Главная страница
Навигация по странице:

  • 10.2. Научные революции и кризисы

  • Яковец Учебник. Цццциииивв


    Скачать 6.48 Mb.
    НазваниеЦццциииивв
    АнкорЯковец Учебник.pdf
    Дата03.12.2017
    Размер6.48 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯковец Учебник.pdf
    ТипДокументы
    #10643
    страница36 из 66
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   66
    Глава Наибольшей сложностью, причудливостью в изгибах траектории своей динамики, неопределенностью в предвидении отличается сфера духовной жизни общества — наука, образование, культура,
    этика, религия. Нов тоже время именно эта сфера является вершиной «пирамиды»
    цивилизаций, ключевым элементом ее генотипа, первоисточником ее движения от этапа к этапу, смены циклов и кризисов в спирали исторического прогресса. Поэтому эта сфера заслуживает тщательного рассмотрения в аспекте динамики цивилизаций, периодически развертывающихся революционных переворотов в науке и образовании, смене художественных стилей и школ, обновлении этических и религиозных воззрений народов и цивилизаций
    431
    ющих генотипа человека, этноса, народа, цивилизации — эстетических и нравственных ценностей;
    °
    этику как систему нравственных норм, которые регулируют семейные и общественные, межличностные и межгрупповые отношения, налагают определенные ограничения в деятельности человека, требуют учета интересов других членов общества, соблюдения правил социального общежития;
    °
    религию, а также идеологию, определяющие цели и мотивы деятельности человека и социальных групп, нередко побуждающую их идти на жертвы ради достижения дальних целей.
    Духовную жизнь можно понимать и как сферу духовного воспроизводства, где происходит непрерывное воспроизведение, обновление и обогащение важнейшей составляющей социального генотипа человека, семьи, социальных групп, локальных, мировых и глобальной цивилизаций.
    Сфера духовной жизни — понятие более узкое, чем категория социокультурная сфера, к ведению которой П. Сорокин в своей
    «Социальной и культурной динамике [183] относил не только культуру, искусство, науку, религию, этику, но и политику, войны и революции, экономику, — иными словами, все стороны жизни общества. Культура здесь также понимается в более узком смысле, чем это нередко встречается в научной литературе, когда ее отождествляют со всеми продуктами деятельности общества (материальная и духовная культура) или со всей сферой духовной жизни общества.
    Если рассматривать взаимодействие сферы духовной жизни общества с другими этажами пирамиды цивилизаций и составляющими ее наследственного генотипа, то можно выявить следующие существенные связи (закономерности. Сфера духовной жизни испытывает на себе влияние — прямое или косвенное — всех остальных элементов цивилизации и составляющих цивилизационного генотипа окружающей природной среды и демографических характеристик, технологического уровня и экономических отношений, государственно-политичес- кого устройства, социальной структуры и накопленного исторического опыта. Охватывая все стороны жизни общества, проникая в их суть, давая им нравственную и эстетическую оценку, вырабатывая идеалы и цели, передавая все накопленное богатство следующим поколениям, духовная сфера является живым зеркалом, которое отражает все разнообразие окружающего человека мира, помогает осмыслить происходящие в нем события и перемены и выбрать правильное направление деятельности. Без такой под-
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций. Ключевая роль духовной сферы

    в структуре и динамике цивилизаций
    Ч
    то мы понимаем под сферой духовной жизни общества
    ?
    Мы включаем в нее пять основных элементов, отражающих различные стороны восприятия человеком и обществом окружающего мира и самого себя, определяющих мировоззрение, целеполагание деятельности:
    °
    науку как уровень познания закономерностей природы и общества, механизмов использования этих закономерностей винте- ресах общества, социальных групп, человека;
    °
    культуру как эстетическое восприятие окружающего мира,
    его богатства и разнообразия, создание художественных ценностей, понимание гармоничности, чувства прекрасного;
    °
    образование как систему обобщения и передачи следующим поколениям накопленных знаний и опыта, социальных составля-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    Свойства социальной среды определяются состоянием производительных сил в каждое данное время. Раз дано состояние производительных сил, даны и свойства социальной среды и соответствующая ей психология… Но развитие производительных сил самоопределяется свойствами окружающей среды [160. — С. 182, 192—193, Идея решающей, преобразующей роли разума человека, его творчества и деятельности в динамике биосферы лежит в основе учения В. И. Вернадского о ноосфере [28], развитого Н. Н. Мои-
    сеевым [134—136].
    3. Сфера духовной жизни, как и другие стороны жизни общества и этажи пирамиды цивилизации, развивается в соответствии

    с закономерностями цикличной динамики, проходит через периоды взлетов и кризисов, сверхдолгосрочных (цивилизационных) идол- госрочных (кондратьевских) циклов, трансформирующих все ее составляющие. Периодически меняются научные парадигмы (система знаний, научная картина мира, художественные стили, образовательные системы, нормы этики и религиозные взгляды.
    Одним из первых на ритмичность развития духовной жизни указал О. Шпенглер: Каждая культура, каждая ранняя пора, каждый подъем и спад, каждый из ее внутренне необходимых уровней и периодов имеют определенную, всегда равную, всегда со значимостью символа периодически возвращающуюся длительность…
    Что значит резко выделяющийся во всех культурах летний период в ритме политического, духовного и художественного становления Или летние периоды барокко, готики, великих математик, аттической пластики, мозаичной живописи, контрапункта,
    галилеевского механизма Что означает идеальная продолжительность жизни водно тысячелетие для каждой культуры [233. — С. 55]. Если оставить в стороне утверждение острогой, математической точности периодов в динамике общества (таковая не наблюдается, то сама идея цикличности в развитии духовной сферы выражена правильно. Здесь действительно имеет место одновременное существование циклов разной продолжительности (полувековых, многовековых, тысячелетних, а главное — их взаимовлияние как внутри духовной сферы, таки с циклами в смежных сферах жизни общества (экономической, технологической, соци- ально-политической и т. п. Известно, что инициаторами многих радикальных перемен в обществе являются ученые и деятели культуры. Они первыми четко осознают накопившиеся в обществе противоречия и первыми же стремятся найти способы их разрешить. Перемены в духовной сфере обычно предваряют и провоци-
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций
    432
    держки люди были бы подобны щепкам, плывущим по воле волн и кружащимся в водоворотах реки жизни. Однако роль сферы духовной жизни не сводится только к отражению и восприятию происходящих в природе и обществе перемен. Духовная сфера является главным инструментом, рычагом преобразования окружающего мира в интересах человека, коллектива, общества, необходимой предпосылкой их эффективной деятельности. Для последней же требуется проникать в глубинную сущность процессов функционирования и динамики природы и общества, овладевать методами воздействия на эти процессы, давать им эстетическую и нравственную оценку, обобщать и передавать накопленные знания и опыт следующим поколениям, обоснованно выбирать идеалы и цели деятельности. Духовная жизнь это то, что отличает человеческое общество, вид Homo sapiens от остальной живой природы, это базисный, ключевой элемент в генотипе, наследственном ядре общества, цивилизации. И с каждым последующим этапом исторического развития роль и значение духовной жизни возрастает.
    В известном споре о том, что первично — бытие или сознание,
    можно предложить следующее решение. Да, конечно, исторически и логически бытие — окружающая человека природная среда, материальные условия жизни, биологическая составляющая генотипа исходные ив этом смысле первичные без них не мог бы возникнуть и существовать человек разумный, человек эмоциональный и нравственный. Но, однажды выделив себя из окружающего мира, человек научился его понимать и преобразовывать. В таком преобразовании первичным становится сознание человека,
    его духовный мир. Это признавал Карл Маркс, когда писал, что используемые в производстве средства труда есть созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знаний. Развитие основного капитала является показателем того,
    до какой степени всеобщее человеческое знание (Wissen,
    Knowledge) превратилось в непосредственную производительную

    силу, и отсюда — показателем того, до какой степени условия самого общественного процесса подчинены контролю всеобщего интеллекта, преобразованы в соответствии с ним [122. — С. От мнения К. Маркса заметно отличаются страдающие односторонностью взгляды его последователей. Даже такого талантливого,
    как Г. В. Плеханов: Психология общества приспосабливается к его экономии. На данной экономической основе роковым образом возвышается соответствующая ей идеологическая надстройка…
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    пример, в Древней Греции первенство принадлежало философии и культуре в Средневековье оно перешло к мировым религиям в индустриальном обществе в авангарде оказалась наука. В интегральном постиндустриальном обществе, по предвидению П. Соро-
    кина, произойдет воссоединение истины (науки, добра (этики) и красоты (культуры Новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики и изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты…
    Нарождающиеся творческие силы возвестят наступление прекрасной эры в человеческой истории [181. — С. 86, 87]. Меняются и цивилизации, лидирующие в духовной сфере на разных исторических этапах. В период раннеклассовой цивилизации это были культуры Древнего Египта, Междуречья, Индии в античную эпоху — Греции, Рима, Персии, Китая, той же Индии.
    В средневековую эпоху главенство в духовной сфере принадлежало Китаю и Индии, быстро возрастала роль Западной Европы. Последняя в эпоху раннеиндустриальной и индустриальной мировых цивилизаций захватила абсолютное первенство, потеснив духовный мир цивилизаций Востока и почти полностью уничтожив наследие цивилизаций Нового Света. В XIX—XX вв. в борьбу за лидерство активно включилась российская цивилизация наибольших успехов она достигла вначале ХХ в. — в золотой век российской науки и серебряный век искусства. С конца ХХ в. все сильнее проявляется отмеченная еще П. Сорокиным глобальная тенденция перемещения творческого лидерства человечества из
    Европы и европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики. Настоящая и будущая история человечества уже представлена на гораздо более обширной сцене азиатско-аф- рикано-американского космополитического театра. Звездами следующих актов великой исторической драмы готовятся стать — помимо Европы, Америки и России — возрождающиеся великие культуры Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира»
    [Там же. — С. 11—12]. Следует отметить и такую знаменательную, но мало осознанную в нашей стране и тем более за рубежом тенденцию, как превращение России в один из эпицентров развертывающегося переворота в духовной жизни общества, становления интегрального социокультурного строя. Этот факт объясняется как особенностями генотипа российской цивилизации, где духовность, духовная
    Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций
    434
    руют разворачивание очередного витка исторической спирали, хотя обретенный в итоге преобразований мир чаще всего радикально отличается от идеалов начавших указанные трансформации интеллектуалов (Питирим Сорокин называл это законом социального иллюзионизма. В тоже время следует учитывать, что циклы в духовной сфере в наибольшей мере подвержены случайным колебаниям, влиянию субъективного фактора — идеями действиям творческих личностей. Поэтому такие циклы трудноизмеримы и почти непредсказуемы. Кроме того, значительную роль играют здесь сила традиции,
    противоборство идей, разрыв между сменяющими друг друга поколениями людей.
    4. В духовной жизни общества можно обнаружить действие закономерностей социогенетики — наследственности, изменчивости

    и отбора. Накопленное в течение тысячелетий научное и культурное наследие, этические нормы и религиозные системы передаются следующим поколениям, образуя сердцевину социального генотипа этноса, нации, цивилизации. Время от времени они обновляются и обогащаются процесс этот носит кумулятивный характер.
    Так, научные и культурные достижения Древней Греции и поныне входят в состав современной науки и культуры. Но изменение условий жизни общества требует пересмотра системы цивилизационных ценностей, отказа от устаревших и обогащения новыми на основе целенаправленного отбора. Он инициируется духовными лидерами общества — крупными учеными, талантливыми художниками, основателями новых религиозных учений и т. п. При смене исторических эпох — мировых цивилизаций, исторических су- перциклов — процесс трансформации духовной сферы приобретает особенно резкий и драматичный характер. Так было, например,
    в эпоху формирования раннеклассовой и средневековой мировых цивилизаций, а также индустриального общества. Следует ожидать радикальных перемен в духовной составляющей генотипа общества и при становлении постиндустриальной мировой цивилизации и третьего исторического суперцикла. Эти перемены займут почти все пространство XXI века ив корне преобразят общество, определив главные тенденции его развития на несколько столетий вперед.
    5. Неравномерность динамики сферы духовной жизни наблюдается не только во времени, но ив пространстве, проявляясь в смене лидеров — как отдельных составляющих этой сферы, таки цивилизаций и стран, находящихся в эпицентре перемен. На-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций

    437
    ально новые, революционные идеи, а оно оказалось в состоянии воспринять такие идеи, для всего этого требуется, чтобы общество находилось в ситуации нарастающего кризиса, а значит, испытывало потребность в изменениях. Научные революции возникают в условиях общественного кризиса, в переходные эпохи, когда устаревший строй и лежащая в его основе научная парадигма исчерпывают свой потенциал и возникает необходимость сменить последнюю. Предпосылки и процесс формирования новой парадигмы через полвека после В. И. Вернадского весьма подробно исследовал Т. Кун [104]. В. И. Вернадский сформулировал общую закономерность возрастания роли научного знания в развитии общества как основы

    становления ноосферы, когда наука превращается в планетарную силу, способную преобразовать биосферу Мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь.
    Это явилось неизбежным следствием — впервые на нашей планете захвата все растущим человеческим обществом… всей поверхности Земли, перехода с помощью научно направляемого разума человека биосферы в ноосферу [30. — С. 274—275]. Процесс усиления роли науки в развитии общества — неравномерный и противоречивый. Революции в науке сменяются этапами эволюционного развития, периодическими кризисами, а порой и регрессом, потерей части накопленных знаний. Так было, например, в Европе в период формирования средневековой цивилизации, когда многие завоевания античной научной мысли оказались утраченными, а число научных открытий и технических изобретений многократно сократилось. Однако это не означает, что научная мысль на планете в целом остановилась или даже откатилась назад, прервался кумулятивный процесс накопления знаний. Просто центр мировой науки переместился из Средиземноморья на
    Восток — в Византию, Индию и Китай, где наблюдалось оживление научной мысли, одно за другим совершались научные открытия, которые затем, путем диалога цивилизаций, были усвоены мусульманской и западноевропейской цивилизациями и стали основой их подъема. Следует также отметить цикличные колебания в структуре научного знания. Научная революция начинается с прорыва Глава 10. Цикличная динамика духовной сферы цивилизаций
    436
    жизнь традиционно занимают ведущее место, таки тем, что Россия находится сейчас в фокусе противоречий переходной эпохи,
    переживает глубочайший цивилизационный кризис. Это побуждает творческие личности к активному поиску путей выхода из национального (и глобального) кризиса, рождает взрывную волну научного и художественного творчества.
    10.2. Научные революции и кризисы
    Цикличность в развития духовной сферы наиболее очевидна в области науки, где отчетливо проявляется периодическая смена революционных прорывов к новым рубежам знаний эволюционным освоением достигнутых рубежей и кризисами науки, когда устаревшая научная парадигма уже не дает реального прироста знаний, но лишь мешает адаптироваться к изменившимся условиям жизни общества. Основы теории цикличной динамики научного знания кратко и образно выразил В. И. Вернадский в докладе на заседании Комиссии по истории знаний, состоявшемся 14 ноября 1926 г. Ученый отметил, что ходу научной мысли свойственна определенная
    скорость движения… Она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления С. 215]. Переломные эпохи в истории общества начинаются с научных революций и сопровождаются взрывами научного творчества. Последние, по словам В. И. Вернадского,
    «указывают на то, что через столетия повторяются периоды, когда скопляются водном или многих поколениях, водной или многих странах богато одаренные личности, те, умы которых создают силу, меняющую биосферу Там же. — С. 216]. Правда, при этом остается открытым вопрос почему такие скопления талантов возникают, почему происходят взрывы научного творчества Ответ может быть дан исходя из понимания общих закономерностей цикличной динамики общества и ведущей роли научной мысли в организации перемен в нем. Вряд ли можно полагать, что скопление талантов в томили ином периоде, в той или иной стране определяется демографическими закономерностями. Число одаренных детей во всех поколениях почти одинаково, но для того, чтобы талантливые личности реализовали свой потенциал, смогли предложить обществу принципи-
    ЧАСТЬ ВТОРАЯ Трансформации структуры цивилизаций
    Место и время рождения системы наук общеизвестны это
    Древняя Греция, VI—III вв. дон. э. Лидерами свершившейся тогда научной революции признаны Платон и Аристотель, известны также десятки крупнейших ученых той эпохи и их научные достижения материализм
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   66


    написать администратору сайта