Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
Глава Эпохальной инновацией начала XXI века стало глобальное движение за диалог цивилизаций и культур, возглавленное ООН. Перед теорией цивилизаций встают теперь новые проблемы: выяснить, в чем сточки зрения науки заключается сущность такого диалога и каково его место в тысячелетиями складывающемся взаимодействии локальных цивилизаций Каковы сферы и институты диалога цивилизаций, главные его участники Как от диалога перейти к партнерству, альянсу цивилизаций в решении глобальных проблем XXI века, преодолеть веками складывавшиеся взаимные непонимание и враждебность Ответы на эти непростые вопросы предлагаются в настоящей главе ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций для диалога между цивилизациями. Этот документ определил основные цели, принципы и программу действий по проблеме на десятилетия вперед. В резолюции отмечалось, что все цивилизации прославляют единство и многоликость человечества, становятся богаче и получают дальнейшее развитие благодаря диалогу с другими цивилизациями, что глобализация является не только экономическим, финансовыми технологическим процессом, который может принести большую пользу, но ивы- зовом, заключающемся в необходимости сохранения и прославления огромного интеллектуального и культурного многообразия человечества и цивилизаций. В документе особо подчеркивалось Необходимо признавать и уважать богатство всех цивилизаций и искать то общее, что объединяет цивилизации, с целью комплексного решения всех проблем, стоящих перед человечеством. Представители стран, подписавших резолюцию, выражали единство в том, что диалог между цивилизациями это процесс, идущий внутри цивилизаций и на их стыке, который основан на всеобщем участии и коллективном желании учиться, открывать для себя и изучать концепции, выявлять сферы общего понимания и основные ценности и сводить разные подходы в единое целое с помощью диалога там же. С. 14—15]. Такое определение диалога цивилизаций является достаточно широкими открывает цивилизованному сообществу пространство для выработки на основе научных исследований концепции диалога цивилизаций как основы системы практических действий. В программе действий намечен ряд конкретных мер в этом направлении Развитие науки и образования в целях достижения объективного понимания характеристик каждой цивилизации и различий между ними, а также путей и средств достижения более конструктивного взаимодействия и более глубокого взаимопонимания между ними активизация и поощрение перевода и распространения основополагающих рукописей книги исследований, отражающих различные культуры и цивилизации организация конференций, симпозиумов и семинаров в целях содействия взаимопониманию, терпимости и диалогу между цивилизациями» [там же. — С. 16—17]. Подготовка и издание на нескольких языках настоящей работы, которая затем будет представлена и обсуждена на конференциях в разных странах, направлены на достижение конкретных задач, поставленных в программе действий. Содержание диалога цивилизаций и его место в системе цивилизационных взаимодействий М ир локальных цивилизаций не только разнообразен и изменчив. Его отличают чрезвычайная широта и богатство взаимодействий от противостояния икон- фликтов до сотрудничества и партнерства. Одно из центральных мест в системе взаимодействий занимает диалог цивилизаций — сравнительно новая геополитическая категория, получившая признание и широкое распространение с конца ХХ столетия. Именно тогда по инициативе президента Ирана М. Хаттами, поддержанной другими странами (в том числе и Россией, 1 ноября 1998 г. была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, провозгласившая г. Годом диалога между цивилизациями под эгидой ООН [57. — С. 3]. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан поручил группе ученых и политических деятелей из 17 стран (от России в нее вошел профессор С. П. Капица) подготовить доклад по этой проблеме. 7—8 ноября 2001 г. на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН доклад был обсужден и принята резолюция «Глобальная повестка дня Глава 4. Диалог цивилизаций ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций теологов, мыслителей, интеллектуалов, ученых, работников искусства, культуры и средств массовой информации, молодежи, которые играют важную роль в инициировании и продолжении диалога между цивилизациями членов гражданского общества и представителей неправительственных организаций в качестве партнеров, содействующих диалогу между цивилизациями там же. — С. Следовательно, речь идет не об узком круге чиновников международных организаций и государственного аппарата стран, входящих в ту или иную цивилизацию, а о самом широком, массовом движении, меняющем сознание миллионов, устраняющем враждебность и недопонимание между народами и цивилизациями. Это движение, выражающее результаты развития культуры мира и толерантности, является важнейшим инструментом, истребляющим корни вражды и столкновения цивилизаций, истоки международного терроризма. В связи с этим важно понять место диалога в системе взаимодействия цивилизаций. Мы выделяем следующие формы взаимодействия цивилизаций рис. 4.1): ° столкновение цивилизаций — вооруженный конфликт на разных уровнях, от мировой до региональной войны. Оно может завершиться либо установлением нового равновесия между воюющими государствами, либо покорением или уничтожением потерпевшей поражение цивилизации, уходом ее с исторической арены, с включением ее остатков в состав цивилизации-победите- Что же понимается под диалогом цивилизаций? Само по себе понятие диалога от греческого dialogos — разговор, беседа) не ново. Оно возникло в античной Греции, использовано в философских трудах Платона, получило широкое распространение в драматургии, научной и политической литературе. Диалог означает общение между людьми с целью достижения взаимопонимания. Это непросто разговор, вербальное общение между людьми разговор может представлять собой и высказывание враждебных взглядов, оскорблений. Диалог же есть обмен мыслями и опытом, направленный на взаимопонимание, искренне заинтересованное выяснение различий во взглядах, обычаях, образе жизни и нахождение общих подходов. Диалог предполагает равноправие, взаимное уважение его участников. Его целью является непросто пополнение знаний или навязывание своих взглядов собеседнику, а поиск общих подходов к решению существующих и вновь возникающих проблем и противоречий диалог носит конструктивный, а не деструктивный характер. Указанные выше характеристики диалога касаются общения между людьми, двумя или более личностями, в том числе и между учеными, выражающими разные теоретические взгляды, позиции. Однако сказанное относится и к взаимоотношениям между большими социальными группами — общественно-политическими организациями, социальными слоями, государствами, нациями, культурами, цивилизациями. Разумеется, сами по себе общественные институты не обладают даром речи они общаются через конкретных людей, наиболее полно выражающих специфические интересы каждого из этих институтов. Говоря о диалоге цивилизаций, имеют ввиду прежде всего обмен идеями, концепциями между представителями локальных цивилизаций как одного, таки нескольких существующих одновременно поколений в широком смысле — и между выразителями интересов сменяющих друг друга мировых цивилизаций. Такими выразителями могут быть ученые, политические деятели, мастера культуры, представители общественных организаций, а также туристы и прочие граждане, представляющие разные цивилизации. В упомянутой выше резолюции ООН намечен широкий круг участников диалога: «Диалог между цивилизациями будет глобальным по своему кругу участников и будет открытым для всех, включая представителей всех цивилизаций; Глава 4. Диалог цивилизаций 158 159 Рисунок 4.1. Формы и сферы взаимодействия локальных цивилизаций С ф еры взаимодействия цивилизаций Формы взаимодействия цивилизаций ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций струментом предотвращения столкновений между ними, разрастающейся эпидемии терроризма. Это подчеркнул Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в выступлении на Генеральной Ассамблее ООН 9 ноября 2001 г Диалог между цивилизациями является краеугольным камнем глобального ответа на любого рода конфликты и насилие, прежде всего те, что основаны на фанатизме и нетерпимости. Поскольку этот диалог охватывает все части света, призывы к войне будут встречены призывами к компромиссу. Ненависть будет встречена толерантностью. Насилие — решимостью. Диалог между цивилизациями является лучшим ответом своим злейшим врагам… На протяжении всей истории такой диалог поощряет понимание и компромисс, ион способен делать это даже в сужающемся и все более связанном мире. Он может содействовать и поддерживать каждое усилие по достижению мира и каждую попытку разрешить конфликты как внутри государств, таки между ними там же. — С. 11, 12]. 2. Диалог помогает преодолеть противостояние цивилизаций, возникающее на почве различия систем ценностей, непонимания значимости любой культуры и цивилизации, их многообразия, формирующего разноцветную палитру глобальной цивилизации и увеличивающего ее жизненную силу, способность адаптироваться к радикальным переменам как во внешней среде, таки во внутреннем строении каждой цивилизации, сочетая наследственность и изменчивость. Диалог противостоит представлениям об универсальности той или иной цивилизации, стремлениям некоторых политических и общественных деятелей навязать ее ценности всему миру, игнорируя и подавляя особенности прочих цивилизаций (что было свойственно западноевропейской цивилизации в период ее доминирования, а в наши дни характерно для североамериканской. В упоминавшемся выше выступлении Кофи Аннана подчеркивалось Диалог между цивилизациями основан скорее на понимании того, что мы представляем множественность культур и что наши убеждения отражают эту множественность, а не на посылке о том, что мы, как человечество, все одинаковы и всегда согласны друг с другом. Идея о том, что есть лишь один народ, который знает правду, один ответ на мировые проблемы или одно решение, удовлетворяющее нужды человечества, на протяжении истории причиняла огромный вред… Разнообразие является основой диалога между цивилизациями и той реальностью, которая делает этот диалог необходимым там же]. ля (как это случилось, например, с включением персидской цивилизации в состав мусульманской или гибелью древнеамерикан- ских культур противостояние, противоборство цивилизаций в геоциви- лизационном пространстве, которое может длиться столетиями, иной раз перерастая в конфликты. В качестве примера приведем противостояние евразийской и западной цивилизаций в период холодной войны, сопровождавшееся их непрямыми столкновениями в Корее и Вьетнаме диалог между цивилизациями в различных аспектах, постепенно расширяющий взаимопонимание между ними, содействующий ослаблению враждебности, повышению толерантности, готовности к сотрудничеству. Примером может служить взаимоотношение между евразийской и японской цивилизациями после Второй мировой войны сотрудничество цивилизаций в решении общих проблем на взаимовыгодной основе при военных конфликтах (например, между евразийской, североамериканской цивилизациями и частью западноевропейских стран вовремя Второй мировой войны), в решении общих стратегических задач (например, нераспространения ядерного оружия, при экологических катастрофах и т. п. Полем такого сотрудничества служат ООН и другие международные организации партнерство — высшая форма сотрудничества цивилизаций на долгосрочной, устойчивой, взаимовыгодной основе при наличии широкой сферы общих интересов, что не исключает их расхождения в некоторых вопросах. Примером партнерства может служить взаимодействие западноевропейской и североамериканской цивилизаций в послевоенный период. Какова роль диалога между цивилизациями в отношении остальных форм их взаимодействия. Диалог ликвидирует социокультурные основы столкновения цивилизаций в любом проявлении — от войн до международного терроризма. Он помогает лучше понять сущность другой цивилизации, общность интересов и базовых ценностей всех локальных цивилизаций в рамках глобальной, способствует развитию культуры мира, противостоящей культу войны. Развитие диалога цивилизаций с х годов способствовало прекращению холодной войны, отдалению угрозы, по выражению П. Сорокина, самокре- мации человечества в пламени мировой термоядерной войны. В настоящее время диалог цивилизаций является важнейшим ин- Глава 4. Диалог цивилизаций ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций сверхприбылей, получаемых транснациональными компаниями и государствами, — мировой природной ренты, экологической ан- тиренты, технологической и финансовой квазиренты там же. — С. 203—207]. Это предложение, поддержанное участниками круглого стола (среди которых, правда, преобладали представители развивающихся стран, было направлено в ООН. Вряд ли оно может быть реализовано в ближайшие годы, так как присваивающие себе сверхприбыли ТНК и некоторые государства оказывают внедрению подобных концепций активное сопротивление, нов любом случае развитие партнерства цивилизаций в глобальном или региональном масштабе потребует формирования общих институтов. Об этом свидетельствует опыт такого цивилизационного объединения, как Европейский союз. В него входят страны западноевропейской и восточноевропейской цивилизаций туда стремятся попасть и некоторые страны иных цивилизаций (Турция, Украина. Хотя процесс создания такого партнерства из-за отрицательных результатов референдумов по конституции ЕС во Франции и Нидерландах затормозился, однако вряд ли его можно повернуть вспять. Этот урок лишь подтверждает истину создавая институты партнерства государств и цивилизаций, нужно избегать поспешных, слишком радикальных шагов. Большинство жителей стран, столетиями отстаивавших свой суверенитет и независимость перед угрозой потерять свою социокультурную идентичность, экономическую и государственную самостоятельность, не воспринимают подобные шаги положительно. Если рассматривать главную тенденцию развития взаимодействия цивилизаций в наши дни, можно сделать вывод общей тенденцией взаимодействия цивилизаций в XXI столетии будет переход от их противоборства к диалогу, сотрудничеству и партнерству. Однако этот процесс не развивается равномерно и прямолинейно. В переходные периоды — при смене исторических эпох, мировых цивилизаций, изменениях соотношения сил и мироустройства — неизбежно обострение противоречий, усиление угрозы столкновения цивилизаций. Именно такая ситуация наблюдается впервые десятилетия XXI в, при смене исторических суперциклов и мировых цивилизаций. Однако уже во второй половине наступившего столетия можно ожидать более отчетливого проявления главной тенденции движения — через диалог к сотрудничеству и партнерству цивилизаций. Таков исторический императив, ибо без этого невозможно не только глобальное устойчивое развитие, но и само выживание человечества, сохране- 3. Диалог цивилизаций является необходимой предпосылкой сотрудничества между ними, решения нарастающего вала глобальных проблем, справиться с которыми в одиночку неспособна ни одна, даже самая мощная, локальная цивилизация и которые требуют объединения усилий всего человечества. Необходимость этого доказывается в разработанной Международным институтом Питирима Сорокина — Николая Кондратьева к IV Международной Кондратьевской конференции Диалоги взаимодействие цивилизаций Востока и Запада альтернативы навек (Москва, май 2001 г) Концепции становления многополярного мира на началах диалога и партнерства цивилизаций. В этом документе подчеркивается С развертыванием глобализации взаимозависимость стран в решении узловых проблем транснационального характера будет возрастать потребуется объединение усилий на началах сотрудничества и партнерства стран и цивилизаций для решения узловых глобальных проблем, от которых зависит будущее всего человечества. Эти проблемы относятся к шести сферам демографической, экологической, технологической, геоэкономичес- кой, геополитической и социокультурной. Постановка и решение этих проблем позволят наполнить конкретным содержанием диалоги партнерство цивилизаций [59. — С. 43]. 4. На основе диалога строится высшая форма взаимодействия цивилизаций — их партнерство в решении глобальных проблем. Партнерство предполагает более глубокую степень взаимопонимания и доверия цивилизаций, устойчивость широкой сферы взаимосвязей, объединение потенциалов, создание общих институтов, необходимых для решения глобальной проблемы, что, однако, не означает поглощения одной цивилизации другой, стирания различий между ними. Так, на организованном Международным институтом Питирима Сорокина — Николая Кондратьева вовремя встречи на высшем уровне по проблемам устойчивого развития в Йоханнесбурге (2002) заседании круглого стола Рентные источники глобального устойчивого развития особо указывалось: устойчивое развитие глобальной цивилизации как единой системы, где уровень разбалансировки, поляризации локальных цивилизаций достиг критической величины, может быть достигнуто лишь на основе диалога и партнерства цивилизаций, создания общего экономического и международно-правового механизма. Последний должен предусматривать, в частности, функционирование трех глобальных фондов — экологического, технологического и социокультурного, — создаваемых за счет отчислений от Глава 4. Диалог цивилизаций ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций ном заседании Комиссии по истории знаний АН СССР, отмечал исторический характер науки Впервые входит в сознание человека чрезвычайная древность человеческой культуры, в частности древность появления на нашей планете научной мысли… Появле- ние пачками и сосредоточение в определенных поколениях умов, могущих создавать переворот в научных исканиях человечества, и, следовательно, ив энергетике биосферы, не является случайностью и, вероятно, связано с глубочайшими биологическими особенностями С. 221, Для появления в той или иной цивилизации новой научной парадигмы требуются определенные предпосылки научный потенциал достаточное количество ученых, вооруженных запасом научных знаний критическая ситуация в обществе, побуждающая творческие умы искать решения вновь возникающих проблем, поднимаясь на более высокую ступень познания. Для распространения полученных знаний, научных открытий и парадигм в других цивилизациях необходимы те же предпосылки. Страны и цивилизации, не имеющие их, пребывают на ушедших в историческое прошлое ступенях познания. Да ив авангардной стране или цивилизации многие ученые настойчиво придерживаются устаревших воззрений, отвергая научные инновации. Поэтому и внутрицивилизационному, и глобальному пространствам присуща пестрота научных школ и парадигм, если так можно выразиться многоукладность науки. Диалог цивилизаций в области науки, обмен научными достижениями и открытиями осуществляется в различных формах путем изучения опубликованных трудов посредством личных контактов вовремя конференций, симпозиумов с помощью докладов Римского клуба вовремя научных экспедиций, обучения и стажировок студентов и специалистов в разных странах с помощью современных информационных технологий — телевидения, радио, Интернета и т. п. Скорость распространения новых знаний по планете стечением времени нарастает, равно как и объем научных знаний, которые могут быть получены в результате диалога цивилизаций в научной сфере. Этому способствуют международные объединения ученых и научные организации (в качестве примера может служить деятельность Международного фонда Н. Д. Кондратьева, Международного института Питирима Сорокина — Николая Кондратьева). Особенно актуален и плодотворен диалог цивилизаций в сфере познания в периоды научных революций, становления и распространения новых общенаучных парадигм. Такая революция развора- ние глобальной цивилизации в условиях нарастающего потока сложных проблем и противоречий. События ноября 2005 г. во Франции и других европейских странах показали, что проблемы взаимопонимания и диалога возникают и внутри цивилизаций между носителями разных систем цивилизационных ценностей. |