Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория цивилизаций массового поражения, уничтожению части такого оружия, в противодействии распространению ядерного вооружения. 4.3. Институты диалога цивилизаций

  • 3. Международные экономические организации

  • 4. Глобальное право

  • Теория цивилизаций 188

  • Число прибывающих туристов Доходы от туризма Показа- млн человек % млрд долл. % тели 1990 2000 2003

  • ТРАНСФОРМАЦИИ СТРУКТУРЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница14 из 66
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   66
    4.2. Сферы диалога и взаимодействия локальных
    цивилизаций
    Отношения диалога и других форм взаимодействия локальных цивилизаций охватывают практически все сферы их жизнедеятельности социокультурную, технологическую, экономическую,
    экологическую, государственно-политическую. Эти отношения имеют различный уровень интенсивности для разных цивилизаций (соседних и отдаленных) ив различных фазах исторических циклов, то усиливаясь, то ослабевая. Диалог цивилизаций в социокультурной сфере. Наиболее очевидный и интенсивный характер имеет диалог цивилизаций в сфере духовного воспроизводства — науки, культуры, образования, этики, религии, идеологии.
    Наука как и реализующие ее достижения инновации) не имеет четко выраженных цивилизационных признаков. Научные открытия, изобретения, концепции, теории, парадигмы появляются в разных цивилизациях в те или иные периоды времени и распространяются в пространстве глобальной цивилизации, способствуя ее прогрессу на основе эпохальных, базисных и улучшающих инноваций. Каждый переворот в науке, реализующие его научные школы имеют свой эпицентр — страну, цивилизацию, находящуюся в данный период на вершине научного творчества, затем он подхватывается и развивается учеными других стран и цивилизаций.
    Обычно отсчет истории науки ведут от научной революции,
    происшедшей в Древней Греции в VI—IV вв. дон. э. Именно тогда в Афинах и других греческих городах-полисах наблюдался взлет научной мысли, началось формирование абстрактных наук, которые и поныне составляют фундамент научного мировоззрения.
    Однако в действительности наука зародилась еще в эпоху первых локальных цивилизаций в Египте, Двуречье, Индии, Китае. В. И. Вернадский, выступая в ноябре 1926 г. на первом публич-
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    в конце ХХ в. возникли и признаки приближающегося ренессанса высокой культуры.
    Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии,
    принятая в ноябре 2001 г, отмечает, что процесс глобализации,
    стимулируемый быстрым развитием информационных и коммуникационных технологий, хотя и представляет вызов для культурного разнообразия, вместе стем создает условия для нового диалога между культурами и цивилизациями [44. — СВ декларации подчеркивается будучи и источником новаторства и творчества, культурное разнообразие также необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений там же. — С. 15]. ЮНЕСКО призывает осуществить переход от культурного разнообразия к культурному плюрализму:
    «В нашем обществе, которое становится все более разнообразным,
    следует обеспечить гармоничное взаимодействие и стремление к сосуществованию людей и сообществ с плюралистической многообразной и динамичной культурной самобытностью… Полити- ческий плюрализм представляет собой политический ответ на реалии культурного разнообразия. Культурный плюрализм, неразрывно связанный с демократией, создает благоприятную среду для культурных обменов и расцвета творческих способностей, питающих жизненные силы общества там же. — СВ начале XXI в. усилились две тенденции, угрожающие культурному разнообразию и препятствующие диалогу культур. С одной стороны, современные информационные коммуникационные технологии, и прежде всего Интернет, являются мощным каналом навязывания культурных и цивилизационных ценностей Запада иным цивилизациями культурам, особенно молодому поколению,
    в формировании мировоззрения которого все большую роль играют технологии. Это реальная и быстро возрастающая угроза уничтожения культурного и цивилизационного разнообразия, деградации духовной сферы человечества. С другой стороны, усиление национальной и цивилизационной идентификации, подчеркивание самобытности культур, попытки обособить их от глобального культурного прогресса обедняют духовный мир каждой нации и всего человечества. Подобные негативные установки отчетливо проявились на постсоветском пространстве в е годы, когда русский язык как язык межнационального и межцивилизационного общения, представляющий богатство русской культуры, в ряде чивается ив наши дни, являясь непременной составной частью смены индустриальной мировой цивилизации постиндустриальной, а чувственного социокультурного строя — интегральным. Лидерами переворота в области естественных и технических наук являются североамериканская, западноевропейская и японская цивилизации в области общественных наук на первые позиции имеет шансы выйти российская цивилизация. Но для распространения новой, радикально меняющейся картины мира необходимо еще большее расширение диалога и партнерства цивилизаций в научной сфере. Одной из эффективных его форм может стать создание под эгидой ЮНЕСКО интернет-портала Всемирное научное наследие. С такой инициативой выступили Международный институт Питирима Сорокина — Николая Кондратьева и Санкт-
    Петербургский государственный университет.
    В области культуры диалог цивилизаций развивается на всем протяжении их существования, но имеет иные формы, чем вобла- сти науки, поскольку культура каждой цивилизации своеобразна и неповторима, входит в состав ее оригинального генотипа. И хотя цивилизационный обмен культурными ценностями идет полным ходом, распространяются художественные и архитектурные стили, унифицируются технические средства распространения культур (печатный станок, радио, телевидение, Интернет, по-прежне- му важно сохранять культурное разнообразие, избегать стандартизации культур. В истории человечества неоднократно происходила гибель культур в результате столкновения цивилизаций пример минойская культура. Огромный ущерб культурному наследию наносят войны, особенно мировые.
    Общей тенденцией является усиление взаимовлияния национальных и цивилизационных культур, обмена культурными ценностями, формирование глобального информационно-культурного пространства, что способствует взаимопониманию народов, входящих в разные цивилизационные сообщества. Авторы доклада ООН
    о диалоге цивилизаций считают, что в XXI веке самыми серьезными угрозами международной безопасности будут культурные, а не экономические и политические проблемы [165. — С. Однако нельзя не отметить и опасную тенденцию, проявившуюся в период заката индустриального общества, когда с помощью современных информационных технологий в мире началось распространение массовой культуры. Она лишена каких-либо на- ционально-цивилизационных особенностей и все больше вытесняет высокую и народную культуру. В противовес этой тенденции Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    религий (католицизма, православия, ислама, буддизма и т. д.)
    формируется и цементируется духовная общность различных народов, этносов, наций, входящих в одну цивилизацию. С другой межконфессиональные противоречия нередко становятся причиной межцивилизационных столкновений, религиозных войн для
    «истребления неверных. Общей тенденцией XIX в. и большей части ХХ в. было ослабление влияния религий. Однако в конце прошлого столетия оно вновь усилилось, во всем мире появилось множество религиозных сект и верований, что было вызвано общим кризисом духовной сферы в период заката индустриального общества.
    Ренессанс религий и диалог между ними имеет свои положительные стороны, способствуя укреплению моральных устоев цивилизаций, семейных уз, противодействуя потере духовности и подрыву веками складывавшихся этических норм. В основе всех мировых религий лежат общие моральные устои, и диалог конфессий помогает их выявить, преодолеть враждебность к инакове- рующим или неверующим, победить религиозный фанатизм.
    В тоже время опасной тенденцией стало распространение религиозного фундаментализма, человеконенавистнических секта также стремление церковных институтов занять доминирующее положение в обществе и государстве, подчинить себе иные формы духовной жизни и политическую сферу, вернуться к господствующему положению церкви периода средневековья, восстановить преобладание идеационального (сверхчувственного) социокультурного строя с присущими ему институтами. Предсказанное Питиримом Сорокиным становление интегрального социокультурного строя поможет установить оптимальные пропорции и взаимоотношения между различными составляющими духовной жизни, чему будет способствовать диалог между конфессиями и циви- лизациями.
    Одной из фундаментальных основ развития диалога между цивилизациями авторы доклада ООН считают выработку глобальной этики, которая должна синтезировать ценности всех цивилизаций. Идея глобальной этики была выдвинута Парламентом мировых религий в 1993 г Глобальная этика для институтов гражданского общества, для лидеров и представителей требует страстного желания и стремления к миру, справедливости, партнерству,
    правде. Это четыре стояка системы глобальной этики, которые помогут нам выйти из порочного лабиринта бесконечной ненависти и встать на путь примирения [165. — С. 158]. Глобальная этика стран СНГ и бывших стран СЭВ стал ограничиваться и вытесняться. Мало того, в отдельных государствах проводится активная дискриминация русскоязычного населения, преподаванию русского языка и литературы ставятся всевозможные препоны. Тем самым небольшим народам не дают возможности участвовать в межгосударственном и международном диалоге культур.
    Надо полагать, что в перспективе эти ограничения и реальные угрозы будут преодолены, будет найдено оптимальное соотношение между самобытностью культур и цивилизаций и их открытостью для диалога и взаимообогащения.
    Важнейшим пространством диалога и сотрудничества цивилизаций является образование. Сего помощью у подрастающего поколения формируются необходимые знания и навыки, молодежь воспринимает цивилизационный генотип, духовное наследие, созданное предыдущими поколениями. Каждая цивилизация имеет свою, веками создаваемую систему образования, которая отвечает специфическим условиям ее развития, ее культурным ценностям.
    У одних цивилизаций преобладает светское образование, у других — религиозное есть различия ив общем уровне грамотности населения, ив количестве и структуре ступеней образования. В тоже время преобладает тенденция сближения национальных систем образования, требований к их содержанию и институциональным формам. Между странами и цивилизациями идет активный диалог в области образования как через деятельность
    ЮНЕСКО, провозгласившей Всемирное десятилетие развития образования, таки через обмен студентами и преподавателями,
    учебными материалами и технологиями, распространение систем непрерывного образования и дистанционного обучения, использование в образовательных целях Интернета.
    Однако этот процесс имеет и свои отрицательные стороны.
    Они связаны со стремлением к стандартизации и излишней прагматичности образовательных систем, к их унификации по западным образцам, ослаблением творческих начал, запоздалой передачей следующему поколению постиндустриальной научной парадигмы.
    Эти тревожные признаки все более проявляются в проводимой в России реформе образования, ориентированной на западные стандарты. Результат — утрата сложившихся в России школ и течений креативной педагогики, которые позволяли бы специалистам находить эффективные решения в нестандартных ситуациях.
    Диалог и взаимодействие цивилизаций в религиозной сфере

    играют двоякую роль. С одной стороны, с помощью мировых Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Он займет десятилетия, если не столетия, потребует преодоления веками складывавшихся стереотипов взаимного недоверия и вражды, обучения диалогу следующих друг за другом поколений людей. Лишь на этой основе можно реализовать ту оптимистическую надежду, которую выразили авторы доклада ООН о диалоге цивилизаций Мы верим, что позитивные силы глобализации и здоровый поиск национально-культурной идентичности могут создать благую тенденцию, которая в ближайшие десятилетия поднимет на новый уровень духовность людей. Единство, взаимное обучение и многообразие человеческого наследия определяют благоприятные последствия глобализации, которая приветствует и стимулирует развитие общества. Это укрепит взаимные связи между цивилизациями и сделает возможным их диалог, входе которого голос каждой цивилизации отзовется эхом, воодушевит и вдохновит других. Звучащий стройный аккорд — это настоящая многонациональная гармония, отражающая культуры разных народов и разных времен. В связи с этим хотелось бы отметить, что самой фундаментальной и широко распространенной ценностью,
    лежащей в основе всех общих ценностей, становится гуманизм»
    [там же. — С. Однако, оценивая нынешнюю ситуацию в мире с позиции трезвого реализма, следует отметить, что для такой гармонии и торжества гуманизма пока еще далеко (хотя, по нашему мнению, гуманизм вместе с ноосферным мышлением и образом действий является ядром постиндустриальной мировой цивилизации, ее специфической особенностью. Пока же голоса и инструменты мирового оркестра звучат в духе враждебности, противостояния государств и цивилизаций. Потребуются мобилизация всех здоровых сил человечества и десятилетия работы, чтобы межцивилизационная гармония, диалоги партнерство стали преобладающими. Диалоги взаимодействие цивилизаций в сфере экономики

    являются важнейшими условиями прогресса локальных цивилизаций уже с момента их возникновения. В основе диалога лежит международное разделение труда, нарастающий обмен товарами и услугами, поэтапное формирование континентальных и мировых рынков. Рынок является миротворцем, он порождает взаимный экономический интерес к укреплению межгосударственного и межцивилизационного сотрудничества.
    Каждая историческая эпоха, каждая последующая мировая цивилизация вносит свой вклад в упрочение экономических связей поможет преодолеть семь социальных грехов человека, названных Махатмой Ганди:
    «Политика без принципов,
    Богатство без труда,
    Удовольствие без совести,
    Знание без честности,
    Бизнес без морали,
    Наука без гуманности,
    Религия без жертвенности там же. — С. Необходимость выработки свода этических правили морали,
    меняющего характер глобализации и ставящего ее на службу всему человечеству, подчеркивал папа Иоанн Павел II в обращении к Папской академии социальных наук в 2001 г Глобализация априорно нехороша и неплоха. Она будет такой, какой ее сделают люди. Никакая система не может завершить самое себя, поэтому следует настаивать, чтобы глобализация, как любая другая система, была бы на службе у человечества она должна служить солидарности и общему благу… Человечество, начав процесс глобализации, не может обходиться без общего свода этики и морали.
    Этот сводне означает единственную доминирующую социально- экономическую систему или культуру, которая бы навязывала свои ценности и критерии этической аргументации. Всеобщие человеческие ценности существуют во всем многообразии культурных форм, и их следует найти и выделить как ведущую силу всего развития и прогресса там же. — С. Диалог религий, являющийся важной составной частью диалога цивилизаций, должен способствовать выработке и распространению основ глобальной этики. И непутем замены ныне существующих, закрепленных столетиями этических ценностей отдельных культура путем выявления их общего знаменателя общечеловеческой системы ценностей как непременного составного элемента генотипа глобальной цивилизации, путем преодоления межцивилизационных конфликтов, религиозного фундаментализма, в какой бы форме ив рамках какой бы конфессии или секты они ни проявлялись. В этом заключается важнейшая функция всех религий и религиозных институтов, их ответственность перед прошлыми, настоящими будущими поколениями. Это одна из тех ниш, которую религия может занять в будущем интегральном обществе.
    Не следует думать, что становление диалога цивилизаций во всем многообразии его форм и сфер действия — процесс быстрый.
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    нерами, доминирование более сильной цивилизации, экономическое принуждение, неэквивалентный обмен. Так было ив древности, когда мировые империи, включавшие экономики разных цивилизаций (империя Ахеменидов, Александра Македонского, Римская империя, организовывали обмен между центром и периферией, выкачивая из провинций значительную часть прибавочного,
    а то и необходимого продукта. Так было в период завоевания западноевропейской цивилизацией Америки, Африки, Океании,
    когда потоки золота и серебра, экзотических товаров устремились в метрополии колониальных империй. Такого же рода неравноправные отношения наблюдаются и сейчас, когда ТНК забирают у более слабых стран и цивилизаций (не только из африканской,
    латиноамериканской, но и из распавшейся в е годы евразийской) ресурсы, капиталы, рабочую силу. Это дало основание Н. Н. Моисееву характеризовать современный мир ТНК» как дьявольский насос, выкачивающий из отсталых стран капиталы,
    ресурсы, таланты [136. — С. Конечно, и здесь можно говорить об экономическом диалоге цивилизаций но это скорее форма, поскольку содержанием является господство сильных цивилизаций над слабыми, поляризация с помощью экономических инструментов доходов разных стран и цивилизаций. Такс по 2000 г. разрыв по уровню ВВП надушу населения по паритету покупательной способности между североамериканской и африканской цивилизациями вырос с 8,9 до 37,8 раза [133. — С. Диалог между цивилизациями в экономической сфере предполагает перелом сложившихся ранее форм неравноправного обмена, формирование такого типа отношений, который будет способствовать сближению уровней экономического развития разных стран, опережающему темпу роста ВВП и уровня жизни в отсталых, наиболее бедных государствах. В 2003 г, поданным Всемирного банка, средний доход надушу населения стран с высоким уровнем доходов (972 млн человек — 15,5% населения мира) превышал аналогичные показатели в странах с низким уровнем доходов млн человек — 36,9% населения мира) враз потеку- щему валютному курсу ив раз — по паритету покупательной способности [271. — C. 24]. Глобализация же, базирующаяся на неолиберальной модели, углубляет пропасть между богатыми и бедными народами и цивилизациями.
    Авторы доклада ООН о диалоге между цивилизациями выражают надежду, что он будет способствовать преодолению этой и развитие их форм. В конце ХХ в. экономическое взаимодействие осуществляется путем обмена товарами и услугами, валютно- финансовых отношений, создания международных финансовых институтов (Всемирный банки Международный валютный фонд, интеграционных союзов (Европейский союз, Азиатско-
    Тихоокеанское экономическое сообщество, НАФТА, транснациональных корпораций, обучения менеджеров, интенсивного обмена опытом экономического управления и ведения деловых операций и т. д.
    Объем мировой торговли между странами и цивилизациями растет опережающими темпами по сравнению с ВВП. Экспортная квота (отношение экспорта к ВВП) в целом по миру выросла св г. до 20,2% в 2000 г, в том числе по развитым странам с 9,1% до 16,7%, по развивающимся странам — с 12% до 31,4%, по странам с переходной экономикой — с 7,4% (1970 г) до 37,7%
    [202. — С. Собственно говоря, вся система экономических отношений как внутри страны, таки в мировом хозяйстве пронизана диалогом между продавцами и покупателями, производителями и потребителями товаров и услуг, кредиторами и должниками, плательщиками налогов и фискальными органами, инвесторами и реципиентами, государствами и международными экономическими организациями. Исторический опыт подтверждает это. Неслучайно разведчиками и первопроходцами в диалоге цивилизаций были купцы, рисковавшие товарами и жизнью в своих дальних странствиях. Чтобы продать свои товары в чужих странах, купцы должны былине только найти общий язык с местными покупателями, но и погрузиться в иную цивилизацию, понять ее сущность и особенности, определяющие спрос нате или иные товары. Великие торговые пути — Великий шелковый путь, пути из варяг в греки и из варяг в персы, Великий Волжский путь, морские и океанические пути в Индию и Америку одновременно были магистралями диалога цивилизаций. Движение по ним не только способствовало более полному насыщению рынков разнообразными товарами,
    развитию международной конкуренции и кооперации, но и благоприятствовало экономическому прогрессу, помогало осваивать более эффективные формы экономических отношений, распространять и унифицировать товарно-денежные институты и инструменты.
    Однако следует сразу отметить, что межцивилизационные экономические отношения бывают двух типов. Один из них предполагает неравноправные отношения между экономическими парт-
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    труда, формы его организации, доказавшие свою эффективность и способствующие росту его производительности, — все это путем обмена технологическим опытом тут же становится достоянием многих цивилизаций, находит выражение в смене поколений техники и технологий, технологических укладов, технологических способов производства и способствует переходу мировой и гло- пропасти Мы надеемся, что с помощью диалога между цивилизациями можно поддержать позитивные силы глобализации, чтобы укрепить материальное, моральное, эстетическое и духовное благосостояние, а также позаботиться о тех безгласных и обездоленных, кто оказался в непривилегированном положении из-за современных тенденций развития экономики [165. — С. 57]. Но эту надежду нужно наполнить конкретным содержанием,
    выработать новый глобальный экономический порядок, систему межцивилизационных экономических отношений, имеющих целью сократить разрыв между богатыми и бедными странами и цивилизациями. Этому могли бы способствовать выработанные
    Международным институтом Питирима Сорокина — Николая
    Кондратьева и предложенные на заседании круглого стола Глобального гражданского форума в рамках Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (механизмы формирования глобальных фондов за счет отчислений от сверхприбылей, полученных в результате использования преимуществ мировой торговли и глобализации (рис. Фонды эти пополнялись бы следующим образом глобальный экологический фонд — за счет отчислений от мировой природной ренты при экспорте природного сырья, а также изъятия мировой экологической антиренты, полученной вследствие хищнического использования природных ресурсов и нанесения ущерба окружающей среде (здесь может быть использован модифицированный механизм Киотского протокола глобальный технологический фонд — за счет отчислений от мировой технологической квазиренты, то есть сверхприбыли при экспорте продукции машиностроения, высокотехнологичной продукции, вооружений глобальный социокультурный фонд — за счет отчислений от мировой финансовой квазиренты, полученной в результате операций на мировых фондовых биржах.
    Создание таких фондов стало бы конкретной формой диалога и партнерства цивилизаций в экономической сфере, позволило бы изменить характер глобализации, используя ее преимущества для сближения уровня жизни населения в разных странах и цивилизациях, ослабить вопиющее неравенство между ними, которое служит питательной средой для межнациональных конфликтов и международного терроризма. Диалог цивилизаций в технологической сфере очевиден.
    Энергетические источники, технологии, новые орудия и предметы
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    174
    175
    Глобальный
    экологический
    фонд
    Отчисления
    ТНК и государств от мировой
    природной
    ренты
    и
    экологической
    антиренты
    Помощь странам с низкими
    доходами и отсутствием
    природных ресурсов;
    финансирование
    глобальных экологических
    программ и проектов;
    поддержка при больших
    стихийных бедствиях
    (страховой фонд)
    Глобальный
    технологи-
    ческий
    фонд
    Отчисления
    ТНК и государств от мировой
    технологи-
    ческой
    квазиренты
    Финансирование
    глобальных научных,
    технологических и инновационных программ и проектов;
    поддержка научного и технологического развития
    стран с низкими доходами;
    развитие глобальных
    научных и информационных
    систем
    Глобальный
    социо-
    культурный
    фонд
    Отчисления
    ТНК и мировых
    финансовых
    центров от
    мировой
    финансовой
    квазиренты
    Финансирование
    образовательных программ
    в странах с низкими
    доходами;
    поддержка программ и проектов сохранения природного,
    культурного и научного
    наследия;
    финансирование проектов
    диалога между цивилизациями,
    распространение культуры
    мира;
    поддержка гуманитарных
    исследований
    Рисунок 4.2. Система глобальных фондов
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    недеятельности населения планеты, таки по уровню загрязнения окружающей среды (в том числе радиационному, объему вредных выбросов в атмосферу и т. п. Так, в 2002 г. на страны с высоким уровнем доходов (североамериканская, западноевропейская и японская цивилизации) приходилось 37,3% производимой в мире энергии и 51% ее потребления, а в 2000 г. — 51,4% выбросов в атмосферу двуокиси углерода. На страны же с низким уровнем дохода (в основном индийская, африканская и мусульманская цивилизации соответственно 11,2%, 10,6% и Во взаимоотношениях человека и природы, в борьбе с природными катаклизмами и катастрофами, с растущим загрязнением окружающей среды ярче всего проявляется общность интересов локальных цивилизаций. По мере того как усиливается влияние человеческой деятельности на биосферу, развивается ноосфера,
    нарастает угроза локальных и глобальных экологических катастроф, эта общность интересов становится все более очевидной. Однако влекомые ближайшими целями, в погоне за прибылями и экономическим ростом страны-лидеры потребляют неизмеримо больше природных ресурсов, в глобальных масштабах загрязняют вредными выбросами атмосферу, моря и океаны это же относится и к странам с высокой концентрацией населения.
    Экологическое взаимодействие локальных цивилизаций осуществляется в различных формах совместного использования на основе международной торговли и прямых иностранных инвестиций природных ресурсов,
    имеющих глобальный характер, прежде всего энергетических объединения усилий по сокращению вредных выбросов в природную среду и при ликвидации природных катастроф и бедствий межцивилизационного и планетарного значения выработки общей концепции устойчивого развития, перспективной экологической политики, международных экологических стандартов, мер по предупреждению разрушения озона.
    Наиболее полное выражение диалоги сотрудничество цивилизаций в сфере экологии нашли выражение в следующих документах и мероприятиях проведение Стокгольмской конференции по окружающей среде, создание Программы ООН по окружающей среде (1972);
    ° разработка Всемирной стратегии охраны природы (1980);
    ° образование Глобальной системы наблюдения за климатом образование Глобального экологического фонда (бальной цивилизации на новый технологический уровень. Это проявляется в том, что периодически по планете прокатываются волны базисных и эпохальных инноваций, которые реализуются в потоках улучшающих инноваций.
    Однако этот путь диалога и прогресса цивилизаций не так прост, последователен и безоблачен, как может показаться спер- вого взгляда.
    Во-первых, технологический прорыв осуществляется авангардными цивилизациями и странами, которые располагают необходимыми предпосылками и условиями для него. Остальные страны и цивилизации находятся либо во втором эшелоне, подхватывая освоенные лидерами технологические достижения, либо в третьем эшелоне, где преобладают ушедшие в прошлое технологические уклады, а то и технологические способы производства, и нет ни кадровых, ни производственных, ни финансовых ресурсов для осуществления прорыва.
    Во-вторых, авангардные страны и цивилизации используют свои конкурентные преимущества для того, чтобы в максимальном объеме и возможно дольше получать сверхприбыль — мировую технологическую (инновационную) квазиренту, эксплуатируя технологическую отсталость своих партнеров на мировом рынке.
    В-третьих, страны-лидеры активно используют механизмы реализации патентного права для присвоения технологической ква- зиренты (включая ее интеллектуальную составляющую, монополизации технологических достижений. Поданным Всемирного банка, в 2002 г. страны с высоким доходом получили 97,9% роялти и лицензионных платежей (90,5 млрд долл, тогда как страны с низким доходом — всего 0,05%, Россия — 0,19% [271. — C. Разница технологических уровней развития цивилизаций, определяя конкурентоспособность их продукции на мировых рынках, лежит в основе их экономической стратификации. Поэтому важнейшим направлением диалога и партнерства цивилизаций должно стать их сотрудничество в освоении и распространении постиндустриального технологического способа производства, современного пятого и перспективного шестого технологических укладов. Это позволит сократить технологический разрыв между странами мира, многократно возросший за два с лишним века преобладания индустриальной мировой цивилизации. Экологическая сфера диалога цивилизаций обусловлена значительной разницей как по уровню обеспечения цивилизаций разнообразными природными ресурсами, необходимыми для жиз-
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    вилизационных конфликтов (Югославия, Таджикистан, Закавказье, Молдавия, оккупация Афганистана и Ирака, всплеск международного терроризма как новейшей формы противоборства цивилизаций. Это делает проблему их диалога еще более ак- туальной.
    Не менее важным является формирование нового геополитического мироустройства, гарантирующего равноправие, сотрудничество, взаимный учет интересов всех цивилизаций, независимо от их масштабов, экономической и военной силы. Эту идею подчеркивал президент Ирана Саид Мухаммед Хаттами в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 сентября 1998 г Признание необходимости, а также важности диалога и отказа от силы,
    содействие пониманию в культурной, экономической и политической областях, укрепление основ свободы, справедливости и прав человека находятся в числе самых ценных достижений этого столетия. Укрепление взаимного уважения, будь тона национальном или международном уровнях, является условием для диалога среди общества и цивилизаций, представляющих различные взгляды,
    традиции и подходы. Если человечество вначале нового века и тысячелетия приложит свои силы к тому, чтобы наладить диалог, заменив враждебность и конфликты на вступление в переговоры и взаимопонимание, оно оставит бесценное наследие набла- го будущих поколений [165. — С. Препятствием на пути к диалогу становится стремление самой мощной цивилизации — североамериканской — установить глобальное доминирование единственной оставшейся сверхдержавы США, навязать западную систему ценностей всем остальным цивилизациям. Однако эти действия встречают всевозрастающее сопротивление и становятся опасным импульсом для межцивилиза- ционных конфликтов. Преодолеть подобные угрозы можно лишь путем диалога и сотрудничества всех цивилизаций в рамках мно- гополярного мира, признавая их многообразие и равноправие,
    учитывая своеобразие интересов и исторического опыта. Глобализация и расширение личных контактов между представителями разных цивилизаций создают для этого благоприятные условия,
    что отмечает Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан: Сегодня глобализация, миграция, возможность общения и путешествий привели к тому, что представители разных рас, культур, этнических групп могут чаще общаться друг с другом. Более чем когда- либо люди стали понимать, что они формируются под влиянием многих культур и что умение одновременно воспринимать и свое подготовка и публикация доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Our Common Наше общее будущее, с обоснованием концепции устойчивого развития. Суть ее выражена в краткой формуле Устойчивое развитие является процессом изменений, в которых эксплуатация ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технологического развития и институциональные изменения находятся в гармонии, повышают ценность текущего и будущего потенциала с целью удовлетворения человеческих потребностей и стремлений. — С. 53], оптимально сочетая интересы настоящего и будущих поколений. Доклад был опубликован в 1987 г, русский перевод в 1989 г.;
    °
    проведение конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), одобрившей концепцию устойчивого развития;
    °
    одобрение Киотского протокола (1997), наметившего формирование глобального экономического механизма, стимулирующего сокращение вредных выбросов в окружающую среду;
    °
    подготовка и публикация ЮНЕП доклада Глобальная экологическая перспектива — 3. Прошлое, настоящее и будущее. В нем рассмотрены четыре сценария глобального экологического развития на перспективу доги намечена программа совместных действий [46. — Разд. 3, организация Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию и Глобального гражданского форума в Йоханнесбурге, на которых была подтверждена и развита глобальная концепция устойчивого развития, особое внимание уделено проблемам альтернативной энергетики, водных ресурсов.
    Пожалуй, в сфере экологии достигнут наиболее впечатляющий прогресс в диалоге и сотрудничестве цивилизаций, хотя многие вопросы еще не решены. Диалог цивилизаций в геополитической сфере носит наиболее сложный, противоречивый, неустойчивый характер. Если первая половина ХХ в. была отмечена двумя самыми кровопролитными в истории человечества межи внутрицивилизацион- ными конфликтами — Первой и Второй мировыми войнами, то во второй половине столетия взял верх диалог цивилизаций,
    хотя и шедший на фоне холодной войны, сопровождавшейся конфликтами межцивилизационного характера (войны в Корее и Вьетнаме. Конец биполярного мира, распад СССР, СЭВ, Варшавского договора ознаменовало обострение локальных межци-
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    массового поражения, уничтожению части такого оружия, в противодействии распространению ядерного вооружения.
    4.3. Институты диалога цивилизаций
    Во второй половине ХХ в. сформировался ряд международных институтов, через которые осуществляется диалог цивилизаций;
    роль этих институтов будет возрастать в наступившем столетии,
    одновременно с дальнейшим расширением и интенсификацией диалога и сотрудничества цивилизаций. Универсальные институты — ООН и ее организации.
    Наиболее всеобщим, охватывающим все цивилизации институтом диалога цивилизаций является Организация Объединенных
    Наций: ее главные органы (Генеральная Ассамблея ООН, Совет
    Безопасности, Генеральный секретарь ООН) и специализированные подразделения (Экономический и Социальный совет,
    ЮНЕСКО, ЮНЕП, ПРООН, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная продовольственная организация и др. Хотя основными действующими лицами в этих организациях выступают государства, однако в реальной работе все более отчетливо проявляется тенденция диалога цивилизаций (тем более, что отдельные члены ООН представляют самостоятельные цивилизации — китайскую, индийскую, японскую) и взаимодействия с неправительственными организациями, выражающими интересы глобального гражданского общества. Эта тенденция отчетливо проявилась на встрече в верхах по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002), когда наряду с заседаниями правительственных делегаций проходили Глобальный гражданский форум. В его работе приняли участие около 50 тыс. ученых, политических деятелей, экологов, представителей молодежных организаций. Авторы доклада ООН по диалогу между цивилизациями предвидят, что такая тенденция в дальнейшем усилится:
    «В известном смысле система ООН предлагает рамки, в которых когда-нибудь будет создана великая коалиция между гражданским обществом и институтами… После создания такой коалиции институты смогут выжить лишь в том случае, если будут удовлетворительно отвечать на вопросы, предъявляемые гражданским обществом, а гражданское общество сможет сохранить лидирующие позиции, если будет отвечать нашим общим убеж- и чужое становится мощным источником и знания, и понимания»
    [там же. — С. Любая локальная цивилизация и составляющие ее государства находятся в постоянном контакте с соседями. Взаимодействие цивилизаций здесь находит выражение в двух крайних формах (войны либо, напротив, военно-политические союзы) и множестве промежуточных состояний. Речь необязательно идет об общеци- вилизационном партнерстве или столкновении — такое встречается редко (пример тому — монгольское нашествие, крестовые походы, наполеоновские войны. Чаще войны и союзы возникают между соседними государствами, входящими в разные цивилизации.
    При любых формах соперничества и сотрудничества происходит активный обмен техническими средствами и приемами ведения войны, стремительное распространение технических достижений в этой области (огнестрельное оружие, танки и самолеты, атомное оружие и т. п. Но столкновение не исключает и диалога. Заимствуются эффективные формы организации политической власти в XIX в. так произошло распространение парламентаризма, а во второй четверти ХХ столетия — организации вооруженных сил и военно-политических союзов. Поскольку от военно-полити- ческих успехов зависят выживание государств, судьбы народов и цивилизаций, тов этой области наблюдаются концентрация интеллектуальных и финансовых ресурсов и острое соперничество. Общей тенденцией является нарастание (неравномерное, спи- ком в периоды войн и военных приготовлений) роли милитаризма в экономике ив целом в обществе. Достижения военно-техничес- кого прогресса со временем осваиваются ив гражданских отраслях. Однако наделе войны и милитаризм сдерживают развитие глобальной цивилизации, поскольку производством духовной и гражданской продукции занимается наиболее активная и квалифицированная часть населения, а в войнах гибнут миллионы людей, разрушаются материальные ценности народов, уничтожаются культурно-исторические памятники. Диалог цивилизаций наблюдается даже в условиях военных конфликтов.
    Создание оружия массового уничтожения делает столкновение между цивилизациями в глобальных масштабах бессмысленным в нем не будет победителей. Это делает насущной потребностью диалог цивилизаций в области разоружения, что находит выражение в российско-американских договоренностях и практических шагах по ограничению и сокращению некоторых видов оружия
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Совета Безопасности, дабы он представлял все локальные цивилизации возложение на специализированные организации ООН
    функций по отдельным направлениям реализации глобальной стратегии устойчивого развития создание под эгидой ООН и ЮНЕСКО глобального научного совета по устойчивому развитию, в который вошли бы выдающиеся ученые всех цивилизаций.
    Расширение функций глобальных органов вовсе не означает отказ от суверенитета национальных государств однако они вынуждены передавать некоторую часть своих функций нагло- бальный уровень, чтобы обеспечить выживание и развитие всего человечества, предотвратить самоубийственное столкновение цивилизаций.
    Мы полагаем, что исторической тенденцией развития глобальной цивилизации на ближайшие десятилетия станет трансформация ООН и других международных институтов во Всемирную
    конфедерацию государств и цивилизаций см. т. II, Глобальные институты должны строиться на основе равноправного диалога и сотрудничества всех цивилизаций, чтобы избежать опасности гегемонии одной сверхдержавы, на что ориентирует З. Бжезинский: Американская мощь проявляется через глобальную систему явно американского покроя, отражающую внутренний американский опыт… Америка стоит в центре взаимозависимой вселенной, такой, в которой власть осуществляется через постоянное маневрирование, диалог, диффузию и стремление к формальному консенсусу, хотя эта власть происходит в конце концов из единого источника, а именно Вашингтон, округ
    Колумбия… Американское превосходство, таким образом, породило новый международный порядок, который не только копирует, но и воспроизводит за рубежом многие черты американской системы [17. — С. 36, Это откровенная заявка на формирование глобальной империи,
    в которой США принадлежит доминирующая роль, а остальные цивилизации копируют и воспроизводят ее ценности. К счастью,
    такой унифицированный, однополярный мир не имеет шансов стать удручающей реальностью. Более реален другой путь — формирование многополярного мира на основе диалога и сотрудничества всех цивилизаций, сохраняющих свою самобытность. Региональные межцивилизационные объединения
    типа
    Европейского союза, Африканского союза, НАФТА, Азиатско- дениям, ценностями надеждам на расцвет многообразия при отсутствии страха [165. — С. Постепенно прорисовываются контуры будущего властного
    механизма самоуправления глобальной цивилизации, основанного на принципе разделения и кооперации властей глобальный представительный орган — Генеральная Ассамблея ООН, которая постепенно будет наделяться все большими законодательными функциями, определять перспективы глобального устойчивого развития исполнительные органы — Совет Безопасности ООН, Генеральный секретарь ООН и его аппарат — нечто вроде Всемирного правительства международные трибуналы и суды, реализующие функции глобальной судебной власти на основе глобального права.
    В деятельности ООН все более активно будут принимать участие международные неправительственные организации, сообщества ученых, религиозных деятелей и т. п. Эта тенденция отмечена в том же докладе Вероятно, ряд уже существующих сообществ следовало бы так или иначе подключить к деятельности ООН. Нелогично ли предположить, что во времена богатой технологической эволюции, во времена биотехнологии и генной инженерии ученые могли бы занять первые ряды кресел в работе этой всемирной организации и внести свой вклад в политические дебаты Такая деятельность подходит им как ничто другое, ибо научное сообщество по необходимости было глобализировано раньше других, еще до наступления последнего десятилетия. Быть может, в ближайшем будущем станет возможной консультативная роль
    Совета безопасности ученых при Генеральном секретаре там же. С. 130]. Вероятно, уместнее говорить о Совете мудрецов, чем о Совете безопасности. Во всяком случае, очевидна необходимость привлекать лучшие интеллектуальные силы планеты для решения сложнейших вопросов функционирования и развития глобальной цивилизации, диалога и конфликтов между локальными цивили- зациями.
    Предложения о трансформации ООН в этом направлении высказывались авторами настоящего исследования на заседании
    «круглого стола Всемирной встречи по устойчивому развитию в Йоханнесбурге и были опубликованы. Эти предложения включают следующие элементы придание Генеральной Ассамблее ООН некоторых функций глобального законодательного органа расширение состава
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    При этом может быть очень полезен опыт регулирования внутри- и межцивилизационных отношений в рамках существующих региональных международных организаций, например Европейского союза.
    Формирование глобального права, его использование в процессе диалога и сотрудничества цивилизаций предполагает решение ряда непростых проблем. Во-первых, необходимо придать международным представительным органам, выражающим интересы всех стран мира (например, Генеральной Ассамблее ООН, законодательные функции, признать издаваемые ими акты обязательными для всех участников глобальных отношений — государств,
    цивилизаций, ТНК, неправительственных организаций и др.
    Во-вторых, сформировать систему глобальных органов, которые бы следили за соблюдением норм глобального права и имели право в случае необходимости принудить нарушителей к их исполнению. В-третьих, нужно распространить правосубъектность не только на государства, но и на цивилизации. Это проще сделать, когда границы тех и других совпадают (Япония, Индия. В иных случаях субъектом права может выступать цивилизационное объединение (Европейский союз) либо потребуется наделить глобальной правосубъектностью организации, представляющие интересы всех входящих в данную цивилизацию стран. Эти вопросы требуют исследования и решения с участием правоведов. Проблема институционализации цивилизаций еще ждет своего решения. Транснациональные корпорации и мировые финансовые

    центры, предприятия, действующие в сфере экономических отношений между цивилизациями. Эта сфера взаимодействия цивилизаций наиболее интенсивна и значима для усиления их заинтересованности в диалоге и сотрудничестве. Поданным Всемирного банка, в 2003 г. объем мирового экспорта товаров составил млрд долл, экспорта услуг — 1729,1 млрд долл. (суммарно млрд долл, или 25,5% от мирового объема ВВП, причем эта доля нарастает) (табл. Экономический обмен между странами растет опережающими темпами доля экспорта товаров и услуг в ВВП выросла залет с 19,6% до 25,5%, а их общий объем — в 2,2 раза, причем основную долю в нем занимают страны с высоким доходом (77% в 2003 г.).
    Конечно, далеко не весь этот объем относится к межцивилизаци- онному обмену значительная его доля приходится на товарообмен внутри западноевропейской цивилизации.
    Тихоокеанского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества, НАТО и т. п. Они объединяют государства, принадлежащие к нескольким цивилизациям, выражают общность их интересов, являются широким полем диалога и сотрудничества цивилизаций. Некоторые из этих организаций достигли высокой степени взаимодействия (например, Европейский союз, объединяющий ныне западноевропейскую и восточноевропейскую цивилизации. Для других характерны менее интенсивные связи, но широкое пространство для диалога цивилизаций (АТЭС). Можно ожидать, что подобные межци- вилизационные институты будут усиливать плодотворность диалога и сотрудничества цивилизаций. Однако следует учитывать и опасность противостояния интересов некоторых из этих организаций.
    3. Международные экономические организации — Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная туристская организация и т. п. — осуществляют диалог цивилизаций в определенной сфере экономических интересов. Однако и здесь есть угроза доминирования развитых цивилизаций, как это проявляется в деятельности ВТО и МВФ.
    4. Глобальное право — постепенно формирующийся институт диалога и сотрудничества государств и цивилизаций.
    Это новый этап в развитии давно существующего международного публичного и частного права. Отдельные его элементы уже созданы — общепризнанные нормы, целями которых является запрет распространения ядерного оружия и его испытаний, мирное использование атомной энергии, борьба с наркотиками, улучшение экологии. В этом же ключе действуют нормативные правила, принимаемые в рамках ООН,
    ВТО и других подобных организаций. Однако они охватывают лишь некоторые сферы правового регулирования жизни глобальной цивилизации. Во взаимодействиях между государствами и ТНК действуют нормы международного права, выражающие компромисс их интересов. Формирование системы глобального права растянется, вероятно, навесь век. Это создаст определенные правовые рамки для диалога и сотрудничества цивилизаций, разрешения конфликтов, периодически возникающих между ними в различных сферах — экономической, экологической, в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом и т. п.
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций) и Индия (13,5%). Что касается России, то ее доля в мировом экспорте составила в 2003 г. всего 1,6%, зато зависимость экономики от экспорта наивысшая (34,6%). Следовательно, влияние глобализации и взаимного обмена товарами и услугами наиболее высоко для цивилизаций со средними низким уровнем развития (исключение составляет Индия) ив меньшей мере затрагивает США.
    Интенсивный обмен между цивилизациями происходит ив форме прямых иностранных инвестиций. В 2002 гони составили (по отношению к ВВП) в Центральной Азии 45,8%, Латинской Америке — 44,7%, Западной Европе — 31,4%, Китае — Африке — 27,5%, Северной Америке — 14,2%, Индии — 5,1%, России, Японии — 1,2% там же. — С. 284–291]. Участники экономического диалога заинтересованы в устойчивости и благоприятном климате взаимоотношений между цивилизациями. Эта тенденция в перспективе будет усиливаться, составляя основу многоцветной ткани диалога между цивилизациями. Цивилизационный туризм. Международный туризм — наиболее массовая и эффективная форма личного участия десятков миллионов граждан в диалоге между цивилизациями. До 2001 г.
    туризм развивался опережающими темпами, однако после трагедии в Нью-Йорке поток туристов сократился во всем мире, отрасль оказалась в состоянии кризиса (табл. 4.2). Этому способствовали и природные катаклизмы. В последнее десятилетие XX в. число прибывающих туристов выросло в 1,5 раза, доходы от международного туризма — в 1,8 раза наивысшие темпы роста наблюдались у Китая, однако основными получателями доходов (включая мировую туристскую ренту) оказались страны с высоким уровнем доходов — на их долю в 2000 г. пришелся 71% доходов.
    В первые годы XXI в. ситуация изменилась. Затри года общее число туристов уменьшилось на 3% приросте доходов на 27%, что свидетельствует о существенном удорожании туров. Количество приезжающих в США туристов снизилось на 21% (приросте доходов на 17%). Аналогичные процессы наблюдаются ив других странах.
    Программа действий резолюции Генеральной Ассамблеи
    ООН Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями включает рекомендации по содействию историческому и культурному туризму. Видимо, стоит пойти дальше и развивать новый вид специализированного туризма — цивилизацион-
    Однако если посмотреть структуру экспорта товаров и услуг в цивилизационном разрезе, то выявятся глобальные тенденции.
    Стремительными темпами растет экспорт из Китая (в 7,1 раза, Индии (в 3,2 раза) и Латинской Америки (в 2,5 раза. Наиболее высока зависимость от экспорта у Китая (34,1%), Среднего Востока и Северной Африки (34,1%), Африки южнее Сахары (28%). Наименьшую зависимость от экспорта испытывают США
    Глава 4. Диалог цивилизаций

    186
    187
    Таблица 4.1. Динамика и структура экспорта товаров и услуг*
    Объем ВВП, Объем экспорта, Доля Экспорт
    млрд долл.
    млрд долл.
    экспорта 2003 г.,
    Показатели
    в ВВП, % в %
    1990
    2003
    1990
    2003
    % к к миру
    Весь мир 688 36 461 4255 9305 100 19,6 25,5 Страны
    17 691 29 341 3493 7208 77,4 19,7 24,6 с высоким доходом
    США
    5757 10 949 527 1012 10,9 9,2 9,2 Страны 3948 7125 761 2298 24,7 19,0 32,2 с низкими средним доходом
    Китай
    355 1417 68 484 5,2 21,8 34,2 Индия 601 25 81 0,9 7,9 13,5 Латинская 1741 169 426 4,6 15,3 24,5 252
    Америка
    Средний 421 745 141 254 2,7 33.5 34,1 Восток и Северная
    Африка
    Африка 278 439 78 123 1,3 262 28,0 южнее
    Сахары
    Россия
    516 433

    150 1,6

    34,6

    * [271. – Р. 204, 216, 224].
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    188
    Международный институт Питирима Сорокина — Николая
    Кондратьева в 2000 г. выступил с инициативой развития цивилизационного туризма. Она была поддержана Петербургским экономическим форумом. Вместе с туркомпанией Мир разработаны программы цивилизационных туров «Санкт-Петер- бург — город диалога цивилизаций, «Северо-Западная Русь:
    истоки и вершины российской цивилизации. С участием
    Международного общества по сравнительному изучению цивилизаций в 2003 г. был проведен такой тур, участники которого посетили Санкт-Петербург, Старую Ладогу, Великий Новгород, Псков, Изборск. Видимо, ЮНЕСКО и Всемирной туристской организации стоит способствовать распространению подобных инициатив.
    В июле 2005 г. Институт экономических стратегий и Международный институт Питирима Сорокина — Николая Кондратьева организовали научно-цивилизационную экспедицию, по итогам которой будет опубликована книга Северное Причерноморье пространство диалога цивилизаций. Представляется, что этот регион может служить основой для организации пилотного проекта по развитию цивилизационного туризма в рамках Черноморской организации экономического сотрудничества, раскрывая богатейший опыт диалога и взаимодействия цивилизаций в течение более чем двух с половиной тысячелетий.
    В конце XX — начале XXI в. динамика цивилизаций — глобальной, мировой, локальных — находится на крутом изломе. В муках рождается новое, пятое по счету, поколение локальных цивилизаций. Индустриальное общество болезненно трансформируется в постиндустриальное. Развертывается длительный переход от второго к третьему историческому суперциклу. Господствовавший в течение пяти столетий чувственный социокультурный строй сменяется интегральным. Сквозь густую, запутанную сеть хаотичных перемен необходимо разглядеть контуры формирующейся системы цивилизационных отношений наступившего столетия. Это трудно, почти невозможно, но необходимо для выработки долгосрочной стратегии диалога и партнерства цивилизаций в стремительно меняющемся мире.
    Глава 4. Диалог цивилизаций
    Таблица 4.2. Динамика международного туризма*
    Число прибывающих туристов Доходы от туризма
    Показа-
    млн человек
    %
    млрд долл.
    %
    тели
    1990
    2000
    2003
    2000
    2003
    1990
    2000
    2003
    2000
    2003
    к 1990 к к 1990 к Весь мир 701,9 681,7 151 97 265,1 475,8 605,7 180 Страны 311,0 435,4 432,5 140 99 211,0 337,0 452,7 160 с высоким доходом
    США
    39,4 50,9 40,4 129 79 43,0 85,2 99,8 198 Западная 255,0 257,5 140 101 10,9 152,2 227,4 151 149
    Европа
    Страны
    149,3 263,6 242,6 257,5 140 53,4 139,5 153,9 261 со средними низким доходом
    Россия
    3,0 10,3 1
    7,9

    77 2
    0,8 7,5 5,9 938 Китай 31,2 33,0 297 106 2,2 16,2 18,7 736 Индия 2,6 2,4 153 92 1,5 3,3 3,5 220 Латинская 51,1 45,3 155 89 15,2 33,1 29,3 218 89
    Америка
    Средний 17,1 28,1 32,3 164 115 7,1 Восток и Северная
    Африка
    Африка 7,1 17,5 19,4 246 111 3,1 6,6 11,8 212 южнее Сахары [264. — Р. 366–368].
    1 1995 г 2003 г. в % к 1995 г.
    ный туризм, который позволит прибывающим в ту или иную страну туристам более полно и системно ознакомиться с ее культурой, духовными ценностями, историческим опытом, бытом и нравами живущих в ней народов, ее природно-географиче- скими особенностями. Это может стать конкретно-личной формой диалога цивилизаций

    ТРАНСФОРМАЦИИ
    СТРУКТУРЫ
    ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   66


    написать администратору сайта