Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций вольное объединение религии, философии, науки, этики и изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты там же. — СВ настоящее время первые весенние ростки этого интегрального порядка появляются и медленно растут. Эпохальная борьба между умирающим чувственными нарождающимся интегральным порядками имеет первостепенную важность; это глубочайшая и величайшая борьба нашего времени и грядущих десятилетий там же. — СВ тоже время это не означает унификации цивилизаций интегральный социокультурный строй будет иметь свои особенности на Западе и на Востоке там же. — С. Питирим Сорокин отмечает, что при перестройке глобального цивилизационного пространства обязательно произойдет перемещение творческого лидерства человечества из Европы и европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку там же. — С. 111]. Европейское монополистическое лидерство можно считать почти завершившимся. Настоящая и будущая история человечества уже представлена на гораздо более обширной сцене азиатско-африкано-американо-европейского космополитического театра. И звездами следующих актов великой исторической драмы готовятся стать — помимо Европы, Америки и России возрождающиеся великие культуры Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира там же. — С. 114]. Несмотря на использование Западом современных информационных технологий для распространения в глобальных масштабах своих культурных ценностей, голоса иных цивилизаций во всемирном театре звучат все более отчетливо — прогноз Питирима Сорокина начинает осуществляться в цивилизациях го поколения. Однако пока еще не осознана и не осваивается другая часть наследия Сорокина — учение о творческой силе альтруистической любви. Лишь она способна противостоять потокам ненависти и терроризма, угрозе столкновения цивилизаций Незабываемый урок катастрофы этого века убедительно показывает, что без увеличения производства, накопления и распространения энергии неэгоистической любви никакие другие средства не смогут ни предотвратить будущие самоубийственные войны, ни установить гармоничное устройство человеческого универсума» [там же. — С. Огромное значение для развития теории и истории цивилизаций имели работы одного из крупнейших историков ХХ в. Ф. Броделя (1902—1985). В двухтомнике Средиземное море и Средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» [22] он посвятил специальный раздел цивилизациям, сосредоточив внимание на их взаимодействии Цивилизации могут быть дружелюбными и щедрыми и вместе стем замкнутыми и неприветливыми они обмениваются визитами друг с другом они миролюбивы и одновременно воинственны удивительно устойчивые, они также подвижны, непоседливы там же. — С. 589]. Бродель исследовал культурные заимствования и товарооборот между цивилизациями Средиземноморья там же. — Си подчеркивал, что признаком жизнеспособности цивилизаций является их способность к распространению своих ценностей, к экспансии. Нельзя представить себе цивилизации, представители которой не утверждали бы за ее пределами ее образ мыслей и жизненный уклад. Жизнь цивилизаций немыслима без обмена, без передачи и заимствования» [там же. — С. 597, 598]. По сути речь идет об истории диалога и взаимодействия локальных цивилизаций. В тоже время Бродель настаивает на том, что одна из характерных черт цивилизаций — их устойчивость Несмотря на радикальные перемены, иногда происходящие с цивилизациями, они проявляют удивительное пространственное постоянство там же. — С. 504]. Силой сопротивления цивилизаций, цепляющихся за родную почву, объясняется медленность некоторых процессов их взаимодействия. Их изменение происходит с большим запозданием, бросающиеся в глаза сдвиги подготавливаются долго и незаметно там же. — С. Средиземноморье является ярким образцом взаимодействия культур Востока и Запада Первый поворот в пользу Запада произошел при Александре Македонском эллинизм был первым опытом ”европе- изации” Ближнего Востока и Египта, продлившимся вплоть до византийских времен. Спадением Римской империи и великими переселениями века Запад утрачивает античное наследие его богатства переходят к византийскому и мусульманскому Востоку, который на протяжении веков возвращает их варварскому Западу. Все западное Средневековье насыщено влиянием восточной культуры там же. — С. Любопытно отметить, что уже в этой работе Бродель пишет о долговременных колебаниях в истории Средиземноморья, чередовании периодов подъема (1483, 1529, 1595, 1650 гг.) и провалов (1460, 1509, 1539, 1575, 1621 гг.). Итак, перед нами четыре последовательные волны, каждая из которых включает фазу взлета и падения их продолжительность и 46 лет там же. — С. 796]. Причем эти колебания охватывают всю структуру цивилизации — экономическую конъюнктуру, глубинные демографические сдвиги, изменения территорий государств и империй, циклы социальной мобильности, темпы промышленного роста в долгосрочную конъюнктуру вписываются ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций опять-таки степень индустриализации, состояние государственных финансов, войны. Конъюнктурные леса помогают нам строить здание истории там же. — С. Идея исторических циклов развита Броделем в трехтомнике Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV–XVIII вв.» [23]. Он рассматривает «миры-экономики» как пространства развития цивилизаций и активного экономического взаимодействия между ними там же. — С. 15], располагающие собственным полюсом — городом, обеспечивающим деловую активность. Последний является центром концентрации товаров, капиталов, кредита, торговой корреспонденции там же. — С. 21]. Бродель исследует конъюнктурные ритмы в исторической динамике миров-экономик: краткосрочные циклы Китчина, цикл Жюгля- ра (10 лет интерцикл Лабруса (10—12 лет гиперцикл Кузнеца (удвоенный цикл Жюгляра); цикл Кондратьева (50 лети более вековые тенденции — логистические циклы Камерона (150—300 лет) там же. — С. 67, 72]. Разумеется, все эти циклы были современниками друг друга, были синхронны; они сосуществовали, смешавшись, добавляли свои колебания к колебаниям целого или отделялись от него там же. — С. 67]. Бродель выделяет в истории Европы четыре вековых цикла первый с 1250 г. (кульминация в 1350 г) — до 1507— 1510 гг.]; второй с 1510 г. (максимум — в 1650 г) — до 1733—1743 гг.]; третий с 1743 г. (кульминация — в 1817 г) доги четвертый с 1896 гс кульминацией, возможно, в 1979 г. Бродель отметил также тенденцию сокращения продолжительности циклов Эти бесконечные глубинные волны проявляли тенденцию к тому, чтобы сокращаться там же. — С. Циклы взаимодействуют Если сложить… вековую тенденцию и цикл Кондратьева, то мы будем располагать музыкой долгосрочной конъюнктуры, звучащей на два голоса… Добавляя свои движения к подъему или спаду вековой тенденции, циклы Кондратьева усиливали или смягчали ее там же. — С. По оценке Броделя, поворот 1973—1974 гг. открыл период продолжительного спада Современный кризис, который не отрицает нас, более грозен, как если бы ему не удавалось показать свой действительный облик, найти для себя название и модель, которая бы его объясняла там же. — С. 77]. Мы можем предложить такое название это цивилизационный кризис, обусловленный началом замены индустриальной мировой цивилизации следующей за ней постиндустриальной. Впрочем, Бродель, признавая, что кризис х годов ХХ в. угрожает капитализму, все же полагал, что капитализм как система имеет все шансы, чтобы в экономическом плане выйти из передряг окрепшим там же. — С. 647]. Предвидение историка подтвердилось, если не считать того, что это уже не столько индустриальный, сколько постиндустриальный, глубоко трансформированный капи- тализм. Одну из своих работ Бродель специально посвятил истории цивилизаций она опубликована в 1987 г. на французском и 1993 и 1995 гг. на английском языках В первом разделе книги ученый исследовал проблемы теории цивилизаций, подчеркивая, что их история есть история их взаимодействий, однако каждая цивилизация сохраняет при этом свою самобытность там же. — С. 8]. При этом он использовал понятие цивилизации как в единственном (индустриальная, таки во множественном числе (в нашем понимании это различие между мировой и локальными цивилизациями. Бродель обоснованно подчеркивает, что изучение цивилизаций требует объединения усилий всех социальных наук — истории, географии, социологии, экономики, коллективной психологии там же. — С. 9]. Он рассматривает цивилизации с разных точек зрения географической (климат, природная среда и условия для жизни, как определенный тип общества (городского, деревенского и т. п, как экономическое и технологическое единство, как определенный образ мыслей изучает их временные рамки, их судьбы в рамках долгосрочного исторического процесса. Во второй и третьей частях монографии Бродель исследовал исторический путь и особенности развития отдельных цивилизаций — как Востока и Юга (исламский мир, Африка, Китай, Индия, Индокитай, Индонезия, Филиппины, Корея, Япония, таки Запада (Европа, Америка, а также России. Бродель отмечал историческую устойчивость, длительность существования цивилизаций, проходящих через различные этапы своей жизнедеятельности Всякое общество, всякая социальная группа в близком или отдаленном прошлом были прочно включены в цивилизацию, а точнее — вряд цивилизаций, связанных друг с другом и зачастую весьма отличных друг от друга. Каждая из этих цивилизаций и их ансамбль в целом входят в огромный поток истории, и этот поток является для каждого общества источником присущей ему внутренней логики, равно как и многочисленных противоречий… цивилизации являются сущностями, которым присуща очень длительная временная протяженность [22. — С. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций Интересное исследование по истории цивилизаций выполнил известный английский ученый и писатель-фантаст Г. Уэллс (1886— 1946). В фундаментальном труде Очерки истории цивилизации он аргументированно ив яркой форме изложил основные этапы предыстории и истории человечества, ключевые моменты развития первых и последующих цивилизаций. Большое внимание он уделил социокультурным факторам — письменности, искусству, мировым религиям. Уэллс считал Первую мировую войну катастрофой империализма, а русскую революцию — крахом современной западной цивилизации в этой стране там же. — С. 898]. Он сочувственно относился к социалистическим идеям (хотя и отмечал, что по сути своей марксистская доктрина бесплодна, приветствовал первый пятилетний план Если этот план увенчается успехом, то через пять лет Россия должна превратиться в страну огромных производственных комплексов, управляемых народным правительством там же. — С. Преодолеть противоречия в развитии цивилизаций, писал Уэллс, можно путем создания Всемирного федерального государства. Столпами его станут единая мировая религия (значительно упрощенная, а значит, более доступная для понимания, всемирная образовательная организация (процесс образования в соответствии с будущими потребностями будет продолжаться всю жизнь там же. — Си всемирная демократическая политическая организация. Не остались вне поля зрения ученого и вопросы экономики Всемирного государства она, помысли Уэллса, должна заключаться в использовании для общего блага всех естественных ресурсов и новейших научных достижений посредством органов и чиновников единого правительства там же. — С. 932]. При этом Уэллс не считал необходимым сохранять цивилизационное разнообразие. Знаменитый писатель, разумеется, понимал, насколько трудно будет человечеству сформировать подобное Всемирное государство (говоря современным языком — государственно-правовую базу глобальной цивилизации. Возможно, историкам придется отложить, едва начав, написание главы о Всемирном государстве и приступить к написанию других глав, о которых мы и не догадываемся. Эти главы могут быть столь же длинными и столь же полными конфликтов, как и наш рассказ о возникновении, развитии и соперничестве великих держав. Возможно, еще предстоят трагические экономические столкновения, жестокие схватки между расами и классами. Мы не можем отважиться на пророчество и заявить, что главы, которые еще предстоит написать, расскажут об окончательном достижении всемирного политического и социального единства, хотя, возможно, на пути к нему человечество пройдет сквозь длительные паузы поражений и катастроф там же. — С. После написания Уэллсом Очерков истории цивилизации прошло более семидесяти лети мы видим — человечество выбрало второй из описанных Г. Уэллсом, скорбный, путь. В историю Земли вписаны главы о самой кровопролитной в мире войне — Второй мировой, о холодной войне, поставившей человечество на грань самоуничтожения, об угрозе столкновения цивилизаций и волне международного терроризма. Тем не менее, тенденция движения глобальной цивилизации, пусть ив отдаленной перспективе, к политическому единству на основе диалога и партнерства локальных цивилизаций сохраняет свою силу и жизненную необходимость. В послевоенный период получила новое развитие американская цивилизационная школа, сконцентрировавшая внимание на проблемах взаимодействия цивилизаций. Отметим двоих выдающихся представителей этой школы — У. Мак-Нила и С. Хантингтона, которые, правда, придерживаются во многом противоположных взглядов на содержание и роль взаимодействия цивилизаций в их прогрессе. Книга Мак-Нила Восхождение Запада. История человеческого сообщества [118] была опубликована в 1963 г. и сразу стала бестселлером она была издана небывалым для научных монографий тиражом тыс. экземпляров. В 1988 г. ее переиздали с авторским предисловием, где во многом были переосмыслены прежние подходы, а в 2005 г. выпустили и на русском языке. Мак-Нил исходит из того, что решающее значение в историческом прогрессе имеют контакты цивилизаций, из понимания контакта с туземцами, обладающими новыми, неизвестными знаниями и умениями, как основного фактора, способствующего исторически значимым социальным изменениям там же. — С. 13]. Отсюда логически следует вывод Контакты между цивилизациями, существовавшими водно и тоже время, также должны быть основным объектом при изучении мировой истории, поскольку именно они призваны изменить сумму и разнообразие знаний и технологий, присущих каждой цивилизации, и повлиять на общую картину взаимопроникновения культур там же. — СВ работе американского ученого показано все богатство взаимодействия и взаимовлияния цивилизаций — шумерской, египетской, хеттской в древнем мире, культур Среднего Востока, Индии, Китая в последующие периоды, цивилизаций Запада, Востока, Евразии в современную нам эпоху. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций Интересно утверждение Мак-Нила о периодической смене лидирующих цивилизаций Средиземноморские эллинистические цивилизации г. дон. э. — 200 г. н. э, Индии (200–600 гг.), реинтегри- рованный исламом Средний Восток (600—1000 гг.), гегемония китайской цивилизации (1000—1500 гг.), европейской цивилизации Запада там же. — С. 19]. При этом происходит заимствование накопленного цивилизационного наследия Расцвет Китая после г. также опирался на цивилизацию Среднего Востока, как и успех Европы после 1500 г. основывался на заимствовании из ранее сложившихся центров там же. — С. Автор подчеркивает, что с усовершенствованием средств транспорта и связи разные культуры все чаще и сильнее влияют друг на друга там же. — С. 21], что приводит к возникновению ойкумени- ческой всемирной системы, объединяющей все больше людей по разные стороны культурных границ там же. — С. 22]. Наряду с культурным обменом происходили обмен изделиями и технологиями, что привело к возникновению в 1700—1500 гг. дон. э. на Среднем Востоке транснациональной системы космополитического типа, великих империй — Египетской, Хеттской, Ассирийской, Вавилонской и Персидской там же. — С. 24]. Представляется, что говорить применительно к этому периоду о существовании транснациональной системы цивилизаций космополитического типа и великих империй (кроме, пожалуй, Персидской) преждевременно, — хотя мы и отмечаем формирование, начиная с эпохи Древнего мира, глобальной цивилизации как совокупности локальных плюс пространство взаимодействий между ними. Ключевым моментом современной истории цивилизаций Мак- Нил считает 1917 г, когда США вступили в Первую мировую войну, а в России произошла революция. Эти события сделали 1917 год поворотной вехой в истории, обозначив новую фазу в развитии западной и мировой цивилизации, характеризующейся превращением России в коммунистическую страну, достижением Соединенными Штатами статуса мировой державы, уменьшением роли Западной Европы как бесспорного центра и арбитра Западной цивилизации и громадным прогрессом возможностей манипулировать как человеком, таки различными видами энергии там же. — С. 1016]. Американский специалист отмечает процесс сближения, конвергенции советской и американской социальных система также историческую роль российской революции, которая непросто напоминала Французскую и была ее следующим логическим шагом. Российская революция успешно сконцентрировала власть в прежде невиданных военно-поли- тических и экономико-психологических масштабах, как это в свое время сделала Французская революция там же. — СВ разгар холодной войны внимание ученых к проблемам цивилизаций вновь ослабло исследователей занимали в основном проблемы борьбы двух мировых систем, капитализма и социализма, выбора пути обретения независимости странами третьего мира. Однако с окончанием холодной войны, после распада мировой системы социализма вопросы развития различных мировых культур и их взаимоотношений опять заинтересовали ученых и политиков. Этому немало способствовала публикация сначала статьи, а затем и книги американского политолога С. Хантингтона о столкновении цивилизаций Объективной причиной такого перемещения центра внимания стал ответ на вызов новой эпохи, вызов, связанный сформированием постиндустриальной мировой цивилизации, глобализацией и становлением интегрального социокультурного строя и нашедший выражение в формировании пятого (более дифференцированного, чем четвертое) поколения локальных цивилизаций. Суть концепции С. Хантингтона состоит в том, что после окончания холодной войны культурная самобытность, которая в самом широком плане отождествляется с цивилизационной самобытностью, формирует принципы как единства, таки дезинтеграции и конфликтов в международных отношениях [185. — С. 508], порождает угрозу столкновения цивилизаций, прежде всего западной и мусульманской. Концепция аргументируется следующими положениями: ° впервые в мировой истории международная политика стала как многополярной, таки многоцивилизационной; модернизация не порождает универсальной цивилизации и не приводит к вестерниза- ции незападных обществ; ° соотношение сил между цивилизациями меняется — влияние Запада относительно уменьшается, азиатские цивилизации наращивают свою экономическую, военную и политическую мощь, ислам переживает демографический взрыв; ° формируется новый мировой порядок, основанный на отношениях между цивилизациями, страны группируются вокруг ведущих государств своей цивилизации; ° универсалистские претензии Запада все больше приводят его к столкновениям с другими цивилизациями, особенно с исламским миром и Китаем на локальном уровне войны по линиям разломов приводят к дальнейшей эскалации конфликтов; ° выживание Запада зависит от способности американцев утвердить свою западную идентичность, а Запада — принять свою цивили- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ |