Яковец Учебник. Цццциииивв
Скачать 6.48 Mb.
|
Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций сочинениях она использовала такие понятия, как мировая и глобальная цивилизация там же. — С. 102]. Хотя это было не более чем догадкой в том смысле, который ныне вкладывается в такие категории, мадам де Сталь цивилизации не трактовала. В XIX в. французские ученые продолжали активно развивать теорию цивилизаций. Аде Сен-Симон (1760—1825) выдвинул концепцию восхождения человечества от варварства к цивилизации через 12 стадий исторического прогресса каждая из них связана с определенным уровнем развития экономики и общества, сменой культурных форм и реализуется в определенной стране — сначала в Египте, затем в Греции, Риме и наконец в Европе. Каждой общественной форме отвечает определенный умственный уклад, всякий крупный общественный переворот совпадает с революцией в философии, в верованиях, в научных понятиях там же. — С. 130]. Здесь мы видим зачатки идеи смены мировых цивилизаций. О. Конт (1799—1857) положил начало позитивистскому подходу к теории цивилизаций. Центральным явлением исторического процесса для Конта была цивилизация как духовная жизнь общества, находящая свое выражение в религии, философии, науке. Именно из законов развития цивилизации он собирался дедуктивно вывести рациональные представления обо всех остальных проявлениях истории общества. Понятие цивилизация явилось центральным как в социальной динамике О. Конта, таки в его социальной статике, описывающей условия стабильности, структуру общества. Конт в 1822 г. объявил великий закон трех стадий, то есть трех этапов развития цивилизации, теологической, метафизической и позитивной там же. — С. 131]. Главный закон социальной статики по Конту — соответствие между характером государственных учреждений и состоянием цивилизации, иначе говоря, нравами и идеями общества, положением науки, искусств и ремесел. Первоисточником динамики цивилизации Конт считал развитие духовной жизни общества, подчеркивая в тоже время значение промышленной и военной деятельности людей но он скептически оценивал роль революций в развитии цивилизации. Перспективу он видел в достижении стадии, когда государство заменяет ”социократия” — власть людей, выражающих научную точку зрения на перспективы цивилизации. Все, что им мешает, в том числе и ненаучная парламентская система, устраняется. Для конфликта в обществе просто не остается места. Социальное согласие препятствует дальнейшему общественному развитию. История достигает своей цели там же. — С. Идеи Конта оказали большое влияние на развитие западных цивилизационных школ. Российские ученые (ММ. Ковалевский, Н. Д. Кондратьев, ПА. Сорокин) также испытывали их влияние, но пошли значительно дальше в понимании сущности, механизмов и последствий цивилизационного прогресса. Важнейший вклад в исследование истории цивилизаций внес французский историк Ф. Гизо (1787—1874), опубликовавший в 1828— 1830 гг. книги История цивилизации во Франции и История цивилизации в Европе. Именно Гизо принадлежала заслуга первой попытки превращения высокоидеологизированного, насыщенного ценностным содержанием, философского по своей сути понятия цивилизация в категорию исторической науки, формирующейся как особая дисциплина научного знания там же. — С. 140]. Он исследовал историю цивилизаций в их синтезе, впервые ввел понятие их многообразия. Гизо проанализировал особенности древних цивилизаций, показал специфику и многомерность цивилизации Европы Ее цивилизация сложна, разнообразна и бурна все формы, все принципы социальной организации существуют в ней совместно и одновременно. Духовный и светский авторитет, теократический, монархический, аристократический и демократический принципы, всевозможное разнообразие классов и социальных состояний перемешаны и скручены вместе. В европейской цивилизации существуют бесконечные степени свободы, богатства и влияния. И все эти элементы находятся в постоянной борьбе между собою, однако ни один из них никогда не в состоянии был задавить другие и установить свой исключительный авторитет там же. — С. 145]. Тем самым Гизо вплотную подошел к разработке теории локальных цивилизаций и их сопоставлению. Идеи Гизо были развиты философом Виктором Кузеном, который видел в революциях путь к полному развитию цивилизации, его последователем философом Ш. Ренувье (1815— 1903), который ввел понятие первичных, вторичных и третичных типов цивилизации и показал их взаимодействия, а также историком Ж. Мишле (1796—1874), который в своей книге Народ) ввел понятие «полуцивилизационность» и показал, что машинная цивилизация лишает нас индивидуальности, самостоятельного бытия там же. — С. 191]. Ближе всех к теории локальных цивилизаций подошел историк Э. Кинне (1803—1875), который придавал решающее значение религии в формировании цивилизаций, провел сравнительное изучение религий Индии, Китая, Персии, Египта, Вавилонии, Финикнии, Иудеи, Греции, Рима. По мнению И. Н. Ионова и В. И. Хачатуряна, здесь содержится ключ к теории локальных цивилизаций Каждая цивилизация — это отдельный самодостаточный мир, до предела разви- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций вающий свои собственные принципы. Здесь историк вплотную подошел к революции в теории цивилизаций… Речь у него идет… о цивилизациях, способных стать организующей силой мировой истории там же. — С. Дополнительные штрихи в развитие теории цивилизаций внесли французские исследователи конца XIX в. Историки философ И. Тэн (1828—1893) в трехтомнике Происхождение общественного строя современной Франции (1876—1893) утверждал, что факторами развития цивилизаций являются климат, местность, образ жизни народа, плодовитость расы, народный характер и религии, причем все указанные факторы действуют как единая система. Их проявление он исследовал применительно к независимым центрам самостоятельных цивилизаций Китаю, Вавилону, Персии, Индии, Египту, Финикии. Тэн показал, как индийская, китайская, магометанская и европейская цивилизации распространили свое влияние навесь мир. Французский демограф А. Дюмон (1849—1902) в опубликованной в 1890 г. книге «Депопуляция и цивилизация. Демографическое исследование открыл новую грань в изучении динамики локальных цивилизаций. На основании данных демографии касательно древних цивилизаций он показал, что конечная стадия развития цивилизаций связана с депопуляцией — сокращением рождаемости, вымиранием населения. Угроза тупика в развитии цивилизации, ярко описанная Дюмоном, сказалась на мировоззрении многих ученых. Из жизнеутверждающей ценности, символа прогресса идея цивилизации под его пером превратилась в символ угасания культуры, символ вымирания наций. Термин цивилизация на глазах терял ценностное содержание, приобретал характер научного понятия, воплощающего самые разные — и положительные, и отрицательные — тенденции в развитии человечества там же. — С. Пессимизма в оценку развития цивилизаций добавил крупнейший французский социолог Э. Дюркгейм (1857—1917), посвятивший одно из своих исследований связи развития цивилизации и увеличения числа самоубийств (1888). По Дюркгейму, цивилизация есть прямое следствие роста населения, повышения его плотности, увеличения степени разделения труда. Но чрезмерная утонченность цивилизации порождает у людей беспокойство и тревогу, ведет к росту числа самоубийств. Статистика показывает, что наиболее развитые регионы Европы лидируют по числу помешательств и самоубийств. Однако Дюркгейм подчеркивает и прогрессивную сторону развития цивилизаций разделение труда порождает потребность людей друг в друге, новую культуру, солидарность и альтруизм. Ядром регулятивного механизма локальных цивилизаций Дюркгейм считает систему культурных ценностей, а также своеобразие нравственных норм, которые невозможно внедрить извне Каждый народ имеет свою нравственность, определяемую условиями, в которых он живет. Невозможно поэтому навязывать ему другую нравственность, как бы высока она ни была, — не дезорганизуя его там же. — С. 269]. Вывод поучительный для сторонников всемирного распространения системы ценностей западной цивилизации. Английская цивилизационная школа не так богата, как французская. Во многом на ее формирование повлияла развернувшаяся с конца столетия промышленная революция и стремительная экспансия Британской империи в странах Азии и Африки, подчинившая ей многие самобытные цивилизации. Шотландский философ и историк А. Фергюсон (1723—1818) считается основоположником английской цивилизационной школы. В опубликованной им в 1762 г. книге Опыт истории гражданского общества цивилизация трактовалась как следствие развития производительной деятельности людей, их обогащения, создания ими государственных институтов для защиты своей собственности и установления гражданского общества. Последнее является воплощением человеческого разума в общественной жизни, ибо основывается на учете интересов друг друга там же. — С. 68]. Как видим, это богатство и государственные учреждения, его охраняющие, являются важнейшими ценностями индустриальной мировой цивилизации в ее западноевропейском варианте. Фергюсон впервые выдвинул идею о трех стадиях развития человечества — дикости, варварстве и цивилизации (впоследствии данная теория была расширена Л. Морганом и поддержана Ф. Энгельсом); каждой стадии соответствует преобладающий вид деятельности, уровень социального расслоения и культуры. Фергюсон придерживался идеи, что цивилизация развивается ли- нейно-стадиально. Он идеализировал ее облик, считая, что ей несвойственно насилие, а конфликты можно преодолеть с помощью справедливых норм права что она открывает возможности безграничного прогресса культуры что это общество умеренности. Он отказывался признать Индию и Китай полноценными цивилизациями, поскольку они остаются деспотиями. Это во многом пуританский, чисто английский взгляд насущность и характерные черты цивилизации. Заметный вклад в теорию и историю цивилизаций внес другой английский ученый — Г. Бокль (1821—1862). Он замыслил создать грандиозный труд Истории цивилизаций человечества, но успел на- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций писать только двухтомную Историю цивилизации в Англии (1857—1861). В первом томе он изложил свой взгляд на общую теорию локальных цивилизаций. В смысле соответствия требованиям науки своего времени теория цивилизаций Бокля не имела равных» [там же. — С. 243]. Бокль считал, что цивилизацию формируют две основные силы: человек, воздействующий на природу, и природа, воздействующая на человека. Соответственно, он исследовал две группы факторов, влиявших на возникновение и развитие цивилизаций физические (климат, пища, почва, общий вид природы) и интеллектуальные (уровень познания законов природы и их технологического применения. Бокль пришел к выводу, что в европейской цивилизации преобладает подчинение природы человеку, а в остальных — подчинение человека природе. Все главнейшие ступени, по которым проходит последовательно род человеческий по пути цивилизации, отличаются известными особенностями ума или убеждения, оставляющими свой отпечаток на религии, философии и нравственности века [20. — С. Изобилие продуктов питания в странах с жарким климатом, где почвы высокоплодородны, приводит к росту численности населения и падению стоимости рабочей силы. Поэтому в цивилизациях, основанных на использовании природных сил, рано или поздно начинался период застоя и они разрушались. Лишь в тех культурах, где люди вынуждены были преодолевать сопротивление природы, наблюдались стремительный рост знаний, устойчивое прогрессивное развитие. Бокль заложил основы сравнительного изучения цивилизаций, хотя его стремление противопоставить европейские и неевропейские цивилизации неоправданно. В Индии, Китае, Египте были свои периоды интеллектуального подъема, расцвета науки и культуры — в те времена, когда большая часть Западной Европы находилась еще на низком уровне развития цивилизации. В конце XIX в. на английском научном небосклоне появилась звезда первой величины в социологической теории цивилизации — Г. Спенсер (1820—1903). Помысли Спенсера, бесконечность немыслима. Ритм есть необходимая характеристика любого движения. — С. 250]. Цивилизация как социальное тело переходит от однородного к многообразному, разнородному, но стремящемуся к равновесию обществу, причем ранние стадии социальной эволюции в большей степени зависят от природной среды. Спенсер отошел от линейной концепции прогресса Конта. Он считал, что регресс столь же необходим для эволюции, как и прогресс. В схеме исторического развития Спенсера впервые в социологии позитивизма представлен полный цикл жизни цивилизации, включающий стадию прогрессивного развития (дифференциации, стабильности (адаптации) и регресса общества, то есть создается основа для изучения дискретных процессов, связанных с эволюцией цивилизаций там же. — С. Немецкая цивилизационная школа оказала на мировую науку большее воздействие, чем английская, хотя и не была столь развита, как французская. Важнейшая роль среди немецких теоретиков цивилизации принадлежит И. Г. Гердеру (1744—1803), его труду Идеи к философии истории человечества (1784—1791). Гердер критически относился к идее цивилизации, пытаясь соединить линейное движение истории с цикличным развитием отдельных народов. Он утверждал, что культурная традиция препятствует прогрессу человеческого разума противопоставлял уникальность отдельных цивилизаций универсализму человеческих потребностей выдвинул генетический подход к истории. Воспитание человеческого рода — это процесс и генетический, и органический процесс генетический благодаря передаче традиций; процесс органический — благодаря усвоению и применению переданного там же. — С. 18]. Гердер подчеркивал благотворное значение революций в истории человечества Нашему человеческому роду потрясения нужны, как волны водной глади, чтобы озеро не превратилось в болото. Гений человечности вечно обновляет свой облик, вечно расцветает и вновь возрождается в народах, поколениях, племенах» [там же]. Заметный след в развитии теории цивилизаций оставили труды великого немецкого философа Г. Гегеля (1770—1831). Он отрицательно относился к самой идее цивилизации, видя в ней ложный путь, противостоящий подлинной свободе. Тем не менее его исследования вопроса о том, как окружающая среда, природа (особенно в долинах крупных рек, прибрежных районах) влияет на человека и исторический прогресс, помогают понять особенности возникновения и динамики цивилизаций Востока и Запада. Гегель ввел понятие всемирно- исторических народов, активность которых определяет ход мировой истории. К их числу Гегель относил жителей Персии, Сирии, Иудеи, Египта, греческий, римский и германский мир. Одним из основателей теории локальных цивилизаций считается Г. Рюккерт (1823—1875), опубликовавший в 1857 г. двухтомник «Учебник мировой истории в органическом изложении. Отрицая возможность существования единого культурного типа, ученый ис- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Теория цивилизаций Глава 1. Становление и развитие теории цивилизаций следовал одновременно существующие культурные типы У Рюккер- та культурные типы существуют не один за другим, а все вместе во временном пространстве человеческого бытия, представляя собой особые культурные миры в рамках единого большого мира, культур- но-исторические организмы или индивидуальности, без познания которых непонятен смысл истории, то есть именно то, что сейчас мы называем локальными цивилизациями. Сходное представление мы найдем в ХХ в. у О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя и др там же. — С. 233]. От себя добавим — ив в. у Н. Я. Данилевского. Каждому культурному образованию в истории суждено исчезнуть: неполнота и смертность всех форм всемирно-исторической жизни это, по Рюккерту, основной закон истории. Любой культурно-истори- ческий тип самодостаточен и независим от других. Рюккерт считает, что европейская культура никогда не будет в состоянии навязать всем этим различным основным типам один и тот же идеал их жизни и исторического поведения, поскольку культура — всего лишь «…содержание нашей собственной прошедшей и будущей цивилизации там же. — С. 234]. Поэтому вторжения европейской цивилизации в зону других цивилизаций разрушительны. Исторический опыт подтвердил истинность положений Рюккерта. Правда, к концу книги он отступил от собственной позиции и провозгласил западноевропейскую культуру высшей и единственной полностью жизнеспособной. Американская цивилизационная школа начала формироваться лишь со второй половины XIX в. Наиболее видным ее представителем был этнолог Л. Морган (1818—1881), взгляды которого на цивилизацию представлены в книге Первобытное общество (1877). По мнению Моргана, эпоха цивилизации — лишь небольшая часть исторического пути, пройденного человечеством. Основными признаками перехода от стадии варварства к стадии цивилизации являются установление моногамной формы брака, использование орудий труда и оружия из бронзы, развитая система земледелия, возведение крепостей из камня, усиление военной демократии, активное накопление богатств, возникновение частной собственности и государства, зарождение классового общества. Ф. Энгельс (1820—1895) в своей книге Происхождение семьи, частной собственности и государства (1894) восприняли развил идеи Моргана, допустив в предисловии к книге отступление от строгих догм марксизма он поставил изменения способов воспроизводства человека в один ряд со способами производства. Однако в целом марксизм не усвоил базовые положения западноевропейских цивилизационных школ, поскольку отводил системе цивилизационных ценностей лишь третьестепенное место, аза основу прогресса общества принял развитие материальных производительных сил и системы экономических отношений. В тоже время при изучении смены обще- ственно-исторических формаций марксизм широко использовал конкретные достижения цивилизационных школ. Российская цивилизационная школа возникла значительно позднее западноевропейских и во многом отражала достижения последних. А. Д. Кантемир (1708—1744) в своей концепции всемирной истории исходил из идеи круговорота истории, так называемой теории четырех монархий — культурного развития человечества по замкнутому кругу светоч знаний, перейдя из Греции в Италию, затем в Англию, Францию и Германию, будет перенесен в Россию, а потом вновь в Гре- цию. |