Главная страница
Навигация по странице:

  • Генотип локальной цивилизации Природно -экологи- ческая среда Демогра- фическая состав- ляющая Климатические

  • Формы собственности, экономические уклады Развитость рынка, товарность экономики Формы распределения, уровень жизни

  • Роль государства в экономике Социаль- ный строй Государ- ственно- полити- ческое устройство Социальная

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница12 из 66
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   66
    132
    133
    североамериканской (доля США выросла св г. до
    18,9% в 1913 г. ив г) и японской цивилизациям св г. до 7,8% в 1973 г) [264. — Р. 261]. Экономическая составляющая генотипа локальных цивилизаций меняется на разных фазах их жизненного цикла, периоды подъема уступают место временам застоя и кризиса их доля во всемирном экономическом пространстве то увеличивается, то уменьшается.
    Евразийская цивилизация (бывший СССР) в е годы ХХ в.
    вообще совершила беспрецедентный скачок назад — катастрофа стала результатом неолиберальных рыночных реформ и распада
    СССР.
    5. Социальная структура цивилизации не менее важна. Общество разделяется на классы и социальные слои, которые играют неодинаковую роль в воспроизводстве, присвоении произведенного продукта и управлении. С момента раннеклассовой цивилизации (с IV—III тыс. дон. э) можно выделить несколько различных для каждой цивилизации социальных страт:
    ° правящий слой — правители государств и представители знатных родов, высшее духовенство, военачальники, крупные бизнесмены средний слой — чиновники, офицеры, промышленники, ученые, деятели культуры, земледельцы, представители среднего и малого бизнеса, служители культа основной слой — крестьяне, ремесленники, рабочие, мелкие торговцы, низшие чиновники, солдаты низший слой — рабы, крепостные, каста неприкасаемых, люди, лишенные гражданских прав и лично зависимые, нищие.
    Социальная структура цивилизации трансформировалась вместе с экономической и политической ее составляющими. С отменой рабства в Северной и Южной Америке, а затем кастового строя в Индии низший слой общества практически исчез. В современную эпоху все цивилизации имеют трехслойную социальную структуру, хотя кое-где встречаются реликты и рецидивы личной зависимости. Но каждая цивилизация имеет особенности, традиционные характерные черты социальной составляющей своего генотипа. Так, североамериканская, западноевропейская и океаническая (в части Австралии и Новой Зеландии) цивилизации по социальной структуре существенно отличаются от китайской, индийской, мусульманской или африканской социальная структура евразийской цивилизации дважды принципиально менялась — вначале ив конце ХХ в.
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика

    135
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Цивилизационный прогресс находит выражение в ускорении темпов экономического роста и изменении доли цивилизации в мировом ВВП, особенно в индустриальную эпоху (табл. Меняется и доля цивилизаций в мировом ВВП. Если в доин- дустриальную эпоху лидерами были Китай и Индия (на их долю в 1 г. н. э. приходилось 57% мирового ВВП, в 1000 г. — 51,6%, в 1500 г. — 29,3% ив г. — 46,7%), то уже кг. их доля упала до 14,3%, а кг до 7,7%. Первенство перешло к западноевропейской св г. до 33% в 1913 га затем
    134
    1—
    1000— 1500—
    1820—
    1870— 1913—
    1950—
    1973—
    Регионы
    1000
    1500
    1820
    1870
    1913
    1950
    1973
    2001
    Мир в целом
    а
    1 0,01 0,15 0,32 0,93 2,11 1,82 4,90 б 0,00 0,05 0,05 0,54 1,30 0,88 2,92 Западная а 0,29 0,40 1,68 2,11 1,19 4,79 Европа б 0,13 0,14 0,98 1,33 0,76 4,05 Восточная а 0,19 0,41 1,41 2,33 0,86 4,86 Европа б 0,04 0,10 0,63 1,39 0,60 3,81 Бывший а 0,22 0,47 1,61 2,40 2,15 4,84
    -0,42
    СССР
    б
    0,00 0,04 0,10 0,63 1,06 1,76 3,35
    -0,96
    США
    а
    0,86 4,20 3,94 2,84 3,93 б 1,34 1,82 1,61 2,45 Латинская а 0,09 0,23 1,22 3,48 3,42 5,38 Америка б 0,01 0,16
    -0,03 1,82 1,43 2,58 Япония а 0,18 0,31 0,41 2,44 2,21 9,29 б 0,03 0,09 0,19 1,48 0,88 8,06 Китай а 0,17 0,41
    -0,37 0,56
    -0,02 5,02 б 0,06 0,00
    -0,25 0,10
    -0,62 2,86 Индия а 0,12 0,19 0,38 0,97 0,23 3,51 б 0,04
    -0,01 0,00 0,54
    -0,22 1,40 Африка а 0,07 0,15 0,75 1,32 2,57 4,43 б 0,00 0,35 0,57 0,92 2,00 Таблица Динамика темпов роста ВВП*

    * [264. — Р. 260, 261, а — темпы роста ВВП, %, в сопоставимых ценах;
    2
    б — темп роста ВВП надушу населения
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций сложившаяся система передачи знаний и культуры следующим поколениям через систему образования, обучения и переподготовки кадров, сложившиеся педагогические школы и традиции система этических ценностей, критерии оценки деятельности и поступков людей в семье и обществе, частично закрепленная в правовых нормах, но носящая более широкий характер и тесно связанная с преобладающей религией религиозное мировоззрение, господствующая или преобладающая конфессия и проводящие ее в жизнь религиозные институты. Некоторые современные цивилизации моноконфессиональны
    (мусульманская), другие допускают наличие нескольких религий,
    сотрудничающих и противоборствующих (западноевропейская,
    североамериканская, евразийская, африканская, третьи безразличны к религиозным верованиям (японская, китайская).
    А. Тойнби считал принадлежность к той или иной религии конституирующим признаком цивилизации, выделяя на его основе западно-христианскую, православно-христианскую, мусульманскую и индуистскую цивилизации [191. — С. 133]. Иной точки зрения придерживался Н. Н. Моисеев, который утверждал, что цивилизация сама выбирает адекватную ее духовному строю религию В отличие от Тойнби, я полагаю, что не религия формирует цивилизации, а цивилизации усваивают те нравственные принципы и то религиозное миропонимание, которое в наибольшей степени отвечает цивилизационным традициям народа. То есть цивилизация выбирает религию и приспосабливает под свои потребности и идеалы [136. — С. Такой подход основан наследующих аргументах. Во-первых,
    локальные цивилизации возникли затри тысячелетия до становления монотеистических мировых религий первоначально цивилизации прошли через стадию политеизма. Во-вторых, формирование монотеистических мировых религий в осевое время, по
    Карлу Ясперсу, было связано с кризисной стадией развития цивилизаций го поколения и стало одним из факторов становления го поколения. В-третьих, формирование го их поколения на рубеже третьего тысячелетия связано с появлением все большего числа разнообразных верований и расширением межконфессионального диалога.
    8. Историческая составляющая генотипа каждой локальной цивилизации выражает тот исторический опыт, который накоплен как в понимании единства коренных интересов народов и эт- носов, из которых она складывается, таки во взаимоотношениях. Государственно-политическая составляющая цивилизационного генотипа включает следующие основные элементы государственное устройство, форма политической власти
    (монархия, парламентская или президентская республика, тирания, тоталитарный строй и т. п уровень демократии, участия граждан в решении основных вопросов, формы самоуправления и т. п правовое устройство, регулирование законодательством различных сторон жизни общества, степень независимости судебной системы политическое устройство, количество партий, представляющих интересы разных социальных слоев, и острота борьбы между ними наличие гражданского общества, его институтов, уровень его контроля над государственным аппаратом.
    Государственно-политическая составляющая — наиболее сложный и быстро меняющийся элемент цивилизационного генотипа.
    Еще в Государстве Платона показана смена форм государственного устройства. Историческим трендом в динамике цивилизаций является нарастание демократических начал, вовлечение все более широких слоев населения в решение политических вопросов. Однако и здесь наблюдаются резкие колебания в периоды политических переворотов и революций. И если в одних цивилизациях и странах политическая составляющая не меняется в течение длительного времени (например, североамериканская цивилизация),
    то в других (евразийская, западноевропейская) она подвержена частым трансформациям, неустойчива. С конца ХХ в. наблюдается тенденция сближения государственно-политического устройства в разных цивилизациях, хотя существенные различия сохраняются. Социокультурная составляющая сфера духовной жизни)
    является важнейшим компонентом наследственного ядра любой цивилизации. Она включает следующие основные элементы уровень и характер научного познания, состав и развитие сменяющих друг друга научных школ, своеобразие философского мышления, цивилизационные особенности в обновлении научных парадигм разнообразие культур — как в сравнении цивилизаций, таки в их внутреннем строении (национальное и этническое разнообразие, различия художественных и архитектурных стилей, литературного и музыкального наследия, эстетических оценок;
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика

    136
    137
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    с другими цивилизациями. Формы этих взаимоотношений могут быть совершенно различными — от диалога и сотрудничества до противостояния и столкновения, которое иной раз завершается гибелью или поглощением более слабой цивилизации. Исторический опыт служит цементирующей силой, кристаллизирующей значимость и взаимодействие всех элементов генотипа локальной цивилизации, обеспечивающей его сохранение и обогащение на разных этапах жизненного цикла цивилизации.
    Структура генотипа локальной цивилизации представлена на
    рис. Несколько иной состав имеет генотип мировой цивилизации

    как крупного этапа в истории развития глобальной цивилизации всего человечества на определенной фазе развертывания его жизненного цикла. Отсчет истории глобальной цивилизации мы ведем, как и Н. Н. Моисеев, с неолитической революции,
    со времени зарождения производящего хозяйства и начала социального расслоения общества (на базе общественного разделения труда. Произошло это около 10 тыс. лет назад, после глубочайшего экологического кризиса в позднем мезолите, поставившего вид Homo sapiens перед угрозой вымирания и вынудившего его пойти на эпохальные инновации — освоить животноводство, земледелие, а затем ремесла и строитель- ство.
    За время существования первой из мировых цивилизаций неолитической
    — генотип их только складывался. Он включал природно-климатическую, демографическую, технологическую,
    частично экономическую и социокультурную составляющие, но отсутствовали такие элементы, как социальное расслоение, государство и право не сформировались еще локальные цивилизации.
    Поэтому первые тысячелетия истории можно рассматривать как фазу зарождения глобальной цивилизации, двух ее частей — мировых и локальных цивилизаций, их генотипов.
    Полностью эти генотипы развились в период раннеклассовой
    мировой цивилизации примерно с середины IV до начала I тыс.
    до н. э. Началось социальное расслоение общества, развивались товарно-денежные отношения, возникли государство и право,
    произошли качественные перемены в социокультурной сфере
    (совершена революция этических норм, подкрепленная религиями создана письменность, заложены основы научного познания и образования, накапливался исторический опыт. Возникло и прошло стадии своего жизненного цикла е поколение локаль-
    138
    Рисунок 3.4. Структура генотипа локальной цивилизации
    Генотип локальной цивилизации
    Природно
    -экологи-
    ческая
    среда
    Демогра-
    фическая
    состав-
    ляющая
    Климатические
    условия
    Обеспеченность
    природными
    ресурсами
    Экологическая
    безопасность
    Воздействие на
    природную среду
    Численность и темпы динамики
    населения
    Расовый,
    национальный и этнический
    состав
    Половозрастная
    структура
    Миграционный
    поток
    Техноло-
    гическая
    состав-
    ляющая
    Экономи-
    ческая
    состав-
    ляющая
    Технологический
    уровень
    Развитие
    материальных
    производительных
    сил
    Уровень
    квалификации
    работников
    Формы
    организации
    производства
    Формы
    собственности,
    экономические
    уклады
    Развитость рынка, товарность
    экономики
    Формы
    распределения,
    уровень жизни
    Роль государства
    в экономике
    Социаль-
    ный строй
    Государ-
    ственно-
    полити-
    ческое
    устройство
    Социальная
    структура
    Характер
    взаимодействия
    между
    социальными
    слоями
    Форма
    государственного
    управления
    Уровень
    демократии
    Правовое
    регулирование
    Гражданское
    общество
    Социо-
    куль-
    турный
    строй
    Истори-
    ческий
    опыт
    Научное познание, философия
    Разнообразие
    культур
    Система
    образования
    Этические
    ценности
    Религиозное
    мировоззрение
    Синхронизация
    этапов развития
    Общность
    коренных
    интересов
    Общие враги
    и кризисные
    ситуации
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Другие догоняют, постепенно осваивая ее достижения. Третьи,
    представляющие отжившие свое историческое время мировые цивилизации, оказываются в арьергарде. Водно и тоже время живут локальные цивилизации, относящиеся к разным поколе- ниям.
    Столь же неоднородна и каждая отдельно взятая из локальных цивилизаций, в развитии которых иногда наблюдаются причудливые сочетания и зигзаги. Например, в Северной Америке до гражданской войны середины XIX в. господствующий индустриальный строй сочетался с реликтами рабовладельческого строя. Разительную противоположность представляют составные части современной океанической цивилизации. С одной стороны, Австралия и Новая Зеландия находятся в стадии перехода к постиндустриальной мировой цивилизации с другой — в Полинезии, Микронезии, Меланезии еще сохранились реликты первобытно-общин- ного строя, свойственного неолитической цивилизации.
    Однако не следует понимать глобальное цивилизационное пространство как набор изолированных элементов. Это единая,
    развивающаяся система, между отдельными составляющими которой с каждой исторической эпохой связь становится теснее. На этом пространстве действуют все более синхронизирующиеся глобальные циклы (хотя каждое звено этой системы имеет собственную цикличную ритмику, ее периодически потрясают кризисы,
    охватывающие большую или меньшую часть геоцивилизационно- го пространства (хотя в каждой части этого пространства они проявляются по-своему).
    Следовательно, социогенетическая закономерность наследственности действует в многомерном геоцивилизационном пространстве путем передачи в видоизмененном и обогащенном виде наследственных генотипов трех уровней глобальной цивилизации, переходящей через определенные стадии своего исторического развития мировых цивилизаций, выражающих сущность каждой из этих стадий локальных цивилизаций, отражающих разнообразие отдельных звеньев единого человечества и специфику своей динамики, единство через многообразие. Образно это можно представить как огромную спираль сложнейшей структуры, отдельные витки которой состоят из взаимопереплетающихся нитей локальных цивилизаций. Направленность данной спирали выражает общий тренд исторического развития человечества (глобальной цивилизации, движущегося со все большим ускорением от этапа к этапу своего жизненного цикла.
    ных цивилизаций, опиравшихся на сеть городов (городская революция. Эта эпоха наиболее богата на революционные перемены в жизни общества, на судьбоносные инновации, заложившие основы развития общества на многие тысячелетия. Используя терминологию К. Ясперса, можно сказать, что это было
    первое осевое время. Именно тогда окончательно сформировался генотип как мировых, таки локальных цивилизаций, образующих матричную структуру динамически развивающейся глобальной цивилизации.
    В течение последующих мировых цивилизаций — античной
    (начало I тыс. дон. э. — середина I тыс. н. э, средневековой
    (VI—XIII вв.), раннеиндустриальной (XIV — середина XVII в.),
    индустриальной (середина XVIII — конец XX в) и складывающейся на наших глазах постиндустриальной (начало XXI — конец в) — эти генотипы развивались, обновлялись и обогащались, сплетаясь в едином потоке движения человечества от ступени к ступени, через циклы разной длительности и кризисы различной глубины.
    В чем же состоит кардинальное различие генотипов мировой и локальной цивилизаций И тот и другой состоят из восьми сходных элементов, нов генотипе мировой цивилизации эти элементы рассматриваются применительно к определенному этапу развития человеческого общества, что дает возможность более четко определить качественные и количественные показатели каждого из них. Кроме того, в генотипе мировой цивилизации возникает еще два элемента, две составляющие. Первый — это
    определенный набор локальных цивилизаций, выражающих цивилизационное разнообразие на данном этапе исторического прогресса. Второй — геоцивилизационное пространство, всевозрастающая с развитием человечества часть ойкумены, занятой цивилизациями (цивилизационный пояс. Оно коренным образом отличается от пространства, где цивилизации еще не сложились либо находятся в зачаточном состоянии. При этом следует учитывать многослойный характер геоцивилизационного пространства в нем одновременно сосуществуют и преобладающая мировая цивилизация и уходящие, вытесняемые и реликтовые, время которых давно прошло и новая, только зарождающаяся, идущая на смену преобладающей.
    Многослойный характер носит и сообщество локальных цивилизаций. Одни из них являются лидерами в освоении и распространении основ преобладающей мировой цивилизации.
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика
    140
    141
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    позволяют внести в него уточнения и дополнения. Кроме того, существовало немало протоцивилизаций, формирование генотипа которых не завершилось по тем или иным причинам.
    1-е поколение локальных цивилизаций, адекватное раннеклас- совой мировой цивилизации (конец IV — начало I тыс. дон. э, было самым многочисленным. Ареал распространения этих цивилизаций ограничивался тропиками и субтропиками к северу от экватора, они часто не проходили полный жизненный цикл, об истории некоторых из них сохранились лишь весьма скромные свидетельства. В Центральной и Южной Америке цивилизации го поколения (инков, ацтеков, майя) просуществовали намного дольше вплоть до XVI в, когда они были практически уничтожены агрессивной западноевропейской цивилизацией го поколения. Генотип локальных цивилизаций го поколения был неустойчив, он сам еще переживал фазу зарождения и становления.
    Количество цивилизаций го поколения, охватывающего период античной мировой цивилизации (примерно сначала тыс. дон. э. и до середины I тыс. н. э, уменьшилось, а их генотип стабилизировался. Некоторые из них перешли вое поколение непосредственно из го, радикально трансформировав свой генотип
    (индийская, китайская, другие были совершенно новыми (античная греко-римская, персидская. Цивилизационный пояс расширился и на север, и на юг, между цивилизациями развивался активный диалог, торговый, технологический и культурный обмен,
    что ускоряло прогресс. Однако в Северной и Южной Америке, из- за изолированности материков, его темпы былине столь велики.
    В середине I тыс. н. э. цивилизации го поколения вошли в полосу длительного кризиса, переходного периода, занявшего несколько столетий. Одновременно началось зарождение го поколения локальных цивилизаций — византийской, западноевропейской, восточнославянской, св мусульманской, которая стремительно распространила свое влияние на Персию, Северную
    Африку, Пиренеи, часть Поволжья. Недолговечным оказался взлет монгольской цивилизации, впитавшей наследие Китая. В XII—XIV вв. она подчинила себе большую часть Евразии и многие древние культуры. Византийская цивилизация сохранила наследие греко-римской и вместе с арабским миром передала основную часть этого наследия западноевропейской цивилизации. В Восточной Европе формировалась восточнославянская (будущая евразийская) цивилизация, которая также во многом носила гибридный, смешанный характер. Изменчивость трансформации
    цивилизационного генотипа
    Не следует представлять себе, что наследственный генотип каждой локальной или мировой цивилизации остается неизменным на протяжении столетий, всего отведенного ей историей жизненного цикла. Хотя состав социальных хромосом, перечисленных выше, остается стабильным, но каждая из них периодически претерпевает трансформации большей или меньшей глубины. Это необходимо для того, чтобы цивилизация адаптировалась к изменяющимся внешними внутренним условиям развития. Следовательно, генотип является постоянно трансформирующимся наследственным ядром цивилизации и передается следующим поколениям более или менее видоизмененным. В этом суть наследственной изменчивости как закономерности социогенетики. Факторы, обусловливающие изменчивость,
    — внутренние и внешние. Внутренние связаны с развертыванием цивилизации во времени, сменой фаз ее жизненного цикла (зарождения, становления, распространения, зрелости, старения, общего кризиса) и прохождения вновь через те же фазы в очередном цикле (как это было с китайской или индийской цивилизациями) либо поглощением иной цивилизацией или сходом с исторической сцены (как случилось со многими культурами древности. Воздействие внешних факторов также имеет громадное значение. В числе таких факторов назовем изменение природно-экологической среды в результате приращения территорий цивилизации (как это было с недолговечной монгольской цивилизацией, охватившей большую часть Евразии мощные стихийные бедствия и экологические катастрофы крупные военные конфликты, меняющие геополитическую картину мира мировые религии и идеологические течения,
    радикально трансформирующие духовную жизнь цивилизаций.
    Закономерность изменчивости действует в ритме цикличной динамики локальных цивилизаций ив ритме смены мировых цивилизаций. Каждая из последних как общественная система имеет собственный генотип, который оказывает значительное влияние на состав и наследственный генотип локальных цивилизаций, существующих в тоже историческое время. А. Тойнби считал, что за всю историю человечества было 37 локальных цивилизаций, распределенных натри поколения. В своих трудах ученый детально описал 24 из них. Однако это не означает, что перечень исчерпывающий. Новые археологические находки и исторические данные
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика
    142
    143
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Еще ни одна цивилизация в мире не получала столь широкого распространения и не оказывала столь сильного влияния на модификацию генотипов иных цивилизаций, как западноевропейская.
    Это уникальное явление в истории человечества. Да и сам генотип ее, особенно после промышленной революции и серии буржуазно- демократических революций (нидерландской, английской, французской, североамериканской, претерпел серьезные трансформации во всех своих элементах. Резко ускорились темпы исторического прогресса, изменений в генотипе как мировой, таки локальных цивилизаций.
    Однако и сама западная цивилизация не была однородной. Сохранялась острота противоречий между составляющими ее нациями, то и дело вспыхивали военные конфликты. Самым трагичным оказался ХХ век, когда индустриальная мировая цивилизация вступила в фазу заката, тогда разразились две самые кровопролитные в истории мировые войны, а в результате изобретения атомного оружия человечество было поставлено на грань самоуничтожения конечной эпохальной антиинновации.
    К счастью, конца света удалось избежать. Вместе с прекращением холодной войны, противостояния двух мировых систем на первый план вновь выдвинулось цивилизационное разнообразие
    .
    Его основы были заложены входе национально-освободительных войн и движений, волна которых прошла после Второй мировой войны. Результатом падения колониальной системы империализма стало возрождение в освободившихся странах их самобытных цивилизационных ценностей, а доминирование западной цивилизации с присущим ей генотипом ослабло. Однако тут же возникла новая угроза столкновения цивилизаций, наиболее отчетливо выраженная С. Хантингтоном В этих условиях начался процесс формирования го поколения локальных цивилизаций. Его основой стала дифференциация и трансформация цивилизационных генотипов. Бывшая прежде единой, западная цивилизация разделилась теперь на материнскую западноевропейскую и дочерние — североамериканскую, латиноамериканскую, океаническую. Переживают процесс возрождения древние китайская и индийская цивилизации. Им предшествовал подъем японской цивилизации, вошедшей в число лидеров индустриального мира. После распада СССР евразийская цивилизация оказалась в кризисе, а восточноевропейская начала дрейф в сторону западноевропейской. Активизировалась и с каждым годом становится все более агрессивной мусульманская цивилизация. Она
    4-е поколение локальных цивилизаций сформировалось в период раннеиндустриальной мировой цивилизации XV—XVII вв.
    и заняло пространство индустриальной цивилизации до конца ХХ в. Согласно А. Тойнби, оно включало пять живых обществ западное, объединенное западным христианством (католичество, протестантство православно-христианское, или византийское, расположенное в Юго-Восточной Европе и России исламское — от Северной Африки и Среднего Востока до
    Великой Китайской стены индуистское в тропической субконтинентальной Индии дальневосточное в субтропическом и умеренном районах
    Юго-Восточной Азии [191. — С. Однако эта классификация страдает определенными недостатками. Она базируется на религиозном принципе, хотя он не проводится последовательно. Так, дальневосточное общество не имеет общей религии, кроме того, к нему причислены древние китайская и буддийская цивилизации и сравнительно более молодая японская. К мусульманской цивилизации отнесена Индонезия. Выпала из поля зрения ученого Африка (кроме Северной) с ее богатым цивилизационным прошлым. И вряд ли стоит сводить суть право- славно-христианского общества лишь к византийскому наследию.
    В классификации Тойнби не нашлось места и для самостоятельной восточнославянской (позднее евразийской) цивилизации.
    Можно суверенностью говорить о том, что цивилизационное пространство раннеиндустриальной и индустриальной эпох было более пестрым, разнообразными изменчивым, чем это определил
    Тойнби. В отличие от него мы также считаем, что в период c VI по XX вв. существовало не одно, а два поколения локальных цивилизаций е поколение охватывает эпоху средневековой (VI—
    XIV вв.), а е — раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций (XV—XX вв.).
    Центральным агентом изменчивости в геоцивилизационном поле стала молодая, агрессивная западноевропейская цивилизация. Она распространила свое влияние на большую часть ойкумены, уничтожила древние цивилизации Центральной, Южной и Северной Америки, завоевала Индию, Африку, Австралию,
    большинство мусульманских стран, установила контроль над Китаем. Островками независимости остались евразийская (Российская империя, затем СССР) и японская цивилизации.
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика
    144
    145
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    основных его черт является тенденция к сглаживанию цивилизационных различий. Этот факт послужил основой для появления идей о том, что время цивилизаций прошло, что в скором времени они растворятся в едином глобальном сверхобществе — глобальном человейнике» [172. — С. 24]. Идет процесс навязывания всем цивилизациям системы ценностей, свойственной одной только западной, для чего активно используются информационные каналы,
    Интернет. Это своего рода цивилизационный колониализм, подобный созданию колониальных империй в XV—XIX вв. Причем лидирующую роль сейчас играет не западноевропейская, а североамериканская цивилизация. Однако тенденция унификации, угрожающей цивилизационному и культурному разнообразию, является временной и вряд ли станет преобладающей. Генотипы локальных цивилизаций имеют многотысячелетнюю историю, устойчивы, способны адаптироваться к переменам. Да и определять генотип постиндустриальной мировой цивилизации как информационно-технологическое общество неверно те, кто ставит подобный диагноз, всего лишь пытаются распространить и навек устройство и систему ценностей позднеиндустриального общества XX столетия. В действительности, как показывают исследования [238], отличительными чертами постиндустриального гуманистически-ноосферного общества будет приоритет человека и рациональная коэволюция природы и общества. Это потребует изменения модели, принципов и механизма глобализации, осуществления ее в интересах большинства людей на основах диалога, сотрудничества и партнерства цивилизаций, обновляющих и обогащающих свой генотип применительно к новым условиями проблемам развития человечества. В какой-то мере эти черты просматриваются в модели глобализации, используемой в рамках Европейского союза. Отбор механизм развития и смены цивилизаций
    В переходные эпохи, в периоды цивилизационных кризисов
    (как при смене мировых, таки в кризисных фазах динамики локальных цивилизаций) возникает необходимость ответа на вызовы эпохи, усиливается действие социогенетической закономерности отбора. В результате из хаоса, согласно идеям лауреата Но- весьма неоднородна по своему составу, но объединяющий ее ислам является очень крепким связующим. После недолгого послевоенного подъема в состояние деградации впала африканская
    (южнее Сахары) цивилизация. Таким образом, речь может идти о существовании ныне 12 локальных цивилизаций го поколения. Они хотя и находятся на разных стадиях жизненного цикла,
    но все более осознают свои особые интересы в геоцивилизацион- ном пространстве. Так в современных условиях действует закономерность изменчивости генотипа локальных цивилизаций.
    Возможно, что процесс дифференциации нового поколения локальных цивилизаций еще не завершен. Не исключена ситуация,
    когда в середине или в конце XXI в. (если потеряет накал нынешнее противостояние североамериканской и мусульманской цивилизаций) последняя распадется на арабскую, персидскую (иранскую, индомусульманскую и индонезийскую, сохранив общие для них исламские ценности.
    В меньших масштабах процесс обновления и обогащения генотипов происходит в рамках исторических эпох цивилизационных циклов) и при смене долгосрочных (в индустриальную эпоху —
    кондратьевских) циклов. Меняются соотношения технологических и экономических укладов, политическое устройство, происходят войны и революции, возникают новые стили в искусстве и т. п.
    Закономерность изменчивости действует ив отношении мировых цивилизаций на всем протяжении их жизненного цикла,
    обеспечивая адаптацию к изменению внутренних и внешних условий развития. Генотип очередной мировой цивилизации формируется в переходный период, впитывая и трансформируя здоровые элементы отживающей свое цивилизации и пополняя их новыми. При этом возможна смена центров цивилизационного прогресса, лидирующих стран и цивилизаций. Генотип глобальной цивилизации сильнее всего обновляется при смене цивилизационных циклов (в период общецивилизационного кризиса, но тем не менее он сохраняется и передается по наследству новым мировыми локальным цивилизациям. Перемены в генотипе отдельных цивилизаций оказываются куда более значительными,
    может измениться и их состав. Переломные эпохи, когда наблюдаются радикальные перемены генотипов мировых и локальных цивилизаций, длятся столетиями, но постепенно их временные рамки сокращаются.
    Новым моментом в развитии генотипа глобальной цивилизации на рубеже тысячелетий стал процесс глобализации. Одной из
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика

    146
    147
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    последовательно отражающих его интересы и пытающихся дать ответы на вызовы эпохи.
    Закон смены поколений является, пожалуй, главным механизмом наследственности, изменчивости и отбора. Каждое следующее поколение, как показал А. Шлезингер-младший [232], первые лет своей активной деятельности тратит на то, чтобы воспринять наследие предыдущих поколений и модифицировать его применительно к своим интересами изменившимся условиям развития. Следующие 15 лету него уходит на то, чтобы сделать свой собственный вклад в развитие цивилизации и передать его потомкам в возможно более полном виде.
    Разрыв между поколениями при отборе, передаче и восприятии такого наследия незначителен на эволюционной стадии развития цивилизации — как мировой, таки локальной. Однако в кризисной стадии этот разрыв резко увеличивается, расширяется диапазон выбора альтернативных вариантов. Система становится, согласно А. А. Богданову, дезорганизованной, и достаточно сравнительно небольших усилий, чтобы траектория ее движения существенно изменилась. На основе союза интеллектуальных и социальных сил и представителей нового поколения, заинтересованных в прогрессивных переменах, формируются институты гражданского общества,

    проводящие эти перемены в жизнь общественные движения, политические партии, религиозные течения и т. п. Все они стремятся к государственной власти, чтобы сделать ее инструментом трансформации общества.
    Государство играет противоречивую роль в механизме цивилизационного отбора. Отражая интересы господствующих классов и преобладающих укладов, оно стремится законсервировать сложившиеся порядки, противодействует переменам, тормозит отбор. Однако послереволюционной смены власти государство превращается в активный инструмент цивилизационного отбора, закрепляя новые элементы с помощью системы правовых норм (как это было, например, с Кодексом Наполеона после
    Французской революции. В тоже время оно может статьи силой реакционной, осуществляющей крупные антиинновации (как это случилось с Российским государством в е годы).
    Отбор в динамике мировых, локальных и глобальной цивилизаций осуществляется посредством закономерности периодического инновационного обновления общества. Инновационные волны разной высоты и длительности время от времени белевской премии И. Пригожина
    , рождается новый порядок возникает новая мировая или локальная цивилизация либо начинается новый этап их жизненного цикла.
    Если в динамике природы преобладает естественный отбор
    (хотя в наши дни на нее активное воздействие оказывает человек),
    то динамике общества присущ искусственный отбор. Его производят люди, социальные слои (классы, группы, государства,
    цивилизации), руководствуясь своими задачами и интересами.
    Можно выделить две разновидности этого отбора целенаправленный, с заранее поставленными целями и определенными путями их достижения, и стихийный, являющийся следствием рыночной конкуренции, борьбы социальных и политических сил. Его результаты заранее неизвестны, а подчас и противоположны ожидаемым.
    Какие социальные силы осуществляют отбор в динамике цивилизаций мировых и локальных?
    Это прежде всего интеллектуальная элита — научная, художественная. Она первой ощущает назревшие в обществе противоречия и активно ищет пути их решения, предлагая различные варианты будущего развития общества. Многие из них оказываются утопическими, недостижимыми, иные — реакционными, зовущими в золотой век прошлого, нов целом они заставляют общество почувствовать неудовлетворенность существующими порядками, искать и находить новые.
    Первыми откликаются на эти сигналы те социальные слои, которые представляют элементы еще не сформировавшегося, но уже зародившегося общества. Это инженеры, предприниматели, политические и общественные деятели. Они активно воспринимают новые идеи и стремятся воплотить их в жизнь, хотя на первых порах подавляются господствующими слоями, чьи интересы связаны с преобладающим, но уже почти исчерпавшим свой потенциал устройством общества. Основной движущей силой цивилизационного отбора становятся новые поколения людей. Решающую роль играет закон
    смены поколений. Речь идет не о демографическом поколении
    (людях, родившихся в один године о поколениях одного рода
    (генеалогическое древо, а о символическом поколении — людях, родившихся примерно водно время и сформировавшихся под влиянием одних и тех же социально-экономических и политических перемени исторических событий [239. — С. 4–6]. Сущность поколения выражают не среднестатистические граждане, а 15–20% наиболее ярких представителей данного поколения, Глава 3. Цивилизационная социогенетика

    148
    149
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    формирование многоукладной экономики, товарного производства, рынков, прикладных наук, образования. Именно тогда появились первые крупные социальные образования — локальные цивилизации го поколения.
    Следующий кластер эпохальных инноваций приходится на период античной мировой цивилизации. К числу эпохальных инноваций этой эпохи можно отнести освоение и распространение железных орудий морское судоходство появление демократии в полисах и возникновение первых империй развитие абстрактных науки мировых религий в осевое время».
    Среди эпохальных инноваций средневековой цивилизации назовем трехпольную систему земледелия, феодальный строй и цеховую организацию ремесла в городах, появление огнестрельного оружия, возникновение книгопечатания и открытие университетов, формирование го поколения локальных цивилизаций.
    Главными событиями в жизненном цикле раннеиндустриаль- ной цивилизации стали распространение мануфактур, Великие географические открытия, освоение Америки (с эпохальной антиин- новацией — уничтожением местных цивилизаций. Кроме того,
    ими оказались становление капитализма и парламентской демократии, первые буржуазные революции, радикальные преобразования в науке и Ренессанс в искусстве, формирование го поколения локальных цивилизаций.
    Наиболее высокая волна эпохальных инноваций пришлась на период индустриальной цивилизации. Их основой стала промышленная революция прорыв в эволюционном развитии науки, который создал потенциал для развития технологии, во много раз больший, чем существовавший до того Там же. — С. 108]. Машинная индустрия трансформировала все без исключения сферы производства. Важнейшее значение имели энергетическая (освоение энергии пара, электричества и атома, а затем компьютерная революции всемирный рынок и господство монополий мировые войны и появление оружия массового уничтожения возвышение науки и распространение всеобщего образования. В этот период преобладало е поколение локальных цивилизаций, доминирующей оказалась западная цивилизация. Все это вместе взятое радикально изменило цивилизационные генотипы.
    С конца XX в. началось внедрение эпохальных инноваций постиндустриальной цивилизации, которая предположительно охватит почти два столетия. Ожидается, что ими станут гуманизация и экологизация (ноосферизация) экономики и общества в целом;
    прокатываются по всем составляющим цивилизационных генотипов, трансформируя их структуру, вымывая из нее устаревшие и добавляя новые элементы, адаптированные к изменившимся внешними внутренним условиям развития. Инновационным волнам предшествует кризисное состояние цивилизации,
    в значительной мере исчерпавшей потенциал развития. С помощью инноваций цивилизация преодолевает кризис и выходит на качественно новый уровень. Если локальная цивилизация теряет способность к обновлению или избирает ошибочный путь (осуществляет волну антиинноваций), она сходит с исторической арены (как это случилось с евразийской цивилизацией в конце ХХ в.).
    Кластер эпохальных инноваций разв несколько столетий становится основой формирования очередной мировой цивилизации, нового поколения локальных цивилизаций. Роль эпохальных инноваций раскрыл нобелевский лауреат С. Кузнец Основные прорывы в развитии человеческого знания, те, которые явились главными источниками долгосрочного экономического роста и широко распространились в мире, можно назвать эпохальными нововведениями. Изменчивый курс экономической истории можно, пожалуй, разделить на экономические эпохи, каждая из которых определяется эпохальным нововведением с присущими ей характеристиками роста [146. — С. Мы рассматриваем состав и роль эпохальных инноваций более широко, распространяя их на все составляющие цивилизационного генотипа, которые более или менее согласованно радикально трансформируются при переходе к новой исторической эпохе.
    Первым таким переворотом в истории общества можно считать неолитическую революцию, происшедшую около 10 тыс.
    лет назад. Ее эпохальными инновациями стали общественное разделение труда (освоение земледелия и животноводства, аза- тем ремесел и строительства, городская революция, возникновение товарного обмена и имущественного неравенства, появление письменности. В тот период сформировались и первая мировая цивилизация с присущим ей генотипом (неолитическая, и предпосылки для появления го поколения локальных цивилизаций.
    Эпохальными инновациями раннеклассовой цивилизации были освоение выплавки металлов (меди, бронзы, золота) и орошаемого земледелия, появление классов, государства и права,
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика

    150
    151
    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    Теория цивилизаций
    Осуществление эпохальных и базисных инноваций, обновление и обогащение на их основе цивилизационных генотипов, отбор наиболее насущных и эффективных изменений в них — это результат борьбы конкуренции в экономике, политического и идеологического противоборства, соперничества новаторства и консерватизма. Исход этой борьбы не предрешен заранее немало нововведений терпят краха иные вообще тянут в прошлое, являются антиинновациями. Роль науки состоит в том,
    чтобы, опираясь на понимание закономерностей и механизмов социогенетики, своевременно предвидеть назревшие перемены в цивилизационном генотипе, определить их направленность,
    характер, движущие силы, ресурсы и эффективность. Это позволит обществу быстрее и с меньшими потерями проходить кризисные фазы в своем развитии, избежать соблазнов антиин- новаций, за которые придется потом дорого расплачиваться. Поэтому насущными задачами являются развитие социогенетики,
    в том числе ее цивилизационного аспекта, исследование цик- лично-генетических закономерностей динамики цивилизаций и выработка эффективных механизмов использования этих закономерностей в долгосрочном социально-экономическом про- гнозировании.
    глобализация и утверждение многополюсного мироустройства без войн, на основе диалога и партнерства цивилизаций (что позволит избежать крупнейшей глобальной антиинновации — столкновения цивилизаций появление надгосударственных (цивилизационных и глобальных) объединений становление интегрального социально-экономического и социокультурного строя дифференциация локальных цивилизаций и формирование го их поколения с присущим ему генотипом.
    Следствием кластеров эпохальных инноваций является периодическое обновление и обогащение генотипа глобальной цивилизации, траектория ее движения от эпохи к эпохе, увеличение ее потенциала. Однако нельзя не отметить и нарастающую опасность того, что человечество с помощью созданного им оружия, имеющего огромную разрушительную силу, может осуществить такие эпохальные антиинновации, которые прекратят само его сущест- вование.
    Наряду с кластерами эпохальных инноваций в рамках цивилизационных циклов наблюдаются менее высокие, но более многочисленные, массовые волны базисных инноваций. Они не вызывают столь глубокие трансформации генотипа, но расширяют пространство для эпохальных инноваций, становятся основой для формирования новых экономических и технологических укладов,
    новых поколений техники и технологий, более эффективных форм организации производства и политического устройства, новых художественных стилей и т. п. Такие волны инициируются кризисными фазами долгосрочных кондратьевских и среднесрочных циклов и приводят к частичному обновлению и обогащению цивилизационного генотипа.
    Инициаторами и двигателями инновационных перемен являются активные представители социальных слоев — ученые и инженеры, бизнесмены и политические деятели, учителя и врачи.
    Для проведения своих идей в жизнь они объединяются в различные социальные институты. Однако их устремления ко всему новому неизбежно встречают сопротивление консервативных лиц и институтов, заинтересованных в сохранении сложившихся порядков и утвердившегося генотипа. Такое сопротивление полезно,
    поскольку оно позволяет подвергнуть испытанию предлагаемые инновации и отобрать наиболее эффективные и жизнеспособные из них. Кроме того, оно дает возможность сдержать попытки некоторых новаторов чрезмерно забежать вперед вовремя революций и эпохальных инноваций.
    Глава 3. Цивилизационная социогенетика
    152
    ДИАЛОГ
    ЦИВИЛИЗАЦИЙ
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   66


    написать администратору сайта