Главная страница
Навигация по странице:

  • Леонардо да Винчи

  • Этика и религии в период второго исторического суперцик

  • 12.3. Эволюция и взаимодействие цивилизаций го иго поколений

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница55 из 66
    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   66
    634
    ния к поколению. Полтора тысячелетия после крушения Римской империи стали временем обогащения духовного мира, революций в науке, культуре, образовании, достижения могущества — иногда даже опасного — человеческой мысли.
    Научные революции и научные циклы. Успехи науки в период
    Античности стали основой дальнейшей эволюции познания. Снижение интеллектуальной активности при переходе к Средневековью, засилье схоластики сменилось накоплением предпосылок для великой научной революции середины XV — конца XVII в. Византийская наука была прямой наследницей науки греко- римского мира. В Константинополе продолжались традиции Платона и Аристотеля, возникла школа философов-неоплатоников.
    Особое внимание уделялось прикладным отраслям знаний, непосредственно связанным с медициной, сельским хозяйством, ремеслом, строительством, военным делом. Характерной тенденцией средневековой науки XI—XII вв. была попытка осуществить синтез учения Аристотеля, которое стремительно завоевывало авторитет среди ученых того времени, с теологией, схоластикой. Поворотным пунктом в динамике познания стала великая научная революция середины XV — конца XVII в. Пришло время формирования свободной от религиозных догматов, основанной на обобщении накопленных фактов новой научной картины мира.
    Она послужила основой для индустриального преобразованиями- ра в последующие столетия. Резко возросло число научных открытий и крупных технических изобретений.
    Вершинами этой научной революции стали открытия в области гидравлики и механики Леонардо да Винчи, гелиоцентрическая система Николая Коперника, достижения в области астрономии Тихо Браге, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея. Исаак
    Ньютон стал основоположником классической физики, открыл закон всемирного тяготения, завершив начатый Коперником переворот в астрономии, разработал дифференциальное и интегральное исчисление, сделал ряд важнейших открытий в оптике. Каждое из этих открытий стало основой для развития самостоятельных научных дисциплин.
    Прогресс происходили в общественных науках. Крупнейший философ того периода Френсис Бэкон провозгласил эксперимент, опыт основой научных обобщений. Другим основателем новой философии стал Рене Декарт он отстаивал позиции рационализма в философии, сделал крупный вклад в развитие матема-
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Массовости искусства способствовала его информатизация,
    использование новых технических средств — телевидения, аудио- и видеомагнитофонов, Интернета. Возникла компьютерная графика кино- и видеоиндустрия сформировались в мощные, высокодоходные отрасли.
    Как показал в своих работах П. Сорокин
    , кризис культуры является проявлением распада чувственного социокультурного строя, преобладавшего на Западе в течение пяти столетий. На его место приходит интегральный социокультурный строй в егоза- падной и восточной модификациях Циклы и революции в образовании. За последние полтора тысячелетия в динамике образования, как ив других сферах жизни общества, выявились сверхдолгосрочные циклы, которые сопровождались революционными переменами в способах сохранения и передачи накопленных знаний и навыков, культурного наследия.
    В стадии генезиса феодализма в Европе системы образования
    (по сравнению с периодом античности) находились в упадке. Специализированная система обучения сохранилась в полном виде лишь в Византии, Китае, Индии, но и там наблюдались регрессивные тенденции. Основным стал метод передачи знаний, навыков и культуры эмпирическим путем в процессе труда (в земледелии,
    ремесле, торговле, строительстве).
    Однако позднее подъем экономики, развитие ремесел и торговли, возрождение городов, формирование средневековых государств потребовали восстановления специализированной системы образования. Это и было сделано под руководством института церкви.
    Вершиной развития системы образования в раннем Средневековье стали университеты. В XII в. такие учебные заведения открылись в Париже, Болонье, Оксфорде в XIII в. — в Кембридже, Падуе, Неаполе, Саламанке в XIV в. — в Праге, Кракове, Вене. В них велось широкое систематическое обучение путем чтения лекций и проведения диспутов учебники были редкостью.
    Очередная революция в образовании произошла в раннеиндуст- риальной мировой цивилизации в эпоху Возрождения. Она была тесно связана с великой научной революцией, которая в корне изменила систему взглядов и помогла обществу в основном преодолеть барьеры средневековой схоластики. Эта революция стала ответом на запросы стремительно развивавшегося рынка — торговли, банковского дела, денежного хозяйства.
    К концу XV в. в Европе было уже 79 университетов. Возникали и специализированные учебные заведения. В Португалии, Испании,
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла

    636
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций

    Таблица Долгосрочные научные циклы
    раннеиндустриальной и индустриальной
    цивилизаций
    Циклы
    1-й
    2-й
    3-й
    4-й
    5-й
    Годы
    1691–
    1761–
    1831–
    1895–
    1945–
    1760
    1830
    1894
    1944
    2000
    Продолжи-
    70 70 64 50 тельность, лет
    Лидирующие Англия, Англия,
    Германия,
    Россия,
    США, страны
    Франция, Франция,
    Англия, США,
    СССР,
    Россия, Германия, Франция, Франция, Япония,
    Швеция
    Россия
    США, Англия
    ЕС
    Россия
    Ключевые Электричество,
    Технические
    Биология, Физика, Атомная направления химия, науки, химия, генетика,
    физика, науки ботаника, химия, электри- химия, кибернетика, философия, полит- чество,
    социология биология,
    право экономия экономика социология
    Основные
    Теория
    Космого-
    Теория
    Теория
    Новые научные электричества нические эволюции,
    относитель- элементар- открытия
    (Грей,
    теории Канта- клетки,
    ности, ные частицы,
    Франклин),
    Лапласа,
    электромаг- квантовая лазеры,
    французская теория горе- нитная теория, стро- социокуль- энциклопедия ния Лавуазье,
    теория,
    ение атома,
    турная теория марксизм генетика,
    динамика стоимости цикличная динамика
    Организацион-
    Академии,
    «Лунное Британская
    Научные Государст- ные формы университеты общество»
    ассоциация,
    институты венные науки английских научные и лаборатории, научные ученых,
    общества,,
    научные центры, Королевский научно- центры научно- институт исследова- монополий производ- тельские ственные лаборатории объединения, научные центры ТНК
    захватили США, а во второй половине века — возрождение переживавшей до того упадок восточной культуры (Японии, Китая,
    Индии). Сначала х годов ХХ в. всеобщий кризис культуры углубился. Он проявился в двух, казалось бы, противоположных по форме,
    но имеющих общую основу направлениях — модернизме и социалистическом реализме. Художники-модернисты все больше уходили от реальной жизни, искажали ее в угоду низменным вкусам. Социалистический реализм ориентировался на идеологически заданное отображение действительности, зачастую не оплодотворенное глубокой мыслью

    639
    кие, социально-политические и духовные условия жизни, наметился очередной кризис системы образования. Широко распространенным явлением стали функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность работников. С конца ХХ в. наблюдаются признаки новой революции в образовании, ориентированной на постиндустриальную научную парадигму, креативную педагогику, современные информационные технологии, непрерывное образование.
    Этика и религии в период второго исторического суперцик-
    ла. В развитии этических норм и идеологических установок человека за последние полтора тысячелетия можно выделить три сверхдолгосрочных цикла. Они связаны с крупными этапами в развитии других сторон общества, с волнообразной динамикой смены цивилизаций.
    Первый сверхдолгосрочный цикл охватывает эпоху генезиса феодализма и средневековой цивилизации. Его средоточием явилось становление мировых религий, стремление церкви охватить весь духовный мир, все стороны деятельности человека. В Европе это был период стремительного распространения христианства на
    Востоке — ислама, буддизма, индуизма.
    Чем было обусловлено утверждение господства религии и религиозной морали в средневековом обществе и к чему это привело?
    Во-первых, синтез религии и морали был необходим для установления большей упорядоченности в человеческих отношениях.
    Религиозная мораль впитала основные общечеловеческие нормы поведения, выработанные в течение предыдущих исторических циклов, и дополнила их догматами, отвечавшими иерархическому строю феодального общества. Утверждение религий играло виз- вестной мере прогрессивную роль, создав механизм поддержания единого духовного пространства, преодолевавшего национальные и этнические различия и государственные границы в пределах господства данной религии.
    Во-вторых, утверждение господства религиозного мировоззрения и морали способствовало укреплению феодальных отношений ив тоже время устранению или ограничению некоторых его крайностей. Первоначально буддизм, христианство и мусульманство возникли как религии угнетенных слоев эти учения осуждают стяжательство, ростовщичество. Однако со временем, по мере накопления богатству феодалов и церкви, религия стала более терпимой к роскоши, утешая обездоленных и эксплуатируемых тем, что после смерти им сторицей воздастся за страдания. Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла

    638
    Англии и Голландии открывались мореходные школы. Центрами гуманизма в Англии стали Оксфордский и Кембриджский университеты в Оксфорде читали лекции Томас Мор, Эразм Роттердамский. Здесь преподавали теологию, гражданское и церковное право,
    философию Аристотеля и Платона, медицину Галена и Гиппократа,
    математику, арифметику, геометрию, астрономию, диалектику, риторику, древнегреческий и древнееврейский языки. Широкое распространение и более светский характер получили начальное и среднее образование. Сформировалась педагогика как специализированная отрасль науки большой вклад в ее создание внес чешский ученый-гуманист Ян Амос Коменский
    , опубликовавший труды по дидактике, учебники для школьного и семейного образования.
    Однако средневековая система подготовки квалифицированных работников не отвечала требованиям индустриального общества. С переходом к машинному производству ему потребовались конструкторы, инженеры, техники, экономисты, менеджеры, способные разрабатывать сложные системы машин, эффективно использовать их, организовать работу многотысячных коллективов, гибко перестраивать производство применительно к запросам часто меняющейся конъюнктуры рынка. Приоритет отдавался специализированному техническому образованию — техникумам,
    политехническим и сельскохозяйственным институтами т. п. Фабричный рабочий постоянно имеет дело со сложными машинами и технологиями, которые периодически обновляются. Индустриальной системе нужны рабочие, имеющие высокие профессиональные навыки. Получило распространение всеобщее начальное образование в сочетании с узкоспециализированной подготовкой,
    нередко без отрыва от производства, на краткосрочных курсах либо в профессиональных училищах.
    Образование все более стандартизировалось, совершенствовались методы и техника обучения. Формировалась массовая унифицированная педагогика для разных звеньев и уровней образования. Массовыми тиражами издавались учебники для школы, высшего образования. Сфера образования становилась общедоступной, демократичной, нов тоже время терялась индивидуальность,
    воспитывалось стереотипное мышление.
    Масштабы и глубина переворота в образовании в итоге промышленной революции таковы, что это дает основание говорить о революции в образовании, происшедшей впервой половине XIX в.
    Во второй половине ХХ столетия, в последней фазе развития индустриального общества, радикально изменились экономичес-
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций

    641
    ется с века Просвещения, главный итог которого — закрепление того сдвига в духовной сфере, который был сделан Реформацией.
    Это был период постепенной утраты мировыми религиями господства в сфере идеологии, в политике и экономике. Церковь адаптировалась к переменам, гибко реагировала на новые интересы человека, на социальные противоречия в обществе.
    Место религии в качестве стержня идеологической жизни общества заняла мысль о всесильности научного прогресса, возможности построить общество на рациональных основах в соответствии с требованиями разума, той или иной научной доктриной. Вольтер нанес сокрушительный удар по религиозному мировоззрению его идеи подхватили энциклопедисты, открывшие дорогу атеизму, вере во всемогущество науки. Научный прорыв XIX в. закрепил господство научного мировоззрения, идеи прогресса.
    Мораль буржуазного общества Запада подчинялась требованиям рынка. Высшей моральной ценностью стало приобретение богатства, рост прибыли. В тоже время в цивилизациях Востока,
    особенно в мусульманской, сохранилось сильное влияние религии на этику и развитие духовной сферы.
    Наиболее радикальные перемены в религии и этике произошли в социалистических странах. Попытки вытеснить религию, заменить буржуазную нравственность моральным кодексом строителя коммунизма, исповедовать правило цель оправдывает средства дали печальные результаты. Сложилась двойная мораль, были подорваны нравственные устои семьи. Однако социалистическая идеология и мораль не имели прочных корней и сменились ренессансом религии в конце ХХ в.
    Разложение чувственного социально-культурного строя на Западе вызвало негативные тенденции в области этики и идеологии рост преступности, моральной распущенности ив тоже время религиозного фанатизма и сектантства. В противовес этим установкам зарождаются основы позитивной моральной и религиозной поляризации.
    12.3. Эволюция и взаимодействие
    цивилизаций го иго поколений
    Переход от античного мира к средневековому характеризовался радикальными сдвигами в геополитической карте мира, формированием го поколения локальных цивилизаций (рис. Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла
    640
    В-третьих, мировые религии сыграли важную роль в становлении государственности, преодолении феодальной раздробленности и формировании сильных держав — Византийской империи,
    империи Карла Великого, Священной Римской империи, Древнерусского государства, Арабского халифата. Религия была идеологической основой централизованного государства, освящая мирскую власть и призывая ей подчиняться.
    В-четвертых, религия господствовала в духовной сфере, подчинив своему влиянию науку, культуру, образование. Влияние это было противоречивым. С одной стороны, церковные учреждения, ученые-бого- словы, поддерживаемые церковью художники, архитекторы, музыканты оставили множество произведений, ставших шедеврами искусства. Накопив огромные богатства, церковь тратила значительную их часть на строительство и украшение монастырей, церквей, мечетей,
    синагог, синтоистских и буддийских храмов. В монастырях и церковных школах составляли летописи истории страны, переписывали книги, переводили на разные языки церковную литературу, обучали грамоте, основам науки искусств. При поддержке церкви и под ее началом создавались университеты. С другой стороны, жесткий религиозный диктат сковывал свободную мысль. Подвергались преследованиям ученые, художники, педагоги, выходившие за рамки религиозных канонов, ставилась под подозрение любая свободная мысль или научная идея, которая могла поколебать монополию церкви. Негативные черты монополизма религий вступили в противоречие с гуманистическим началом эпохи Возрождения, когда стартовал второй сверхдолгосрочный цикл в динамике этики и религии завершающегося ныне исторического суперцикла. Несовместимость гуманизма Возрождения и всевластия религиозных догматов проявилась во времена Реформации. Ее почином стало выступление в 1517 г. доктора богословия Мартина Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций. Растерявшаяся вначале под натиском новых идей католическая церковь вскоре опомнилась и попыталась восстановить былое могущество. Контрреформация нашла выражение в создании инквизиции, образовании ордена иезуитов (1540) и других воинствующих религиозных орденов, во введении жесткой цензуры, а также реорганизации самой церкви, повышении ее гибкости, усилении борьбы с оппозиционными течениями. Возрождение дало толчок к формированию светской, гуманистической этики,
    включающей основные ценности общечеловеческой морали. Третий сверхдолгосрочный цикл в динамике религии и этики охватывает период с середины XVII в. до конца ХХ в. Он начина-
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла
    642
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Рисунок Локальные цивилизации го поколения — западная — восточноевропейская — восточнославянская — японская — китайская — индийская — буддийская — мусульманская — византийская мезоамери-
    канские;
    11— андские
    Глава 12. Цивилизации второго исторического суперцикла
    644
    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ История цивилизаций
    Рисунок Локальные цивилизации го поколения — западная — восточноевропейская — евразийская — японская — китайская — индийская — буддийская мусульманская — монгольская вв.)
    лидирующие позиции среди которых заняли Индия и Китай, а затем иго их поколения (рис. 12.6), в авангард же вышла западноевропейская цивилизация. Постепенно она распространила свое влияние на большую часть населенного мира, покорив или потеснив цивилизации Востока и уничтожив цивилизации Нового Света. Лишь со второй половины ХХ в. ее преимущество перестало быть столь очевидным. Настала пора интенсивных межцивилизационных связей.
    Огромные колониальные империи, возникшие в раннеиндустриаль- ную и индустриальную эпохи, на закате последней распались, уступив место экономическим империям, интеграционным тенденциями глобализации. К концу третьего исторического суперцикла появились признаки формирования го поколения локальных цивилизаций, проблема их взаимодействия вышла для общества на первый план. Рассмотрим вкратце основные черты динамики локальных цивилизаций го иго поколений (кроме евразийской цивилизации,
    этапам формирования и развития которой посвящена глава 13).
    1   ...   51   52   53   54   55   56   57   58   ...   66


    написать администратору сайта