречит реальности и взгляд Гайдара на место России в мировом цивилизационном процессе. Манипулируя статистическими ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций данными, он приходит к выводу на протяжении полутора веков практически неизменной сохраняется дистанция между Россией и лидерами современного экономического роста по важнейшим показателям социально-экономического развития на фоне крупномасштабных изменений в мире там же. — С. 44]. Однако открытый Гайдаром закон устойчивого отставания России вступает в противоречие с реальными фактами. Поданным А. Мэддисона [264], отношение России к Западной Европе по уровню ВВП надушу населения (в сопоставимых ценах) в 1820 г. составляло 57%, в 1913 г. — 43%, в 1973 г. — 53%. Лишь в результате неолиберальных рыночных реформ, предпринятых поре- цептам самого Гайдара, произошел скачок назад — в 2001 г. указанное соотношение сократилось до 24%. Разрыв увеличился более чем в 2,8 раза там же. — С. 262]. Какое уж тут закономерное отставание»! Даже краткий и далеко неполный обзор научной литературы по проблемам цивилизаций показывает, с одной стороны, что в последние годы наблюдается всплеск интереса к этим проблемам — они становятся объектом продвинутых междисциплинарных исследований, одним из узловых направлений формирующейся постиндустриальной парадигмы обществоведения. И российские ученые играют в этом процессе ведущую роль. С другой стороны, налицо разнообразие цивилизационных школ, подходов к теории, истории и будущему цивилизаций. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития столь продуктивного направления российской и мировой социально- экономической мысли. Основы теории цивилизаций Рассмотрев длительный и противоречивый путь формирования и развития теории цивилизаций, кратко представив труды ученых, внесших свою лепту в эту область социально-экономической мысли, перейдем теперь к изложению нашего видения этой проблемы, основ теории цивилизаций в том виде, в каком она предстает перед нами в итоге многолетних исследований, размышлений и дискуссий. Мы, разумеется, отдаем себе отчет в том, что наша работа отнюдь не является завершающим этапом в познании столь сложной категории, как цивилизация, а есть лишь один из последовательных шагов на долгой дороге познания. Построим наши рассуждения последующей логике: ° содержание понятия цивилизации, его дифференциация в трех категориях — глобальная, мировые и локальные цивилизации структура цивилизаций, последовательность и взаимосвязь их главных элементов, пирамида цивилизаций; ° развитие цивилизаций в историческом времени, их изменения по стадиям жизненного цикла и эпохам; ° развертывание цивилизаций в пространстве, поэтапное распространение на населенную часть Земли (ойкумену) и выход за ее пределы; ° цивилизационный подход к истории и будущему цивилизаций, его отличие от иных подходов; ° место теории цивилизаций в системе наук, в формирующейся постиндустриальной парадигме, в более общем понятии интегрализма. В последующих главах исследования будет представлено наше видение цикличной динамики цивилизаций, основные этапы их исторического пути и возможная их судьба. Кроме того, будут приведены результаты клиометрических измерений динамики цивилизаций. Понятие и виды цивилизаций Цивилизация — это высшая ступень организации и развития человеческого общества, высшая ив логическом, ив историческом плане. Общество как совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих личностей состоит из ряда иерархических ступеней (рис. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций 86 87 Рисунок 1.1. Иерархическая структура общества Цивилизации Государства Этносы, нации Объединения людей Территориальные Производственные предприятия Общественно- политические С ем ь и Первичной ячейкой организации общества, клеточкой, кирпичиком, из которых строится вся его структура, является семья. Именно здесь осуществляется воспроизводство главного атома всего общественного мироздания — человека, формируется его биосоци- альный генотип, потребляется большая часть созданного конечного продукта. Распад семьи, уменьшение ее роли в обществе является важнейшим признаком кризиса, поразившего общество, всю циви- лизацию. Второй уровень представляют объединения людей. Они могут создаваться либо для совместного проживания (деревни, города, либо для совместной производственной деятельности (предприятия, учреждения) или же совместной общественно-политической деятельности (профсоюзы, политические партии и т. п.). Третий уровень составляют этносы, нации. Хотя по характеру эти формы взаимодействия людей, проживающих на более или менее обширной территории, различны, но они имеют схожие структурирующие признаки — общность языка, уклада жизни, традиций, исторического опыта, верований. Четвертый уровень — государства, объединяющие несколько эт- носов или наций и имеющие характерные, общепризнанные институты границы, государственную власть, гражданство, экономическое и культурное пространство, свою историю. Наконец, пятым, высшим элементом в структуре общества является цивилизация, объединяющая все человечество, находящееся на определенной ступени развития, или его крупную составную часть. Цивилизации могут совпадать с границами государства, но происходит это далеко не всегда. Главное в цивилизации — определенная система ценностей, выработанная и подкрепленная длительным историческим опытом, общими или близкими условиями существования и развития. Цивилизации, в свою очередь, мы рассматриваем в трехмерном пространственно-временном разрезе (рис. глобальная цивилизация — часть (или все) человечество, достигшая уровня цивилизационного развития и проходящая определенные ступени, фазы жизненного цикла; ° локальные цивилизации как важнейшие составные части глобального сообщества, различающиеся по системе цивилизационных ценностей, условиям обитания и деятельности, историческому опыту. Они также проходят через определенные этапы исторического пути смену поколений локальных цивилизаций и фаз жизненного цикла каждой цивилизации и каждого их поколения; ° мировые цивилизации как крупные этапы развития глобальной цивилизации и циклы поколений локальных цивилизаций, эпохи в развитии человечества как единой мегасистемы. Каждый из перечисленных видов цивилизаций выполняет свою функцию в процессе формирования и динамики цивилизаций. В начальной стадии (после неолитической революции) возникает узкое поле глобальной цивилизации. Оно постепенно расширяется, происходит его дифференциация на локальные цивилизации. Стечением времени их число возрастает, а состав в общем историческом потоке динамики глобальной цивилизации меняется. Система цивилизаций непрерывно эволюционизирует, периодически происходят качественные скачки в ее развитии, находящие выражение в смене мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций. Структура цивилизаций Цивилизация — сложный, многослойный социальный организм высшего порядка. Его структуру можно представить в виде пирамиды цивилизаций, состоящей из нескольких этажей и множества «квартир» рис. Вершину этой пирамиды занимает духовная сфера, формирующая и передающая от поколения к поколению систему цивилизационных ценностей — главное, что отличает одну цивилизацию от другой. В духовную сферу (или сферу духовного воспроизводства) включаются следующие элементы наука — уровень познания закономерностей природы и общества и умения их использовать для развития технологического, экономического и экологического способов производства, в социально-по- литическом устройстве общества; ° культура — эстетическое восприятие природы и общества, их гармония в динамике, чувство прекрасного; ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций 88 89 Рисунок 1.2. Система цивилизаций Глобальная цивилизация Локальные цивилизации Поколения локальных цивилизаций Мировые цивилизации образование — способы передачи накопленных знаний и опыта, научного и культурного наследия, позволяющие подрастающему поколению воспринять социальный генотип, адаптироваться к окружающему миру и переменам в нем; ° этика — система правил поведения человека в обществе, нравственных оценок поступков, соблюдения норм общежития; ° религия — миропредставление человека и общества, системы целей и мотиваций деятельности людей, исходя из их этических норм и взаимоотношений с другими конфессиями. Все эти элементы тесно связаны, переплетены, различаются от цивилизации к цивилизации, меняются от эпохи к эпохе. Ниже этажом находится социально-политический строй, характеризующий формы и способы объединения и дифференциации людей по большим социальным группам (социальная стратификация, этнической и национальной принадлежности, формам политической деятельности, государственно-правовому устройству. Этот строй регулярно изменяется в результате войн и революций. Третьим сверху этажом расположен экономический способ производства. Его основные институты таковы формы собственности, присвоения средств производства и произведенных продуктов способы распределения произведенного продукта (включая прибавочный) между различными социальными группами формы обмена, развитие рынка со всеми его категориями (деньги, цена, кредит и т. п динамика структуры экономики по функциональному назначению производимой продукции (воспроизведенная структура) и по другим критериям; ° формы и методы управления экономической деятельностью. Состав и характер этого этажа во многом определяются следующим за ним технологическим способом производства. Последний включает следующие элементы средства труда, система орудий труда (машин, зданий, сооружений, транспортных путей и т. п источники энергии — как в производственной деятельности, таки в быту предметы труда — природные и прошедшие переработку технологии, способы соединения рабочей силы со средствами и предметами труда с помощью энергетических источников общественное, отраслевое и профессиональное разделение труда в процессе производственной деятельности формы организации производства, его специализации, концентрации, кооперации, диверсификации. От взаимодействия всех этих элементов зависит уровень эффективности производства, степень удовлетворения потребностей людей. Фундаментом пирамиды цивилизации является народонаселение — его численность, темпы динамики (рождаемость, смертность, естественный прирост, состав семей, половозрастная структура, миграция, объем потребностей и степень их удовлетворения (уровень и качество жизни. На нижнем этаже проявляются конечные результаты функционирования и динамики цивилизаций. Однако под этим этажом находится еще один, определяющий внешние условия функционирования цивилизаций, — природа и экология масштабы территории цивилизации, климатические условия, плотность населения (демографическая нагрузка на природную среду, обеспеченность разнообразными видами природных ресурсов, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций 90 91 Рисунок 1.3. Пирамида цивилизации ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ (ДУХОВНЫЙ МИР) СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ наука культура образование мораль религия социальные национальные политические государственные правовые структура воспроизводства формы собственности обмен распределение экономическое управление средства труда источники энергии предметы труда природные ресурсы технологии организация производства потребности способности знания навыки (умения) интересы (желания) воля уровень загрязнения окружающей среды и вмешательства в биосферные процессы. Именно здесь расположена зона взаимодействия природы и цивилизации, зона их коэволюции. Как видно, каждый из этажей цивилизации выполняет свои функции и имеет свою структуру. Но они постоянно взаимодействуют и согласованно, сбалансированно трансформируются, выражая тем самым сущность закона пропорциональности в структуре и динамике цивилизации, строгой гармонии в их развитии. Нарушения данного закона, особенно в переходные эпохи, снижают эффективность цивилизационной системы. Развертывание цивилизаций во времени Цивилизация — подвижная категория, постоянно трансформирующаяся. Развертывание ее во времени можно проследить в трех ас- пектах. Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл. Он состоит из нескольких стадий: ° зарождения в недрах предшествующего общества становления в эпицентре, распространения в пространстве) и совершенствования по структуре зрелости, полной реализации присущего ей потенциала кризиса, упадка (уступая место следующей цивилизации пребывания в остаточном, реликтовом состоянии наследующем этапе развития общества, в новой цивилизационной системе. Жизненные циклы свойственны и локальными мировыми глобальной цивилизациям. Не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией и легендарной Атлантидой) либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация). Динамика во времени находит выражение в периодической смене поколений локальных цивилизаций, меняющихся по своему характеру и составу. Первое поколение появилось на планете в конце IV — начале III тыс. дон. э, когда завершалось формирование пирамиды цивилизации — был построен социально-политический «этаж» (появились классы, государство, право) и радикально изменился экономический этаж (возникла частная собственность ив развернутом виде — рынок со свойственными ему институтами). Локальные цивилизации сменяли друг друга, и на рубеже XXI в. пришло время формирования очередного, пятого по счету, их поко- ления. Глобальная цивилизация разворачивается во времени через смену мировых цивилизаций. Их отсчет ведется со времени неолитической революции, становления производящего хозяйства и постепенного усложнения структуры общества. Первые четыре тысячелетия этого периода мы называем неолитической мировой цивилизацией, хотя это скорее протоцивилизация, в зарождающемся, неполном составе пирамиды. Лишь наследующем этапе, со становлением го поколения локальных цивилизаций и укомплектованием всех ее этажей и квартир, можно говорить о существовании мировых и глобальной цивилизации в полном объеме. Друг друга сменяли, по нашей классификации, раннеклассовая, античная, средневековая, раннеиндустри- альная и индустриальная мировые цивилизации. В конце ХХ в. пришло время формирования постиндустриальной цивилизации, и этот ритм продолжится в будущем. Следует отметить еще одно изменение глобальной цивилизации во времени — смену исторических суперциклов, объединяющих триаду родственных мировых цивилизаций и одно-два поколения локальных цивилизаций. Суперциклы — самый большой из элементов временной динамики цивилизаций. Первый исторический суперцикл (конец IV тыс. дон. э. — середина I тыс. н. э) объединил неолитическую, раннеклассовую и античную мировые цивилизации и соответственное и е поколения локальных. Второй исторический су- перцикл (его хронологические рамки — VI—XX вв.) включил в себя средневековую, раннеиндустриальную и индустриальную мировые цивилизации, е и е поколения локальных. Третий суперцикл начинается в XXI в, пока известны лишь его первые ступени — постиндустриальная мировая цивилизация и пятое поколение локальных цивилизаций. Исследование истории цивилизаций заставило нас сделать вывод о закономерности сжатия исторического времени. Каждый очередной шаг в истории цивилизаций (мировых, поколений локальных) характеризуется более коротким жизненным циклом, ускорением темпа исторического прогресса, учащением пульса цикличной динамики общества. Если временное пространство первых мировых цивилизаций и поколения локальных составляло несколько тысячелетий, то последних — всего несколько столетий. Такая тенденция, надо полагать, сохранится ив будущем. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций 94 95 1.5.4. Распространение цивилизаций в пространстве История цивилизаций началась на сравнительно небольшом участке суши к северу от экватора на афро-евразийском континенте и к северу и югу от экватора — в Америке. Остальная населенная |